Министр труда и соцзащиты Наталия Павлюченко – о том, как меняется облик белорусской семьи
Как выстроить гармоничную цепочку «карьера – ребенок», насколько популярен двухнедельный «отцовский отпуск» по уходу за новорожденным и благодаря чему у нас не прижилась философия чайлдфри – об этом поговорили с Министром труда и социальной защиты Наталией Павлюченко.
Наивысшие жизненные ценности
– Насколько белорусы – семейные люди? Судя по статистике, важно ли для нас наличие законного брака, детей?
– Когда я думаю о белорусских семьях, на ум приходит душевное старинное слово «домочадцы». Оно подразумевает «дом» не просто как некие стены, а именно домашний очаг. И «чадо» – дитя, ради которого во многом этот очаг и сохраняется. Слово прекрасно передает самую суть: семья – это когда есть и дом в смысле общего духовного пространства, и дети, которые наполняют его смыслом.
Современная статистика подтверждает эту глубокую связь. Сегодня в Беларуси около 2,6 миллиона семей, почти в каждой второй растут дети. А если обратиться к последним исследованиям наших социологов из НАН, проведенным в феврале 2025 года, то мы увидим поразительное единство: для 68,8 процента белорусов наивысшая жизненная ценность – это дети, а для 65,1 процента – сама семья. Это ведь о многом говорит, правда? Наше представление о счастье неразрывно связано с семьей, в центре которой всегда находится ребенок.
Правда, молодежь сейчас вступает в брак не торопясь, «по любви и по разуму», как говорили в старину. Если в нулевых невестами становились в 22–23 года, то сегодня – ближе к 27. А возраст женихов приблизился к 29 годам. Это мировой тренд, но у нас он имеет свою особенность: отложив брак ради образования и карьеры, белорусы практически никогда не отказываются от самого института брака, особенно когда речь заходит о рождении ребенка. У нас в зарегистрированном браке рождается более 85 процентов детей. Это отражение коллективной мудрости, понимания, что прочный союз дает ребенку не только любовь, но и чувство защищенности, ту самую «крепость».
По моему мнению, белорусская семья впитывает лучшее из мирового опыта, становясь более осознанной и зрелой, но при этом стойко хранит свою главную, сокровенную ценность – быть пристанью душевного покоя, тем местом, где тебя любят и ждут не по необходимости, а по велению сердца. И задача в том числе государства – помогать семьям быть крепче.
– Как сейчас обстоят дела с рождаемостью – возникший тренд на многодетность замещает движение чайлдфри?
– Суть белорусской семьи остается прежней, но ее облик меняется. Если раньше рождение первенца в 20–22 года было нормой, то сегодня средний возраст матери при рождении первого ребенка приблизился к 28 годам. Это мировая тенденция, и мы здесь не исключение. Но при этом нас радует настоящий ренессанс многодетности. За последнее десятилетие количество семей, воспитывающих троих и более детей, выросло на впечатляющие 70 процентов. Сегодня свыше 120 тысяч белорусских семей являются многодетными, и в них растет каждый четвертый ребенок страны.
Что касается движения чайлдфри, то оно не стало для Беларуси значимым явлением. Согласно последним исследованиям, сознательную бездетность как жизненный идеал разделяет менее 1 процента населения. Гораздо более актуальной проблемой, о которой мы говорим с особой деликатностью, является вынужденная бездетность. Около 14 процентов супружеских пар сталкиваются с трудностями при зачатии. Эта тема особенно обостряется с возрастом, поэтому так важно сохранять свое репродуктивное здоровье и вовремя обращаться за помощью.
Интересно, что даже на фоне общего демографического спада, характерного для всей Европы, в белорусском обществе сохраняются очень четкие и оптимистичные репродуктивные установки.
Для большинства наших граждан идеалом по‑прежнему остается семья с двумя‑тремя детьми. Эта глубокая внутренняя потребность в продолжении рода, эта естественная радость от детского смеха в доме и есть наша главная опора в построении будущего страны.
Для личной реализации помех нет
– Какие в стране созданы условия для совмещения карьеры и материнства?
– Государством создана система поддержки, которая стала для мам и пап надежным тылом. Она начинается с прочного фундамента – трудовых гарантий, которые для родителей маленьких детей становятся своего рода подушкой безопасности. К примеру, если беременной женщине по медицинским показаниям требуется более легкая работа, то ее переводят с сохранением прежнего заработка. А для кормящих мам предусмотрены особые перерывы (помимо обеденного) – не менее получаса каждые три часа.
Другая сторона медали – гибкость, которую мы стремимся внедрить в саму организацию труда. Понимаем, что родительству не всегда подходит график «с девяти до шести». Так, с 2020 года дистанционная работа получила в Беларуси официальный статус. Теперь можно, условно говоря, уложить ребенка спать и завершить рабочий проект за домашним компьютером. Режим гибкого графика позволяет смещать начало и окончание рабочего дня, чтобы успеть отвести малыша в сад или кружок.
Особой строкой в этом перечне мер стоят социальные отпуска. Отпуск по беременности и родам, продолжительный отпуск по уходу за ребенком до трех лет с сохранением рабочего места – это то драгоценное время, которое родители могут полностью посвятить самому важному. Мы рады, что все больше мужчин пользуются своим правом на «отцовский отпуск» – до 14 дней после рождения ребенка. Хотя его оплата и необязательна, наши исследования показывают, что каждое пятое предприятие уже делает этот шаг навстречу своим сотрудникам, а каждое четвертое предоставляет даже более длительный отпуск.
– Все наслышаны о бонусах для многодетных, но, когда женщина впервые становится матерью, для нее тоже предусмотрено хорошее подспорье.
– Государство стремится стать надежным партнером для молодой семьи с самых первых шагов. Начинается все с медицинского сопровождения – дородовое наблюдение, роды и патронаж новорожденного полностью бесплатны. Это база, которая позволяет будущей маме чувствовать себя в безопасности.
Финансовая сторона также продумана: существует единовременная выплата за постановку на учет на ранних сроках, пособие по беременности и родам. И здесь важно отметить существенные изменения, которые произошли в этом году. Мы значительно усилили поддержку тех, кто только начинает свой профессиональный путь или совмещает материнство с учебой.
Если раньше молодая женщина, не успевшая наработать достаточный стаж, получала пособие в размере 50 процентов от бюджета прожиточного минимума, то сейчас оно рассчитывается от минимальной заработной платы и составляет 736 рублей в месяц – это более чем трехкратное увеличение. Студентки теперь получают 100 процентов от БПМ вместо прежних 50. Было принципиально важно поддержать именно молодых женщин, которые зачастую сталкиваются с наибольшими экономическими сложностями.
После рождения ребенка вступают в силу другие не менее важные механизмы. Право на отпуск по уходу за ребенком до трех лет с сохранением места работы и ежемесячной выплатой – это фундаментальная гарантия, позволяющая маме посвятить себя заботе о малыше. Либо папе, если мама решила выйти на работу или продолжить получение образования в дневной форме.
А когда заканчивается отпуск по уходу за ребенком, государство продолжает нести значительную часть расходов на дошкольное образование – родители оплачивают лишь питание ребенка в саду, что составляет 13–17 процентов от реальной стоимости, все остальное содержание компенсируется из бюджета.
Конечно, объем поддержки возрастает с рождением второго и последующих детей, что логично и справедливо. Но та основа, которая создается для семьи с первым ребенком, – это полноценный набор инструментов, который помогает молодым родителям уверенно стоять на ногах. Мы понимаем, что современная молодежь стремится сначала получить образование, построить карьеру, и именно поэтому стараемся создать такие условия, чтобы материнство не воспринималось как риск или помеха личностной реализации, а становилось желанной и поддерживаемой обществом и государством новой главой жизни.
Путь к ответственному отцовству
– Мамы и папы практически уравнены в правах: и те и другие могут взять декретный отпуск, оплачиваемый больничный. Чего нам еще не хватает, чтобы отцы были более погружены в семейные дела?
– С юридической точки зрения мы создали практически симметричные условия для отцов и матерей. Право на отпуск по уходу за ребенком до трех лет, оплачиваемые больничные по уходу за заболевшим малышом – все это в равной степени доступно и папе, и маме. Закон предоставляет семье свободу выбора: кто из родителей на данном этапе станет главным помощником для ребенка.
Однако на практике ситуация складывается немного иначе. Всего около 1 процента отцов оформляют длительный отпуск по уходу за ребенком. Для большинства по‑прежнему актуальна модель «мужчина-добытчик», где главная задача отца – материальное обеспечение семьи. Уровень занятости женщин у нас традиционно высок, но домашние заботы и уход за детьми часто по-прежнему воспринимаются как преимущественно «женская территория». 59,2 процента белорусок считают, что забота о доме и детях должна быть общей обязанностью. Среди мужчин такое мнение разделяют пока 47,7 процента, а более половины все еще видят это как женскую миссию.
Но мы наблюдаем естественный процесс перехода к новым моделям семьи, где партнерство строится на гибкости и взаимной поддержке, а не на жестком закреплении ролей.
Так, популярность краткосрочного «отцовского отпуска» продолжительностью до 14 дней выросла с 2 процентов в 2020 году до 10 процентов в 2024-м. Это очень важный момент, когда папа может полностью погрузиться в заботу о новорожденном и поддержать супругу в самый ответственный период.
– День отца – молодой праздник, установленный Указом Президента в 2022 году. Как считаете, он помог папам почувствовать себя более значимыми и, соответственно, проявлять больше активности?
– Когда мы впервые отмечали День отца, для многих это было скорее красивой новостью. Но сегодня я вижу: этот праздник наполняется живыми смыслами и реальными историями. Он становится своего рода лакмусовой бумажкой, которая показывает, как меняется роль отца в нашей жизни.
Конечно, путь к ответственному отцовству долог. Исследование 2020 года показало, что в среднем папы проводят с детьми около трех часов в выходные и еще меньше в будние дни. Но что гораздо важнее – две трети отцов признались, что хотели бы проводить с детьми больше времени. Главным препятствием они называют работу и другие обязанности. А каждый третий отец говорил о потребности в более глубоком эмоциональном контакте, в доверии и теплоте со стороны ребенка. Это очень показательно: современные папы хотят не просто «присутствовать», а быть по‑настоящему близкими со своими детьми.
Мы поддерживаем это движение разными способами. Например, более популярными становятся курсы для будущих родителей, где папы – полноправные участники. С 2009 года в стране работают «папа-школы» – уникальные проекты, где мужчины делятся опытом отцовства. Но, пожалуй, самое показательное открытие последних лет касается влияния отцов на демографическую ситуацию.
Оказалось, что репродуктивные планы мужчин напрямую влияют на вероятность рождения детей в семье. При твердом намерении отца завести ребенка эта вероятность возрастает в 7,6 раза! Это колоссальная цифра, которая заставляет нас по‑новому взглянуть на роль мужчины в вопросах планирования семьи.
Так что День отца – это признание того, что любящий, вовлеченный отец не просто «помощник матери», а самостоятельная огромная сила, которая способна сделать детей счастливее, укрепить брак и даже повлиять на будущее всей страны. И я вижу, как все больше белорусских мужчин открывают для себя эту истину.
Новый уровень корпоративного доверия
– Несколько лет назад стартовала инициатива «Компания, дружественная родителям». К ней присоединяется все больше организаций. Какие значимые результаты вы бы отметили сейчас?
– Инициатива «Компания, дружественная родителям» становится полноценным общественным движением, которое меняет саму философию отношений между работодателем и сотрудниками. Мы начинали эту работу в 2021 году и ставили перед собой амбициозную цель: показать, что забота о сотрудниках с детьми – это не социальная нагрузка, а стратегические инвестиции в стабильность и лояльность коллектива. Сегодня, видя, что к инициативе присоединились более 180 организаций из самых разных отраслей, можно с уверенностью сказать: идея нашла живой отклик.
Компании-участницы внедряют прорывные практики. Понимая, что жизненные трудности сотрудника влияют и на его профессиональную эффективность, организуют консультации психологов по вопросам воспитания подростков или ухода за пожилыми родственниками. Одни предлагают «каникулы для заботы» – неоплачиваемые перерывы в карьере для ухода за детьми, что особенно актуально для молодых отцов. Другие создают коворкинги, куда можно при необходимости привести ребенка, или частично компенсируют расходы на няню.
Особую значимость инициативе придает трехстороннее Соглашение с Федерацией профсоюзов и Конфедерацией промышленников. Этот шаг превратил инициативу в общенациональный стандарт социально ответственного бизнеса. Для компаний практический инструмент: эксперты помогают провести детальный аудит корпоративной среды, выявить «точки роста» и внедрить именно те меры поддержки, в которых больше всего нуждаются конкретные сотрудники – будь то гибкий график для родителей первоклассников или программы адаптации для работников, возвращающихся из отпуска по уходу за ребенком.
Но, пожалуй, самый важный результат – это меняющаяся корпоративная культура. Когда руководитель сам предлагает папе новорожденного воспользоваться оплачиваемым «отцовским отпуском», когда в коллективном договоре появляется пункт о возможности работать из дома в период болезни ребенка – это формирует совершенно новое качество доверия между работодателем и сотрудником.
И в этом смысле дружественная к родителям компания – это не просто организация с хорошим социальным пакетом. Это сообщество, где ценят семью как основу будущего, где понимают, что счастливый родитель – это эффективный и мотивированный специалист. Те 180 компаний, которые уже встали на этот путь, – это настоящие пионеры, чей опыт мы будем масштабировать на всю страну.
Оксана Невмержицкая, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 октября 2025 г.
Министр экономики – о новых подходах к разработке плановых документов и стратегических задачах развития Беларуси
Недавно Президиум Совета Министров рассмотрел два системных документа: Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год и Программу социально-экономического развития страны на 2026–2030 годы. Сейчас идет завершающий этап их доработки. О новых подходах к разработке плановых документов и стратегических задачах развития страны в будущем пятилетии рассказал Министр экономики Юрий Чеботарь.

Чтобы развитие было устойчивым
– При формировании стратегических документов мы опирались на систему планирования, четко выстроенную в обновленном Законе «О государственном прогнозировании и государственном планировании». К вопросу подошли комплексно – в сжатые сроки был разработан весь пакет документов.
В июне Правительством была одобрена Национальная стратегия устойчивого развития на период до 2040 года – документ верхнего уровня. Параллельно подготовлен комплексный прогноз научно-технического прогресса до 2045 года.
Второй уровень – планирование на среднесрочный период – новая пятилетка. Это большой объем документов: программа социально-экономического развития страны до 2030 года, 20 государственных, 17 отраслевых программ в сопряжении с 39 научными и 7 региональных программ в увязке с системой стандартов качества жизни.
В рамках подготовки Программы социально-экономического развития на 2026–2030 годы мы внедрили принципиально новый подход к формированию и реализации программных документов. Главное отличие – в архитектуре и философии планирования. Все показатели программы-2030 находят отражение в других системных документах.
При определении задач на пятилетку сформулировали три основных принципа: вертикализация, централизация и персонализация.
Вертикализация – это сквозное прохождение каждой задачи через все уровни программных документов: из НСУР – в программу пятилетки – в госпрограммы и так далее. Это обеспечивает согласованность действий и исключает дублирование.
Централизация означает концентрацию всех ресурсов на достижении основных приоритетов.
Персонализация подразумевает ответственность за результат конкретных должностных лиц: за каждое направление отвечает курирующий вице-премьер, а за выполнение соответствующих госпрограмм – профильные министры.
По сути, мы впервые увязали все документы в единую систему. Каждая задача теперь имеет цифровой индикатор, исполнителя и механизм реализации. Это позволяет видеть, кто, что и когда должен сделать для достижения поставленных целей, а также обеспечить прозрачность, управляемость и результативность на всех уровнях.
Формируя программный документ нового пятилетия, во главу угла мы ставили стратегические задачи, обозначенные Президентом в своей предвыборной программе. Также учитывали результаты социологического исследования ожиданий граждан, предложения науки и бизнес-сообщества, глобальные тенденции и концептуальный подход Правительства, что документ должен отвечать запросам общества, быть реалистичным и достижимым.
Все предложения объединили в программе в пять приоритетов и погрузили в семь укрупненных разделов по направлениям:
развитие человеческого потенциала – образование, медицина и труд;
качество жизни – транспорт, дороги, инфраструктура, жилье;
конкурентоспособность промышленности за счет науки.
Ключевое направление по запросам общества – «Развитие человеческого потенциала». Здесь решаем целый комплекс вопросов – от повышения рождаемости и поддержки семей с детьми, роста уровня медицинского обслуживания до подготовки молодых специалистов под потребности экономики и обеспечения их быстрого входа на рынок труда.
Под «новыми стандартами качества жизни» мы подразумеваем переход от действующих минимальных соцстандартов к комфортным. Это главным образом хорошие дороги, доступный транспорт, услуги ЖКХ, благоустройство и, конечно же, строительство жилья.
Одним из резервов роста экономики является сфера услуг. Ключевое направление – туризм. Его вклад в ВВП должен удвоиться, что обеспечит высокую динамику в смежных отраслях: транспорте, розничной торговле, общепите. Помимо этого, стоят задачи по развитию финансового рынка, креативных индустрий, а также торгово-сервисной инфраструктуры.
Направление «Цифровизация» предусматривает комплекс стимулов для разработки и широкого внедрения отечественного софта, цифровизации производственных процессов на предприятиях, админпроцедур для бизнеса и жизненных ситуаций граждан.
Вопросам «технологической самодостаточности» уделено особое внимание в отраслевых и научных программах. Сквозные требования: инвестиционное наполнение, увязка производства и экспорта, автоматизация и роботизация, внедрение бережливого производства для снижения затрат и повышения операционной эффективности.
«Уникальность каждого региона» мы видим в устойчивом взаимосвязанном развитии территорий с опорой на компетенции, сильные стороны и уникальность каждой области. К примеру, в Брестской и Гомельской областях основной акцент – на развитии Припятского Полесья, в Могилевской – юго-восточного региона, в Минской – Минский промышленный пояс и города-спутники.
Реализация направления «Экология и рациональное природопользование» предусматривает рост использования ТКО до 70 процентов, отходов производства – не менее 90 процентов.
Планы поставили амбициозные, но выполнимые. К примеру, посчитали, что у нас есть возможность построить за пять лет около пяти миллионов квадратных метров арендного жилья. Или туризм: какие объекты, инфраструктуру необходимо построить для его развития? Каскадировали показатели, оцифровали в денежном эквиваленте и рассчитываем, что отрасль гостеприимства может за пять лет прирасти в два раза. И так по каждому приоритету и направлению.
Но хочу отметить: будущая пятилетка – не гонка за показателями. Это про людей, про то, как они живут, работают, растят детей. Ключевое – обеспечить новое качество жизни нашим гражданам, повысить комфортность среды для предприятий и бизнеса. А динамика, проценты, квадратные метры и тонны – это не цель, а результат. Выполним планы по реализации приоритетов, обеспечим рост и ВВП, и экспорта, и, самое главное, доходов населения.
В наступающей пятилетке мы решили изменить подход, понимая, что граждан по большому счету не интересуют макроэкономические показатели. Об экономике и ее успехах они судят по уровню своей жизни, своим «бытовым ощущениям». «Числовые ряды» нужны для управленцев, чтобы видеть ситуацию и принимать правильные решения.
Поэтому в приоритете «Сильные регионы» мы ввели новый принцип комплексной оценки его выполнения. Будем смотреть не только на текущую динамику, но и в разрезе нескольких пятилеток, чтобы развитие было устойчивым, без резких скачков, когда стремительная динамика в моменте сменяется значительными снижениями. Вторым критерием является выполнение социальных стандартов. И третьим – оценка жителей региона: на основе социологических исследований анализировать эффективность работы местной власти. Такую методику оценки развития регионов начнем внедрять в следующем году.
Точки роста
– Насколько в вышеописанную модель вписывается проект Прогноза социально-экономического развития на 2026 год?
– Он является неделимой составляющей пятилетки: все его мероприятия погружены в ПСЭР-2030. Такой подход будет применяться при разработке последующих годовых прогнозов.
В прогнозе-2026 мы исходили из трендов развития мировой экономики, наших ключевых партнеров: России, Китая, стран Африки и Азии. Сверили часы с коллегами из Российской Федерации, обсуждали проблемные аспекты, взаимные точки роста. Определены ключевые параметры. Все они разбиты на конкретные задачи.
Традиционно задачи будут достигаться за счет выполнения производственной, инвестиционной и экспортной программ. Рост экономики на 2,8 процента планируется обеспечить с помощью положительной динамики реального сектора, а также реализации потенциала услуг. В частности туристических. Их доля в ВВП страны должна достигнуть 2,6 процента. Поэтому делаем акцент на развитие инфраструктуры отдыха, в первую очередь средств размещения. Разработан кредитный продукт «Туристический потенциал». Средства будут направляться на строительство и модернизацию санаторно-курортных и оздоровительных комплексов, гостиниц, развитие кемпингов, глемпингов, других объектов. Хочу отметить, что туризм обладает большим мультипликативным потенциалом и позитивно влияет на другие отрасли: транспорт, общественное питание.
Туристические потоки создают дополнительный спрос на внутреннем рынке и являются фактически одним из каналов экспорта нашей продукции.
Еще одно ключевое направление – IT-сфера. Здесь основные задачи – импортозамещение и переход на белорусское программное обеспечение. Тем самым мы решаем сразу несколько задач. Во-первых, повышаем технологическую безопасность. Во-вторых, снижаем расходы на закупку импортных программных решений, которые в прошлые годы были достаточно значимыми. В-третьих, стимулируем цифровизацию производственных процессов в реальном секторе. А это существенное сокращение издержек для бизнеса. Также предусматривается перевод практически половины наиболее востребованных административных процедур в электронный формат, что должно упростить ведение бизнеса, снизить транзакционные издержки и затраты на администрирование.
Ключевая ставка – на отечественного инвестора
– Развитие экономики невозможно без инвестиций. В будущем году планируем нарастить объем вложений на 3,1 процента. За счет чего обеспечим выполнение такого плана?
– Учитывая реалии, ключевую ставку делаем на нашего инвестора. Особенно если речь идет о проектах по повышению технологической безопасности, модернизации и техперевооружении.
На реализацию таких бизнес-идей в следующем году намерены направить 2/3 совокупного объема инвестиций. Сформирован перечень из более 600 приоритетных проектов, в том числе 15 крупных. Свыше 100 проектов в рамках «Региональной инициативы», включая туристическую индустрию. Также предусматривается в 2026-м завершить около 120 уже начатых интеграционных и импортозамещающих проектов, а также проектов инициативы «Один район – один проект».
Среди других приоритетов государственной инвестиционной политики – строительство инфраструктуры и жилья, в том числе арендного.
Но, рассчитывая в первую очередь на собственные силы, мы открыты для иностранных инвесторов, готовых взаимодействовать с нашей страной на долгосрочной взаимовыгодной основе. Бизнес-идеи, нацеленные на создание в Беларуси новых производств и продуктов, будут получать всю необходимую поддержку с нашей стороны в рамках инструментов обновленного инвестиционного законодательства.
В целом такая стратегия сотрудничества приносит результат: в прошлом году ПИИ на чистой основе выросли на 4 процента, достигнув 1,7 миллиарда долларов. Положительная тенденция наблюдается и в 2025-м.
Акцент – на опережающий рост услуг
– Наша экономика является открытой, поэтому экспорт – один из важнейших факторов, от которого зависит ее развитие, равно как и рост доходов наших людей…
– В следующем году ставим задачу увеличить экспорт товаров и услуг на 3,7 процента. Акцент – на опережающий рост услуг. Продолжим работу по наращиванию поставок в страны СНГ и дальней дуги. При этом необходимо укрепить свое присутствие на ключевом для нас российском рынке.
Для выполнения этих задач будут задействованы ресурсы наших флагманов, потенциал частного бизнеса.
Достижение ключевых макроэкономических показателей позволит обеспечить рост реальных располагаемых доходов населения на 4,8 процента. Планируется повышение социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия) и зарплат в бюджетной сфере.
Владимир Волчков, «
Рэспубліка», 10 октября 2025 г.
ЦИК и Минобразования подписали план мероприятий по повышению правовой культуры молодежи на 2026–2028 годы
Председатель ЦИК Беларуси Игорь Карпенко и Министр образования Андрей Иванец подписали план мероприятий по повышению правовой культуры молодежи на 2026–2028 годы, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Татьяны Матусевич, БЕЛТА)
Подписание плана мероприятий прошло в Национальном детском технопарке, где состоялся открытый диалог Игоря Карпенко и Андрея Иванца с молодежью. Прошло мероприятие в рамках II Международного электорального форума.
Приветствуя представителей молодежного актива, Игорь Карпенко отметил, что Международный электоральный форум проходит во второй раз в содружестве с различными министерствами, ведомствами, в том числе с Министерством образования. «Нам очень приятно, что за несколько лет такого взаимодействия у нас сложилась своя база волонтеров, сформирована хорошая команда спикеров, появились активисты, которые работают в территориальных, участковых комиссиях в качестве агитаторов. И сейчас, когда проходит этот форум и к нам приехали гости из ряда зарубежных стран, они сопровождают делегации. Это говорит о том, что мы расширили формат участия молодежи в различных общественных структурах», – отметил Игорь Карпенко.
Он также подчеркнул, что очень важно, чтобы активисты из числа молодежи были примером в учебе, труде, в своем деле, сочетая это с общественной работой. В таких условиях рождается истинный патриотизм.
В своем приветственном слове активу из числа школьников, студентов и работающей молодежи Андрей Иванец пожелал прежде всего верить в себя, ставить амбициозные цели и помнить, что только своим трудом можно всего добиться. «А государство будет делать все возможное, чтобы эти условия были комфортными», – подчеркнул Министр.
В ходе встречи молодые люди смогли пообщаться с экспертами и задать волнующие их вопросы, касающиеся избирательной системы страны, прав избирателей, подняли актуальную для учащейся молодежи тему инноваций в сфере образования и др.
«Такой диалог с молодежью вошел в нашу повседневную практику. Это не монолог старшего, а свободное общение, когда ты отвечаешь на вопросы, слышишь возражения, комментарии, альтернативные мнения и понимаешь, что в споре рождается истина. В рамках совместной работы с Министерством образования мы привлекли молодежь к нашей электоральной тематике. И этот принцип, когда равный обучает равного, здесь играет особую роль. Сегодня они были участниками этого диалога, а завтра станут такими же спикерами в своих аудиториях, общаясь со своими сверстниками и донося ту информацию, которую получили в ходе своей общественной деятельности и будут проводниками политики нашего суверенного государства, которое старается выстроить справедливые взаимоотношения в обществе, стремится создать мощную экономику», – подвел итоги диалога Игорь Карпенко.
По информации
БЕЛТА
Вадим Ипатов: суверенитет, независимость и безопасность государства зависят от правовой культуры избирателей
Обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей. Это отметил заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Вадим Ипатов на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой, БЕЛТА)
«Практика подтверждает: обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей», – сказал Вадим Ипатов.
По его словам, абсолютно закономерно, что в Концепции национальной безопасности – важнейшем стратегическом документе Республики Беларусь, утвержденном Всебелорусским народным собранием, – закреплено, что повышение правовой культуры является одной из форм участия граждан в обеспечении национальной безопасности.
Утвержденная Главой государства концепция правовой политики относит правовую культуру к составляющим правовой системы. «Это наглядно демонстрирует не только научно-правовую сущность понятия «правовая культура», но и его сугубо практическое значение для нас», – отметил Вадим Ипатов.
Беларусь за 30-летнюю новую историю прошла несколько важных этапов становления и развития избирательного законодательства. При этом формирование электоральной культуры в стране осуществлялось параллельно с этими процессами.
«С каждым новым этапом совершенствования норм происходила трансформация электоральной культуры наших граждан, что обеспечивалось благодаря совместной работе Центральной избирательной комиссии, государственных органов, депутатского корпуса, а также средств массовой информации и иных участников информационно-просветительской работы», – сказал зампредседателя Палаты представителей.
Вадим Ипатов обратил внимание, что 1990-е годы характеризовались наличием в республике трех отдельных законов, регламентировавших проведение выборов Президента Республики Беларусь, местных советов депутатов, статус Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.
«Очередным шагом стала не разработка закона, определяющего порядок выборов в парламент, а принятие единого законодательного акта, который соответствовал бы Основному закону страны, учитывал сложившуюся электоральную практику и комплексно регулировал ключевые аспекты непосредственной реализации гражданами избирательных прав. Таким документом стал принятый в 2000 году Избирательный кодекс», – сказал он, отметив, что именно этот кодифицированный акт реализует конституционные принципы белорусского избирательного права, в том числе вытекающие из международных документов.
Зампредседателя Палаты представителей отметил, что избирательное законодательство Беларуси по мере необходимости совершенствуется, реагирует на изменяющуюся жизнь, отражает реалии времени, учитывает мировые тенденции. Внесению каждого изменения в кодекс предшествуют тщательная работа, анализ прошедших избирательных кампаний.
Вадим Ипатов указал, что принятие обновленной Конституции и реализация ее норм в законодательстве стали важнейшим этапом укрепления в Беларуси институтов демократии и народовластия, совершенствования избирательного законодательства.
Ключевое место в системе власти приобрело Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия. Принятой им Концепцией национальной безопасности в отечественную правовую систему введено понятие «электоральный суверенитет», который рассматривается как один из основных национальных интересов в политической сфере.
Практическая реализация обновленных норм Конституции и решений Всебелорусского народного собрания, в том числе и на законодательном уровне, позволила обеспечить электоральный суверенитет при проведении электоральных кампаний, подчеркнул Вадим Ипатов, отметив, что об этом ярко свидетельствуют итоги состоявшихся в 2024 и 2025 годах выборов.
По его словам, высокий интерес избирателей, активность на выборах, спокойная и соответствующая законодательству процедура их проведения, оценки национальных и международных наблюдателей свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры белорусских избирателей.
По информации
БЕЛТА
Как международное наблюдение за выборами влияет на правовую культуру общества, рассказал Игорь Петришенко
Как развитие системы международного наблюдения за выборами влияет на развитие правовой культуры общества, рассказал первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой БЕЛТА)
«Правовая культура общества играет весьма значимую, если не определяющую роль в проведении честных и справедливых выборов. Не затрагивая все факторы, влияющие на уровень правовой культуры избирателей, сосредоточу внимание на тех, которые напрямую воздействуют на безусловное принятие обществом результатов выборов, что в конечном итоге способствует стабильности политической системы и государства в целом. В этом плане одним из важных факторов формирования правовой культуры избирателей является соблюдение принципа открытого и гласного характера выборов. Он подразумевает всестороннее информирование граждан обо всех составляющих избирательного процесса, включая деятельность организаторов выборов, сведения о кандидатах, возможность ознакомления с их программами и так далее, вплоть до порядка голосования и подведения итогов выборов. Предоставление такой информации позволяет избирателям всесторонне оценить ход электоральной кампании и сделать осознанный вывод о справедливости состоявшихся выборов», – рассказал он.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ добавил, что еще одним подтверждением честности выборов является общественное и международное наблюдение за их проведением. «Независимая оценка избирательной кампании, которую дают международные наблюдатели, воспринимается избирателями как вердикт, подтверждающий соблюдение закона на всех этапах электорального процесса», – сказал Игорь Петришенко.
Он напомнил, что Совет глав государств 1 июня 2001 г. по инициативе Александра Лукашенко принял решение о направлении наблюдателей от СНГ на выборы Президента Республики Беларусь. «Это был первый опыт работы миссии, который показал, что созданный Институт Наблюдателей в Содружестве в состоянии проводить профессиональный мониторинг избирательного процесса, непредвзято и максимально объективно оценивать результаты выборов. Президенты стран Содружества, оценив важность и своевременность этой работы, признали необходимость продолжить направление наблюдателей от СНГ на выборы. На сегодняшний день в странах СНГ была организована работа 131 миссии наблюдения, в которой приняли участие более 23,5 тыс. человек. А сам процесс наблюдения за подготовкой и проведением выборов стал одним из наиболее востребованных элементов сотрудничества государств – участников СНГ», – рассказал первый заместитель Генсекретаря.
Для объективного проведения мониторинга выборов в Содружестве создана прочная правовая база. «Наличие столь всеобъемлющей нормативной базы позволяет на высоком профессиональном уровне проводить мониторинг выборов и, самое главное, сделать объективное заключение о результатах наблюдения», – сказал Игорь Петришенко.
В современных условиях, когда наблюдение за выборами и оценка их итогов зачастую становятся инструментами политического давления на конкретные страны, особенно важно проведение честных миссий от СНГ. «Это позволяет выступать в единой позиции при оценке проведения избирательных кампаний у государств – участников СНГ и противодействовать попыткам предвзятого отношения со стороны иных наблюдателей», – добавил Игорь Петришенко.
Большую роль в развитии электоральных процессов на пространстве сотрудничества играет образованный в октябре 2022 года Консультативный совет руководителей избирательных органов. «Это особенно актуально сегодня, когда во многом меняется сама процедура выборов. Цифровизация и интернет-технологии, проникающие практически во все сферы жизни и деятельности общества, не обошли стороной и выборную сферу. Вместе с тем, внедряя новые технологии, необходимо укреплять правовую культуру, социальную ответственность избирателей и принимать меры, направленные на обеспечение максимального доверия к результатам голосования со стороны гражданского общества. Здесь большое значение имеет практика проведения круглых столов, семинаров», – отметил первый заместитель Генсекретаря.
Международный электоральный форум проходит в Беларуси уже во второй раз. В этом году пройдет Международная научно-практическая конференция «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса». Для участия в конференции приглашены представители избирательных органов ближнего и дальнего зарубежья, представители международных организаций, депутатского корпуса, научной и педагогической общественности, ученые и эксперты.
По информации
БЕЛТА