24.12.2024
На Пленуме Верховного Суда судьи обсудят применение Закона об урегулировании неплатежеспособности предприятий
Закон «Об урегулировании неплатежеспособности» действует уже более года. Изменилось не только его название, предыдущий, напомним, звучал как «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», но и сама идеология института неплатежеспособности. Ключевой посыл, который заложен в новый документ, – не закрывать, а помочь выйти предприятиям из трудного финансово-экономического положения, чтобы функционировать и работать дальше, а людям обеспечить рабочие места. Как изменилась работа судов, какова сегодня роль органов местной власти в решении вопросов, связанных с работой проблемных предприятий, рассказал заместитель Председателя Верховного Суда Юрий Кобец.
– Юрий Викторович, как известно, пленум дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства лишь на основе изучения и обобщения судебной практики, но новому закону чуть более года... То, что пленарное заседание уже сейчас обращается к этой теме, говорит о том, что материала для изучения накопилось достаточно?
– Действительно, за этот период накопилось достаточно базы и некоторых наработок, чтобы собрать пленум. Кроме того, необходимость его проведения обусловлена теми новациями, которые предусматривает новый закон. Он кардинально отличается от прежнего. Надо отметить, что Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» был первым на постсоветском пространстве, а Беларусь – пионером в разработке и в практическом применении этого законодательства. Однако со временем мы пришли к пониманию – старый закон устарел. Наша жизнь динамична, условия хозяйствования внутри и ситуация вокруг нас стремительно меняются, потому необходимы уже новые механизмы, которые бы не столько констатировали факт банкротства предприятия, сколько бы предотвращали такие события.
Экономику двигает вперед не ликвидируемые предприятия, а работающие. Самый главный идеологический посыл Закона «Об урегулировании неплатежеспособности» не ликвидация предприятий. Наша цель – помочь им, если они попали в трудное финансово-экономическое положение. Тем более что в этом плане для любого нашего гражданина принципиально важно, чтобы у него была работа. И неважно, в какой форме собственности он занят – в государственной или частной.
К слову, это единственный нормативный акт, проект которого у Президента обсуждался три раза. Подобные прецеденты сложно вспомнить.
– Каковы новые подходы к урегулированию неплатежеспособности, концептуальные отличия, касающиеся компетенции, роли и полномочий суда, рассматривающего экономические дела в этом вопросе?
– Мы полностью отошли от полного судебного сопровождения всех стадий исполнения решений. Это была абсолютно ненормальная ситуация, когда суд исполнял те решения, которые он сам и выносил.
Сейчас в новом законе разделены функции исполнительной и судебной власти. Роль суда, как и должно быть, сводится только к осуществлению правосудия путем установления несостоятельности и банкротства с принятием решения на основании поданного заявления. Также мы рассматриваем все спорные моменты, которые возникают между кредиторами и ликвидатором, чтобы максимально защитить интересы обеих сторон.
Кроме того, одной из новаций являются обязательное прохождение процедуры предупреждения несостоятельности и банкротства и досудебное оздоровление. Поэтому собственники имущества независимо от формы собственности, руководители, учредители, государственные органы обязаны принимать меры в целях предупреждения несостоятельности до обращения в суд на протяжении не менее трех месяцев до подачи заявления должника о несостоятельности или банкротстве.
– Научились ли суды правильно применять новый закон, именно так, как он задумывался?
– Констатировать данный факт приятно – в целом, суды правильно понимают и принимают закон. Надо отметить, что судебной коллегией сделана очень большая работа по разъяснению новелл закона перед его вступлением. Мы провели много семинаров и круглых столов практически в каждой области нашей республики, ответили на вопросы, поступающие не только от судов, но и от других заинтересованных участников процедур ликвидации и санации, в ведомственном журнале вели целую рубрику, где освещали определенные моменты применения этого закона.
Однако, когда мы уже вступили на путь практического применения новелл, возникли дополнительные вопросы, которые нельзя было предусмотреть при подготовке законодательства. Потому наше обобщение судебной практики по применению закона и выявило такие моменты, которые требуют разъяснений с целью единообразного применения на практике всех тех положений, которые были разработаны.
Вопрос, на который мы обратили пристальное внимание, – принятие заявления в суд. Это самая ответственная стадия. От этого зависит дальнейшая судьба движения всей процедуры. С одной стороны, мы не должны допустить ситуации, когда будем работать абсолютно со всем, а с другой стороны – нельзя упустить что-то важное, то, что должно приниматься судом. В связи с этим мы получали много жалоб как в апелляционном, так и в кассационном порядке именно на эту стадию.
– К слову, если к заявлению не приложены все необходимые документы, которых в перечне достаточно много, суд вправе истребовать их самостоятельно или он возвратит заявление?
– Есть одно исключение, когда суд может запросить их сам, – в ситуации, где у должника есть обязанности обратиться в суд с заявлением о своей экономической несостоятельности. Во всех остальных случаях обязанность подготовить документы лежит на заявителе.
– Что еще должен сделать суд на этапе разрешения вопроса о принятии заявления о несостоятельности?
– Прежде всего проверить полноту и правильность поданных документов и выяснить причину, в связи с чем подается такое заявление. Думаю, я не открою большую тайну, если скажу, что иногда мы сталкиваемся со злоупотреблением таким правом. Есть разные подходы к ведению предпринимательской деятельности, и некоторые из них подразумевают недобросовестное поведение в части подачи заявления, которое направлено не на разрешение ситуации, а наоборот – на создание определенных проблем у своих кредиторов.
– А кто принимает решение о назначении антикризисного управляющего? Какие меры реагирования принимаются на нарушения, допущенные ими?
– Окончательное решение о выборе кандидатуры антикризисного управляющего принимает суд. Именно он выступает как беспристрастный орган, который действует в интересах всех сторон в процессе. Кроме того, законодательно предусмотрены механизмы, позволяющие суду отклонить любую кандидатуру по основаниям недоверия.
– Новый закон расширил возможности института финансового оздоровления предприятий – санации. Когда суд принимает решение о признании должника несостоятельным и введении санации?
– В том случае, если видны перспективы выхода предприятия из того тяжелого финансового положения, в котором оно оказалось. Процедура такая: предприятие разрабатывает план санации, далее его защищают, образно говоря, в исполкоме, а после в суд – тут уже оценивают его обоснованность и перспективу реализации в установленные сроки.
Здесь большую роль играют местные органы власти и управления, которые, во-первых, изначально должны определиться, какую роль играет предприятие в регионе, насколько оно важно. Также именно они согласовывают планы оздоровления предприятий. Самое главное, планы обязаны быть реальными в выполнении. Иначе через суд они не пройдут. Дополню, что за год у нас не так много случаев, когда в санацию идут предприятия, поскольку это очень тяжелая и кропотливая работа.
– В конце октября этого года на заседании Совета по развитию предпринимательства Первый заместить Премьер-министра Николай Снопков сказал, что «идеология следующей пятилетки – дебюрократизация в широком смысле слова и создание условий для экономического рывка». На Ваш взгляд, насколько в этом контексте важна судьба предприятий, которые находятся на стадии кризиса?
– Только работающие субъекты хозяйствования могут обеспечить работу экономики. А убыточные сделать этот «экономический рывок» точно не смогут. Поэтому важно знать природу тех проблем, которые существуют на них. Лечить надо не следствие, а причину. Наш закон и судебное разбирательство на нее и нацелены. Всякий раз, когда поступает заявление в суд, мы разбираемся, что случилось, какие просчеты были допущены руководством предприятия. А условия для успешного развития создаются в том числе стабильной, устойчивой и понятной судебной практикой. Когда люди точно знают алгоритм действий, как им поступить в различных ситуациях, они способны очень быстро и правильно реагировать на вызовы.
Дарья Готовко, «
СБ. Беларусь сегодня», 24 декабря 2024 г.
Доработку законопроекта о госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования обсудили на заседании в Палате представителей
28 октября 2025 г. состоялось заседание рабочей группы по доработке проекта Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (второе чтение).
Заседание провел председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Николайкин В.П.
Основная повестка заседания касалась итогов рассмотрения законопроекта экспертным советом при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Предложения экспертного совета были рассмотрены с участием представителей Министерства юстиции, Верховного Суда Республики Беларусь, Секретариата Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь.
Законопроект был в целом поддержан членами экспертного совета. По отмеченным предложениям, касающимся, в частности, оптимизации процедуры ликвидации, установления единой очередности расчетов по выплате заработной платы и перечислению денежных сумм, удержанных из заработной платы работников по их заявлению, и др. приняты соответствующие решения.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Министр труда и соцзащиты Наталия Павлюченко – о том, как меняется облик белорусской семьи
Как выстроить гармоничную цепочку «карьера – ребенок», насколько популярен двухнедельный «отцовский отпуск» по уходу за новорожденным и благодаря чему у нас не прижилась философия чайлдфри – об этом поговорили с Министром труда и социальной защиты Наталией Павлюченко.
Наивысшие жизненные ценности
– Насколько белорусы – семейные люди? Судя по статистике, важно ли для нас наличие законного брака, детей?
– Когда я думаю о белорусских семьях, на ум приходит душевное старинное слово «домочадцы». Оно подразумевает «дом» не просто как некие стены, а именно домашний очаг. И «чадо» – дитя, ради которого во многом этот очаг и сохраняется. Слово прекрасно передает самую суть: семья – это когда есть и дом в смысле общего духовного пространства, и дети, которые наполняют его смыслом.
Современная статистика подтверждает эту глубокую связь. Сегодня в Беларуси около 2,6 миллиона семей, почти в каждой второй растут дети. А если обратиться к последним исследованиям наших социологов из НАН, проведенным в феврале 2025 года, то мы увидим поразительное единство: для 68,8 процента белорусов наивысшая жизненная ценность – это дети, а для 65,1 процента – сама семья. Это ведь о многом говорит, правда? Наше представление о счастье неразрывно связано с семьей, в центре которой всегда находится ребенок.
Правда, молодежь сейчас вступает в брак не торопясь, «по любви и по разуму», как говорили в старину. Если в нулевых невестами становились в 22–23 года, то сегодня – ближе к 27. А возраст женихов приблизился к 29 годам. Это мировой тренд, но у нас он имеет свою особенность: отложив брак ради образования и карьеры, белорусы практически никогда не отказываются от самого института брака, особенно когда речь заходит о рождении ребенка. У нас в зарегистрированном браке рождается более 85 процентов детей. Это отражение коллективной мудрости, понимания, что прочный союз дает ребенку не только любовь, но и чувство защищенности, ту самую «крепость».
По моему мнению, белорусская семья впитывает лучшее из мирового опыта, становясь более осознанной и зрелой, но при этом стойко хранит свою главную, сокровенную ценность – быть пристанью душевного покоя, тем местом, где тебя любят и ждут не по необходимости, а по велению сердца. И задача в том числе государства – помогать семьям быть крепче.
– Как сейчас обстоят дела с рождаемостью – возникший тренд на многодетность замещает движение чайлдфри?
– Суть белорусской семьи остается прежней, но ее облик меняется. Если раньше рождение первенца в 20–22 года было нормой, то сегодня средний возраст матери при рождении первого ребенка приблизился к 28 годам. Это мировая тенденция, и мы здесь не исключение. Но при этом нас радует настоящий ренессанс многодетности. За последнее десятилетие количество семей, воспитывающих троих и более детей, выросло на впечатляющие 70 процентов. Сегодня свыше 120 тысяч белорусских семей являются многодетными, и в них растет каждый четвертый ребенок страны.
Что касается движения чайлдфри, то оно не стало для Беларуси значимым явлением. Согласно последним исследованиям, сознательную бездетность как жизненный идеал разделяет менее 1 процента населения. Гораздо более актуальной проблемой, о которой мы говорим с особой деликатностью, является вынужденная бездетность. Около 14 процентов супружеских пар сталкиваются с трудностями при зачатии. Эта тема особенно обостряется с возрастом, поэтому так важно сохранять свое репродуктивное здоровье и вовремя обращаться за помощью.
Интересно, что даже на фоне общего демографического спада, характерного для всей Европы, в белорусском обществе сохраняются очень четкие и оптимистичные репродуктивные установки.
Для большинства наших граждан идеалом по‑прежнему остается семья с двумя‑тремя детьми. Эта глубокая внутренняя потребность в продолжении рода, эта естественная радость от детского смеха в доме и есть наша главная опора в построении будущего страны.
Для личной реализации помех нет
– Какие в стране созданы условия для совмещения карьеры и материнства?
– Государством создана система поддержки, которая стала для мам и пап надежным тылом. Она начинается с прочного фундамента – трудовых гарантий, которые для родителей маленьких детей становятся своего рода подушкой безопасности. К примеру, если беременной женщине по медицинским показаниям требуется более легкая работа, то ее переводят с сохранением прежнего заработка. А для кормящих мам предусмотрены особые перерывы (помимо обеденного) – не менее получаса каждые три часа.
Другая сторона медали – гибкость, которую мы стремимся внедрить в саму организацию труда. Понимаем, что родительству не всегда подходит график «с девяти до шести». Так, с 2020 года дистанционная работа получила в Беларуси официальный статус. Теперь можно, условно говоря, уложить ребенка спать и завершить рабочий проект за домашним компьютером. Режим гибкого графика позволяет смещать начало и окончание рабочего дня, чтобы успеть отвести малыша в сад или кружок.
Особой строкой в этом перечне мер стоят социальные отпуска. Отпуск по беременности и родам, продолжительный отпуск по уходу за ребенком до трех лет с сохранением рабочего места – это то драгоценное время, которое родители могут полностью посвятить самому важному. Мы рады, что все больше мужчин пользуются своим правом на «отцовский отпуск» – до 14 дней после рождения ребенка. Хотя его оплата и необязательна, наши исследования показывают, что каждое пятое предприятие уже делает этот шаг навстречу своим сотрудникам, а каждое четвертое предоставляет даже более длительный отпуск.
– Все наслышаны о бонусах для многодетных, но, когда женщина впервые становится матерью, для нее тоже предусмотрено хорошее подспорье.
– Государство стремится стать надежным партнером для молодой семьи с самых первых шагов. Начинается все с медицинского сопровождения – дородовое наблюдение, роды и патронаж новорожденного полностью бесплатны. Это база, которая позволяет будущей маме чувствовать себя в безопасности.
Финансовая сторона также продумана: существует единовременная выплата за постановку на учет на ранних сроках, пособие по беременности и родам. И здесь важно отметить существенные изменения, которые произошли в этом году. Мы значительно усилили поддержку тех, кто только начинает свой профессиональный путь или совмещает материнство с учебой.
Если раньше молодая женщина, не успевшая наработать достаточный стаж, получала пособие в размере 50 процентов от бюджета прожиточного минимума, то сейчас оно рассчитывается от минимальной заработной платы и составляет 736 рублей в месяц – это более чем трехкратное увеличение. Студентки теперь получают 100 процентов от БПМ вместо прежних 50. Было принципиально важно поддержать именно молодых женщин, которые зачастую сталкиваются с наибольшими экономическими сложностями.
После рождения ребенка вступают в силу другие не менее важные механизмы. Право на отпуск по уходу за ребенком до трех лет с сохранением места работы и ежемесячной выплатой – это фундаментальная гарантия, позволяющая маме посвятить себя заботе о малыше. Либо папе, если мама решила выйти на работу или продолжить получение образования в дневной форме.
А когда заканчивается отпуск по уходу за ребенком, государство продолжает нести значительную часть расходов на дошкольное образование – родители оплачивают лишь питание ребенка в саду, что составляет 13–17 процентов от реальной стоимости, все остальное содержание компенсируется из бюджета.
Конечно, объем поддержки возрастает с рождением второго и последующих детей, что логично и справедливо. Но та основа, которая создается для семьи с первым ребенком, – это полноценный набор инструментов, который помогает молодым родителям уверенно стоять на ногах. Мы понимаем, что современная молодежь стремится сначала получить образование, построить карьеру, и именно поэтому стараемся создать такие условия, чтобы материнство не воспринималось как риск или помеха личностной реализации, а становилось желанной и поддерживаемой обществом и государством новой главой жизни.
Путь к ответственному отцовству
– Мамы и папы практически уравнены в правах: и те и другие могут взять декретный отпуск, оплачиваемый больничный. Чего нам еще не хватает, чтобы отцы были более погружены в семейные дела?
– С юридической точки зрения мы создали практически симметричные условия для отцов и матерей. Право на отпуск по уходу за ребенком до трех лет, оплачиваемые больничные по уходу за заболевшим малышом – все это в равной степени доступно и папе, и маме. Закон предоставляет семье свободу выбора: кто из родителей на данном этапе станет главным помощником для ребенка.
Однако на практике ситуация складывается немного иначе. Всего около 1 процента отцов оформляют длительный отпуск по уходу за ребенком. Для большинства по‑прежнему актуальна модель «мужчина-добытчик», где главная задача отца – материальное обеспечение семьи. Уровень занятости женщин у нас традиционно высок, но домашние заботы и уход за детьми часто по-прежнему воспринимаются как преимущественно «женская территория». 59,2 процента белорусок считают, что забота о доме и детях должна быть общей обязанностью. Среди мужчин такое мнение разделяют пока 47,7 процента, а более половины все еще видят это как женскую миссию.
Но мы наблюдаем естественный процесс перехода к новым моделям семьи, где партнерство строится на гибкости и взаимной поддержке, а не на жестком закреплении ролей.
Так, популярность краткосрочного «отцовского отпуска» продолжительностью до 14 дней выросла с 2 процентов в 2020 году до 10 процентов в 2024-м. Это очень важный момент, когда папа может полностью погрузиться в заботу о новорожденном и поддержать супругу в самый ответственный период.
– День отца – молодой праздник, установленный Указом Президента в 2022 году. Как считаете, он помог папам почувствовать себя более значимыми и, соответственно, проявлять больше активности?
– Когда мы впервые отмечали День отца, для многих это было скорее красивой новостью. Но сегодня я вижу: этот праздник наполняется живыми смыслами и реальными историями. Он становится своего рода лакмусовой бумажкой, которая показывает, как меняется роль отца в нашей жизни.
Конечно, путь к ответственному отцовству долог. Исследование 2020 года показало, что в среднем папы проводят с детьми около трех часов в выходные и еще меньше в будние дни. Но что гораздо важнее – две трети отцов признались, что хотели бы проводить с детьми больше времени. Главным препятствием они называют работу и другие обязанности. А каждый третий отец говорил о потребности в более глубоком эмоциональном контакте, в доверии и теплоте со стороны ребенка. Это очень показательно: современные папы хотят не просто «присутствовать», а быть по‑настоящему близкими со своими детьми.
Мы поддерживаем это движение разными способами. Например, более популярными становятся курсы для будущих родителей, где папы – полноправные участники. С 2009 года в стране работают «папа-школы» – уникальные проекты, где мужчины делятся опытом отцовства. Но, пожалуй, самое показательное открытие последних лет касается влияния отцов на демографическую ситуацию.
Оказалось, что репродуктивные планы мужчин напрямую влияют на вероятность рождения детей в семье. При твердом намерении отца завести ребенка эта вероятность возрастает в 7,6 раза! Это колоссальная цифра, которая заставляет нас по‑новому взглянуть на роль мужчины в вопросах планирования семьи.
Так что День отца – это признание того, что любящий, вовлеченный отец не просто «помощник матери», а самостоятельная огромная сила, которая способна сделать детей счастливее, укрепить брак и даже повлиять на будущее всей страны. И я вижу, как все больше белорусских мужчин открывают для себя эту истину.
Новый уровень корпоративного доверия
– Несколько лет назад стартовала инициатива «Компания, дружественная родителям». К ней присоединяется все больше организаций. Какие значимые результаты вы бы отметили сейчас?
– Инициатива «Компания, дружественная родителям» становится полноценным общественным движением, которое меняет саму философию отношений между работодателем и сотрудниками. Мы начинали эту работу в 2021 году и ставили перед собой амбициозную цель: показать, что забота о сотрудниках с детьми – это не социальная нагрузка, а стратегические инвестиции в стабильность и лояльность коллектива. Сегодня, видя, что к инициативе присоединились более 180 организаций из самых разных отраслей, можно с уверенностью сказать: идея нашла живой отклик.
Компании-участницы внедряют прорывные практики. Понимая, что жизненные трудности сотрудника влияют и на его профессиональную эффективность, организуют консультации психологов по вопросам воспитания подростков или ухода за пожилыми родственниками. Одни предлагают «каникулы для заботы» – неоплачиваемые перерывы в карьере для ухода за детьми, что особенно актуально для молодых отцов. Другие создают коворкинги, куда можно при необходимости привести ребенка, или частично компенсируют расходы на няню.
Особую значимость инициативе придает трехстороннее Соглашение с Федерацией профсоюзов и Конфедерацией промышленников. Этот шаг превратил инициативу в общенациональный стандарт социально ответственного бизнеса. Для компаний практический инструмент: эксперты помогают провести детальный аудит корпоративной среды, выявить «точки роста» и внедрить именно те меры поддержки, в которых больше всего нуждаются конкретные сотрудники – будь то гибкий график для родителей первоклассников или программы адаптации для работников, возвращающихся из отпуска по уходу за ребенком.
Но, пожалуй, самый важный результат – это меняющаяся корпоративная культура. Когда руководитель сам предлагает папе новорожденного воспользоваться оплачиваемым «отцовским отпуском», когда в коллективном договоре появляется пункт о возможности работать из дома в период болезни ребенка – это формирует совершенно новое качество доверия между работодателем и сотрудником.
И в этом смысле дружественная к родителям компания – это не просто организация с хорошим социальным пакетом. Это сообщество, где ценят семью как основу будущего, где понимают, что счастливый родитель – это эффективный и мотивированный специалист. Те 180 компаний, которые уже встали на этот путь, – это настоящие пионеры, чей опыт мы будем масштабировать на всю страну.
Оксана Невмержицкая, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 октября 2025 г.
Министр экономики – о новых подходах к разработке плановых документов и стратегических задачах развития Беларуси
Недавно Президиум Совета Министров рассмотрел два системных документа: Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год и Программу социально-экономического развития страны на 2026–2030 годы. Сейчас идет завершающий этап их доработки. О новых подходах к разработке плановых документов и стратегических задачах развития страны в будущем пятилетии рассказал Министр экономики Юрий Чеботарь.

Чтобы развитие было устойчивым
– При формировании стратегических документов мы опирались на систему планирования, четко выстроенную в обновленном Законе «О государственном прогнозировании и государственном планировании». К вопросу подошли комплексно – в сжатые сроки был разработан весь пакет документов.
В июне Правительством была одобрена Национальная стратегия устойчивого развития на период до 2040 года – документ верхнего уровня. Параллельно подготовлен комплексный прогноз научно-технического прогресса до 2045 года.
Второй уровень – планирование на среднесрочный период – новая пятилетка. Это большой объем документов: программа социально-экономического развития страны до 2030 года, 20 государственных, 17 отраслевых программ в сопряжении с 39 научными и 7 региональных программ в увязке с системой стандартов качества жизни.
В рамках подготовки Программы социально-экономического развития на 2026–2030 годы мы внедрили принципиально новый подход к формированию и реализации программных документов. Главное отличие – в архитектуре и философии планирования. Все показатели программы-2030 находят отражение в других системных документах.
При определении задач на пятилетку сформулировали три основных принципа: вертикализация, централизация и персонализация.
Вертикализация – это сквозное прохождение каждой задачи через все уровни программных документов: из НСУР – в программу пятилетки – в госпрограммы и так далее. Это обеспечивает согласованность действий и исключает дублирование.
Централизация означает концентрацию всех ресурсов на достижении основных приоритетов.
Персонализация подразумевает ответственность за результат конкретных должностных лиц: за каждое направление отвечает курирующий вице-премьер, а за выполнение соответствующих госпрограмм – профильные министры.
По сути, мы впервые увязали все документы в единую систему. Каждая задача теперь имеет цифровой индикатор, исполнителя и механизм реализации. Это позволяет видеть, кто, что и когда должен сделать для достижения поставленных целей, а также обеспечить прозрачность, управляемость и результативность на всех уровнях.
Формируя программный документ нового пятилетия, во главу угла мы ставили стратегические задачи, обозначенные Президентом в своей предвыборной программе. Также учитывали результаты социологического исследования ожиданий граждан, предложения науки и бизнес-сообщества, глобальные тенденции и концептуальный подход Правительства, что документ должен отвечать запросам общества, быть реалистичным и достижимым.
Все предложения объединили в программе в пять приоритетов и погрузили в семь укрупненных разделов по направлениям:
развитие человеческого потенциала – образование, медицина и труд;
качество жизни – транспорт, дороги, инфраструктура, жилье;
конкурентоспособность промышленности за счет науки.
Ключевое направление по запросам общества – «Развитие человеческого потенциала». Здесь решаем целый комплекс вопросов – от повышения рождаемости и поддержки семей с детьми, роста уровня медицинского обслуживания до подготовки молодых специалистов под потребности экономики и обеспечения их быстрого входа на рынок труда.
Под «новыми стандартами качества жизни» мы подразумеваем переход от действующих минимальных соцстандартов к комфортным. Это главным образом хорошие дороги, доступный транспорт, услуги ЖКХ, благоустройство и, конечно же, строительство жилья.
Одним из резервов роста экономики является сфера услуг. Ключевое направление – туризм. Его вклад в ВВП должен удвоиться, что обеспечит высокую динамику в смежных отраслях: транспорте, розничной торговле, общепите. Помимо этого, стоят задачи по развитию финансового рынка, креативных индустрий, а также торгово-сервисной инфраструктуры.
Направление «Цифровизация» предусматривает комплекс стимулов для разработки и широкого внедрения отечественного софта, цифровизации производственных процессов на предприятиях, админпроцедур для бизнеса и жизненных ситуаций граждан.
Вопросам «технологической самодостаточности» уделено особое внимание в отраслевых и научных программах. Сквозные требования: инвестиционное наполнение, увязка производства и экспорта, автоматизация и роботизация, внедрение бережливого производства для снижения затрат и повышения операционной эффективности.
«Уникальность каждого региона» мы видим в устойчивом взаимосвязанном развитии территорий с опорой на компетенции, сильные стороны и уникальность каждой области. К примеру, в Брестской и Гомельской областях основной акцент – на развитии Припятского Полесья, в Могилевской – юго-восточного региона, в Минской – Минский промышленный пояс и города-спутники.
Реализация направления «Экология и рациональное природопользование» предусматривает рост использования ТКО до 70 процентов, отходов производства – не менее 90 процентов.
Планы поставили амбициозные, но выполнимые. К примеру, посчитали, что у нас есть возможность построить за пять лет около пяти миллионов квадратных метров арендного жилья. Или туризм: какие объекты, инфраструктуру необходимо построить для его развития? Каскадировали показатели, оцифровали в денежном эквиваленте и рассчитываем, что отрасль гостеприимства может за пять лет прирасти в два раза. И так по каждому приоритету и направлению.
Но хочу отметить: будущая пятилетка – не гонка за показателями. Это про людей, про то, как они живут, работают, растят детей. Ключевое – обеспечить новое качество жизни нашим гражданам, повысить комфортность среды для предприятий и бизнеса. А динамика, проценты, квадратные метры и тонны – это не цель, а результат. Выполним планы по реализации приоритетов, обеспечим рост и ВВП, и экспорта, и, самое главное, доходов населения.
В наступающей пятилетке мы решили изменить подход, понимая, что граждан по большому счету не интересуют макроэкономические показатели. Об экономике и ее успехах они судят по уровню своей жизни, своим «бытовым ощущениям». «Числовые ряды» нужны для управленцев, чтобы видеть ситуацию и принимать правильные решения.
Поэтому в приоритете «Сильные регионы» мы ввели новый принцип комплексной оценки его выполнения. Будем смотреть не только на текущую динамику, но и в разрезе нескольких пятилеток, чтобы развитие было устойчивым, без резких скачков, когда стремительная динамика в моменте сменяется значительными снижениями. Вторым критерием является выполнение социальных стандартов. И третьим – оценка жителей региона: на основе социологических исследований анализировать эффективность работы местной власти. Такую методику оценки развития регионов начнем внедрять в следующем году.
Точки роста
– Насколько в вышеописанную модель вписывается проект Прогноза социально-экономического развития на 2026 год?
– Он является неделимой составляющей пятилетки: все его мероприятия погружены в ПСЭР-2030. Такой подход будет применяться при разработке последующих годовых прогнозов.
В прогнозе-2026 мы исходили из трендов развития мировой экономики, наших ключевых партнеров: России, Китая, стран Африки и Азии. Сверили часы с коллегами из Российской Федерации, обсуждали проблемные аспекты, взаимные точки роста. Определены ключевые параметры. Все они разбиты на конкретные задачи.
Традиционно задачи будут достигаться за счет выполнения производственной, инвестиционной и экспортной программ. Рост экономики на 2,8 процента планируется обеспечить с помощью положительной динамики реального сектора, а также реализации потенциала услуг. В частности туристических. Их доля в ВВП страны должна достигнуть 2,6 процента. Поэтому делаем акцент на развитие инфраструктуры отдыха, в первую очередь средств размещения. Разработан кредитный продукт «Туристический потенциал». Средства будут направляться на строительство и модернизацию санаторно-курортных и оздоровительных комплексов, гостиниц, развитие кемпингов, глемпингов, других объектов. Хочу отметить, что туризм обладает большим мультипликативным потенциалом и позитивно влияет на другие отрасли: транспорт, общественное питание.
Туристические потоки создают дополнительный спрос на внутреннем рынке и являются фактически одним из каналов экспорта нашей продукции.
Еще одно ключевое направление – IT-сфера. Здесь основные задачи – импортозамещение и переход на белорусское программное обеспечение. Тем самым мы решаем сразу несколько задач. Во-первых, повышаем технологическую безопасность. Во-вторых, снижаем расходы на закупку импортных программных решений, которые в прошлые годы были достаточно значимыми. В-третьих, стимулируем цифровизацию производственных процессов в реальном секторе. А это существенное сокращение издержек для бизнеса. Также предусматривается перевод практически половины наиболее востребованных административных процедур в электронный формат, что должно упростить ведение бизнеса, снизить транзакционные издержки и затраты на администрирование.
Ключевая ставка – на отечественного инвестора
– Развитие экономики невозможно без инвестиций. В будущем году планируем нарастить объем вложений на 3,1 процента. За счет чего обеспечим выполнение такого плана?
– Учитывая реалии, ключевую ставку делаем на нашего инвестора. Особенно если речь идет о проектах по повышению технологической безопасности, модернизации и техперевооружении.
На реализацию таких бизнес-идей в следующем году намерены направить 2/3 совокупного объема инвестиций. Сформирован перечень из более 600 приоритетных проектов, в том числе 15 крупных. Свыше 100 проектов в рамках «Региональной инициативы», включая туристическую индустрию. Также предусматривается в 2026-м завершить около 120 уже начатых интеграционных и импортозамещающих проектов, а также проектов инициативы «Один район – один проект».
Среди других приоритетов государственной инвестиционной политики – строительство инфраструктуры и жилья, в том числе арендного.
Но, рассчитывая в первую очередь на собственные силы, мы открыты для иностранных инвесторов, готовых взаимодействовать с нашей страной на долгосрочной взаимовыгодной основе. Бизнес-идеи, нацеленные на создание в Беларуси новых производств и продуктов, будут получать всю необходимую поддержку с нашей стороны в рамках инструментов обновленного инвестиционного законодательства.
В целом такая стратегия сотрудничества приносит результат: в прошлом году ПИИ на чистой основе выросли на 4 процента, достигнув 1,7 миллиарда долларов. Положительная тенденция наблюдается и в 2025-м.
Акцент – на опережающий рост услуг
– Наша экономика является открытой, поэтому экспорт – один из важнейших факторов, от которого зависит ее развитие, равно как и рост доходов наших людей…
– В следующем году ставим задачу увеличить экспорт товаров и услуг на 3,7 процента. Акцент – на опережающий рост услуг. Продолжим работу по наращиванию поставок в страны СНГ и дальней дуги. При этом необходимо укрепить свое присутствие на ключевом для нас российском рынке.
Для выполнения этих задач будут задействованы ресурсы наших флагманов, потенциал частного бизнеса.
Достижение ключевых макроэкономических показателей позволит обеспечить рост реальных располагаемых доходов населения на 4,8 процента. Планируется повышение социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия) и зарплат в бюджетной сфере.
Владимир Волчков, «
Рэспубліка», 10 октября 2025 г.
Юрий Чеботарь об урегулировании неплатежеспособности: большинство частных организаций выходит самостоятельно
Усилия государства по урегулированию неплатежеспособности предприятий направлены на сохранение трудовых коллективов. Об этом заявил журналистам Министр экономики Юрий Чеботарь на полях международной научно-практической конференции «Урегулирование неплатежеспособности: тенденции и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Татьяны Матусевич, БЕЛТА)
«Законодательство в области несостоятельности, банкротства рассматриваем в комплексе с другими сферами. В последние годы приняли очень много нормативных актов, чтобы реагировать на возможные внешние вызовы, которые связаны с санкционным давлением. Ключевое для экономики, на что обращаем внимание, – каждое предприятие должно сегодня работать», – сказал Юрий Чеботарь.
Он подчеркнул, что со своей стороны государство – министерства совместно с местными органами власти – прилагает максимальные усилия, чтобы сохранить трудовые коллективы и экономический потенциал.
В Беларуси с 1 октября 2023 г. действует новый Закон «Об урегулировании неплатежеспособности». Он полностью заменил собой прежний Закон – «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
«Что действительно нам удалось, когда мы обновили законодательство, – проактивная позиция в целях сохранения предприятий. Зарубежные коллеги отмечают прогрессивность закона. Мы видим, что максимальное количество частных организаций выходит самостоятельно (из кризиса. – Прим. БЕЛТА), когда есть необходимость в санации, в спасении своего бизнеса, в том числе с помощью государства», – отметил Юрий Чеботарь.
Министерство экономики совместно с местными властями мониторит работу организаций, чтобы досудебная процедура была максимально задействована, чтобы минимальное количество предприятий уходили в банкротство, ликвидацию, а сохраняли работоспособность. Также усилены требования к антикризисным управляющим, полномочия министерств в части принятия дополнительных мер, внесения нормативных актов, чтобы регуляторика в отраслях была комфортной для реального сектора.
«В принципе, результаты нас устраивают. Оценка хорошая. Увеличился и объем возмещения кредиторам средств, и есть успешные примеры санации», – подчеркнул Юрий Чеботарь, добавив, что законодательство позволяет влиять на собственников, чьи неправильные действия приводят предприятия к кризису.
Министр экономики на пленарной сессии конференции озвучил несколько трендов, наблюдаемых за период действия закона. Так, количество организаций госсектора с высоким риском банкротства сократилось на 2,8 %. Выручка на санируемых предприятиях выросла в 1,5–2,5 раза. Доля удовлетворенных требований кредиторов увеличилась с 10 % в 2022 году до 41,5 % в I полугодии 2025 года.
В числе перспективных направлений совершенствования нормативной базы Юрий Чеботарь назвал повышение роли собраний кредиторов, увеличение полноты отчетности в реестре о банкротстве, повышение требований к компетенции управляющих и операторов торговых площадок, упрощение условий заключения мировых соглашений, введение инструмента «конвертация долгов в акции».
«Это только часть законодательной работы, которую предстоит проделать. При этом сохранение предприятий, повышение их эффективности, активное участие государства на всех этапах, дальнейшая цифровизация процессов – векторы правового регулирования, которые остаются неизменными», – отметил Министр.
Международная научно-практическая конференция организована Верховным Судом Республики Беларусь. В ней принимают участие руководители и судьи Верховного Суда, представители Совета Республики Национального собрания, Администрации Президента Республики Беларусь, Исполнительного комитета СНГ, Суда Евразийского экономического союза, Министерства экономики Беларуси, судебных органов Ирана, Казахстана, Китая, России, Таджикистана, Узбекистана.
По информации
БЕЛТА
Ольга Чуприс о законодательстве в урегулировании вопросов неплатежеспособности: задача – помочь выйти из кризиса
В Беларуси все усилия госорганов направлены на то, чтобы создать условия для выхода неплатежеспособных предприятий из кризиса. Об этом заявила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Беларуси Ольга Чуприс на полях международной научно-практической конференции «Урегулирование неплатежеспособности: тенденции и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Татьяны Матусевич, БЕЛТА)
«Казалось бы, очень узкая тематика, но на самом деле она затрагивает всех – каждого гражданина нашей страны и даже наших зарубежных партнеров. Понятие экономической несостоятельности достаточно сложное с точки зрения экономики и права», – отметила Ольга Чуприс.
Замглавы Администрации Президента пояснила, что когда предприятие заявляет о своей экономической несостоятельности, то, соответственно, ущемляются интересы работников (может быть не выплачена заработная плата), контрагентов, кредиторов, банков, государственного бюджета, участников внешнеэкономических сделок, если такие совершались, то есть неплатежеспособность влияет на огромный круг субъектов.
«Вот почему Глава государства несколько лет назад пристальное внимание уделил этой теме. И на одном из совещаний, которое было посвящено новой редакции закона о банкротстве (именно так он назывался), Президент сказал, что наша задача состоит в том, чтобы мы не банкротили предприятия, а помогали им выйти на стабильную работу. Исходя из этого была перекроена концепция закона. Он получил другое название, и все усилия государственных органов в настоящее время направлены на то, чтобы создать условия для выхода предприятий из состояния неплатежеспособности, чтобы они участвовали в экономике, создавали добавочный продукт, работали в интересах людей», – добавила Ольга Чуприс.
Рассмотрение дел в суде – последняя инстанция: значит, не получилось помочь. Тогда не исключено банкротство. «Тема настолько важна, что ей уделяют пристальное внимание и в Республике Беларусь, и наши зарубежные партнеры. Отсюда и достаточно большой пул участников конференции. Такая заинтересованность свидетельствует, что тема живая и требует обсуждения», – отметила Ольга Чуприс.
Она добавила, что обновленное законодательство работает уже два года. Есть вопросы для рассмотрения исходя из правоприменительной практики, в частности о возможностях медиации в этом процессе (уточнения прав, обязанностей, процедур).
Международная научно-практическая конференция организована Верховным Судом Республики Беларусь. В ней принимают участие руководители и судьи Верховного Суда, представители Совета Республики Национального собрания, Администрации Президента Республики Беларусь, Исполнительного комитета СНГ, Суда Евразийского экономического союза, Министерства экономики Беларуси, судебных органов Ирана, Казахстана, Китая, России, Таджикистана, Узбекистана.
По информации
БЕЛТА