/ / Общественно-политические
21.02.2024

На коллегии в Генеральной прокуратуре подвели итоги работы ведомства за 2023 год

Под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Андрея Шведа состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры, на котором подведены итоги работы ведомства в 2023 году, определены основные задачи по укреплению законности и правопорядка в стране на 2024 год.

Коллегия

В мероприятии приняли участие члены коллегии, заместители Генерального прокурора, прокуроры областей и города Минска, директор ведомственного Научно-практического центра, начальники структурных подразделений Генеральной прокуратуры, отдельные руководители территориальных прокуратур.

Открывая заседание коллегии, Андрей Швед ориентировал выступающих на предметное изложение доклада с информированием о положении дел по каждому направлению надзора. Потребовал назвать проблемные вопросы прокурорской деятельности, пояснить причины их возникновения и предложить пути решения.

Ключевые аспекты основных направлений работы надзорного ведомства в своих докладах осветили заместители Генерального прокурора.

Участники коллегии обсудили в целом состояние преступности в стране, противодействие коррупции в различных сферах правоотношений, соблюдение социальных прав граждан, состояние прокурорского надзора на досудебной и судебной стадиях уголовного процесса, вопросы профилактики правонарушений в подростковой среде, проблемы предупреждения рецидивной преступности и многие другие.

Определено, что в Год качества внимание прокуроров будет обращено на сферы надзора, напрямую связанные с вопросами обеспечения качества жизни, соблюдения прав и свобод граждан, их безопасной жизнедеятельности, повышения доступности социальных услуг, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, полноты и своевременности мер, принимаемых органами власти по обращениям граждан.

С учетом предстоящего единого дня голосования, а также приближающейся электоральной кампании 2025 года подчеркнута необходимость дополнительно проанализировать эффективность мер противодействия деструктивным информационным ресурсам, в том числе ранее признанным экстремистскими формированиями.

В ходе коллегии потребовано продолжить работу по наведению порядка в сфере агропромышленного комплекса, защите имущественных прав граждан при землепользовании, соблюдению законодательства об охране труда и предупреждении производственного травматизма.

Затронуты вопросы обеспечения экономической безопасности государства, в том числе сокращения внешней просроченной дебиторской задолженности, пресечения необоснованного вывоза из страны технологического оборудования и вывода капитала.

Отдельно обсуждены аспекты исполнения поручений Главы государства, в том числе в части проверки исполнения законодательства о мелиоративных землях, оказания медицинской помощи населению и ряда других ключевых направлений.

Криминогенная ситуация

В 2023 году органы прокуратуры выполнили комплекс организационно-практических мероприятий, которые совместно с проведенной в координации с другими правоохранительными и государственными органами работой позволили закрепить положительные тенденции в динамике и структуре преступности.

Общее число зарегистрированных преступлений в республике уменьшилось на 3,6 % – уровень преступности в истекшем году в Беларуси стал минимальным за последние 5 лет.

Меньше на 11,9 % совершено преступлений лицами, имеющими судимость, и на 13,8 % – в состоянии алкогольного опьянения. Снизилось на 28 % количество зарегистрированных преступлений, совершенных группой лиц.

Значительная часть преступлений совершена не работающими и не учащимися.

Если говорить о конкретных составах, зафиксировано значительное снижение числа: убийств с покушениями (-10,4 %); умышленных причинений тяжких телесных повреждений (-16,8 %); грабежей (-19,8 %); краж (-19,3 %); разбоев (-33,7 %); уголовно наказуемых хулиганств (-5,8 %); преступлений, связанных с «домашним» насилием (-11,5 %); случаев управления транспортным средством лицом в состоянии опьянения (-33,3 %); угонов транспортного средства (-18,4 %).

В то же время на 7,7 % увеличилось число тяжких и особо тяжких преступлений – данный рост произошел в основном за счет участившихся мошенничеств (+58,7 %) и вымогательств (+61,9 %).

По сравнению с прошлым годом удалось добиться снижения на 11,6 % количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. При этом с 15,4 % до 17,3 % увеличился удельный вес особо тяжких и тяжких преступлений, совершенных подростками.

Участники коллегии также подчеркнули актуальность проблемы гибели граждан от огня. И это несмотря на сокращение общего количества пожаров и погибших на них лиц, включая детей.

На 1,7 % сократилось количество зарегистрированных в республике дорожно-транспортных происшествий и на 6,9 % –погибших в них людей.

Меньше граждан погибло на объектах железнодорожного транспорта.

Противодействие коррупции

В 2023 году сохранилась тенденция прошлого года – возросло количество учтенных коррупционных преступлений: с 1 076 до 1 253. Увеличилось на 12,8 % и число лиц, их совершивших. При этом за коррупцию осужден ряд должностных лиц, занимавших ответственное положение.

Участились факты взяточничества, должностных злоупотреблений и превышений – такая ситуация характерна для сельского хозяйства, промышленности, торговли и строительства.

Благодаря реализованным мероприятиям удалось стабилизировать состояние законности в лесной отрасли, снизить количество коррупционных преступлений и иных нарушений.

Отмечено увеличение числа возбужденных прокурорами уголовных дел по результатам проверок исполнения антикоррупционных норм, в том числе в рамках создаваемых межведомственных рабочих групп: возбуждено 118 уголовных дел против 80 в 2022 году.

Генеральной прокуратурой пресечены преступные схемы в промышленности, а также при изготовлении хлебобулочных изделий. Выявлены коррупционные преступления в сельском хозяйстве, системе мелиорации.

Для устранения нарушений в сфере закупок органы прокуратуры активизировали работу на их начальной стадии проведения. В частности, провели в данной сфере 426 проверок, по результатам которых отменили 152 процедуры закупок, объявленных с нарушением законодательства, в сумме свыше 11 млн рублей. Возбудили 29 уголовных дел.

Прокуроры ориентированы на:

  • проведение надзорных мероприятий, прежде всего, в коррупционно рискованных видах экономической деятельности, а также при реализации инвестиционных проектов и внешнеторговых сделок;
  • совершенствование надзора в сфере закупок, в том числе выявление и пресечение фактов приобретения товарно-материальных ценностей по завышенной стоимости, лоббирования интересов конкретных поставщиков, получения взяток за благоприятное решение вопросов по заключению и исполнению хозяйственных договоров;
  • принятие исчерпывающих мер по возмещению вреда, причиненного коррупционными преступлениями, установлению имущества, приобретенного за счет средств, полученных преступным путем;
  • проведение мероприятий по эффективному антикоррупционному образованию и воспитанию населения, разъяснение принимаемых государством мер в данной сфере, обеспечение качественной профилактики коррупционных проявлений.

Надзор за исполнением законодательства

Здравоохранение

Поручение Главы государства о повышении эффективности работы в системе здравоохранения и устранение выявленных в 2022 году органами прокуратуры системных недостатков и просчетов в деятельности по оказанию медицинской помощи населению находились на особом контроле органов прокуратуры в 2023 году.

Результаты надзорных мероприятий подтвердили, что ситуация в отрасли улучшилась – Министерство здравоохранения, областные и Минский городской исполнительные комитеты приняли определенные меры к решению проблемных вопросов.

Например, в более 2 тысячах учреждений здравоохранения в сельской местности выполнены ремонтные работы. Приостановлена практика массового и явно непродуманного закрытия фельдшерско-акушерских пунктов. Дополнительно закуплены передвижные ФАП для посещения удаленных населенных пунктов.

В сфере эндопротезирования приняты меры по наведению порядка с очередью пациентов, которым необходимы операции, для чего среди прочего увеличено количество операций по замене суставов на 39,4 %. Налажены поставки протезов: объем поставок за 2023 год превысил суммарный объем поставок за предыдущие 4 года.

Большинство бригад скорой медицинской помощи дооснащены необходимыми лекарствами, изделиями и оборудованием. Закуплен 301 новый автомобиль скорой помощи.

Устранены выявленные ранее нарушения, связанные с простоем медицинского оборудования, его длительным монтажом и вводом в эксплуатацию.

Вместе с тем утверждать о полном решении проблем пока преждевременно.

Большинство нарушений обусловлены ненадлежащей исполнительской дисциплиной, что требует усиления контроля на местах.

В связи с этим прокуроры ориентированы в текущем году обеспечить надлежащий контроль за устранением всех прежде выявленных нарушений.

Агропромышленный комплекс

В среднем около 80 % проверок, проведенных прокурорами в 2023 году в сфере экономики, – проверки в агропромышленном комплексе республики, которые стали важным элементом обеспечения продовольственной безопасности в стране.

В отрасли продолжает сохраняться комплекс проблем. В ходе уборочной кампании прокуроры выявляли нарушения, связанные с использованием сельскохозяйственной техники, обеспечением сохранности убранного урожая и заготовкой кормов.

На постоянном контроле остается ряд ключевых поручений Главы государства о предупреждении падежа скота в аграрных организациях. Принятые меры позволили сократить количество случаев сокрытия падежа – в 2023 году возбуждено в два раза меньше уголовных дел по таким фактам, а количество сокрытых голов уменьшилось почти в три раза.

Рост падежа имел место только в Витебской (+9,8 %) и Могилевской (+29 %) областях.

Причины падежа крупного рогатого скота в целом по стране однотипны – нарушения технологий кормления и содержания животных, бесхозяйственность и несоблюдение производственно-технологической дисциплины.

Данным нарушениям способствовала неэффективность работы государственной ветеринарной службы.

Для исправления ситуации прокуроры внесли 330 актов надзора, обеспечили привлечение к административной, дисциплинарной и материальной ответственности 280 лиц. К работникам предприятий АПК предъявили 405 исков о возмещении ущерба, причиненного падежом КРС, в сумме 2,2 млн рублей.

Внешнеэкономическая деятельность

Мероприятия по возврату валютной выручки в страну и сокращению внешней просроченной дебиторской задолженности по-прежнему находятся на постоянном контроле органов прокуратуры.

Прокуроры в 2023 году по результатам проведенных проверок внесли 107 актов надзора, по итогам рассмотрения которых 124 должностных лица привлечено к дисциплинарной и административной ответственности.

В защиту имущественных прав субъектов хозяйствования заявили 51 иск в сумме 5,7 млн долларов США. При содействии прокуроров в хозяйственный оборот предприятий возвращен 10,1 млн долларов США.

В целом принятые меры привели к сокращению в 2023 году просроченной внешней дебиторской задолженности на 7,5 %.

Образованию такой задолженности способствовало предоставление контрагентам беспроцентных товарных кредитов, а при покупке импортного оборудования – авансы, которые порой были необоснованными.

Всем подобным экономически невыгодным для государства сделкам будет дана правовая оценка.

Соблюдение трудового законодательства, защита финансовых прав граждан

Органы прокуратуры обеспечили системный надзор за своевременной и полной выплатой заработной платы.

В прошлом году прокуроры провели 153 проверки по указанным вопросам, по результатам которых внесли свыше 600 актов надзора. По требованию прокуроров восстановлены трудовые права 8 тысяч работников – люди получили от нанимателей заработанные ими почти 17 млн рублей.

Принятые меры позволили также сократить количество предприятий, которые допускали задолженность по зарплате.

В целях защиты имущественных интересов граждан продолжена активная разъяснительная работа с населением по вопросам рисков получения финансовых услуг вне банков.

Органы прокуратуры направили более тысячи писем гражданам, в которых разъяснили им способы защиты их нарушенных имущественных прав. Предъявили в их интересах свыше 167 исков и принесли 57 протестов на судебные решения.

С целью обеспечения системной работы по защите финансовых интересов граждан инициировали анализ законодательства и правоприменительной практики на предмет достаточности правовых инструментов для обеспечения защиты прав граждан при предоставлении им финансовых услуг вне банковских учреждений.

Как итог – разработаны проекты законов «О лизинговой деятельности», «О потребительском кредите (микрозайме)», предложено внести изменения в Указ Главы государства № 394 «О предоставлении и привлечении займов», а также ряд других нормативных правовых актов.

Исполнение законодательства о безопасности жизнедеятельности населения

На постоянном контроле органов прокуратуры остались вопросы исполнения Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», а также предупреждения гибели людей от внешних причин.

Принятыми мерами в 2023 году в республике удалось добиться снижения числа погибших на производстве на 11 %, на пожарах – на 16,6 %, в ДТП – на 6,9 %, а также на водных объектах – на 12,2 %.

В преддверии Года безопасного труда в строительстве особое внимание уделено проблемам профилактики производственного травматизма. Проведены надзорные мероприятия на строительных объектах и предприятиях Гродненской и Минской областей, по результатам которых инициировано принятие Министерством архитектуры и строительства дополнительных мер для обеспечения безопасных условий труда работников в строительной отрасли.

Профилактика «домашнего» насилия

По итогам 2023 года на 11,5 % снизилось число преступлений, связанных с «домашним» насилием. Число потерпевших от подобных преступлений уменьшилось на 11,8 %, или с 2 384 до 2 102.

Каждое четвертое такое преступление совершили лица, состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел в связи с ранее совершенными аналогичными деяниями.

Прокурорские проверки показали, что их условием по-прежнему являются ненадлежащие организация и проведение органами внутренних дел профилактической работы с подучетными лицами. В частности, во многих регионах выявлены несвоевременное вынесение ОВД либо объявление лицам решений о взятии их на профилактический учет, несоблюдение периодичности проведения профилактических мероприятий, а также формальное планирование и выполнение данной работы.

Организована совместная с МВД работа по исключению случаев примирения потерпевших с семейными агрессорами, привлечению виновных лиц к ответственности и осуществлению профилактического учета. Так, в 2023 году в органы прокуратуры поступило 11 607 ходатайств – по результатам их рассмотрения прокуроры дали 5897 поручений о начале административного процесса по ст.10.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, согласовали 822 защитных предписания.

Исполнение законодательства о земле

В 2023 году проведена масштабная прокурорская проверка в области мелиорации земель.

Справочно. За период с 2021 года общая площадь мелиорированных земель сократилась на 191 тысяч гектар. В случае принятия решения о реконструкции мелиоративных систем и повторной мелиорации данных земель из бюджета потребуется выделить более 800 млн рублей.

Во всех регионах установлено свыше 11 тысяч гектар неиспользуемых сельскохозяйственный земель, из которых более половины (7,5 тысячи гектар) являлись мелиорированными. Ориентировочная стоимость ежегодно недополучаемой на этих землях продукции составила около 3 млн рублей.

Оценка экономической эффективности реализованных проектов мелиорации не производилась, результативность определена исключительно по площади мелиорированных земель.

Отмечены упущения со стороны Минсельхозпрода и местных органов власти по реализации предоставленных законодательством полномочий по управлению, регулированию и контролю в области мелиорации.

Прокуроры возбудили три уголовных дела, внесли 125 актов надзора, дали поручения о ведении 96 административных процессов.

Надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи

Первоочередной задачей прокуроров в данной сфере определено обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Несмотря на снижение подростковой преступности на 11,6 % обращает на себя внимание увеличение на 10,7 % числа несовершеннолетних, которые совершили особо тяжкие и тяжкие преступления. И это несмотря на то, что практически с каждым пятым таким подростком проводилась профилактическая работа, которая должных результатов не дала.

Особую тревогу вызывает вовлеченность несовершеннолетних в преступления с использованием сети Интернет, например, мошенничества, незаконный оборот средств платежей, хищение имущества путем модификации компьютерной информации. По-прежнему актуальна проблема вовлечения подростков в незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

На особом контроле – вопросы гибели и травмирования несовершеннолетних. Принятые профилактические меры в целом помогли добиться снижения числа погибших детей от внешних причин за последние несколько лет, в том числе за год количество таких фактов сократилось с 113 до 94. Чаще всего жизни детей уносили пожары, водоемы, суициды и ДТП.

Вместе с тем до настоящего времени в деятельности некоторых субъектов профилактики не изжиты вопиющие факты безразличия и формализма, которые подпадают под признаки уголовно наказуемого бездействия и в итоге повлекли тяжкие последствия для детей.

В республике в 2023 году зафиксирован рост на 15 % числа несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите. После отобрания родителям возвращена только треть детей.

Основными причинами семейного неблагополучия стали пьянство родителей, ведение ими аморального образа жизни, противоправное поведение, жестокое обращение с детьми, необеспечение их основных жизненных потребностей.

В текущем году особое внимание органов прокуратуры будет уделено организации занятости детей и подростков, неукоснительному соблюдению всеми государственными органами законодательства, направленного на раннее выявление и работу с семейным неблагополучием, недопущение противоправных действий в отношении детей.

Надзор за исполнением законодательства в войсках

Основное внимание прокуроров было сосредоточено на работе командования по противодействию воинским насильственным преступлениям, недопущению гибели и травмирования военнослужащих, обеспечению мобилизационной готовности войск, устранению нарушений при эксплуатации военной техники, несении боевого дежурства, охране складов с оружием и боеприпасами, а также усилению контроля за безопасным функционированием военных полигонов.

Во взаимодействии с командованием Вооруженных Сил, иных войск и воинских формирований проведены мероприятия, цель которых – поддержание правопорядка в войсках, укрепление воинской дисциплины, повышение уровня безопасности военной службы.

Надзор за исполнением законодательства на транспорте

Принятые меры профилактического характера в целом оказали положительное влияние на состояние криминогенной обстановки на транспорте.

В 2023 году меньше зарегистрировано случаев непроизводственного травматизма граждан на объектах Белорусской железной дороги.

По указанию органов прокуратуры обеспечено должное содержание железнодорожных путей необщего пользования, что будет способствовать их безаварийной эксплуатации.

По линии безопасности судоходства от компетентных органов прокуроры потребовали усилить контроль за деятельностью организаций водного транспорта и соблюдением законодательства об эксплуатации судов внутреннего плавания. Кроме того, потребовали определить порядок пользования поверхностными водными объектами для плавания на маломерных судах, для чего указали на необходимость усовершенствовать правовое регулирование в данной сфере.

Повышенное внимание уделено правомерному использованию воздушного пространства.

Итогом целенаправленной работы прокуроров в этой части стало принятие Главой государства Указа «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов». На сегодня по требованию прокуратуры заинтересованные ведомства ведут работу по нормативному закреплению порядка координации деятельности государственных органов относительно усиления контроля за использованием воздушного пространства.

По итогам прокурорской проверки Транспортной инспекции прокуроры выявили системные недостатки в организации работы по противодействию коррупции.

В деятельности таможенных органов прокуратурой установлены нарушения законодательства при работе с товарами, задержанными по результатам проведения операций таможенного контроля.

Применительно ко всем нарушениям внесены акты надзора.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью и исполнением законов в деятельности органов дознания

Органы прокуратуры в 2023 году сконцентрировали внимание на вопросах противодействия киберпреступлениям, соблюдения ОВД учетно-регистрационной дисциплины, эффективности мер по борьбе с торговлей людьми, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

По-прежнему среди главных задач – качество и оперативность рассмотрения заявлений (сообщений) о преступлениях, а также обеспечение взвешенного подхода к принятию процессуальных решений.

Отмечено, что при увеличении на 9,3 % вынесенных органами внутренних дел постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела снизился удельный вес их отмен прокурорами с 10,9 % до 9,6 %.

Количество материалов, возвращенных из подразделений Следственного комитета в органы внутренних дел для производства дополнительных проверочных мероприятий, сократилось на 18 %.

Принятыми мерами удалось не допустить системных просчетов при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Оправдательных приговоров по причине признания результатов оперативно-розыскной деятельности недопустимыми доказательствами суды не выносили.

Вместе с тем надзор в данном направлении требует усиления, в том числе важно поддерживать квалификацию надзирающих прокуроров на высоком уровне.

Несколько улучшились цифровые показатели соблюдения в республике пожарной безопасности, однако положение остается напряженным и требует дополнительного внимания.

Надзор за исполнением законодательства Следственным комитетом Республики Беларусь

В 2023 году прокуроры в целом обеспечили надзор за исполнением законов на стадиях досудебного производства подразделениями Следственного комитета, а также защиту прав и законных интересов граждан, государственных и общественных интересов.

Удалось добиться оптимизации уголовного процесса путем увеличения количества дел, оконченных в порядке ускоренного производства, а также прекращенных следователями с согласия прокурора с освобождением обвиняемых от уголовной ответственности.

Активизирован надзор за законностью принимаемых следователями процессуальных решений – увеличилось на 26,7 % число отмен прокурорами постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, на 30,3 % – постановлений о приостановлении предварительного следствия, на 21,1 % – постановлений о прекращении предварительного расследования.

Для производства дополнительно предварительного расследования прокуроры вернули следователям 684 уголовных дела, поступивших для направления в суд, или 2,1 % от их общего количества.

Принципиальность прокуроров при изучении поступивших для направления в суд уголовных дел позволила обеспечить на низком уровне количество принятых судами решений об оправдании в полном объеме обвиняемого либо прекращении дела в связи с отказом государственного обвинителя от поддержания обвинения.

В 2023 году вступили в законную силу решения судов реабилитирующего характера в отношении 13 лиц.

В ходе надзора за процессуальной деятельностью Следственного комитета прокуроры в адрес начальников следственных подразделений вынесли 559 требований, а также внесли 349 представлений об устранении нарушении законодательства.

Надзор за соответствием закону судебных решений по уголовным делам

Прокурорские работники в 2023 году поддержали государственное обвинение по 28060 уголовным делам, что составляет 86 % от всех рассмотренных судами уголовных дел. Из них 1 364 – уголовные дела о преступлениях экстремистской направленности, имеющие особую значимость и актуальность.

Наряду с поддержанием государственного обвинения прокуроры приняли участие в рассмотрении судами 15504 материалов в порядке исполнения приговоров, в том числе 4270 – по вопросам замены наказания более строгим; 5545 – по вопросам превентивного надзора; 575 жалоб на действия и решения органа, ведущего уголовный процесс.

Расширена практика рассмотрения уголовных дел в выездных судебных заседаниях. Всего в 2023 году в выездном формате поддержано государственное обвинение по 2 044 уголовным делам, из которых 59 – о преступлениях экстремистской направленности, 67 – в сфере АПК.

В целях принятия законных и обоснованных решений государственные обвинители, реализуя предоставленные законом процессуальные полномочия, заявили ходатайства о предъявлении в суде обвиняемым нового обвинения, а также о приостановлении производства для получения новых доказательств по 102 уголовным делам.

Отказы прокуроров от обвинения в полном объеме имели место в отношении 4 лиц, в части предъявленного обвинения – в отношении 54, что способствовало реализации принципа презумпции невиновности.

В судах апелляционной инстанции с участием прокуроров рассмотрено 7 794 уголовных дела.

В связи с введением стадии кассационного производства в уголовном процессе проведены необходимые организационно-практические, методические, нормативно-правовые мероприятия, которые позволили обеспечить результативный надзор за соответствием закону вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам.

Судами кассационной инстанции с участием прокуроров рассмотрено 243 уголовных дела в отношении 302 лиц. В ревизионном порядке пересмотрены решения в отношении 215 лиц, из них в отношении 168 (78,1 %) – по кассационным протестам прокуроров. Удовлетворяемость кассационных протестов составила 97,7 %.

Получило практическое развитие и надзорное опротестование прокурорами судебных решений. В частности, по протестам должностных лиц Генеральной прокуратуры надзорными инстанциями Верховного Суда пересмотрены судебные решения в отношении 15 лиц. Удовлетворяемость надзорных протестов составила 83,3 %.

Главные векторы работы органов прокуратуры в данном направлении в 2024 году – повышение качества поддержания государственного обвинения, соблюдение принципов справедливости и индивидуализации наказания виновным.

Надзор за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам

В 2023 году прокуроры предъявили в общие суды около 7 тысяч исков в интересах граждан и субъектов хозяйствования на сумму свыше 54 млн рублей. Как правило, прокуроры обращались в суды по вопросам возмещения ущерба, причиненного хищениями, падежом скота, нарушениями природоохранного законодательства.

Выросло с 509 до 906 количество поданных в суды заявлений о признании информационной продукции экстремистскими материалами. Данная работа направлена на защиту конституционного строя Республики Беларусь.

Прокуроры активно применяли подтвердившую свою эффективность практику использования гражданско-правовых мер воздействия на лиц, которые злоупотребляли спиртными напитками, чем ставили свои семьи в тяжелое материальное положение.

Как итог – по заявлениям прокуроров судами ограничены в дееспособности 346 граждан, злоупотреблявших спиртными напитками.

Надзор за соблюдением законодательства об обращениях граждан и юридических лиц

В 2023 году количество поступивших в органы прокуратуры обращений сократилось на 11,2 %. Такая тенденция отмечена практически во всех регионах. Наибольшее снижение произошло в Витебской области (-14,7 %).

Количество обращений, рассмотренных в прокуратуре по существу, уменьшилось на 11,9 %.

Удельный вес обоснованных обращений, по которым требования заявителей были удовлетворены, незначительно снизился и составил 30,5 %. Основная масса таких обращений касалась несогласия с действиями и решениями органов дознания, судебными постановлениями по гражданским делам, процессуальными действиями и решениями следователей.

Чаще заявленные требования граждан признавались обоснованными в органах прокуратуры Витебской, Минской, Гомельской и Гродненской областей.

При этом на 22,6 % увеличилось количество обращений, удовлетворенных вышестоящими прокурорами после их отклонения нижестоящими.

О расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа

Продолжается расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.

К началу 2024 года по данному уголовному делу допрошено свыше 18,1 тысячи человек, продолжают активно изучаться архивные документы, в том числе предоставленные Российской Федерацией, ведутся поисковые работы на местах – таких работ на начало текущего года проведено уже 40.

Генеральная прокуратура в декабре 2023 года завершила предварительное расследование и направила в Верховный Суд уголовное дело в отношении нацистского карателя Катрюка В.К., обвиняемого в геноциде ст.127 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Активно ведется работа по сохранению исторической памяти народа. В этой части вышла в свет третье издание «Карательные операции. Часть 1» из цикла «Геноцид белорусского народа», в котором содержатся информационно-аналитические материалы и документы.

Генеральной прокуратурой в декабре 2023 года организовано проведение Международной научно-практической конференции, приуроченной к 75-летию со дня принятия Конвенции Организации Объединенных Наций о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

О взаимодействии с общественностью и СМИ

Продолжена активная работа по информированию общественности о результатах работы органов прокуратуры, а также повышению уровня правовой культуры населения.

В частности, выступления прокуроров областей и города Минска, иных прокурорских работников в СМИ в 2023 году были посвящены вопросам соблюдения и восстановления нарушенных социальных прав граждан, аспектам защиты пожилых людей и обеспечения безопасности их жизнедеятельности, проблемам профилактики преступлений и правонарушений, включая предупреждение преступности среди несовершеннолетних и их гибели от внешних причин, профилактику семейного неблагополучия.

Значительное число выступлений посвящено выполнению поручения Главы государства о наведении порядка в агропромышленном комплексе и обеспечении продовольственной безопасности страны.

В Год мира и созидания продолжена активная работа по доведению до широкой общественности достоверных сведений о ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, а также вытекающих из этой деятельности инициатив.

Например, в 2023 году реализованы масштабные совместные проекты Генеральной прокуратуры и представителей республиканских СМИ.

Так, совместно с Белорусским телеграфным агентством издана книга «Последние свидетели», во взаимодействии с АТН Белтелерадиокомпании вышел в свет полнометражный фильм «Геноцид. Без права на жизнь» о злодеяниях нацистов и их пособников в отношении мирных граждан в период оккупации территории БССР.

Обеспечено активное освещение роли прокуроров в борьбе с проявлениями экстремизма: на постоянной основе сообщалось о признании судом по заявлениям прокурора информационной продукции деструктивных интернет-ресурсов экстремистскими материалами, а самих организаций – экстремистскими формированиями или террористическими организациями, а также об ограничении доступа по постановлениям прокуроров областей и города Минска к деструктивным интернет-ресурсам.

В заключительном слове Андрей Швед поблагодарил коллег за работу в 2023 году на благо защиты прав граждан, интересов общества и государства, отметил высокий потенциал ведомства для выполнения поставленных задач. Ориентировал коллег на глубокий анализ волнующих людей проблем. В ходе надзорных и иных мероприятий потребовал от прокуроров давать принципиальную оценку деятельности государственных органов и организаций и добиваться реального устранения выявленных нарушений.

Конкретные задачи и мероприятия на 2024 год, направленные на реализацию поручений Главы государства, укрепление законности и правопорядка в стране, эффективную борьбу с преступностью и коррупцией, закреплены в решении коллегии.

По сообщению официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
(фото Генеральной прокуратуры)