Досрочное голосование и голосование по месту проживания. Что нужно знать о ЕДГ
Как будут формироваться списки избирателей к предстоящему единому дню голосования? На какой срок избираются представители депутатского корпуса? Почему было решено отказаться от участков для голосования за рубежом? Кто может воспользоваться возможностью пригласить членов избирательной комиссии на дом? Когда будут подведены итоги единого дня голосования. На эти и другие вопросы, связанные с текущей электоральной кампанией, корреспонденту БЕЛТА ответила секретарь Центральной избирательной комиссии Елена Балдовская.
– Елена Анатольевна, как будут формироваться списки избирателей?
– Исполкомы и местные администрации обеспечивают учет избирателей на основании данных Регистра населения и иных информационных систем и передают списки участковым избирательным комиссиям. Комиссии проводят работу по уточнению списков. С 9 февраля каждому избирателю в помещении участковой комиссии обеспечивается возможность проверить, включен ли он в список и правильно ли в списке указаны сведения о нем. Уточненный список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой комиссии. Избиратели получают бюллетени на основании списка, предъявляя члену участковой комиссии паспорт, идентификационную карту, студенческий билет, водительское удостоверение либо другой документ из перечня, который можно найти у нас на сайте.
– Если человек зарегистрирован по одному адресу, а живет по другому, как он может проголосовать по месту жительства?
– Если человек, например, зарегистрирован в Гродно, но проживает в Минске, и у него есть официально заключенный договор найма жилого помещения, он может прийти с этим договором в участковую комиссию по месту своего проживания. Это позволит включиться в список и проголосовать по месту проживания. Но это нужно сделать до основного дня голосования, то есть не позднее 24 февраля.
– Когда завершится регистрация кандидатов в депутаты?
– Регистрация кандидатов в депутаты завершится 30 января. С 31 января по 24 февраля пройдет агитационный период. 25 февраля, в основной день выборов, агитация запрещена законодательством.
– На какой срок избираются представители депутатского корпуса?
– Следует отметить, что единый день голосования закреплен в Конституции, один раз в пять лет мы выбираем депутатский корпус нашей страны – это выборы в местные советы депутатов и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. День выборов также определен конституционно и приходится на последнее воскресенье февраля. Срок полномочий всего депутатского корпуса увеличен. Раньше и палаты парламента, и депутаты местных советов избирались на четыре года. Теперь все избираемые органы будут формироваться на пятилетний период. Депутаты Палаты представителей по Конституции избираются в количестве 110 человек.
– Сколько депутатов будут избраны в местные советы?
– В местные советы депутатов избираются 12 514 человек. Если сравнивать эту цифру с действующим депутатским корпусом местных советов, то в 2018 году были избраны чуть более 18 тыс. депутатов.
– С чем связано уменьшение количества депутатов местных советов?
– Уменьшение количества депутатов местных советов, которых нам предстоит избрать, произошло в основном за счет изменений законодательства в части выборов депутатов в первичный уровень. Сельские и поселковые советы депутатов могут избираться в составе пяти человек. Раньше минимальная цифра подлежащих избранию депутатов составляла 11 человек.
– Какие требования предъявляются к кандидатам?
– Наряду с ранее существовавшими требованиями к кандидатам в депутаты, например гражданство Республики Беларусь, достижение определенного возраста, законодательство содержит ряд новых положений. Ранее кандидат в депутаты Палаты представителей имел право баллотироваться, если у него снята, погашена судимость. Сейчас в биографии потенциального парламентария не должно быть факта привлечения к уголовной ответственности. Лица, выдвигаемые кандидатами в депутаты, не должны иметь гражданства другого государства, а также иных документов иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества. Примером таких документов могут служить карты поляка.
– О каких еще особенностях этой электоральной кампании следует знать?
– Особенностью данной кампании является то, что в выборах депутатов местных советов имеют право участвовать граждане России, которые постоянно проживают на территории нашей страны. Поэтому в список избирателей будут включены и граждане Российской Федерации. Следует не забывать, что голосовать за кандидатов в депутаты Палаты представителей они не в праве.
– Почему было принято решение отказаться от участков для голосования за рубежом?
– Главные причины – отсутствие необходимых мер безопасности на территории других государств, сокращение численности работников дипломатических служб, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка. Следует также сказать, что процент наших граждан, проживающих за границей и участвующих в голосовании, незначителен. По итогам 2020 года в голосовании за рубежом приняли участие 21 230 избирателей, или 0,3 процента от общего количества избирателей, включенных в список по стране.
– Как в таком случае в едином дне голосования могут принять участие наши граждане, которые проживают за рубежом?
– Граждане, которые постоянно проживают за границей, смогут приехать в нашу страну и проголосовать на участке № 248, расположенном в Минске по адресу: ул. Свердлова, д. 30, ГУО «Гимназия № 75 им. П.В.Масленикова». Если у гражданина имеется регистрация по месту пребывания, он будет включен в список избирателей по месту регистрации.
– Расскажите, пожалуйста, о возможности досрочно принять участие в голосовании.
– Досрочное голосование пройдет с 20 по 24 февраля. Избиратели, у которых не будет возможности прийти на участок 25 февраля, в воскресенье, смогут проголосовать досрочно. Обращаю также внимание на изменившийся график работы участков в дни досрочного голосования. Проголосовать можно будет с 12.00 до 19.00. Участки работают без перерыва на обед.
– Кто может воспользоваться возможностью проголосовать на дому?
– Если избиратель по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может прийти в день выборов в помещение для голосования, он может пригласить членов участковой комиссии к себе домой. Избиратель может передать такую просьбу о голосовании по месту нахождения в участковую комиссию при содействии других лиц, например родственников, соседей. В основном такой возможностью пользуются пожилые люди или люди с инвалидностью. Избиратель может обратиться с просьбой об организации голосования по месту своего нахождения в любое время после образования участковой комиссии (после 25 января), а в день выборов – до 18 часов. Голосование по месту нахождения будет обеспечиваться участковыми комиссиями только 25 февраля.
– Когда будут подведены итоги выборов?
– Итоги выборов депутатов Палаты представителей устанавливаются ЦИК на основании протоколов нижестоящих избирательных комиссий. Закон предусматривает предельные сроки направления в ЦИК соответствующих документов. Думаю, в первых числах марта итоги выборов депутатского корпуса будут подведены.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)
Прошедший год показал, что путешествия по нашей стране востребованы как у белорусов, так и у иностранцев. Не за горами новый сезон. В феврале стартовал прием заявок на XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь». А в конце марта в Минске пройдет традиционная Международная выставка-ярмарка туристических услуг «Отдых», где регионы презентуют свои возможности. О продвижении туристического потенциала республики за рубежом и на внутреннем рынке в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов.
– Данные статистики свидетельствуют, что Беларусь – востребованное туристическое направление. Какая работа проводится по популяризации отдыха в нашей стране?
– Национальное агентство по туризму в первую очередь занимается продвижением туристического потенциала Республики Беларусь на внешнем и внутреннем туристических рынках, старается помогать профессионалам туристической индустрии. Проводим разного рода семинары, знакомим с теми элементами, из которых формируется туристический продукт. Открываем новые регионы с точки зрения как внутреннего, так и въездного туризма. Для локаций, которые не испытывают недостатка в туристах, но где в пиковые даты сложно развести потоки, предлагаем альтернативные объекты туристической инфраструктуры.
Также Национальное агентство по туризму организует информационные туры для турбизнеса зарубежных государств. В прошлом году работали с регионами Российской Федерации, Республикой Узбекистан, Китайской Народной Республикой. Кроме того, консолидируем представителей Беларуси для участия в международных туристических выставках в России, других странах СНГ, Китае – на наших целевых рынках. С учетом открытия прямого авиасообщения с Нью-Дели организовали национальный стенд на выставке Satte-2024 в Индии. Через дизайн стендов знакомим посетителей выставок с наиболее яркими туристическими достопримечательностями страны, а также элементами традиционной культуры. Так, в 2025 году стараемся использовать в оформлении тематику белорусской вытинанки, включенной в прошлом году в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Проводим маркетинговые исследования. В 2024 году опубликованы материалы по состоянию экологических троп. Таких маршрутов в республике очень много, но сложно понять, в каком формате, где на их базе можно предлагать экскурсии, стоит ли включать в состав туров. Готовится к публикации издание по потенциалу промышленного туризма.
На популяризацию внутреннего и въездного туризма направлена ежегодная акция «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». Проводятся Дни открытых дверей на туристических объектах разного формата, конкурс социальной рекламы «#ПознайБеларусь» (лучшие работы мы впоследствии используем в информационной продукции), республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь», международная научно-практическая конференция, приуроченная к Международному дню туризма. Заблаговременно по теме публикуется сборник материалов конференции.
Взаимодействуем с формирующейся в республике сетью туристических информационных центров. Оказываем помощь их руководителям, сотрудникам в плане совершенствования профессиональных навыков, работы в социальных сетях, в разработке экскурсий. Еще одно направление – организация курсов для экскурсоводов и гидов-переводчиков, аттестация данных специалистов. Проводим также и курсы руководителей туристических групп.
– Эти инициативы планируете реализовывать и в 2025 году? Будут ли новшества в работе?
– Все проекты получат развитие. Также хотим сделать больший акцент на проведении воркшопов либо бирж контактов. Успешно этот формат себя зарекомендовал в прошлом году на презентации туристического потенциала Беларуси в Деловом и культурном комплексе посольства Республики Беларусь в Москве. В феврале прошел китайско-белорусский воркшоп в Минске в рамках информационного тура для туроператоров КНР.
Рассчитываем в 2025 году продолжить такую практику в российской столице и регионах РФ. Попробуем провести подобные мероприятия в Китае для того, чтобы эффективно выстроить деловые связи между туркомпаниями. Расширим план участия в выставках для продвижения туристического продукта Беларуси. Речь идет уже не только о Пекине, но и о Шанхае, Гонконге, Урумчи. Это либо регионы, которые являются наиболее серьезными отправляющими туристскими дестинациями, либо те, с которыми налажено прямое авиасообщение. Так, например, ведутся переговоры с провинцией Шэньси для интенсификации взаимоотношений с учетом открытия рейса Сиань – Минск и проведения мероприятий для взаимного продвижения.
– В Беларуси дан старт презентации титульных туристических маршрутов, которые можно назвать визитными карточками регионов. Расскажите о проекте подробнее.
– Это очень важная работа, которая сейчас шаг за шагом ведется. Задача – по каждому району сформировать рекомендации, что посмотреть в первую очередь за пять-шесть часов путешествия. Путешественники смогут открыть портал belarus.travel либо зайти на информационные ресурсы управлений спорта и туризма рай- и горисполкомов, туристических информационных центров и увидеть готовые маршруты, где собраны самые знаковые, интересные объекты для посещения – ради чего стоит приехать в тот или иной регион. Всего будет 118 таких маршрутов. На сайте проводим перекомпоновку материалов, чтобы пользователям – туристам и профессионалам туриндустрии – было удобнее ориентироваться.
– Национальное агентство по туризму стало публиковать календарь событийных мероприятий в Беларуси не на год, как ранее, а для каждой поры года. Как зарекомендовала себя такая практика?
– Мера с большего вынужденная. Нам бы хотелось представлять перечень событий на все месяцы и быть уверенными, что они состоятся в заявленный срок. Но по многим причинам зачастую даты меняются. Уже опубликованный календарь сложно отредактировать у всех, кто им стал пользоваться. Чтобы минимизировать такие ситуации, стараемся публиковать выверенную информацию по сезонам. Практика себя зарекомендовала с хорошей стороны. Акцентируем внимание на тех предложениях, которые доступны в конкретный период времени.
– В начале года состоялся ознакомительный тур по Беларуси для туроператоров Китая. Какие визиты еще прорабатываются?
– География широкая. Это и регионы Российской Федерации, и страны Персидского залива (открытие прямого авиасообщения с Оманом способствует такому сотрудничеству). Также будем продолжать взаимодействие со странами СНГ.
Еще один важный аспект – создание интересных информационных материалов для туристов. В планах на этот год – издать обновленную туристическую карту Беларуси, которую будем распространять на международных выставках, в зарубежных дипломатических представительствах. Также готовим печатную продукцию по различным видам туризма, новые видеоматериалы.
– Слышала хорошие отзывы о таком проекте, как «Паспорт туриста». Получит он дальнейшее развитие?
– Это действительно интересная инициатива. «Паспорт туриста» – по сути, мини-путеводитель, который предлагает точки для посещения, иногда дает некоторые преференции для его обладателя. Такой проект, в частности, реализован в Гродно. Видим хорошие перспективы и в публикации квестбуков. Детская линейка – карты Беларуси, совмещенные с элементами настольной игры. Все это способствует продвижению туристического потенциала страны.
– С 1 февраля стартовал XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь – 2025», организаторами которого выступают Министерство спорта и туризма совместно с Национальным агентством по туризму. Как стать участником и какие новшества введены в этом году?
– Самая народная номинация – «Я познаю Беларусь». Приглашаем подавать заявки всех, кто активно путешествует по стране! Собирайте как можно больше своих фотографий с разных туристических локаций и становитесь победителями. Для этого нужно публиковать снимки в соцсетях с соответствующим хештегом. Востребованы также номинации «Фотография года», «Материал года». Перечень достопримечательностей, номинаций, формы заявок размещены на сайте belarustourism.by.
Если говорить о новшествах, то в критериях к заявкам уделено особое внимание проведению мероприятий к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и участию в них, вопросам благоустройства прилегающих территорий к памятникам архитектуры и музеям.
Впервые введена номинация (14-я по счету) «Объект делового туризма года». Важно наличие удобных площадок для проведения деловых мероприятий разного формата не только в Минске, но и в регионах страны.
– Совсем немного осталось времени до открытия XXVII Международной выставки-ярмарки туристических услуг «Отдых-2025». Как к ней готовится Национальное агентство по туризму?
– Акцент сделан на внутренний и въездной туризм. На выставке будут представлены все регионы страны. Национальное агентство по туризму также выставит стенд, где в качестве соэкспонентов смогут присутствовать различные субъекты туриндустрии. Будем знакомить с новинками, проведем для туристов серию презентаций объектов и маршрутов, включая новые обзорные по разным районам. Покажем новые видеоролики от всех областей. Хотим реализовать идею такого мини-кинотеатра.
Ожидаем зарубежных участников, планируется большая деловая программа для профессионалов турбизнеса. Актуальные вопросы будут рассматриваться на III Международном туристическом форуме, в том числе по формированию трансграничного турпродукта в рамках взаимного признания виз с РФ. Привлекательными могут быть многодневные туристические программы, например, по маршруту Москва – Минск – Витебск – Псков – Санкт-Петербург.
– Вы затронули тему подготовки специалистов для отрасли. Национальное агентство по туризму в том числе занимается аттестацией гидов-переводчиков и экскурсоводов. Какие тенденции наблюдаются?
– Учитывая, что показатели растут, людей, вовлеченных в индустрию, становится больше. Повышаются требования к подготовке кадров, поскольку при любом масштабировании зачастую сложно удержать качество. Иногда отмечаем сложности именно с сочетанием теоретической подготовки и практической работы. Мы свою задачу как раз видим в том, чтобы эту разницу минимизировать. Приглашаем преподавателей профильных кафедр на семинары, которые проводит Национальное агентство по туризму. На выставке «Отдых» организуем встречу работодателей с теми, кто готовит кадры, чтобы выработать дальнейшие шаги. Во время осенней научно-практической конференции продолжим этот диалог, чтобы дать возможность туркомпаниям посмотреть, как студенты на практике решают задачи. В дальнейшем может идти речь об организации практик, стажировок, последующем трудоустройстве молодых людей. Регулярно напоминаем, что после окончания трех курсов, у студентов ВУЗов появляется возможность подавать документы на прохождение аттестации, и к окончанию обучения в университете у них может появиться хорошая дополнительная профессия экскурсовода или гида-переводчика. Надеемся увидеть тенденцию роста молодых и талантливых кадров.
– В конце 2024 года утверждено положение о системе туристической ориентирующей информации, которым определяется ее правовой статус и порядок применения с использованием туристических символов (пиктограмм). Какая работа проводится в связи с изменениями?
– Важно, чтобы визуальные стандарты оперативно внедрялись в жизнь. Мы со своей стороны стараемся эту информацию доносить до представителей индустрии гостеприимства. Обновляем туристические карты. Значительный объем работы предполагает замену имеющихся обозначений как в печатной продукции, так и в части установки знаков туристической навигации.
Надежда Матвеева, БЕЛТА
В 2025 году Беларусь в третий раз председательствует в органах Евразийского экономического союза. Цель создания ЕАЭС – обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также координация действий в отраслях экономики. Значительный вклад в интеграцию вносят таможенные службы. О том, какие проекты реализованы, как налажено взаимодействие с коллегами, о приоритетах белорусского председательства в интервью БЕЛТА рассказал Председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский.
– Владимир Николаевич, как санкции в отношении Беларуси и России повлияли в целом на деятельность Евразийского экономического союза? Какова роль в этом деле отводится таможенным службам стран пятерки?
– Санкции, направленные на разрушение экономики Союзного государства, интеграции внутри Евразийского экономического союза, стали мощным толчком для обратных последствий. Они, наоборот, объединили страны союза, особенно в части объемов торговли. На днях в Евразийской экономической комиссии подчеркнули, что объем взаимной торговли товарами в ЕАЭС с 2015 года удвоился и достиг в 2024 году почти $100 млрд. Расширяются и внешнеторговые интересы ЕАЭС с учетом новой стратегии и логики международного взаимодействия. Сотрудничество таможенных служб в таких условиях играет ведущую роль, особенно для переориентации грузопотоков.
Белорусский бизнес сегодня держит основной вектор на восток. Через Россию, Казахстан на экспорт следуют отечественные товары, на импорт – сырье и комплектующие для наших предприятий. И от слаженности наших действий, унификации совершения таможенных операций зависит скорость движения.
– В текущем году председательство в органах Евразийского экономического союза приняла Беларусь. Какие приоритеты в организации единой таможенной деятельности вам видятся первоочередными?
– Приоритеты для каждой отрасли определил Глава государства в качестве председателя Высшего евразийского совета. В частности, необходимо завершить формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции. Следует продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них.
Особенно важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать «бесшовные» и безопасные международные транспортные коридоры. В части защиты внутреннего рынка отмечена нацеленность на совершенствование таможенно-тарифного регулирования для выравнивания условий ведения экономической деятельности в ЕАЭС, создание контролируемых условий доступа импортных товаров, эффективное применение системы управления рисками при определении таможенной стоимости товаров.
– Один из последних подписанных документов, направленных на совершенствование логистики, – соглашение о единой системе таможенного транзита ЕАЭС и третьей стороны. О чем речь?
– Да, подписанное в конце прошлого года соглашение позволит обеспечить максимально удобную для всех участников рынка логистику перевозок, так называемую «бесшовность», посредством снятия барьеров внутри союза и сокращения расходов бизнеса на доставку грузов. Простым языком, ускорение и удешевление перевозок, а также снижение рисков ошибок в доставке. Для этих целей будет использоваться единая транзитная декларация в виде электронного документа. Реализация соглашения позволит повысить уровень безопасности трансграничных поставок и увеличить товарооборот стран евразийской пятерки.
– Какие еще важные шаги предприняты в части развития евразийской интеграции?
– Новый импульс в работе по выстраиванию единого механизма взимания вывозных таможенных пошлин в ЕАЭС придаст реализация подписанного между странами пятерки соглашения о гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории союза. Соглашение позволит создать общие нормы для определения страны происхождения товара.
Единая система предусматривает постепенный переход на электронные сертификаты, а также внедрение онлайн взаимодействия бизнеса и компетентных органов, подтверждающих страну происхождения товара. В перспективе это серьезно упростит экспорт для бизнеса из стран ЕАЭС. Решатся одновременно две задачи: упростится доступ евразийских товаров на внешние рынки, минимизируются барьеры на внутреннем рынке союза.
– Расскажите про новшества в использовании навигационных пломб, о применении которых белорусская таможня заявляла неоднократно. Ряд решений уже принят.
– В первую очередь навигационные пломбы – это еще один из основных потенциальных механизмов повышения безопасности транзита. Практическое применение навигационных пломб для отслеживания грузоперевозок подтвердило успешность данного проекта с начала его внедрения. Область использования таких устройств мы постоянно расширяем.
С 27 января текущего года заработал единый механизм применения навигационных пломб для отслеживания отдельных видов автомобильных перевозок по территории Союзного государства. Устройства используются при ввозе в Беларусь и Россию из третьих стран алкогольной продукции, табачных изделий, меховых изделий, обуви, электроники, опасных грузов.
Пломба применяется при непосредственном импорте, а также при «сквозном» транзите.
Пломба, наложенная в Беларуси, действует и в России. И в обратном порядке. В таком режиме уже осуществлено около 2,7 тыс. грузоперевозок. Также по инициативе Беларуси успешно реализуется эксперимент по применению навигационных пломб в отношении экспортируемых через территорию России белорусских лесоматериалов. С начала его проведения пломбы применены к 2,4 тыс. подобным грузоперевозкам.
В целом ежедневно белорусской таможней налагается более 1 тыс. навигационных пломб. А если брать с начала реализации механизма, то осуществлено более 2 млн перевозок под пломбами. Устройства помогают нам отследить перевозчиков Европейского союза и исключить недоставки товаров и транспортных средств.
– А что в части взаимодействия в области таможенной цифровой повестки, информационного взаимодействия, в том числе и для усиления позиций союза в борьбе с санкциями?
– Завершена значительная работа по определению подходов совершенствования информационного обмена электронными документами и сведениями в процессе контроля транзитных перевозок товаров. Это будет отдельный общий процесс обмена информацией в таможенной сфере. Такое решение позволит унифицировать многие технологические, программные и технические процессы, обеспечивающие взаимодействие таможенных органов ЕАЭС. Переход на использование общей для всех государств – членов ЕАЭС инфраструктуры существенно сократит расходы таможенных органов на поддержку действующих сейчас нескольких интеграционных решений.
Для внедрения общего процесса информационная система таможенных органов Беларуси уже доработана. Сегодня мы активно тестируем ее с таможенными службами России и Армении. С повышением степени насыщения таможенной сферы цифровыми технологиями она становится более прозрачной. Это положительно влияет на скорость осуществления таможенных процедур, а также на эффективность деятельности таможенных органов.
– Цифровые технологии все более значимы во всех сферах нашей жизни. Электронная торговля – это уже обыденное явление. Какое развитие этой системы в Евразийском экономическом союзе?
– Электронная торговля сказывается на формировании единого экономического пространства ЕАЭС и повышении благосостояния граждан. Да, это влечет большие инвестиции в логистику и обеспечение цепочек поставок. Вместе с тем такая система оказывает существенное влияние на экономическое развитие отдельных субъектов и государств – членов союза в целом.
Сегодня наша задача – согласовать механизм регулирования электронной торговли на всем пространстве единого рынка Евразийского экономического союза. Серьезное начало положено в декабре 2023 года – принят протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Ключевые моменты: выделение товаров электронной торговли в отдельную категорию и установление специального таможенного администрирования в отношении таких товаров, введение в ЕАЭС института оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с товарами электронной торговли, а также осуществлять взаимодействие с таможенными органами. Также речь идет об обеспечении возможности реализации физическим лицам товаров электронной торговли с использованием таможенных складов.
В июне 2024 года протокол ратифицирован Республикой Беларусь. В настоящее время в развитие отсылочных норм протокола ведется работа по подготовке проектов актов ЕЭК.
– Как в целом охарактеризуете результаты взаимодействия таможенных служб стран ЕАЭС?
– Благодаря тесному взаимодействию ЕЭК и таможенных служб стран ЕАЭС за более чем 10 лет функционирования объединения удалось существенно продвинуться в реализации норм Договора о ЕАЭС и унификации таможенного администрирования.
Эффективная площадка для решения таможенных вопросов стран пятерки – Объединенная коллегия таможенных служб ЕАЭС. Заседания проводятся ежеквартально. На них рассматриваются вопросы, которые касаются практического применения таможенного законодательства, особенностей совершения таможенных операций, выработки единой правоприменительной практики, а также согласованного порядка совместных действий в таможенной сфере в отношении третьих стран. И это положительно сказывается на свободе движения товаров, которое невозможно без единого таможенного регулирования.
По информации БЕЛТА
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, « Рэспубліка», 15 марта 2025 г.
Накануне важнейшего государственного праздника – Дня Конституции – состоялся актуальный разговор о сути и значении этого события. Какие преобразования в государственной власти вызвал обновленный три года назад Основной Закон? Насколько Беларусь приблизилась к созданию общества справедливости? Пользуются ли люди правом конституционной жалобы? На эти и другие вопросы в уже традиционном мартовском интервью для «СБ. Беларусь сегодня» отвечал Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич.
– Петр Петрович, как вы сегодня оцениваете состояние конституционной законности в стране?
– Ежегодно состояние конституционной законности на основе рассмотренных дел и других материалов оценивает Конституционный Суд в специальном документе – Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которое направляется Президенту и палатам Национального собрания.
Буквально на днях, 12 марта 2025 года, Конституционный Суд принял Послание, в котором указано, что в нашей стране, тут я процитирую этот документ, «осуществляется системная согласованная деятельность государственных органов по обеспечению незыблемости конституционного строя, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, утверждению верховенства Конституции и ее прямого действия при надлежащем соблюдении баланса конституционных функций государственных органов и их самостоятельности в пределах своих полномочий в соответствии с конституционным принципом разделения властей».
Конституционный Суд констатирует, что режим конституционной законности соблюдается всеми субъектами конституционных отношений, которые действуют в соответствии со своими конституционными полномочиями, правами и обязанностями, поддерживая надлежащий конституционный правопорядок в стране.
– Уже три года, с 27 февраля 2022-го, Беларусь живет с учетом новой конституционной основы. Как отразились на жизни государства принятые тогда дополнения и изменения в Конституцию?
– В соответствии с обновленной Конституцией произошел ряд важных преобразований в системе государственной власти. Так, 25 февраля 2024 года, в единый день голосования, прошли выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов. 25 апреля 2024-го состоялось первое заседание Всебелорусского народного собрания в конституционном статусе высшего представительного органа народовластия, на котором утверждены Концепция национальной безопасности и Военная доктрина Республики Беларусь. 26 января 2025 года в соответствии с положениями обновленной Конституции состоялись выборы Президента.
Формирование на новой конституционной основе органов представительной власти показало, что внесенные изменения и дополнения в Конституцию обеспечивают устойчивость политической системы, легитимность и демократичность институтов власти, выражающих волю и интересы народа.
– К слову, о недавних выборах Президента. Как вы оцениваете их значимость, избирательный процесс, организацию процедуры голосования?
– В обновленной Конституции сохранена президентская форма правления. В соответствии с конституционными положениями Президент является Главой государства, Главнокомандующим Вооруженными Силами, обладает значительными полномочиями в системе государственной власти. Сильный Президент в течение 30 лет обеспечивает устойчивое динамичное развитие нашей страны. В современных условиях объективно необходимо, чтобы государство возглавлял всесторонне подготовленный человек, способный эффективно использовать президентские полномочия в интересах белорусского народа, конкретными делами обеспечивать стабильность и благополучие, мир и безопасность в стране.
В Беларуси в соответствии с конституционными принципами сформирована избирательная система, наше избирательное законодательство соответствует международным стандартам демократических выборов.
Установленный конституционно-правовой механизм по обеспечению избирательного процесса, принятые Центральной избирательной комиссией организационные меры дали возможность нашим гражданам свободно выразить свое волеизъявление на выборах Президента Республики Беларусь.
Активное участие людей в голосовании и его результаты – свидетельство проявления единства и сплоченности по дальнейшему обеспечению поступательного развития Республики Беларусь как демократического социального правового государства во главе с сильным Президентом Александром Григорьевичем Лукашенко.
– Что имеется в виду, когда говорится о создании общества справедливости и равных возможностей? Кстати, недавно на площадке «Марафона единства» об этом же говорил Президент.
– Об этом сказано и в преамбуле обновленной Конституции. Там определена важнейшая цель развития общества на современном этапе – утверждение социально справедливого общества. В статье 21 Конституции установлено, что каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства. Это означает, что общее благо создается при участии всех членов общества. И принцип справедливости реализуется не путем уравнительного распределения общественных благ, а в зависимости от реального вклада в социально-экономическое развитие страны.
При этом государство создает равные возможности каждому для получения образования, медицинской помощи, культурно-духовного развития, чтобы каждый человек в дальнейшем самостоятельно реализовывал свой потенциал в различных сферах жизнедеятельности. Именно об этом говорил Президент на площадке «Марафона единства». Поэтому, безусловно, задача органов власти, институтов гражданского общества, граждан – последовательно формировать современное социально справедливое общество.
– Заработала ли такая новация, как возможность для граждан обращаться с жалобами в Конституционный Суд? С чем приходят белорусы, есть ли уже примеры такого диалога людей и государства?
– Да, граждане достаточно активно реализуют свое право на обращение с конституционной жалобой. В 2024 году в Конституционный Суд поступили 103 конституционные жалобы, а за два месяца 2025-го – более 10 таких жалоб.
В конституционных жалобах ставятся вопросы о проверке конституционности законов, регулирующих трудовые, жилищные, земельные, пенсионные, налоговые, административно-деликтные, процессуальные и иные правоотношения.
Так, по результатам рассмотрения конституционной жалобы гражданина 30 января 2025 года Конституционный Суд признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании наложения административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность. Национальному собранию предложено устранить выявленный пробел с соблюдением принципов справедливости и разумности.
Конституционный Суд в ходе рассмотрения жалоб сформулировал правовую позицию о том, что граждане вправе обращаться с конституционной жалобой за защитой своих нарушенных конституционных прав и свобод в том числе при осуществлении ими индивидуальной предпринимательской деятельности.
В настоящее время в Конституционном Суде рассматриваются некоторые конституционные жалобы, в ближайшее время по ним будут вынесены соответствующие решения. Тут же отмечу, что практика показала: для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы.
В целях повышения результативности реализации права на судебную защиту конституционных прав и свобод организуется разъяснительная работа с использованием различных информационных ресурсов. Судьями Конституционного Суда проводятся встречи в трудовых коллективах, вузах, в ходе которых освещается порядок обращения и рассмотрения жалобы в Конституционном Суде.
Для оказания гражданам действенной юридической помощи с участием судей Конституционного Суда организовано повышение квалификации адвокатов в сфере конституционного судопроизводства.
– В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне нельзя оставить без внимания вопрос о важности сохранения исторической правды…
– Больше скажу: установление на конституционном уровне обязанности государства и долга граждан по сохранению исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны является конституционно ценностной скрепой предыдущих и нынешних поколений белорусского общества.
Это конституционный ориентир осуществления системной целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию молодежи.
В преддверии 80-летия Великой Победы можно констатировать, что в современных условиях граждане нашей страны проявляют единство, сплоченность и патриотизм по защите конституционного строя, суверенитета и независимости Республики Беларусь.
– Что скажете людям в связи с наступающим праздником?
– Сердечно поздравляю граждан нашей страны с Днем Конституции! Желаю каждому активно реализовывать свои конституционные права и выполнять обязанности, проявлять ответственное участие в управлении делами общества и государства, вносить свой вклад в дальнейшее процветание Беларуси.
Роман Рудь, « СБ. Беларусь сегодня», 14 марта 2025 г.
В начале года Президент подписал Указ, которым 2025–2029 годы объявлены пятилеткой качества. Она охватит все сферы жизнедеятельности государства и общества. Как будут решаться поставленные задачи и каких успехов добилась Беларусь в повышении качества своей продукции, спросили у Председателя Государственного комитета по стандартизации Елены Моргуновой.
Качественный подход
– Елена Михайловна, прежде чем поговорим о задачах и приоритетах, хотелось бы узнать, что в вашем понимании «качество»?
– Вообще, качество – термин, имеющий множество значений. Часто его используют для обозначения того, нравится ли потребителю то, что он приобрел. Качество во многом определяет ценность продукции и готовность потребителя за нее платить.
Вследствие этого справедливо правило: требуемое качество по разумной цене. Бизнес, у которого есть продукция и услуги, превосходящие по характеристикам и стоимости продукцию и услуги конкурентов, будет превосходить тех, у кого такого качества нет.
– 2024-й был провозглашен в Беларуси Годом качества. Каких успехов удалось достичь в стране в этом вопросе?
– Действительно, Указом Президента Республики Беларусь 2024 год в стране был объявлен Годом качества, а постановлением Совета Министров утвержден Республиканский план мероприятий по его проведению. Госстандарт находился на острие этой работы, координировал ее выполнение по стране. Всего план предусматривал 69 мероприятий.
По итогу Год качества, считаю, стал дополнительным стимулом в работе по повышению качества. Государственными органами и предприятиями были разработаны соответствующие планы с целевыми показателями и индикаторами качества выпускаемой продукции и услуг, обеспечивалось их выполнение и корректировка при необходимости. То есть практически каждая организация таким образом увидела и свои возможности, и слабые места, и перспективы. В этом в том числе состояла основная суть Года качества. Проведенная «сверка» станет основой для дальнейшей работы в рамках пятилетки качества.
В числе показательных итогов можно отметить развитие законодательной базы в различных сферах деятельности, рост экспортных возможностей, экономию топливно-энергетических ресурсов. Достойный пример – внедрение рационализаторских идей на предприятиях республики, практики персонализации высококомпетентного персонала личным клеймом качества и знаком «Отличник качества». И конечно, присвоение впервые в нашей суверенной истории Государственного знака качества как высшей награды и признания качества продукции.
Одним из значимых результатов можно отметить подписание дорожной карты по внедрению принципов бережливого производства на государственных предприятиях. Данный документ утвержден Госстандартом совместно с Минэкономики Беларуси и предусматривает целый комплекс мер, которые помогут нашим предприятиям применять прогрессивные техники и практики, сделают их еще более конкурентоспособными.
Система бережливого производства – это комплекс мер, направленных на ускорение и качественное улучшение работы организации за счет выявления и устранения неэффективных процессов. Его можно представить так: в продукте должно быть только то, что нужно потребителю, и ничего лишнего. Применение методов бережливого производства позволяет снизить затраты, повысить качество продукции и удовлетворенность потребителей. Однако их внедрение требует значительных усилий и времени, активного участия всего персонала организации, предполагая трансформацию не только ее менеджмента, но и культуры на самом глубинном уровне. И эти изменения должны активно поддерживаться как лидерами, так и персоналом организаций, быть быстрыми и целенаправленными.
В контексте реализации Года качества Госстандартом и БелГИСС разработаны методические рекомендации по оценке качества для отраслей и организаций в целях использования при подготовке программ повышения качества, по самоконтролю на рабочем месте за качеством производимой продукции и оказываемых услуг и по типовой методологии бережливого менеджмента. Эти методические рекомендации востребованы промышленностью республики и предназначены для применения организациями всех отраслей экономики.
Сделав качество неотъемлемой частью имиджа Беларуси как страны, заниматься им необходимо постоянно и на всех уровнях.
Приоритетные задачи
– А на чем будут сконцентрированы усилия Госстандарта в пятилетку качества?
– Современные глобальные экономические и социальные изменения ставят перед Беларусью задачи, которые не могут быть решены без новых технологий и знаний, без инновационной экономики.
Обществу нужна современная национальная инфраструктура качества, включающая инструменты опережающей стандартизации, обеспечения единства измерений, комплаенса, цифровизации и системного менеджмента. Эти направления нашли свое отражение в проекте Стратегии развития Госстандарта до 2029 года, который разработан и в ближайшее время будет направлен на согласование. Свою миссию Госстандарт коллегиально сформулировал так: «Передовая инфраструктура качества – фундамент устойчивого национального развития».
Одновременно начнется наработка приоритетов деятельности в рамках программы «Качество» на 2026–2030 годы.
Получит развитие метрологическая деятельность в рамках утвержденных Концепции развития государственной метрологической службы до 2030 года и Концепции развития эталонной базы Республики Беларусь до 2030 года. При этом особое внимание уделено работам для перспективных областей измерений, включая нанотехнологии и квантовые измерения, а также для обеспечения цифровой трансформации промышленности.
Сейчас в нашей стране разработано и эксплуатируется 68 национальных эталонов единиц величин. В 2024 году в результате выполнения подпрограммы «Эталоны Беларуси» создано три новых национальных эталона и один модернизирован.
Повышению уровня подготовки и конкурентоспособности кадров для работы в условиях современных экономических вызовов будет способствовать деятельность образовательного центра «Академия качества» в Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации.
Наша задача – быть эффективным помощником в реализации актуальных направлений экономики и общественных интересов: содействовать технологическому суверенитету страны и импортозамещению, инновационному развитию отраслей, конкурентоспособности организаций, продукции и услуг и повышению уровня качества жизни граждан.
В пятилетку качества, и в 2025 году особенно, большое внимание будет уделено работам в рамках ЕАЭС, в частности по выполнению Комплекса мер по реализации Программы председательства Беларуси в органах ЕАЭС, которым предусмотрен ряд мероприятий, направленных на формирование полного комплекса технических требований к продукции.
Для этого планируется задействовать механизмы Совета руководителей национальных органов по стандартизации и Совета руководителей органов по аккредитации государств – членов ЕАЭС, в которых Госстандарт председательствует в этом году.
С учетом национальных интересов и получения нашей республикой статуса полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества и страны – партнера БРИКС Госстандарт планирует активизировать сотрудничество с государствами, входящими в данные объединения, в целях создания условий для минимизации технических барьеров и обмена опытом по наилучшим практикам.
Повод для гордости
– Если сравнивать Беларусь с другими странами в плане стандартов в области качества, как мы выглядим?
– С момента образования Госстандарта в 1992 году был взят курс на разработку стандартов, востребованных изготовителями и потребителями, помогающих развиваться промышленности, укреплять экономику, формировать имидж страны как производителя качественной продукции.
Приходить на любой рынок можно только с качественными товарами по конкурентной цене. Это соотношение по многим видам белорусской продукции сегодня в нашу пользу. Потребитель доверяет продукции, изготовленной по государственным стандартам. Наши производители сохранили уровень технической культуры, дорожат доверием потребителей.
В отдельных сферах белорусские стандарты превосходят международные. Например, международные стандарты ISO на пищевую продукцию – это в основном методы испытаний для подтверждения ее безопасности и качества. Наши же стандарты уникальны, так как содержат требования в комплексе, включая именно те качественные характеристики, которые делают белорусскую продукцию узнаваемой. В первую очередь это стандарты на молочную продукцию, кондитерские изделия, в том числе шоколад, изделия легкой промышленности. Наши оригинальные разработки и помогают сохранять белорусское качество. При этом методы испытаний продукции устанавливаем гармонизированные с международными.
В нашей стране действует около 32 тысяч стандартов в сфере машиностроения, электротехники и радиоэлектроники, сельского хозяйства и продовольствия, легкой и химической промышленности.
Стандарты обновляются ежегодно. Например, в 2024-м утверждено и введено в действие 848 новых государственных стандартов. Свыше 65 процентов из них гармонизированы с международными требованиями, что способствует развитию экспорта, так как у нас экспортно ориентированная экономика. Кроме того, упор делается на принцип опережающей стандартизации.
План государственной стандартизации на 2025 год подготовлен на основе предложений предприятий промышленности, технических комитетов по стандартизации.
Он включает 841 тему, в том числе по разработке 326 стандартов и изменений к ним, проверке научно-технического уровня 513 государственных стандартов.
Это стандарты в сферах транспорта, строительства, в том числе дорожного, машиностроения, электротехники, робототехники, сельхозтехники, мебели, легкой промышленности, энергетики, пожарной безопасности, парфюмерно-косметической, пищевой промышленности, связи, услуг на транспорте, туристических услуг, бережливого производства, системы менеджмента качества и другие. 217 государственных стандартов будут разработаны на основе международных и европейских.
– В какой сфере в стране больше всего уделяется внимание качеству?
– По количеству стандартов в отраслях можно судить о структуре и развитии нашей промышленности.
Лидерами в стандартизации являются такие отрасли, как машиностроение, электротехника, радиоэлектроника и связь, сельское хозяйство и продовольствие, а также легкая и химическая промышленность.
Например, ведущую позицию по установлению технических требований, в том числе обязательных, занимает машиностроение. Это обусловлено фундаментальной важностью промышленного комплекса для развития экономики Беларуси.
Появляются новые отрасли или развиваются традиционные с применением современных технологий, например искусственного интеллекта. Стандарты обеспечивают безопасность внедрения новых технологий для людей и окружающей среды.
В этой связи можно отметить значимые достижения опережающей стандартизации в 2024 году. Это разрабатываемые стандарты на беспилотный транспорт, струнные транспортные системы, системы искусственного интеллекта.
Если рассматривать технические аспекты, то внимание к достижению требуемого уровня качества будет определяться развитием национальной инфраструктуры качества, к которой предъявляют требования вновь создаваемые, развивающиеся и расширяющиеся сектора промышленности и новые технологии. Наша задача – спрогнозировать области роста на несколько лет вперед и опережающими темпами развивать эти направления. Данные направления сейчас формируются и будут указаны в Стратегии развития Госстандарта до 2029 года.
На страже интересов
– Насколько добросовестно белорусские предприятия выполняют стандарты качества?
– Добросовестность определяется требованиями потребителя, а также ответственностью, которую бизнес понесет за несоответствие требованиям безопасности и качества. Белорусские предприятия имеют позитивный имидж высокого уровня качества как на внутреннем, так и на внешних рынках.
По моему мнению, именно добросовестный бизнес играет ключевую роль в формировании рынка качественной продукции. Ответственный бизнес, который дорожит своей репутацией, не предложит к реализации некачественный продукт и без документа об оценке соответствия.
И сегодня особенно важно, чтобы бизнес делал это, руководствуясь не только ценой, но и высокой культурой производства и знаниями.
– Как защищен внутренний рынок от небезопасной продукции?
– В Беларуси выстроена комплексная и действенная система обеспечения и контроля качества и безопасности продукции на всех этапах ее жизненного цикла.
К процессам производства и самой продукции на каждом этапе, начиная с разработки, постановки на производство, производства, хранения и заканчивая реализацией, предъявляются и контролируются обязательные требования, обеспечивающие ее безопасность и качество. Кроме того, вся продукция, производимая и реализуемая в Беларуси, до выпуска в обращение подлежит оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям технических регламентов ЕАЭС.
Контроль соблюдения требований осуществляется как непосредственным изготовителем в ходе производственного контроля, так и контролирующими (надзорными) органами в ходе государственного контроля (надзора).
В Беларуси государственный контроль требований технических регламентов союза осуществляют четыре контролирующих (надзорных) органа: Госстандарт, Минздрав, Минсельхозпрод, МЧС.
Выявленная государственным контролем (надзором) опасная продукция запрещается к реализации, изымается из обращения, импортируемая продукция запрещается к ввозу на территорию Республики Беларусь. Принимаются меры по прекращению действия на территории страны документов об оценке соответствия, сопровождающих опасную продукцию. Юридические и физические лица, осуществившие выпуск в обращение такой продукции, привлекаются к административной ответственности.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных инспекциями Госстандарта в 2024 году, выявлялись нарушения по показателям безопасности, обязательному подтверждению соответствия, информации для потребителя, маркировке. Лидерами антирейтинга являются товары для детей и подростков – 29 процентов в общем объеме запрещенной к ввозу и обращению на территории Беларуси продукции. На втором месте находятся игрушки – 24 процента. Замыкает тройку электротехническая продукция – 17 процентов.
Всего было запрещено к ввозу и изъято из обращения на территории Беларуси 1974 наименования опасной продукции, что на 98 наименований меньше, чем в 2023 году. Прекращено 676 документов об оценке соответствия, сопровождавших эту продукцию.
Пять граней качества
– В этом году впервые был вручен Государственный знак качества. Насколько трудно получить его предприятиям и кто может претендовать на столь высокую награду?
– Популярность, престиж и имидж любой награды зависят от того, насколько сложно ее получить. Для нас важно было создать прозрачные и всесторонние критерии оценки, обеспечить, чтобы любая организация могла получить Знак качества, но потрудиться для этого. Знак качества должны были получить лучшие из лучших. Ответственность очень высокая: это те предприятия, продукция которых – это, по сути, наша страна.
Знак был учрежден Президентом в Год качества впервые в истории Беларуси как суверенного государства. Все эти факторы, конечно, серьезно мотивировали промышленность страны принять участие в процедуре присвоения Государственного знака качества. Отсюда такое большое количество претендентов и серьезнейшая борьба.
Всего желание доказать, что их продукция достойна самой высокой оценки, выразили почти 220 предприятий страны всех форм собственности. Ими было представлено 660 наименований товаров. Многие, особенно предприятия пищевой промышленности, представляли по несколько образцов.
Критерии, порядок и этапы присуждения были открыты для всех участников. Они установлены в постановлении Правительства.
Государственный знак качества может присуждаться продовольственным товарам, промышленным товарам для населения, продукции производственно-технического назначения.
Прежде чем попасть на рассмотрение республиканской аттестационной комиссией, товар-претендент прошел несколько этапов оценки, включая анализ показателей его качества самим изготовителем, далее заявка попадала на региональный уровень, затем направлялась в несколько компетентных органов госуправления. Имеется в виду оценка по пяти граням знака: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности. Пятый критерий – эстетичность – оценивали потребители. Те, для кого предназначены товары и по чьим запросам они и производятся. Почти 50 тысяч потребителей приняли участие в голосовании. Наибольшую активность проявили потребители в номинации «Продовольственные товары».
Конечно, выбрать лучших из лучших было совсем непросто. Для всех нас – и участников, и экспертов, и потребителей – это был первый опыт.
В результате обладателями Государственного знака качества стали 17 наименований товаров. Производитель получает знак на два года. Затем его нужно подтверждать, соответственно проходя все этапы оценки вновь. Это очень серьезное конкурентное преимущество и высокое доверие к продукции. Но награды можно и лишиться. В случае выявления несоответствия продукции, которой присвоен знак, требованиям к безопасности и качеству.
Кстати, отсутствие претензий со стороны органов государственного надзора в течение года, предшествующего году подачи заявки, – одно из условий допуска продукции к борьбе за присвоение Государственного знака качества.
Что касается преференций, то важна в первую очередь имиджевая составляющая. Предприятия торговли обязаны выкладывать такую продукцию в местах, где она будет визуально наиболее заметна. Сведения о продукции со Знаком качества размещаются на сайтах госорганов, что, безусловно, способствует имиджу производителей и информированию потребителей. Преференции также предусмотрены и в продвижении продукции, в первую очередь на новые рынки сбыта – в страны Африки, Азии и Латинской Америки, а также присутствии белорусских производителей на международных торговых электронных площадках.
Думаю, новая красивая церемония, появившаяся в нашей стране и призванная стать традиционной, вдохновила на участие очень многие предприятия. Кстати, второй по счету конкурс уже объявлен. До 1 апреля предприятия-претенденты должны направить свои заявки в областные исполнительные комитеты или Минский горисполком.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 13 марта 2025 г.