В 2023 году принято 15 правовых актов в сфере интеллектуальной собственности
В 2023 году принято 15 правовых актов в сфере интеллектуальной собственности. Об этом рассказал генеральный директор Национального центра интеллектуальной собственности Владимир Рябоволов в ходе подведения итогов работы центра за 2023 год и постановке задач на 2024-й, передает корреспондент БЕЛТА.
Владимир Рябоволов отметил, что одним из направлений деятельности НЦИС является совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В 2023 году велась работа по 19 проектам правовых актов, из которых принято 15 актов.
Наиболее значимыми из числа принятых гендиректор центра назвал закон, предусматривающий комплексную корректировку шести специальных законов в сфере интеллектуальной собственности, закон об ограничении исключительных прав на объекты ИС, а также закон, предусматривающий изменения в Гражданский кодекс.
Также принято постановление Правительства, утверждающее план мероприятий по реализации стратегии Беларуси в сфере интеллектуальной собственности на 2024– 2025 годы. «В связи с возникновением необходимости приведения законодательства в соответствие со вступившими в силу изменениями шести специальных законов, осуществлялась корректировка постановлений правительства и ГКНТ. Совершенствование правовой базы направлено на актуализацию не только законодательства в сфере интеллектуальной собственности, но и локальных правовых актов НЦИС», – отметил Владимир Рябоволов.
По информации БЕЛТА
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности», внесенный в Палату представителей Президентом Республики Беларусь, принят в первом чтении, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Законопроект представил депутатам директор Национального центра законодательства и правовой информации Андрей Мательский.
По его словам, принятие закона позволит реализовать поручение Президента по вопросам нормотворческой деятельности, повысить качество подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечить оперативность нормотворческого процесса, обеспечить компактность законодательства, на регулярной основе актуализируя подзаконный массив и не допуская его необоснованного разрастания, систематизировать нормативные правовые акты по нормотворческой деятельности.
(фото – БЕЛТА)
Как пояснила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Марина Ленчевская, законопроект разработан для систематизации законодательства по результатам ревизии нормативных правовых актов, проведенной в соответствии с поручением Главы государства.
«Это следствие масштабной ревизии, которая была проведена в 2024 году по поручению главы государства. На то были веские причины. Национальное законодательство насчитывало более 170 тыс. нормативных правовых актов. Это значительный массив. Многие из них были трудночитаемы, дублировали друг друга, – пояснила Марина Ленчевская. – Данный законопроект направлен на обеспечение эффективности, системности, стабильности и доступности и главное – качества законодательства. Главный посыл законопроекта – законы должны быть простыми и понятными не только для правоприменителей, но и для простых граждан».
Депутат обозначила основные новеллы. Так, исключается частая корректировка нормативных правовых актов, что обеспечит стабильность законодательства. Усиливается значение пакетного принципа. «Важно, чтобы законопроекты вносились в парламент вместе с проектами нормативных правовых актов. Я сейчас говорю о подзаконных актах, которые будут приниматься в развитие основных положений закона. Объективно сегодня затягивается принятие таких подзаконных нормативных правовых актов», – пояснила она.
Исключается необоснованное применение отсылочных и бланкетных норм. Эта новелла направлена на простоту и доступность законодательства.
Кроме того, предусматривается проведение инвентаризации нормативных правовых актов на системной основе. Предполагается, что законы будут инвентаризироваться раз в пять лет, подзаконные акты, в том числе постановления правительства, – раз в три года, акты министерств и ведомств – ежегодно. Это новелла направлена на недопущение увеличения массива законодательства.
Еще одна новелла – передача функции Национального центра законодательства и правовой информации по контролю за реализацией заключительных положений Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. «С инициативой по корректировке в этой части закона выступила Палата представителей, – заметила Марина Ленчевская. – Мы понимаем, что это серьезная дополнительная нагрузка, но это очень важная работа, мы к ней готовы. Главное, что усиление парламентского контроля в этой части позволит обеспечить более эффективную реализацию нашей основной функции по законотворчеству и обеспечить более успешную обратную связь между законодательной и исполнительной властью».
В целом все новеллы законопроекта очень позитивные, они коррелируют с Концепцией правовой политики государства и, безусловно, будут направлены на обеспечение качества законодательства, резюмировала председатель Постоянной комиссии.
По информации БЕЛТА
Законопроект «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности» подготовлен к первому чтению, сообщила журналистам председатель Постоянной комиссии по законодательству Марина Ленчевская перед заседанием Совета Палаты представителей, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Постоянная комиссия по законодательству сегодня работает над данным законопроектом. Мы уже подготовили его к первому чтению. Будем предлагать своим коллегам принять его в авторской редакции, безусловно, поддержать концепцию. В последующем работа над данным законопроектом будет продолжена в плановом порядке», – сказала Марина Ленчевская, добавив, что в случае поступления замечаний и предложений они будут тщательным образом проработаны.
Законопроект планируется рассмотреть в первом чтении 5 ноября. Он внесен в Парламент Президентом Беларуси Александром Лукашенко.
По словам депутата, законопроект стал результатом масштабной работы по ревизии законодательства. Основным законом, который корректируется, является Закон «О нормативных правовых актах».
«Действительно, это своеобразная конституция нормотворца, – сказала Марина Ленчевская. – Для депутатского корпуса данный закон является настольным, поэтому мои коллеги приступили к работе над данным законопроектом еще задолго до внесения его в Палату представителей, на этапе его разработки». Так, представители депутатского корпуса участвовали в работе рабочих групп по подготовке данного законопроекта. Кроме того, Палатой представителей подготовлено многочисленное количество предложений – их рассмотрели в ходе работы над законопроектом и большинство учли.
Одно из таких предложений касалось передачи функций Национального центра законодательства и правовой информации по контролю за реализацией заключительных положений законов Палате представителей Национального собрания. «Это серьезная дополнительная работа для депутатского корпуса. Но мы понимаем, насколько она важна, и к этой работе готовы», – сказала Марина Ленчевская. Парламентский контроль в этой части, по ее словам, позволит действительно качественнее выполнять основную функцию по законотворчеству и наладить более эффективную обратную связь между законодательной и исполнительной властью.
Важной новеллой для депутатского корпуса, отметила она, является усиление значения пакетного принципа. «Очень важно, чтобы не допускалось затягивание принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений закона. Речь идет о подзаконных нормативных правовых актах», – сказала депутат.
Очень позитивной и своевременной Марина Ленчевская назвала новеллу, которая касается проведения инвентаризации законодательства на системной основе: законов – раз в 5 лет, подзаконных актов, в том числе постановлений Правительства, – раз в 3 года, актов министерств и ведомств – ежегодно.
Депутат обратила внимание на то, как важно не допустить необоснованного роста законодательного массива. «Наведена генеральная уборка. Нужно поддерживать порядок», – подчеркнула она, добавив, что новелла, которая исключает частую корректировку нормативных правовых актов, направлена на стабильность законодательства.
В целом, резюмировала депутат, работа над данным законопроектом призвана обеспечить системность, стабильность и качество законодательства.
По информации БЕЛТА
Огромные ожидания по повышению качества жизни связывают сегодня с искусственным интеллектом. И это оправданно. ИИ способен обрабатывать гигантские массивы данных в экономике, медицине, ускорять научные открытия. Ведущие страны мира стремятся совершить интеллектуальный рывок и завоевать технологическое лидерство. Однако это одна сторона медали. А вторая – серьезные вызовы, которые несет использование искусственного интеллекта. Взять хотя бы такие риски, как фейковые новости, синтезированные медиа, проблемы с безопасностью персональных данных. Поэтому крайне необходимо правовое регулирование деятельности в этой сфере, сообщает БЕЛТА.
Модельный закон – как основа
Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ, в работе которой самое активное участие принимают члены Совета Республики, в свое время инициировала разработку проекта модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Разработчиком законопроекта выступил Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси.
Непосредственно решение об утверждении модельного законопроекта было принято на заседании МПА СНГ 18 апреля 2025 года с участием членов Совета Республики, входящих в состав данного интеграционного объединения. Модельный закон направлен на обеспечение гарантированной безопасности использования систем искусственного интеллекта, ориентируясь на приоритет человека и улучшение качества его жизни, безопасности, а также повышение эффективности национальных экономик. Положениями закона определена ответственность за нарушение требований в данной деятельности.
В Беларуси законодательные акты, регламентирующие сферу искусственного интеллекта, пока не приняты. Именно поэтому заседание экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики 6 октября посвятили теме использования технологий искусственного интеллекта, оно прошло на площадке главной научной организации страны – Национальной академии наук Беларуси.
У разных стран разные подходы
«Все вопросы, связанные с регулированием общественных отношений, тем более когда цифровые технологии бурно врываются в наши общественные отношения и серьезно влияют на текущую жизнь, конечно, находятся в фокусе внимания законодателей. Сегодня на заседании экспертно-консультативного совета мы проанализировали подходы, которые есть в мире по регулированию новаций, имеющихся в нашей повседневной жизни, в первую очередь с точки зрения правовой формализации», – отметил председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию Сергей Сивец.
Китай, Соединенные Штаты Америки, Объединенные Арабские Эмираты, Российская Федерация – у каждой из этих высокоразвитых стран собственное видение и собственный подход к правовой регламентации правоотношений, основанных на использовании технологий искусственного интеллекта. И подход разный, учитывающий особенности экономического и социального развития каждой из этих стран. «Нам важно быть в русле этих процессов и не отставать», – подчеркнул Сергей Сивец.
Участники заседания обсудили модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта» и то, насколько его положения могут быть имплементированы в национальное законодательство. Эксперты размышляют над вопросом: целесообразна ли разработка отдельного закона о технологиях искусственного интеллекта либо стоит предусмотреть альтернативные способы регулирования таких отношений (например, через принятие технических нормативных правовых актов, через вопросы, связанные с техническими стандартами).
«Безусловно, я не случайно сказал про различные подходы. Некоторые страны, которые дальше продвинулись в развитии технологий искусственного интеллекта, идут по экспериментальному правовому регулированию, в первую очередь через локальные правовые акты организаций-разработчиков, и пока не подходят к национальному законодательству», – заметил сенатор.
Свою мысль он пояснил следующим. Технологии искусственного интеллекта – это не сами общественные отношения, а именно инструмент, который так или иначе интегрируется в уже сложившиеся общественные отношения в экономической, социальной сферах, в частности, автомобилестроении, авиастроении, здравоохранении, образовании и т.д. Эти технологии бурно внедряются в общественную жизнь, но при этом не перестают быть технологиями.
Поэтому и существует несколько подходов к необходимости формализации этих отношений, отметил Сергей Сивец. При этом, с одной стороны, это не должно стать препятствием для развития прогрессивных технических решений в общественной жизни, научно-технического прогресса. С другой стороны, важно предусмотреть такие механизмы, которые бы предупреждали нарушение фундаментальных прав жителей той или иной страны. Вопрос заключается в том, чтобы найти ту самую золотую середину.
А что с авторским правом?
Отдельный проблемный вопрос – авторское право на объекты, созданные с помощью искусственного интеллекта. Сергей Сивец считает, что этот вопрос необходимо урегулировать после того, как будет определена база: дефиниции, понятия, принципы, система использования технологии искусственного интеллекта.
«Это основа, базис, на который в дальнейшем будет проецироваться изменение законодательства, в том числе в отношении специальных актов в части защиты авторских прав, интеллектуальной собственности, – уверен сенатор. – Как Конституция является основой всей правовой системы государства, так и закон о технологиях искусственного интеллекта (либо иной, возможно, правовой акт) явится той основой, на которой в дальнейшем будут совершенствоваться и другие законодательные акты, в том числе Закон «Об авторском праве и смежных правах».
Вместе с тем в Беларуси разрабатывается концепция развития искусственного интеллекта. По словам Министра связи и информатизации Кирилла Залесского, активно используется в первую очередь российский и китайский опыт.
«За последний месяц группа экспертов объехала практически все достойные центры и в России, и в Китае, и Казахстане. Нам, безусловно, важен опыт тех стран, которые находятся примерно в равных условиях с Беларусью и развернули уже систему искусственного интеллекта, – сказал министр. – В дальнейшем мы планируем внедрять интеллектуальных агентов в различные государственные информационные системы, цифровые платформы на благо наших жителей и на благо экономики Беларуси».
Собственный ИИ?
Что касается развития собственных технологий искусственного интеллекта, как правило, это крупная корпоративная или страновая задача, отметила начальник Секретариата Наблюдательного совета Парка высоких технологий Анна Рябова.
«Искусственный интеллект – сейчас такая намоленная история. Естественно, наши резиденты стремятся быть на острие новых технологий и использовать их в своей работе, – сказала она. – Относительно разработки новой модели искусственного интеллекта, это, конечно, задача не для одного резидента. Это, как правило, крупная корпоративная или страновая задача. На мой взгляд, наша позиция – максимально осознанно и максимально эффективно использовать то, что нарабатывают другие».
Вместе с тем определенное сотрудничество с иностранными государствами наблюдается. Впрочем, следует понимать, что основные игроки на этом поле – США и Китай – борются фактически между собой. Они вовсе не настроены на то, чтобы раздавать свои наработки кому-либо. Обольщаться по этому поводу не стоит.
Белорусским законодателям предстоит работать над дальнейшим правовым регулированием данной деятельности. И результаты сегодняшнего заседания экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики будут использованы в этой работе.
По информации БЕЛТА
Важность защиты рынков от контрафактной продукции растет вместе с техническим прогрессом и бурным внедрением инновационных разработок в экономику и другие сферы. От фальсификата страдает и цифровое пространство. Все это требует принятия эффективных мер по выявлению и пресечению выхода такой продукции на рынки ЕАЭС. Речь об этом шла на XIII Международном форуме «Антиконтрафакт-2025» в Минске. Участие в мероприятии принимают около 500 представителей Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Китая, Монголии, России, Узбекистана.
Масштабный вызов
Как отметила в ходе церемонии открытия Заместитель Премьер-министра Беларуси Наталья Петкевич, с учетом того, что в нынешнем году Беларусь председательствует в ЕАЭС, логично, что наша страна стала площадкой для целого ряда значимых мероприятий. И логическим продолжением бизнес-промышленной тематики, без сомнения, является тема защиты всего, что производится в странах ЕАЭС, от подделок.
Вице-премьер выразила слова признательности в адрес Евразийской экономической комиссии, Международной ассоциации «Антиконтрафакт» за содействие и предоставление возможности провести это мероприятие в Минске. По мнению Натальи Петкевич, оно пройдет на высочайшем организационном уровне.
– Площадка собрала большое количество участников, что еще раз доказывает актуальность этой темы, – акцентировала она.
– Контрафакт – это не только угроза для добросовестных производителей и правообладателей, но и масштабный вызов для государства, экономики, бизнеса, международного сотрудничества. Но что еще более важно, для безопасности людей.
Заместитель Премьер-министра заметила, что нашу страну очень часто упрекают в сохранении советских традиций. Однако с тех времен мы взяли все только самое лучшее, в том числе высочайшее качество производства продукции – от продуктов питания до тяжелого машиностроения, фармацевтики и т. д.
– Поэтому мы очень бережем имя своих брендов, мы очень бережем свою репутацию, – отметила она. – И на самом деле те репутационные издержки, которые могут быть причинены за счет контрафакта, порой даже выше, чем какие-то налоговые издержки или непоступления.
В Беларуси тема государственных стандартов и защиты интеллектуальной собственности – в приоритете, подчеркнула Наталья Петкевич. Она акцентировала, что наша страна во многих вопросах является флагманом, а там, где таковой не является, – активным проводником борьбы за высокие стандарты качества и борьбы с контрафактом.
По ее словам, в условиях глобализации, цифровизации, стремительного развития рынков тема контрафакта приобретает еще большее значение, потому что подделать многие товары можно очень легко. Масштабы проблемы растут.
– И конечно, задача номер один – это выработать эффективную систему охраны интеллектуальных прав для того, чтобы и защитить продукцию, и позволить своевременно выявить нарушения, – подчеркнула вице-премьер.
Наталья Петкевич акцентировала внимание на необходимости выработки культуры соблюдения прав интеллектуальной собственности, уплаты налогов.
– Мы должны прийти к такому уровню охраны интеллектуальной собственности, чтобы применительно к правообладателю действовала такая же культура и уважение, – подчеркнула она.
– Борьба с контрафактом, особенно в нынешних условиях, невозможна без взаимодействия ряда государственных органов как внутри страны, так и на международной арене. И Евразийский экономический союз – та уникальная и очень плодотворная площадка, которая уже проявила консолидацию в этом вопросе.
И имеется ряд успехов. Думаю, государства ЕАЭС, включая страны-наблюдатели, государства, с которыми мы идем по пути заключения соглашений о свободной торговле, – это тот пул, который может стать передовиком на мировой арене по продвижению идей защиты прав интеллектуальной собственности.
Пресечь незаконный ввоз контрафакта
Проблема фальсификата – значимая для всех государств – членов ЕАЭС. Так, за последний пятилетний период общий объем выявленной контрафактной продукции превысил 50 млн единиц. Большая часть нарушений касалась прав на товарные знаки – почти 90 процентов. Нарушения авторских и смежных прав составили 10 процентов, патентных – 0,3 процента. Таким образом, борьба с контрафактной продукцией и вопросы охраны и защиты интеллектуальной собственности всегда взаимосвязаны. Что касается Беларуси, рассказал Председатель ГКНТ Сергей Шлычков, по итогам 2024 года у нас выявлено более 70 тысяч единиц контрафактной продукции, что почти вдвое больше уровня 2023-го.
– Антирейтинг контрафактной продукции в Республике Беларусь возглавляют товары повседневного спроса – это одежда и обувь, бытовая техника, автозапчасти, а также парфюмерия и косметика, – проинформировал он. – При этом более 90 процентов контрафакта, выявленного таможенными органами нашей страны, ввозится с территории Китая. В числе еще 10 процентов превалируют Литва и Германия.
Глава ГКНТ отметил, что для борьбы с фальсифицированной продукцией в нашей стране выстроена соответствующая система мер, которая приносит результаты.
Важная роль здесь принадлежит таможенным органам. Так, за период с 2021 по 2024 год по фактам незаконного использования объектов интеллектуальной собственности ими направлено в суд более 200 дел об административных правонарушениях.
– В результате выстроенной системы борьбы с контрафактом каких-либо серьезных проблем не возникает, а все имеющиеся вопросы решаются в соответствии с законодательством, – подчеркнул Сергей Шлычков. – Имеющимся у нас опытом мы готовы поделиться с партнерами из других стран. В том числе нас интересует зарубежный положительный опыт.
Глава ГКНТ напомнил, что поскольку борьба с контрафактом и защита интеллектуальной собственности всегда взаимосвязаны, то регистрация объектов интеллектуальной собственности, в частности товарного знака, рассматривается как первооснова, которая позволяет правообладателю защитить свои права на рынке. Так, сейчас в Беларуси действует около 130 тысяч товарных знаков. По желанию правообладателя они могут включаться в национальный таможенный реестр, а в ближайшем будущем – и в единый таможенный реестр государств – членов ЕАЭС. Это, в свою очередь, убежден Сергей Шлычков, позволит пресечь незаконный ввоз контрафакта:
– Мы уверены, что тесное взаимодействие и скоординированные действия с зарубежными партнерами позволят повысить эффективность борьбы с контрафактом.
Вера Артеага, « Рэспубліка», 7 октября 2025 г.
В ЕАЭС прорабатывают механизмы регулирования сферы применения искусственного интеллекта. Об этом заявил член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов в Минске на планерном заседании XIII Международного форума «Антиконтрафакт-2025», передает корреспондент БЕЛТА.
Один из вопросов, который активно обсуждается в мировом сообществе, является установление четких правил использования искусственного интеллекта, который в настоящее время находится в стадии формирования.
«С одной стороны, ИИ может быть задействован в деятельности, позволяющей пресекать распространение контрафактной продукции. Ярким примером может служить использование инструментов мониторинга предложений о продаже на маркетплейсах, позволяющих обнаруживать контрафактный товар еще до того, как он станет доступным потребителям. С другой стороны, алгоритмы могут самостоятельно создавать аудио- и визуальные произведения, писать сценарии, проектировать архитектурные объекты и перерабатывать тексты. Однако при машинном обучении загружается массив данных, которые включают в себя в том числе и объекты авторского права, смежных прав. При этом отчислений вознаграждения авторам и иным правообладателям за использование их произведений не осуществляется», – сказал Бахыт Султанов.
Он добавил, что остается дискуссионным вопрос, кто является автором. В такой ситуации вопросы охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при использовании ИИ пока не урегулированы. В разных странах пытаются выработать свои алгоритмы. В качестве основ закрепляются нормы о прозрачности деятельности компаний, градации систем искусственного интеллекта по степени риска, об установлении контроля, создании органов по разработке стандартов и тестированию систем. Такие примеры уже есть в США, ЕС, Китае и других странах.
Принятая главами государств ЕАЭС Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» предусматривает сотрудничество наших государств по формированию благоприятных условий для обеспечения охраны и эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Завершается подготовка плана мероприятий по реализации декларации. Проект содержит целый комплекс мер и в сфере интеллектуальной собственности. В их числе – проработка возможных подходов к правовой охране объектов интеллектуальной собственности, созданных ИИ и с его использованием, целесообразности создания системы регистрации географических указаний, выработка рекомендаций на основе международного опыта по охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в сети Интернет.
«Ожидаем утверждения Советом ЕЭК данного плана до конца текущего года. Убежден, что позитивная динамика в работе уполномоченных органов наших стран по защите прав на объекты интеллектуальной собственности сохранится, в том числе в связи с развитием новых форм сотрудничества государств, – сказал Бахыт Султанов. – Реализация намеченных мероприятий позволит нам стать еще на один шаг ближе к рынку, свободному от нелегальной и контрафактной продукции, что является в настоящее время ключевым вложением в долгосрочное развитие экономик наших стран».
По информации БЕЛТА
