МНС разъяснил вопросы утраты лизингодателем освобождения от НДС
Лизингодатель утрачивает освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС), установленное с подпунктом 1.49 пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК), в части лизинговой ставки, приходящейся на тот месяц, в котором физическим лицом утрачено гражданство Республики Беларусь или вид на жительство в Республике Беларусь. Данная позиция согласована с Национальным банком Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь.

Подтверждение гражданства (вида на жительство) лизингополучателя в течение срока действия договора, как и изменение суммы лизингового платежа (в части предъявления суммы НДС по лизинговой ставке), являются предметом гражданско-правовых отношений.
Справочно. Плательщик при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав обязан в цене (тарифе) товаров (работ, услуг), имущественных прав предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС (пункт 1 статьи 130 НК).
Например, в случае несвоевременного информирования к физическому лицу могут быть применены лизингодателем меры ответственности, установленные договором.
Возможен дополнительный контроль со стороны лизингодателя в течение срока лизинга за актуальностью информации о гражданстве (виде на жительство) посредством межбанковской системы идентификации.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
МНС: деятельность посредников между потребителем и банком запрещена
Деятельность посредников между потребителем и банком запрещена, сообщили
БЕЛТА в Министерстве по налогам и сборам.
«Не верьте в обещания посредников облегчить процесс получения кредита между вами и банками. Их деятельность запрещена», – подчеркнули в МНС.
Законом от 17 февраля 2025 г. № 62-З статья 733 Гражданского кодекса дополнена пунктом 3, в соответствии с которым с 22 февраля 2025-го запрещается заключение договоров возмездного оказания консультационных и (или) информационных услуг об условиях предоставления кредитов, займов, условиях лизинга, если заказчиком выступает физлицо (за исключением индивидуальных предпринимателей), а исполнителем – юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).
МНС напоминает посредникам, что ведение предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, влечет административную ответственность по части 3 статьи 13.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Нарушение влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя – в размере от 20 до 200 БВ (также с конфискацией или без), а на юридическое лицо – до 500 базовых величин (также с конфискацией или без).
По информации
БЕЛТА
МНС об учете при налогообложении прибыли расходов на мероприятия в рамках Года благоустройства
Министерство по налогам и сборам в связи с возникающими вопросами, связанными с включением в 2025 году расходов на мероприятия в рамках Года благоустройства, в состав затрат, учитываемых при налогообложении, разъясняет следующее.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) расходы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест, расходы по поддержанию санитарного состояния земель общего пользования включаются в состав прочих затрат независимо от того связаны они с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав или нет.
В совокупности с другими прочими затратами их размер не может превышать 1 % выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов с учетом налога на добавленную стоимость (для банков – от суммы доходов, определяемой в соответствии со статьей 176 НК, за вычетом доходов, относящихся в соответствии с НК ко внереализационным доходам).
Порядок благоустройства и содержания населенных пунктов определены:
-
Правилами благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 1087;
-
Правилами благоустройства и содержания города Минска, утвержденными решением Минского городского Совета депутатов от 16 ноября 2016 г. № 252.
Кроме этого, согласно Указу Президента Республики Беларусь «Об объявлении 2025 года Годом благоустройства» от 3 января 2025 г. № 1 (далее – Указ № 1) в Республике Беларусь 2025 год объявлен Годом благоустройства и под благоустройством для целей Указа № 1 понимается комплекс мероприятий, осуществляемых государством совместно с организациями и гражданами, направленный на создание и поддержание удобной, безопасной, современной и эстетически организованной среды жизнедеятельности людей.
На основании подпункта 5.1 пункта 5 Указа № 1 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2025 г. № 97 «О проведении Года благоустройства» утвержден республиканский план мероприятий по проведению в 2025 году Года благоустройства, который содержит детальный перечень работ, подлежащих выполнению в течение текущего года (конкретные наименования мероприятий, источники их финансирования, возможные исполнители).
Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2025 г. № 74 «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня в развитии регионов» (далее – Указ № 74) установлено, что в целях дальнейшего повышения эффективности деятельности органов местного управления, реализации мероприятий в рамках Года благоустройства в 2025 году предоставлено право председателям исполнительных комитетов базового уровня привлекать, в частности, юридических лиц к выполнению собственными силами и (или) за счет собственных средств работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния, благоустройству и содержанию территорий земель общего пользования населенных пунктов, в том числе территорий, прилегающих к предоставленным им (находящимся у них) земельным участкам (абзац третий подпункта 1.2 пункта 1 Указа № 74).
Таким образом, Указом № 1, Указом № 74 регламентируются отдельные вопросы реализации мероприятий в рамках Года благоустройства и не регулируются вопросы учета расходов, связанных с реализацией таких мероприятий, при налогообложении прибыли.
С учетом изложенного, организации, привлекаемые в рамках Указа № 1, Указа № 74, к выполнению и (или) финансированию мероприятий в рамках Года благоустройства, вправе включать в 2025 году расходы на выполнение и (или) финансирование таких мероприятий, удовлетворяющие положениям подпункта 2.2 пункта 2 статьи 171 НК, в состав прочих затрат и учитывать их при налогообложении с учетом ограничения, установленного пунктом 3 статьи 171 НК.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
МНС – об отдельных вопросах, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости
В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования ввиду вступления в силу со 2 апреля 2025 г. постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 марта 2025 г. № 11 «Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5» (далее – постановление № 11) Министерство по налогам и сборам сообщает.
Постановлением № 11 изложен в новой редакции Классификатор дополнительной таможенной информации (приложение 4-1 к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования», далее – классификатор).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь в настоящее время (холодильники и морозильники бытовые, шины и покрышки пневматические резиновые новые, велосипеды и велосипедные рамы), включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250, далее – перечень) классификатором введены новые дополнительные четырехзначные коды в отношении шины и покрышек пневматических резиновых новых, классифицируемых кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД) 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.
В соответствии с примечанием к перечню товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД и дополнительным четырехзначным кодом по классификатору. Краткое наименование приведено только для удобства пользования.
В отношении товаров классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 в перечне указан дополнительный четырехзначный код 0000, который исключен из классификатора.
Учитывая изложенное, с 02.04.2025 шины и покрышки пневматические резиновых новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, прослеживаемости не подлежат.
Одновременно обращаем внимание, что приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» определен перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в который также включены шины новые, классифицируемые вышеуказанными кодами ТН ВЭД. В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенное СИ), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов, в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.
Таким образом, оборот маркируемых незащищенными СИ шин, классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, должен осуществляться с обязательным использованием электронных накладных с указанием информации о нанесенных средствах идентификации.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
О продлении срока реализации пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС
Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 21 февраля 2025 г. принято решение № 17 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 21 января 2022 г. № 2» (решение № 17), в соответствии с которым срок реализации пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза продлен до 30 июня 2025 г.
Также решением № 17 ЕЭК совместно с уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза поручается подготовить и представить на рассмотрение:
Евразийского межправительственного совета (в ходе заседания в III квартале 2025 г.) проект решения о начале функционирования механизма прослеживаемости на постоянной основе;
Совета ЕЭК (в ходе заседания в III квартале 2025 г.) проект решения об утверждении перечня товаров, по которым будет осуществляться прослеживаемость.
Решение № 17 вступило в силу 29.03.2025.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь