18.01.2024
Гражданам и организациям в Беларуси упростят процедуры таможенного оформления. Проект закона обсудили у Президента
Гражданам и организациям в Беларуси упростят процедуры таможенного оформления. Проект соответствующих законодательных изменений рассматривался на совещании Президента Беларуси Александра Лукашенко с руководством Совета Министров, передает корреспондент
БЕЛТА.
«У Главы государства рассматривался проект закона, вносящий изменения в закон о таможенном регулировании. Изменения вносятся в 91-ю статью закона. Поэтому обсуждение было серьезное», – рассказал по итогам совещания Председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский.
Часть норм в проекте документа касается непосредственно национального таможенного администрирования, а ряд положений связан с взаимодействием в рамках Союзного государства и унификацией законодательства.
Что касается национального законодательства, предлагается значительное облегчение для бизнеса, сокращение административных норм, упрощение процедур.
Например, ряд документов субъекты хозяйствования в таможню вообще не будут предоставлять. «Мы эти сведения будем получать от взаимодействия с другими государственными органами, банками и так далее. Ряд документов, которые сейчас предоставляются в бумажном виде, будут предоставляться только в электронном», – рассказал Владимир Орловский.
По отдельным направлениям сокращаются сроки административных таможенных процедур. Например, решение о классификации товара комплектного объекта сейчас принимается в течение 30 дней, а будет 15.
Вводятся новые процедуры, которые будут облегчать субъектам хозяйствования таможенное оформление. Например, это предварительное решение о величине таможенной стоимости – наиболее сложный вопрос в таможенном деле.
Еще один блок новаций в национальном таможенном законодательстве касается непосредственно обычных граждан. Так, проектом закона предусматривается, что физические лица при пересечении границы смогут предоставлять не бумажную декларацию, заполняя ее в пункте пропуска, а электронную, причем предварительно до въезда на границу. Это сократит и время, и затраты. «Такая электронная декларация будет подаваться бесплатно – без оплаты за электронную передачу», – уточнил Владимир Орловский.
Есть также нормы, которые касаются тех, кто переселяется в Беларусь. «Если человек переселяется в Беларусь и ввозит свой легковой автомобиль, сейчас действует норма, что такая машина должна быть в собственности у этого лица два года (чтобы ввезти автомобиль без уплаты таможенных пошлин, налогов. – Прим. БЕЛТА). В проекте заложено сокращение до 6 месяцев», – рассказал глава таможенного ведомства.
Предусмотрен и ряд других упрощений таможенных процедур, которые принесут пользу как для бизнеса, субъектов хозяйствования, так и для простых граждан. Большинство норм в проекте закона касаются именно отечественного законодательства.
Вместе с тем есть и часть, связанная с взаимодействием в рамках Союзного государства. «Были определенные договоренности по этому направлению в рамках реализации союзных программ с Российской Федерацией. И несколько норм как раз в проекте закона – мы унифицируем законодательство с Россией. Но хочу подчеркнуть, и об этом особо говорил глава государства, чтобы эта унификация не несла каких-то рисков для нашей страны. Так оно и есть. Нормы заложены таким образом, что их реализация принесет только пользу для нашего бизнеса, наших субъектов хозяйствования», – заявил Владимир Орловский.
По информации
БЕЛТА
ГТК: изменен порядок заполнения декларации таможенной стоимости
11 апреля 2025 г. на сайте ЕАЭС опубликовано
решение Коллегии ЕЭК от 8 апреля 2025 г. № 37 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 октября 2018 г. № 160».
Решение устанавливает обязанность для декларанта заполнять декларацию таможенной стоимости в случае, если в отношении товаров уплачиваются таможенные пошлины, налоги и по желанию декларанта суммарная величина расходов на страхование товаров в связи с операциями, указанными в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС, добавляется к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар, в отношении которого ввозная таможенная пошлина уплачивается исходя из наибольшей адвалорной ставки (адвалорной составляющей комбинированной ставки) или применяется наибольший уровень налогообложения.
Помимо того, порядок заполнения декларации таможенной стоимости приведен в соответствии с измененными Решением Коллегии ЕЭК от 2 декабря 2024 г. № 137 «О внесении изменений в пункт 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 мая 2018 г. № 83» подходами к формированию структуры таможенной стоимости ввозимых товаров.
Решение вступает в силу 1 апреля 2026 г.
Ознакомиться с текстом Решения можно по
ссылке.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
Как законно провезти товары для личного пользования через границу, разъяснили в ГТК
Некоторые особенности порядка ввоза в страну товаров для личного пользования напомнили в Государственном таможенном комитете, сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу ГТК.
Так, товары для личного пользования, стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 500 евро или вес которых превышает 25 кг, ввозятся с уплатой таможенных пошлин и налогов по единой ставке 30 % от стоимости в части превышения стоимостной нормы, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения весовой нормы.
Кроме того, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 утвержден перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования. С ним в ГТК порекомендовали ознакомиться лично.
По информации
БЕЛТА
ГТК о вступлении в силу соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами и Ираном
15 мая 2025 года вступает в силу полноформатное Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, подписанное 25 декабря 2023 года.
Исламская Республика Иран официально уведомила Евразийскую экономическую комиссию о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу полноформатного Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, подписанного 25 декабря 2023 года.
Евразийская экономическая комиссия в январе текущего года уведомила иранскую сторону о завершении всех процедур в Евразийском экономическом союзе.
Справочно: в Республике Беларусь Соглашение ратифицировано Законом Республики Беларусь от 01.07.2024 № 18-З.
В соответствии с положениями Соглашения Соглашение вступает в силу через 60 дней с даты получения последнего письменного уведомления о том, что государства - члены ЕАЭС и Иран завершили свои соответствующие внутренние юридические процедуры, предусмотренные национальным законодательством.
Таким образом, соглашение вступает в силу 15 мая 2025 года.
С 27 октября 2019 года действует Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, по ограниченному количеству товаров. Полноформатное Соглашение предусматривает беспошлинный режим почти 90% всей товарной номенклатуры. Таким образом, запуск Полноформатного Соглашения позволит создать необходимые условия для существенного наращивания взаимных поставок между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран.
Справочно: перечень отдельных товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.01.2025 № 1.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
МНС – об отдельных вопросах, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости
В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования ввиду вступления в силу со 2 апреля 2025 г. постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 марта 2025 г. № 11 «Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5» (далее – постановление № 11) Министерство по налогам и сборам сообщает.
Постановлением № 11 изложен в новой редакции Классификатор дополнительной таможенной информации (приложение 4-1 к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования», далее – классификатор).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь в настоящее время (холодильники и морозильники бытовые, шины и покрышки пневматические резиновые новые, велосипеды и велосипедные рамы), включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250, далее – перечень) классификатором введены новые дополнительные четырехзначные коды в отношении шины и покрышек пневматических резиновых новых, классифицируемых кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД) 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.
В соответствии с примечанием к перечню товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД и дополнительным четырехзначным кодом по классификатору. Краткое наименование приведено только для удобства пользования.
В отношении товаров классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 в перечне указан дополнительный четырехзначный код 0000, который исключен из классификатора.
Учитывая изложенное, с 02.04.2025 шины и покрышки пневматические резиновых новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, прослеживаемости не подлежат.
Одновременно обращаем внимание, что приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» определен перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в который также включены шины новые, классифицируемые вышеуказанными кодами ТН ВЭД. В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенное СИ), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов, в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.
Таким образом, оборот маркируемых незащищенными СИ шин, классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, должен осуществляться с обязательным использованием электронных накладных с указанием информации о нанесенных средствах идентификации.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
В НАН рассказали о работе по формированию национального законодательства в регулировании ИИ
В стране активно применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах экономики. Среди них машиностроение, сельское хозяйство, банковский сектор, медицина и многие другие. В Национальной академии наук прогнозируют, что в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в работу предприятий, бизнеса и в нашу жизнь. Вместе с тем законодательно определения использования такой стратегической технологии пока еще нет. Сегодня в стране ведется активная работа по созданию закона об искусственном интеллекте. Подробности узнали у генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова.
Широта сфер внедрения
Искусственный интеллект становится ключевой технологией, с применением которой планируется автоматизировать основные отрасли мировой экономики. В идеале их использование сулит сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономию времени. Очередное соревнование за место на рынке подразумевает существенные инвестиции в развивающуюся технологию в ближайшем будущем. Предприятия нашей страны также понимают необходимость сохранения своих конкурентных преимуществ, поэтому активно внедряют ИИ в самых разных направлениях.
Белорусские ученые констатируют, что технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение ИИ для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде предприятий агропромышленного комплекса страны используют ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Применяются беспилотники для сбора данных, которые помогают найти оптимальные решения для полива, внесения удобрений и защиты растений.
В белорусских клиниках ИИ помогает в диагностике заболеваний, в поиске новых лекарств. В свою очередь, отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций. Аналитические системы помогают обеспечивать безопасность в общественных местах.
Беларусь делает ставку на цифровизацию экономики, и искусственный интеллект становится ключевым инструментом в этом процессе. Как отметил Сергей Кругликов, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности для бизнеса и граждан.
– Стоит отметить, что определения ИИ с точки зрения законодательства пока нет. Беларусь активно развивает данную сферу, однако такой рост требует грамотного регулирования. Вместе с тем в стране необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития, чтобы обеспечить его безопасное и эффективное внедрение. Также необходим государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями, – подчеркнул собеседник.
ИИ – на законном пути
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об ИИ, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии ИИ на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
– В ходе мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий ИИ в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам. Стоит отметить, что каждая из стран СНГ имеет свои взгляды на вопрос развития искусственного интеллекта. Поэтому модельный закон будет обобщающим и не будет ущемлять права и возможности стран, – пояснил Сергей Кругликов.
При этом ученый подчеркнул, что сейчас весь мир стоит перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту для становления новой цифровой экономики. Сегодня десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
– Накануне в ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте мы обсудили создание белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства. Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – рассказал Сергей Кругликов.
– Кроме того, рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в этом году глоссарий в сфере ИИ. Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – резюмировал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Илья Крыжевич, «
Рэспубліка», 12 апреля 2025 г.