ЦИК проведет анализ реализации избирательного законодательства при проведении ЕДГ
ЦИК проведет анализ реализации избирательного законодательства при проведении единого дня голосования. Об этом сообщил Председатель Центральной избирательной комиссии Игорь Карпенко на пресс-конференции о предварительных итогах выборов депутатов в информационном центре ЦИК, передает корреспондент БЕЛТА.
«С начала избирательной кампании в Центральной комиссии для оперативного реагирования на запросы избирателей была организована работа кол-центра, которым принято более 1500 устных обращений граждан. Велась также работа по рассмотрению письменных обращений. На все обращения по вопросам компетенции Центральной комиссии были даны ответы. Сотрудниками кол-центра принимались меры по оперативному разрешению поступающих запросов. Основные темы обращений – это поиск участка для голосования (вспомогательный сервис по поиску участка для голосования размещался на сайте ЦИК), уточнение сведений о предвыборных программах кандидатов, желание голосовать не по месту регистрации, просьбы организовать голосование на дому», – рассказал Игорь Карпенко.
Глава ЦИК отметил, что все сведения о каждом этапе единого дня голосования размещались на сайтах Центральной комиссии и местных исполнительных и распорядительных органов, публиковались в печатных средствах массовой информации.
«Вместе с тем, с учетом поступавших обращений и исходя из многоуровневости выборов в единый день голосования думаю, что к следующей такой избирательной кампании будет целесообразно рассмотреть вопрос о создании единых информационных источников, содержащих сведения о кандидатах всех уровней, их личных и деловых качествах, а также предлагаемых кандидатами в депутаты программах для удобства избирателей в поиске и ознакомлении с необходимой информацией, – подчеркнул Игорь Карпенко. – Центральная комиссия изучит правоприменительную практику и с учетом мнения регионов, избирательных комиссий будет проведен анализ реализации избирательного законодательства при проведении единого дня голосования».
По информации БЕЛТА
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации БЕЛТА
За 2024 год экономическими судами возбуждено 1 258 дел о несостоятельности и банкротстве, что на 41 % больше, чем в 2023 году.
Более половины дел о банкротстве (58 %) открываются экономическими судами по инициативе госорганов на стадии, когда у должника отсутствует имущество.
В этой связи Департамент по санации и банкротству придерживается позиции о целесообразности корректировки законодательства в сфере признания задолженности безнадежным долгом.
«Анализ практики применения законодательства об урегулировании неплатежеспособности за 2024 год выявил необходимость предоставления бóльших прав госорганам на принятие решения о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании по основаниям, не связанным с банкротством.
Требуется пересмотр условий такого списания. Соответствующие консультации проведены с МНС, Минтруда и Верховным Судом», – отметил директор Департамента Юрий Тараканов.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Коллегия Евразийской экономической комиссии на заседании 18 февраля утвердила тему информационной работы по защите прав потребителей в Евразийском экономическом союзе на 2025 год: «Потребитель – в центре внимания: от баланса интересов к справедливому разрешению споров». Она подчеркивает значимость защиты прав потребителей при развитии общего рынка ЕАЭС.
В совместной деятельности по этому направлению страны Союза стремятся к балансу интересов бизнеса и общества, создавая справедливые и безопасные условия для всех участников рынка.
Также Коллегия Комиссии одобрила общие подходы государств-членов к проведению обзоров законодательства в сфере защиты прав потребителей. Государствам рекомендовано исследовать полноту и эффективность соответствующих нормативных документов для обеспечения защиты безопасности и здоровья покупателей, их экономических интересов, доступа к информации, механизмам разрешения споров.
Принятые рекомендации направлены на обеспечение объективной и систематизированной информации о правовом регулировании в сфере защиты прав потребителей. Благодаря их применению государства Союза смогут выявлять существующие пробелы и адаптировать свои нормы к изменениям на рынке и потребностям общества.
Результаты обзоров будут рассматриваться на заседаниях профильного Консультативного комитета для выработки решений, направленных на усиление защиты прав граждан.
Рекомендации Коллегии приняты в соответствии с Программой совместных действий стран ЕАЭС по защите прав потребителей.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства жилищно-коммунального хозяйства в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказали, зачем нужно пересматривать законодательство в Год благоустройства.
(фото – БЕЛТА)
Начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Железнова рассказала, что республиканский план мероприятий по проведению в 2025 году Года благоустройства сейчас находится в стадии подготовки, а предложения различных госорганов все еще поступают.
По ее словам, Палата представителей Национального собрания также предложила свои мероприятия, которые направлены на корректировку нормативно-правовых актов. «Эта работа, к слову, будет проводится параллельно с обычными мероприятиями по наведению порядка на земле. В каждом госоргане есть нормативно-правовый акт, который требует пересмотра. Это тоже планомерная ежегодная работа, которая проводится в рамках в том числе других постановлений правительства или указов, законов по корректировке законодательных актов», – отметила она.
Заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства Андрей Ромашко добавил, что в основном все возможные законодательные изменения, которые могут быть приняты в Год благоустройства, попадают в сферу регулирования строительной деятельности.
«Зачастую возникают такие ситуации, когда определенные требования нормативных правовых актов предполагают выполнение определенных работ при наличии неких условий, – объяснил он. – Поэтому в республиканский штаб по анализу мероприятий Года благоустройства входят представители Министерства архитектуры и строительства, чтобы в случае выявления процессов, которые затрудняют выполнение работ по благоустройству, оперативно принимать меры по корректировке существующих норм законодательства».
По информации БЕЛТА
Налоговая система Беларуси уже давно сформирована и значительных изменений в ней не происходит. Но с 2025 года вступил в силу ряд изменений в Налоговый кодекс, которые затронут определенный круг граждан. Внесены они для приведения кодекса в соответствие с законодательными актами, которые были приняты в течение года. Помимо этого, надо адаптировать ставки налогов к инфляционным процессам. О том, что изменилось в уплате налогов для граждан, рассказал начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский, сообщает БЕЛТА.
Индексация льгот и вычетов
В первую очередь в Налоговом кодексе предусмотрена индексация льгот и вычетов в цифровом выражении. В Беларуси существует три вида налоговых вычетов, которые могут применяться к заработной плате: стандартные, социальные и имущественный налоговые вычеты. Все льготы, как ежегодно это происходит, были проиндексированы в среднем на процентный индекс роста потребительских цен – порядка 5–7 %. Андрей Ковалевский остановился подробнее на стандартных вычетах в отношении работающих, детей и молодых специалистов.
Например, стандартный вычет на каждого работающего увеличен до Br192 при условии получения дохода не свыше Br1164 в месяц. Вычет на ребенка проиндексирован с Br51 до Br56, вычет для родителей, имеющих двух и более детей, увеличен с Br97 до Br107. Вычет для отдельных категорий граждан (инвалиды, афганцы, чернобыльцы) увеличен с Br246 до Br272.
Вычет для молодых специалистов впервые был введен с 1 января 2024 года и тогда он составлял Br620. В текущем году он увеличен до Br730. «Это та сумма, которая в доходах гражданина не облагается подоходным налогом. Вычет – это не те деньги, которые отдаются дополнительно, а сумма, не облагаемая налогом. При ставке налогов в 13 % это позволяет экономить порядка Br90 в месяц, то есть получать на руки больше», – пояснил он.
Данный вычет предоставляется молодым специалистам, которые получили среднее специальное, высшее образование и направлены на работу по распределению. Он предоставляется в течение срока обязательной работы по распределению, а также продолжает предоставляться при условии продолжения трудовых отношений с этим же нанимателем, но всего не более семи лет с даты окончания учебного заведения. Это довольно хорошее подспорье для тех молодых специалистов, которые пытаются и стараются закрепиться на местах, остаться после распределения у нанимателя, подчеркнул специалист.
Из нововведений Андрей Ковалевский также выделил имущественный вычет. Это вычет, который предоставляется лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые при этом строят или приобретают жилье. Нормы налогового законодательства говорят о том, что вычет предоставляется однократно в отношении одного объекта недвижимого имущества.
«Но есть категория семей, которые могут строить несколько объектов, поскольку вынуждены входить в такое строительство, – это многодетные семьи. С 2025 года реализовано право таких граждан на получение вычета в отношении других объектов недвижимости при условии, что этот объект строится с государственной поддержкой. То есть, как правило, многодетные семьи строят одновременно двух- и трехкомнатную квартиру на одной лестничной площадке. И поскольку это все-таки два разных объекта недвижимости по документам, то вычет, как правило, получался только в отношении одного объекта. С 2025 года расширены нормы по праву на льготы и, соответственно, многодетные семьи, которые строят жилье с господдержкой, имеют право получить их и на первый, и на второй объекты недвижимого имущества», – рассказал он.
Операции с криптовалютой
Основные изменения по подоходному налогу затронули сферу налогообложения цифровых знаков токенов, то есть криптовалют.
До 2025 года действовали прямые льготы, установленные ранее Декретом Президента № 8, а впоследствии Указом Главы государства. До 1 января 2025 г. подоходным налогом не облагались доходы от операций с токенами, в том числе по майнингу, приобретению, отчуждению, обмену и так далее. Исключения были предусмотрены в случае, когда физлицо осуществляло неправомерную деятельность с цифровыми знаками, в первую очередь оказывало содействие иным лицам по их приобретению. «В данном случае налоговые льготы не применялись. Если же деятельность была законная, то любые доходы от работы с ними не облагались подоходным налогом. Действие временных льгот распространялось до 1 января 2025 г.», – пояснил Андрей Ковалевский.
С 2025 года эти временные льготы прекращены и в Налоговом кодексе введена дополнительно новая статья, регулирующая порядок налогообложения цифровых знаков токенов. «Здесь нужно отметить, что в сфере криптовалют происходят разные меры регулирования. В первую очередь мы помним, что в сентябре 2024 года подписан Указ Главы государства, который определяет особенности и правовые основания работы с цифровыми знаками. В двух словах указ прямо предусматривает, что отчуждение либо приобретение таких знаков за денежные средства производится исключительно через операторов криптоплатформ, являющихся резидентами ПВТ. Все остальные сделки по отчуждению и приобретению токенов за белорусские рубли, валюту и так далее запрещены. Исключением из этого правила может быть такая ситуация, когда физлицо несколько месяцев проживает за пределами Республики Беларусь, совершает операцию на иностранных криптоплощадках и при этом использует карты иностранного банка. Да, в данном случае он имел право совершать такие операции. Во всех других случаях начиная с сентября 2024 года правовое поле – это только резиденты Парка высоких технологий», – подчеркнул он.
Андрей Ковалевский очертил основные изменения, которые произошли с 1 января 2025 года. «Во-первых, не облагаются подоходным налогом доходы от майнинга. Не облагаются подоходным налогом доходы от любых операций с токенами, совершенные на биржах резидентов ПВТ, либо с токенами, которые выпускались через резидентов ПВТ. Как и ранее, не облагаются налогом доходы в виде токенов в наследство. Дарение от близких родственников и дарение токенов от иных лиц не облагается в пределах общей льготы по подаркам», – рассказал он.
К концу года физлицо должно представить налоговую декларацию и налоговый орган рассчитает подоходный налог. «Здесь нужно помнить, что, согласно новой редакции Налогового кодекса в отношении криптовалют, при налогообложении таких сделок не учитываются расходы, связанные с приобретением криптовалют. То есть налогом будет облагаться весь финансовый результат, выведенный на карты либо полученный наличными денежными средствами от совершения операций с криптовалютами на иностранных криптоплатформах. Еще раз подчеркну, в тех случаях, когда эти операции были разрешены», – объяснил специалист.
Если физическое лицо налоговую декларацию не представляет, либо не уплачивает налог, либо совершил запрещенные операции, то налогообложение таких доходов будет производиться по повышенной ставке в размере 26 % – двукратная основная ставка подоходного налога.
Сверхдоходы
Следующее важное направление, которое в текущем году впервые будет осуществляться в отношении граждан, – это налогообложение доходов по ставке 25 %. Андрей Ковалевский сразу же пояснил: это коснется не каждого белоруса и не всех доходов.
1 января 2024 года в Налоговом кодексе закреплены нормы, что если физическое лицо получает доходы от источников в Беларуси в совокупном размере, превышающем Br200 тыс., то такие доходы будут облагаться по ставке 25 %. Но нужно помнить, что это только исключительно три вида доходов: по трудовому договору, в виде дивидендов и по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности.
«Поэтому если физическое лицо получило от источников в Беларуси три вида таких доходов, общая сумма которых превышает Br200 тыс., то размер превышения совокупности этих доходов над этой суммой облагается налогом по ставке 25 %», – подчеркнул специалист.
Например, в течение года белорусские организации, которые уплачивают подобные доходы, как и раньше, удерживают налог по обычным ставкам – 13 % с приставлением всех льгот и вычетов. По завершении года то лицо, которое получило совокупность таких доходов, представляет налоговую декларацию. Налоговый орган определяет размер, превышающий Br200 тыс., и с него уже исчисляет подоходный налог по ставке 25 %. Определяется месяц календарного года, в котором вышло превышение, и налоги, уплаченные в течение года, начиная с этого месяца вычитаются из зачисленной суммы налога, а разница подлежит доплате.
Андрей Ковалевский отметил, что уже возникали вопросы о том, что если человек получил доходы от продажи коммерческой или жилой недвижимости, суммируются ли они для цели определения сверхдоходов? «Нет. Сверхдоходы учитываются только в отношении гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности», – обратил он внимание.
Имущественные налоги
Помимо подоходного налога, основные налоги, которые платят граждане, – транспортный налог, земельный налог и налог на недвижимость. Из изменений здесь опять же следует обратить внимание на индексацию ставок налогов, которые выражены в белорусских рублях.
В 2025 году физические лица будут оплачивать транспортный налог по чуть более высоким ставкам. Они проиндексированы на уровень порядка 5–7 %. «Приведу пример, что если в 2024 году основная ставка за автомобиль массой от 1750 кг до 2 т (наиболее популярный сегмент авто у граждан) была Br110, то в 2025 году за такой же автомобиль нужно будет платить Br116. То есть рост Br6 – это порядка 5 % от предыдущей ставки. Другие ставки транспортного налога проиндексированы примерно на такой же уровень. Существенного роста транспортного налога однозначно не будет», – отметил Андрей Ковалевский.
Кроме этого, вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, согласно которым налог на транспортные средства повышенной комфортности будет уплачиваться с коэффициентом 10 при условии, что с года выпуска такого транспортного средства прошло не более трех лет и что данный вид транспортного средства включен в перечень, определяемый Советом Министров в постановлении № 194. В перечне отражены только исключительно премиальные марки, например, Ferrari, Lamborghini, Aston Martin, Bugatti и другие, а также ряд моделей Mercedes, BMW, Audi.
Гражданам самим не требуется исчислять и рассчитывать транспортный налог, все это делает налоговый орган и к 1 сентября 2025 года направит извещение на уплату данного налога.
Подобные изменения в части ставок произошли и в налоге на недвижимость.
«Всегда можно ориентироваться на прошлогодние извещения и понимать, что в текущем году вследствие инфляционных процессов налог будет выше. Так, например, проиндексирована и ставка подоходного налога в фиксированных суммах, которые платят лица, сдающие в наем жилые помещения, а также ставка единого налога», – рассказал представитель МНС.
По информации БЕЛТА