12.12.2024
В Минэкономики разъяснили правовые механизмы предупреждения банкротства
В Беларуси сокращается доля государственных организаций, требующих применения мер по предупреждению несостоятельности, сообщила на онлайн-семинаре «Правовые механизмы предупреждения несостоятельности и банкротства» на YouTube-канале НЦЗПИ начальник управления анализа в сфере урегулирования неплатежеспособности Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Зоя Гайдученко, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Поквартальная динамика оценки степени риска наступления банкротства государственных организаций показывает устойчивый тренд на снижение количества организаций, требующих финансового оздоровления», – отметила Зоя Гайдученко.
Она напомнила, что 1 октября 2023 года вступил в силу Закон об урегулировании неплатежеспособности. Правовой акт содержит ряд новых норм. Он регулирует полномочия «вертикали» госорганов в сфере урегулирования неплатежеспособности и изменяет весь ранее существовавший механизм проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства) в Беларуси.
«По итогам 9 месяцев доля организаций, требующих применения мер по предупреждению несостоятельности, снизилась по сравнению с началом действия нового закона на 2,2 %. Максимальное снижение произошло по коммунальным организациям Могилевской (на 8,6 %) и Брестской (на 3,3 %) областей, по республиканским – в Могилевской (на 4,4 %) и Гродненской (на 4 %) областях. Снижено количество организаций, требующих применения мер оздоровления, в строительстве (на 15,1 %), сельском хозяйстве (на 8,1 %), промышленности (на 4,8 %)», – рассказала Зоя Гайдученко.
Во время онлайн-семинара разъяснены нормы законодательства в части предупреждения несостоятельности и банкротства, правовые механизмы, роль и место государственных органов в этой сфере. Обозначены риски наступления банкротства как определяющего фактора необходимости оздоровления предприятий, алгоритм их оценки, приведены конкретные примеры.
Подводя итоги онлайн-семинара, заместитель директора Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Мария Покало отметила, что ведомство продолжит работу по обобщению и анализу поступающих вопросов по практике применения законодательства. Актуальная информация размещается на Национальном правовом Интернет-портале, сайтах Министерства экономики и Национального центра законодательства и правовой информации (НЦЗПИ).
По информации
БЕЛТА
«Региональная инициатива»: о критериях отбора инвестпроектов рассказали в Минэкономики
Какие критерии отбора предусмотрены на конкурсе инвестиционных проектов «Региональная инициатива», рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Министерства экономики.
(фото – БЕЛТА)
В перечень инвестиционных проектов «Региональная инициатива» могут включаться соответствующие критериям и преференциальные. Инструментом финансирования выступает кредитный продукт «Инвестиционное развитие». Процентная ставка – не более 8 % годовых, для аграрных районов – не более 6,5 % годовых. Валюта кредита – белорусский рубль, кредитный договор заключается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более 15 лет.
Перечень «Региональная инициатива» формируется на основании заявок организаций, подаваемых на онлайн-площадке Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей в виде скан-копии.
Среди критериев для включения в перечень инвестиционных проектов выделяются следующие: организация-заявитель является субъектом малого или среднего предпринимательства (внесена в соответствующий реестр) на дату подачи заявки, проект реализуется на территории регионов (за исключением областных центров и Минска, а также прилегающих к ним территорий).
Такие проекты должны обеспечивать создание новых производств (цехов) или модернизацию (техническое перевооружение, расширение) существующих. Либо создание коммерческих объектов транспортно-логистической инфраструктуры, туризма и отдыха, медицинского обслуживания. Также возможна реализация комплексных проектов, включающих создание объектов производственного назначения и общественного питания.
Еще один критерий – создание не менее пяти новых рабочих мест или трудоустройство дополнительно не менее пяти человек на существующие рабочие места для новых производств (цехов). Также проекты должны быть значимыми для социально-экономического развития региона (области, района) с учетом отраслевых особенностей.
«Самые активные уже воспользовались этой возможностью – в перечне шесть новых проектов», – отметили в Минэкономики.
Срок рассмотрения заявки организации о включении в перечень «Региональная инициатива» – не более 25 дней с момента ее подачи.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики проводит сбор предложений бизнеса по совершенствованию деловой среды
Министерство экономики проводит сбор информации от субъектов предпринимательской деятельности.
Цель опроса – выявить нормы и требования законодательства, которые устарели, неактуальны либо ухудшают условия ведения бизнеса.
Свои предложения предприниматели могут направить путем заполнения
Google формы по 28 марта 2025г.
Все поступившие ответы будут детально проработаны Минэкономики совместно с госорганами-регуляторами.
В дальнейшем инициативы делового сообщества, направленные на декриминализацию экономических рисков, повышение качества правового регулирования, развития диалога «власть – бизнес», будут использованы при подготовке проекта нормативного правового акта Главы государства.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Минэкономики: запрет на привязку аренды к валюте обеспечивает баланс интересов арендаторов и собственников
Запрет на привязку арендной платы к курсу иностранной валюты обеспечивает баланс интересов арендаторов и собственников. Об этом заявила заместитель Министра экономики Елена Болигатова в интервью телеканалу
«Первый информационный», комментируя новации Закона от 17 февраля 2025 года № 62-З «О потребительском кредите и потребительском микрозайме», предусматривающие определение в договорах аренды размера ставок исключительно в белорусских рублях, сообщает
БЕЛТА.
По словам замминистра, в Беларуси уже достаточно давно реализуется последовательный курс на девалютизацию экономики – это обозначено в стратегии повышения доверия к национальной валюте до 2030 года. Это подразумевает уход от валютного эквивалента в расчетах и в гражданско-правовых отношениях. Первым таким шагом стала аренда. Запрет на привязку иностранной валюты к арендной плате впервые был введен в 2022 году и носил временный характер, в этом году эта норма стала постоянной.
«Когда впервые было введено данное регулирование, мы столкнулись с многочисленными вопросами от субъектов хозяйствования относительно того, как же теперь в договорных отношениях выражать свои обязательства. Мы давали различные рекомендации: что привязываться можно к индексу потребительских цен, к базовой величине и так далее. И субъекты хозяйствования перестроились, приняли новые правила игры. Если раньше, когда действовал валютный эквивалент, все риски, которые могли реализоваться одномоментно, ложились на плечи арендатора, то сегодня мы видим баланс интересов», – сказала Елена Болигатова.
Замминистра также прокомментировала, как новый механизм влияет на деятельность бизнеса. «Для всех это решение не было легким, но стало полезным, особенно для малого и среднего бизнеса. Поскольку, когда присутствует валютный эквивалент, бизнес всегда держит подспудно в голове вариант изменения курса белорусского рубля, что автоматически скажется на арендной плате для малого и среднего бизнеса. Адаптироваться к этому крайне сложно. Поэтому принятое решение позволит нашим субъектам легче и более предсказуемо вести бизнес», – подчеркнула она.
Новации Закона затрагивают и интересы физических лиц в арендных отношениях, например, при приобретении авто в лизинг или сдаче жилья. «Объективно далеко не все граждане способны долгосрочно прогнозировать изменение макроэкономической конъюнктуры. Cоответственно, новые правила игры призваны устранить валютные риски, который ранее ложились на людей. Мы и в дальнейшем планируем рассматривать точечно, в каких конкретно гражданско-правовых отношениях необходимо уходить от валютного эквивалента», – отметила Елена Болигатова.
По информации
БЕЛТА
Сколько работников может привлекать ИП, разъяснили в Минэкономики
Сколько работников может привлекать индивидуальный предприниматель, разъяснили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства экономики.
(фото – БЕЛТА)
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 22 Гражданского кодекса Беларуси индивидуальный предприниматель для своей деятельности вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности. При этом количество таких привлекаемых лиц определяется в совокупности, независимо от степени их влияния на предпринимательскую деятельность ИП.
Данное правило не ограничивает индивидуального предпринимателя в заключении в установленном законодательством порядке гражданско-правовых договоров с субъектами предпринимательской деятельности, в том числе другими индивидуальными предпринимателями, ремесленниками, субъектами агроэкотуризма или лицами, которые ведут самостоятельную профессиональную деятельность.
При заключении гражданско-правового договора его сторонам (ИП и физическому лицу) принципиально важно согласовать и отразить в договоре форму взаимодействия индивидуального предпринимателя с физическим лицом либо с физическим лицом, которое ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность.
По информации
БЕЛТА
В МПА СНГ готовят модельный закон о трансграничной несостоятельности и банкротстве
В Таврическом дворце в Санкт-Петербурге прошло первое заседание рабочей группы по подготовке проекта модельного закона «О трансграничной несостоятельности и банкротстве». Об этом
БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
Участие в мероприятии приняли парламентарии стран СНГ, эксперты, представители научного сообщества и профессиональных объединений.
В условиях динамичного развития товарооборота между странами СНГ возникают значительные юридические противоречия. Цель разработки закона «О трансграничной несостоятельности и банкротстве» – создать единый рекомендательный документ для регулирования международных банкротств. Это необходимо, когда должник связан с несколькими странами, например, зарегистрирован в одной, но ведет бизнес в другой, его активы находятся в разных странах, а также в случае, если кредиторы и должник имеют разное гражданство.
Кроме того, понятия «несостоятельность» и «банкротство» не являются синонимами и требуют различного подхода. При разработке модельного закона также необходимо учитывать аспекты цифровизации. Системное регулирование этой сферы важно для экономики стран СНГ, защиты бизнеса и предотвращения вывода активов недобросовестными должниками. Однако в СНГ нет единого законодательства по таким вопросам. В некоторых странах есть отдельные нормы или судебная практика, но остаются нерешенные проблемы: не определена компетенция судов, не урегулирован порядок признания решений иностранных судов, не прописаны последствия признания иностранного банкротства и полномочия зарубежных управляющих.
Создание модельного закона поможет решить эти вопросы и повысить эффективность экономического взаимодействия стран СНГ.
Работа над документом будет продолжена с учетом прозвучавших на заседании комментариев и замечаний.
По информации
БЕЛТА