Алексей Богданов: единые правила в области защиты прав потребителей будут направлены на их гармонизацию
Единые правила в области защиты прав потребителей будут направлены на то, чтобы еще больше их гармонизировать. Об этом заявил Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, сообщает БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу МАРТ.
«Уже сегодня в Беларуси разработаны добросовестные практики – правила, и эти нормы будут усиливаться и транслироваться на союзный уровень. Единые правила предусматривают рамочные основы для того, чтобы мы объединили наши законы по защите прав потребителя и сделали их универсальными. С большего они между собой и так гармонизированы, но в целом есть еще над чем работать», – сказал Алексей Богданов.
Единые правила будут направлены на то, чтобы еще больше их гармонизировать. «Кроме того, по итогам будет создан своеобразный консультативный комитет, который будет рассматривать новации», – отметил Министр. По словам Алексея Богданова, в этот совет войдут на паритетной основе представители двух государств и их общественных объединений, занимающихся защитой прав потребителей, и на этой общей площадке будут вырабатываться общие подходы.
Декрет «О единых правилах в области защиты прав потребителей» принят на заседании Высшего государственного совета Союзного государства. Алексей Богданов в рамках заседания выступил с докладом «О проекте Декрета Высшего государственного совета Союзного государства «О единых правилах в области защиты прав потребителей».
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 апреля провел встречу с заместителем Государственного секретаря Союзного государства Беларуси и России Сергеем Глазьевым.
«Вы точно знаете тему нашего разговора», – начал встречу Глава государства.
«Я давно думал о том, что наше движение к союзу, теснейшему союзу между Беларусью и Россией, должно основываться прежде всего на экономике, – продолжил Президент. – Вы – экономист, я считаю, от бога. Многое у Вас (есть в плане профессиональных навыков и опыта. – Прим.) вопреки тем, кто думает иначе у нас или особенно в Российской Федерации».
Глава государства рассказал о решении лидеров двух стран, чтобы Сергей Глазьев сменил Дмитрия Мезенцева на посту Государственного секретаря Союзного государства. «Мы договорились с Владимиром Владимировичем Путиным, что Ваш вклад в строительство Союзного государства должен быть весомым. Он хорошего мнения о Вас. Мое мнение Вы давно знаете. Поэтому мы определились. В связи с тем, что заканчивается срок пребывания в этой должности Дмитрия Мезенцева и он уходит на другую работу, – сказал Александр Лукашенко. – Мы приняли такое решение о назначении Вас руководителем и мотором нашей союзной интеграции в плане руководства всем аппаратом СГ. Думаю, что эффект будет хорошим».
Такого же мнения, по словам Александра Лукашенко, придерживается и Глава Администрации Президента Беларуси Дмитрий Крутой, который до назначения на эту должность был послом Беларуси в России. «Поскольку он служил до недавнего времени послом в Российской Федерации, за это время очень хорошо освоил, усвоил основные направления нашей деятельности. Он придерживается такого же мнения».
Президент обратил внимание, что намерен еще неоднократно переговорить с Сергеем Глазьевым в будущем по поводу развития союзного строительства. «Думаю, мы еще не один раз встретимся, и Вы меня как Председателя Высшего госсовета ознакомите со своим видением, со своими предложениями, – сказал он. – Это такой первоначальный разговор. И мы с Вами встретимся и основательно еще поговорим, как нам действовать. Я на Вас очень рассчитываю. Что там греха таить, от Вас будет многое зависеть и от тех людей, которые будут с Вами работать в аппарате нашего союзного строительства».
Как отметил белорусский лидер, Президент России Владимир Путин также нацелен на то, чтобы страны «поддерживали самые тесные отношения». «Эта формула «единое Отечество – два государства», я думаю, на сегодняшний день – это реализуемая идея, – заявил Александр Лукашенко. – У нас Отечество от Бреста до Владивостока, я это подчеркиваю еще с тех времен».
«Так случилось, что у нас два государства существует. Будем выстраивать отношения. Я часто говорю: мы достаточно умные люди, чтобы выстроить единую систему взаимодействия, построить наши отношения даже теснее, чем в унитарном государстве. Может, слишком амбициозно, но, тем не менее, мы эту задачу должны решить. В противном случае (вы видите, что происходит вокруг нас) нам не быть и не существовать», – подчеркнул Президент.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
15 мая 2025 года вступает в силу полноформатное Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, подписанное 25 декабря 2023 года.
Исламская Республика Иран официально уведомила Евразийскую экономическую комиссию о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу полноформатного Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, подписанного 25 декабря 2023 года.
Евразийская экономическая комиссия в январе текущего года уведомила иранскую сторону о завершении всех процедур в Евразийском экономическом союзе.
Справочно: в Республике Беларусь Соглашение ратифицировано Законом Республики Беларусь от 01.07.2024 № 18-З.
В соответствии с положениями Соглашения Соглашение вступает в силу через 60 дней с даты получения последнего письменного уведомления о том, что государства - члены ЕАЭС и Иран завершили свои соответствующие внутренние юридические процедуры, предусмотренные национальным законодательством.
Таким образом, соглашение вступает в силу 15 мая 2025 года.
С 27 октября 2019 года действует Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, по ограниченному количеству товаров. Полноформатное Соглашение предусматривает беспошлинный режим почти 90% всей товарной номенклатуры. Таким образом, запуск Полноформатного Соглашения позволит создать необходимые условия для существенного наращивания взаимных поставок между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран.
Справочно: перечень отдельных товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.01.2025 № 1.
По сообщению единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
15 апреля в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
В рамках заседания рассмотрена информация об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год, подготовленная Статкомитетом СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 года (с изменениями от 30 октября 2015 года и 8 июня 2023 года). По итогам проведенного анализа отмечено, что в 2024 году государства – участники СНГ, подписавшие указанное Решение, в целом придерживались рекомендованных значений показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность.
Совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) государств – участников СНГ в 2024 году, по предварительной оценке, возрос в реальном исчислении на 4,5 % (в 2023 году – увеличился на 4,3 %). Общая численность безработных в государствах – участниках СНГ в 2024 году снизилась по сравнению с 2023 годом на 14 % и составила 3,1 млн человек, или 3,1 % численности рабочей силы (уровень безработицы). Сальдо торгового баланса государств – участников СНГ в 2024 году сложилось положительным в размере 134,5 млрд долларов США, что на 0,1 % выше уровня 2023 года.
Результаты анализа предполагается использовать при подготовке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение положительных темпов экономического роста, устойчивости государственных финансов и финансовых рынков в рамках Содружества, а также укрепление внешнеторговых связей.
Члены Комиссии были проинформированы о деятельности Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств в 2018–2024 годах. Отмечена эффективная деятельность Совета, направленная на координацию и развитие сотрудничества государств – участников СНГ в области селекции, сортоиспытания, сертификации, семеноводства, питомниководства, производства, межгосударственных поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда.
Рассмотрен проект Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года, разработанный Исполнительным комитетом СНГ на основе предложений государств – участников СНГ. Документ содержит информацию о состоянии и перспективах развития лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах – участниках СНГ, цели, принципы и основные задачи сотрудничества в этой области, важнейшие механизмы их решения.
Кроме того, были рассмотрены проекты Концепции ценообразования в строительной деятельности государств – участников СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Целью Концепции является повышение экономического потенциала и конкурентоспособности государств – участников СНГ посредством гармонизации ценообразования на реализацию инвестиционных проектов в строительстве. Планом основных мероприятий по реализации Концепции предусмотрен комплекс мер, направленных на выполнение конкретных задач, определены их исполнители и сроки выполнения.
Членами Комиссии рассмотрены проекты документов по проведению Международного конкурса «Лучший молодой метролог СНГ».
Проведение Конкурса направлено на поддержку и поощрение молодых метрологов к участию в деятельности по развитию метрологии, обмену данными о результатах исследований, будет способствовать более тесным профессиональным контактам и активному сотрудничеству между государствами – участниками СНГ, а также в масштабах глобального метрологического сообщества.
Членам Комиссии также была предложена для рассмотрения информация об итогах реализации Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года. Задачи, определенные Комплексом совместных действий, успешно реализовываются. В государствах – участниках СНГ разрабатываются программы по профилактике и борьбе с бешенством, проводятся диагностические исследования диких и домашних животных, оценка эпизоотической ситуации, осуществляются профилактическая иммунизация животных и мониторинг иммунного статуса, проводится оценка эффективности действующих мероприятий.
Рассмотрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2030 года. Комплекс разработан с учетом предложений ветеринарных служб государств – участников СНГ, рекомендаций международных организаций и опыта реализации программ по борьбе с бешенством животных в странах Европейского союза, США и Канаде и направлен на ликвидацию бешенства, передаваемого собаками, и распространения на территориях государств – участников СНГ вспышек бешенства, сведение к минимуму экономического ущерба от заболевания и угрозы здоровью человека. Документ сохраняет преемственность в целях, задачах, направлениях и формах международного сотрудничества, определенных в Комплексе совместных действий на период до 2025 года.
В рамках заседания представлена информация об итогах реализации Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2025 года. В Информации отмечено, что в государствах проводится оценка состояния ветеринарных служб, имеются национальные нормативные базы, регламентирующие перечень мероприятий, направленных на борьбу с ящуром, национальные планы по проведению мониторинговых исследований касательно распространения ящура, а также система профилактических мероприятий, которые успешно реализуются.
Члены Комиссии одобрили проект Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2030 года. Реализация Комплекса направлена на обеспечение благополучия по ящуру каждого государства и Содружества в целом, минимизацию экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура, осуществление координации, гармонизации и оптимизации совместных действий ветеринарных служб государств – участников СНГ в этих направлениях. Выполнение запланированных мероприятий позволит снизить ущерб от эпизоотий ящура, поражающего животных разных видов и вызывающего чрезвычайные ситуации в животноводстве, повысить продуктивность животноводства и рентабельность агропромышленного комплекса.
Членами Комиссии одобрены проекты решений Экономического совета СНГ, касающиеся придания статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств:
- по вопросам развития национальных ядерных инфраструктур частному учреждению «Росатом – Международная сеть» (Российская Федерация). Эта компания имеет зарубежные офисы в пяти государствах – участниках СНГ, что позволит обеспечить оперативное содействие решению консультативных и практических задач в данной сфере, и обладает необходимыми компетенциями для поддержки институциональной, правовой, организационной, научно-технической и информационной поддержки для эффективной реализации программ по развитию мирных ядерных технологий;
- по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров хлебопекарной отрасли федеральному государственному автономному научному учреждению «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности» (Российская Федерация). Институт является ведущим научным отраслевым центром, проводит научные исследования, создает и совершенствует методическую и нормативно-техническую базу, распространяет знания в области биотехнологии, микробиологии, биохимии, техники, экономики, экологии и реологии хлебопекарного производства.
В рамках заседания рассмотрена информация о выполнении в 2024 году Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. План охватывает 28 направлений сотрудничества и насчитывает 286 мероприятий, которые направлены на развитие и углубление экономического сотрудничества стран Содружества.
Согласно представленным материалам от государств – участников СНГ все мероприятия Плана находятся в стадии выполнения или уже выполнены. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о повышении активности государств – участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества в таких сферах, как торговля и инвестиции, промышленность, транспорт, энергетика, информационно-коммуникационные услуги и связь, цифровизация экономики.
Вниманию членов Комиссии представлен Обзор торговой политики Республики Армения. Обзор содержит информацию о режиме торговой политики и мерах регулирования экспорта и импорта, развитии важнейших секторов экономики, товарно-денежной политике, финансово-кредитной сфере, а также статистическую информацию об основных социально-экономических показателях экономики Республики Армения в 2024 году.
Членами Комиссии одобрен проект повестки дня 106-го заседания Экономического совета СНГ.
Очередного заседание Комиссии состоится 20 мая 2025 г.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
Система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства заработает с 23 апреля. Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по итогам состоявшегося в Минске заседания Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и регламенту.
«В соответствии с представленной информацией депутаты–- члены Комиссии Парламентского собрания по законодательству и регламенту констатировали выполнение работы по реализации модельного законодательного акта Союзного государства «О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства». Принято решение считать датой начала запуска системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства 23 апреля 2025 года», – заявили в пресс-службе.
Модельный законодательный акт «О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства» был принят на 64-й сессии Парламентского Собрания. Он предусматривает создание единой системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства. Реализация модельного законодательного акта осуществлялась путем внесения изменений в законодательство Беларуси и России с последующим утверждением правил системы страхования Союзного государства и иных актов, разработанных профессиональными объединениями страховщиков. На заседании депутатам была представлена информация по каждому из этапов реализации модельного законодательного акта. Так, в России вступили в силу изменения в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В Беларуси вступил в силу Закон «О страховой деятельности», а также издан Указ Президента Республики Беларусь «О страховании».
На втором этапе реализации модельного законодательного акта разрабатывались правила системы страхования Союзного государства, определялись порядок и условия, в соответствии с которыми осуществляется страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных на территории государства-участника и временно используемых на территории другого государства-участника, в том числе велась работа по установлению страховых тарифов и взносов системы страхования Союзного государства.
В заседании приняли участие председатель комиссии Виктор Пинский, заместитель председателя Сергей Сивец, члены комиссии Марина Ленчевская и Руслан Смашнев. Также в заседании участвовали представители министерств финансов Беларуси и России, Белорусского бюро по транспортному страхованию, Российского союза автостраховщиков, Центрального банка РФ, акционерного общества «Национальная страховая информационная система».
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Министерством антимонопольного регулирования и торговли проведена работа по актуализации сведений, содержащихся в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Включение хозяйствующего субъекта в Реестр доминантов осуществляется на основании установления его доминирующего положения на товарном рынке.
Основаниями для исключения хозяйствующего субъекта из Реестра доминантов являются:
- утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке;
- ликвидация (прекращение деятельности) хозяйствующего субъекта.
Исключение хозяйствующего субъекта из Реестра доминантов по указанным основаниям, осуществляется антимонопольным органом при:
- рассмотрении мотивированного обращения (предложения, заявления, жалобы) хозяйствующего субъекта, государственного органа, физического лица, не относящегося к хозяйствующим субъектам;
- проведении анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке;
- наличии у антимонопольного органа информации о ликвидации (прекращении деятельности) хозяйствующего субъекта, подтвержденной данными из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
За прошедший период некоторые из хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр доминантов, были реорганизованы в одной из предусмотренных законодательством форм, некоторые ликвидированы, а некоторые изменили свое наименование.
В целях актуализации такой информации антимонопольным органом была проведена комплексная корректировка сведений, содержащихся в Реестре доминантов, по результатам которой:
- включено 19 субъектов;
- исключено 55 субъектов;
- изменено наименование 55 субъектов.
При наличии информации о том, что положение соответствующего хозяйствующего субъекта на товарном рынке изменилось (возникновение/утрата доминирующего положения) или о ликвидации, реорганизации, изменении наименования включенного в Реестр доминантов субъекта – информируем о возможности направить в МАРТ обращение, которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленном законодательством порядке с принятием соответствующих мер при необходимости.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь