04.07.2024
Цифровизация в госзакупках. Какой шаг следующий в развитии экосистемы цифровой экономики Беларуси
Начавшая работать пять лет назад, 1 июля 2019 года, информационно–аналитическая система управления государственными закупками (ГИАС) стала одним из важных шагов на пути развития экосистемы цифровой экономики в Беларуси. Корреспондент
БЕЛТА поинтересовалась у специалистов, каким они видят дальнейшее развитие системы, являющейся единой витриной государственных закупок в нашей стране.

Беларусь стоит на пути комплексной цифровой трансформации процессов госуправления. Сегодня решаются задачи по развитию национальной информационно–коммуникационной инфраструктуры и услуг, предоставляемых на ее основе, модернизируются и создаются новые компоненты электронного правительства, внедряются цифровые решения в различных отраслях экономики.
«Национальный центр маркетинга как оператор и разработчик ГИАС, следуя общему направлению Беларуси по цифровизации национальной экономики и используя лучшие международные практики с учетом национальной специфики, планирует и в дальнейшем активно внедрять прогрессивные IT–технологии в закупочные процессы, – рассказал директор Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Николай Борисевич. – Создание такой масштабной государственной информсистемы без привлечения средств бюджета является особенностью и гордостью центра, а высокая оценка работоспособности и качества созданного программного продукта от коллег и партнеров вдохновляет нас продолжать нашу работу».
Сегодня государственные закупки выступают одним из драйверов экономического роста. Их влияние на экономику и значимость для бизнеса определяются масштабом гарантированного спроса государства на закупаемые товары, прозрачностью правил игры и открытостью рынка для всех участников. Использование электронного формата во всем жизненном цикле осуществления закупок, оцифровка и аккумулирование данных в единой информационной системе обеспечивают сейчас необходимую прозрачность и открытость этого сегмента рынка, кроме того, позволяют оперативно контролировать и анализировать информацию для последующей оценки и корректировки процессов.
Но для координации эффективной работы необходимо обеспечить интеграцию и взаимодействие ГИАС с другими государственными информационными ресурсами.
«МАРТ как уполномоченный орган по государственным закупкам считает успешное внедрение и развитие ГИАС основой выполнения планов цифровизации государственных закупок в Беларуси, – подчеркнула заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Наталья Василевская. – Независимо от того, на какой электронной площадке проводится процедура, сведения о ней переразмещаются в ГИАС. Для участников рынка ГИАС является по сути единой витриной государственных закупок, отражающей все этапы их осуществления (от планирования до исполнения договора), что позволяет эффективно и оперативно искать информацию. При этом единая точка доступа к информации о госзакупках дает возможность и гражданскому обществу в удобной форме мониторить расходование бюджетных средств».
В свою очередь специалистам Министерства антимонопольного регулирования и торговли данные и аналитика ГИАС позволяют оценивать эффективность закупочных процессов в стране, делать выводы о результативности принимаемых регулирующих норм, отслеживать тенденции рынка электронных закупок. «Могу смело заявить, что основные задачи, которые ставились перед ГИАС, выполняются успешно, а концепция госинформсистемы доказала свою эффективность и необходимость дальнейшего углубления оцифровки данных», – заметила Наталья Василевская.
Начальник Главного государственного казначейства Министерства финансов Сергей Качан уточнил, что ГИАС также интегрировали с Автоматизированной системой финансовых расчетов Минфина (АСФР) для взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования и проведения закупок товаров (работ, услуг).
«По итогам проведенной работы мы обеспечили взаимосвязь бюджетного процесса с процессом планирования и процессами самих закупок, перевели в электронный формат процедуры заключения и предоставления для последующей оплаты договора, оплачиваемого полностью или частично за счет бюджетных средств. Сегодня проводится работа по созданию Минфином сервиса, позволяющего до начала процедуры закупки сформировать проект договора с использованием »конструктора типовых условий договора», полностью соответствующего нормам бюджетного законодательства, – анонсировал Сергей Качан. – Реализация задумки позволит упростить процесс составления договоров, снизит количество ошибок и обеспечит оперативное прохождение договорами казначейского контроля на соответствие нормам бюджетного законодательства».
Масштаб системы и объем работы в целом демонстрирует статистика. За пять лет в ГИАС накоплено более 2 млн версий годовых планов закупок, порядка 500 тыс. конкурентных закупок и более 2,5 млн версий их изменений, около 2,5 млн справок по результатам закупок из одного источника. Количество жалоб, поступивших через ГИАС в МАРТ как уполномоченный орган по государственным закупкам, составляет порядка 4 тыс., а количество актов, справок, решений и предписаний, размещенных в связи с рассмотрением жалоб, составляет более 2 тыс.
В ближайших планах развития ГИАС, по словам директора Национального центра маркетинга Николая Борисевича, – внедрение каталога товаров (работ, услуг) для госзакупок и взаимодействие с другими государственными информационными системами и с информационными ресурсами ЕЭК для ускорения обмена данными из различных реестров в отношении субъектов хозяйствования, участвующих в закупках, в том числе нерезидентов.
По информации
БЕЛТА
Максим Рыженков: БРИКС необходимо создать справедливое и равноправное управление технологиями ИИ
БРИКС необходимо создать справедливое и равноправное управление технологиями искусственного интеллекта. Об этом Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков заявил
БЕЛТА по итогам участия в саммите БРИКС в Рио-де-Жанейро.
По словам Министра, Беларусь, являясь страной с высоко развитыми информационными технологиями, заинтересована в обсуждении в рамках БРИКС тематики искусственного интеллекта и связанных с ним этических, социальных и экономических проблем. Это вопрос был поднят на саммите бразильской стороной.
«БРИКС необходимо взять на себя задачу по созданию справедливого и равноправного управления технологиями искусственного интеллекта. Эту позицию бразильского председательства мы также полностью разделяем», – заявил Максим Рыженков.
По информации
БЕЛТА
Подключение ИИ и автоматизация процессов. Как в Беларуси проходит цифровизация социально-трудовой сферы
На каком этапе находится цифровизация социально-трудовой сферы и о планах на будущее сообщила заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Юлия Бердникова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
Одним из приоритетов председательства Республики Беларусь в органах Евразийского экономического союза в текущем году является активизация взаимодействия государств-членов в области устранения существенных цифровых барьеров. «В контексте развития экономик стран пятерки цифровизация выходит на первый план – она позволяет значительно упростить, ускорить и оптимизировать практически любые процессы», – отметила замминистра.
Она пояснила, что стратегической целью цифровизации социально-трудовой сферы является повышение качества жизни граждан, оперативная адаптация к потребностям бизнеса и современным технологиям, включая предоставление различных своевременных, быстрых и доступных услуг.
По словам Юлии Бердниковой, цифровой фундамент был заложен еще в 1990-е годы, когда активно началась цифровизация органов государственного управления и организаций. «Далее идет интеграционный уровень: углубление цифровизации через сбор данных, автоматизацию процессов обмена информацией и внедрение электронного документооборота. Следующий этап – трансформационный период – он еще не завершен, но его ключевым этапом стала пятилетка 2019–2024 годов. За это время мы не просто цифровизировали отдельные процессы и интегрировали их, но и приступили к созданию цифровых платформ», – поделилась замминистра.
Уже сегодня в Беларуси успешно функционирует цифровая платформа социально-трудовой сферы, которая объединила все информационные ресурсы отрасли. «В эту пятилетку мы плотно подошли к отказу от бумажного документооборота, поскольку большая часть процессов уже цифровизирована. Безусловно, предстоящая пятилетка пройдет под эгидой не просто трансформации, а проактивности и внедрения ИИ в нашу деятельность. В этом году также завершаются работы по переходу на проактивное назначение пенсий по инвалидности и другим социальным выплатам. И в последующую пятилетку все возможные проактивные процессы мы переведем в этот режим», – рассказала Юлия Бердникова. Также запланировано расширение объема цифровых документов для создания «супер-сервисов», чтобы граждане не заботились о получении или предъявлении документов – все данные будут доступны проактивно – через автоматизированные системы. «Внедрение ИИ поможет повысить качество обработки данных и анализа информации, что позволит поднять уровень предоставляемых услуг», – подчеркнула замминистра.
«На сегодняшний день 100 % наших организаций интегрированы в цифровое пространство социально-трудовой сферы. С бизнесом достигнут стопроцентный электронный документооборот. 60 % отраслевых электронных услуг уже переведены в «цифру», к 2030 году планируется довести этот показатель до 90 %. Цифровая платформа социально-трудовой сферы охватывает целый спектр информационных систем, такие как занятость населения, экспертиза условий труда, государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная поддержка населения и семейная политика», – поделилась она.
По словам Юлии Бердниковой, основные ресурсы для предоставления электронных услуг – это единый портал электронных услуг, который объединяет все госорганы, а также отраслевые порталы. С 15 июля 2025 г. запускается обновленный портал социальной защиты. Также работает портал службы занятости и единая платформа по социальному страхованию.
«Ключевые элементы цифрового развития за последние пять лет включают переход на электронный учет сведений о трудовой деятельности (в 2019 году), где сегодня фактически 98 % работающих граждан имеют цифровой аналог трудовой книжки. Также в 2020 году в стране цифровизировали учет сведений о многодетных семьях. В 2021 году по инициативе Главы государства было внедрено добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. Если человек изъявляет желание копить дополнительно на свою вторую пенсию, то к нему подключается государство, которое фактически удваивает его накопления из общей пенсионной системы и перечисляет их на его индивидуальный лицевой счет для последующего накопления», – рассказала Юлия Бердникова.
В 2024 году Беларусь перейдет на централизованный расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Это значит, что пособия будут назначаться и выплачиваться Фондом социальной защиты населения, а не работодателями. Также был автоматизирован учет объектов доступности среды для инвалидов с помощью интерактивной карты доступности на новом портале соцзащиты.
Кроме того, в 2023 году был внедрен мобильный кабинет застрахованного лица, которым сегодня пользуется более 2 млн граждан. «Это цифровой аналог трудовой книжки и средство для проактивного контроля за своим работодателем: сведения о приеме на работу, поступлении в фонд соцзащиты населения отчислений, информация о страховке на рабочем месте и т.д.», – отметила замминистра.
По информации
БЕЛТА
В ЕАЭС разрабатывают единый портал государственных закупок
В Евразийском экономическом союзе разрабатывают единый портал государственных закупок. Об этом сообщил журналистам на пресс-конференции член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Максим Ермолович, передает корреспондент
БЕЛТА.
На данный момент ведется работа по внесению поправок в протокол заседаний Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и Делового совета Евразийского экономического союза исходя из блока по конкуренции и антимонопольному регулированию. По словам Максима Ермоловича, дополняется перечень допустимых исключений, которые могут применяться странами при проведении государственных закупок. «То есть право стран упрощать государственные закупки. Много внимания уделяется вопросу их цифровизации. Строим общее цифровое пространство государственных закупок. Есть попытки разработать единый портал. Эта работа продолжается. Важно понимать, что на стадии формирования национального цифрового пространства в области государственных закупок надо уже сейчас заниматься гармонизацией. И частично такую гармонизацию мы преследуем через реализацию изменений в право союза», – отметил он.
Изменения вносятся на основе правоприменительной практики и взаимодействия с субъектами рынка и Судом ЕАЭС. «На основании тех решений, которые принимают наши коллеги в суде, совершенствуется право союза. Мы решаем проблемные вопросы, связанные с работой трансграничного рынка и соблюдением общих правил конкуренции на этом рынке. Уточняются нормы договоров в части принудительного исполнения решений комиссии, определяются все необходимые термины. Например, связанные с работой электронных торговых площадок», – добавил Максим Ермолович.
Кроме того, идет работа над внесением поправок в Статут Суда ЕАЭС. Изменения связаны с возможностью представления права физическим лицам обжаловать решение ЕЭК по вопросам конкуренции, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан союза. «Речь идет о привлечении к ответственности физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Это должностные лица организаций либо физические лица, которые координируют экономическую деятельность. Есть уже несколько кейсов такого привлечения за нарушение общих правил конкуренции. Однако возможность обжаловать решение в суде у них отсутствует. В связи со Статутом Суд ЕАЭС рассматривает только обращения юридических лиц. Сейчас мы этот правовой пробел устраняем, к декабрю подготовили изменения», – подчеркнул министр ЕЭК.
По информации
БЕЛТА
Борьба с кибермошенниками, ИИ-агенты для клиентов. Что даст искусственный интеллект банковской сфере
О возможностях практического применения искусственного интеллекта (ИИ) в банковской сфере рассказал в интервью телеканалу «Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко, сообщает
БЕЛТА.
«Развитие ИИ – это не дань моде, это данность. Здесь действовать надо по принципу «делай или опоздаешь», а если опоздаешь – значит проиграешь. Поэтому, безусловно, мы должны внедрять элементы ИИ в работу всей экономики, чтобы не остаться на обочине прогресса. И самое главное – создавать собственные решения. Искусственный интеллект работает в обе стороны: не только ты пользуешься ИИ, но и ИИ пользуется тобой и твоими знаниями для того, чтобы передавать их кому-то другому. Поэтому, если мы хотим обеспечить свою безопасность и максимальную эффективность, мы должны базироваться на собственных решениях», – сказал Роман Головченко.
По его словам, такая возможность сейчас есть. «Большинство платформенных решений в области ИИ пишется на открытом программном обеспечении, ПО с открытым кодом. Это дает возможность создавать национальные центры разработки ИИ, приложения на его базе. Мы объявили о запуске такого центра на базе одной из дочерних организаций Национального банка», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
В качестве примера практического применения таких технологий он назвал ИИ-агенты. «Это помощники. Они помогают человеку принять правильное финансовое решение и большую часть бумажной документации делают за него, т.е. теперь не надо будет ходить по сайтам разных банков. Будут достаточно простые решения для того, чтобы искать, где выгоднее. Даже агрегаторы, которые сейчас есть, не дают такой быстроты и референтности», – обратил внимание Роман Головченко.
Еще одно направление – внедрение ИИ непосредственно в работу банков. «Это нужно для того, чтобы, во-первых, снизить количество трудозатратных для человека операций, повторяемых, рутинных. Во-вторых, мы рассчитываем, что это будет очень большой помощник в борьбе с кибермошенничеством, с фродом и всеми прочими негативными факторами, которые имеют место быть в банковской сфере», – пояснил Председатель Правления Нацбанка.
«Есть и сторонники ИИ, есть и скептики. Но тем не менее этот процесс уже нельзя остановить. Надо двигаться в этом направлении, но четко преследовать собственные интересы», – подытожил Роман Головченко.
По информации
БЕЛТА
Госстандарт: практически во всех сферах экономики Беларуси до 2040 года будет использоваться ИИ
В Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться искусственный интеллект. Такое заявление на круглом столе на площадке международного ИКТ-форума и выставки Digital Expo – 2025 сделала начальник управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта Оксана Гришкевич, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Госстандарта.
Круглый стол, посвященный стандартизации в области искусственного интеллекта, организовали Государственный комитет по стандартизации и Программа развития ООН в Беларуси (ПРООН).
«Наша страна делает только первые шаги в направлении искусственного интеллекта, но в Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси на период до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться ИИ, – рассказала Оксана Гришкевич. – Сегодня мы нарабатываем регулирование через технические стандарты, потому что законодательство, которое бы жестко регулировало эту сферу, только формируется».
На данный момент в Беларуси действует 12 стандартов на беспилотные транспортные средства, касающихся искусственного интеллекта, разрабатываются стандарты на системы менеджмента в данной сфере, как и ряд стандартов при содействии экспертов ПРООН, которые будут утверждены в конце этого года. Модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта», принятый Межпарламентской ассамблеей СНГ 24 апреля этого года, разработан Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук Беларуси. Сейчас этот институт продолжает работу над законодательством для нашей страны.
Оксана Гришкевич также обратила внимание, что настоящей экспертной площадкой для обмена мнениями и практическим опытом и достижения консенсуса выступят технический комитет по стандартизации Беларуси, который создается по инициативе ОИПИ, и межгосударственный технический комитет «Искусственный интеллект».
Опыт в сфере технического регулирования технологий ИИ также представили эксперты из России и Китая. Практически все спикеры подчеркнули, что сегодня маркетинговые механизмы представляют ИИ как универсальный инструмент решения любых вопросов, поэтому так важно найти адекватные решения на основе экспертных мнений.
По информации
БЕЛТА
(фото Государственного комитета по стандартизации)