Центр цифрового развития продолжает работу по углублению сотрудничества с «офисами цифровизации» в сфере цифрового развития
В настоящее время Центром цифрового развития заключено 13 соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с отраслевыми «офисами цифровизации»:
- ЦИТ Мингорисполкома (Мингорисполком);
- ИВЦ Миноблисполкома (Миноблисполком);
- Национальное кадастровое агентство, Белгеодезия, Проектный институт Белгипрозем (Госкомимущество);
- Белдорсвязь (Минтранс);
- Белгослес (Минлесхоз);
- ЦНИИТУ (Минпром);
- ЦИТ Минтруда и соцзащиты (Минтруда);
- Вычислительный центр Белкоопсоюза;
- РНТЦ по ценообразованию в строительстве (Минстройархитектуры);
- ГИАЦ Министерства образования (Минобразования);
- КОМПАК (Минспорта).
Ведется планомерная работа по заключению соглашений с остальными «офисами цифровизации», которую планируется завершить в течение I квартала 2024 г.
Подписание соглашений является частью стратегии по выстраиванию отношений с отраслевыми и региональными центрами компетенций по вопросам соблюдения единой политики в сфере цифрового развития, проработки совместных инициатив, реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инновационных проектов и мероприятий.
Совместное сотрудничество с «офисами цифровизации» открывает новые возможности для участвующих сторон, позволяя обмениваться компетенциями, опытом и ресурсами в сфере цифрового развития. Долгосрочная цель сотрудничества создание сообщества единомышленников – объединение разработчиков государственных цифровых платформ и систем.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
В стране активно применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах экономики. Среди них машиностроение, сельское хозяйство, банковский сектор, медицина и многие другие. В Национальной академии наук прогнозируют, что в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в работу предприятий, бизнеса и в нашу жизнь. Вместе с тем законодательно определения использования такой стратегической технологии пока еще нет. Сегодня в стране ведется активная работа по созданию закона об искусственном интеллекте. Подробности узнали у генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова.
Широта сфер внедрения
Искусственный интеллект становится ключевой технологией, с применением которой планируется автоматизировать основные отрасли мировой экономики. В идеале их использование сулит сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономию времени. Очередное соревнование за место на рынке подразумевает существенные инвестиции в развивающуюся технологию в ближайшем будущем. Предприятия нашей страны также понимают необходимость сохранения своих конкурентных преимуществ, поэтому активно внедряют ИИ в самых разных направлениях.
Белорусские ученые констатируют, что технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение ИИ для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде предприятий агропромышленного комплекса страны используют ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Применяются беспилотники для сбора данных, которые помогают найти оптимальные решения для полива, внесения удобрений и защиты растений.
В белорусских клиниках ИИ помогает в диагностике заболеваний, в поиске новых лекарств. В свою очередь, отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций. Аналитические системы помогают обеспечивать безопасность в общественных местах.
Беларусь делает ставку на цифровизацию экономики, и искусственный интеллект становится ключевым инструментом в этом процессе. Как отметил Сергей Кругликов, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности для бизнеса и граждан.
– Стоит отметить, что определения ИИ с точки зрения законодательства пока нет. Беларусь активно развивает данную сферу, однако такой рост требует грамотного регулирования. Вместе с тем в стране необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития, чтобы обеспечить его безопасное и эффективное внедрение. Также необходим государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями, – подчеркнул собеседник.
ИИ – на законном пути
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об ИИ, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии ИИ на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
– В ходе мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий ИИ в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам. Стоит отметить, что каждая из стран СНГ имеет свои взгляды на вопрос развития искусственного интеллекта. Поэтому модельный закон будет обобщающим и не будет ущемлять права и возможности стран, – пояснил Сергей Кругликов.
При этом ученый подчеркнул, что сейчас весь мир стоит перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту для становления новой цифровой экономики. Сегодня десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
– Накануне в ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте мы обсудили создание белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства. Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – рассказал Сергей Кругликов.
– Кроме того, рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в этом году глоссарий в сфере ИИ. Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – резюмировал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Илья Крыжевич, « Рэспубліка», 12 апреля 2025 г.
Страны СНГ выступают за значительный государственный контроль над разработкой и системами искусственного интеллекта (ИИ). Об этом заявил Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев в интервью информационно-аналитическому изданию «Союзники. ОДКБ», сообщает БЕЛТА.
«Стремительное развитие искусственного интеллекта приводит к большему количеству обсуждений о влиянии ИИ на различные сферы жизни. В рамках СНГ развитие ИИ обсуждается на различных уровнях – Совет глав государств, Совет министров иностранных дел и в повседневной работе органов СНГ. В частности, Советом глав государств 8 октября 2024 года принято заявление о развитии сотрудничества в области искусственного интеллекта гражданского назначения», – отметил генсек СНГ.
Он уточнил, что в заявлении признается значимый потенциал ИИ для экономического развития стран СНГ и необходимость развития сотрудничества в данной сфере. При этом указывается, что сотрудничество в области искусственного интеллекта должно развиваться в рамках общепризнанных принципов и норм международного права.
По его словам, страны СНГ считают, что всеобъемлющее сотрудничество по развитию ИИ может быть достигнуто на различных международных площадках, в том числе в рамках ООН.
«Государства – участники СНГ, демонстрируя чувство ответственности за будущее человечества, признают необходимость значительного государственного контроля над разработкой и системами ИИ и обеспечения надлежащей защиты данных при создании и обучении моделей искусственного интеллекта; недопущение принятия решений искусственным интеллектом в нравственных вопросах или аспектах, связанных с благополучием и жизнью человека», – подчеркнул Сергей Лебедев.
По информации БЕЛТА
Государственный портал установки зарядных станций будет запущен 1 мая, до этого времени запланирован ряд консультаций с исполнительной властью для испытания возможностей ресурса. Что из себя представляет портал, пояснил заместитель генерального директора по строительству и общим вопросам РУП «ПО «Белоруснефть» Андрей Котик, передает корреспондент БЕЛТА.
«Как национальный оператор мы отвечаем за развитие зарядной инфраструктуры в нашей стране, эксплуатируя на данный момент 750 зарядных станций. В этом году установим дополнительно более 200, – анонсировал представитель компании. – При этом речь идет о зарядных станциях мощностью 125–175 кВт, которые расположены в местах с фиксируемо большим оборотом электромобилей».
При этом специалисты учитывают и факт того, что, возможно, гораздо комфортнее для автомобилистов заряжать электрокары в местах длительного пребывания – на парковках, у торговых центров и отелей. Для этого необходим уже сегмент медленной зарядной инфраструктуры, который, по оценкам экспертов, по мере насыщения городов электромобилями к 2030 году займет 30 % рынка.
«Мы разработали продукт (где учли свой опыт и полученные знания), позволяющий любому владельцу кафе, гостиницы или ресторана тремя кликами организовать установку зарядной станции вблизи месторасположения своего бизнеса, – пояснил Андрей Котик. – Важно то, что эта станция будет включена в нашу сеть, то есть станет «видимой» для владельцев электромобилей».
По расчетам специалистов, к 2030 году в республике требуется установить около 8 тыс. медленных зарядных станций. Как было отмечено, на национальном уровне портал призван способствовать развитию зарядной инфраструктуры и обеспечить максимальное насыщение парковок и мест с длительным пребыванием людей зарядными станциями. На уровне бизнеса главная задача портала – предоставить предпринимателям удобный механизм установки зарядных станций, который минимизирует их участие в процессе получения разрешений, согласований, проектирования и строительства, не требует сложных технических компетенций в сфере зарядной инфраструктуры и программного обеспечения, гарантируя наличие клиентов с первого дня работы зарядной станции.
В целом, портал предоставляет крупным инвесторам, малому и среднему бизнесу инструмент быстрой и простой установки зарядных станций под ключ, избавляя бизнес от необходимости решения сложных технических и административных вопросов, связанных с установкой зарядных станций, а наличие сертифицированных и проверенных подрядчиков на портале гарантирует бизнесу применение оптимальных технических решений, сжатые сроки и высокое качество строительно-монтажных работ. Вместе с тем при желании заказчик может пройти весь путь самостоятельно, используя подробную дорожную карту установки зарядных станций и шаблоны писем и документов, необходимых для всего процесса.
В результате заказчик получает зарядную станцию, интегрированную в государственную зарядную сеть, и доступ к крупнейшей базе клиентов как для зарядной станции, так и для основного бизнеса, вблизи которого та установлена.
По информации БЕЛТА
Дополнения в правила оказания услуг электросвязи вступают в силу с 1 апреля. Это меры, направленные на защиту интересов пользователей услуг электросвязи от случайного подключения определенных услуг, которые предусмотрены постановлением Совета Министров от 31 декабря 2024 г. № 1073, сообщили БЕЛТА в Минсвязи.
Правила оказания услуг электросвязи дополнены способами выражения согласия абонента на оказание (прекращение оказания) информационных услуг справочного и (или) развлекательного характера. Это призвано защитить интересы абонентов от случайного (непреднамеренного) подключения таких услуг.
Среди этих способов: проставление отметки в личном кабинете абонента на официальном сайте оператора электросвязи, поставщика услуг электросвязи в интернете (мобильном приложении); направление USSD-запроса или SMS-сообщения; подача заявления в сервисном центре оператора, поставщика услуг электросвязи.
Также в правилах прописан минимальный срок действия тарифного плана на услуги сотовой связи – два года со дня его установления.
По информации БЕЛТА
С 1 апреля в Беларуси появился базовый тариф на мобильную связь – он будет доступен у всех операторов страны, сообщает БЕЛТА.
Подключить базовый социальный тариф можно у любого мобильного оператора Беларуси, так как его введение обязательно для всех. Воспользоваться тарифом белорусы могут уже сейчас, а стоимость необходимо уточнять у операторов. В месяц по базовому социальному тарифу абонент получит 200 минут голосового трафика во все сети электросвязи на территории Беларуси, 2 Гб трафика передачи данных и 50 СМС-сообщений.
Что касается формирования цены, то государство определило порядок и рентабельность на уровне 25 %. В августе прошлого года был принят Указ Президента № 335 «Об оказании услуг сотовой подвижной электросвязи», который определил требования к качеству связи, к покрытию и в том числе к финансовой стороне вопроса (каждый оператор будет тратить не менее 20 % прибыли на развитие сети).
По информации БЕЛТА