В 2025 году Беларусь будет председательствовать в Совете руководителей национальных органов по стандартизации стран ЕАЭС
Об этом стало известно на 14-м заседании Совета руководителей национальных органов по стандартизации стран ЕАЭС, которое прошло сегодня в онлайн-режиме.
В 2025 г. Беларусь будет председательствовать в органах ЕАЭС на ротационной основе, в том числе в Совете руководителей национальных (государственных) органов по стандартизации государств – членов ЕАЭС. Совет возглавит Елена Моргунова, Председатель Государственного комитета по стандартизации Беларуси.
К слову, руководителем Росстандарта Антоном Шалаевым было подмечено, что впервые советы по стандартизации в рамках и ЕАЭС, и СНГ будет возглавлять одна и та же страна и, соответственно, один и тот же руководитель профильного ведомства (Елена Моргунова до середины 2025 г. является председателем Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) стран СНГ).
В таком совпадении есть положительный знак: это может стать важнейшим этапом в дальнейшем сближении двух площадок для работы на благо экономик и граждан.
Повестка 14-го заседания Совета руководителей национальных органов по стандартизации стран ЕАЭС включала семь вопросов.
Все они были рассмотрены в формате живой дискуссии, по результатам которой приняты следующие решения.
Так, результаты оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов ЕАЭС будут являться основой для подготовки изменений в данные документы. Для этой цели планируется внести изменения в три решения Совета Евразийской экономической комиссии, которые касаются порядков разработки технических регламентов Союза, перечней стандартов к ним и координации работ по стандартизации на евразийской площадке.
Следует отметить, что в настоящее время подготовлен план оценки научно-технического уровня 29 действующих технических регламентов.
Большое внимание участники уделили результатам мониторинга по реализации странами программ по разработке межгосударственных стандартов (ГОСТ) к техническим регламентам, а также причинам неисполнения работ в срок. Для выстраивания более эффективной и упреждающей работы принято решение возникающие проблемы по соблюдению сроков разработки стандартов рассматривать в рамках подкомитета по стандартизации. Участники также сошлись во мнении, что необходимо усилить исполнительскую дисциплину, подходы к планированию разработок и в целом быстрее находить консенсус. Ведь экономикам стран стандарты нужны актуальные и вовремя. Приоритетной также остается разработка ГОСТ под технические регламенты ЕАЭС.
Участники подтвердили курс на применение единых переходных периодов при введении в действие стандартов и внесении их в перечни к техническим регламентам. Росстандартом разработан проект соответствующих рекомендаций, который представлен
Продолжением темы эффективного планирования стало решение о разработке плана работы Совета руководителей национальных органов по стандартизации стран ЕАЭС на 2025–2027 годы. Это придаст деятельности совета системную основу, позволит видеть ее стратегические направления развития, в том числе выявлять проблемные моменты и находить пути их решения. Проект плана предусматривается сформировать в I квартале следующего года. «Беларусь уделит этому документу ключевое внимание как в части подготовки предложений, так и его общего видения. К этому обязывает председательство нашей страны в органах ЕАЭС и в данном совете в частности», – прокомментировала Елена Моргунова.
В завершении заседания участники отметили конструктивную работу совета: за прошедшее время он доказал свою эффективность и нацелен на новое развитие в общих интересах.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Данное изменение сформировано на основе предложений субъектов технического нормирования и стандартизации.
В соответствии с ним 78 тем включено дополнительно.
Из них 26 предусматривают разработку новых государственных стандартов, а также изменений в действующие документы для обеспечения инновационного развития традиционных отраслей национальной экономики. Например, это стандарты на лесоматериалы, электротехнику, строительные материалы и конструкции, в сфере информационных технологий, электросвязи, туризма.
52 темы касаются проверки научно-технического уровня стандартов на соответствие современным требованиям в сфере электросвязи, безопасности информационных технологий, банковской деятельности, строительства, энергосбережения, топлив для двигателей внутреннего сгорания.
Кроме того, откорректированы отдельные темы, предусмотренные в плане.
Ознакомиться с изменением № 2 к Плану государственной стандартизации Республики Беларусь на 2020 г. можно на сайте Госстандарта в разделе «Стандартизация/Программы работ».
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
На этапе разработки проекта программы «Качество 2026–2030» отмечается высокая заинтересованность государственных органов и организаций. Чем это обосновано, на полях панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030» в программе IV Евразийского экономического форума пояснила Председатель Госстандарта Елена Моргунова, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
(фото – БЕЛТА)
Новый проект связан с программой работы Правительства и программой социально-экономического развития Беларуси.
«Проект состоит из шести разделов (техническое нормирование и стандартизация, системный менеджмент, метрология, подтверждение соответствия, аккредитация, компетентность в области инфраструктуры качества и эффективного менеджмента) и включает более 70 мероприятий, – поделилась информацией Елена Моргунова. – Уже на этапе разработки мы отмечаем высокую заинтересованность в новой программе государственных органов и организаций, что гарантирует ответственный, неформальный подход к ее выполнению».
Так, повышение стандартов качества и конкурентоспособности продукции, достижение технологической самодостаточности будет реализовано через опережающую стандартизацию в приоритетных сферах национальной экономики и создание современной системы национальных эталонов единиц величин.
«Сегодня перечисленное – национальный приоритет, – подчеркнула спикер. – Нам предстоит масштабная работа по актуализации действующих стандартов и созданию новых, обеспечению точности измерений в приоритетных отраслях развития экономики и ее высокотехнологичных сферах, а именно в микроэлектронике и приборостроении, станкостроении и робототехнике, беспилотных системах».
Эти задачи также включены в программу стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года, разработанную Госстандартом и направленную на эффективное развитие национальной инфраструктуры качества, цифровизацию технического регулирования, повышение эффективности контроля качества через внедрение принципов и практики менеджмента качества в процесс цифровой трансформации производства «Качество 6.0».
Как было замечено, качество является важнейшей задачей экономической политики страны. Неслучайно Глава государства объявил 2024-й Годом качества, а 2025–2029 годы – пятилеткой качества.
Елена Моргунова также отметила увеличивающийся в Беларуси интерес к бережливому менеджменту. Как оказалось, в условиях постоянно растущих требований потребителей пищевые предприятия ищут новые подходы к оптимизации своей работе. В данном контексте особую значимость приобретает бережливый менеджмент.
«В Беларуси действует государственный стандарт «Менеджмент качества. Системы бережливого менеджмента. Требования и руководство по применению», который объединяет международный и отечественный опыт. Документ предусматривает четыре уровня требований, что позволяет поэтапно вовлекать в работу по развитию бережливого менеджмента предприятия с разным уровнем подготовки», – добавила руководитель Госстандарта.
Спикер также подробно остановилась на инструментах бережливого менеджмента, их сути и преимуществах, которые наиболее применимы для пищевого производства. Каким же образом внедрение бережливого менеджмента влияет на повышение безопасности и качества продукции? По словам Елены Моргуновой, это достигается путем снижения рисков загрязнения, повышения стабильности процесса, оперативного выявления и устранения несоответствий, улучшения прослеживаемости и вовлечения персонала.
«Бережливый менеджмент не просто набор инструментов, а мышление и философия, которые способны трансформировать пищевое производство, повысить его эффективность, повлиять на улучшение безопасности и качества продукции, укрепить доверие потребителей на разных рынках», – подытожила руководитель Государственного комитета по стандартизации.
IV Евразийский экономический форум проходит 26-27 июня в Минском международном выставочном центре. Зарегистрировались более 2,7 тыс. участников, планирующих свое присутствие в оффлайн- и онлайн-форматах. Форум насчитывает около 290 спикеров и участников дискуссий. Ожидается, что мероприятие осветит всю текущую повестку Евразийского экономического союза и обеспечит всестороннее обсуждение перспектив развития ЕАЭС как на уровне государственных органов, так и с экспертами, академическим сообществом, представителями бизнеса.
По информации БЕЛТА
Подходы по созданию наднационального комитета по стандартизации и качеству в Союзном государстве стали ключевой темой переговоров руководителей Госстандарта Елены Моргуновой и Росстандарта Антона Шалаева, которые состоялись на полях 67-го заседания Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ в Нижнем Новгороде, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
Предполагается, что создаваемый комитет будет иметь коллегиальный характер. В последующем на его базе в планах появление постоянно действующего органа в рамках Союзного государства. В ближайшее время эксперты ведомств приступят к разработке уставных документов.
Руководители Госстандарта и Росстандарта также уделили внимание вопросам защиты рынка Союзного государства от не соответствующей требованиям продукции и договорились обмениваться информацией о приостановленных в странах документах об оценке соответствия.
По информации БЕЛТА
В регионах должны быть сильные отраслевые организации по стандартизации, метрологии, испытаниям. На это при рассмотрении на очередном заседании Совета старейшин при Госстандарте проекта программы «Качество 2026–2030» обратил внимание первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
Обсуждались роль и статус программы для экономического развития страны и конкурентоспособности предприятий разных отраслей, основные индикаторы и показатели ее реализации, возможности и заинтересованность в ней частного бизнеса. Так, был рассмотрен широкий круг актуальных вопросов по семи основным блокам проекта программы, которая была подготовлена с учетом принятых государственных программ, программы стратегического развития технического регулирования до 2030 года и предложений органов госуправления.
«В программе учтен посыл правительства, направленный на усиление роли регионов и, соответственно, региональной промышленности, оснащение их современной испытательной и измерительной базой, – обратил внимание первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак. – Это означает, что в регионах должны быть сильные отраслевые организации по стандартизации, метрологии, испытаниям. Подведомственные организации системы Госстандарта должны быть локомотивом этих работ».
Говоря о значимости внедряемых на предприятиях страны систем менеджмента, председатель Совета старейшин Валерий Корешков подчеркнул, что они являются эффективным инструментом повышения конкурентоспособности продукции как на внутреннем рынке, так и при экспорте. «Создание условий для решения этих вопросов должно найти отражение в программе», – отметил он. А заместитель председателя Совета старейшин Виктор Назаренко предложил включить в проект раздел «Повышение качества в отраслях».
Выносилась на обсуждение, кроме того, возможность включения в программу пункта по оценке научно-технического уровня стандартов, чтобы отрасли самостоятельно смогли оценить свои документы и принимать обоснованные решения по их обновлению или разработке новых. В связи с этим повышается значимость и необходимость вовлеченности организаций в работу технических комитетов по стандартизации. «Инициативные предложения должны идти от отраслей», – сошлись во мнении участники заседания.
За время продуктивного разговора были затронуты и вопросы сферы обеспечения единства измерений: отмечены как достижения по совершенствованию национальной эталонной базы, так и опыт взаимодействия с промышленностью, наукой, социальной сферой при подготовке концептуальных документов развития метрологической деятельности в стране до 2030 года. Актуальным аспектом является дальнейшее совершенствование законодательной базы с учетом правоприменительной практики, интеграционных процессов и международного опыта.
По результатам проведенных дискуссий будет сформирован документ с предложениями для последующего обсуждения и внесения корректировок в проект программы «Качество 2026–2030». Как подытожили в пресс-службе комитета, опыт, знания и мудрость старшего поколения представителей системы Госстандарта были чрезвычайно полезны, и в тандеме с современными подходами, отраженными в проекте, помогут усовершенствовать важный для экономики и общества документ.
По информации БЕЛТА
Завершаются последние приготовления к встрече в Минске участников IV Евразийского экономического форума, запланированного на 26 и 27 июня. Главное ежегодное деловое мероприятие союза неизменно отличается очень насыщенной деловой программой, на его площадках звучат громкие заявления и принимаются решения, определяющие развитие всего евразийского пространства как минимум на следующие 12 месяцев. Одно из центральных мест из раза в раз отводится обсуждению актуального положения дел в области технического регулирования и стандартизации, которую сегодня рассматривают не иначе как стимул для движения вперед промышленного и научно-технического потенциалов не только союза в целом, но и его членов по отдельности. Статус «Товар Союзного государства»: каковы его критерии и можно ли этот опыт распространить на «пятерку»? Что говорят о белорусской продукции с Государственным знаком качества за рубежом? И как специалистам удается учитывать интересы производителя, покупателя и государства при разработке единых требований и стандартов? Эти и не только вопросы корреспондент БЕЛТА задала Председателю Госстандарта кандидату технических наук Елене Моргуновой.
(фото – БЕЛТА)
Более 2 тыс. новых ГОСТ разработают в ЕАЭС в ближайшее время
– Беларусь в 2025 году, как известно, председательствует в органах Евразийского экономического союза. Как подчеркивалось ранее, постоянного внимания требует актуальность применяемых в ЕАЭС единых обязательных требований к продукции: для конкурентоспособности производителей союза на внешних рынках важно обеспечить применение современных требований, основанных на прогрессивных международных нормах. Елена Михайловна, так какие глобальные задачи в области технического регулирования и стандартизации ставит перед собой и партнерами по евразийской пятерке наша страна?
– Да, действительно, с момента утверждения первых регламентов союза прошло больше 10 лет, и, конечно, сегодня остро стоит вопрос о необходимости оценки их научно-технического уровня. Она будет проводиться не реже раза в пять лет. План утвержден и предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе пять закреплены за Беларусью: на тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитную совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировку пищевой продукции.
Важно понимать, что главным инструментом в реализации обязательных требований техрегламентов ЕАЭС выступает стандартизация. Работы по ее системному развитию закреплены в Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Страны союза взяли курс на использование межгосударственных стандартов (ГОСТ). Стандарты такого статуса применяются и в СНГ, что способствует безбарьерной торговле с государствами Содружества, которые не входят в евразийскую пятерку. Сегодня можно однозначно говорить, что создание ЕАЭС придало новый импульс и интерес к межгосударственной стандартизации в СНГ. Если до 2010 года на пространстве СНГ в год принималось порядка 300 ГОСТ, то с 2011 по 2024 годы – свыше 800.
Для выполнения технических регламентов ЕАЭС применяется более 5880 ГОСТ. На ближайшее время предстоит создать более 2 тыс. ГОСТ, и в этой работе странам важно координировать усилия, чтобы фонд стандартов был современным, документы появлялись вовремя, а инфраструктура их разработки учитывала цифровые форматы. К слову, по нашей инициативе на заседании Совета руководителей по стандартизации, который пройдет на IV Евразийском экономическом форуме в Минске, будет рассмотрен вопрос об определении приоритетных направлений работ по стандартизации в ЕАЭС. Включение, например, таких направлений, как низкоуглеродная повестка и органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для евразийской пятерки, должны иметь поддержку стандартами.
Безусловно, при разработке технических регламентов и межгосударственных стандартов (изменений в них) возникают споры. Но все эти моменты обсуждаются на совещаниях разного уровня, и, как итог, достигается решение, которое устраивает всех.
Требования безопасности к семейной косметике в ЕАЭС начнут действовать с конца 2025 года
– Сегодня в ЕАЭС разрабатываются 10 технических регламентов по безопасности разных товаров как продовольственной, так и непродовольственной групп. Вносятся изменения и в действующие техрегламенты. В частности, Беларусь руководит шестью такими проектами. Расскажите подробнее о готовящихся нововведениях. Какие именно товары они затронут, чем руководствуются разработчики при подготовке этих документов и ощутит ли их появление или корректировку обычный потребитель?
– Верно, на данный момент разрабатываются 10 технических регламентов по безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта и трамваев, строительных материалов и изделий и прочие. Из 43 вносимых в техрегламенты изменений 13 закреплены за Беларусью, из них семь уже приняты.
При разработке новых документов либо внесении изменений разработчики руководствуются в первую очередь запросами рынка и прогресса. Учитываются международный опыт и лучшая практика зарубежных государств, накопленный опыт применения той или иной нормы. Возьмем, допустим, изменения в техрегламент на игрушки, которые вступили в силу в конце прошлого года. Он дополнен терминами, необходимость которых возникла при применении, среди них, например, «батут для домашнего использования (батут)», «игрушка для активного отдыха», «летающая игрушка», «электромеханическая игрушка» и другие. Установлены требования к содержанию химических веществ или реактивов в игрушках и игровых комплектах.
Или возьмем изменения техрегламента на парфюмерно-косметическую продукцию, которые вступают в силу поэтапно: с 24 декабря 2025 г., а некоторые положения – с 1 июля 2026 г. В числе наиболее значимых новаций – установление требований к семейной косметике и запрет на выпуск парфюмерно-косметической продукции в упаковке, которая может ввести потребителя в заблуждение, в частности, схожестью с упаковкой для пищевой продукции или лекарственных средств.
Подчеркну, что ответственными за разработку этих изменений были специалисты системы Госстандарта.
«Разработка техрегламентов ЕАЭС трудоемка, но процедуры оптимизируются»
– Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента утверждает Евразийская экономическая комиссия. А насколько ресурсозатратен и длителен этот процесс? Как специалист, вовлеченный в создание и анализ подобных документов, уточните, пожалуйста, какие этапы проходит техрегламент до введения его в действие? Как часто техрегламенты отправляются на доработку и чем может быть вызвано такое решение?
– Процесс разработки технических регламентов союза в самом деле очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет. До начала разработки необходимо изучить самые современные действующие требования к объекту регулирования и собрать рабочую группу, включив в нее все заинтересованные стороны, а это органы государственной власти, профильные технические комитеты, научные организации, представители отраслей промышленности и бизнес-сообществ.
Рабочая группа – совещательный орган, который создается для подготовки проекта технического регламента. Конкретный же разработчик определяется государством ЕАЭС. Он готовит первую редакцию регламента и комплект документов к нему (пояснительную записку, проекты перечней взаимосвязанных стандартов, программы по разработке недостающих стандартов). Далее следуют процедуры публичного обсуждения, доработки проекта по полученным замечаниям, рассмотрения в разных рабочих органах Евразийской экономической комиссии, обязательны этапы внутригосударственного согласования и правовой экспертизы проекта.
В этом году принята новая редакция порядка разработки технических регламентов и внесения в них изменений. Вопрос выносился на заседание Совета Евразийской экономической комиссии 21 января 2025 г. как проблемный, и достигнутый под председательством Беларуси консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, поможет сократить сроки и оптимизировать процедуры разработки и принятия технических регламентов.
Гармонизация госстандартов Беларуси с международными доходит до 80 %
– Наработанный белорусскими специалистами опыт в области стандартизации – передовой на евразийском пространстве. В поддержку этого аргумента говорит факт повышения роли стандартизации в технологическом и социально-экономическом развитии страны, которое, в свою очередь, подразумевает соблюдение принципов технологического суверенитета, цифровой индустрии, бережливого производства и зеленой экономики. Иными словами, принимаемые в нашей стране стандарты отражают актуальную ситуацию не только в страновой – в мировой экономике. Какие белорусские компетенции интересны евразийским партнерам и что мы могли бы заимствовать у коллег? В каких форматах организован обмен опытом?
– Действительно, для устойчивого развития белорусской промышленности важное значение имеет разработка опережающих стандартов, устанавливающих современные требования к продукции. Создаются они на основе международных и передовых отраслевых стандартов, а их последующее внедрение через государственные программы и инвестиционные проекты позволит сделать технологический рывок и обеспечить производство новой конкурентоспособной продукции.
Фонд действующих в Беларуси стандартов сегодня насчитывает около 32 тыс. документов. С учетом приоритетности экспортных рынков более 80 % из этого количества – межгосударственные стандарты (ГОСТ), обеспечивающие, как отмечалось выше, безбарьерную торговлю на постсоветском пространстве и в ЕАЭС. Уровень наших государственных стандартов мы оцениваем достаточно высоко. Считаю, нами была правильно выбрана стратегия развития - ориентир на международные требования. Показатель гармонизации ежегодно принимаемых в стране государственных стандартов составляет более 60 %, а в отдельных отраслях, например электротехнике, строительстве, химии и нефтехимии, он даже выше – до 80 %. Такой подход дает возможность промышленности и бизнесу выпускать конкурентоспособную продукцию, принимать инновационные решения, наращивать экспортный потенциал и значительно упрощает доступ товаров на рынки других стран.
Госстандарт активно взаимодействует с партнерами по ЕАЭС и СНГ как в интеграционных образованиях, так и в рамках двусторонних соглашений. Мы изучаем законодательство партнеров, делимся опытом и заимствуем интересные идеи, совместно работаем над проектами. По вопросам стандартизации наиболее тесное взаимодействие ведется в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), основная задача которого – разработка и принятие единых ГОСТ. В этом совете в 2024–2025 годах председательствует Беларусь.
Проект по цифровизации процессов техрегулирования в ЕАЭС могут завершить уже в 2025 году
– Масштабный проект по цифровизации технического регулирования реализуется в ЕАЭС. Предполагается, что решение этой задачи позволит существенно повысить эффективность работы регуляторов, сократить сроки разработки документов и систематизировать массивы данных. На какой стадии эта инициатива? Насколько она прогрессивна и актуальна, соответствует ли мировым аналогам?
– Планируется создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет ряд сервисов, предназначенных как для специалистов, непосредственно занятых техническим регулированием, так и для тех, кто является пользователем результатов этой работы, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом длится с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран евразийской пятерки. Уже создан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время появления технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования в ЕАЭС. Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Особое внимание – безопасности товаров из-за пределов ЕАЭС, приобретаемых гражданами в интернете
– Еще одно перспективное направление для ЕАЭС – электронная торговля. Готовятся единые правила ее регулирования для защиты потребителей от небезопасной продукции, однако евразийские партнеры информировали друг друга о разных точках зрения на условия ведения онлайн-торговли. Что может помочь в поиске консенсуса, какова роль стандартов в этом процессе и изменит ли в целом рост популярности e-commerce требования к стандартам торговли?
– В ЕАЭС выполнялся пилотный проект по применению уведомительного порядка в части соблюдения требований техрегламентов союза в отношении отдельных товаров. Уведомительный порядок предусматривает опубликование интернет-магазинами третьих стран на страницах своих сайтов заявлений о соответствии данных товаров требованиям техрегламентов союза. Эти заявления составляются на основании сведений, полученных от изготовителей товаров.
На данный момент Евразийская экономическая комиссия предлагает рассматривать два механизма регулирования безопасности товаров электронной торговли, приобретенных физлицами и ввозимых на таможенную территорию союза. Первый – соблюдение уведомительного порядка через составление оператором электронных торговых площадок заявления о безопасности. Второй – возможность применения классических мер техрегулирования в отношении отдельных категорий товаров через утверждение чувствительного перечня.
С 2023 года в отдельную категорию выделены товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам, и установлены особенности применения процедуры таможенного склада для такой категории товаров. Также введен институт оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с этими товарами и взаимодействовать с интернет-площадками и таможенными органами союза.
Передовые требования безопасности и качества будут взяты за основу стандартов Союзного государства
– Беларусь и Россия в формате «двойки» работают над проектом «Товар Союзного государства» и стандартами Союзного государства, что в некотором роде является данью советскому прошлому. Каких успехов союзникам уже удалось достичь на данный момент? Может ли этот опыт в перспективе быть распространен на все евразийское пространство и к каким позитивным изменениям подобное масштабирование приведет?
– Конечно, наиболее тесное взаимодействие по стандартизации у нас с Россией. Мы не только совместно работаем над созданием ГОСТ, которые применяются на всей территории СНГ, но и выстраиваем стандартизацию в Союзном государстве. В частности, речь идет о разработке стандартов для инновационного машиностроения, машиностроительного оборудования и технологий, интеллектуального приборостроения, цифровых технологий, искусственного интеллекта и не только. Для создания стандартов, отвечающих современным вызовам, прорабатывается инициатива появления на площадке Постоянного комитета Союзного государства технического комитета по вопросам стандартизации и качества.
Вы верно заметили, определяется также статус продукции белорусских и российских производителей как товара Союзного государства. В качестве одного из критериев определено соответствие заявленным стандартам, действующим в наших странах. На данный момент анализируются стандарты в области станкостроения и электротранспорта, выбранных для пилотного проекта по приданию статуса «Товар Союзного государства». Союзные стандарты задумываются на основе лучших передовых требований и методик безопасности и качества.
Наработанный нами опыт, конечно, может быть применен и в евразийской пятерке. Появление товара ЕАЭС вполне возможно, что может стать мобилизующим фактором как для повышения эффективности работы всех участников рынка, а не только сферы технического регулирования, так и для укрепления статуса евразийской интеграции в мировой экономической системе.
«Белорусский опыт по присуждению Государственного знака качества вызвал интерес у партнеров по ЕАЭС»
– «Сделано в Беларуси» – бренд, известный всемирно. В прошлом году впервые в истории суверенной Беларуси 17 лучшим отечественным предприятиям были вручены государственные знаки качества на определенные виды товаров, по мнению экспертной комиссии, идеально соответствующих пяти показателям качественного производства: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности и эстетичности. А проявили ли евразийские коллеги, знакомые с подобной оценкой продукции со времен Советского Союза, интерес к возрождению традиции?
– Учреждение Государственного знака качества считаю сильной мотивацией для достижения и демонстрации лучшего качества. Он задает высокую планку и направляет на постоянное совершенствование работы по качеству на всех уровнях. Эта идея, безусловно, вызвала интерес у наших коллег по интеграционным площадкам, ведь такого проекта нет ни в одной из стран. Многие подробно расспрашивали об организации, критериях оценки. На любых переговорных площадках, семинарах, конференциях, выставках, форумах мы рассказываем об этом проекте, ведь он в первую очередь о продвижении белорусских изготовителей, о продвижении белорусского качества, что всегда очень позитивно воспринимается коллегами.
Вы знаете, что на выставке «Моя Беларусь» в Минском международном выставочном центре одна из локаций называлась «Знак качества», конструкция знака занимала одно из центральных мест, что привлекало внимание посетителей – они живо интересовались наградой и ее обладателями. На протяжении нескольких месяцев работала выставка «Под знаком качества» в белорусском павильоне на ВДНХ в Москве. Здесь свою продукцию представляли предприятия, удостоенные Государственного знака качества, и победители конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» 2024 года. Мы очень благодарны организаторам выставки за возможность представления наших товаров на столь знаковой локации.
Проанонсирую, что следующей площадкой, где можно будет ознакомиться с продукцией обладателей знака качества, станет республиканский праздник «Купалье», который пройдет в Александрии 5-6 июля. Однозначно, нам есть чем гордиться. Вместе с тем присутствует понимание того, что нельзя успокаиваться, надо продолжать движение вперед, ставить новые цели и достигать их, причем абсолютно во всех отраслях. На это ориентирует нас пятилетка качества.
Флагман в подготовке кадров для сферы стандартизации в Беларуси – БНТУ
– Наиболее остро стоящий вопрос для разных отраслей народного хозяйства – кадры. Вами не раз подчеркивалось, что талантливые и знающие специалисты в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации – штучные на рынке труда. В период вступительной кампании не лишним будет еще раз упомянуть, где же выдают дипломы такого профиля в нашей стране? Какие профессиональные качества вы как заказчик кадров считаете самыми важными в сотруднике? И ценятся ли белорусские профессионалы столь узкого профиля в других государствах ЕАЭС?
– Более четырех десятков лет специалистов для нас готовит кафедра «Стандартизация, метрология и информационные системы» Белорусского национального технического университета. Ее создание в свое время стало значимым событием для развития кадрового и научного потенциала в области стандартизации, метрологии, оценки соответствия и менеджмента качества в Беларуси. С 1984 года кафедра подготовила более тысячи высококвалифицированных специалистов для предприятий самых разных отраслей промышленности. Специалистов по отдельным направлениям нашего профиля готовят также в БГТУ, ВГТУ, БГАТУ, БГУИР.
Замечу, что в мае 2024 года на базе национального института по стандартизации (БелГИСС) появился образовательный центр «Академия качества». Сегодня на площадке центра выполняются 50 программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов, созданы образовательные курсы по 65 направлениям, предусмотрены также корпоративные программы обучения, которые затрагивают темы технического нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, системного менеджмента, испытаний и государственного контроля, экспертизы градостроительной и проектной документации. Обучаются здесь руководящие работники и специалисты не только системы Госстандарта, но и республиканских органов госуправления, различных организаций и предприятий. В первом квартале 2025 года обучение прошли 1,2 тыс. специалистов.
Добавлю, что мы знакомим со спецификой своей работы и детей, начиная с детсада, и школьников, и студентов вузов. Совсем недавно завершилась 12-я республиканская олимпиада по менеджменту среди молодежи. В этом сезоне за дипломы победителей боролись 66 студентов из восьми учреждений высшего образования. Победителями в индивидуальном и командном соревнованиях стали ребята из БНТУ. В целом конкурс показал понимание современной молодежью направлений экономического развития страны и работы в области качества, высокий уровень знаний, которыми они владеют, и креативный подход.
Стандартизация – одна из ключевых тем IV Евразийского экономического форума в Минске
– Минск готовится к грандиозному событию – 26 и 27 июня наша столица будет принимать Евразийский экономический форум. Полагаю, вопросы из области стандартизации в стороне от внимания его участников не останутся. Какие пункты в программе предусмотрели организаторы и стоит ли ожидать громких заявлений?
– Евразийский экономический форум – главное ежегодное деловое мероприятие Евразийского экономического союза. И, конечно, вопросы технического регулирования и стандартизации по традиции занимают в нем центральное место. На этот раз главной темой форума стал постулат «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». В программе в том числе панельная сессия «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030», участники которой намерены обсудить совершенствование системы технического регулирования ЕАЭС и перспективы ее развития. Запланирована также панельная сессия «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты», где будет затронута тема повышения безопасности и качества пищевой продукции через внедрение инструментов бережливого менеджмента. Добавлю, что это направление новое и активно развивающееся в нашей республике. Полагаю, что наш опыт будет полезен коллегам по евразийской пятерке и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума также пройдут очередные заседания советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран ЕАЭС. Мы подведем итоги и обсудим подходы к решению новых актуальных задач. Одной из них предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в интеграционных образованиях.
Что касается сферы аккредитации, здесь совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, на предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий и необоснованной выдачи ими сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. На площадке IV Евразийского экономического форума мы обсудим меры, принимаемые в странах ЕАЭС для прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий. Непосредственно Госстандарт инициирует ряд круглых столов, например по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Круглые столы мы предлагаем организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС и СНГ.
– Благодарю, Елена Михайловна, за содержательное интервью.
Вера Василевская, БЕЛТА