Главой государства подписан Закон «Об изменении Воздушного кодекса Республики Беларусь»
Глава государства Александр Лукашенко подписал Закон «Об изменении Воздушного кодекса Республики Беларусь».
Законом определяется порядок государственного учета гражданских беспилотных летательных аппаратов, закрепляется необходимость разработки планов развития аэродромов (вертодромов) гражданской авиации и аэропортов, предусматривается возможность оформления перевозчиком авиабилета по безбагажному тарифу (без включения в стоимость авиабилета услуг по перевозке багажа), что позволит повысить привлекательность авиаперевозок для пассажиров.
Кроме того, уточняются перечень случаев одностороннего отказа перевозчика от исполнения договора воздушной перевозки и порядок возврата денежных средств, уплаченных за воздушную перевозку. Перевозчику предоставляется право на формирование реестра лиц, воздушная перевозка которых ограничена. Решение о включении пассажира в данный реестр будет приниматься перевозчиком в случае совершения пассажиром правонарушений на борту воздушного судна.
В Беларуси планируется скорректировать Закон о потребительской кооперации. Об этом сообщила председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ Инесса Короткевич на пресс-конференции, посвященной развитию потребительской кооперации, передает корреспондент БЕЛТА.
«В этом году мы начали очень большую работу по внесению изменений в этот закон. Это делается для того, чтобы в ближайшем будущем мы могли не только за счет привлеченных кредитных ресурсов или за счет помощи государства инвестировать в нашу систему (в материально-техническую базу, техперевооружение), а могли привлекать частных инвесторов, в том числе зарубежных», – отметила Инесса Короткевич.
По ее словам, потребность в развитии инфраструктуры велика и есть интерес в отдельных видах хозяйственной деятельности (заготовительной, торговле, общественном питании, реальном секторе экономики) создавать совместные предприятия. «Мы будем готовы к этому. Самое главное – заслужить положительную оценку у населения и выполнить нашу социальную функцию. Обслуживание должно быть на очень высоком уровне», – подчеркнула Инесса Короткевич.
Закон о потребительской кооперации определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ, их союзов в Беларуси.
По информации БЕЛТА
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации БЕЛТА
Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Совета Министров.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр.
Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.
При этом изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
«Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств – членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011».
При этом для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства, начиная с 1 января 2026 г.
По информации БЕЛТА
Новеллы гражданского законодательства открыли новые возможности как для юридических, так и для физических лиц. Об этом заявила председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Марина Ленчевская, передает корреспондент БЕЛТА.
Сегодня Постоянная комиссия по законодательству Палаты представителей провела круглый стол на тему «Новеллы Гражданского кодекса Республики Беларусь в действии» с участием представителей Верховного Суда, Национального центра законодательства и правовой информации, Белорусской нотариальной палаты, Министерства юстиции, Белорусской республиканской коллегии адвокатов и других.
Как отметила Марина Ленчевская, мероприятие инициировано с целью проведения мониторинга практического применения Закона «Об изменении кодексов», вступившего в законную силу 19 ноября 2024 г. Данным законом внесены комплексные изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь.
«Новеллы гражданского законодательства открыли новые возможности как для юридических, так и для физических лиц. Новые финансовые инструменты удобны для бизнеса и в целом способствуют развитию экономики нашей страны. Тут стоит отметить такие договорные конструкции, как опцион на заключение договора, безотзывную доверенность, конвертированный заем, счета эскроу», – подчеркнула парламентарий.
По ее словам, сегодня действительно состоялся очень конструктивный диалог. «Для нас очень важно услышать, как эти новации применяются на практике, насколько они эффективны. А для законодателя это важно на перспективу для дальнейшего совершенствования законодательства», – дополнила Марина Ленчевская.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 8 июля совершил рабочую поездку в Могилевскую область. В центре внимания – вопросы сельского хозяйства.
Одна из тем рабочей поездки – выращивание в Беларуси племенных коз. Этим занимаются на Могилевском Госплемпредприятии.
Глава государства задавал чиновникам и специалистам конкретные вопросы: востребована ли продукция, какова рентабельность, как быстро можно нарастить поголовье?
Президенту доложили, что на племенных козочек есть хороший спрос не только в Беларуси, но и за рубежом. Уже были продажи в Узбекистан, есть заявки из России. В 2024 году с фермы продали 45 особей, в этом – 174. Средняя цена – Br1,5 тыс. Рентабельность работы фермы составляет около 25 %.
Племенная работа в стране ведется, но пока это делается «ни шатко, ни валко», как сказал Александр Лукашенко. И потребовал быстрее разворачиваться, развивая козоводство в крупных хозяйствах по стране. Тем более в Беларуси есть еще два предприятия, которые также занимаются выращиванием коз – фермерское хозяйство в Дзержинском районе и научно-практический центр по животноводству НАН.
«А почему не заниматься этим? Спрос растет, в том числе и в России. Почему не интенсифицировать процесс? – подчеркнул Президент. – Тут хорошее дело, перспективное, спрос есть».
Александр Лукашенко детально интересовался, надо ли создавать на племпредприятии какие-то дополнительные условия, чтобы быстрыми темпами нарастить поголовье. По словам специалистов, в принципе все необходимое имеется, но одна из возможных мер, предложенных ими, – закупка дополнительного поголовья коз для дальнейшего разведения.
В середине 2026 года показатели должны удвоиться и их темпы роста в дальнейшем должны оставаться такими же напряженными, поручил Глава государства. «Должно быть удвоение, пока есть спрос. А ходить и с протянутой рукой просить деньги... Вот они, живые деньги», – сказал Президент.
«Надо идти по максимуму. Если есть момент заработать деньги, надо зарабатывать, занимать рынок», – требует белорусский лидер. Александр Лукашенко подчеркнул, что это касается не только козоводства, но и других направлений в сельском хозяйстве. «Мы наплевательски относимся к сельскому хозяйству – упиваемся, что у нас всего хватает и почти на $7 млрд мы продаем (на экспорт. – Прим.). А движения дальше нет. Вот как здесь, – сказал он. – Дело так дальше не пойдет, что мы ни шатко ни валко работаем».
В ходе посещения племзавода был поднят и кадровый вопрос. На Могилевском госплемпредприятии пока нет гендиректора, после того как предыдущий руководитель перешел на пост председателя Горецкого райисполкома. Президент поручил оперативно определиться в этом плане.
Александр Лукашенко продегустировал козье молоко и сыры из него. «Идеальное молоко», – оценил Глава государства. Президент рассказал, что когда-то его угощал козьим молоком Владимир Путин и оно было абсолютно без специфического запаха или привкуса, как и то, которое он попробовал сейчас.
В составе сыров, которые в настоящее время изготавливают в Беларуси, комбинация из козьего и коровьего молока. Главу государства заверили, что есть рынок и хорошая рентабельность. Продукцию покупают уже и в России.
Александр Лукашенко высоко оценил вкусовые качества и высказался о пользе козьей продукции. «Отличное молоко. И деткам это очень важно, – сказал он. – Питание – это прежде всего психология. Если ты не знаешь, что это полезно, тогда долго будешь привыкать, агитировать надо. Надо «влезть» человеку в голову с этим сыром и доказать ему, что это очень полезно».
Для дегустации была представлена и продукция из козьего мяса, которое обладает уникальными питательными качествами. С учетом планируемого роста производства козьего молока отечественные предприятия прорабатывают различные новые рецептуры и варианты продукции.
На ферме по содержанию и выращиванию племенных коз Могилевского госплемпредприятия Главе государства подарили двух коз – зааненской и альпийской пород.
Во время рабочей поездки в Могилевскую область Президент потребовал оперативно устранить недоработки в расчистке и использовании поваленного леса.
«Это что за бесхозяйственность? Вывезли лес и бросили», – критически отозвался Александр Лукашенко, обратив на это особое внимание руководителя региона, помощника Президента по области, Главы Администрации Президента.
«Чтобы к 1 сентября по стране не было ни одного бревна, валяющегося на опушке леса», – потребовал Глава государства.
Иначе, отметил Президент, востребованное древесное сырье просто сгниет. Ранее он поручал в том числе передавать поваленный лес в распоряжение населения.
Александр Лукашенко в ходе рабочей поездки в Могилевскую область также ознакомился с состоянием дел на агрокомбинате «Заря».
Разговор в первую очередь зашел о финансово-хозяйственной деятельности агрокомбината «Заря». Комитет госконтроля перед приездом Главы государства выявил некоторые проблемные вопросы в хранении кормов. На это Александр Лукашенко отдельно обратил внимание гендиректора агрокомбината Екатерины Заровской.
В целом же дела в хозяйстве идут неплохо. Прибыль направляется на развитие производства, обновление техники. Средняя рентабельность по хозяйству – 6,6 %, а в переработке – около 12–13 %. Достаточно успешно работает «Заря» и по возделыванию различных культур, о чем состоялся обстоятельный разговор с Главой государства.
Например, урожайность на поле озимого ячменя, которое осмотрел Президент, превышает 60 ц/га. На эту сельхозкультуру Глава государства в последние несколько лет обращает особое внимание. Во многом по причине того, что озимый ячмень убирают раньше других зерновых культур. Это позволяет оперативно получить корма для животноводства и более равномерно задействовать технику перед массовой уборкой. Хоть культура и капризная, но при соблюдении технологий можно рассчитывать на хороший результат. И эта практика себя оправдывает, о чем свидетельствует и опыт агрокомбината «Заря». «Очень хороший результат. Мы можем подстроиться под погодные условия», – отметила руководитель предприятия.
В хозяйстве также есть два крупных молочно-товарных комплекса, работают также в сфере птицеводства, выращивания свиней, есть сеть своих торговых объектов. «Собственный мясокомбинат. Перерабатываем 100 % того, что производим. И все через фирменную торговую сеть в Могилеве и Могилевской области», – рассказала Екатерина Заровская.
Как заверили Главу государства, нет здесь и проблемы с падежом скота, которая свойственна для ряда хозяйств в разных регионах страны. Все в этом плане делается по технологии.
Александр Лукашенко обратил внимание, что подобные хозяйства, которые эффективно работают, не имеют долгов перед государством и банками, нужно дополнительно поддерживать в реализации тех или иных проектов.
«Это неплохое хозяйство. Загубить его нельзя. Смотри, нигде не оступись. По отношению к другим у тебя неплохо», – сказал Александр Лукашенко.
«Самая лучшая работа – руководителем хозяйства», – подчеркнул Президент.
Екатерина Заровская полностью согласна с этим тезисом: «Мне нельзя в кабинет. Я люблю поле, людей, мне надо комбайны. Я стараюсь все видеть. В сельском хозяйстве нужно жить, а не отбывать. Когда отбываешь, результата не получишь. В сельское хозяйство нужно вкладывать душу, это жизнь».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)