Национальный банк выпускает в обращение памятные монеты «Беларускі рубель. 30 гадоў»
Национальный банк Республики Беларусь с 5 июля 2024 г. выпускает в обращение памятные монеты «Беларускі рубель. 30 гадоў»:
- золотую – номиналом 30 рублей, массой 2 г, пробой сплава 999, размером 150 х 70 мм, тиражом 10 000 штук;
- серебряную – номиналом 30 рублей, массой 5 г, пробой сплава 999, размером 150 х 70 мм, тиражом 20 000 штук.
Монеты имеют прямоугольную форму.
Аверс: вверху слева – надпись ТРЫЦЦАЦЬ РУБЛЁЎ, годы 1994–2024, вес и проба сплава; в центре – изображение зубра в обрамлении национального орнамента; внизу – номинал: 30.
Реверс: в центре – изображение здания Национального банка Республики Беларусь, вверху – надписи: 30 и НБРБ, справа – изображение Государственного герба Республики Беларусь, внизу – надписи: НАЦЫЯНАЛЬНЫ БАНК РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ, ТРЫЦЦАЦЬ РУБЛЁЎ, год чеканки – 2024.
Монеты отчеканены качеством «пруф-лайк».
Выпущенные в обращение монеты являются законным платежным средством Республики Беларусь и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей без всяких ограничений.
Информация об ожидаемых поступлениях, отпускных ценах и наличии памятных монет в кассе Национального банка Республики Беларусь, а также планируемых датах продаж памятных монет размещается на официальном сайте Национального банка в разделе «Банкноты и монеты».
По информации Национального банка Республики Беларусь
Когда система мгновенных платежей полноценно заработает в Беларуси, рассказал Председатель Правления Национального банка Роман Головченко в интервью телеканалу «Беларусь 1», сообщает БЕЛТА.
«Система мгновенных платежей у нас функционирует с 2019 года. Но ее функционал до настоящего времени лимитирован. То есть это платежи физического лица физлицу либо юридического лица юрлицу. Основной потенциал роста для системы мгновенных платежей – работа с объектами торговли и сервиса. Когда человек может, скажем, по QR-коду заплатить за полученные товары и услуги, за покупки, за ресторан, кафе и так далее. Именно в этом направлении мы развиваем нашу систему. К концу года она должна быть запущена в полноценную эксплуатацию. Но подключение к этой системе будет проводиться постепенно», – сказал Роман Головченко.
К середине 2026 года к системе должны быть подключены белорусские банки первой группы значимости и наиболее крупные торговые объекты. «Рассчитываем на то, что к концу 2026 года все банки будут подключены к системе мгновенных платежей», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
«Что еще для нас важно – мы таким образом избегаем иностранных платежных сервисов. Ведь периодически клиенты сталкиваются с теми или иными трудностями при процессинге исходя из решений тех или иных зарубежных платежных систем», – сделал акцент Роман Головченко.
Следующий шаг – интеграция белорусской системы мгновенных платежей с российской, чтобы можно было по QR-коду оплачивать покупки не только в Беларуси, но и в России.
По информации БЕЛТА
Маркетплейс Белорусской валютно-фондовой биржи (БВФБ) станет витриной финансовых, банковских и страховых услуг. Об этом заявил Председатель Правления Национального банка Роман Головченко в интервью телеканалу «Беларусь 1», сообщает БЕЛТА.

Биржа планирует запустить финансовый маркетплейс. «Финансовые услуги – это такой же товар в данном случае. Поэтому замысел БВФБ – сделать витрину всех финансовых, банковских, фондовых, страховых услуг для того, чтобы это было удобно клиенту. И он мог либо инвестировать свои средства, например, через покупку тех или иных ценных бумаг (акций, облигаций), токенов, либо выбрать кредитные, финансовые услуги, которые для него представляют интерес в данный момент», – сказал Роман Головченко.
Проведен опрос банковских, страховых, финансовых организаций. «Более 85 % респондентов однозначно ответили, что им это интересно и они готовы к такой новой модели работы», – отметил глава Нацбанка.
Как сообщалось, запуск маркетплейса намечен на 15 декабря по адресу finmarket.by. Доступ к площадке будет возможен через сайт БВФБ или напрямую через браузер. Сейчас ведется работа с эмитентами по отбору надежных и интересных для инвесторов ценных бумаг.
По информации БЕЛТА
Уменьшить аппетиты лизинговых организаций и ввести вторичный лизинг предлагается в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О лизинговой деятельности», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент БЕЛТА.
Основные новации, предусмотренные законопроектом, обозначил перед депутатами заместитель Председателя Правления Национального банка Беларуси Денис Скобялко.
По его словам, урегулированы назревшие вопросы, связанные с лизинговой деятельностью с учетом практики применения норм Указа № 99. Существенным нововведением является появление в правовом поле такого инструмента, как вторичный лизинг. По сути, отношения между субъектами права при вторичном лизинге предполагают реализацию возможностей повторной передачи в лизинг имущества, ранее приобретенного лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенного ему лизингополучателем.
Как пояснил Денис Скобялко, ранее у лизингодателя не было возможности, если лизингополучатель по каким-то причинам возвращал предмет лизинга (не обращал его в собственности и т.д.), повторно передать соответствующий предмет лизинга в лизинг. Согласно проекту закона такая возможность для лизинговых организаций предоставляется.
«Положения проекта закона о вторичном лизинге соответствуют лучшим международным практикам, в частности, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Основываясь на этих практиках, мы предусмотрели в проекте закона, что при вторичном лизинге лизингодатель самостоятельно несет риски, связанные с выбором предмета лизинга. А также установлено, что он должен проинформировать продавца, поставщика соответствующего товара», – отметил зампредседателя Правления.
Отдельный блок законопроекта регламентирует особенности предоставления гражданам в лизинг жилых помещений. В документе сохранены положения Указа № 99, эффективность которых подтверждена практикой. При этом, учитывая, что граждане находятся в зоне особого внимания при формировании правового поля, в документе предусматривается ряд новаций в регулировании лизинга жилых помещений. В частности, по предложению экспертного совета при Совете Республики в проект закона включена норма, позволяющая считать земельный участок, на котором непосредственно расположен жилой дом или квартира в блокированном жилом доме, частью совокупности вещей, являющихся предметом лизинга.
«Если в лизинг передается дом, квартира, то земельный участок является совокупной вещью и также передается в лизинг лизингополучателю», – пояснил Денис Скобялко.
Оптимизирован порядок расчета по договору лизинга жилого помещения в случае его расторжения или возврата предмета лизинга лизингодателю. После того как гражданин уплатил более 50 % стоимости предмета лизинга, у него есть право вернуть уплаченную им стоимость предмета лизинга. На этом этапе механизм возврата этих средств предполагает оценку стоимости самого жилья. Ранее такая оценка осуществлялась исключительно путем внутренней оценки рыночной стоимости объекта. Но сейчас предусматривается механизм, который направлен на дополнительную защиту прав граждан, и он предполагает, что соответствующее жилье может быть продано путем торгов. И на торгах будет, возможно, определена более высокая стоимость соответствующего предмета лизинга, которая позволит гражданину получить больший объем средств в качестве возврата.
Помимо этого расширяются меры реагирования на нарушения законодательства о лизинговой деятельности. Вводится такая мера, как требование об устранении руководителей, иных должностных лиц в определенных случаях нарушения законодательства о лизинговой деятельности.
Проект закона имеет четкую социальную направленность и будет способствовать усилению защиты прав потребителей финансовых услуг, подчеркнул Денис Скобялко. Одна из важнейших новелл – право гражданина на изменение сроков исполнения обязательств по договору лизинга в случае невозможности их исполнения при нахождении в трудной жизненной ситуации. При этом, как поясняется, под трудной жизненной ситуацией понимается, например, нетрудоспособность более 40 дней, инвалидность, смерть супруга (супруги), появление дополнительных иждивенцев и др. В таких случаях гражданин сможет обратиться к лизингодателю за отсрочкой, изменением других условий договора, позволяющих ему получить своего рода финансовые каникулы.
Для дополнительного обеспечения прав и интересов граждан предусмотрено ограничение максимального размера превышения общей суммы уплачиваемых физлицом лизинговых платежей выкупной стоимости предмета лизинга над стоимостью предмета лизинга.
Как пояснил член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Алексей Райко, фактически предлагается ограничить аппетиты лизинговых организаций. Сумма лизинговых платежей будет ограничена суммой предмета лизинга по договорам сроком до одного года и двукратной суммой предмета лизинга по договорам свыше одного года. Ограничен предельный размер неустойки, штрафов, пеней по договору лизинга – не более половины стоимости предмета лизинга.
По информации БЕЛТА
Как будет обеспечена финансовая стабильность в Беларуси, рассказал заместитель Председателя Правления Национального банка Андрей Картун, комментируя целевые показатели денежно-кредитной политики на 2026 год, утвержденные сегодня Главой государства, передает корреспондент БЕЛТА.
Документ принят в целях создания условий для устойчивого роста экономики. Перечень показателей соответствует требованиям, предъявляемым к работе Национального банка и банковской системы в целом, – содействие экономическому росту наряду с поддержанием ценовой и финансовой стабильности.
Инфляция – не более 7 %
Как отметил Андрей Картун, в Нацбанке не отходят от среднесрочной цели по годовой инфляции в 5 %, хотя в 2025 году она сложится несколько выше – около 7 %. На показатель влияние оказывают цены на импортные товары. Например, выросли цены на какао-бобы и кофе, что повлияло на стоимость шоколада и кондитерских изделий. Это объясняет рост цен в этих сегментах. Отечественные производители вынуждены реагировать на ситуацию на мировых рынках. Только рост цен на кофе дал около 0,2 % инфляции.
«С учетом рисков, которые прогнозируются и уже просматриваются, поставили планку по инфляции не более 7 %», – сказал Андрей Картун.
Он выделил 10 основных категорий товаров и услуг, которые вместе объясняют 70–80 % инфляции. В их числе мясо-молочная продукция, услуги ЖКХ, бытовые и иные услуги. По отдельным группам товаров, а также услугам применяется государственное регулирование цен. Тарифы по некоторым из них, в частности на городские перевозки, долгое время практически не повышались, а себестоимость и соответственно субсидирование увеличилось.
«Национальный банк для себя видит задачу – удержать базовую инфляцию (исключая сезонные и регулируемые факторы) на уровне не более 5 %», – сказал Андрей Картун.
Золотовалютные резервы – не менее $9,2 млрд
Заместитель Председателя Правления Национального банка обратил внимание, что показатель по ЗВР несколько занижен. В октябре этого года обновлен исторический максимум: ЗВР увеличились до $13,284 млрд в эквиваленте.
«На это в первую очередь влияет рост мировых цен на золото. Пока составлялся прогноз, сами не закладывали такую динамику цен на золото, которая, по сути, превысила исторический максимум. Сейчас немножко откатились цены, но тем не менее мы здесь очень консервативны в своих оценках. Не закладываем, что цены на золото будут стремительно расти дальше. Подходим с осторожностью. Если цены на золото сохранятся, то, конечно, наши резервы будут значительно выше. Плюс сложившаяся конъюнктура валютного рынка позволила покупать валюту, наращивать резервы», – пояснил Андрей Картун.
Нацбанк ожидает, что в следующем году будет сбалансированный валютный рынок.
«Этот фактор никак не повлияет ни на рост, ни на снижение ЗВР. Тем не менее видим, что запасы есть с точки зрения того, чтобы сглаживать волатильность на валютном рынке. Но самый главный второй фактор, который повлияет или может повлиять на снижение резервов по сравнению с фактическим значением, – валютные обязательства правительства. В следующем году у нас одни из пиковых выплат по внешним долгам в валюте. Принято решение меньше рефинансировать внешние долги – больше отдавать для того, чтобы экономика «дышала» более свободно», – пояснил Андрей Картун.
Доступность платежных систем и инвестиционное кредитование
Коэффициент доступности автоматизированных систем участников платежного рынка, посредством которых обеспечивается проведение расчетных операций, установлен не ниже 99,8 %. Чем выше этот показатель, тем более надежно и бесперебойно работают системы, через которые проводятся платежи. Для обычного человека это означает, что оплата будет проходить быстрее и с меньшей вероятностью сбоев.
«Достигнуть 100 % практически невозможно. Системы постоянно обновляются, требуются технологические перерывы. В целом параметры достаточно жесткие для тех, кто работает на рынке. Главное для потребителя – чтобы он не заметил технических изменений», – пояснил Андрей Картун.
Еще один показатель – прирост объема инвестиционного финансирования, который должен составить в 2026 году не менее 13 %. Андрей Картун обратил внимание, что в прошлые годы повышены требования банков к экономике, в 2025-м – изменены несколько параметров.
«В состав ключевого параметра ввели темп роста инвестиционного кредитования. Ставим себе планку – не менее 13 %, исходя из тех посылов, которые нам и правительству обозначил глава государства. Инвестиционное кредитование как раз один из драйверов экономического роста», – сказал заместитель Председателя Нацбанка.
Стабильность банковской системы и поддержка отечественных производителей
Доля необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному риску, не должна превысить 10 %. Удержание такого уровня обеспечит стабильность всей банковской системы.
«Это, по сути, процент кредитов, по которым обязательства не исполняются, – пояснил Андрей Картун. – Признанное на международном уровне значение – 10 %. В случае рисков банки не должны выходить за эту величину».
В отдельных банках доля необслуживаемых активов ниже. В Нацбанке исходили из того, что 10 % – оптимальный показатель для банков. Нет необходимости ужесточать требования.
Основные направления денежно-кредитной политики на 2026 год, включая значения процентных ставок, будут опубликованы на сайте Национального банка. Говоря о процентных ставках, Андрей Картун обозначил, что не планируется их повышать. Процентные ставки останутся в прежних диапазонах. В случае необходимости будут приняты дополнительные меры, чтобы инвестиционное кредитование было доступным.
Будет продолжено кредитование товаров отечественного производства с увеличением его доли в среднесрочной перспективе в два раза. «Все банки имеют определенные программы для поддержки отечественных производителей. Они будут расширяться и дальше. Условия кредитования значительно более выгодные по сравнению с другими», – добавил Андрей Картун.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 386, которым утверждены целевые показатели денежно-кредитной политики на 2026 год. Документ принят в целях создания условий для устойчивого роста экономики.
Перечень показателей соответствует требованиям, предъявляемым к работе Национального банка и банковской системы в целом, – содействие экономическому росту наряду с поддержанием ценовой и финансовой стабильности.
Указом установлены следующие показатели:
- прирост потребительских цен – не более 7 %;
- международные резервные активы – не менее $9,2 млрд (важнейший индикатор экономической безопасности страны и ее финансовой устойчивости);
- доля необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному риску, – не более 10 % (удержание такого уровня обеспечит стабильность всей банковской системы);
- коэффициент доступности автоматизированных систем участников платежного рынка Республики Беларусь, посредством которых обеспечивается проведение расчетных операций, – не ниже 99,8 %;
- прирост объема инвестиционного финансирования – не менее 13 % (для обеспечения поддержки инвестиционного кредитования).
