Минприроды об итогах нормотворческой деятельности за 2023 год
В 2023 году принято (издано) более 70 нормативных правовых актов, в том числе обязательных для исполнения технических нормативных правовых актов, по вопросам, затрагивающим отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Совершенствование законодательства затрагивало вопросы государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, охраны атмосферного воздуха, охраны озонового слоя, обращения с отходами, преобразования республиканских заказников, определения размера и осуществления компенсационных выплат за вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания, формирования схемы государственной сети гидрометеорологических наблюдений, охраны и использования недр и другие вопросы.
Проведена работа по актуализации положений о порядке осуществления административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по которым органом-регулятором выступает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Природоохранным ведомством начата работа по разработке Концепции проекта Экологического кодекса Республики Беларусь в целях систематизации законодательных актов и отдельных актов законодательства в области охраны окружающей среды, направленной на упорядочение и совершенствование правовых норм нормативных правовых актов, приведение их в единую, согласованную систему.
Подготовлен и внесен субъекту права законодательной инициативы проект Закона Республики Беларусь «Об обращении с генетическими ресурсами», которым заложены правовые основы государственного регулирования в области обращения с генетическими ресурсами в целях их сохранения и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения для обеспечения сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, здоровья людей и продовольственной безопасности, а также реализации международных договоров Республики Беларусь в этой области.
В прошедшем году приняты следующие Законы Республики Беларусь:
- от 17 июля 2023 г. № 294-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»;
- от 17 июля 2023 г. № 295-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»;
- от 17 июля 2023 г. № 296-З «Об изменении законов по вопросам государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду»;
- от 29 декабря 2023 г. № 332-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране озонового слоя»;
- от 29 декабря 2023 г. № 333-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами».
По сообщению официального сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
Як мы ўжо паведамлялі, Прэзідэнт Беларусі Аляксандр Лукашэнка падпісаў Указ № 273, які спрашчае парадак працэдуры рэгістрацыі зямельных участкаў. Такім чынам, стала больш даступным афармленне дакументаў, якія пацвярджаюць права на зямельныя ўчасткі, дадзеныя для будаўніцтва і абслугоўвання жылых дамоў, вядзення гаспадаркі і іншых мэтаў, а таксама ў выпадках самавольнага займання. Спрошчаны парадак дзейнічае да 1 студзеня 2028 г.
«Сістэма становіцца максімальна зручнай і сучаснай»
Аб асаблівасцях новых правіл рэгістрацыі зямлі мы папрасілі расказаць намесніка старшыні Пастаяннай камісіі па аграрнай палітыцы Палаты прадстаўнікоў Андрэя Балыша, які засяродзіў увагу на наступным:
– Падпісанне Прэзідэнтам новага ўказа аб парадку рэгістрацыі зямельных участкаў – гэта чарговы сістэмны крок па ўдасканаленні зямельных адносін. Для нашага аграрнага сектара і для ўсіх, хто жыве і працуе на зямлі, гэта не проста змяненні, а рэальныя, адчувальныя падтрымка і спрашчэнне. Сёння скараціліся тэрміны і механізм рэгістрацыі зямлі. Так, аднолькавымі правамі надзелены і натарыяльныя канторы, і рэгістратары. Гэта значна скарачае тэрміны афармлення дакументаў. Спрошчаны парадак рэгістрацыі зямельных участкаў дае магчымасць грамадзянам, якія не паспелі аформіць на іх паперы, без прыцягнення да адміністрацыйнай адказнасці правесці ўсе працэдуры ў рамках дзеючага заканадаўства, каб у гэтым працэсе не ўзнікала ніякіх цяжкасцяў. Лічу, што для кожнага грамадзяніна, які мае патрэбу ў афармленні зямельнага ўчастка, вельмі важна скарыстацца такой магчымасцю.
Галоўнае тое, што новыя правілы рэгістрацыі зямлі пацвярджаюць права на зямельны ўчастак без распрацоўкі складаных праектаў адводу гэтага права да 1 студзеня 2028 года, падкрэслівае дэпутат
Што гэта значыць на практыцы, асабліва для нашых аграрыяў?
– Адбылося значнае спрашчэнне правіл рэгістрацыі зямлі для сялянска-фермерскіх гаспадарак, – тлумачыць Андрэй Балыш. – Яны змогуць аформіць яе па спрошчанай схеме, што значна знізіць адміністрацыйную нагрузку і дазволіць фермерам засяродзіць увагу на вытворчасці. Вялікае значэнне новаўвядзенне мае і для жыхароў вёскі. Палегчаны парадак распаўсюджваецца на землі для будаўніцтва і абслугоўвання аднакватэрных жылых дамоў, калектыўнага садаводства і дачнага будаўніцтва.
Парламентарый таксама звяртае ўвагу, што працягнута «зямельная амністыя». Вельмі важным момантам з’яўляецца тое, што указ датычыць і самавольна занятых зямель, а тэрмін «зямельнай амністыі» падоўжаны да 1 студзеня 2028 года. Гэта дае шанц мноству людзей узаконіць свае правы на зямлю, навесці парадак у дакументах, не сутыкаючыся з залішнімі цяжкасцямі. Змяненні датычаць таксама арганізацый, якім дадзена зямля для будаўніцтва і абслугоўвання шматкватэрных жылых дамоў і аб’ектаў жыллёва-камунальнай гаспадаркі, якія эксплуатуюцца.
На заканчэнне Андрэй Балыш дадаў: «Усе гэтыя змяненні, а таксама раней прынятыя меры па аўтаматызацыі працэсаў, магчымасці атрымліваць дакументы ў натарыуса і экстэрытарыяльны прынцып, робяць сістэму рэгістрацыі нерухомасці максімальна зручнай і сучаснай».
З улікам пажаданняў землекарыстальнікаў
Дарэчы, хутка ў Палату прадстаўнікоў паступіць праект Закона «Аб змяненні законаў па пытаннях рэгулявання зямельных адносін». Але дэпутаты ўжо сёння фактычна пачалі работу над ім. Карэкціроўка зямельнага заканадаўства была нядаўна абмеркавана на пашыраным пасяджэнні Пастаяннай камісіі Палаты прадстаўнікоў па аграрнай палітыцы. У пасяджэнні ўдзельнічала трэць усяго дэпутацкага корпуса, народныя выбраннікі агучылі актуальныя пытанні сваіх выбаршчыкаў і канкрэтныя прапановы ад іх, сабраныя ў час работы ў акругах. Дыскусія дэпутатаў праходзіла актыўна і змястоўна. Падрабязна абмяркоўваліся прапановы выбраннікаў пра неабходнасць выключэння патрабавання аб заключэнні дагавораў арэнды зямельных участкаў, змяненняў (дапаўненняў) да іх у пісьмовай форме і іх дзяржаўнай рэгістрацыі. Былі таксама падрабязна разгледжаны пытанні ўстанаўлення магчымасці зліцця зямельных участкаў, якія маюць рознае мэтавае прызначэнне, пашырэння відаў правоў на зямельныя ўчасткі, што выдзяляюцца прыватным партнёрам у рамках пагадненняў аб дзяржаўна-прыватным партнёрстве, і іншыя.
Як заўважыў намеснік Старшыні Дзяржаўнага камітэта па маёмасці Мікалай Бобер, які прысутнічаў на абмеркаванні, работа над законапраектам па ўдасканаленні зямельнага заканадаўства і Зямельнага кодэкса ў цяперашні час з'яўляецца актуальнай. «Ініцыятывы, якія паступаюць ад людзей праз іх дэпутатаў, маюць вялікае значэнне, – заўважыў ён. – Грамадзяне хочуць, каб удасканаленне заканадаўства было накіравана на паляпшэнне ўмоў выкарыстання зямельных участкаў. Мы змаглі канструктыўна абмеркаваць даволі шырокі пералік пытанняў, якія датычаць розных накірункаў удасканалення зямельнага заканадаўства, і прыняць адпаведныя рашэнні, што будуць пакладзены ў аснову карэкціроўкі Зямельнага кодэкса».
Святлана Сільвановіч, « Звязда», 16 ліпеня 2025 г.
В Беларуси будут урегулированы услуги каршеринга, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей Владимир Боровенко, передает корреспондент БЕЛТА.
15 июля прошло расширенное заседание Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей по вопросу правового регулирования предоставления услуг краткосрочной аренды транспортных средств (каршеринга). В ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Республики Беларусь, проведенного 25 июня 2025 г. в Палате представителей, были выявлены пробелы правового регулирования при предоставлении услуг краткосрочной аренды транспортных средств. Это касается и шеринга средств персональной мобильности – велосипедов и электросамокатов.
В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия каршеринговых организаций и пользователей, в связи с чем их отношения регулируются положениями Гражданского кодекса, которые не в полной мере отражают специфику поминутной аренды автомобилей. В этой связи каждая шеринговая компания придерживается своей политики при взаимодействии с гражданами. Обычному пользователю сложно разобраться во всех тонкостях и различиях систем работы таких организаций, вариативности предусматриваемых штрафов и прочих взысканий за ненадлежащее пользование автомобилем.
«Этот вопрос был поднят в ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, – отметил депутат. – Были вскрыты моменты обеспечения безопасности при краткосрочной аренде автомобилей, самокатов, велосипедов. Вопросы касались законодательного регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Потому что зачастую каршерингом пользуются люди в состоянии алкогольного опьянения (это показывает статистика ДТП), а также лишенные прав, не имеющие опыта вождения. А за рулем машины, на которой никогда не ездил, вдвойне вырастает нагрузка на водителя, даже если он имеет права. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения стоит во главе угла».
По словам депутата, не мало вопросов и с кикшерингом (прокатом самокатов). «Указ № 145 в какой-то мере урегулировал использование самокатов, был установлен возрастной ценз. Но между тем ими пользуются и дети в возрасте до 14 лет, и двое людей одновременно, что тоже запрещено ПДД. Возникают также вопросы обеспечения мест парковки самокатов. И другие, вплоть до обеспечения скорости на различных участках дорог, – подчеркнул Владимир Боровенко. – Поэтому мы подойдем здесь комплексно. На заседание приглашены представители различных министерств и ведомств, чтобы обсудить и принять согласованное решение по обеспечению безопасности при использовании автотранспорта и средств персональной мобильности».
По информации БЕЛТА
В Беларуси усиливаются меры поддержки плательщиков налога на профессиональный доход в плане формирования будущих пенсионных прав. Упрощается и изменяется порядок государственного социального страхования индивидуальных предпринимателей. Продолжается борьба с серыми схемами выплаты заработной платы. По всем указанным направлениям в законодательстве предусмотрены новации. Речь идет о Законе «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», который 14 июля подписал Глава государства. О новшествах подробно рассказала корреспонденту БЕЛТА заместитель управляющего ФСЗН Екатерина Лихачева.
Новация № 1 – меняется порядок участия плательщиков налога на профессиональный доход в системе государственного социального страхования.
Екатерина Лихачева напомнила, что с 1 января 2023 г. появилась новая категория плательщиков – граждане, которые уплачивают налог на профессиональный доход. Как уплачивается налог сейчас? Гражданин отображает свой доход в мобильном приложении «Налог на профессиональный доход», а органы Министерства по налогам и сборам на основании этих данных рассчитывают необходимую к уплате сумму. Если гражданин работает с физлицами, ставка налога составляет 10 %, с юрлицами и сумма дохода превышает Br60 тыс. в год – 20 %.
В Фонд социальной защиты населения поступает 60 % выставленной плательщику суммы налога на профдоход. Исходя из этого и формируются его пенсионные гарантии.
«Достаточно большое количество граждан, являющихся плательщиками налога на профдоход, не формируют свои пенсионные гарантии, поскольку в ФСЗН поступает небольшая сумма. Для формирования месячного стажа взносы в бюджет фонда должны быть уплачены из размера минимальной заработной платы, умноженной на 29 %. То есть Br726 умножаем на 29 %. Полученный результат и является той суммой, которая дает месяц страхового стажа», – пояснила заместитель управляющего ФСЗН положения действующего законодательства.
Теперь же плательщики налога на профдоход (при изъявлении желания) смогут доплатить взносы на пенсионное страхование в бюджет ФСЗН. Порядок будет таким. Как и прежде, плательщик налога на профдоход в течение года будет вести свою деятельность, ежемесячно уплачивая налоги. По истечении года, до 1 февраля, ФСЗН рассчитает, сколько ему нужно доплатить до той суммы, при которой формируется год стажа. Плательщику взносов предложат в добровольном порядке через личный кабинет доплатить нужную сумму не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Касательно 2024 года есть особенность. Плательщикам налога на профессиональный доход дается право доплатить нужную сумму не позднее 1 сентября 2025 г. «Мы планируем активно информировать наших плательщиков налога на профдоход, у кого не сформировался стаж за 2024 год, о наличии такого права, чтобы они смогли при необходимости доплатить взносы», – сказала Екатерина Лихачева.
Новация № 2 – меняется порядок уплаты взносов индивидуальными предпринимателями.
По словам заместителя управляющего ФСЗН, индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками подоходного налога, будут уплачивать взносы с учетом их дохода. Причем учтут чистый доход за вычетом расходной части.
«Как это происходит сегодня? Индивидуальные предприниматели отражают периоды бездействия, если они не осуществляли деятельность. А за период действия уплачивали взносы. Те предприниматели, которые работали весь год и имели маленький доход, обращались с просьбой снизить финансовую нагрузку, поскольку их доход имеет характер дополнительного заработка», – рассказала Екатерина Лихачева.
Их услышали и внесли коррективы. Теперь если доход за год будет составлять менее 12 минимальных заработных плат индивидуальному предпринимателю предоставят право платить взносы из фактического дохода, отметила Екатерина Лихачева. Таким образом, для индивидуальных предпринимателей, которые получают небольшой доход, несколько смягчены условия по уплате взносов.
Остальные предприниматели, плательщики подоходного налога, при доходе за год в размере 12 минимальных заработных плат и выше должны будут уплачивать взносы в ФСЗН в размере 35 % из размера минимальной заработной платы.
Для плательщиков единого налога, в принципе, ничего не изменилось. Они уплачивают налог за месяц осуществления своей деятельности – в размере не ниже 35 % из размера минимальной заработной платы.
Заместитель управляющего ФСЗН добавила, что для индивидуальных предпринимателей, как и всех физических лиц, смещаются сроки уплаты взносов. В действующем законодательстве определена дата 1 марта года, следующего за отчетным, в новом законе – 31 марта года, следующего за отчетным.
Предпринимателей коснется еще одна новация. «С учетом того, что мы будем получать всю информацию о доходах от Министерства по налогам и сборам, органы фонда все расчеты взносов будут делать самостоятельно. Индивидуальным предпринимателям нужно будет лишь получить от нас информацию о сформировавшемся платеже и оплатить его. Все остальное автоматически сделает фонд», – заметила Екатерина Лихачева.
Новация № 3 – решение ФСЗН о взыскании задолженности субъектов хозяйствования приравнивается к исполнительной надписи.
Новшество касается физических лиц и иных плательщиков. Органам фонда предоставлено право самостоятельно выносить решение, которое приравнивается к исполнительной надписи. На сегодня, если, допустим, индивидуальный предприниматель имеет задолженность, органы фонда обращаются к нотариусам, которые учиняют нотариальную надпись на сумму задолженности. Этот документ направляется в органы принудительного исполнения и начинается взыскание.
По новому закону органы ФСЗН самостоятельно выносят решение, без обращения к нотариусу. Это решение и будет тем документом, который можно предоставить непосредственно в органы принудительного исполнения.
Говоря о преимуществах такой новации, Екатерина Лихачева заметила, что для органов фонда ускоряются процессы взыскания. Для индивидуального предпринимателя, иных физических лиц снижается финансовая нагрузка. Если исполнительную надпись учиняет нотариус, за эту процедуру он берет 5 % от суммы задолженности. Со вступлением нового законодательства в силу станет удобнее работать всем сторонам.
Новация № 4 – принимаются дополнительные меры борьбы со скрытой заработной платой.
«Есть соответствующее поручение Главы государства и мы ежегодно наращиваем обороты по выявлению таких фактов, – сказала Екатерина Лихачева. – Мы видим, что есть определенные лазейки, когда невозможно в полном объеме доначислить взносы», – сказала заместителя управляющего ФСЗН, заметив, что новым законом при установлении серых схем выплаты заработной платы для работодателей устанавливается особый порядок уплаты взносов в ФСЗН.
Так, законом предусмотрено, что при выявлении фактов заработной платы в конвертах взнос начисляется на эту сумму в полном объеме, но не ниже чем 1/30 пятикратной величины средней заработной платы по республике за каждый день выплаты зарплаты в конверте.
Вместе с тем не всегда можно установить полную сумму скрытой заработной платы, которую получал работник. «Поэтому если работодатель выплачивает зарплату в конверте, он должен быть готов, что каждый день выплаты, даже если мы не установили полный размер такой выплаты, равен 1/30 суммы пяти средних заработных плат по республике», – отметила Екатерина Лихачева, добавив, что работодатель должен понимать достаточно большие финансовые риски.
Поскольку в процессе скрытой заработной платы участвуют две стороны – как работодатель, так и работник – новым законодательством предусмотрено, что стаж для будущей пенсии у работника формируется в минимальном размере. То есть независимо от того, какую заработную плату он получал, в документах персонифицированного учета будет отражен доход в размере минимальной заработной платы. Таким образом и у работника не будет заинтересованности получать зарплату в конверте.
Что касается других изменений законодательства, в основном это приведение в соответствии законодательства о госсоцстраховании и пенсионном обеспечении с иными законодательными актами: законами о предпринимательской деятельности, о бухучете, Гражданским кодексом. Все эти нормы нашли отражение в Законе «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», который вступает в силу через месяц после официального опубликования.
По информации БЕЛТА
Коллегия Евразийской экономической комиссии согласовала результаты мониторинга национальных законодательных актов государств Евразийского экономического союза в сфере трудовой миграции за 2023–2024 годы.
Согласно исследованию в 2024 году количество трудовых мигрантов в рамках ЕАЭС увеличилось на 2,98 % по сравнению с 2023 годом. Также отмечено, что страны Союза продолжают совершенствовать миграционное регулирование, уделяя особое внимание правам граждан ЕАЭС и мерам по противодействию нелегальной миграции.
«Важно, чтобы законодательные инициативы государств-членов не противоречили нормам Договора о ЕАЭС и четко разделяли права граждан Союза и третьих стран. Проведенный мониторинг подтверждает, что страны активно работают над созданием комфортных условий для трудовых мигрантов внутри Союза, включая цифровизацию госуслуг», – отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов.
Мониторинг показал, что государства-члены реализуют меры для привлечения высококвалифицированных специалистов и упрощения пребывания граждан стран ЕАЭС. Среди основных изменений: либерализация правил пребывания для трудовых мигрантов из государств Союза, а также усиление контроля за нелегальной миграцией и безопасностью.
Наиболее существенные изменения произошли в законодательстве Российской Федерации, где в 2024 году усилен контроль за пребыванием иностранных граждан, повышена ответственность за нарушения миграционных правил и скорректирован порядок приема детей мигрантов в общеобразовательные учреждения.
В рамках мониторинга стороны отметили необходимость проведения на постоянной основе анализа национального законодательства государств ЕАЭС в сфере трудовой миграции с ежегодным предоставлением отчетов компетентным органам стран Союза.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Министерство труда и социальной защиты на конкретных примерах пояснило основные нововведения закона по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Согласно закону для плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) предусмотрено право (при изъявлении желания) доплатить взносы в бюджет Фонда социальной защиты населения для формирования пенсионных гарантий.
Например, доход плательщика с 1 января 2025 года составляет Br20 тыс. В ФСЗН уплачено Br1,2 тыс., то есть 60 % от налога. При этом минимальный взнос для стажа должен составлять Br2 526,48 (29 % от 12 МЗП = 726 х 12 х 29 %). В итоге будет предложено доплатить Br1 326,48 (2 526,48 – 1200).
Для индивидуальных предпринимателей (ИП) – плательщиков подоходного налога законом вводится дифференцированный порядок уплаты взносов в ФСЗН (35 %) в зависимости от размера годового чистого дохода ИП (доход минус расходы).
Так, для ИП с доходом до 12 МЗП (Br8712) взносы рассчитываются с фактического чистого дохода. Например, годовой доход – Br6 тыс. Взносы составят Br2,1 тыс. (Br6 тыс. х 35 %).
Для ИП с доходом от 12 МЗП и выше взносы рассчитываются с суммы 12 МЗП (Br8712). Допустим, чистый доход – Br25 тыс. Взносы равны Br3049,2 (Br8 712 х 35 %).
В Минтруда уточнили, что для ИП – плательщиков единого налога сохраняется действующий порядок: взносы уплачиваются в размере 35 % от МЗП за каждый месяц, в котором уплачивался единый налог. Например, за 12 месяцев это будет Br3049,2 (Br726 х 12 х 35 %).
Кроме того, по новому законодательству упрощается взаимодействие ИП с ФСЗН. Фонд самостоятельно рассчитывает взносы на основе данных МНС. ИП получают готовый платеж, а фонд вносит данные в персонифицированный учет. Заполнение формы ПУ-3 фонд берет на себя.
При установлении серых схем выплаты заработной платы для работодателей устанавливается особый порядок уплаты взносов в ФСЗН. Для работодателя уплата взносов будет производиться из фактических сумм выплат заработной платы в конвертах, но не ниже 1/30 пятикратной величины средней заработной платы за каждый день выплаты заработной платы в конвертах. Для работника в страховой стаж засчитывается доход в размере минимальной заработной платы (Br726), а не фактический.
Закон вступает в силу через месяц после официального опубликования.
По информации БЕЛТА