Консультативный совет по защите прав потребителей создадут в Союзном государстве
Консультативный совет по защите прав потребителей создадут в Союзном государстве. Об этом заявил Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов в интервью телеканалу «БелРос», сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Декрет «О единых правилах в области защиты прав потребителей» принят на заседании Высшего государственного совета Союзного государства. В его развитие запланирован ряд мероприятий. «В трехмесячный срок будет заключено соглашение между Беларусью и Россией о реализации единых правил в области защиты прав потребителей, где будут прописаны более конкретные механизмы взаимодействия Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси и Роспотребнадзора, сроки, различные нюансы, практическое наполнение работы. Соглашением будет предусмотрено создание Консультативного совета Союзного государства по защите прав потребителей», – рассказал Алексей Богданов.
По его словам, задачей совета будет следить за текущей ситуацией на рынке, держать в поле зрения все изменения и вводить, если это необходимо, меры по защите прав потребителей новых товаров. «Словом, обобщать практику, предлагать новации для внедрения на территории Беларуси и России нормативных актов, которые будут регулировать появляющиеся на рынке новинки. В общем, работы у них будет предостаточно», – отметил Министр.
В совет будут входить на паритетной основе представители МАРТ и Роспотребнадзора. Кроме того, туда планируется включить и представителей общественных организаций, которые занимаются на территории двух стран защитой прав потребителей.
«Думаю, что этот орган будет реально способствовать совершенствованию наших законодательств и помогать более эффективно защищать права потребителей на территории двух государств», – резюмировал глава МАРТ.
По информации БЕЛТА
Ход работы по исполнению резолюции Высшего госсовета Союзного государства о создании комфортных тарифов для пользования услугами связи и передачи данных на территории СГ рассмотрен на заседании Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, информационным технологиям и связи. Мероприятие состоялось 20 марта в Нижнем Новгороде, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Собрания.
«Парламентарии констатировали, что с 1 марта 2025 года абоненту должны предоставляться в роуминге на территории Союзного государства услуги в течение календарного месяца в объеме не менее 300 минут голосовых вызовов (не менее 150 минут бесплатных входящих голосовых вызовов и не менее 150 минут исходящих голосовых вызовов в рамках »домашнего» тарифа при условии включенных в него не менее 150 минут исходящих голосовых вызовов) и до 5 ГБ включительно по комфортным тарифам, сопоставимым с тарифами в «домашней» сети», – отметили в пресс-службе.
«Реализация указанных решений позволит гражданам на территории Союзного государства пользоваться на комфортных условиях еще большим объемом голосовых услуг и значительным объемом передачи данных», – подчеркнули в Парламентском Собрании.
Депутаты приняли решение продолжить мониторинг введения операторами сотовой связи новых роуминговых тарифов, соответствующих положениям резолюции Высшего госсовета Союзного государства.
В заседании, прошедшем под руководством председателя комиссии Игоря Луцкого, помимо союзных парламентариев приняли участие представители Постоянного комитета Союзного государства, МИД России, Министерства связи и информатизации Беларуси, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, посольства Беларуси в РФ, Законодательного собрания и правительства Нижегородской области, Гродненского областного Совета депутатов и руководители СМИ Союзного государства.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
На заседании Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, информационным технологиям и связи предложено разработать концепцию поддержки сотрудничества малых городов Беларуси и России. Мероприятие состоялось 20 марта в Нижнем Новгороде, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Собрания.
«Депутатам была представлена информация о взаимодействии малых городов Гродненской и Нижегородской областей. Отмечено, что прямые горизонтальные связи представителей исполнительной власти, бизнеса и гражданского общества на уровне малых городов весьма эффективны и являются важным элементом интеграционных процессов в рамках Союзного государства. По мнению парламентариев, такое взаимодействие обладает значительным потенциалом в деятельности по развитию взаимовыгодного сотрудничества Беларуси и России», – рассказали в пресс-службе.
«Решением комиссии Постоянному комитету Союзного государства предложено рассмотреть возможность разработки концепции, регулирующей вопросы поддержки сотрудничества и взаимодействия на уровне малых городов Беларуси и России», – отметили в пресс-службе.
В заседании, прошедшем под руководством председателя комиссии Игоря Луцкого, помимо союзных парламентариев приняли участие представители Постоянного комитета Союзного государства, МИД России, Министерства связи и информатизации Беларуси, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, посольства Беларуси в РФ, Законодательного собрания и правительства Нижегородской области, Гродненского областного Совета депутатов и руководители СМИ Союзного государства.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по культуре состоялось 19 марта в Москве. Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе Собрания.
Парламентарии обсудили предварительные итоги исполнения бюджета Союзного государства за 2024 год по вопросам ведения комиссии, а также подготовку к реализации мероприятий в сфере культуры в 2025 году.
Так, в этом году планируются продолжение реализации проекта Союзного государства «Капитальный ремонт, реставрация, реконструкция, музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой». Намечено также провести шесть союзных мероприятий: участие в международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске», «Союзное государство на Купалье», культурное мероприятие, посвященное празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, гастроли молодежного белорусско-российского симфонического оркестра, фестиваль Союзного государства «Творчество юных», участие в международном фестивале народной песни «Добровидение».
Кроме того, депутаты обсудили вопросы разработки и согласования новых проектов и мероприятий Союзного государства в сфере культуры. В их числе – международный духовно-нравственный и культурно-образовательный форум «Покровские встречи в Полоцке», создание информационного центра экскурсионного обслуживания мемориального комплекса «Тростенец», создание художественного фильма «Сергий Радонежский» и День Союзного государства на славянском форуме искусств «Золотой витязь».
«Парламентарии рекомендовали инициаторам мероприятий ускорить подготовку документации по новым проектам и мероприятиям в соответствии с действующими нормативными актами для направления предложений на рассмотрение в профильные министерства Беларуси и России и своевременного составления и подачи бюджетных заявок на 2026 год», – отметили в пресс-службе.
Особое внимание было уделено вопросам подготовки и согласования проекта Союзного государства «Создание экспозиции музея на территории мемориального комплекса «Буйничское поле». «Депутаты констатировали, что пакет документов по рассматриваемому проекту согласован всеми заинтересованными белорусскими и российскими ведомствами. Готовится внесение пакета документов для одобрения проекта правительствами двух стран. Парламентарии рекомендовали Министерству культуры Республики Беларусь, Министерству культуры Российской Федерации и Постоянному комитету Союзного государства ускорить одобрение и утверждение указанного проекта Союзного государства», – добавили в пресс-службе.
Парламентарии также приняли решение рекомендовать профильным министерствам Беларуси и России сформировать предложения по совместной деятельности по защите традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранению и развитию культурно-исторической общности и самобытности народов Союзного государства.
В мероприятии приняли участие председатель комиссии Николай Бурляев, заместитель председателя Ирина Абельская, члены комиссии Ольга Германова, Наталия Косихина, Елена Потапова, а также представители Постоянного комитета Союзного государства и министерств культуры Беларуси и России.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Перед белорусским Правительством стоит задача реализовать все договоренности с Россией, которые были достигнуты на высшем уровне. Об этом заявил журналистам Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Александр Турчин отметил, что во время недавнего визита Президента Беларуси в Россию были достигнуты договоренности на самом высоком уровне. Теперь задача Правительства – реализовать их. «Тут постоянная работа на уровне вице-премьеров, министров, поэтому все движется в тех параметрах, которые нам необходимы», – заявил Премьер-министр.
Как сообщалось, Президент Беларуси Александр Лукашенко, принимая 18 марта с докладом главу Правительства, рассказал о договоренностях с Россией по нефти и газу. «Все вопросы, которые нужно было, и один на один, и в широком составе, особенно в широком, мы оговорили (с Президентом России Владимиром Путиным в ходе прошедшего официального визита в Россию. – Прим. БЕЛТА). И по нефти, и по газу были даны Президентом России поручения там же, чтобы с этим разобрались. Потом он назавтра мне сказал, что с Сечиным (главой «Роснефти» Игорем Сечиным. – Прим. БЕЛТА) разговаривал по поводу переработки нефти. Поэтому в этом направлении надо просто доработать эти вопросы. Выработать формулу ценообразования и так далее», – сказал белорусский лидер.
Александр Лукашенко также дал ряд конкретных поручений по работе вице-премьеров в части реализации планов белорусско-российского сотрудничества. «Посольство надо на всю катушку подключать», – добавил он.
По информации БЕЛТА
Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта. В эту дату уместно поговорить о том, как же покупателям защитить свои интересы в спорных ситуациях, куда обращаться и что нужно знать, чтобы избежать проблем в следующий раз. Полезными советами поделились в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли и Национальном банке, сообщает БЕЛТА.
Куда лучше обращаться за защитой своих прав?
«В Беларуси выстроена очень хорошая, четкая система, кто, как и на каких стадиях защищает права потребителей. В досудебном порядке это делают государственные органы по компетенции. МАРТ является регулятором и координатором этой сферы. А другие государственные органы, например, в сфере здравоохранения, туризма, транспорта и так далее, в зависимости от того, какие услуги оказываются, защищают права потребителей по своим направлениям. Но первая ступенька, очень важная, это исполкомы на местах. Потому что законодательство и об обращениях граждан, и о защите прав потребителей говорит о том, что первоначально права потребителей подлежат защите на той территории, где было само событие», – отметила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик.
Если потребитель не согласен с итогами рассмотрения обращений на базовом уровне, он может обратиться в облисполком либо в Минский горисполком. На последней стадии уже подключается МАРТ. «Конечно, большую работу проводят общественные объединения потребителей. Это так называемая общественная защита. Минимальный уровень знаний, которыми должны обладать их работники, проходит проверку в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, выполняется аттестация. И именно такие специалисты, прошедшие аттестацию, вправе оказывать помощь потребителям в защите их прав», – отметила представитель МАРТ.
И государственные органы, и общественная защита оказывают помощь потребителям на безвозмездной основе. То есть если потребитель обращается в общественное объединение потребителей, с него не имеют права брать деньги.
«Местные исполнительные органы и общественные объединения потребителей имеют право составлять исковые заявления в суд. Если потребители к ним с такой просьбой обращаются, они это делают и активно отстаивают права в суде. Судебная защита – следующая ступень. Кстати, здесь тоже государство предусмотрело, чтобы потребитель не нес излишние затраты. Подача иска в суд по защите прав потребителей не предусматривает уплату государственной пошлины», – обратила внимание Инна Гаврильчик.
Почему не стоит совершать покупки в соцсетях
«Пока мы не можем достучаться до большинства потребителей на тему того, что не надо совершать покупки в социальных сетях и мессенджерах. Цены там, конечно, очень привлекательные, на контакт до покупки идут тоже прекрасно: и консультируют, и рассказывают, и показывают. А потом потребитель получает вместо товара кота в мешке – он не соответствует фотографии, нет той красоты, из-за которой его покупали. Начинаете писать претензию продавцу, а продавец просто блокирует. Не отвечает, деньги вернуть невозможно. И ведь по смыслу законодательства о защите прав потребителей и торговли это не продавец. И он заключает не договор розничной купли-продажи, а просто договор купли-продажи. Отстаивать свои права по этому договору нужно только через суд. Проблема еще в том, что зачастую найти такого продавца можно только с помощью правоохранительных органов», – обратила внимание представитель МАРТ.
Инна Гаврильчик посоветовала пользоваться зарегистрированными, работающими в правовом поле интернет-магазинами. «С приобретением товара в социальных сетях и мессенджерах вы приобретаете не только товар, но и проблемы», – сделала акцент она.
Как снизить риски оформления кредита мошенниками на ваше имя
Для снижения рисков с 5 января 2025 года физическое лицо имеет право установить запрет на предоставление пользователям своего кредитного отчета независимо от того, сформирована его кредитная история либо отсутствует. «Кредитный отчет представляет собой документ, сформированный на основании сведений, входящих в состав кредитной истории. В него включаются сведения о заключенных договорах и об исполнении обязательств по данным договорам, а также скоринговая оценка кредитной истории – система присвоения баллов, характеризующих способность клиента погасить вновь предоставленный ему кредит», – отметили в Нацбанке.
В случае установления запрета пользователь, запросивший кредитный отчет, получает сообщение о наличии соответствующего запрета. В этом случае кредитный отчет не предоставляется. Но есть и исключения. «Это случаи наличия в кредитной истории на дату запроса действующей кредитной сделки, заключенной между запросившим кредитный отчет пользователем и субъектом, либо действующего денежного требования, права по которому уступлены запросившему кредитный отчет пользователю по договору факторинга или факторинговой операции, по которому субъект является должником», – уточнили в Нацбанке.
Установить (снять) запрет можно следующими способами: в электронном виде посредством веб-портала Кредитного регистра после прохождения авторизации в личном кабинете; при обращении лично с заявлением по установленной форме в бумажном виде в управление «Кредитный регистр» Нацбанка; направить заявление по установленной форме на бумажном носителе в Нацбанк посредством почтовой связи.
Установление и снятие запрета возможно без уплаты вознаграждения неограниченное количество раз, но может быть подано не более одного заявления в течение одного дня.
Что делать, если нарушены права в области финансовых услуг?
Как пояснили в Национальном банке, если у потребителя возникают вопросы по оказанию услуги, он прежде всего должен обратиться в финансовую организацию, которая предоставит необходимые пояснения по условиям оказания, взимаемым комиссиям и другую информацию, которая его интересует. Обратиться можно по телефону, при личном посещении или с помощью письменного обращения, а также иным способом. При этом следует помнить, что финансовые организации, не являясь государственными, не обязаны принимать электронные обращения посредством системы учета и обработки обращений.
Если после консультации выяснилось, что ваши права нарушены, можно сразу обращаться в суд за их восстановлением и защитой. Однако иногда закон или договор может требовать первоначально урегулировать спор без суда. Например, при разногласиях с микрофинансовыми организациями перед обращением в суд потребитель обязательно должен подать претензию. Особенности направления претензий также установлены законодательством о деятельности операторов сервисов онлайн-заимствований.
«Но даже если такой порядок не предусмотрен как обязательный, рекомендуется сначала подать претензию в финансовую организацию и получить официальный ответ. Предъявление претензии дает возможность разрешить спор без суда, сэкономить время и деньги. Перед направлением претензии стоит прочитать условия договора, где описан порядок разрешения спорных ситуаций, процедура урегулирования споров. Как правило, претензия подается в произвольной письменной форме, в ней указываются требования к финансовой организации, например, вернуть уплаченную сумму и возместить причиненные убытки. Лучше отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы факт обращения был зафиксирован», – подчеркнули в Нацбанке.
Регуляторами на финансовом рынке являются Национальный банк и Министерство финансов. Нацбанк рассматривает обращения потребителей в отношении услуг, оказываемых банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, лизинговыми и микрофинансовыми компаниями, а также операторами сервисов онлайн-заимствований, поставщиками платежных услуг. При выявлении нарушений прав потребителей он направляет предписания об их устранении или принимает другие меры. Нацбанк также анализирует действия финансовых организаций и заключенные договоры на соответствие законодательству. Однако он не решает споры, возникающие при исполнении договоров, – это задача судов. Также важно помнить, что банки и другие финансовые организации не подчиняются Национальному банку, соответственно, он не является по отношению к ним вышестоящей организацией. Обращение в Национальный банк не является препятствием для обращения в суд.
Министерство финансов рассматривает обращения граждан в сфере страхования, а также в отношении услуг, предоставляемых на рынке ценных бумаг. Если выявляются нарушения, министерство направляет предписание об их устранении, привлекает к административной ответственности, принимает иные меры. Кроме того, оно может вступить в судебный процесс для защиты прав инвесторов. Обращение в Министерство финансов также не является препятствием для обращения в суд.
Если потребитель полагает, что его права нарушены, он может обратиться за судебной защитой. Однако несоблюдение предусмотренного законодательством порядка досудебного урегулирования спора влечет отказ в возбуждении дела. Для того чтобы понять, куда следует подавать иск о защите прав потребителей, необходимо обратиться к договору с финансовой организацией. Как правило, там указан конкретный суд. В ином случае следует учитывать, что по общим правилам заявление о возбуждении дела подается в суд по месту жительства ответчика. При этом иск о защите прав потребителя может быть предъявлен также по месту жительства или нахождения истца либо по месту исполнения договора или по месту причинения вреда. Суд рассматривает исковые заявления и принимает решения, в том числе о возмещении убытков, компенсации морального вреда.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА