Качество, доступность и развитие. Об акцентах в работе всех уровней системы образования
Министр образования Андрей Иванец на встрече с педагогами в Гомеле и в общении с журналистами обозначил основные акценты развития всех уровней системы образования, передает корреспондент БЕЛТА.
Во время рабочей поездки в Гомельскую область Андрей Иванец провел двухчасовую встречу с более чем 300 представителями учреждений образования Гомеля, Гомельского, Ветковского и Добрушского районов. Серьезный разговор касался разных направлений, при этом главный акцент сделан на качестве. «Этот год объявлен главой государства Годом качества. Это касается не только производства товаров, продукции, хоть, безусловно, в основе всего лежит уровень жизни наших людей. Система образования касается абсолютно каждого жителя нашей страны. И мы понимаем ответственность этого года для нашей сферы. Поэтому по всем уровням будут реализованы конкретные мероприятия, которые направлены на то, чтобы каждый житель страны почувствовал улучшение качества образования», – подчеркнул Министр.
Отдельно Андрей Иванец отметил важность доступности учреждений дошкольного образования для самых маленьких граждан и их родителей. «Это одна из приоритетных задач. Неотъемлемыми составляющими работы по этому уровню являются качество образовательного процесса, предусматривающее и развитие материально-технической базы, и разработку новых образовательных программ, и другое», – сказал он.
Среди важнейших вопросов, которым необходимо уделять самое пристальное внимание в школах, Министр назвал индивидуальный подход к каждому учащемуся, профессиональную ориентированность и патриотическое воспитание подростков. «В первую очередь мы настроены на то, чтобы каждый молодой человек, который выходит из школьных стен, не только делал осознанный выбор будущей профессии, образовательной траектории, но и был патриотом своей страны. Поэтому для школ будем реализовывать комплекс мероприятий, направленный именно на осознанный выбор профессии, чтобы выпускник четко определился и понимал, в каком направлении его созидательный труд будет важен для развития страны. Что касается колледжей, то здесь – развитие центров компетенций, новых специальностей, по которым сегодня необходимо осуществлять подготовку для нашей экономики», – пояснил Андрей Иванец.
Что касается университетов, Министр отметил: «В этом году проводим серьезную ревизию рассмотрения структуры подготовки специалистов. И каждый университет сделает еще один шаг навстречу тому, чтобы подготовить не просто высококвалифицированного молодого специалиста, а иметь неразрывную связь с заказчиками кадров».
По информации БЕЛТА
Распоряжением председателя госкомиссии создана специальная группа по рассмотрению обращений, связанных с проведением вступительной кампании. Их можно направить в письменном виде по адресу: 220030, г. Минск, ул. К.Маркса, 3.
Кроме того, с 5 мая по 22 августа будет открыта горячая линия государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году по номеру +37517 327 66 80. Обратиться можно будет в рабочие дни с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00. Работать она будет и в выходные дни – 21 июня (сб); 19 июля (сб), 26 июля (сб), 27 июля (вс); 2 августа (сб), 3 августа (вс).
По сообщению официального сайта Министерства образования Республики Беларусь
Первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Иван Вежновец перед началом семинара по вопросам разъяснения норм постановления Совета Министров от 2 апреля 2025 года №713 (6) прокомментировал журналистам изменения, которые предусматривает этот документ, передает корреспондент БЕЛТА.
Основные изменения, по словам Ивана Вежновца, направлены в первую очередь на поддержку отечественных производителей. «Первое и самое главное изменение – отечественным производителям предоставлена возможность не согласовывать повышение цены в случае, если они применяют норму рентабельности при калькулировании соответствующей цены. Эта норма определяется производителями самостоятельно, исходя из фактических данных, которые у них есть за период с 2021 по 2024 год. Норма рентабельности определяется как максимальное значение рентабельности реализованной продукции за один из годов в этот период», – пояснил первый замминистра.
Также документом предусмотрено, что в случае, если у производителей в этот период была отрицательная рентабельность, то цены можно повысить до безубыточного уровня. «Таким образом, для производителей установлена возможность формировать самостоятельно цены и не обращаться в государственные органы за повышением цены», – подчеркнул он.
Кроме того, предусмотрены изменения по импортным товарам – установлена единая набавка. «Она будет применяться вне зависимости от количества звеньев. По сути, от границы до полки применяется одна набавка для всех субъектов, которые участвуют в цепочке поставки товара», – сказал Иван Вежновец.
Постановлением Правительства также утверждено сокращение перечня нерегулируемых товаров. «Сокращений глобальных не произошло, перечень подкорректирован. В первую очередь исключены товары, которые не являются товарами повседневного спроса, либо находятся в более высокой ценовой категории. Основные товары, которые входят в потребительскую корзину и востребованы у населения, остались под регулированием», – заявил представитель МАРТ.
«Несмотря на то, что прямое регулирование на товары, которые исключены из перечня, ушло, мы продолжим мониторинг ситуации, контроль динамики цен на рынке и при необходимости будем принимать меры с точки зрения защиты интересов граждан», – подытожил первый замминистра.
По информации БЕЛТА
В Беларуси каждый может реализовать свои возможности и потребности, заявила журналистам Председатель Совета Республики Наталья Кочанова. Сегодня спикер вручила дипломы выпускникам Минского государственного колледжа цифровых технологий из числа лиц с особыми образовательными потребностями, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Действительно, в нашей стране делается все для того, чтобы каждый человек мог реализовать свои возможности и потребности, в том числе дети, которые имеют какие-то особенности в своем развитии. Для нас нет чужих детей, все дети наши. Об этом всегда говорит Президент. Это основная задача нашей социальной политики. И могу вас заверить, что в нашей стране делается все для того, чтобы молодые люди могли получить специальность и в дальнейшем работать», – сказала Наталья Кочанова.
Спикер отметила, что в Беларуси ребята с особыми образовательными потребностями интегрированы в общество. Они не только получают общее среднее, но и специальное образование. «На примере Минского государственного колледжа цифровых технологий мы увидели, что это действительно работает. Получая специальность, наши ребята трудятся на предприятиях, в организациях и учреждениях нашей страны, – рассказала Председатель Совета Республики. – Для нас дорог каждый человек».
Наталья Кочанова поблагодарила предприятия, которые принимают на работу таких молодых специалистов. «Одно из таких предприятий – «Интеграл». Я знаю, как тесно оно сотрудничает с такими учреждениями в Минске, когда ребята, получив специальность, работают. Их хвалят и говорят, что это великолепные люди, с которых можно брать пример всем остальным. Такие ребята трудятся на «Атланте» и ряде других предприятий».
«Сегодня установлено тесное сотрудничество между предприятиями и такими учреждениями. Они помогают, поддерживают ребят, когда они проходят на практику и на всем протяжении обучения. Они, конечно, заинтересованы в том, чтобы взять к себе квалифицированных специалистов. И замечательно, что наши учебные заведения дают хорошие профессии», – дополнила спикер.
По информации БЕЛТА
Какие корректировки внесены в Кодекс об образовании, как изменяются колледжи страны, для чего формируют золотой фонд педагогов – об этом и не только разговор с Министром образования Андреем Иванцом.
(фото – БЕЛТА)
Кластер особого назначения
– В Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца не хуже Гарварда – такое поручение дал Президент на Республиканском педсовете. Раскройте интригу: как планируете все организовать?
– Образовательный хаб с современным студенческим кампусом может появиться на базе Белорусского государственного университета – концепция уже разработана. В кластер войдут учебные корпуса, научные лаборатории, общежития, культурно-спортивный центр. Лекции будут читать лучшие преподаватели страны – предлагаем использовать кадровый и научный потенциал не только БГУ, но и других университетов, а также научных и производственных организаций. Таким образом, проложим абсолютно уникальную дорогу для выпускников Национального детского технопарка, для талантливой и одаренной молодежи школ, гимназий, лицеев. По сути, организуем опережающую подготовку студентов.
Представьте: специалиста с высшим образованием мы подготовим уже в течение первых двух с половиной лет – в центре на 1–3-м курсах будут интенсивно изучаться фундаментальные дисциплины. На 4–5-м в приоритете будет практическая подготовка в базовых организациях. Каждого студента вовлечем в научно‑исследовательскую и практическую деятельность.
Стажировки для них будут проходить не только в белорусских образовательных и научных центрах, но и в зарубежных. Причем выпускник нового учреждения, например физик, будет обладать серьезными знаниями не только по своему профилю, но и в области химии, математики, информационных технологий – он сможет трудиться в любой инновационной сфере. Для этих целей разработаем образовательные стандарты нового поколения, которые существенно интенсифицируем по сравнению с нынешними. Запланированы четыре направления обучения: прикладная физика и информатика; прикладная математика, механика и информатика; фундаментальная и прикладная химия; фундаментальная география.
Безусловно, не каждый молодой человек сможет освоить предлагаемые объемы информации, поэтому процедура отбора для поступления на эти специальности будет особой. Важно понимать: мы намерены выпускать штучных специалистов с особыми компетенциями – будущих главных инженеров, технологов, конструкторов, руководителей научных организаций.
– Кодекс об образовании в январе 2025 года скорректировали – изменения начнут действовать с нового учебного года. По этому поводу уже слышала суждения из разряда «опять что-то придумали».
– Внесем ясность: никаких революционных изменений в кодексе не предусмотрено. Нововведения носят точечный характер, воспринимайте их как дошлифовку предыдущего документа с целью улучшения. Обозначу ключевые моменты. Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но к нам поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Вносимая норма решит вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Призывник может заболеть или воинские части будут укомплектованы – в этих случаях молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
Предусматривается обязанность вузов и колледжей согласовывать распределение и перераспределение своих выпускников с организациями – заказчиками кадров и исполнительными комитетами, а также с отдельными отраслевыми министерствами. Кроме того, вносятся корректировки, касающиеся подготовки целевиков. Если предприятие заключило такой договор с молодым человеком, а после не трудоустроило, то организация понесет ответственность и будет обязана возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения от ЦЭ одиннадцатиклассников по медицинским показаниям. В настоящее время такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов. Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не имеют возможности получить сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната.
Есть еще несколько важных новаций. У старшеклассников, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Исключается право реализации индивидуальными предпринимателями программ дошкольного и специального образования с учетом практики применения законодательства о лицензировании.
– Кстати, о последнем пункте. Недружественные ресурсы муссируют тему, дескать, добрались до частных садов, а условия лицензирования невозможно выполнить.
– На мой взгляд, идет некая подмена понятий со стороны тех, кому данную идею выгодно продвигать. Хочу отметить, что в Министерство поступают жалобы родителей с нареканиями в адрес нерадивых предпринимателей. Скажу откровенно: сегодня у нас достаточное количество непорядочных субъектов хозяйствования, которые под видом иных образовательных услуг или так называемых «развиваек» на самом деле реализуют программу дошкольного образования в полном объеме. Однако их деятельность ставит под угрозу безопасность и здоровье детей: отсутствует квалифицированный педагогический состав (с малышами занимаются люди с улицы), нарушаются санитарные нормы, нет надлежащих условий для сна и питания. Происходит банальное зарабатывание денег на наших детях! Поэтому тема на контроле.
Родителям надо донести мысль: наличие лицензии – гарантия, что учреждение соответствует установленным стандартам и требованиям, касающимся образовательной программы, условий пребывания детей, квалификации педагогов и медицинского обслуживания.
В Беларуси сейчас функционирует один частный детский сад – «Елисеевы поля», который посещают около 40 воспитанников. Но мы готовы к сотрудничеству и только рады новым добросовестным предпринимателям. Более того, гарантируем всяческую поддержку. Уже сейчас специалисты Департамента контроля качества образования проводят профилактическую работу, направленную на упреждение нарушений: перечисляют необходимые документы, разъясняют требования.
– Какова сейчас ситуация с обеспечением дошкольным образованием?
– На данный момент охват детей в возрасте от 2 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет около 89 процентов. По дошкольной подготовке ребят 5–6 лет – 100 процентов.
Мы ставим амбициозную задачу обеспечить стопроцентный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 6 лет. За пятилетку должны справиться.
Новый рубеж роста
– Вы ранее анонсировали, что профильные классы профессиональной направленности должны выйти на новый уровень...
– Сейчас работают пять типов профильных классов профессиональной направленности: аграрные, военно‑патриотические, инженерные, педагогические, спортивно‑педагогические. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник такого класса выбирал профессию именно по своему профилю. Алгоритм достижения цели составлен, перечислю по пунктам. Первый: абсолютно все классы закреплены за конкретными университетами. Второй: внесены изменения в учебные программы, позволяющие учащимся еще на этапе обучения в школе глубже понимать особенности направлений, которые они планируют выбрать для будущей профессии. Третий: каждая последняя суббота месяца отведена для занятий в университете либо на промышленном предприятии. В данных классах обучаются более 28 тысяч учащихся 10-х и 11-х классов. При этом хотелось бы успокоить остальных ребят: они могут обучаться в обычных профильных классах и изучать на повышенном уровне предметы, которые необходимы для поступления в университет. Количество таких классов будет расти, ведь уровень подготовки в них выше, чем в базовых, мы это видим по результатам ЦЭ.
– Как реализуется эксперимент, проходящий в 20 лицеях страны?
– С этого учебного года в 20 лицеях внедрены новые подходы к учебным планам. Проще говоря, профильные предметы изучаются на повышенном уровне, а непрофильные – в более сжатые сроки. Например, ученики физико‑математического профиля проходят курс биологии за 10–11-й классы не за 2 года, а быстрее. При этом они осваивают школьную программу в полном объеме, чтобы в случае изменения планов, допустим, при желании поступить на биологические или медицинские специальности, могли успешно пройти соответствующие испытания.
По результатам следующего учебного года планируем расширить эксперимент в профильных классах для апробации проекта.
Золотой фонд педагогов и правила по ИИ
– Из 8 тысяч участников первой очно-заочной круглогодичной школы олимпиадного движения выбрали всего 35 человек, которых пригласили в Национальный детский технопарк. У вас есть идея создать сообщество одаренных детей страны?
– И не только детей. Впервые мы провели дистанционную олимпиаду в том числе с привлечением учителей.
Планируем создать золотой фонд одаренных педагогов – они получат статус профессиональных тренеров и смогут на высоком уровне готовить к олимпиадному движению наших ребят.
– Искусственный интеллект стремительно входит в образовательную сферу, крайне важно не упустить этот момент не только на уровне вузов, но и на всех этапах обучения.
– Однозначно! Сейчас мы активно работаем вместе с Парком высоких технологий над созданием методик преподавания школьных предметов с применением технологий искусственного интеллекта. Учителя смогут использовать этот инструмент для подготовки учебных материалов и проведения контрольно‑аналитических мероприятий. Уже разработан пилотный обучающий блок для учителей информатики. В дальнейшем планируется внедрение аналогичных подходов в преподавание иностранных языков и естественно-научных дисциплин. Как результат, на общеобразовательном портале опубликуем методические копилки – они станут доступны каждому педагогу.
К сентябрю утвердим правила применения искусственного интеллекта как для учителей, так и для учащихся. Расставим точки над «i», четко обозначив, где допустимо использование нейросетей, а где от них стоит отказаться.
При этом отдельно подчеркну, что учитель всегда был и остается ключевым человеком в воспитании и обучении будущего поколения.
Бумажный вопрос – в фокусе
– Президент не раз подчеркивал: «Школа – храм, учителя – святое». Статус учителя в стране возводится в особый ранг?
– Работаем над повышением престижа профессии учителя комплексно. Как вы уже знаете, даже фильм снимаем. К слову, это была инициатива учителей, которую поддержал Глава государства. Существенно подняли заработную плату и уже перешагнули рубеж в 90 процентов от средней зарплаты по стране у учителей.
На карандаше «бумажный» вопрос – обновлен перечень обязательных документов, которые нужно вести педагогам. Отчитываться за каждое мероприятие и встречу теперь нет необходимости. Всю информацию по воспитательной работе (об акциях, форумах и прочих активностях) школа будет предоставлять всего два раза в год: до 30 января и до 30 июня. Управлениям и комитетам по образованию запретили требовать у школ дополнительную информацию через электронную почту и мессенджеры. Недавно в очередной раз запустили горячую линию по этому вопросу – хотим проверить, сработал ли механизм. Продолжим укреплять престиж профессии через совершенствование профессионального мастерства педагогов.
– Девятиклассники активно штурмуют колледжи – в 2024 году зафиксированы рекордные цифры набора. Тенденция будет продолжаться?
– В прошлом году на уровень профессионально‑технического образования принято более 28 тысяч учащихся, что на 1,5 тысячи больше контрольных цифр приема. Сейчас около 50 процентов выпускников получают общее среднее образование совместно с получением профессии в колледжах. Тренд поддерживаем: это хорошая возможность получить рабочую профессию либо квалификацию специалиста среднего звена, а в последующем при необходимости продолжить обучение заочно в университете.
Подчеркну: в ближайшее время колледжи обретут новое звучание и потенциал, тесно сотрудничая с предприятиями реального сектора экономики. Уже в этом году более 50 учебных мастерских будет создано на базе промышленных предприятий.
– Удалось ли переформатировать структуру подготовки кадров под потребности реального сектора экономики?
– На уровне высшего образования фактически каждый четвертый студент – будущий инженер. Напомню, этот год станет годом первого выпуска учащихся классов инженерной направленности. Они смогут воспользоваться льготами и при соблюдении определенных условий поступить без экзаменов. Дополню: в структуре подготовки на уровне профтехобразования инженерное, строительное и промышленное направления составляют 75 процентов. На уровне среднего специального образования мы превысили 33 процента конкретно по инженерно‑техническому профилю.
В электронном формате
– С этого года начнет работать электронная очередь для подачи документов в приемные комиссии вузов. Какие еще цифровые нововведения планируются в ближайшем будущем?
– Стать на очередь и получить направление в детский сад можно будет с помощью онлайн‑сервиса – данные электронные услуги появятся уже до конца года. Стремимся создать максимально комфортные условия для родителей, чтобы им не пришлось даже обращаться в службу «Одно окно»
Уже с 1 апреля запускаем опытную апробацию республиканской информационно-образовательной среды «ЯДРО». Благодаря этой платформе со следующего года в пилотном режиме начнет работу сервис «Государственный электронный дневник». При этом хочу подчеркнуть, что от бумажных дневников не планируем отказываться.
– В этом учебном году выпускники 14 экспериментальных классов школ смогут сдавать ЦТ и ЦЭ по «Истории Беларуси в контексте всемирной истории», а со следующего года – все выпускники. У детей не будет сложностей с новым предметом?
– В 2025 году учащиеся 11-х классов, участвующие в апробации экспериментального проекта, могут выбирать, какой предмет сдавать: «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Историю Беларуси» или «Всемирную историю». Думаю, сложностей не возникнет. РИКЗ организовал РТ в том числе по новому предмету. При проведении репетиции ЦЭ выпускники также имели возможность попробовать свои силы, кстати, писали два человека. Для педагогов организуем семинары, в которых принимают участие авторы учебников. Также на Национальном образовательном портале в помощь учителю для работы в 10-м классе размещены методические рекомендации, примерное календарно-тематическое планирование изучения дисциплины. Аналогичные материалы для 11-го класса с учетом апробации подготовим к следующему учебному году.
Изменятся в лице
– После проведения репетиции централизованного экзамена анонсировали запрет видео- и фотосъемки на ЦЭ и ЦТ. Будет ли он действовать во дворах пунктов тестирования?
– В предыдущие годы, к сожалению, находились молодые люди, которые пытались проносить и использовать мобильные телефоны в коридорах и даже санузлах пунктов проведения ЦЭ и ЦТ, т. е. вне аудиторий. Поэтому ввели такой запрет. Но он будет действовать только в помещениях пунктов проведения ЦЭ и ЦТ. Использовать видео‑ и фотоаппаратуру во дворах пунктов тестирования не запрещено.
– Действительно ли территории, прилегающие к школам, изменятся в Год благоустройства внешне?
– Планируем, что к 1 сентября у них будет новое лицо, причем это касается не только детских садов, школ, но и колледжей, университетов. В ближайшее время объявим республиканский конкурс‑смотр, чтобы ознакомиться с лучшими решениями с точки зрения благоустройства прилегающей территории, оформления малых архитектурных форм, цветочных композиций.
Таисия Азанович, « Рэспубліка», 21 марта 2025 г.
Заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по науке и образованию состоялось 28 февраля в Москве, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Собрания.
«Парламентариям была представлена информация об итогах реализации программ и мероприятий Союзного государства по вопросам ведения комиссии в 2024 году. Также был рассмотрен ход подготовки к реализации новых программ и мероприятий Союзного государства, предусмотренных к финансированию в 2025 году», – рассказали в пресс-службе.
Так, всего в 2024 году бюджетом Союзного государства на реализацию мероприятий по линии науки было запланировано 400 млн российских рублей, по линии образования – более 145 млн российских рублей. В 2025 году по вопросам ведения Комиссии Парламентского Собрания по науке и образованию бюджетом Союзного государства предусмотрено финансирование одной программы и семи мероприятий: программа «Разработка перспективных базовых технологических процессов получения функциональных материалов, структур, компонентов и модулей для высокоэффективных изделий фотоники в Союзном государстве»; премия Союзного государства в области науки и техники; Форум вузов инженерно-технологического профиля; олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»; конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века»; гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Союзного государства «За честь Отчизны»; форум Союзного государства «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба»; участие в культурно-образовательной патриотической акции «Поезд Памяти».
«Парламентарии отметили, что в соответствии с постановлением Высшего госсовета Союзного государства от 6 декабря 2024 года № 15 «Об организации и проведении мероприятий по празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне» все мероприятия, предусмотренные бюджетом Союзного государства, в 2025 году должны проводиться с обязательным включением в свои программы военно-патриотической тематики и гражданско-патриотических акций, посвященных 80-летию Победы», – подчеркнули в Парламентском Собрании.
Кроме того, парламентарии рекомендовали повысить эффективность белорусско-российского сотрудничества в сфере науки и образования, в первую очередь на направлениях, поддерживающих импортозамещение и развитие инновационных технологий. Также предложено считать приоритетными мероприятия, направленные на противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны, патриотическое воспитание и единение молодежи Союзного государства, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей.
Помимо союзных парламентариев в заседании приняли участие представители Министерства образования Беларуси, Министерства науки и высшего образования России, Министерства просвещения РФ, Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА