Минобразования назвало основные новации организации и проведения ЦЭ
Основные новации организации и проведения централизованного экзамена назвал 12 января заместитель Министра образования Александр Кадлубай в РИКЗ на совещании по вопросу проведения репетиции ЦЭ, которая пройдет 27 января для всех выпускников учреждений общего среднего образования, передает корреспондент БЕЛТА.
Сам централизованный экзамен состоится 27 и 30 мая 2024 года. Первым будет проходить ЦЭ по предмету по выбору, вторым – по государственным языкам (русскому, белорусскому).
Сохранены резервные дни: в даты проведения ЦТ в резервные дни и в августе 2024 года.
«В 2024 году единые сроки проведения ЦЭ и ЦТ. Это новация в целом, которая касается вступительной кампании», – сказал Александр Кадлубай.
Изменены сроки регистрации участников ЦЭ в системе регистрации – с 20 марта по 5 апреля (ранее с 1 по 20 апреля). Также изменены иные сроки, связанные с подготовкой пунктов ЦЭ, регистрацией на резервные дни, подачей заявки для предоставления экзаменационных материалов.
Сокращено время прибытия учащихся в пункты проведения ЦЭ до 30 минут (ранее 60 минут). Как пояснил Александр Кадлубай, это произошло в связи с обращениями о том, что дети лишнее время пребывают в пунктах ЦЭ. Министерство образования пошло навстречу и сократило время прибытия.
Заместитель Министра сообщил, что на сайте Министерства образования с 3 января 2024 года функционирует рубрика «Централизованный экзамен 2024», в которой размещены актуальные информационные материалы, нормативные правовые акты, она своевременно актуализируется.
По информации БЕЛТА
В Беларуси каждый может реализовать свои возможности и потребности, заявила журналистам Председатель Совета Республики Наталья Кочанова. Сегодня спикер вручила дипломы выпускникам Минского государственного колледжа цифровых технологий из числа лиц с особыми образовательными потребностями, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Действительно, в нашей стране делается все для того, чтобы каждый человек мог реализовать свои возможности и потребности, в том числе дети, которые имеют какие-то особенности в своем развитии. Для нас нет чужих детей, все дети наши. Об этом всегда говорит Президент. Это основная задача нашей социальной политики. И могу вас заверить, что в нашей стране делается все для того, чтобы молодые люди могли получить специальность и в дальнейшем работать», – сказала Наталья Кочанова.
Спикер отметила, что в Беларуси ребята с особыми образовательными потребностями интегрированы в общество. Они не только получают общее среднее, но и специальное образование. «На примере Минского государственного колледжа цифровых технологий мы увидели, что это действительно работает. Получая специальность, наши ребята трудятся на предприятиях, в организациях и учреждениях нашей страны, – рассказала Председатель Совета Республики. – Для нас дорог каждый человек».
Наталья Кочанова поблагодарила предприятия, которые принимают на работу таких молодых специалистов. «Одно из таких предприятий – «Интеграл». Я знаю, как тесно оно сотрудничает с такими учреждениями в Минске, когда ребята, получив специальность, работают. Их хвалят и говорят, что это великолепные люди, с которых можно брать пример всем остальным. Такие ребята трудятся на «Атланте» и ряде других предприятий».
«Сегодня установлено тесное сотрудничество между предприятиями и такими учреждениями. Они помогают, поддерживают ребят, когда они проходят на практику и на всем протяжении обучения. Они, конечно, заинтересованы в том, чтобы взять к себе квалифицированных специалистов. И замечательно, что наши учебные заведения дают хорошие профессии», – дополнила спикер.
По информации БЕЛТА
Какие корректировки внесены в Кодекс об образовании, как изменяются колледжи страны, для чего формируют золотой фонд педагогов – об этом и не только разговор с Министром образования Андреем Иванцом.
(фото – БЕЛТА)
Кластер особого назначения
– В Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца не хуже Гарварда – такое поручение дал Президент на Республиканском педсовете. Раскройте интригу: как планируете все организовать?
– Образовательный хаб с современным студенческим кампусом может появиться на базе Белорусского государственного университета – концепция уже разработана. В кластер войдут учебные корпуса, научные лаборатории, общежития, культурно-спортивный центр. Лекции будут читать лучшие преподаватели страны – предлагаем использовать кадровый и научный потенциал не только БГУ, но и других университетов, а также научных и производственных организаций. Таким образом, проложим абсолютно уникальную дорогу для выпускников Национального детского технопарка, для талантливой и одаренной молодежи школ, гимназий, лицеев. По сути, организуем опережающую подготовку студентов.
Представьте: специалиста с высшим образованием мы подготовим уже в течение первых двух с половиной лет – в центре на 1–3-м курсах будут интенсивно изучаться фундаментальные дисциплины. На 4–5-м в приоритете будет практическая подготовка в базовых организациях. Каждого студента вовлечем в научно‑исследовательскую и практическую деятельность.
Стажировки для них будут проходить не только в белорусских образовательных и научных центрах, но и в зарубежных. Причем выпускник нового учреждения, например физик, будет обладать серьезными знаниями не только по своему профилю, но и в области химии, математики, информационных технологий – он сможет трудиться в любой инновационной сфере. Для этих целей разработаем образовательные стандарты нового поколения, которые существенно интенсифицируем по сравнению с нынешними. Запланированы четыре направления обучения: прикладная физика и информатика; прикладная математика, механика и информатика; фундаментальная и прикладная химия; фундаментальная география.
Безусловно, не каждый молодой человек сможет освоить предлагаемые объемы информации, поэтому процедура отбора для поступления на эти специальности будет особой. Важно понимать: мы намерены выпускать штучных специалистов с особыми компетенциями – будущих главных инженеров, технологов, конструкторов, руководителей научных организаций.
– Кодекс об образовании в январе 2025 года скорректировали – изменения начнут действовать с нового учебного года. По этому поводу уже слышала суждения из разряда «опять что-то придумали».
– Внесем ясность: никаких революционных изменений в кодексе не предусмотрено. Нововведения носят точечный характер, воспринимайте их как дошлифовку предыдущего документа с целью улучшения. Обозначу ключевые моменты. Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но к нам поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Вносимая норма решит вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Призывник может заболеть или воинские части будут укомплектованы – в этих случаях молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
Предусматривается обязанность вузов и колледжей согласовывать распределение и перераспределение своих выпускников с организациями – заказчиками кадров и исполнительными комитетами, а также с отдельными отраслевыми министерствами. Кроме того, вносятся корректировки, касающиеся подготовки целевиков. Если предприятие заключило такой договор с молодым человеком, а после не трудоустроило, то организация понесет ответственность и будет обязана возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения от ЦЭ одиннадцатиклассников по медицинским показаниям. В настоящее время такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов. Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не имеют возможности получить сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната.
Есть еще несколько важных новаций. У старшеклассников, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Исключается право реализации индивидуальными предпринимателями программ дошкольного и специального образования с учетом практики применения законодательства о лицензировании.
– Кстати, о последнем пункте. Недружественные ресурсы муссируют тему, дескать, добрались до частных садов, а условия лицензирования невозможно выполнить.
– На мой взгляд, идет некая подмена понятий со стороны тех, кому данную идею выгодно продвигать. Хочу отметить, что в Министерство поступают жалобы родителей с нареканиями в адрес нерадивых предпринимателей. Скажу откровенно: сегодня у нас достаточное количество непорядочных субъектов хозяйствования, которые под видом иных образовательных услуг или так называемых «развиваек» на самом деле реализуют программу дошкольного образования в полном объеме. Однако их деятельность ставит под угрозу безопасность и здоровье детей: отсутствует квалифицированный педагогический состав (с малышами занимаются люди с улицы), нарушаются санитарные нормы, нет надлежащих условий для сна и питания. Происходит банальное зарабатывание денег на наших детях! Поэтому тема на контроле.
Родителям надо донести мысль: наличие лицензии – гарантия, что учреждение соответствует установленным стандартам и требованиям, касающимся образовательной программы, условий пребывания детей, квалификации педагогов и медицинского обслуживания.
В Беларуси сейчас функционирует один частный детский сад – «Елисеевы поля», который посещают около 40 воспитанников. Но мы готовы к сотрудничеству и только рады новым добросовестным предпринимателям. Более того, гарантируем всяческую поддержку. Уже сейчас специалисты Департамента контроля качества образования проводят профилактическую работу, направленную на упреждение нарушений: перечисляют необходимые документы, разъясняют требования.
– Какова сейчас ситуация с обеспечением дошкольным образованием?
– На данный момент охват детей в возрасте от 2 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет около 89 процентов. По дошкольной подготовке ребят 5–6 лет – 100 процентов.
Мы ставим амбициозную задачу обеспечить стопроцентный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 6 лет. За пятилетку должны справиться.
Новый рубеж роста
– Вы ранее анонсировали, что профильные классы профессиональной направленности должны выйти на новый уровень...
– Сейчас работают пять типов профильных классов профессиональной направленности: аграрные, военно‑патриотические, инженерные, педагогические, спортивно‑педагогические. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник такого класса выбирал профессию именно по своему профилю. Алгоритм достижения цели составлен, перечислю по пунктам. Первый: абсолютно все классы закреплены за конкретными университетами. Второй: внесены изменения в учебные программы, позволяющие учащимся еще на этапе обучения в школе глубже понимать особенности направлений, которые они планируют выбрать для будущей профессии. Третий: каждая последняя суббота месяца отведена для занятий в университете либо на промышленном предприятии. В данных классах обучаются более 28 тысяч учащихся 10-х и 11-х классов. При этом хотелось бы успокоить остальных ребят: они могут обучаться в обычных профильных классах и изучать на повышенном уровне предметы, которые необходимы для поступления в университет. Количество таких классов будет расти, ведь уровень подготовки в них выше, чем в базовых, мы это видим по результатам ЦЭ.
– Как реализуется эксперимент, проходящий в 20 лицеях страны?
– С этого учебного года в 20 лицеях внедрены новые подходы к учебным планам. Проще говоря, профильные предметы изучаются на повышенном уровне, а непрофильные – в более сжатые сроки. Например, ученики физико‑математического профиля проходят курс биологии за 10–11-й классы не за 2 года, а быстрее. При этом они осваивают школьную программу в полном объеме, чтобы в случае изменения планов, допустим, при желании поступить на биологические или медицинские специальности, могли успешно пройти соответствующие испытания.
По результатам следующего учебного года планируем расширить эксперимент в профильных классах для апробации проекта.
Золотой фонд педагогов и правила по ИИ
– Из 8 тысяч участников первой очно-заочной круглогодичной школы олимпиадного движения выбрали всего 35 человек, которых пригласили в Национальный детский технопарк. У вас есть идея создать сообщество одаренных детей страны?
– И не только детей. Впервые мы провели дистанционную олимпиаду в том числе с привлечением учителей.
Планируем создать золотой фонд одаренных педагогов – они получат статус профессиональных тренеров и смогут на высоком уровне готовить к олимпиадному движению наших ребят.
– Искусственный интеллект стремительно входит в образовательную сферу, крайне важно не упустить этот момент не только на уровне вузов, но и на всех этапах обучения.
– Однозначно! Сейчас мы активно работаем вместе с Парком высоких технологий над созданием методик преподавания школьных предметов с применением технологий искусственного интеллекта. Учителя смогут использовать этот инструмент для подготовки учебных материалов и проведения контрольно‑аналитических мероприятий. Уже разработан пилотный обучающий блок для учителей информатики. В дальнейшем планируется внедрение аналогичных подходов в преподавание иностранных языков и естественно-научных дисциплин. Как результат, на общеобразовательном портале опубликуем методические копилки – они станут доступны каждому педагогу.
К сентябрю утвердим правила применения искусственного интеллекта как для учителей, так и для учащихся. Расставим точки над «i», четко обозначив, где допустимо использование нейросетей, а где от них стоит отказаться.
При этом отдельно подчеркну, что учитель всегда был и остается ключевым человеком в воспитании и обучении будущего поколения.
Бумажный вопрос – в фокусе
– Президент не раз подчеркивал: «Школа – храм, учителя – святое». Статус учителя в стране возводится в особый ранг?
– Работаем над повышением престижа профессии учителя комплексно. Как вы уже знаете, даже фильм снимаем. К слову, это была инициатива учителей, которую поддержал Глава государства. Существенно подняли заработную плату и уже перешагнули рубеж в 90 процентов от средней зарплаты по стране у учителей.
На карандаше «бумажный» вопрос – обновлен перечень обязательных документов, которые нужно вести педагогам. Отчитываться за каждое мероприятие и встречу теперь нет необходимости. Всю информацию по воспитательной работе (об акциях, форумах и прочих активностях) школа будет предоставлять всего два раза в год: до 30 января и до 30 июня. Управлениям и комитетам по образованию запретили требовать у школ дополнительную информацию через электронную почту и мессенджеры. Недавно в очередной раз запустили горячую линию по этому вопросу – хотим проверить, сработал ли механизм. Продолжим укреплять престиж профессии через совершенствование профессионального мастерства педагогов.
– Девятиклассники активно штурмуют колледжи – в 2024 году зафиксированы рекордные цифры набора. Тенденция будет продолжаться?
– В прошлом году на уровень профессионально‑технического образования принято более 28 тысяч учащихся, что на 1,5 тысячи больше контрольных цифр приема. Сейчас около 50 процентов выпускников получают общее среднее образование совместно с получением профессии в колледжах. Тренд поддерживаем: это хорошая возможность получить рабочую профессию либо квалификацию специалиста среднего звена, а в последующем при необходимости продолжить обучение заочно в университете.
Подчеркну: в ближайшее время колледжи обретут новое звучание и потенциал, тесно сотрудничая с предприятиями реального сектора экономики. Уже в этом году более 50 учебных мастерских будет создано на базе промышленных предприятий.
– Удалось ли переформатировать структуру подготовки кадров под потребности реального сектора экономики?
– На уровне высшего образования фактически каждый четвертый студент – будущий инженер. Напомню, этот год станет годом первого выпуска учащихся классов инженерной направленности. Они смогут воспользоваться льготами и при соблюдении определенных условий поступить без экзаменов. Дополню: в структуре подготовки на уровне профтехобразования инженерное, строительное и промышленное направления составляют 75 процентов. На уровне среднего специального образования мы превысили 33 процента конкретно по инженерно‑техническому профилю.
В электронном формате
– С этого года начнет работать электронная очередь для подачи документов в приемные комиссии вузов. Какие еще цифровые нововведения планируются в ближайшем будущем?
– Стать на очередь и получить направление в детский сад можно будет с помощью онлайн‑сервиса – данные электронные услуги появятся уже до конца года. Стремимся создать максимально комфортные условия для родителей, чтобы им не пришлось даже обращаться в службу «Одно окно»
Уже с 1 апреля запускаем опытную апробацию республиканской информационно-образовательной среды «ЯДРО». Благодаря этой платформе со следующего года в пилотном режиме начнет работу сервис «Государственный электронный дневник». При этом хочу подчеркнуть, что от бумажных дневников не планируем отказываться.
– В этом учебном году выпускники 14 экспериментальных классов школ смогут сдавать ЦТ и ЦЭ по «Истории Беларуси в контексте всемирной истории», а со следующего года – все выпускники. У детей не будет сложностей с новым предметом?
– В 2025 году учащиеся 11-х классов, участвующие в апробации экспериментального проекта, могут выбирать, какой предмет сдавать: «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Историю Беларуси» или «Всемирную историю». Думаю, сложностей не возникнет. РИКЗ организовал РТ в том числе по новому предмету. При проведении репетиции ЦЭ выпускники также имели возможность попробовать свои силы, кстати, писали два человека. Для педагогов организуем семинары, в которых принимают участие авторы учебников. Также на Национальном образовательном портале в помощь учителю для работы в 10-м классе размещены методические рекомендации, примерное календарно-тематическое планирование изучения дисциплины. Аналогичные материалы для 11-го класса с учетом апробации подготовим к следующему учебному году.
Изменятся в лице
– После проведения репетиции централизованного экзамена анонсировали запрет видео- и фотосъемки на ЦЭ и ЦТ. Будет ли он действовать во дворах пунктов тестирования?
– В предыдущие годы, к сожалению, находились молодые люди, которые пытались проносить и использовать мобильные телефоны в коридорах и даже санузлах пунктов проведения ЦЭ и ЦТ, т. е. вне аудиторий. Поэтому ввели такой запрет. Но он будет действовать только в помещениях пунктов проведения ЦЭ и ЦТ. Использовать видео‑ и фотоаппаратуру во дворах пунктов тестирования не запрещено.
– Действительно ли территории, прилегающие к школам, изменятся в Год благоустройства внешне?
– Планируем, что к 1 сентября у них будет новое лицо, причем это касается не только детских садов, школ, но и колледжей, университетов. В ближайшее время объявим республиканский конкурс‑смотр, чтобы ознакомиться с лучшими решениями с точки зрения благоустройства прилегающей территории, оформления малых архитектурных форм, цветочных композиций.
Таисия Азанович, « Рэспубліка», 21 марта 2025 г.
Заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по науке и образованию состоялось 28 февраля в Москве, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Собрания.
«Парламентариям была представлена информация об итогах реализации программ и мероприятий Союзного государства по вопросам ведения комиссии в 2024 году. Также был рассмотрен ход подготовки к реализации новых программ и мероприятий Союзного государства, предусмотренных к финансированию в 2025 году», – рассказали в пресс-службе.
Так, всего в 2024 году бюджетом Союзного государства на реализацию мероприятий по линии науки было запланировано 400 млн российских рублей, по линии образования – более 145 млн российских рублей. В 2025 году по вопросам ведения Комиссии Парламентского Собрания по науке и образованию бюджетом Союзного государства предусмотрено финансирование одной программы и семи мероприятий: программа «Разработка перспективных базовых технологических процессов получения функциональных материалов, структур, компонентов и модулей для высокоэффективных изделий фотоники в Союзном государстве»; премия Союзного государства в области науки и техники; Форум вузов инженерно-технологического профиля; олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»; конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века»; гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Союзного государства «За честь Отчизны»; форум Союзного государства «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба»; участие в культурно-образовательной патриотической акции «Поезд Памяти».
«Парламентарии отметили, что в соответствии с постановлением Высшего госсовета Союзного государства от 6 декабря 2024 года № 15 «Об организации и проведении мероприятий по празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне» все мероприятия, предусмотренные бюджетом Союзного государства, в 2025 году должны проводиться с обязательным включением в свои программы военно-патриотической тематики и гражданско-патриотических акций, посвященных 80-летию Победы», – подчеркнули в Парламентском Собрании.
Кроме того, парламентарии рекомендовали повысить эффективность белорусско-российского сотрудничества в сфере науки и образования, в первую очередь на направлениях, поддерживающих импортозамещение и развитие инновационных технологий. Также предложено считать приоритетными мероприятия, направленные на противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны, патриотическое воспитание и единение молодежи Союзного государства, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей.
Помимо союзных парламентариев в заседании приняли участие представители Министерства образования Беларуси, Министерства науки и высшего образования России, Министерства просвещения РФ, Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Прием документов для проставления апостиля, предварительного засвидетельствования для консульской легализации, а также выдача ранее оформленных документов осуществляется Департаментом контроля качества образования Министерства образования по адресу: г. Минск, ул. Козлова, д. 28, кабинет 201.
С 3 марта вводится электронная предварительная запись для подачи документов для проставления апостиля на официальных документах, исходящих из учреждений образования Беларуси.
Запись можно будет осуществить на официальном сайте Министерства образования.
Для предварительной записи необходимо указать вид документа и его номер. Выбор даты и времени посещения осуществляется самостоятельно из доступных дат с учетом графика приема документов. По электронной записи будут приниматься документы только от владельца документа и только те документы, которые указаны в форме предварительной записи. Несоответствие номера документа, указанного в форме предварительной записи, номеру предоставляемого документа для проставления апостиля влечет отказ в приеме документов.
До 31 марта включительно предварительная запись на проставление апостиля будет возможна и в прежнем формате – на базе Департамента в дни и часы, определенные для предварительной записи.
Запись по телефону или электронной почте не осуществляется.о вопросам введения электронной предварительной записи для проставления апостиля с 26 февраля по 7 марта будет организована работа горячей линии с 11.00 до 13.00 по тел. +375 (17) 320 08 24.
По сообщению
официального сайта Министерства образования Республики Беларусь
Министр образования Андрей Иванец во время итоговой коллегии Министерства образования рассказал о задачах, которые стоят перед системой образования в 2025 году, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
«Во-первых, в воспитании и идеологической работе с молодежью мы отходим от количества мероприятий и процента охвата общественными объединениями. Формирование гражданской позиции, результативность профилактической работы и сохранение жизни наших детей должно стать главным критерием эффективности этой работы. Во-вторых, демографические прогнозы и тенденция снижения числа воспитанников в детских садах за последние годы неминуемо приводит к необходимости оптимизации сети. Эта работа должна осуществляться не только за счет присоединения в сельской местности детских садов к близлежащим школам, организации перевозки, но и за счет объединения незаполненных групп, приведения норм наполняемости в них к верхней границе, установленной Кодексом об образовании. Органам управления образованием работу в этом направлении необходимо завершить до 1 сентября, а высвободившиеся средства направить на развитие образовательной среды и зарплаты работников», – рассказал Андрей Иванец.
Также должна быть продолжена работа по повышению эффективности профильных классов профессиональной направленности, в которых в этом учебном году обучаются уже более 28 тыс. учащихся 10-11-х классов. «В 2025 году функционирование профильных классов профессиональной направленности должно выйти на новый уровень. Мероприятия на предприятиях и региональных учреждениях высшего образования должны стать системными для учащихся. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник профессионального класса продолжил обучение по своему профилю», – добавил Министр образования.
Еще из задач – работа с детьми с особенностями развития, чтобы они смогли влиться в общество, стать полезными и найти свое призвание в жизни. Отмечено, что равный доступ к образованию для всех – один из главных столпов для системы образования страны. В связи с этим начата работа по обновлению нормативно-правовой базы с учетом реальных потребностей родителей и детей с особенностями психофизического развития. Также предстоит большая работа по изданию линейки учебных пособий для детей этой категории.
Следующая задача – чтобы система профессионального образования и в дальнейшем выступала гарантом подготовки высокопрофессионального уровня специалистов, обеспечивала ускоренную адаптацию молодых профессионалов к реальному производству, формировала у них стремление к постоянному развитию. «В 2025 году нам необходимо активно приступить к созданию учебных мастерских (участков, цехов) на базе предприятий легкой промышленности, сельского хозяйства, машиностроения, строительства, энергетики и иных организаций реального сектора экономики и социальной сферы. В 11 организациях уже действуют такие классы, до конца года необходимо обеспечить открытие не менее 50. Еще из задач – качество подготовки инженерных кадров. Оно является основополагающим фактором устойчивого экономического роста и развития нашей страны, обеспечения ее научно-технологического суверенитета. Проект концепции развития инженерного образования в Беларуси был рассмотрен на совещании у Премьер-министра Романа Головченко. Итоговый документ должен быть принят до 1 апреля, он будет отражать конкретные мероприятия, начиная с содержания учебных планов, кадрового обеспечения, заканчивая развитием материально-технической базы. Взаимодействие с предприятиями должно быть обеспечено, в том числе за счет создания центров компетенций во всех вузах, осуществляющих подготовку инженерного профиля», – отметил Андрей Иванец.
В сфере научно-технической деятельности в 2025 году вузы совместно с заинтересованными предприятиями и областными исполнительными комитетами должны принять активное участие в разработке региональных научно-технических программ на 2026–2030 годы. Это участие позволит вузам органично интегрироваться в реализацию региональной инновационной политики.
Что касается экспорта образовательных услуг, в 2024 году доведенный показатель экспорта услуг в области образования значительно перевыполнен – 124,9 %, он составил рекордные $115 млн. «Но это не позволяет нам спокойно почивать на лаврах. Для развития достигнутого уровня международной кооперации в 2025 году требуется дальнейшее расширение сотрудничества с Китаем, наращивание экспорта в страны Африки, с учетом высокого уровня политических взаимоотношений, продолжение расширения привлечения абитуриентов из стран СНГ, а также принятие мер по диверсификации экспорта в страны дальней дуги, в том числе за счет расширения англоязычной подготовки. Актуальным остается вопрос обеспеченности образовательного процесса педагогическими кадрами, особенно физико-математического профиля. Всего за период с 2020 по 2024 год было принято на работу более 24 тыс. молодых специалистов, из них продолжают работать порядка 70 %. Из этого следует, что более 7 тыс. специалистов, подготовленных только за последние пять лет, могут быть привлечены в профессию. Все необходимые меры по расширению набора на педагогические специальности уже приняты. В этом году расширяем подготовку учителей естественно-научного профиля на базе БГУ. Задача главных управлений по образованию облисполкомов и комитета по образованию Минского горисполкома – принять меры по созданию благоприятных условий для работы молодых специалистов как с использованием нематериальных мер стимулирования (присвоение квалификационных категорий, привлечение к участию в конкурсе профмастерства), так и материальных (арендное жилье, надбавки)», – проинформировал Министр образования.
По информации БЕЛТА