17.01.2024
Изменен Закон о нотариате и нотариальной деятельности. Основные направления совершенствования института нотариата
5 января 2024 года принят Закон Республики Беларусь № 343-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности», который вступает в силу с 11 июля 2024 года.
Целями принятия Закона являются:
-
совершенствование правового регулирования нотариальной деятельности с учетом практики применения;
-
включение перечня бесспорных требований, для удовлетворения которых совершаются исполнительные надписи, в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности». В настоящее время такие бесспорные требования содержатся в Указе Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности»;
-
установление возможности совершения нотариальных действий удаленно (без личной явки к нотариусу заинтересованного лица).
Концепцией правовой политики, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196, удаленное совершение нотариальных действий определено одним из основных направлений совершенствования института нотариата.
Законом предусматривается, что около трети от всех видов нотариальных действий нотариусы смогут совершать удаленно.
Для совершения таких нотариальных действий не потребуются личное присутствие гражданина или представителя юридического лица у нотариуса и выявление их волеизъявления.
При этом сохраняется возможность обратиться лично за совершением любого нотариального действия.
Удаленно будет возможно совершить такие нотариальные действия, как выдача свидетельств о праве на наследство и о праве собственности на доли в имуществе, нажитом супругами в период брака; совершение исполнительной надписи; свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой; принятие на хранение электронных документов; принятие денежных средств в депозит; выдача дубликатов нотариальных документов; обеспечение доказательств, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет и др.
Взаимодействие между заинтересованным лицом и нотариусом при удаленном совершении нотариального действия будет осуществляться посредством обмена документами по почтовой связи либо через электронный портал Белорусской нотариальной палаты.
При направлении заявления по почте, подлинность подписи на таком заявлении необходимо будет засвидетельствовать нотариально. Для свидетельствования подлинности подписи гражданин сможет обратиться к любому нотариусу, например, по месту жительства.
Такое взаимодействие представляется максимально удобным, например, при оформлении наследственных прав. В том случае, если между наследниками не будет необходимости в заключении соглашения, которое должны подписать все наследники, наследственное дело можно будет оформить без личного обращения к нотариусу по месту открытия наследства.
Для обращения через электронный портал каждому заинтересованному лицу будет создан личный кабинет. Через него можно будет подать заявление о совершении нотариального действия, получить нотариальный документ, просмотреть совершенные с участием заявителя нотариальные действия.
Случаи и порядок обращения за совершением нотариальных действий через электронный портал будут установлены Министерством юстиции. При таком обращении заявление и документы необходимо будет подписать электронной цифровой подписью.
Кроме того, Законом предусматривается возможность выдачи нотариального документа в форме электронного документа в случаях, установленных Министерством юстиции.
Удаленное совершение нотариальных действий повысит доступность нотариального обслуживания для населения, сократит временные и материальные затраты на совершение многих юридически значимых действий.
Также Закон о нотариате дополнен приложением, содержащим перечень бесспорных требований, для удовлетворения которых совершаются исполнительные надписи.
Данный перечень сформирован на основании положений Указа № 366, который в последующем будет признан утратившим силу, а также иных законодательных актов.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Получить жилье станет проще, долгостроев будет меньше. Минстройархитектуры о новациях законодательства
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
Евгений Коваленко: все изменения и дополнения в Конституции нашли реализацию в правовых документах
Изменения в Конституцию – это реакция развивающегося государства на события, которые происходят в мире, стране и обществе, заявил журналистам Министр юстиции Евгений Коваленко во время круглого стола, посвященного Дню Конституции, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
«Конституция – это правовая основа белорусской государственности. Каждое слово, которое закреплено в этом документе, находит свое развитие и реализацию в законах, кодексах, правовых актах. А те изменения, которые были внесены на республиканском референдуме 2022 года, пошли в жизнь, начали применяться, – сказал Министр юстиции Евгений Коваленко.
Евгений Коваленко акцентировал внимание на том, что было принято значительное количество правовых документов. «В частности, такие знаковые, как законы «Об основах гражданского общества», «О Всебелорусском народном собрании». Был юридически закреплен статус ВНС, это высший орган народовластия. В нем есть представительство, как органов власти и местного самоуправления, так и представители гражданского общества, – отметил Министр.
«Все те изменения в Конституцию – это реакция развивающегося государства на события, которые происходят в мире, стране и обществе. И эти изменения дают оценку происходящему вокруг нашей страны. В частности, придается еще большая значимость вопросам сохранения исторической правды, памяти о подвиге белорусского народа в Великой Отечественной войны», – заключил Евгений Коваленко.
По информации
БЕЛТА
Депутат: новации законопроекта по вопросам обеспечения прав детей – ответ на вызовы сегодняшнего дня
Новации законопроекта «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» – ответ на вызовы сегодняшнего дня, заявил журналистам председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Валерий Малашко, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Рабочее совещание по обсуждению отдельных положений проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» под председательством спикера Игоря Сергеенко проходит в Палате представителей. Законопроект принят в первом чтении 7 февраля и готовится ко второму чтению.
«Прошел месяц после принятия законопроекта в первом чтении, и мы активно работаем в избирательных округах, комиссиях, изучая те нормы, которые заложены в проект закона о правах ребенка. И очень важно, что они являются ответом на те вызовы сегодняшнего дня, которые наши дети, мы с вами – как родители, педагоги – испытываем в нашем открытом обществе. Это целый ряд таких негативных явлений, которые влияют на психику ребенка, и, к сожалению, не всегда мы можем доступными мерами ограничить их воздействие на наших детей», – рассказал Валерий Малашко.
В частности, законопроектом предусматривается следующее. Первое – лишение права заниматься педагогическими деятельностью лиц, совершивших преступления экстремистской направленности и преступления, связанные с оборотом наркотиков. Второе – установление обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе посредством контроля за использованием детьми ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет и применения программно-аппаратных и программных средств, позволяющих не допустить распространения среди детей такой информации. Третье – отнесение к информационной продукции игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, для присвоения им знака возрастной категории. Четвертое – закрепление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
«Сегодня мы будем говорить об агрессии взрослых в отношении ребенка, что тоже, к сожалению, имеет место быть в нашем обществе. Насилие разного рода – психологическое, сексуальное, физическое насилие над ребенком. Поэтому сегодня мы собрались таким большим экспертным советом: педагоги, медики, люди, которые в своей практической деятельности долгое время работали с детьми, в детских коллективах, чтобы выслушать все мнения. Чтобы норма действительно поставила преграду тем людям, которые наносят вред здоровью детей», – подчеркнул парламентарий.
По информации
БЕЛТА
Петр Миклашевич: продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации
БЕЛТА
Министерство юстиции проведет акцию по правовому консультированию, приуроченную ко Дню Конституции
14 марта 2025 года с 10.00 до 12.00 Министерство юстиции проведет в формате прямой телефонной линии акцию по бесплатному консультированию граждан, приуроченную к государственному празднику – Дню Конституции.
В ходе консультирования граждане смогут получить ответы на интересующие их вопросы, не требующие ознакомления с документами, в сфере:
-
регистрации актов гражданского состояния – тел. 8 (017) 200 06 18;
-
легализации (апостилирования) официальных документов, составленных на территории Республики Беларусь, – тел. 8 (017) 211 01 93;
-
принудительного исполнения исполнительных документов – тел. 8 (017) 210 40 49.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь