09.02.2024
Важно качество. Ольга Чуприс о пересмотре нормативных правовых актов министерств и решений органов местного управления
В работе по пересмотру нормативных правовых актов министерств и решений органов местного управления важен качественный подход, отметила в комментарии журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс перед заседанием коллегии Министерства юстиции, на котором рассматриваются итоги деятельности Минюста, органов и организаций, входящих в его систему, в 2023 году и задачи на предстоящий период, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Прошлый год был знаковым в силу того, что мы заканчивали приведение в соответствие законодательства с Конституцией. Мы успешно справились по поручению Главы государства досрочно, выполнили поставленные планы. Все, что сделано государственными органами, оценено очень высоко», – сказала Ольга Чуприс.
Вместе с тем она обратила внимание, что законодательство – это не только Конституция, законы и указы, это и подзаконные акты. Замглавы Администрации Президента отметила, что в этом году предстоит направить работу на устранение возможных несоответствий постановлений правительства, ведомственных нормативных правовых актов и решений органов местного управления в связи с изменениями Конституции.
«Большое количество актов, но надо успеть их пересмотреть, чтобы все законодательство соответствовало Конституции и вытекающим из нее законодательным актам», – добавила Ольга Чуприс.
Замглавы Администрации Президента подчеркнула значимость этой работы также в связи с Годом качества. Она отметила, что это очень важный для всей страны год. «Органы юстиции и в целом правовая система настроены на то, чтобы все действия и решения проводить именно со знаком качества», – сказала Ольга Чуприс.
При этом, как отметил Глава государства в своем выступлении в Узбекистане, белорусы настроены работать качественно не один год, напомнила она. И добавила, что вся правовая система постоянно совершенствуется в этом направлении.
Отдельное внимание Замглавы Администрации Президента обратила на справедливое отношение к гражданам, как того требует глава государства. «Понятие юстиции – понятие справедливости, поэтому и система органов юстиции должна быть настроена на справедливое и качественное отношение к людям», – сказала она.
Ольга Чуприс дала оценку и работе органов принудительного исполнения. «Конечно, подвижки есть, сделано очень много в прошлом году», – сказала она, заметив, что вместе с тем остаются проблемные моменты, поэтому важно уделить этому направлению большее внимание.
Вызывает нарекания у граждан работа риелторов. В этой связи Замглавы Администрации Президента сообщила о том, что будет прорабатываться новый закон, касающийся риелторской деятельности. «В нем мы постараемся предусмотреть такие механизмы, которые бы способствовали реализации принципов справедливости, законности, открытости риелторской деятельности», – подчеркнула она.
Важное направление – осуществление административных процедур, продолжила Ольга Чуприс. Глава государства очень много внимания уделяет этим вопросам. «Прошлый год был посвящен этой теме – выполнению соответствующих поручений Президента. Уже готов проект указа, которым значительно сокращается количество административных процедур», – сказала она, добавив, что огромное их число планируется перевести в цифровой формат.
По информации
БЕЛТА
КС после рассмотрения конституционной жалобы указал на пробел в жилищном законодательстве
Конституционный Суд после рассмотрения конституционной жалобы поручил устранить пробел в законодательстве о праве пользования жилым помещением. Соответствующее решение Конституционного Суда от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В конституционной жалобе гражданка указала, что нарушены ее конституционные права. Она просила проверить конституционность п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса, примененного при рассмотрении гражданского дела с ее участием. В соответствии с указанной нормой переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Заявительнице на праве собственности принадлежит жилое помещение, полученное в наследство по закону. Она обратилась с иском в суд о выселении из этого жилого помещения зарегистрированной в нем сестры прежнего собственника (наследодателя). Решением суда Хотимского района заявительнице отказано в удовлетворении исковых требований.
Гражданка исчерпала все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод при разрешении гражданского дела. Она указала в жалобе, что п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса нарушает нормы Конституции, предусмотренные ч. 2 ст. 21 (о праве на достойный уровень жизни), ч. 2 и ч. 3 ст. 44 (о праве собственности), ч. 1 ст. 45 (о праве на охрану здоровья), ст. 47 (о праве на социальное обеспечение), ст. 58 (о запрете на понуждение к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав).
Проанализировав законодательство, Конституционный Суд пришел к выводу, что исходя из ч .2 ст. 21 ,ч. 6 ст. 44, ч. 1 и ч. 3 ст. 48 во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 23 Конституции, в соответствии с конституционными принципами социального государства, верховенства права, равенства всех перед законом, сохранение права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в рассматриваемом случае отвечает конституционно значимым целям защиты их конституционного права на жилище, принципу соразмерности ограничения прав, учитывая интересы и защиту прав других лиц. Конституционный Суд полагает, что п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса соответствует Конституции.
При этом в Конституционном суде обратили внимание на то, что основания выселения по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением, определены ст. 89 Жилищного кодекса. Так, в соответствии с п. 2 этой статьи бывшие члены семьи собственника жилого помещения, другие граждане, имеющие право владения и пользования жилым помещением и не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, подлежат выселению из него по требованию собственника жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением, а также законодательными актами.
Жилищный кодекс предусматривает также возможность выселения членов семьи бывшего собственника в случае перехода права собственности на жилое помещение к новому собственнику по иным, не связанным с наследованием, основаниям. При этом нормами Жилищного кодекса не установлено право нового собственника жилого помещения, приобретшего право собственности на основании наследования, требовать выселения из этого жилого помещения членов семьи прежнего собственника.
Проанализировав нормы действующего законодательства, Конституционный Суд пришел к выводу о наличии конституционно значимого пробела в правовом регулировании, повлекшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса и ст. 89 Жилищного кодекса, поскольку в системе действующего законодательства не обеспечивается правовая определенность при установлении оснований прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу. Национальному собранию Республики Беларусь надлежит устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом изложенных в решении правовых позиций Конституционного Суда. Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при решении вопросов о сохранении права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в случае перехода права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по наследству необходимо обеспечить соблюдение принципов верховенства права и социальной справедливости.
Решение является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит. Оно вступает в законную силу со дня его принятия.
По информации
БЕЛТА
Министерство юстиции Республики Беларусь обеспечило подписание «IV Большого» Протокола в рамках Высшего Евразийского экономического совета
27 июня 2025 г. в Минске состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием глав государств – членов Евразийского экономического союза.
В 2025 году Республика Беларусь приняла эстафету председательства в органах ЕАЭС уже в третий раз.
Высший Евразийский экономический совет – это высший орган ЕАЭС. Он состоит из глав государств – членов ЕАЭС: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация.
Заседания Высшего Евразийского экономического совета проводятся не реже одного раза в год, его решения принимаются консенсусом.
На заседании Высшего Евразийского экономического совета главами государств – членов Евразийского экономического союза был подписан «IV Большой» Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
«IV Большой» Протокол – это результат кропотливой работы Сводной рабочей группы по совершенствованию положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Координатором работы всех государственных органов Беларуси по подготовке текста «IV Большого» Протокола в рамках деятельности Сводной рабочей группы выступило Министерство юстиции Беларуси.
В IV Большом» Протоколе раскрываются вопросы технического регулирования, обеспечения единства измерений, конкурентной политики, регулирования государственных закупок.
Главные цели документа – устранение пробелов в правовом регулировании и техническая корректировка положений Договора о Евразийском экономическом союзе.
Подписание «IV Большого» Протокола знаменует собой важный шаг на пути к динамичному и перспективному развитию системы права ЕАЭС в целом и является показателем высокой оценки той деятельности, которая проводится в рамках Сводной рабочей группы.
Впереди также предстоит большая работа по реализации положений «IV Большого» Протокола, но уже сейчас можно констатировать, что ЕАЭС сделал очередной большой шаг на пути к главной цели – созданию мощного и эффективного экономического союза.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Елена Моргунова: госорганы проявляют заинтересованность в разрабатываемой программе «Качество 2026–2030»
На этапе разработки проекта программы «Качество 2026–2030» отмечается высокая заинтересованность государственных органов и организаций. Чем это обосновано, на полях панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030» в программе IV Евразийского экономического форума пояснила Председатель Госстандарта Елена Моргунова, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.

(фото – БЕЛТА)
Новый проект связан с программой работы Правительства и программой социально-экономического развития Беларуси.
«Проект состоит из шести разделов (техническое нормирование и стандартизация, системный менеджмент, метрология, подтверждение соответствия, аккредитация, компетентность в области инфраструктуры качества и эффективного менеджмента) и включает более 70 мероприятий, – поделилась информацией Елена Моргунова. – Уже на этапе разработки мы отмечаем высокую заинтересованность в новой программе государственных органов и организаций, что гарантирует ответственный, неформальный подход к ее выполнению».
Так, повышение стандартов качества и конкурентоспособности продукции, достижение технологической самодостаточности будет реализовано через опережающую стандартизацию в приоритетных сферах национальной экономики и создание современной системы национальных эталонов единиц величин.
«Сегодня перечисленное – национальный приоритет, – подчеркнула спикер. – Нам предстоит масштабная работа по актуализации действующих стандартов и созданию новых, обеспечению точности измерений в приоритетных отраслях развития экономики и ее высокотехнологичных сферах, а именно в микроэлектронике и приборостроении, станкостроении и робототехнике, беспилотных системах».
Эти задачи также включены в программу стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года, разработанную Госстандартом и направленную на эффективное развитие национальной инфраструктуры качества, цифровизацию технического регулирования, повышение эффективности контроля качества через внедрение принципов и практики менеджмента качества в процесс цифровой трансформации производства «Качество 6.0».
Как было замечено, качество является важнейшей задачей экономической политики страны. Неслучайно Глава государства объявил 2024-й Годом качества, а 2025–2029 годы – пятилеткой качества.
Елена Моргунова также отметила увеличивающийся в Беларуси интерес к бережливому менеджменту. Как оказалось, в условиях постоянно растущих требований потребителей пищевые предприятия ищут новые подходы к оптимизации своей работе. В данном контексте особую значимость приобретает бережливый менеджмент.
«В Беларуси действует государственный стандарт «Менеджмент качества. Системы бережливого менеджмента. Требования и руководство по применению», который объединяет международный и отечественный опыт. Документ предусматривает четыре уровня требований, что позволяет поэтапно вовлекать в работу по развитию бережливого менеджмента предприятия с разным уровнем подготовки», – добавила руководитель Госстандарта.
Спикер также подробно остановилась на инструментах бережливого менеджмента, их сути и преимуществах, которые наиболее применимы для пищевого производства. Каким же образом внедрение бережливого менеджмента влияет на повышение безопасности и качества продукции? По словам Елены Моргуновой, это достигается путем снижения рисков загрязнения, повышения стабильности процесса, оперативного выявления и устранения несоответствий, улучшения прослеживаемости и вовлечения персонала.
«Бережливый менеджмент не просто набор инструментов, а мышление и философия, которые способны трансформировать пищевое производство, повысить его эффективность, повлиять на улучшение безопасности и качества продукции, укрепить доверие потребителей на разных рынках», – подытожила руководитель Государственного комитета по стандартизации.
IV Евразийский экономический форум проходит 26-27 июня в Минском международном выставочном центре. Зарегистрировались более 2,7 тыс. участников, планирующих свое присутствие в оффлайн- и онлайн-форматах. Форум насчитывает около 290 спикеров и участников дискуссий. Ожидается, что мероприятие осветит всю текущую повестку Евразийского экономического союза и обеспечит всестороннее обсуждение перспектив развития ЕАЭС как на уровне государственных органов, так и с экспертами, академическим сообществом, представителями бизнеса.
По информации
БЕЛТА
Цифровизация, электронная система обмена информацией. Что обсуждал Совет министров юстиции стран СНГ
В Минске прошло 19-е заседание Совета министров юстиции государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ), передает корреспондент
БЕЛТА.
Перед началом заседания участники мероприятия возложили венок и цветы к монументу Победы. «Сегодня было рассмотрено значительное количество вопросов, среди которых обновление правовой основы для взаимодействия между министерствами юстиции стран содружества, новое соглашение о взаимодействии между нашими ведомствами, обсуждались вопросы цифровизации, вопросы, связанные с безбумажным взаимодействием между нашими органами – упрощение процедур оказания правовой помощи между государствами, оказания правовой помощи гражданам и субъектам хозяйствования из наших стран. Важным вопросом в контексте 80-летия Победы в Великой Отечественной войне явилось сохранение исторической правды и памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны», – рассказал Министр юстиции Евгений Коваленко.
Разработан также ряд проектов, работу над которыми ведомства продолжат в последующие годы. «Сегодня речь шла об активной работе по цифровизации деятельности органов загса – это и оцифровка старых записей, и создание новых информационных систем, и взаимодействие между различными системами для того, чтобы граждане в наиболее удобном формате получали соответствующие государственные услуги, начиная, например, с регистрации рождения ребенка до постановки его на учет в сад или получения пособий. Это все должно проходить в удаленном интерактивном режиме с применением самых новых и современных информационных технологий. Каждое государство из наших участников имеет свои интересные наработки. Сегодня, в частности, говорилось о проводимой в Беларуси правовой политике, политике в сфере подготовки нормативных правовых актов. Мы представляли белорусский опыт по урегулированию этих отношении, говорили о подготовленном проекте Закона «О внесении изменений в Закон о нормативных правовых актах Республики Беларусь», об утвержденной главой нашего государства концепции правовой политики. Эти наработки представляют значительный интерес для наших коллег-нормотворцев из министерств юстиции других государств – участников СНГ», – проинформировал руководитель ведомства.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко отметил эффективную работу Совета министров юстиции. «В этом году мы отмечаем юбилей – на протяжении 20 лет этим Советом рассматриваются абсолютно предметные вопросы, которые позволяют осуществлять слаженную работу в плане оказания юридической помощи нашим гражданам, обменяться опытом и оптимизировать процедурные аспекты, которые идут во благо правового сотрудничества между нашими странами. Очень важно, что юбилейное заседание проходит в знаковый для всех наших стран год – Год 80-летия Великой победы, которую одержала наша большая страна в этой страшной войне. В повестке дня заседания был вопрос, где министры юстиции поделились, как в их странах отметили этот великий праздник, соответственно, мы наметили конкретные совместные пути по борьбе с фальсификацией истории для того, чтобы нам отстоять правовое наследие Великой Победы, отстоять не только в нынешнем ключе, но и перед будущими поколениями, это важнейший элемент правовой работы. Страны видят это и будут проводить в этом направлении соответствующую деятельность», – подчеркнул первый заместитель генсека.
Он отметил, что созданная базовая организация действительно объединила адвокатское сообщество в рамках Содружества Независимых Государств. «Ведется четкая методичная работа по налаживанию необходимой правовой помощи, которая оказывается в странах, внедряются в деятельность лучшие практики. На заседании мы обсуждали также вопросы, связанные с цифровизацией работы всей системы юстиции в странах. Одни страны более продвинулись в этом направлении, другие еще наверстывают, но вместе с тем намечен конкретный план действий по цифровизации и, самое главное, по цифровизации нашего взаимодействия в плане реализации конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, т.е. в конкретных прикладных аспектах, которые позволят облегчить и создать необходимую правовую помощь гражданам наших стран. В рамках встречи было рассмотрено 13 абсолютно прикладных и конкретных вопросов, которые позволят в дальнейшем развивать наше взаимодействие», – констатировал Игорь Петришенко.
По итогам заседания совета была подписана концепция создания Единой электронной системы обмена информацией между министерствами юстиции государств – участников СНГ и дорожной карты по ее реализации.
По информации
БЕЛТА