Какие изменения претерпело законодательство о рекламе
Для развития бизнеса, защиты прав потребителей и обеспечения информационной безопасности в интернете – так эксперты коротко охарактеризовали суть новшеств, которые заработали в Беларуси с 12 июля в сфере рекламы. О том, что поменялось для участников рынка, «Р» рассказали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.
Взвешенно и конструктивно
К принятию изменений в законодательство подтолкнули возникающие на практике ситуации, необходимость соответствия вызовам времени, а также обращения участников рынка.
Что же изменилось в Законе «О рекламе»? Например, понятие объекта рекламирования. Им может являться не только товар, работа, услуга, организация или индивидуальный предприниматель, но и товарный знак, логотип, иная символика организации, а также интернет-ресурс.
– Почему скорректировали это определение? Потому что возникали споры, когда появлялось изображение товарного знака, ассоциирующегося с конкретным товаром или предприятием. Мы отвечаем, что это реклама, потому что товарный знак может являться самостоятельным объектом рекламирования и непременно обозначает определенный товар или услугу, – пояснила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик. – Что касается сайта, например, организации. Порой в рекламе не было никакой информации, кроме названия онлайн-ресурса. Но ведь это очень говорящая информация. Кроме того, в целом в рекламе часто встречается несколько объектов рекламирования: название магазина, изображение товара, товарные знаки и адрес сайта – значит, упомянутые выше объекты стали неотъемлемой частью рекламы.
Сначала – экспертам, потом – остальным
Ряд новшеств коснулся размещения наружной рекламы: она подлежит согласованию. Если планируется расположение в столице, то согласование предстоит получить в Мингорисполкоме. В случае размещения в ином населенном пункте – утверждается гор- или райисполкомом по одобрению облисполкома. При наличии согласования, например, одного из райисполкомов последующее размещение на территории области не потребует повторного обращения в местные органы этого региона.
– Например, если реклама согласована на территории Могилевского района, ее можно размещать на территории всей Могилевской области. Но если есть планы на эту рекламу в другой области или Минске, нужно обратиться в соответствующий исполком, – акцентировала внимание Инна Гаврильчик. – Так мы выстраиваем своеобразный фильтр, который должен защитить потребителей от недостоверной, недобросовестной, неэтичной рекламы.
Что касается рекламы на транспортном средстве, то согласование нужно получать в исполкоме по месту нахождения владельца авто. Исключение – название собственника авто, его организации, товаров, товарный знак, который производит владелец машины, номер службы такси, информация о грузо- или пассажироперевозчике на этой технике. Все это согласовывать не нужно.
Наружную рекламу и рекламу на транспорте медицинского характера – лекарственных препаратов, медуслуг, медтехники, БАДов – теперь нужно согласовывать лишь с Минздравом, процедуру согласования в исполкоме отменили. Кстати, на телевидении теперь можно рекламировать безрецептурные лекарства, изделия медназначения и медтехники тоже без согласования с профильным ведомством.
Также введен запрет на предоставление ИП принадлежащих им рекламных конструкций для размещения рекламы иных лиц. Другими словами, с 12 июля они вправе размещать на принадлежащих им средствах наружной рекламы только собственную рекламу. Если хотят продолжать распространять информацию иных лиц, им необходимо реорганизоваться в организацию – она может быть оператором наружной рекламы.
Когда время – деньги
При размещении рекламы на телевидении увеличили допустимое время на 2 минуты в час – с 16 до 18 минут. Выделено больше времени на паузы в прайм-тайме – с 18:00 до 22:00. При этом по-прежнему запрещено прерывать рекламой программы продолжительностью менее 15 минут. Впрочем, здесь тоже есть изменения. Так, параллельно снимается и запрет на рекламу в виде наложений, в том числе бегущей строки.
– Отмечу, что 18 минут в течение часа – это допустимый максимум. Не факт, что это время будет полностью заполнено рекламой, – отметила Инна Гаврильчик. – К данному новшеству нужно отнестись с пониманием. Ведь благодаря доходам от рекламы стоимость доступа к контенту остается приемлемой, создаются новые передачи, закупаются популярные фильмы.
В Законе «О рекламе» также введены понятия «безалкогольное пиво» и «пивной напиток», а рекламировать эти товары, например, по радио и на ТВ можно в любое время. При этом обязательно наличие надписи на изображении о том, что речь идет о безалкогольной продукции, на протяжении всего ролика на телевидении, озвучивание этой информации голосом на радио, шрифтом не меньше самого крупного – на фото, скажем, в печатных СМИ.
Изменения есть и в части рекламы алкогольных напитков на радио и ТВ: с 02:00 до 07:00 их можно продвигать. Помимо этого, на час больше можно распространять рекламу слабоалкогольных напитков и пива, игорных заведений и азартных игр по телевизору и в радиопередачах – с 21:00 до 07:00.
– Законом «О рекламе» давно устанавливались очень жесткие требования к рекламе алкогольных напитков. Особенно если мы говорим о рекламе, которая распространяется не в торговых объектах и не на сайтах производителей. Реклама эта очень ограничена по содержанию. Например, в ней нельзя указывать вид алкогольного напитка – только торговую марку и название. Не должно быть в такой рекламе изображений людей, даже фантазийных персонажей, животных, бутылок, стаканов или рюмок и прочего. Такая реклама, по сути, выполняет информационную роль, а дальше человек принимает решение самостоятельно, – расставила акценты начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ. – Что касается рекламы крепких алкогольных напитков в ночное время, поясню: у экранов остаются взрослые люди, которые способны адекватно воспринимать подобного рода информацию. Дети в данное время не должны находиться возле телевизора.
Эти нормы во время работы над изменениями в законодательство всесторонне обсуждались не раз – пошли навстречу бизнесу и СМИ, отмечавшим, что в условиях санкционного давления рекламному рынку необходима поддержка.
Что нельзя и что обязательно
Еще одно новшество касается усиления ответственности для недобросовестных игроков рынка. Так, предусмотрен ряд дополнительных оснований для прекращения действия разрешения на размещение рекламной конструкции. В их числе, например, реклама экстремистского характера, неисполнение либо же ненадлежащее исполнение предписания уполномоченного госоргана по поводу нарушения профильного законодательства. Введен запрет рекламы о трудоустройстве или обучении за пределами Беларуси, за исключением сайтов организаций, которые оказывают такие услуги. Уточнены требования к информации, которая там должна быть.
Кроме того, теперь рекламораспространители по запросу госорганов обязаны размещать рекламу государственных праздников, общереспубликанских праздничных дней и памятных дат, а также социальную рекламу в сфере обеспечения общественной или госбезопасности.
– Учитывая возникавшие вопросы в этой части – отказы, скажем, в размещении социальной рекламы ко Дню Победы, мы урегулировали этот момент. Кроме того, госорганы могут выбирать места, где такая реклама будет размещаться, чтобы она равномерно распределялась на местности, была заметна, и период, когда должна быть видна, – ввела в курс дела Инна Гаврильчик.
Помимо этого, потребителей постарались обезопасить от навязывания рекламы. Так, теперь нельзя отказать в заключении договора об оказании услуги электросвязи, если потенциальный абонент не хочет получать рекламные рассылки.
Еще одно новшество вызвало немало вопросов со стороны блогеров. Так, сейчас услуги по размещению и распространению рекламы в виртуальной среде могут оказывать только те, кто включен в Реестр рекламораспространителей. При этом не нужно включаться в перечень тем, кто размещает свою рекламу на собственных сайтах либо в аккаунтах в соцсетях. Для этого необходимо направить в адрес МАРТ уведомление, обязательно в бумажном виде: форму можно найти на сайте ведомства. В течение пяти рабочих дней после получения письма регулятор внесет сведения в реестр. Сам список размещается в открытом доступе – на сайте министерства. Исключения сделаны для наружной рекламы, рекламы на транспорте и внутри салона, внутри зданий, в виде листовок, а также при проведении спортивных, массовых, спортивно-массовых мероприятий, турконкурсов, выставок.
Мария Друк, « Рэспубліка», 6 декабря 2024 г.