16.12.2024
Какие услуги белорусы смогут получить онлайн в ближайшем будущем, рассказали в НЦЭУ
Заместитель директора РУП «Национальный центр электронных услуг» Денис Жуков рассказал в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» на тему «Служба «одно окно»: векторы развития», какие услуги белорусы смогут получить онлайн в ближайшем будущем.
Программный комплекс «одно окно» в настоящее время как автоматизированное рабочее место сотрудников дает определенные полномочия. «Если в рамках принятия заявления от заинтересованного лица необходимо получить дополнительные сведения из базовых государственных информационных ресурсов, то программный комплекс позволяет в автоматическом либо автоматизированном режиме эти сведения практически в режиме онлайн получить. Допустим, нужна информация о месте регистрации гражданина, причем она должна быть актуальной и достоверной именно на этот момент, нужна информация о составе семьи, о размере начисленной пенсии, о назначенных выплаченных пособиях на деток, об объекте недвижимого имущества. Всю эту информацию на данный момент сотрудник службы «одно окно» может получить в один клик, не выходя из программного комплекса в соответствующих базовых государственных информационных ресурсах», – рассказал Денис Жуков.
Сам гражданин также может получить все сведения самостоятельно в личном кабинете на портале «Е-Паслуга». «Если человек активировал свой личный кабинет, то точно такие же возможности ему предоставлены в личном кабинете. В отношении себя человек может эту информацию запросить и чаще всего это делается на безвозмездной основе. Допустим, любой из нас может запросить в любой момент в отношении себя информацию не только о недвижимости, но и о том, есть ли на эту недвижимость какие-то ограничения и обременения, о которых человек, может быть, не знает или хочет это проверить. И это тоже можно сделать не выходя из дома», – добавил замдиректора Национального центра электронных услуг.
К ПК «одно окно» подключены некоторые информационные системы, и их количество будет расти в будущем. В первую очередь сейчас интегрированы те информационные ресурсы, которые по классификации являются базовыми. Это ключевые информационные ресурсы Министерства внутренних дел, регистр населения, АИС «Паспорт», регистрационный учет, единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестр административно-территориальных и территориальных единиц, АИС «Расчет-ЖКУ», банки данных социальных выплат.
«В перспективе мы ждем ключевые базы. Допустим, на данный момент соответствующими министерствами и ведомствами проводится работа в отношении нескольких систем, и они не интегрированы до сих пор только по причине того, что требуются определенные доработки со стороны этих ресурсов и систем. Это АИС «ЗАГС» – очень важная, одна из ключевых информационных систем. Это платформа здравоохранения, потому что многие каскадные административные процедуры начинаются именно с информации, которая появляется в первую очередь именно в учреждениях здравоохранения. Это информационные ресурсы, связанные с образованием, потому что в отношении них тоже информация часто является ключевой для последующих административных решений. Также сюда можно отнести «Госстройпортал», потому что на нем завязана информация в отношении всех объектов строительства, реконструкции и реставрации. В перспективе 2–3 лет эти системы будут интегрированы на портал», – анонсировал Денис Жуков.
Говоря о доработке ресурсов и систем, которые планируется интегрировать, заместитель Министра юстиции Валентина Якимович добавила, что сейчас проводится анализ перечней админпроцедур и ресурсов. «Путем выявления информационных ресурсов, которым необходима доработка, начинается процесс соответствующей работы, что отражается в отраслевом законодательстве, – рассказала она. – Ежегодно формируются планы мероприятий, где за каждым госорганом закрепляется совершенствование законодательства и меры по доработке информационных ресурсов».
По информации
БЕЛТА
Новые админпроцедуры по получению и изменению лицензий доступны онлайн на портале «Е-Паслуга»
Новые административные процедуры стали доступны на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга». Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
С 11 июля на «Е-Паслуга» доступны к заказу новые административные процедуры в сфере лицензирования: 200.17-1.1 «Получение лицензии на осуществление адвокатской деятельности», 200.17-1.2 «Изменение лицензии на осуществление адвокатской деятельности», 548.10.2.1 «Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности», 548.10.2.2 «Изменение лицензии на осуществление образовательной деятельности», 548.12.2.1 «Получение лицензии на оказание юридических услуг», 548.12.2.2 «Изменение лицензии на оказание юридических услуг», 548.12.2-1.1 «Получение лицензии на осуществление риелторской деятельности», 548.12.2-1.2 «Изменение лицензии на осуществление риелторской деятельности», 548.17.1.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов», 548.17.1.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов».
Кроме того, онлайн стали доступны процедуры 548.22.2.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов», 548.22.2.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов», 548.12.3.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности по проведению судебных экспертиз», 548.4.4.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности в области связи», 548.4.4.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности в области связи», 548.6.4.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду», 548.6.4.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду», 548.8.10.1 «Получение лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами», 548.8.10.2 «Изменение лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами», 548.7.11.1 «Получение лицензии на осуществление ветеринарной деятельности» и 548.7.11.2 «Изменение лицензии на осуществление ветеринарной деятельности».
Административные процедуры доступны для заказа со строгой аутентификацией (с использованием личной электронной цифровой подписи или ID-карты).
По информации
БЕЛТА
Информация в доступе и ответы на обращения. Что меняется в интернет-торговле с 11 июля
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре
БЕЛТА рассказала, что меняется в интернет-торговле с 11 июля.
С 11 июля вступает в силу следующее требование: владелец интернет-площадки или интернет-магазина обязан обеспечить функционирование инфраструктуры, в том числе и техническую возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товара либо выполнение иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправление ошибок до завершения оформления заказа. «Были такие проблемы у потребителей, когда невозможно было внести исправления в заказ. Потом в результате человек получал не то, что ему было нужно. Такая возможность должна быть обеспечена», – рассказала Инна Гаврильчик.
Кроме этого, появляется требование об обязательном принятии обращений покупателей в электронной форме. «Думаю, некоторые удивятся этой норме, ведь учитывая, как отлажена в Беларуси система работы с обращениями граждан и юридических лиц, все уже привыкли, что на все обращения отвечают в установленные законодательством сроки. Тем не менее обязанностей для негосударственных организаций принимать электронные обращения в законодательстве не было. Сейчас она появилась для интернет-площадок и интернет-магазинов, – пояснила она. – Сейчас обязаны обеспечить прием таких обращений. Более того, обязаны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращениях граждан направлять ответы в установленные законодательством сроки».
Ранее на сайтах интернет-площадок и интернет-магазинов появилась информация о лице, ответственном за рассмотрение обращений граждан. «Было очень много жалоб потребителей в чат-боты и так далее, где потребитель или через личный кабинет пишет претензию, но понимает, что ее не читают, либо бот отвечает красиво, вежливо, но ни одного слова по существу, кроме радостной новости о том, что обращение рассматривается. И так могло длиться на протяжении не одного месяца, что, наверное, больше раздражало потребителя. Наверное, с возможностями искусственного интеллекта это все-таки превратится в более или менее адекватное общение, потому рассмотрение обращений – это большие трудозатраты. Тем не менее площадки и магазины обязательно должны будут отвечать по существу и в установленные законодательством сроки», – пояснила начальник управления.
Владелец пункта выдачи заказов также обязан довести до сведения покупателя в доступном для обзора месте и удобной для покупателя форме полное наименование и местонахождение владельца, то есть юридический адрес, а если индивидуальный предприниматель, то место жительства, фамилию, имя, отчество. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы и название интернет-ресурсов, продавца и интернет-площадок, с которыми работает пункт выдачи заказов. Владелец также обязан оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
«Тоже были жалобы потребителей на то, что невозможно найти информацию о том, кому принадлежит эта точка и вообще с кем решать проблему. А сотрудники часто говорили, что они не в курсе, они не знают и так далее», – привела пример Инна Гаврильчик.
По информации
БЕЛТА
Обновленный портал социальной защиты населения начнет работать в Беларуси с 15 июля
Обновленный портал социальной защиты населения начнет работать в Беларуси с 15 июля. Об этом в пресс-центре
БЕЛТА рассказала начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Виктория Гречиха.
На обновленном портале будет представлена, в частности, расширенная информация о доступности объектов, в том числе по функциональным зонам. По сути, это будет единый интернет-ресурс со всей информацией об услугах и процедурах социальной сферы.
Виктория Гречиха напомнила, что получение общедоступной информации – это одна из составляющих создания доступной среды. «Сегодня широко представлены способы получения инвалидами информации через телевизионные и печатные средства массовой информации, через официальные сайты государственных органов и организаций, а также с использованием переводчиков жестового языка, субтитров, рельефно-точечного шрифта Брайля, тактильной рельефной графики и адаптации сайтов», – рассказала она. Работники организаций, предоставляющих услуги населению, оказывают ситуационную помощь инвалидам при предоставлении им услуг. «Цель – создать условия для независимого образа жизни инвалидов, повысить их мобильность, возможность поддерживать социальные связи и вести активный образ жизни», – отметила начальник управления.
С 1 января текущего года начала работать карта доступности объектов социальной инфраструктуры. «В процессе ведения этой базы данных поставщики информации постоянно вносят и актуализируют сведения об элементах доступной среды, которыми обустроены их объекты. Далее эти сведения передаются Национальному кадастровому агентству для их последующего размещения на публичной кадастровой карте, доступной для всех граждан. Сейчас там порядка 50 тыс. объектов», – рассказала она. При этом карта полезна не только для людей с инвалидностью, но и для любого человека: мам с детьми, пожилых или ослабленных людей. На карте полностью доступные объекты обозначаются кружками зеленого цвета, а частично доступные – желтого.
С целью привлечения внимания широкой общественности к необходимости решения социальных проблем людей с инвалидностью и повышения качества их жизни осуществляется трансляция телерадиопередач и сюжетов, посвященных проблемам инвалидов и направленных на формирование позитивного отношения общества к ним. «В том числе с участием общественных объединений инвалидов разрабатывается социальная реклама. Мы уже более пяти лет занимаемся разработкой социальной рекламы по доступной среде», – добавила Виктория Гречиха.
По информации
БЕЛТА
Комфортные тарифы на роуминг в ЕАЭС планируют установить с 1 января 2028 г.
Комфортные тарифы на роуминг в Евразийском экономическом союзе планируют установить с 1 января 2028 г., сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Евразийской экономической комиссии.
«8 июля 2025 года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии утвержден новый срок реализации плана по внедрению справедливых тарифов в роуминге – IV квартал 2027 года. До этого в комиссии рассчитывают принять все необходимые решения и отменить роуминг с 1 января 2028 года», – сказали в пресс-службе.
«Инициатива по отмене роуминга (внедрению справедливых тарифов на услуги связи в роуминге) поддерживается всеми странами Евразийского экономического союза», – заявили в ЕЭК.
Ранее планировалось внедрить комфортные тарифы на роуминг в ЕАЭС в 2025 году. «Но в связи с необходимостью дополнительной проработки вопроса нивелирования финансовых потерь операторов сотовой связи, а также для предотвращения мошеннического (фродового) трафика и настройки биллинговых систем стороны перенесли срок отмены. Это позволит Евразийской экономической комиссии совместно с государствами-членами дополнительно проанализировать уровни ставок международного интерконнекта, межоператорские роуминговые тарифы и выработать оптимальный вариант тарифа, учитывающий интересы как абонентов, так и операторов связи», – разъяснили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
МАРТ: интернет-магазины с 11 июля будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей
Интернет-магазины с 11 июля будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Об этом рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре
БЕЛТА.
Судя по обращениям в МАРТ, а также запросам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые пытаются разобраться, как правильно действовать в рамках законодательства, интернет-магазины в Беларуси пользуются большой популярностью, отметила Инна Гаврильчик. «Мы видим, что это очень популярно, покупок очень много. Об этом же свидетельствует рост количества интернет-магазинов в стране. По состоянию на 1 января 2025 года в Беларуси была зарегистрирована почти 31 тыс. интернет-магазинов – это в 2,6 раза больше, чем в 2020 году», – рассказала Инна Гаврильчик.
С ростом популярности взаимоотношения интернет-площадок с потребителями также начали строиться более активно. Возникла необходимость регулирования этой сферы деятельности. В чистом виде интернет-площадка не являлась до недавнего времени стороной во взаимоотношениях с потребителем. «У нас взаимоотношения такие: потребитель – продавец интернет-торговли. Но площадка – это тоже ресурс, который оказывает потребительские услуги, предоставляет информацию о товарах, возможность оплатить, заказать и так далее», – пояснила начальник управления.
Регулирование этой сферы уже началось: в правила дистанционной торговли были внесены изменения о том, какой ресурс является интернет-площадкой, кто является владельцем интернет-площадки, а также дано определение пунктам выдачи заказов, что тоже актуально для потребителей. «С 11 июля вступают в действие нормы, которые предусматривают обязанность интернет-площадок и интернет-магазинов отвечать на электронные обращения потребителей. До этого времени такой обязанности не было», – сказала представитель МАРТ.
Зачастую на интернет-площадках присутствуют продавцы не из Беларуси, что затрудняет разрешение потребительских споров, восстановление нарушенных прав. В связи с этим в перспективе планируется возложить на интернет-площадку такие же обязанности, как и у продавца. «Если продавца нет в Республике Беларусь, но через интернет-площадку потребитель заказал товары, он пытается обратиться к продавцу – тот не реагирует, значит, он имеет право обратиться к интернет-площадке. Например, сдать некачественный товар, потребовать возврат денег за этот некачественный товар», – пояснила Инна Гаврильчик.
По информации
БЕЛТА