Петр Миклашевич: всенародное обсуждение законопроектов позволяет принимать законы в интересах граждан
Всенародное обсуждение законопроектов позволяет принимать законы в интересах граждан. Об этом заявил журналистам Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич по итогам личного приема граждан, их представителей, представителей юридических лиц в Конституционном Суде, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Сегодня можно констатировать, что у граждан сформировался достаточно высокий уровень уважения к закону. Этому способствовали различные факторы. С 2008 года Конституционный Суд осуществлял предварительный контроль конституционности всех законов, принятых парламентом. Мы публично доводили до сведения наших граждан результаты проверки, что положение законов соответствует Конституции, а в ряде случаев рекомендовали законодателю устранить те или иные недостатки законов, которые не дают в полной мере реализовать конституционные права и свободы граждан», – рассказал Петр Миклашевич.
По его словам, важным фактором формирования уважительного отношения к закону является широкое общественное обсуждение проектов законов. «В стране идет фактически всенародное обсуждение наиболее социально значимых законов, есть возможность каждому гражданину высказать свои пожелания и мнение. Таким образом формируется уважение к органам власти, принимающим законы в интересах самих граждан», – отметил Председатель КС.
«Третий фактор – проводится значительная разъяснительная работа по правовому просвещению, правовому воспитанию граждан. Она активизировалась накануне принятия обновленной Конституции и сейчас активно продолжается. Можно уверенно утверждать, что уровень доверия граждан к Основному закону нашей страны значительно возрос. И это является важнейшей основой законопослушного поведения граждан и высокого доверия к органам власти», – резюмировал Петр Миклашевич.
По информации БЕЛТА
В правовом регулировании вопросов защиты исторической памяти Беларусь является примером для других государств. Об этом заявила заместитель Председателя Конституционного Суда Наталья Карпович на пленарном заседании Республиканской научно-практической конференции «Правовая политика, наука, практика – 2025» в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.
«Конституция Республики Беларусь провозглашает приверженность народа устоям социального, демократического, правового государства, высшей целью которого является обеспечение прав и свобод граждан. Конституция утверждает также готовность каждого вносить посильный вклад в развитие общества и государства. О последовательном обеспечении конституционных ценностей свидетельствует положение Концепции правовой политики Республики Беларусь, которая утверждена Главой государства и определяет цели, принципы, императивы совершенствования правовой системы на конституционной основе», – отметила Наталья Карпович.
Она добавила, что в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне особо осознается значимость норм о сохранении исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа. «Эти нормы выражают наше конституционное право на историческую память. Данное право принадлежит как отдельно взятому гражданину, так и имеет коллективное измерение, конструирует национальную идентичность, выражает неразрывность связи поколений», – сказала она.
Вопросы сохранения и защиты исторической памяти, предупреждения воздействия недобросовестного исторического нарратива на жизнь людей - в центре внимания экспертов конференции. «В правовом регулировании соответствующих отношений Беларусь является примером для других государств. И мы видим, что на современном этапе этот пример уже активно используется», – добавила Наталья Карпович.
Важнейшим событием для правовой системы станет и принятие Экологического кодекса, проект которого сейчас обсуждается. «В определенном смысле это послание, которое мы доносим до потомков, что мы, нынешние поколения, делали для блага своей земли и народа», – сказала Наталья Карпович.
Также к числу значимых направлений в области права относятся вопросы регулирования отношений, связанных с цифровизацией, особенностями функционирования экономики в современных условиях, развитием информационных технологий.
Конференция проводится в рамках VII осенней научной сессии. Организатором выступает Национальный центр законодательства и правовой информации. В фокусе обсуждения – теоретические и практические вопросы правовой политики в различных сферах: государственном строительстве, информационном, гражданском и экологическом праве, правоохранительной, правозащитной и международно-правовой политике.
По информации БЕЛТА
Наше единство – это сила и устойчивость белорусского общества и государства. Об этом заявил Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич во время диалоговой площадки «Обеспечение мира и гражданского согласия – конституционная цель общества и государства», которая прошла в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Петр Миклашевич отметил, что основополагающими составляющими государства являются территория и народ. «В первой половине ХХ века в силу сложившихся исторических обстоятельств территория Беларуси, ее народ были разделены почти на 20 лет. Лишь 17 сентября 1939 года белорусский народ воссоединился, объединились исконно белорусские земли. С этого момента наш народ почувствовал себя единой нацией и, проявляя мужество и героизм, отстаивал свой суверенитет и независимость, самоотверженным трудом развивал экономику нашей страны, обеспечивал динамичное и устойчивое развитие. В обновленной Конституции в преамбуле установлена цель – обеспечивать мир и гражданское согласие для дальнейшего обеспечения процветания Беларуси. Поэтому в современных условиях важно, чтобы граждане осознавали и всегда помнили, что наше единство – это сила и устойчивость белорусского общества и государства», – сказал Председатель Конституционного Суда.
На встрече присутствовали преподаватели, сотрудники и студенты университета, которые смогли задать интересующие вопросы. В конце мероприятия Петр Петрович оставил запись в книге почетных гостей БГУИР.
По информации БЕЛТА
Конституционный Суд после рассмотрения конституционной жалобы поручил устранить пробел в законодательстве о праве пользования жилым помещением. Соответствующее решение Конституционного Суда от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В конституционной жалобе гражданка указала, что нарушены ее конституционные права. Она просила проверить конституционность п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса, примененного при рассмотрении гражданского дела с ее участием. В соответствии с указанной нормой переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Заявительнице на праве собственности принадлежит жилое помещение, полученное в наследство по закону. Она обратилась с иском в суд о выселении из этого жилого помещения зарегистрированной в нем сестры прежнего собственника (наследодателя). Решением суда Хотимского района заявительнице отказано в удовлетворении исковых требований.
Гражданка исчерпала все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод при разрешении гражданского дела. Она указала в жалобе, что п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса нарушает нормы Конституции, предусмотренные ч. 2 ст. 21 (о праве на достойный уровень жизни), ч. 2 и ч. 3 ст. 44 (о праве собственности), ч. 1 ст. 45 (о праве на охрану здоровья), ст. 47 (о праве на социальное обеспечение), ст. 58 (о запрете на понуждение к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав).
Проанализировав законодательство, Конституционный Суд пришел к выводу, что исходя из ч .2 ст. 21 ,ч. 6 ст. 44, ч. 1 и ч. 3 ст. 48 во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 23 Конституции, в соответствии с конституционными принципами социального государства, верховенства права, равенства всех перед законом, сохранение права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в рассматриваемом случае отвечает конституционно значимым целям защиты их конституционного права на жилище, принципу соразмерности ограничения прав, учитывая интересы и защиту прав других лиц. Конституционный Суд полагает, что п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса соответствует Конституции.
При этом в Конституционном суде обратили внимание на то, что основания выселения по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением, определены ст. 89 Жилищного кодекса. Так, в соответствии с п. 2 этой статьи бывшие члены семьи собственника жилого помещения, другие граждане, имеющие право владения и пользования жилым помещением и не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, подлежат выселению из него по требованию собственника жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением, а также законодательными актами.
Жилищный кодекс предусматривает также возможность выселения членов семьи бывшего собственника в случае перехода права собственности на жилое помещение к новому собственнику по иным, не связанным с наследованием, основаниям. При этом нормами Жилищного кодекса не установлено право нового собственника жилого помещения, приобретшего право собственности на основании наследования, требовать выселения из этого жилого помещения членов семьи прежнего собственника.
Проанализировав нормы действующего законодательства, Конституционный Суд пришел к выводу о наличии конституционно значимого пробела в правовом регулировании, повлекшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса и ст. 89 Жилищного кодекса, поскольку в системе действующего законодательства не обеспечивается правовая определенность при установлении оснований прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу. Национальному собранию Республики Беларусь надлежит устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом изложенных в решении правовых позиций Конституционного Суда. Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при решении вопросов о сохранении права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в случае перехода права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по наследству необходимо обеспечить соблюдение принципов верховенства права и социальной справедливости.
Решение является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит. Оно вступает в законную силу со дня его принятия.
По информации БЕЛТА
Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Ольга Рыбаключева во время круглого стола БЕЛТА на тему «Общественное обсуждение проекта постановления «О порядке осуществления самостоятельной профдеятельности по обучению» рассказала о нормах, которые закрепляет этот проект постановления.
Ольга Рыбаключева подчеркнула, что документ направлен не только на тех, кто осуществляет самостоятельную профессиональную деятельность, но и на тех, кто ею пользуется. «Самое главное, о чем говорит постановление, – такая деятельность не подлежит обязательному сертифицированию, то есть эти услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия. О чем мы говорим? Если родители ведут ребенка заниматься к репетитору или к учителю-дефектологу, то место, где он будет работать с учащимся (в полноценной аудитории, оснащенной в соответствии с необходимыми требованиями, или у себя дома на кухне), выбирает репетитор и учитель-дефектолог, это их право. Родители должны быть готовы к тому, что в этой части нельзя предъявлять повышенные требования, например, просить заключения санстанции, чтобы свет был определенный и так далее. Второе – проект постановления определяет условия, формы и методы, которые при оказании обучения в виде самостоятельно профессиональной деятельности могут самостоятельно выбирать репетиторы и лица, которые осуществляют эту деятельность. То есть мы не регламентируем, как работать, с помощью каких форм и методов», – рассказала директор департамента.
По ее словам, наибольшее общественное обсуждение вызвали три нормы. «Первая – при оказании услуг с применением ИКТ нужно использовать только информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента интернета, размещенные на территории Беларуси и зарегистрированные в установленном порядке. Пошли разговоры, что под запретом окажется Zoom. Во-первых, этим положением платформу никто не запрещает, мы предлагаем рассмотреть возможность использовать именно национальный сегмент сети Интернет. Хочу обратить внимание на то, что эта норма в настоящий момент в нашей стране является обязательной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Она введена указом главы государства с 2010 года. Кроме того, Zoom – это не панацея, у нас есть, например, система видео-конференц-связи IVA, которая предоставляет в том числе возможность пользоваться ею физическим лицам. Мы включили такой вариант в проект, чтобы понять, готовы ли самозанятые работать по этой системе и сможем ли мы предоставить большому количеству физических лиц возможность работать в рамках национального сегмента сети Интернет», – проинформировала Ольга Рыбаключева.
Следующее, что вызвало наибольшее обсуждение, касалось того, что репетиторы обязаны пользоваться только программами, утвержденным Минобразования. «Якобы ведомство запрещает проявлять творчество. Не этот проект постановления это запрещает, а постановление № 457 от 28 июня 2024 г. Там прописано, что репетиторство – это оказание услуг лицам, которые получают основное образование. В этом же проекте мы только процедурно уточняем, как все реализовать. То есть раз человек получает основное образование и репетитор – это консультационная услуга, а не образовательная, то соответственно и консультацию репетитор должен осуществлять в рамках той программы, которую ученик изучает на уровне основного образования – школьного, вузовского или в колледже. Этот пункт не новый, он лишь процедурно определяет подходы, как работать в этом направлении», – отметила представитель Министерства образования.
Основной же вопрос, по которому поступило наибольшее количество предложений, касался обучения без реализации содержания образовательных программ на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству. «Такое обучение осуществляется только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Сегодня Кодекс об образовании четко определяет, кто у нас имеет право работать с детьми. Индивидуальные предприниматели с детьми работать не могут, то есть права реализации образовательной программы в отношении детей им не предоставлено. А поскольку самостоятельная профессиональная деятельность это вид предпринимательской деятельности физического лица, то мы полагаем, что и обучать изобразительному искусству и так далее самозанятые могут только взрослых людей. Тем же, кто хочет работать с детьми, нужно заходить в законодательное поле Кодекса об образовании», – констатировала директор департамента.
По информации БЕЛТА
В Министерстве образования подвели итоги общественного обсуждения по проекту постановления Правительства «О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению». В результате практически в каждый пункт внесены изменения.
В начале апреля на Правовом форуме Беларуси был опубликован проект постановления Правительства, который вносил изменения в работу самозанятых в сфере обучения. Поступило более 200 сообщений-откликов. Больше всего дискуссий вызвал пункт, что репетиторство должно проходить индивидуально с каждым потребителем услуги, отмечает директор Департамента контроля качества образования Минобразования Ольга Рыбаключева:
– Во внимание принимали все конструктивные замечания и предложения, поэтому в результате предусмотрели возможность оказания услуг репетитора и учителя-дефектолога в мини-группах численностью до четырех человек.
Резонанс в обществе вызвало также предложение использовать при оказании репетиторских услуг только зарегистрированные в Беларуси сервисы. Несколько вариантов подобного программного обеспечения, основанного на облачной технологии, уже сейчас успешно применяется в деятельности юрлиц, объясняет эксперт:
– Но они пока не адаптированы для работы с физлицами в полном объеме. Поэтому мы посчитали закономерным вносить изменения в этом вопросе только после того, как будет обеспечена работа белорусских интернет-площадок. На данном этапе норма исключена.
Еще одно предложение – репетиторы должны удостовериться, зачислен ли обучающийся в детский сад, школу, колледж или университет. Норма сохраняется, но в удобном формате. Репетитору не нужно хранить никаких копий свидетельств или справок. Правило одно: перед началом сотрудничества педагог обязан ознакомиться с документами, которые подтверждают статус обучающегося.
Еще один тезис – обучение (без реализации образовательных программ) работе на компьютере, а также занятия по изобразительному искусству, танцам, хореографии, игре на музыкальных инструментах, вокалу, ораторскому искусству могут проводиться только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Это предложение остается в проекте постановления. Оно, к слову, тоже вызвало широкое обсуждение, отмечает Ольга Рыбаключева:
– Дело в том, что тезис неправильно интерпретировали, посчитав, что репетиторам планировали полностью ограничить работу с детьми, что абсолютно не соответствует действительности. Необходимо помнить, что репетитор не обучает, он оказывает консультативные услуги, помогает в обучении. И если ребенок получает основное образование в гимназии или колледже искусств, то репетитор сможет оказывать ему консультативные услуги. Но если ребенок планирует заниматься танцами, скажем, с нуля, то к консультации этот вид творческой деятельности уже не отнесешь. Здесь необходима образовательная программа.
По сути, эта норма уже действует: для работы с детьми по Кодексу об образовании необходимо быть зарегистрированным в качестве юрлица, учреждения образования или иной организации. Других вариантов сегодня нет. Индивидуальные предприниматели не могут реализовывать образовательные программы в отношении несовершеннолетних.
Все отредактированные моменты отображены в новом проекте постановления, которое уже направлено на повторное согласование заинтересованным республиканским органам государственного управления.
Таисия Азанович, « СБ. Беларусь сегодня», 7 мая 2025 г.
