В Беларуси оптимизируются формы отчетности лизинговой организации и оператора сервиса онлайн-заимствования
В Республике Беларусь оптимизируются формы отчетности лизинговой организации, а также оператора сервиса онлайн-заимствования. Соответствующее решение принято постановлением Правления Национального банка от 8 января 2024 г. № 4, которое вступает в силу с 27 января 2024 г.
В частности, при составлении отчета о финансово-экономической деятельности лизинговой организации исключается необходимость указания информации о коэффициентах платежеспособности. В целях обеспечения соответствующего контроля за платежеспособностью лизинговых организаций Национальный банк будет проводить оценку степени риска наступления банкротства с учетом подходов, реализованных в постановлении Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 7 августа 2023 г. № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства».
Для операторов сервисов онлайн-заимствования уточняется порядок отражения информации о максимальной и минимальной суммах займа, привлеченных в отчетном периоде одним заемщиком. С даты вступления в силу постановления операторы сервисов онлайн-заимствования должны будут указывать информацию о каждом договоре займа в отдельной строке в случае привлечения заемщиком указанных сумм по нескольким договорам займа.
По информации Национального банка Республики Беларусь
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации БЕЛТА
За 2024 год экономическими судами возбуждено 1 258 дел о несостоятельности и банкротстве, что на 41 % больше, чем в 2023 году.
Более половины дел о банкротстве (58 %) открываются экономическими судами по инициативе госорганов на стадии, когда у должника отсутствует имущество.
В этой связи Департамент по санации и банкротству придерживается позиции о целесообразности корректировки законодательства в сфере признания задолженности безнадежным долгом.
«Анализ практики применения законодательства об урегулировании неплатежеспособности за 2024 год выявил необходимость предоставления бóльших прав госорганам на принятие решения о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании по основаниям, не связанным с банкротством.
Требуется пересмотр условий такого списания. Соответствующие консультации проведены с МНС, Минтруда и Верховным Судом», – отметил директор Департамента Юрий Тараканов.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Коллегия Евразийской экономической комиссии на заседании 18 февраля утвердила тему информационной работы по защите прав потребителей в Евразийском экономическом союзе на 2025 год: «Потребитель – в центре внимания: от баланса интересов к справедливому разрешению споров». Она подчеркивает значимость защиты прав потребителей при развитии общего рынка ЕАЭС.
В совместной деятельности по этому направлению страны Союза стремятся к балансу интересов бизнеса и общества, создавая справедливые и безопасные условия для всех участников рынка.
Также Коллегия Комиссии одобрила общие подходы государств-членов к проведению обзоров законодательства в сфере защиты прав потребителей. Государствам рекомендовано исследовать полноту и эффективность соответствующих нормативных документов для обеспечения защиты безопасности и здоровья покупателей, их экономических интересов, доступа к информации, механизмам разрешения споров.
Принятые рекомендации направлены на обеспечение объективной и систематизированной информации о правовом регулировании в сфере защиты прав потребителей. Благодаря их применению государства Союза смогут выявлять существующие пробелы и адаптировать свои нормы к изменениям на рынке и потребностям общества.
Результаты обзоров будут рассматриваться на заседаниях профильного Консультативного комитета для выработки решений, направленных на усиление защиты прав граждан.
Рекомендации Коллегии приняты в соответствии с Программой совместных действий стран ЕАЭС по защите прав потребителей.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства жилищно-коммунального хозяйства в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказали, зачем нужно пересматривать законодательство в Год благоустройства.
(фото – БЕЛТА)
Начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Железнова рассказала, что республиканский план мероприятий по проведению в 2025 году Года благоустройства сейчас находится в стадии подготовки, а предложения различных госорганов все еще поступают.
По ее словам, Палата представителей Национального собрания также предложила свои мероприятия, которые направлены на корректировку нормативно-правовых актов. «Эта работа, к слову, будет проводится параллельно с обычными мероприятиями по наведению порядка на земле. В каждом госоргане есть нормативно-правовый акт, который требует пересмотра. Это тоже планомерная ежегодная работа, которая проводится в рамках в том числе других постановлений правительства или указов, законов по корректировке законодательных актов», – отметила она.
Заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства Андрей Ромашко добавил, что в основном все возможные законодательные изменения, которые могут быть приняты в Год благоустройства, попадают в сферу регулирования строительной деятельности.
«Зачастую возникают такие ситуации, когда определенные требования нормативных правовых актов предполагают выполнение определенных работ при наличии неких условий, – объяснил он. – Поэтому в республиканский штаб по анализу мероприятий Года благоустройства входят представители Министерства архитектуры и строительства, чтобы в случае выявления процессов, которые затрудняют выполнение работ по благоустройству, оперативно принимать меры по корректировке существующих норм законодательства».
По информации БЕЛТА
Налоговая система Беларуси уже давно сформирована и значительных изменений в ней не происходит. Но с 2025 года вступил в силу ряд изменений в Налоговый кодекс, которые затронут определенный круг граждан. Внесены они для приведения кодекса в соответствие с законодательными актами, которые были приняты в течение года. Помимо этого, надо адаптировать ставки налогов к инфляционным процессам. О том, что изменилось в уплате налогов для граждан, рассказал начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский, сообщает БЕЛТА.
Индексация льгот и вычетов
В первую очередь в Налоговом кодексе предусмотрена индексация льгот и вычетов в цифровом выражении. В Беларуси существует три вида налоговых вычетов, которые могут применяться к заработной плате: стандартные, социальные и имущественный налоговые вычеты. Все льготы, как ежегодно это происходит, были проиндексированы в среднем на процентный индекс роста потребительских цен – порядка 5–7 %. Андрей Ковалевский остановился подробнее на стандартных вычетах в отношении работающих, детей и молодых специалистов.
Например, стандартный вычет на каждого работающего увеличен до Br192 при условии получения дохода не свыше Br1164 в месяц. Вычет на ребенка проиндексирован с Br51 до Br56, вычет для родителей, имеющих двух и более детей, увеличен с Br97 до Br107. Вычет для отдельных категорий граждан (инвалиды, афганцы, чернобыльцы) увеличен с Br246 до Br272.
Вычет для молодых специалистов впервые был введен с 1 января 2024 года и тогда он составлял Br620. В текущем году он увеличен до Br730. «Это та сумма, которая в доходах гражданина не облагается подоходным налогом. Вычет – это не те деньги, которые отдаются дополнительно, а сумма, не облагаемая налогом. При ставке налогов в 13 % это позволяет экономить порядка Br90 в месяц, то есть получать на руки больше», – пояснил он.
Данный вычет предоставляется молодым специалистам, которые получили среднее специальное, высшее образование и направлены на работу по распределению. Он предоставляется в течение срока обязательной работы по распределению, а также продолжает предоставляться при условии продолжения трудовых отношений с этим же нанимателем, но всего не более семи лет с даты окончания учебного заведения. Это довольно хорошее подспорье для тех молодых специалистов, которые пытаются и стараются закрепиться на местах, остаться после распределения у нанимателя, подчеркнул специалист.
Из нововведений Андрей Ковалевский также выделил имущественный вычет. Это вычет, который предоставляется лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые при этом строят или приобретают жилье. Нормы налогового законодательства говорят о том, что вычет предоставляется однократно в отношении одного объекта недвижимого имущества.
«Но есть категория семей, которые могут строить несколько объектов, поскольку вынуждены входить в такое строительство, – это многодетные семьи. С 2025 года реализовано право таких граждан на получение вычета в отношении других объектов недвижимости при условии, что этот объект строится с государственной поддержкой. То есть, как правило, многодетные семьи строят одновременно двух- и трехкомнатную квартиру на одной лестничной площадке. И поскольку это все-таки два разных объекта недвижимости по документам, то вычет, как правило, получался только в отношении одного объекта. С 2025 года расширены нормы по праву на льготы и, соответственно, многодетные семьи, которые строят жилье с господдержкой, имеют право получить их и на первый, и на второй объекты недвижимого имущества», – рассказал он.
Операции с криптовалютой
Основные изменения по подоходному налогу затронули сферу налогообложения цифровых знаков токенов, то есть криптовалют.
До 2025 года действовали прямые льготы, установленные ранее Декретом Президента № 8, а впоследствии Указом Главы государства. До 1 января 2025 г. подоходным налогом не облагались доходы от операций с токенами, в том числе по майнингу, приобретению, отчуждению, обмену и так далее. Исключения были предусмотрены в случае, когда физлицо осуществляло неправомерную деятельность с цифровыми знаками, в первую очередь оказывало содействие иным лицам по их приобретению. «В данном случае налоговые льготы не применялись. Если же деятельность была законная, то любые доходы от работы с ними не облагались подоходным налогом. Действие временных льгот распространялось до 1 января 2025 г.», – пояснил Андрей Ковалевский.
С 2025 года эти временные льготы прекращены и в Налоговом кодексе введена дополнительно новая статья, регулирующая порядок налогообложения цифровых знаков токенов. «Здесь нужно отметить, что в сфере криптовалют происходят разные меры регулирования. В первую очередь мы помним, что в сентябре 2024 года подписан Указ Главы государства, который определяет особенности и правовые основания работы с цифровыми знаками. В двух словах указ прямо предусматривает, что отчуждение либо приобретение таких знаков за денежные средства производится исключительно через операторов криптоплатформ, являющихся резидентами ПВТ. Все остальные сделки по отчуждению и приобретению токенов за белорусские рубли, валюту и так далее запрещены. Исключением из этого правила может быть такая ситуация, когда физлицо несколько месяцев проживает за пределами Республики Беларусь, совершает операцию на иностранных криптоплощадках и при этом использует карты иностранного банка. Да, в данном случае он имел право совершать такие операции. Во всех других случаях начиная с сентября 2024 года правовое поле – это только резиденты Парка высоких технологий», – подчеркнул он.
Андрей Ковалевский очертил основные изменения, которые произошли с 1 января 2025 года. «Во-первых, не облагаются подоходным налогом доходы от майнинга. Не облагаются подоходным налогом доходы от любых операций с токенами, совершенные на биржах резидентов ПВТ, либо с токенами, которые выпускались через резидентов ПВТ. Как и ранее, не облагаются налогом доходы в виде токенов в наследство. Дарение от близких родственников и дарение токенов от иных лиц не облагается в пределах общей льготы по подаркам», – рассказал он.
К концу года физлицо должно представить налоговую декларацию и налоговый орган рассчитает подоходный налог. «Здесь нужно помнить, что, согласно новой редакции Налогового кодекса в отношении криптовалют, при налогообложении таких сделок не учитываются расходы, связанные с приобретением криптовалют. То есть налогом будет облагаться весь финансовый результат, выведенный на карты либо полученный наличными денежными средствами от совершения операций с криптовалютами на иностранных криптоплатформах. Еще раз подчеркну, в тех случаях, когда эти операции были разрешены», – объяснил специалист.
Если физическое лицо налоговую декларацию не представляет, либо не уплачивает налог, либо совершил запрещенные операции, то налогообложение таких доходов будет производиться по повышенной ставке в размере 26 % – двукратная основная ставка подоходного налога.
Сверхдоходы
Следующее важное направление, которое в текущем году впервые будет осуществляться в отношении граждан, – это налогообложение доходов по ставке 25 %. Андрей Ковалевский сразу же пояснил: это коснется не каждого белоруса и не всех доходов.
1 января 2024 года в Налоговом кодексе закреплены нормы, что если физическое лицо получает доходы от источников в Беларуси в совокупном размере, превышающем Br200 тыс., то такие доходы будут облагаться по ставке 25 %. Но нужно помнить, что это только исключительно три вида доходов: по трудовому договору, в виде дивидендов и по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности.
«Поэтому если физическое лицо получило от источников в Беларуси три вида таких доходов, общая сумма которых превышает Br200 тыс., то размер превышения совокупности этих доходов над этой суммой облагается налогом по ставке 25 %», – подчеркнул специалист.
Например, в течение года белорусские организации, которые уплачивают подобные доходы, как и раньше, удерживают налог по обычным ставкам – 13 % с приставлением всех льгот и вычетов. По завершении года то лицо, которое получило совокупность таких доходов, представляет налоговую декларацию. Налоговый орган определяет размер, превышающий Br200 тыс., и с него уже исчисляет подоходный налог по ставке 25 %. Определяется месяц календарного года, в котором вышло превышение, и налоги, уплаченные в течение года, начиная с этого месяца вычитаются из зачисленной суммы налога, а разница подлежит доплате.
Андрей Ковалевский отметил, что уже возникали вопросы о том, что если человек получил доходы от продажи коммерческой или жилой недвижимости, суммируются ли они для цели определения сверхдоходов? «Нет. Сверхдоходы учитываются только в отношении гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности», – обратил он внимание.
Имущественные налоги
Помимо подоходного налога, основные налоги, которые платят граждане, – транспортный налог, земельный налог и налог на недвижимость. Из изменений здесь опять же следует обратить внимание на индексацию ставок налогов, которые выражены в белорусских рублях.
В 2025 году физические лица будут оплачивать транспортный налог по чуть более высоким ставкам. Они проиндексированы на уровень порядка 5–7 %. «Приведу пример, что если в 2024 году основная ставка за автомобиль массой от 1750 кг до 2 т (наиболее популярный сегмент авто у граждан) была Br110, то в 2025 году за такой же автомобиль нужно будет платить Br116. То есть рост Br6 – это порядка 5 % от предыдущей ставки. Другие ставки транспортного налога проиндексированы примерно на такой же уровень. Существенного роста транспортного налога однозначно не будет», – отметил Андрей Ковалевский.
Кроме этого, вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, согласно которым налог на транспортные средства повышенной комфортности будет уплачиваться с коэффициентом 10 при условии, что с года выпуска такого транспортного средства прошло не более трех лет и что данный вид транспортного средства включен в перечень, определяемый Советом Министров в постановлении № 194. В перечне отражены только исключительно премиальные марки, например, Ferrari, Lamborghini, Aston Martin, Bugatti и другие, а также ряд моделей Mercedes, BMW, Audi.
Гражданам самим не требуется исчислять и рассчитывать транспортный налог, все это делает налоговый орган и к 1 сентября 2025 года направит извещение на уплату данного налога.
Подобные изменения в части ставок произошли и в налоге на недвижимость.
«Всегда можно ориентироваться на прошлогодние извещения и понимать, что в текущем году вследствие инфляционных процессов налог будет выше. Так, например, проиндексирована и ставка подоходного налога в фиксированных суммах, которые платят лица, сдающие в наем жилые помещения, а также ставка единого налога», – рассказал представитель МНС.
По информации БЕЛТА