Кадры, наставничество и профессиональная этика. Председатель БРКА о ситуации в адвокатуре
26 июня отмечается важная для адвокатского сообщества дата. В этот день в 1922 году образовалась белорусская адвокатура. По случаю 103-летия этого важнейшего института правовой системы, обеспечивающего защиту прав и свобод граждан, Председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов Алексей Шваков рассказал в интервью корреспонденту
БЕЛТА о кадровой политике, институте наставничества и соблюдении адвокатами профессиональной этики.
– Алексей Иванович, какова сейчас ситуация с кадрами в адвокатуре?
– 103-летие адвокатуры мы встречаем с неплохими результатами. В кадровой ситуации у нас произошли положительные изменения. Итоги 2024 года показали рост количества адвокатов в стране в целом. Особенно радует, что пошла к нам молодежь. Мы видим большой приток молодежи в областных центрах, Минске. Отрадно, что адвокатура пополняется выпускниками, которые во время обучения в вузах демонстрировали хорошую успеваемость.
Кадровый вопрос всегда был на контроле, но в течение последних трех лет мы уделяли ему повышенное внимание. Проведена действительно большая работа по привлечению молодежи. Если сравнивать с ситуацией трехгодичной давности, тогда у нас было достаточно много адвокатов пенсионного возраста, особенно в удаленных юридических консультациях. Конечно, нас это волновало. Ведь должен быть приток новых кадров.
Сейчас этот вопрос разрешается. Количество людей пенсионного возраста уменьшается, а молодых специалистов, наоборот, становится больше. Радует, что молодые люди идут к нам целенаправленно и осознанно.
Большую работу проводим во всех вузах, где готовят юридические кадры. Считаем, что результат есть. Оказание юридической помощи, ее доступность обеспечены на всей территории нашей страны. Во всех административно-территориальных единицах люди имеют возможность обратиться к адвокату по тем или иным правовым вопросам, которые их волнуют. Вопросов с нехваткой или отсутствием адвокатов не возникает ни в судах, ни на стадии предварительного следствия, ни во время приемов граждан.
Помимо кадровой политики, большое значение уделяем качеству оказания юридической помощи. Обращаясь к адвокатам, люди рассчитывают на качественную юридическую помощь. А юридические вопросы, с которыми сталкиваются наши клиенты, разнообразны: от семейных отношений до раздела имущества, от земельных споров до уголовных и административных дел. Нашим адвокатам приходится быть разносторонне развитыми.
– Три года назад, в 2022 году, при БРКА был образован учебно-методический центр для обучения и повышения профессионального уровня адвокатов. Выполняется ли главная цель создания этой структуры – повышение качества оказания юридической помощи?
– Этот центр зарекомендовал себя очень хорошо. Там постоянно проводятся мероприятия по повышению квалификации, обучению адвокатов. Практически еженедельно в Белорусской республиканской коллегии адвокатов проходят семинары на различные правовые темы, в том числе анализируется практика применения законодательства. Мы видим, что эти мероприятия находят большой отклик не только среди молодых, но и довольно опытных адвокатов. Мы стараемся идти навстречу людям, предлагая актуальные, востребованные, интересные темы.
Кроме того, обучение адвокатов проводится и в других учебных заведениях. Деловые отношения и продуктивное сотрудничество налажено с Институтом переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ. В последнее время благодаря совместным усилиям были значительно скорректированы программы обучения, дополнены многими вопросами. Нацеливаем специалистов в различных областях права читать лекции по наиболее актуальным вопросам, которые востребованы у населения нашей страны. Со стороны адвокатов получаем положительные отклики. Видим это по результатам анкетирования.
– Кроме молодых кадров, наверняка адвокатура пополняется специалистами, которые приходят из смежных отраслей.
– В соответствии с законодательством наши двери открыты. К нам могут приходить не только молодые специалисты, закончившие юридический факультет, но и специалисты, уже имеющие стаж юридической деятельности, работавшие в том числе в судах и прокуратуре. Мы заинтересованы в подготовленных специалистах. Это люди с опытом, юридическими знаниями. Их не надо учить с нуля. При соответствии нашим критериям допуска в адвокатуру, конечно, мы их принимаем.
– А как относитесь к обратной ситуации, когда адвокаты переходят работать в иные отрасли права?
– Случаи, когда адвокаты переходят работать в суд, прокуратуру, также есть. Некоторое время назад их было больше, сейчас меньше. Взаимообмен юридическими кадрами всегда был и будет. У нас, в принципе, одно юридическое образование, мы заканчиваем одни вузы, работа в разных структурах во многом похожа. Грамотному, знающему человеку, на мой взгляд, перестроиться не так сложно. Хотя на этот счет есть иные мнения. Я считаю, что все зависит от личности человека и желания.
– Продолжая тему молодых кадров, поинтересуюсь, как в адвокатуре реализуется институт наставничества?
– Наставничеству уделяем большое внимание. Адвокатская профессия – это не просто изучить законодательство, знать право, законы, кодексы. Очень много вопросов, связанных с практикой адвокатской деятельности. Это общение с клиентами, государственными органами, представителями разных организаций, поведение внутри адвокатского сообщества, отношение адвокатов друг к другу, к различным аспектам своей работы.
У нас есть такое понятие, как преемственность поколений. Более опытные адвокаты постоянно передают опыт коллегам, которые начинают свою деятельность. Мы считаем это правильным и видим результаты: вход в профессию для молодого адвоката упрощается.
Наставничество начинается в период стажировки. Молодому адвокату назначается руководитель из числа опытных адвокатов, имеющих не менее пяти лет стажа адвокатской деятельности, хорошо себя зарекомендовавших, имеющих авторитет среди коллег. Он готовит молодого адвоката к сдаче квалификационного экзамена.
Однако, мы считаем, на этом наставничество не должно заканчиваться. Этот процесс хотим немного продлить. Нам видится, что в случае получения адвокатской лицензии начинающим адвокатом наставничество со стороны более опытного, профессионально подготовленного коллеги еще некоторое время должно продолжаться. Согласитесь, человеку, который только приступает к самостоятельной деятельности, нужен старший товарищ, с которым можно посоветоваться. Передача опыта – неоценимый вклад, который поможет избежать многих ошибок по неопытности.
Сейчас мы готовим положение о наставничестве. Тем самым хотим обобщить и систематизировать накопленный опыт.
– Несколько лет назад были утверждены обновленные правила профессиональной этики адвоката. Наверняка отслеживаете ситуацию с соблюдением адвокатами этических норм.
– Да, у нас работают специальные механизмы. По статистике, за 2024 год произошло значительное снижение количества нарушений адвокатами правил профессиональной этики. Адвокаты реже привлекались к дисциплинарной ответственности. Такая тенденция, мы считаем, – результат разъяснительной, профилактической работы, которая проводится в течение последних нескольких лет всеми советами территориальных коллегий. Адвокатское сообщество само реагирует на неправильное поведение адвоката.
Конечно, встречаются случаи нарушений, не без того. Однако это единицы. Порой видим нарушения, связанные с конфликтом интересов: сначала адвокат защищал одну сторону, затем – другую. Подобные вопросы разбираем и реагируем своевременно, и люди это видят.
Повторюсь: самая главная причина уменьшения количества нарушений – в проводимой среди молодых адвокатов работе. В этом направлении активно работают советы молодых адвокатов разных уровней. Ведут постоянные рубрики по разъяснению законодательства, правил профессиональной этики и др.
– Совет молодых адвокатов при БРКА сейчас особенно активен, и мы это видим...
– Совет молодых адвокатов при БРКА начал активную деятельность с конца 2022 года. Сообщество молодых адвокатов само поднимает многие вопросы. Они активно включились в общественную жизнь, участвуют во многих общегосударственных и адвокатских мероприятиях. А мы довольны тем, что молодежь проявляет себя очень активно, с положительной стороны. И видим, что деятельность советов молодых адвокатов всех уровней замечается. Они взаимодействуют с другими молодежными структурами. Мы же этому всячески способствуем.
Общение с молодежью, уверен, полезно и более опытным адвокатам. Молодежь выросла в условиях цифровизации и лучше понимает некоторые процессы. Я бы советовал всем нашим адвокатам, кто постарше, общаться с молодыми коллегами, потому что они поднимают очень интересные, актуальные вопросы. Это видно по тем мероприятиям, которые у нас проводятся. Вопросы звучат важные, например, цифровизация адвокатуры, поведение адвоката в социальных сетях, интернете, использование гаджетов при оказании юридической помощи удаленно и др.
– Может быть, от молодых адвокатов поступают предложения, в том числе законодательные?
– У нас налажено хорошее взаимодействие с Парламентом. Адвокатов приглашают принимать участие в заседаниях, где обсуждаются те или иные планируемые корректировки законодательства. Часто к нам обращаются с предложением высказать свое мнение и замечания по поводу законодательных актов. То есть мы достаточно активно участвуем в законодательном процессе, в меру своей компетенции, конечно. Напрямую адвокатское сообщество не имеет права законодательной инициативы. Однако наши возможности как юристов-профессионалов, конечно, используют для общего дела и совершенствования законодательства в целом.
По информации
БЕЛТА
На белорусском рынке появился первый выпуск «золотых облигаций»
На белорусском рынке появился первый выпуск «золотых облигаций». Об этом сообщил на пресс-конференции председатель правления ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» Андрей Аухименя, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Сегодня у нас знаковое событие. Впервые в истории Беларуси на нашем рынке появились облигации, которые совмещают в себе и цифровые финансовые активы, и физическое золото, и традиционные инструменты фондового рынка. Это облигации, привязанные к стоимости золота», – сказал Андрей Аухименя. Они допущены к торгам на Белорусской валютно-фондовой бирже.
«Золотые облигации» – это особый вид долговых ценных бумаг, номинальная стоимость и купонный доход которых привязаны к цене золота. Они позволяют инвесторам фактически вкладываться в золото, но при этом получать регулярный доход в виде купонных выплат. Золото традиционно считается защитным активом, позволяющим обезопасить инвестиционный портфель от воздействия инфляции. Допуск к торгам первых «золотых облигаций» является важным шагом для развития финансового рынка Беларуси и предоставляет инвесторам новые возможности для размещения капитала.
«Для инвесторов, которые заинтересованы инвестировать в драгметаллы, до этого было только три варианта – физическое золото, обезличенное золото и цифровые финансовые активы, которые привязаны к стоимости золота. Сегодня появляется четвертый инструмент – традиционные облигации, которые привязаны к стоимости золота. Мы предполагаем, что такие облигации будут востребованы, поскольку наши граждане на сегодняшний момент уже инвестируют в физическое золото, открывают обезличенные металлические счета. Поэтому эмитент, который предлагает сегодня облигацию, привязанную к стоимости золота, надеется привлечь как раз тот круг инвесторов, который раньше занимался сугубо инвестированием в драгметаллы. Вместе с ростом стоимости золота будет расти и стоимость облигаций. Кроме этого, эмитент готов выплачивать и небольшой купонный доход, поэтому инвестор в любом случае некий процент получит по этим облигациям. Ну а стоимость самой облигации будет зависеть от котировок золота», – сказал Андрей Аухименя.
По его словам, «золотые облигации» – это и альтернатива традиционному инвестированию в золото, и дополнительная опция, расширяющая возможности. «Есть физическое золото, но это актив, с которым есть вопросы по хранению, дальнейшей оценке этого слитка или монеты. Обезличенный металлический счет приближен к облигации, которая привязана к золоту. Но у нее есть свои плюсы. Если мы посмотрим на обезличенный металлический счет, там все-таки необходимо давать поручения приобретать это золото на внешнем контуре. А облигация эмитируется резидентом Беларуси, одним из крупнейших брокеров нашей страны. Она привязана к стоимости золота, которую устанавливает Национальный банк. Поэтому это и альтернатива, и конкурент традиционным инструментам», – отметил председатель правления биржи.
Он также обратил внимание, что поставок физического золота по этим облигациям не будет. «До сегодняшней пресс-конференции в средствах массовой информации, в различных чатах обсуждали: «Если что-то произойдет, я вместо облигации заберу золото». Нет, такой опции по облигациям не будет», – добавил Андрей Аухименя.
Облигации номиналом Br313,61 имеют срок обращения до 27 марта 2030 г.
По информации
БЕЛТА
Что изменится для белорусов в работе с платежными приложениями с 19 июня
В Беларуси вносятся изменения в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено постановлением Правления Национального банка от 25 февраля 2025 г. № 50. Изменения вступят в силу с 19 июня. Что нового ждет физических и юридических лиц, рассказала начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович, сообщает
БЕЛТА.
О каких приложениях идет речь
Для начала разберемся, что же такое платежные инструменты. По словам Ольги Антонович, существует три вида. Первый – платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки. Второй – платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки. «На сегодня у нас пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Мы разработали форму отчетности. Предполагаем, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг нам предоставят соответствующую информацию», – отметила она.
Третий вид – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. «Это, например, приложение «Оплати», с использованием которого можно оплатить проезд в общественном транспорте и не только», – уточнила представитель Нацбанка.
К кому обращаться, если думаете, что платеж совершили не вы
Теперь перейдем к тому, что же меняется в работе с платежными приложениями. Так, определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам не понадобится обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями.
«Очень много у нас было запросов от клиентов, которые касались того, к кому же им обращаться, если они думают, что операция, которая проведена по их счету или электронному кошельку, совершена не ими. Мы немножко конкретизировали норму. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг. В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк», – пояснила Ольга Антонович.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Подтверждение, что операция совершена
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации. «Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке», – добавила Ольга Антонович.
Переход из интернет-банкинга на сторонние сайты для покупок
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов – партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером. «Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера», – обратила внимание начальник управления.
Представитель Нацбанка пояснила причину этого новшества. «Изменение внесено по предложению банков и других юридических лиц. Партнерство – это всегда интерес двух сторон. С одной стороны, это интересно банкам, с другой – иным юрлицам. Предполагается, что партнеры банка будут предлагать клиентам приобрести товары, работы, услуги, а также другие объекты гражданских прав. Изменения вступят в силу с 19 июня. Увидим, насколько эта норма будет работать, как будет развиваться ситуация», – сказала она.
В Нацбанке подчеркнули, что внесенные в правила изменения учитывают предложения граждан, юридических лиц, банков и будут способствовать повышению качества оказания платежных услуг в условиях ускоренного развития цифровизации финансового рынка. «Все новации в первую очередь нацелены на защиту прав потребителей. Мы делаем все, чтобы платежные операции, которые совершает клиент, были для него ясны, понятны и не было никаких вопросов», – подчеркнула Ольга Антонович.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА