Актуальный разговор с Петром Миклашевичем о сути и значении важнейшего государственного праздника – Дня Конституции
Накануне важнейшего государственного праздника – Дня Конституции – состоялся актуальный разговор о сути и значении этого события. Какие преобразования в государственной власти вызвал обновленный три года назад Основной Закон? Насколько Беларусь приблизилась к созданию общества справедливости? Пользуются ли люди правом конституционной жалобы? На эти и другие вопросы в уже традиционном мартовском интервью для «СБ. Беларусь сегодня» отвечал Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич.
– Петр Петрович, как вы сегодня оцениваете состояние конституционной законности в стране?
– Ежегодно состояние конституционной законности на основе рассмотренных дел и других материалов оценивает Конституционный Суд в специальном документе – Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которое направляется Президенту и палатам Национального собрания.
Буквально на днях, 12 марта 2025 года, Конституционный Суд принял Послание, в котором указано, что в нашей стране, тут я процитирую этот документ, «осуществляется системная согласованная деятельность государственных органов по обеспечению незыблемости конституционного строя, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, утверждению верховенства Конституции и ее прямого действия при надлежащем соблюдении баланса конституционных функций государственных органов и их самостоятельности в пределах своих полномочий в соответствии с конституционным принципом разделения властей».
Конституционный Суд констатирует, что режим конституционной законности соблюдается всеми субъектами конституционных отношений, которые действуют в соответствии со своими конституционными полномочиями, правами и обязанностями, поддерживая надлежащий конституционный правопорядок в стране.
– Уже три года, с 27 февраля 2022-го, Беларусь живет с учетом новой конституционной основы. Как отразились на жизни государства принятые тогда дополнения и изменения в Конституцию?
– В соответствии с обновленной Конституцией произошел ряд важных преобразований в системе государственной власти. Так, 25 февраля 2024 года, в единый день голосования, прошли выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов. 25 апреля 2024-го состоялось первое заседание Всебелорусского народного собрания в конституционном статусе высшего представительного органа народовластия, на котором утверждены Концепция национальной безопасности и Военная доктрина Республики Беларусь. 26 января 2025 года в соответствии с положениями обновленной Конституции состоялись выборы Президента.
Формирование на новой конституционной основе органов представительной власти показало, что внесенные изменения и дополнения в Конституцию обеспечивают устойчивость политической системы, легитимность и демократичность институтов власти, выражающих волю и интересы народа.
– К слову, о недавних выборах Президента. Как вы оцениваете их значимость, избирательный процесс, организацию процедуры голосования?
– В обновленной Конституции сохранена президентская форма правления. В соответствии с конституционными положениями Президент является Главой государства, Главнокомандующим Вооруженными Силами, обладает значительными полномочиями в системе государственной власти. Сильный Президент в течение 30 лет обеспечивает устойчивое динамичное развитие нашей страны. В современных условиях объективно необходимо, чтобы государство возглавлял всесторонне подготовленный человек, способный эффективно использовать президентские полномочия в интересах белорусского народа, конкретными делами обеспечивать стабильность и благополучие, мир и безопасность в стране.
В Беларуси в соответствии с конституционными принципами сформирована избирательная система, наше избирательное законодательство соответствует международным стандартам демократических выборов.
Установленный конституционно-правовой механизм по обеспечению избирательного процесса, принятые Центральной избирательной комиссией организационные меры дали возможность нашим гражданам свободно выразить свое волеизъявление на выборах Президента Республики Беларусь.
Активное участие людей в голосовании и его результаты – свидетельство проявления единства и сплоченности по дальнейшему обеспечению поступательного развития Республики Беларусь как демократического социального правового государства во главе с сильным Президентом Александром Григорьевичем Лукашенко.
– Что имеется в виду, когда говорится о создании общества справедливости и равных возможностей? Кстати, недавно на площадке «Марафона единства» об этом же говорил Президент.
– Об этом сказано и в преамбуле обновленной Конституции. Там определена важнейшая цель развития общества на современном этапе – утверждение социально справедливого общества. В статье 21 Конституции установлено, что каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства. Это означает, что общее благо создается при участии всех членов общества. И принцип справедливости реализуется не путем уравнительного распределения общественных благ, а в зависимости от реального вклада в социально-экономическое развитие страны.
При этом государство создает равные возможности каждому для получения образования, медицинской помощи, культурно-духовного развития, чтобы каждый человек в дальнейшем самостоятельно реализовывал свой потенциал в различных сферах жизнедеятельности. Именно об этом говорил Президент на площадке «Марафона единства». Поэтому, безусловно, задача органов власти, институтов гражданского общества, граждан – последовательно формировать современное социально справедливое общество.
– Заработала ли такая новация, как возможность для граждан обращаться с жалобами в Конституционный Суд? С чем приходят белорусы, есть ли уже примеры такого диалога людей и государства?
– Да, граждане достаточно активно реализуют свое право на обращение с конституционной жалобой. В 2024 году в Конституционный Суд поступили 103 конституционные жалобы, а за два месяца 2025-го – более 10 таких жалоб.
В конституционных жалобах ставятся вопросы о проверке конституционности законов, регулирующих трудовые, жилищные, земельные, пенсионные, налоговые, административно-деликтные, процессуальные и иные правоотношения.
Так, по результатам рассмотрения конституционной жалобы гражданина 30 января 2025 года Конституционный Суд признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании наложения административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность. Национальному собранию предложено устранить выявленный пробел с соблюдением принципов справедливости и разумности.
Конституционный Суд в ходе рассмотрения жалоб сформулировал правовую позицию о том, что граждане вправе обращаться с конституционной жалобой за защитой своих нарушенных конституционных прав и свобод в том числе при осуществлении ими индивидуальной предпринимательской деятельности.
В настоящее время в Конституционном Суде рассматриваются некоторые конституционные жалобы, в ближайшее время по ним будут вынесены соответствующие решения. Тут же отмечу, что практика показала: для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы.
В целях повышения результативности реализации права на судебную защиту конституционных прав и свобод организуется разъяснительная работа с использованием различных информационных ресурсов. Судьями Конституционного Суда проводятся встречи в трудовых коллективах, вузах, в ходе которых освещается порядок обращения и рассмотрения жалобы в Конституционном Суде.
Для оказания гражданам действенной юридической помощи с участием судей Конституционного Суда организовано повышение квалификации адвокатов в сфере конституционного судопроизводства.
– В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне нельзя оставить без внимания вопрос о важности сохранения исторической правды…
– Больше скажу: установление на конституционном уровне обязанности государства и долга граждан по сохранению исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны является конституционно ценностной скрепой предыдущих и нынешних поколений белорусского общества.
Это конституционный ориентир осуществления системной целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию молодежи.
В преддверии 80-летия Великой Победы можно констатировать, что в современных условиях граждане нашей страны проявляют единство, сплоченность и патриотизм по защите конституционного строя, суверенитета и независимости Республики Беларусь.
– Что скажете людям в связи с наступающим праздником?
– Сердечно поздравляю граждан нашей страны с Днем Конституции! Желаю каждому активно реализовывать свои конституционные права и выполнять обязанности, проявлять ответственное участие в управлении делами общества и государства, вносить свой вклад в дальнейшее процветание Беларуси.
Роман Рудь, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 марта 2025 г.
Елена Моргунова: сделав качество неотъемлемой частью имиджа Беларуси, заниматься им необходимо постоянно
В начале года Президент подписал Указ, которым 2025–2029 годы объявлены пятилеткой качества. Она охватит все сферы жизнедеятельности государства и общества. Как будут решаться поставленные задачи и каких успехов добилась Беларусь в повышении качества своей продукции, спросили у Председателя Государственного комитета по стандартизации Елены Моргуновой.
Качественный подход
– Елена Михайловна, прежде чем поговорим о задачах и приоритетах, хотелось бы узнать, что в вашем понимании «качество»?
– Вообще, качество – термин, имеющий множество значений. Часто его используют для обозначения того, нравится ли потребителю то, что он приобрел. Качество во многом определяет ценность продукции и готовность потребителя за нее платить.
Вследствие этого справедливо правило: требуемое качество по разумной цене. Бизнес, у которого есть продукция и услуги, превосходящие по характеристикам и стоимости продукцию и услуги конкурентов, будет превосходить тех, у кого такого качества нет.
– 2024-й был провозглашен в Беларуси Годом качества. Каких успехов удалось достичь в стране в этом вопросе?
– Действительно, Указом Президента Республики Беларусь 2024 год в стране был объявлен Годом качества, а постановлением Совета Министров утвержден Республиканский план мероприятий по его проведению. Госстандарт находился на острие этой работы, координировал ее выполнение по стране. Всего план предусматривал 69 мероприятий.
По итогу Год качества, считаю, стал дополнительным стимулом в работе по повышению качества. Государственными органами и предприятиями были разработаны соответствующие планы с целевыми показателями и индикаторами качества выпускаемой продукции и услуг, обеспечивалось их выполнение и корректировка при необходимости. То есть практически каждая организация таким образом увидела и свои возможности, и слабые места, и перспективы. В этом в том числе состояла основная суть Года качества. Проведенная «сверка» станет основой для дальнейшей работы в рамках пятилетки качества.
В числе показательных итогов можно отметить развитие законодательной базы в различных сферах деятельности, рост экспортных возможностей, экономию топливно-энергетических ресурсов. Достойный пример – внедрение рационализаторских идей на предприятиях республики, практики персонализации высококомпетентного персонала личным клеймом качества и знаком «Отличник качества». И конечно, присвоение впервые в нашей суверенной истории Государственного знака качества как высшей награды и признания качества продукции.
Одним из значимых результатов можно отметить подписание дорожной карты по внедрению принципов бережливого производства на государственных предприятиях. Данный документ утвержден Госстандартом совместно с Минэкономики Беларуси и предусматривает целый комплекс мер, которые помогут нашим предприятиям применять прогрессивные техники и практики, сделают их еще более конкурентоспособными.
Система бережливого производства – это комплекс мер, направленных на ускорение и качественное улучшение работы организации за счет выявления и устранения неэффективных процессов. Его можно представить так: в продукте должно быть только то, что нужно потребителю, и ничего лишнего. Применение методов бережливого производства позволяет снизить затраты, повысить качество продукции и удовлетворенность потребителей. Однако их внедрение требует значительных усилий и времени, активного участия всего персонала организации, предполагая трансформацию не только ее менеджмента, но и культуры на самом глубинном уровне. И эти изменения должны активно поддерживаться как лидерами, так и персоналом организаций, быть быстрыми и целенаправленными.
В контексте реализации Года качества Госстандартом и БелГИСС разработаны методические рекомендации по оценке качества для отраслей и организаций в целях использования при подготовке программ повышения качества, по самоконтролю на рабочем месте за качеством производимой продукции и оказываемых услуг и по типовой методологии бережливого менеджмента. Эти методические рекомендации востребованы промышленностью республики и предназначены для применения организациями всех отраслей экономики.
Сделав качество неотъемлемой частью имиджа Беларуси как страны, заниматься им необходимо постоянно и на всех уровнях.
Приоритетные задачи
– А на чем будут сконцентрированы усилия Госстандарта в пятилетку качества?
– Современные глобальные экономические и социальные изменения ставят перед Беларусью задачи, которые не могут быть решены без новых технологий и знаний, без инновационной экономики.
Обществу нужна современная национальная инфраструктура качества, включающая инструменты опережающей стандартизации, обеспечения единства измерений, комплаенса, цифровизации и системного менеджмента. Эти направления нашли свое отражение в проекте Стратегии развития Госстандарта до 2029 года, который разработан и в ближайшее время будет направлен на согласование. Свою миссию Госстандарт коллегиально сформулировал так: «Передовая инфраструктура качества – фундамент устойчивого национального развития».
Одновременно начнется наработка приоритетов деятельности в рамках программы «Качество» на 2026–2030 годы.
Получит развитие метрологическая деятельность в рамках утвержденных Концепции развития государственной метрологической службы до 2030 года и Концепции развития эталонной базы Республики Беларусь до 2030 года. При этом особое внимание уделено работам для перспективных областей измерений, включая нанотехнологии и квантовые измерения, а также для обеспечения цифровой трансформации промышленности.
Сейчас в нашей стране разработано и эксплуатируется 68 национальных эталонов единиц величин. В 2024 году в результате выполнения подпрограммы «Эталоны Беларуси» создано три новых национальных эталона и один модернизирован.
Повышению уровня подготовки и конкурентоспособности кадров для работы в условиях современных экономических вызовов будет способствовать деятельность образовательного центра «Академия качества» в Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации.
Наша задача – быть эффективным помощником в реализации актуальных направлений экономики и общественных интересов: содействовать технологическому суверенитету страны и импортозамещению, инновационному развитию отраслей, конкурентоспособности организаций, продукции и услуг и повышению уровня качества жизни граждан.
В пятилетку качества, и в 2025 году особенно, большое внимание будет уделено работам в рамках ЕАЭС, в частности по выполнению Комплекса мер по реализации Программы председательства Беларуси в органах ЕАЭС, которым предусмотрен ряд мероприятий, направленных на формирование полного комплекса технических требований к продукции.
Для этого планируется задействовать механизмы Совета руководителей национальных органов по стандартизации и Совета руководителей органов по аккредитации государств – членов ЕАЭС, в которых Госстандарт председательствует в этом году.
С учетом национальных интересов и получения нашей республикой статуса полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества и страны – партнера БРИКС Госстандарт планирует активизировать сотрудничество с государствами, входящими в данные объединения, в целях создания условий для минимизации технических барьеров и обмена опытом по наилучшим практикам.
Повод для гордости
– Если сравнивать Беларусь с другими странами в плане стандартов в области качества, как мы выглядим?
– С момента образования Госстандарта в 1992 году был взят курс на разработку стандартов, востребованных изготовителями и потребителями, помогающих развиваться промышленности, укреплять экономику, формировать имидж страны как производителя качественной продукции.
Приходить на любой рынок можно только с качественными товарами по конкурентной цене. Это соотношение по многим видам белорусской продукции сегодня в нашу пользу. Потребитель доверяет продукции, изготовленной по государственным стандартам. Наши производители сохранили уровень технической культуры, дорожат доверием потребителей.
В отдельных сферах белорусские стандарты превосходят международные. Например, международные стандарты ISO на пищевую продукцию – это в основном методы испытаний для подтверждения ее безопасности и качества. Наши же стандарты уникальны, так как содержат требования в комплексе, включая именно те качественные характеристики, которые делают белорусскую продукцию узнаваемой. В первую очередь это стандарты на молочную продукцию, кондитерские изделия, в том числе шоколад, изделия легкой промышленности. Наши оригинальные разработки и помогают сохранять белорусское качество. При этом методы испытаний продукции устанавливаем гармонизированные с международными.
В нашей стране действует около 32 тысяч стандартов в сфере машиностроения, электротехники и радиоэлектроники, сельского хозяйства и продовольствия, легкой и химической промышленности.
Стандарты обновляются ежегодно. Например, в 2024-м утверждено и введено в действие 848 новых государственных стандартов. Свыше 65 процентов из них гармонизированы с международными требованиями, что способствует развитию экспорта, так как у нас экспортно ориентированная экономика. Кроме того, упор делается на принцип опережающей стандартизации.
План государственной стандартизации на 2025 год подготовлен на основе предложений предприятий промышленности, технических комитетов по стандартизации.
Он включает 841 тему, в том числе по разработке 326 стандартов и изменений к ним, проверке научно-технического уровня 513 государственных стандартов.
Это стандарты в сферах транспорта, строительства, в том числе дорожного, машиностроения, электротехники, робототехники, сельхозтехники, мебели, легкой промышленности, энергетики, пожарной безопасности, парфюмерно-косметической, пищевой промышленности, связи, услуг на транспорте, туристических услуг, бережливого производства, системы менеджмента качества и другие. 217 государственных стандартов будут разработаны на основе международных и европейских.
– В какой сфере в стране больше всего уделяется внимание качеству?
– По количеству стандартов в отраслях можно судить о структуре и развитии нашей промышленности.
Лидерами в стандартизации являются такие отрасли, как машиностроение, электротехника, радиоэлектроника и связь, сельское хозяйство и продовольствие, а также легкая и химическая промышленность.
Например, ведущую позицию по установлению технических требований, в том числе обязательных, занимает машиностроение. Это обусловлено фундаментальной важностью промышленного комплекса для развития экономики Беларуси.
Появляются новые отрасли или развиваются традиционные с применением современных технологий, например искусственного интеллекта. Стандарты обеспечивают безопасность внедрения новых технологий для людей и окружающей среды.
В этой связи можно отметить значимые достижения опережающей стандартизации в 2024 году. Это разрабатываемые стандарты на беспилотный транспорт, струнные транспортные системы, системы искусственного интеллекта.
Если рассматривать технические аспекты, то внимание к достижению требуемого уровня качества будет определяться развитием национальной инфраструктуры качества, к которой предъявляют требования вновь создаваемые, развивающиеся и расширяющиеся сектора промышленности и новые технологии. Наша задача – спрогнозировать области роста на несколько лет вперед и опережающими темпами развивать эти направления. Данные направления сейчас формируются и будут указаны в Стратегии развития Госстандарта до 2029 года.
На страже интересов
– Насколько добросовестно белорусские предприятия выполняют стандарты качества?
– Добросовестность определяется требованиями потребителя, а также ответственностью, которую бизнес понесет за несоответствие требованиям безопасности и качества. Белорусские предприятия имеют позитивный имидж высокого уровня качества как на внутреннем, так и на внешних рынках.
По моему мнению, именно добросовестный бизнес играет ключевую роль в формировании рынка качественной продукции. Ответственный бизнес, который дорожит своей репутацией, не предложит к реализации некачественный продукт и без документа об оценке соответствия.
И сегодня особенно важно, чтобы бизнес делал это, руководствуясь не только ценой, но и высокой культурой производства и знаниями.
– Как защищен внутренний рынок от небезопасной продукции?
– В Беларуси выстроена комплексная и действенная система обеспечения и контроля качества и безопасности продукции на всех этапах ее жизненного цикла.
К процессам производства и самой продукции на каждом этапе, начиная с разработки, постановки на производство, производства, хранения и заканчивая реализацией, предъявляются и контролируются обязательные требования, обеспечивающие ее безопасность и качество. Кроме того, вся продукция, производимая и реализуемая в Беларуси, до выпуска в обращение подлежит оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям технических регламентов ЕАЭС.
Контроль соблюдения требований осуществляется как непосредственным изготовителем в ходе производственного контроля, так и контролирующими (надзорными) органами в ходе государственного контроля (надзора).
В Беларуси государственный контроль требований технических регламентов союза осуществляют четыре контролирующих (надзорных) органа: Госстандарт, Минздрав, Минсельхозпрод, МЧС.
Выявленная государственным контролем (надзором) опасная продукция запрещается к реализации, изымается из обращения, импортируемая продукция запрещается к ввозу на территорию Республики Беларусь. Принимаются меры по прекращению действия на территории страны документов об оценке соответствия, сопровождающих опасную продукцию. Юридические и физические лица, осуществившие выпуск в обращение такой продукции, привлекаются к административной ответственности.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных инспекциями Госстандарта в 2024 году, выявлялись нарушения по показателям безопасности, обязательному подтверждению соответствия, информации для потребителя, маркировке. Лидерами антирейтинга являются товары для детей и подростков – 29 процентов в общем объеме запрещенной к ввозу и обращению на территории Беларуси продукции. На втором месте находятся игрушки – 24 процента. Замыкает тройку электротехническая продукция – 17 процентов.
Всего было запрещено к ввозу и изъято из обращения на территории Беларуси 1974 наименования опасной продукции, что на 98 наименований меньше, чем в 2023 году. Прекращено 676 документов об оценке соответствия, сопровождавших эту продукцию.
Пять граней качества
– В этом году впервые был вручен Государственный знак качества. Насколько трудно получить его предприятиям и кто может претендовать на столь высокую награду?
– Популярность, престиж и имидж любой награды зависят от того, насколько сложно ее получить. Для нас важно было создать прозрачные и всесторонние критерии оценки, обеспечить, чтобы любая организация могла получить Знак качества, но потрудиться для этого. Знак качества должны были получить лучшие из лучших. Ответственность очень высокая: это те предприятия, продукция которых – это, по сути, наша страна.
Знак был учрежден Президентом в Год качества впервые в истории Беларуси как суверенного государства. Все эти факторы, конечно, серьезно мотивировали промышленность страны принять участие в процедуре присвоения Государственного знака качества. Отсюда такое большое количество претендентов и серьезнейшая борьба.
Всего желание доказать, что их продукция достойна самой высокой оценки, выразили почти 220 предприятий страны всех форм собственности. Ими было представлено 660 наименований товаров. Многие, особенно предприятия пищевой промышленности, представляли по несколько образцов.
Критерии, порядок и этапы присуждения были открыты для всех участников. Они установлены в постановлении Правительства.
Государственный знак качества может присуждаться продовольственным товарам, промышленным товарам для населения, продукции производственно-технического назначения.
Прежде чем попасть на рассмотрение республиканской аттестационной комиссией, товар-претендент прошел несколько этапов оценки, включая анализ показателей его качества самим изготовителем, далее заявка попадала на региональный уровень, затем направлялась в несколько компетентных органов госуправления. Имеется в виду оценка по пяти граням знака: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности. Пятый критерий – эстетичность – оценивали потребители. Те, для кого предназначены товары и по чьим запросам они и производятся. Почти 50 тысяч потребителей приняли участие в голосовании. Наибольшую активность проявили потребители в номинации «Продовольственные товары».
Конечно, выбрать лучших из лучших было совсем непросто. Для всех нас – и участников, и экспертов, и потребителей – это был первый опыт.
В результате обладателями Государственного знака качества стали 17 наименований товаров. Производитель получает знак на два года. Затем его нужно подтверждать, соответственно проходя все этапы оценки вновь. Это очень серьезное конкурентное преимущество и высокое доверие к продукции. Но награды можно и лишиться. В случае выявления несоответствия продукции, которой присвоен знак, требованиям к безопасности и качеству.
Кстати, отсутствие претензий со стороны органов государственного надзора в течение года, предшествующего году подачи заявки, – одно из условий допуска продукции к борьбе за присвоение Государственного знака качества.
Что касается преференций, то важна в первую очередь имиджевая составляющая. Предприятия торговли обязаны выкладывать такую продукцию в местах, где она будет визуально наиболее заметна. Сведения о продукции со Знаком качества размещаются на сайтах госорганов, что, безусловно, способствует имиджу производителей и информированию потребителей. Преференции также предусмотрены и в продвижении продукции, в первую очередь на новые рынки сбыта – в страны Африки, Азии и Латинской Америки, а также присутствии белорусских производителей на международных торговых электронных площадках.
Думаю, новая красивая церемония, появившаяся в нашей стране и призванная стать традиционной, вдохновила на участие очень многие предприятия. Кстати, второй по счету конкурс уже объявлен. До 1 апреля предприятия-претенденты должны направить свои заявки в областные исполнительные комитеты или Минский горисполком.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 13 марта 2025 г.
Интервью Президента Беларуси американскому блогеру Марио Науфалу
Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 февраля дал интервью американскому блогеру Марио Науфалу.
Интервью продолжалось около полутора часов. Поднимались вопросы процесса нормализации отношений между Востоком и Западом, в частности начавшийся диалог США и России, перспективы урегулирования в Украине и роли в этом новой администрации США, вопросы геополитики и современной ситуации в международных отношениях, перспективы их развития.
Марио Науфал – американский криптопредприниматель и блогер, автор проекта «Круглый стол» на платформе X. Это видеоинтервью с политическими и общественными деятелями.
Как признается Марио Науфал, он считает себя максимально объективным человеком, который видит своей миссией выстраивание мостов между Западом и Востоком с помощью новых медиа.
Главе государства был задан вопрос насчет того, обсуждалась ли в ходе его недавних контактов с Президентом России тема предстоящей сделки между Украиной и США по редкоземельным металлам. «Выражал ли он какое-то мнение о том, приведет ли такое развитие событий к миру? Как в принципе он оценивает прогресс в этом направлении – в достижении мира? И, возможно, он делился с вами впечатлениями о своем разговоре с Трампом, который состоялся недавно», – спросил интервьюер.
«Только в общих чертах и о разговоре с Трампом, и о переговорах в Саудовской Аравии, и по редкоземельным материалам. Потому что через неделю мы с ним встретимся в Москве, и мы очень подробно и детально поговорим по всем вопросам. По телефону мы на это и сослались, что мы встретимся и обсудим все вопросы в деталях», – сказал Глава государства.
«Что касается этих редкоземельных материалов, я вопрос поднял (в разговоре с Президентом России Владимиром Путиным. – Прим.), говорю: странно как-то – американцы требуют от Украины отдать им наиважнейшее то, что у них есть. Речь же не только о редкоземельных материалах идет у США. Но идет речь о природном газе, о нефти, о логистике (о портах) и так далее. Здесь же более широкий вопрос. И я Путину изложил свою позицию вот в таком ключе. На что он сказал, что «американцы ломятся в открытую дверь, это есть все в России, мы можем с ними договориться и работать». А потом публично это озвучил», – рассказал Александр Лукашенко.
Глава государства считает, что соглашение между США и Украиной по редкоземельным металлам может настораживать Россию и, скорее всего, настораживает.
«Я так думаю. Я не обсуждал с Россией и с Путиным эти вопросы. Мы обсудим этот вопрос. Но, скорее всего, это может настораживать, если Россия почувствует, что эти договоренности будут выходить за рамки экономических отношений. Если это будет чистая экономика, не связанная с военно-промышленным комплексом, оружием, вооруженными силами, почему бы и нет? Россия спокойно будет работать», – отметил белорусский лидер.
«Да, неприятно, что мощное государство в виде Соединенных Штатов Америки у тебя под забором, за окном будет разрабатывать полезные ископаемые, создавать свои предприятия и так далее. Наверное, не очень приятно. Это мог бы делать ты, но делают другие. Но это Россия переживет. Россия огромная, и у нее этого добра хватает», – добавил Президент.
По словам Александра Лукашенко, во время его последних контактов с Владимиром Путиным российский лидер подтвердил готовность к переговорам по урегулированию ситуации в Украине, в том числе с украинской стороной.
«Потом он продолжил говорить, что украинцы и Зеленский обижаются, что их не позвали в Саудовскую Аравию. Говорит: «Зачем звать, если там вопросы были России и США. Там только вскользь затронули на этих переговорах вопросы Украины. Поэтому зачем было звать Украину». Но об этом уже и Трамп сказал, в этом ключе. Когда будут решаться вопросы Украины, я думаю, без Украины эти вопросы никто решать не будет», – заявил белорусский лидер.
«По поводу направления туда (в Украину. – Прим.) миротворческих сил. Россия никогда с этим не согласится. По крайней мере, такая позиция России на сегодняшний день. Тем более, что руководство Европейского союза, прежде всего в лице Германии и Франции, занимает очень агрессивную позицию в данный момент, – сказал Глава государства. – Не знаю, удалось ли Трампу на переговорах с Макроном и Стармером (Президент Франции и Премьер-министр Великобритании. – Прим.) склонить их в сторону мира и мирных переговоров, но вы видите – они занимают очень агрессивную позицию в отношении войны России и Украины».
«Поэтому Россия категорически против всяких миротворческих сил со стороны европейских государств», – заявил белорусский лидер.
Деурбанизация, реновация, арендное жилье. Что предусматривает жилищная политика Беларуси до 2030-го?
На данный момент Министерство архитектуры и строительства разрабатывает Концепцию государственной жилищной политики в Беларуси до 2030 года, которая будет включать в себя несколько ключевых направлений – деурбанизацию, реновацию и увеличение объемов строительства арендного жилья. На каких принципах станет основываться жилищная политика страны в эту пятилетку, в пресс-центре
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей Анжелина Сыромятникова.
К слову, многие решения по арендному жилью на законодательном уровне уже приняты. Первый Указ, подписанный Главой государства после переизбрания, предусматривает комплексное регулирование предоставления арендного жилья работникам наиболее востребованных профессий. Депутат пояснила: местные органы власти наделяются правом определять перечень востребованных специалистов в регионах, где-то это врачи, где-то – учителя, где-то – работники культуры. Таким специалистам предоставляется первоочередное право получения арендного жилья. В этом случае оплата за него будет приниматься с понижающим коэффициентом.
«Предложенный Указом порядок предоставления арендного жилья поспособствует притоку специалистов, востребованных для каждого конкретного района, их закреплению на рабочих местах и, как следствие, развитию экономики региона», – считает член Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству.
Следующее направление разрабатываемой концепции – деурбанизация – предполагает сокращение объемов строительства жилья в крупных городах и перенос акцентов на возведение жилья в городах-спутниках и на селе. По словам Анжелины Сыромятниковой, это снимет вопрос излишнего перетока кадров в столицу и областные города и станет действенной мерой по возврату их в сельскую местность и в малые города.
«В развитие темы добавлю, что в Беларуси увеличен норматив господдержки при строительстве и покупке жилья. Речь о городах с численностью до 20 тыс. жителей. Сумма возросла значительно – теперь она составляет Br1968. Для сравнения: в 2024 году она составляла Br1251, – отметила депутат. – Поддержка будет оказана при условии, что очередник проживает и работает в городе, в котором строит или покупает жилье. Это может быть квартира или индивидуальный жилой дом. Этот пример доказывает, что в стране поэтапно создаются все более привлекательные условия для улучшения качества жизни белорусов в малых городах и в сельской местности».
Было отмечено, что перетоку кадров в сельскую местность для восполнения рабочей силы в сельском хозяйстве также будет способствовать постановление Министерства труда и социальной защиты № 101, согласно которому безработные при переезде в сельскую местность будут получать сумму, равную девяти бюджетам прожиточного минимума. С 1 февраля сумма бонусов при переезде составляет более Br4 тыс. После трудоустройства в течение пяти дней работник получает финансовую поддержку, при этом он обязан отработать в организации не менее года.
Третье направление концепции жилищной политики, которая сегодня в стадии проработки, – реновация. Эта программа направлена на расселение жильцов и снос жилого фонда, который имеет небольшую этажность и солидный срок эксплуатации.
«Беларусь пойдет по пути России, которая уже десяток лет занимается реновацией жилищного фонда, – заявила Анжелина Сыромятникова. – Хрущевки в свое время стали первыми многоквартирными домами, строящимся с помощью железобетонных панелей, которые позволили расселить жильцов коммунальных квартир и решить квартирный вопрос в период острой нехватки жилья в СССР. Это наследие советского прошлого исчерпало себя как морально, поскольку имеет малогабаритные и проходные комнаты, так и физически – вложение финансовых средств в капремонт нецелесообразно».
Депутат резюмировала, что снос старых домов и строительство новых современных жилых комплексов будет ориентировано на эффективную застройку уже сформированных микрорайонов, улучшение жилищных условий граждан, решение проблем с устаревшей инфраструктурой. Жильцам снесенных домов будет предоставляться равноценное жилье с жилой площадью не менее, чем в старой квартире, или денежная компенсация.
Сегодняшняя пресс-конференция входит в программу проведения республиканского профессионального конкурса «Лидеры в строительстве Республики Беларусь», который в этом году проводится уже в 22-й раз. Среди его основных целей – популяризация качественных продуктов, современных технологий, систем, решений и оборудования отечественных стройпредприятий, знакомство с лучшими стройобъектами, стимулирование обмена передовым опытом. Регистрация участников стартовала 1 февраля и продлится по 23 мая. Более полную информацию о конкурсе можно найти на сайте
stroykonkurs.by.
По информации
БЕЛТА
О первых результатах работы Указа № 42, возобновившего льготы для торговли и общепита на селе
В феврале 2024 года был принят Указ № 42, который во многом возобновил действие норм Указа № 345 «О развитии торговли, общепита и бытового обслуживания». Каковы первые результаты работы документа? Какие меры еще введены для улучшения ситуации в сельской торговле? И как она развивается сегодня? Об этом и многом другом «Р» побеседовала с первым заместителем Министра антимонопольного регулирования и торговли Иваном Вежновцом.
Основа для роста
– Иван Валерьевич, давайте вспомним, зачем был принят первоначальный Указ о поддержке торговли на селе и какой эффект он дал?
– Изначально Указ № 345, принятый в конце 2017 года, был разработан для стимулирования развития торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг на территории сельской местности и малых городских поселений. На момент старта документа остро стоял вопрос не только о развитии такой инфраструктуры на периферии, но и о сохранении и поддержке уже работавших субъектов хозяйствования. И результат не заставил себя ждать: в период с 2018-го, когда фактически начал работу Указ, по 2022-й заложенные в документе меры позволили открыть 891 торговый объект, 163 объекта общественного питания и 358 объектов бытового обслуживания. При этом согласно информации Министерства по налогам и сборам ежегодно льготами Указа № 345 пользовались более 1,1 тысячи субъектов хозяйствования. Таким образом, это позволило не только сохранить существующие объекты в сельской местности, но и открыть новые.
– Программу завершили в 2022-м, хотя обсуждались варианты ее продления, просил об этом и бизнес. Почему этого не произошло?
– В период действия Указа № 345 в МАРТ стали поступать предложения облисполкомов, Белкоопсоюза и субъектов хозяйствования по совершенствованию норм документа исходя из практики его применения, а также о дополнительном стимулировании развития торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг на территории сельской местности и малых городских поселений. Оперативно согласовать все моменты, лежавшие в сфере компетенций ряда госорганов, к сожалению, не получилось. Да и смежное законодательство также претерпело изменения. Потребовалось выработать новые подходы по ряду вопросов. За это время прекратили действие некоторые преференции Указа № 345. Потому оперативно подготовили указ, во многом повторяющий прежний. Вместе с тем ранние предложения легли в основу свежего документа. Например, представители сельской торговли просили упростить работу, предоставить возможность ускорить открытие объектов в глубинке. Так, предложения Белкоопсоюза и представителей бизнеса о возможности приобретения имущества без получения согласия антимонопольного органа и расширении возможностей отчуждения объектов недвижимого имущества в глубинке МАРТ отработал с заинтересованными госорганами – соответствующие нормы закреплены в Указе № 42. Как и пункт об установлении отдельного льготного тарифа на электроэнергию для розничных торговых объектов, объектов общественного питания, расположенных на территории сельской местности. Причем послабление действует не только для Белкоопсоюза, а для всех субъектов хозяйствования, чтобы они тоже были заинтересованы в развитии сферы.
Второе дыхание: результат есть
– Каковы первые результаты реализации Указа № 42?
– Возобновление отдельных преференций, знакомых по Указу № 345, позволило за 2024 год дополнительно открыть 139 торговых объектов. В том числе 110 в сельской местности, 20 – в малых городских поселениях, девять – вне населенных пунктов. Кроме того, создано 27 объектов общественного питания: в сельской местности – 16, в малых городских поселениях – семь, вне населенных пунктов – четыре. А также появилось 117 объектов бытового обслуживания в глубинке. Рассчитываем, что процесс будет набирать обороты.
– Какие ожидания от действия Указа у регулятора?
– Планируем, что документ позволит создать дополнительные условия для развития инфраструктуры торговли, общественного питания и бытового обслуживания в сельской местности. А значит, поддержит существующие объекты и поспособствует открытию новых. Важно, чтобы конкуренция была везде – это влияет на ассортимент и заставляет работать над издержками собственников, чтобы предложить привлекательные цены. Кроме того, считаю так: если в деревне есть магазин, не говоря о кафе или мастерской, значит, и жизнь будет кипеть. Ведь эти объекты автоматически становятся весомой частью социальной жизни граждан, местом встреч, обмена мнениями и новостями – так всегда было.
Подойти к вопросу комплексно
– Еще один документ в помощь торговле – общереспубликанская концепция обслуживания сельского населения в отраслях торговли, общественного питания и бытового обслуживания на 2024–2027 годы. Какие подходы в нем предусмотрены?
– Этот документ разработан для создания благоприятных условий для развития бизнеса торговли, общественного питания и бытовых услуг в сельской местности, повышения качества и эффективности обслуживания сельского населения. Напомню, создать его поручил Президент в 2024-м на общем собрании членов Белкоопсоюза. «Жду от Правительства конкретных предложений по регионам и населенным пунктам с численностью жителей до 200 человек. Необходимо заинтересовать все субъекты хозяйствования в обслуживании сельского населения, создать стимулирующие условия. И у такого гиганта, как Белкоопсоюз, здесь будет особая роль», – подчеркнул тогда Глава государства. Разработчиком концепции был Белкоопсоюз, МАРТ, можно сказать, в соавторах. Потому расскажу, что включает в себя комплекс предусмотренных мер. Структурно он состоит из трех блоков: это совершенствование нормативной правовой базы, экономическое стимулирование и финансовая поддержка субъектов хозяйствования, работающих в глубинке, и повышение качества обслуживания населения в этой местности.
Первый блок комплекса мер содержит мероприятия в части проработки вопросов внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Например, при необходимости МАРТ может внести предложения в Министерство экономики по корректировке социальных стандартов в курируемых сферах. Второй блок включает мероприятия, направленные на проработку вопросов финансовой поддержки субъектов хозяйствования из указанных сфер на селе, а также на повышение оплаты труда работников этих сфер. Третий блок направлен на совершенствование существующего обслуживания сельских населенных пунктов. Например, здесь проработка вопросов оптимизации маршрутов движения автомагазинов, создания кол-центров для приема заявок от населения, проведения ярмарок, расширения сети доставки товаров и т.д. Все в конечном счете на благо сельчан. Их, к слову, по данным Белстата на начало прошлого года, около 2 млн человек – не так уж и мало, согласитесь, практически каждый пятый белорус живет вне города. И эту цифру призываю держать в уме желающим порассуждать о том, стоит ли поддерживать торговлю на селе. Конечно же, да!
Бизнес идет на село
– А каково положение дел отрасли в целом в глубинке?
– По данным Торгового реестра, по состоянию на начало 2025 года в сельских населенных пунктах страны функционирует более 17 тысяч торговых объектов. Это на 225 единиц, или на 1,3 процента, больше по сравнению с данными на январь 2024-го. При этом количество объектов общественного питания на селе на январь нынешнего года составило почти 4,5 тысячи единиц. Рост на 77 единиц, или на 1,8 процента, к январю 2024-го.
Кроме того, по данным Реестра бытовых услуг, на 1 января 2025 года количество субъектов, оказывающих бытовые услуги в сельской местности, – 5,8 тысячи. Для сравнения: в 2024-м ранее было 5,6 тысячи. Получается, что сейчас 14 процентов от общего количества зарегистрированных в реестре охватывают своим вниманием сельчан. Из них 31,4 процента – это юридические лица, 68,6 процента – индивидуальные предприниматели. Количество стационарных объектов бытового обслуживания, расположенных на территории сельской местности, превысило 3,5 тысячи.
Также организации, оказывающие бытовые услуги, работают на выезд. Субъектный состав бытового обслуживания в райцентрах и на селе представлен 100 многопрофильными организациями. В их числе 60 райкомбинатов бытового обслуживания, 36 организаций жилищно-коммунального хозяйства, четыре прочие организации, за которыми местными исполкомами закреплена обязанность оказания бытовых услуг на периферии. Все они оказывают широкий спектр услуг, при необходимости с привлечением сторонних организаций. Работают в глубинке и те, кто оказывает всего один-два вида услуг. К слову, норматив государственного соцстандарта в области бытового обслуживания предусматривает 100-процентную обеспеченность населения в сельской местности семью основными видами бытовых услуг – это ремонт швейных изделий, обуви, услуги парикмахерских, фотоуслуги, прием заказов в прачечную и химчистку, изготовление ритуальных принадлежностей. Потому что опять же это способствует конкуренции, что немаловажно для бизнеса, и улучшению сервиса, увеличению оказываемых услуг, расширению ассортимента.
В конечном счете все ради сельчан, которые сегодня заняты непростым трудом, работают на благо продовольственной безопасности страны и должны в первую очередь видеть результат своего труда на прилавках поблизости, иметь возможность облегчить свой быт.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 25 февраля 2025 г.