ГТК об изменениях в сфере таможенного регулирования
3 декабря 2024 года Главой государства подписан Указ № 450 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Указ разработан в связи с корректировкой Закона Республики Беларусь о таможенном регулировании.
Предусмотрены следующие основные изменения в сфере таможенного регулирования.
1. Внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах» в части установления ставки таможенного сбора за принятие предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.
Размер ставки таможенного сбора – 400 белорусских рублей.
Справочно.
В соответствии со статьей 27 Закона Республики Беларусь о таможенном регулировании таможенными органами будут приниматься предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Таможенные органы, которые будут принимать такие решения, определены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 2 сентября 2024 г. № 42.
Изменения вступят в силу с 27 января 2025 года.
2. Скорректированы условия деятельности национального гаранта обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2015 г. № 325.
Справочно.
19 апреля 2022 года государствами – членами ЕАЭС было подписано Соглашение, устанавливающее общие для всех государств – членов ЕАЭС наднациональные условия деятельности национального гаранта обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Указом закреплено право гаранта предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита только по территории Республики Беларусь.
Кроме того, предусматривается уточнение понятийного аппарата, используемого в Указе Президента Республики Беларусь от 17 июля 2015 г. № 325.
Изменения вступят в силу с 5 марта 2025 г.
По сообщению единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).
Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
С 1 апреля 2025 г. вступают в силу акты, составляющие право Евразийского экономического союза, указанные в приложении к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 марта 2024 г. № 26 «О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии».
Данными актами утверждаются новая форма и порядок заполнения транзитной декларации (далее – ТД) ( решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 мая 2023 г. № 73 «Об утверждении формы транзитной декларации и порядка ее заполнения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии»), внесения изменений в порядок заполнения декларации на товары (далее – ДТ), структура и формат ДТ, ТД, предварительной информации и декларации таможенной стоимости, а также изменения в классификаторы, используемые для заполнения таможенных документов.
Кроме того, с 1 апреля 2025 г. вступают в силу изменения в порядок заполнения, структуру и формат заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 января 2025 г. № 2 и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 января 2025 г. № 3 соответственно.
Подробная информация о порядке представления в информационную систему таможенных органов указанных электронных таможенных документов (их электронного вида) содержится в разделе « Участникам ВЭД – Таможенное декларирование, выпуски таможенный контроль – Электронное декларирование».
По сообщению единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
«Где родился, там и пригодился!». Человеку легче найти свое место и самоопределение там, где его Родина, где совершались подвиги, где его ценят и любят.
Несложный способ увековечить вклад личности в определенном регионе – назвать улицу или населенный пункт в честь героя своего дела, героя события. Имена, например, еще с древних времен в Беларуси хранят названия таких крупных городов как Борисов и Мстиславль (князья), а в советскую эпоху в Беларуси появились города Кировск и Дзержинск (видные советские политические деятели).
О том, что самое распространенное название улицы в стране – Центральная, знает или догадывается каждый, и это неудивительно. Практически в каждом населенном пункте можно встретить улицу с таким названием.
Согласно реестру улиц и дорог адресной системы Республики Беларусь все Центральные, Садовые, Лесные, Молодежные, Полевые, Школьные, Луговые, Советские, Новые и Зеленые составляют треть всех улиц (20,2 тыс. из 65,7 тыс.).
Необычные художественные названия определили в квартале жилой застройки Минска «Зеленая Гавань»: ул. Кленовая Аллея, ул. Березовая Роща, ул. Серебряный Лес, ул. Солнечные Поля и б-р Зеленой гавани.
В Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» образованы «каменные» улицы: Агатовая, Аметистовая, Гранатовая, Жемчужная, Изумрудная, Сапфировая, Топазовая, Нефритовая.
Несмотря на всю живописность приведенных наименований, для любого народа фундаментально одно – сохранение исторической памяти. О внимании к данному вопросу со стороны исполнительных органов власти говорит увеличение вопросов, поступающих на рассмотрение в республиканскую Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь с целью уточнения правильности присвоения наименований. Из недавнего – согласовано присвоение наименований улицам в честь летчиков, героев Беларуси Майора Ничипорчика и Лейтенанта Куконенко в г. Барановичи.
В качестве еще одного примера по сохранению памяти о героях страны и выдающихся людях можно привести работу Минского городского исполнительного комитета. В 2021–2025 годах в Минске появились улицы и переулки, названные в честь художников (Леонида Щемелева, Ивана Хруцкого, Михаила Савицкого, Виталия Цвирко, Павла Масленикова), писателей (Максима Горецкого, Максима Лужанина, Ивана Науменко, Степана Злобина, Алеся Дудара), архитекторов (Леонида Левина, Александра Воинова, Иосифа Лангбарда), ученых (Жореса Алферова, Николая Борисевича, Аркадия Смолича), музыкальных деятелей (Игоря Лученка, Геннадия Цитовича, Владимира Оловникова) и участников Великой Отечественной войны (Ивана Баграмяна, Виктора Ливенцева, Михаила Мормулева, Василия Цветкова).
Практика присвоения наименований в честь деятелей науки, искусства, спорта, героев страны – не исключение, а современный тренд.
Актуальные примеры:
- в Гродно улицы и переулки Григория Обелевского, Виктора Юртова, Сергея Лисанова, Филиппа Старовойтова (герои Великой Отечественной и Афганской войн);
- в Дрогичине улицы Михаила Герасимова (антрополог), Юрия Блинова (музыкант)
- в Жабинке улицы Василия Андруховича (тракторист-машинист), Николая Михаловского (социолог, литературовед) и переулок Флории Будишевской (герой Великой Отечественной войны);
- в Ивацевичах улицы Миколы Купреева (поэт и прозаик), Василия Струве (астроном), Ивана Тарасевича (партизан);
- в Лунинце улицы Александра Харитоновича, Федора Ребковца, Ивана Лимонта, Ивана Мележа, Алексея Жука, Ивана Банова (подпольщики диверсионной группы);
- в Несвиже улицы Владимира Жилки (поэт), Виктории Римашевской (заслуженный учитель), Томаша Маковского (печатник, художник);
- в Пинске улицы Бориса Благовидова (композитор), Петра Лысенко (археолог), Николая Роша (почетный гражданин), Архиепископа Стефана (религиозный деятель);
- в Узде улицы Якуба Коласа, Михаила Герасименко (партизан), Лидии Арабей (писатель), Янки Купалы (поэт), Ивана Козича (летчик-истребитель).
В честь Якуба Коласа названо 234 улицы в населенных пунктах страны, в честь Янки Купалы – 245.
Стоит отметить, что за каждым из этих имен и фамилий стоит огромный вклад в развитие и процветания нашей страны. А фиксация исторической памяти на территории Малой Родины, места события с участием личности, несомненно, формирует выдающиеся примеры бережного отношения к памяти, истории прошлого и закладывает предпосылки становления, опоры на пути к прогрессивному будущему.
Вся информация об элементах улично-дорожной сети адресной системы нашей страны доступна на сайте публичной кадастровой карты Республики Беларусь в свободном доступе.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 марта подписал Указ № 108 «О страховании». Документом приводятся в соответствие с Законом «О страховой деятельности», который вступил в силу 1 января 2025 года, отдельные законодательные акты.
В частности, признаются утратившими силу ряд указов (их отдельные структурные элементы), положения которых нашли отражение в законе. Корректируется используемая в правовых актах, в том числе в смежном законодательстве (налоговом, валютном, банковском, в сферах дорожного движения), терминология для ее согласованности с предписаниями закона.
В числе новаций Указа – предоставление возможности уплачивать страховые взносы (осуществлять выплаты) в безналичной форме с использованием современных платежных средств; установление в базовых величинах (до этого были в евро) страховых сумм и размеров страховых взносов по обязательному страхованию владельцев транспорта, медстрахованию временно пребывающих иностранных граждан.
Кроме того, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств дополняется действующим в Беларуси и России договором союзного страхования.
Определяется порядок страховых выплат потерпевшим в результате ДТП в случаях, когда перевозчик не заключил договор обязательного страхования ответственности перед пассажиром и невозможно взыскать ущерб в судебном порядке. В случаи выплат водителям за счет средств гарантийных фондов добавлено причинение вреда жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных независимо от вины водителя.
Указом предоставляется возможность осуществления выплат страхового возмещения в адрес нерезидента в иностранной валюте в рамках договора страхования гражданской ответственности резидента по экспортному контракту.
Для обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены предельные размеры сумм, которые могут быть взысканы «Белгосстрахом» с виновных в причинении вреда застрахованным лицам в счет выплаченного им страхового обеспечения (при причинении вреда умышленно – 2 тыс. базовых величин, без умысла – 500). Упрощены условия получения страхователем рассрочки по уплате просроченных страховых взносов, штрафов, пеней.
Также Указом введен ряд ограничений по деятельности страховых посредников.
В 2025 году Беларусь в третий раз председательствует в органах Евразийского экономического союза. Цель создания ЕАЭС – обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также координация действий в отраслях экономики. Значительный вклад в интеграцию вносят таможенные службы. О том, какие проекты реализованы, как налажено взаимодействие с коллегами, о приоритетах белорусского председательства в интервью БЕЛТА рассказал Председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский.
– Владимир Николаевич, как санкции в отношении Беларуси и России повлияли в целом на деятельность Евразийского экономического союза? Какова роль в этом деле отводится таможенным службам стран пятерки?
– Санкции, направленные на разрушение экономики Союзного государства, интеграции внутри Евразийского экономического союза, стали мощным толчком для обратных последствий. Они, наоборот, объединили страны союза, особенно в части объемов торговли. На днях в Евразийской экономической комиссии подчеркнули, что объем взаимной торговли товарами в ЕАЭС с 2015 года удвоился и достиг в 2024 году почти $100 млрд. Расширяются и внешнеторговые интересы ЕАЭС с учетом новой стратегии и логики международного взаимодействия. Сотрудничество таможенных служб в таких условиях играет ведущую роль, особенно для переориентации грузопотоков.
Белорусский бизнес сегодня держит основной вектор на восток. Через Россию, Казахстан на экспорт следуют отечественные товары, на импорт – сырье и комплектующие для наших предприятий. И от слаженности наших действий, унификации совершения таможенных операций зависит скорость движения.
– В текущем году председательство в органах Евразийского экономического союза приняла Беларусь. Какие приоритеты в организации единой таможенной деятельности вам видятся первоочередными?
– Приоритеты для каждой отрасли определил Глава государства в качестве председателя Высшего евразийского совета. В частности, необходимо завершить формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции. Следует продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них.
Особенно важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать «бесшовные» и безопасные международные транспортные коридоры. В части защиты внутреннего рынка отмечена нацеленность на совершенствование таможенно-тарифного регулирования для выравнивания условий ведения экономической деятельности в ЕАЭС, создание контролируемых условий доступа импортных товаров, эффективное применение системы управления рисками при определении таможенной стоимости товаров.
– Один из последних подписанных документов, направленных на совершенствование логистики, – соглашение о единой системе таможенного транзита ЕАЭС и третьей стороны. О чем речь?
– Да, подписанное в конце прошлого года соглашение позволит обеспечить максимально удобную для всех участников рынка логистику перевозок, так называемую «бесшовность», посредством снятия барьеров внутри союза и сокращения расходов бизнеса на доставку грузов. Простым языком, ускорение и удешевление перевозок, а также снижение рисков ошибок в доставке. Для этих целей будет использоваться единая транзитная декларация в виде электронного документа. Реализация соглашения позволит повысить уровень безопасности трансграничных поставок и увеличить товарооборот стран евразийской пятерки.
– Какие еще важные шаги предприняты в части развития евразийской интеграции?
– Новый импульс в работе по выстраиванию единого механизма взимания вывозных таможенных пошлин в ЕАЭС придаст реализация подписанного между странами пятерки соглашения о гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории союза. Соглашение позволит создать общие нормы для определения страны происхождения товара.
Единая система предусматривает постепенный переход на электронные сертификаты, а также внедрение онлайн взаимодействия бизнеса и компетентных органов, подтверждающих страну происхождения товара. В перспективе это серьезно упростит экспорт для бизнеса из стран ЕАЭС. Решатся одновременно две задачи: упростится доступ евразийских товаров на внешние рынки, минимизируются барьеры на внутреннем рынке союза.
– Расскажите про новшества в использовании навигационных пломб, о применении которых белорусская таможня заявляла неоднократно. Ряд решений уже принят.
– В первую очередь навигационные пломбы – это еще один из основных потенциальных механизмов повышения безопасности транзита. Практическое применение навигационных пломб для отслеживания грузоперевозок подтвердило успешность данного проекта с начала его внедрения. Область использования таких устройств мы постоянно расширяем.
С 27 января текущего года заработал единый механизм применения навигационных пломб для отслеживания отдельных видов автомобильных перевозок по территории Союзного государства. Устройства используются при ввозе в Беларусь и Россию из третьих стран алкогольной продукции, табачных изделий, меховых изделий, обуви, электроники, опасных грузов.
Пломба применяется при непосредственном импорте, а также при «сквозном» транзите.
Пломба, наложенная в Беларуси, действует и в России. И в обратном порядке. В таком режиме уже осуществлено около 2,7 тыс. грузоперевозок. Также по инициативе Беларуси успешно реализуется эксперимент по применению навигационных пломб в отношении экспортируемых через территорию России белорусских лесоматериалов. С начала его проведения пломбы применены к 2,4 тыс. подобным грузоперевозкам.
В целом ежедневно белорусской таможней налагается более 1 тыс. навигационных пломб. А если брать с начала реализации механизма, то осуществлено более 2 млн перевозок под пломбами. Устройства помогают нам отследить перевозчиков Европейского союза и исключить недоставки товаров и транспортных средств.
– А что в части взаимодействия в области таможенной цифровой повестки, информационного взаимодействия, в том числе и для усиления позиций союза в борьбе с санкциями?
– Завершена значительная работа по определению подходов совершенствования информационного обмена электронными документами и сведениями в процессе контроля транзитных перевозок товаров. Это будет отдельный общий процесс обмена информацией в таможенной сфере. Такое решение позволит унифицировать многие технологические, программные и технические процессы, обеспечивающие взаимодействие таможенных органов ЕАЭС. Переход на использование общей для всех государств – членов ЕАЭС инфраструктуры существенно сократит расходы таможенных органов на поддержку действующих сейчас нескольких интеграционных решений.
Для внедрения общего процесса информационная система таможенных органов Беларуси уже доработана. Сегодня мы активно тестируем ее с таможенными службами России и Армении. С повышением степени насыщения таможенной сферы цифровыми технологиями она становится более прозрачной. Это положительно влияет на скорость осуществления таможенных процедур, а также на эффективность деятельности таможенных органов.
– Цифровые технологии все более значимы во всех сферах нашей жизни. Электронная торговля – это уже обыденное явление. Какое развитие этой системы в Евразийском экономическом союзе?
– Электронная торговля сказывается на формировании единого экономического пространства ЕАЭС и повышении благосостояния граждан. Да, это влечет большие инвестиции в логистику и обеспечение цепочек поставок. Вместе с тем такая система оказывает существенное влияние на экономическое развитие отдельных субъектов и государств – членов союза в целом.
Сегодня наша задача – согласовать механизм регулирования электронной торговли на всем пространстве единого рынка Евразийского экономического союза. Серьезное начало положено в декабре 2023 года – принят протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Ключевые моменты: выделение товаров электронной торговли в отдельную категорию и установление специального таможенного администрирования в отношении таких товаров, введение в ЕАЭС института оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с товарами электронной торговли, а также осуществлять взаимодействие с таможенными органами. Также речь идет об обеспечении возможности реализации физическим лицам товаров электронной торговли с использованием таможенных складов.
В июне 2024 года протокол ратифицирован Республикой Беларусь. В настоящее время в развитие отсылочных норм протокола ведется работа по подготовке проектов актов ЕЭК.
– Как в целом охарактеризуете результаты взаимодействия таможенных служб стран ЕАЭС?
– Благодаря тесному взаимодействию ЕЭК и таможенных служб стран ЕАЭС за более чем 10 лет функционирования объединения удалось существенно продвинуться в реализации норм Договора о ЕАЭС и унификации таможенного администрирования.
Эффективная площадка для решения таможенных вопросов стран пятерки – Объединенная коллегия таможенных служб ЕАЭС. Заседания проводятся ежеквартально. На них рассматриваются вопросы, которые касаются практического применения таможенного законодательства, особенностей совершения таможенных операций, выработки единой правоприменительной практики, а также согласованного порядка совместных действий в таможенной сфере в отношении третьих стран. И это положительно сказывается на свободе движения товаров, которое невозможно без единого таможенного регулирования.
По информации БЕЛТА