С 1 апреля вступают в силу новые Правила по охране труда при производстве пищевой продукции
С 1 апреля 2025 года вступают в силу новые Правила по охране труда при производстве пищевой продукции, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 122 (далее – Правила).
Правила устанавливают требования по охране труда при выполнении работ, связанных с процессами производства пищевой продукции на объектах промышленности по производству пищевой продукции (далее – объект).
Требования по охране труда, содержащиеся в Правилах, направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, занятых производством пищевой продукции, и распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих производство пищевой продукции на объекте.
Правила содержат два раздела:
в первом разделе устанавливаются общие требования по охране труда при производстве пищевой продукции – требования при организации производства пищевой продукции, размещении оборудования и организации рабочих мест, эксплуатации оборудования, требования к электробезопасности, монтажу (демонтажу), ремонту и техническому обслуживанию оборудования, производственным процессам, выполнению работ по сульфитации (десульфитации) пищевых полуфабрикатов и продукции, окуриванию помещений и другие;
во втором разделе – требования при производстве отдельных видов пищевой продукции (производство сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Одновременно с вступлением в силу Правил постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 123 «О признании утратившими силу постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (постановление № 123) признаются утратившими силу 12 межотраслевых правил по охране труда при производстве сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Постановление № 123 вступает в силу с 1 апреля 2025 года.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Постановлением Минтруда и соцзащиты утверждены 9 профстандартов в сфере строительства, архитектуры и оказания инженерных услуг
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2024 г. № 112, которым утверждены 9 профессиональных стандартов, относящихся к деятельности в области строительства, архитектуры и оказания инженерных услуг:
-
каменщик;
-
машинист бурильной и бурильно-крановой машины;
-
машинист крана автомобильного;
-
машинист крана башенного;
-
монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства;
-
монтажник наружных трубопроводов;
-
монтажник строительных конструкций;
-
монтажник фасадных систем;
-
производство кровельных работ.
Справочно. Профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их исполнения.
На основании профессиональных стандартов определяются наименования профессий рабочих (должностей служащих), трудовые функции, наличие у работника соответствующей квалификации (статьи 1, 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Разработка профессиональных стандартов осуществлялась при координации Секторального совета квалификаций при Министерстве архитектуры и строительства.
Утвержденные профессиональные стандарты содержат характеристики трудовых функций для 10 профессий рабочих:
-
каменщик (3-7 разряды) (код профессии рабочего согласно ОКРБ 014-2017 «Занятия» – 7112-001);
-
машинист бурильной и бурильно-крановой машины (5-7 разряды) (код профессии рабочего – 8342-008);
-
машинист крана автомобильного (4-8 разряды) (код профессии рабочего – 8343-012);
-
машинист крана башенного (4-8 разряды) (код новой профессии рабочего – 8343-038);
-
монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства (3-6 разряды) (код профессии рабочего – 7123-004);
-
монтажник наружных трубопроводов (2-6 разряды) (код профессии рабочего – 7126-004);
-
монтажник строительных конструкций (2-7 разряды) (код профессии рабочего – 7214-003);
-
монтажник фасадных систем (3-5 разряды) (код профессии рабочего – 7214-015);
-
кровельщик по металлическим кровлям (2-6 разряды) (код профессии рабочего – 7121-001);
-
кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов (2-5 разряды) (код профессии рабочего – 7121-002).
Одновременно постановлением исключены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих«Каменщик», «Кровельщик по металлическим кровлям», «Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов», «Монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства», «Монтажник наружных трубопроводов», «Монтажник строительных конструкций», содержащиеся в выпуске 3 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) с учетом того, что профессиональный стандарт является аналогом тарифно-квалификационной характеристики.
Также в связи с тем, что работы по управлению бурильными и бурильно-крановыми машинами, кранами автомобильными, башенными передвижными и стационарными кранами включены в профессиональные стандарты «Машинист бурильной и бурильно-крановой машины», «Машинист крана автомобильного», «Машинист крана башенного», то данные работы соответственно исключены изтарифно-квалификационной характеристики «Машинист (общестроительные машины)», содержащейся в выпуске 1 ЕТКС, тарифно-квалификационной характеристики «Машинист крана (крановщик)», содержащейся в выпуске 3 ЕТКС.
Постановление вступило в силу с 16 марта 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Цифровизация и логистика. Глава ГТК о новшествах в таможенной сфере в год председательства Беларуси в ЕАЭС
В 2025 году Беларусь в третий раз председательствует в органах Евразийского экономического союза. Цель создания ЕАЭС – обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также координация действий в отраслях экономики. Значительный вклад в интеграцию вносят таможенные службы. О том, какие проекты реализованы, как налажено взаимодействие с коллегами, о приоритетах белорусского председательства в интервью
БЕЛТА рассказал Председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский.
– Владимир Николаевич, как санкции в отношении Беларуси и России повлияли в целом на деятельность Евразийского экономического союза? Какова роль в этом деле отводится таможенным службам стран пятерки?
– Санкции, направленные на разрушение экономики Союзного государства, интеграции внутри Евразийского экономического союза, стали мощным толчком для обратных последствий. Они, наоборот, объединили страны союза, особенно в части объемов торговли. На днях в Евразийской экономической комиссии подчеркнули, что объем взаимной торговли товарами в ЕАЭС с 2015 года удвоился и достиг в 2024 году почти $100 млрд. Расширяются и внешнеторговые интересы ЕАЭС с учетом новой стратегии и логики международного взаимодействия. Сотрудничество таможенных служб в таких условиях играет ведущую роль, особенно для переориентации грузопотоков.
Белорусский бизнес сегодня держит основной вектор на восток. Через Россию, Казахстан на экспорт следуют отечественные товары, на импорт – сырье и комплектующие для наших предприятий. И от слаженности наших действий, унификации совершения таможенных операций зависит скорость движения.
– В текущем году председательство в органах Евразийского экономического союза приняла Беларусь. Какие приоритеты в организации единой таможенной деятельности вам видятся первоочередными?
– Приоритеты для каждой отрасли определил Глава государства в качестве председателя Высшего евразийского совета. В частности, необходимо завершить формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции. Следует продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них.
Особенно важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать «бесшовные» и безопасные международные транспортные коридоры. В части защиты внутреннего рынка отмечена нацеленность на совершенствование таможенно-тарифного регулирования для выравнивания условий ведения экономической деятельности в ЕАЭС, создание контролируемых условий доступа импортных товаров, эффективное применение системы управления рисками при определении таможенной стоимости товаров.
– Один из последних подписанных документов, направленных на совершенствование логистики, – соглашение о единой системе таможенного транзита ЕАЭС и третьей стороны. О чем речь?
– Да, подписанное в конце прошлого года соглашение позволит обеспечить максимально удобную для всех участников рынка логистику перевозок, так называемую «бесшовность», посредством снятия барьеров внутри союза и сокращения расходов бизнеса на доставку грузов. Простым языком, ускорение и удешевление перевозок, а также снижение рисков ошибок в доставке. Для этих целей будет использоваться единая транзитная декларация в виде электронного документа. Реализация соглашения позволит повысить уровень безопасности трансграничных поставок и увеличить товарооборот стран евразийской пятерки.
– Какие еще важные шаги предприняты в части развития евразийской интеграции?
– Новый импульс в работе по выстраиванию единого механизма взимания вывозных таможенных пошлин в ЕАЭС придаст реализация подписанного между странами пятерки соглашения о гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории союза. Соглашение позволит создать общие нормы для определения страны происхождения товара.
Единая система предусматривает постепенный переход на электронные сертификаты, а также внедрение онлайн взаимодействия бизнеса и компетентных органов, подтверждающих страну происхождения товара. В перспективе это серьезно упростит экспорт для бизнеса из стран ЕАЭС. Решатся одновременно две задачи: упростится доступ евразийских товаров на внешние рынки, минимизируются барьеры на внутреннем рынке союза.
– Расскажите про новшества в использовании навигационных пломб, о применении которых белорусская таможня заявляла неоднократно. Ряд решений уже принят.
– В первую очередь навигационные пломбы – это еще один из основных потенциальных механизмов повышения безопасности транзита. Практическое применение навигационных пломб для отслеживания грузоперевозок подтвердило успешность данного проекта с начала его внедрения. Область использования таких устройств мы постоянно расширяем.
С 27 января текущего года заработал единый механизм применения навигационных пломб для отслеживания отдельных видов автомобильных перевозок по территории Союзного государства. Устройства используются при ввозе в Беларусь и Россию из третьих стран алкогольной продукции, табачных изделий, меховых изделий, обуви, электроники, опасных грузов.
Пломба применяется при непосредственном импорте, а также при «сквозном» транзите.
Пломба, наложенная в Беларуси, действует и в России. И в обратном порядке. В таком режиме уже осуществлено около 2,7 тыс. грузоперевозок. Также по инициативе Беларуси успешно реализуется эксперимент по применению навигационных пломб в отношении экспортируемых через территорию России белорусских лесоматериалов. С начала его проведения пломбы применены к 2,4 тыс. подобным грузоперевозкам.
В целом ежедневно белорусской таможней налагается более 1 тыс. навигационных пломб. А если брать с начала реализации механизма, то осуществлено более 2 млн перевозок под пломбами. Устройства помогают нам отследить перевозчиков Европейского союза и исключить недоставки товаров и транспортных средств.
– А что в части взаимодействия в области таможенной цифровой повестки, информационного взаимодействия, в том числе и для усиления позиций союза в борьбе с санкциями?
– Завершена значительная работа по определению подходов совершенствования информационного обмена электронными документами и сведениями в процессе контроля транзитных перевозок товаров. Это будет отдельный общий процесс обмена информацией в таможенной сфере. Такое решение позволит унифицировать многие технологические, программные и технические процессы, обеспечивающие взаимодействие таможенных органов ЕАЭС. Переход на использование общей для всех государств – членов ЕАЭС инфраструктуры существенно сократит расходы таможенных органов на поддержку действующих сейчас нескольких интеграционных решений.
Для внедрения общего процесса информационная система таможенных органов Беларуси уже доработана. Сегодня мы активно тестируем ее с таможенными службами России и Армении. С повышением степени насыщения таможенной сферы цифровыми технологиями она становится более прозрачной. Это положительно влияет на скорость осуществления таможенных процедур, а также на эффективность деятельности таможенных органов.
– Цифровые технологии все более значимы во всех сферах нашей жизни. Электронная торговля – это уже обыденное явление. Какое развитие этой системы в Евразийском экономическом союзе?
– Электронная торговля сказывается на формировании единого экономического пространства ЕАЭС и повышении благосостояния граждан. Да, это влечет большие инвестиции в логистику и обеспечение цепочек поставок. Вместе с тем такая система оказывает существенное влияние на экономическое развитие отдельных субъектов и государств – членов союза в целом.
Сегодня наша задача – согласовать механизм регулирования электронной торговли на всем пространстве единого рынка Евразийского экономического союза. Серьезное начало положено в декабре 2023 года – принят протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Ключевые моменты: выделение товаров электронной торговли в отдельную категорию и установление специального таможенного администрирования в отношении таких товаров, введение в ЕАЭС института оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с товарами электронной торговли, а также осуществлять взаимодействие с таможенными органами. Также речь идет об обеспечении возможности реализации физическим лицам товаров электронной торговли с использованием таможенных складов.
В июне 2024 года протокол ратифицирован Республикой Беларусь. В настоящее время в развитие отсылочных норм протокола ведется работа по подготовке проектов актов ЕЭК.
– Как в целом охарактеризуете результаты взаимодействия таможенных служб стран ЕАЭС?
– Благодаря тесному взаимодействию ЕЭК и таможенных служб стран ЕАЭС за более чем 10 лет функционирования объединения удалось существенно продвинуться в реализации норм Договора о ЕАЭС и унификации таможенного администрирования.
Эффективная площадка для решения таможенных вопросов стран пятерки – Объединенная коллегия таможенных служб ЕАЭС. Заседания проводятся ежеквартально. На них рассматриваются вопросы, которые касаются практического применения таможенного законодательства, особенностей совершения таможенных операций, выработки единой правоприменительной практики, а также согласованного порядка совместных действий в таможенной сфере в отношении третьих стран. И это положительно сказывается на свободе движения товаров, которое невозможно без единого таможенного регулирования.
По информации
БЕЛТА