Андрей Иванец: в Беларуси выбран путь на поддержку молодежи, созданы все условия для самореализации
В Беларуси выбран путь на поддержку молодежи, созданы все условия для реализации творческого, научного, интеллектуального потенциала на благо страны. Об этом заявил на II Минском форуме молодых государственных служащих Министр образования Беларуси Андрей Иванец, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«В прошлом году мы также встречались, общались. Это подтверждает тот путь, который сегодня выбран на поддержку молодежи. Созданы все условия для реализации творческого, научного, интеллектуального потенциала на благо нашей страны», – отметил Андрей Иванец.
Министерство образования – тот государственный орган, который отвечает за государственную молодежную политику: от учреждений дошкольного образования, обучения в школе, получения профессионального образования, будь то в колледже или университете, до профессиональной реализации, прихода на первое рабочее место.
Форум молодых государственных служащих Андрей Иванец считает хорошей площадкой для диалога. «То общение, которое будет, тот опыт, который переймете, останется на всю жизнь вашим багажом», – сказал он, обращаясь к участникам.
В этом году на форум приехали в том числе представители различных регионов России. В этой связи министр отметил, что профильные ведомства двух стран реализуют дорожные карты сотрудничества в области молодежной политики. Будут определены приоритетные, ключевые мероприятия, которые объединят молодежь: школьников, студентов, молодых специалистов.
«Мы открыты и готовы работать в этом направлении», – подчеркнул Андрей Иванец.
II Минский форум молодых государственных служащих собрал более 250 участников из Беларуси и других стран. Программа рассчитана на два дня. Кроме пленарного заседания она включает посещение значимых объектов города, возложение цветов у стелы «Минск – город-герой», практические семинары и мастер-классы.
По информации БЕЛТА
27 марта под руководством заместителя Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Сергея Хоменко в режиме видео-конференц-связи состоялось совместное заседание российского и белорусского организационных комитетов по подготовке и проведению ХII Форума регионов России и Беларуси.
(фото – БЕЛТА)
На повестке дня – весь спектр вопросов подготовки мероприятий ХII Форума регионов, включая пленарное заседание, деловую программу, встречу Председателя Совета Республики Натальи Кочановой и Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и регионов Республики Беларусь, с молодежью, подписание в рамках мероприятий Форума межправительственных и межрегиональных соглашений о сотрудничестве и другие.
Вице-спикер Совета Республики подчеркнул, что значимость Форума регионов тяжело переоценить или недооценить: «Цифры свидетельствуют об эффективности данного мероприятия – за время проведения всех форумов были заключены контракты на сумму 20,5 млрд белорусских рублей. Последний, XI Форум регионов, дал цифру свыше 1 млрд 100 млн белорусских рублей. Поэтому в совершенствовании степени взаимодействия по всем направлениям и есть основная цель данного мероприятия».
Заместитель Председателя Совета Республики Сергей Хоменко при общении с журналистами напомнил о тематике ХII Форума регионов России и Беларуси – «Молодежь Беларуси и России – наследники Великой Победы и будущее Союзного государства».
«В этих словах заключен весь основной смысл мероприятия. С одной стороны, это совершенствование взаимодействия между регионами России и Беларуси. А с другой – подготовка кадрового потенциала, которому предстоит эти мероприятия реализовывать в жизни. И не только в ближайшие 5 – 10 лет, но и в ближайшую четверть века», – подчеркнул вице-спикер.
По словам Сергея Хоменко, группа сотрудников Секретариата Совета Республики вместе с российскими коллегами уже посетила место проведения форума в Нижнем Новгороде и добавил: «Сегодня мы провели плановое мероприятие, которое я бы назвал сверкой часов. Совместно с представителями Совета Федерации мы обсудили основные вопросы, которые будут рассмотрены на Форуме. Самое серьезное внимание было уделено вопросам содержательной части, проведения выставки достижений народного хозяйства. И конечно же, секционной работе. На секциях планируется рассмотреть вопросы, касающиеся совершенствования правовой деятельности, взаимодействия на уровне местных исполнительных органов, роли культуры в доведении исторической правды о нашей Великой Победы, а также взаимодействия между молодежными организациями».
Заместитель Председателя Совета Республики также констатировал, что мероприятиями Форума запланированы встреча Главы Совета Федерации Валентины Матвиенко и Председателя Совета Республики Натальи Кочановой с молодежью и руководителями регионов, пленарное заседание.
Подводя итоги совместного заседания российского и белорусского организационных комитетов по подготовке и проведению ХII Форума регионов России и Беларуси, Сергей Хоменко резюмировал: «Нами ведется плановая подготовка. Надеюсь, что то количество энергии, которое закладывается всеми структурами в подготовку данного мероприятия, в конечном итоге будет качественно отражено в вопросах экономического сотрудничества и взаимодействия. И конечно же, укрепит наши братские связи с Российской Федерацией».
По сообщению
официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики)
Какие корректировки внесены в Кодекс об образовании, как изменяются колледжи страны, для чего формируют золотой фонд педагогов – об этом и не только разговор с Министром образования Андреем Иванцом.
(фото – БЕЛТА)
Кластер особого назначения
– В Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца не хуже Гарварда – такое поручение дал Президент на Республиканском педсовете. Раскройте интригу: как планируете все организовать?
– Образовательный хаб с современным студенческим кампусом может появиться на базе Белорусского государственного университета – концепция уже разработана. В кластер войдут учебные корпуса, научные лаборатории, общежития, культурно-спортивный центр. Лекции будут читать лучшие преподаватели страны – предлагаем использовать кадровый и научный потенциал не только БГУ, но и других университетов, а также научных и производственных организаций. Таким образом, проложим абсолютно уникальную дорогу для выпускников Национального детского технопарка, для талантливой и одаренной молодежи школ, гимназий, лицеев. По сути, организуем опережающую подготовку студентов.
Представьте: специалиста с высшим образованием мы подготовим уже в течение первых двух с половиной лет – в центре на 1–3-м курсах будут интенсивно изучаться фундаментальные дисциплины. На 4–5-м в приоритете будет практическая подготовка в базовых организациях. Каждого студента вовлечем в научно‑исследовательскую и практическую деятельность.
Стажировки для них будут проходить не только в белорусских образовательных и научных центрах, но и в зарубежных. Причем выпускник нового учреждения, например физик, будет обладать серьезными знаниями не только по своему профилю, но и в области химии, математики, информационных технологий – он сможет трудиться в любой инновационной сфере. Для этих целей разработаем образовательные стандарты нового поколения, которые существенно интенсифицируем по сравнению с нынешними. Запланированы четыре направления обучения: прикладная физика и информатика; прикладная математика, механика и информатика; фундаментальная и прикладная химия; фундаментальная география.
Безусловно, не каждый молодой человек сможет освоить предлагаемые объемы информации, поэтому процедура отбора для поступления на эти специальности будет особой. Важно понимать: мы намерены выпускать штучных специалистов с особыми компетенциями – будущих главных инженеров, технологов, конструкторов, руководителей научных организаций.
– Кодекс об образовании в январе 2025 года скорректировали – изменения начнут действовать с нового учебного года. По этому поводу уже слышала суждения из разряда «опять что-то придумали».
– Внесем ясность: никаких революционных изменений в кодексе не предусмотрено. Нововведения носят точечный характер, воспринимайте их как дошлифовку предыдущего документа с целью улучшения. Обозначу ключевые моменты. Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но к нам поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Вносимая норма решит вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Призывник может заболеть или воинские части будут укомплектованы – в этих случаях молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
Предусматривается обязанность вузов и колледжей согласовывать распределение и перераспределение своих выпускников с организациями – заказчиками кадров и исполнительными комитетами, а также с отдельными отраслевыми министерствами. Кроме того, вносятся корректировки, касающиеся подготовки целевиков. Если предприятие заключило такой договор с молодым человеком, а после не трудоустроило, то организация понесет ответственность и будет обязана возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения от ЦЭ одиннадцатиклассников по медицинским показаниям. В настоящее время такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов. Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не имеют возможности получить сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната.
Есть еще несколько важных новаций. У старшеклассников, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Исключается право реализации индивидуальными предпринимателями программ дошкольного и специального образования с учетом практики применения законодательства о лицензировании.
– Кстати, о последнем пункте. Недружественные ресурсы муссируют тему, дескать, добрались до частных садов, а условия лицензирования невозможно выполнить.
– На мой взгляд, идет некая подмена понятий со стороны тех, кому данную идею выгодно продвигать. Хочу отметить, что в Министерство поступают жалобы родителей с нареканиями в адрес нерадивых предпринимателей. Скажу откровенно: сегодня у нас достаточное количество непорядочных субъектов хозяйствования, которые под видом иных образовательных услуг или так называемых «развиваек» на самом деле реализуют программу дошкольного образования в полном объеме. Однако их деятельность ставит под угрозу безопасность и здоровье детей: отсутствует квалифицированный педагогический состав (с малышами занимаются люди с улицы), нарушаются санитарные нормы, нет надлежащих условий для сна и питания. Происходит банальное зарабатывание денег на наших детях! Поэтому тема на контроле.
Родителям надо донести мысль: наличие лицензии – гарантия, что учреждение соответствует установленным стандартам и требованиям, касающимся образовательной программы, условий пребывания детей, квалификации педагогов и медицинского обслуживания.
В Беларуси сейчас функционирует один частный детский сад – «Елисеевы поля», который посещают около 40 воспитанников. Но мы готовы к сотрудничеству и только рады новым добросовестным предпринимателям. Более того, гарантируем всяческую поддержку. Уже сейчас специалисты Департамента контроля качества образования проводят профилактическую работу, направленную на упреждение нарушений: перечисляют необходимые документы, разъясняют требования.
– Какова сейчас ситуация с обеспечением дошкольным образованием?
– На данный момент охват детей в возрасте от 2 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет около 89 процентов. По дошкольной подготовке ребят 5–6 лет – 100 процентов.
Мы ставим амбициозную задачу обеспечить стопроцентный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 6 лет. За пятилетку должны справиться.
Новый рубеж роста
– Вы ранее анонсировали, что профильные классы профессиональной направленности должны выйти на новый уровень...
– Сейчас работают пять типов профильных классов профессиональной направленности: аграрные, военно‑патриотические, инженерные, педагогические, спортивно‑педагогические. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник такого класса выбирал профессию именно по своему профилю. Алгоритм достижения цели составлен, перечислю по пунктам. Первый: абсолютно все классы закреплены за конкретными университетами. Второй: внесены изменения в учебные программы, позволяющие учащимся еще на этапе обучения в школе глубже понимать особенности направлений, которые они планируют выбрать для будущей профессии. Третий: каждая последняя суббота месяца отведена для занятий в университете либо на промышленном предприятии. В данных классах обучаются более 28 тысяч учащихся 10-х и 11-х классов. При этом хотелось бы успокоить остальных ребят: они могут обучаться в обычных профильных классах и изучать на повышенном уровне предметы, которые необходимы для поступления в университет. Количество таких классов будет расти, ведь уровень подготовки в них выше, чем в базовых, мы это видим по результатам ЦЭ.
– Как реализуется эксперимент, проходящий в 20 лицеях страны?
– С этого учебного года в 20 лицеях внедрены новые подходы к учебным планам. Проще говоря, профильные предметы изучаются на повышенном уровне, а непрофильные – в более сжатые сроки. Например, ученики физико‑математического профиля проходят курс биологии за 10–11-й классы не за 2 года, а быстрее. При этом они осваивают школьную программу в полном объеме, чтобы в случае изменения планов, допустим, при желании поступить на биологические или медицинские специальности, могли успешно пройти соответствующие испытания.
По результатам следующего учебного года планируем расширить эксперимент в профильных классах для апробации проекта.
Золотой фонд педагогов и правила по ИИ
– Из 8 тысяч участников первой очно-заочной круглогодичной школы олимпиадного движения выбрали всего 35 человек, которых пригласили в Национальный детский технопарк. У вас есть идея создать сообщество одаренных детей страны?
– И не только детей. Впервые мы провели дистанционную олимпиаду в том числе с привлечением учителей.
Планируем создать золотой фонд одаренных педагогов – они получат статус профессиональных тренеров и смогут на высоком уровне готовить к олимпиадному движению наших ребят.
– Искусственный интеллект стремительно входит в образовательную сферу, крайне важно не упустить этот момент не только на уровне вузов, но и на всех этапах обучения.
– Однозначно! Сейчас мы активно работаем вместе с Парком высоких технологий над созданием методик преподавания школьных предметов с применением технологий искусственного интеллекта. Учителя смогут использовать этот инструмент для подготовки учебных материалов и проведения контрольно‑аналитических мероприятий. Уже разработан пилотный обучающий блок для учителей информатики. В дальнейшем планируется внедрение аналогичных подходов в преподавание иностранных языков и естественно-научных дисциплин. Как результат, на общеобразовательном портале опубликуем методические копилки – они станут доступны каждому педагогу.
К сентябрю утвердим правила применения искусственного интеллекта как для учителей, так и для учащихся. Расставим точки над «i», четко обозначив, где допустимо использование нейросетей, а где от них стоит отказаться.
При этом отдельно подчеркну, что учитель всегда был и остается ключевым человеком в воспитании и обучении будущего поколения.
Бумажный вопрос – в фокусе
– Президент не раз подчеркивал: «Школа – храм, учителя – святое». Статус учителя в стране возводится в особый ранг?
– Работаем над повышением престижа профессии учителя комплексно. Как вы уже знаете, даже фильм снимаем. К слову, это была инициатива учителей, которую поддержал Глава государства. Существенно подняли заработную плату и уже перешагнули рубеж в 90 процентов от средней зарплаты по стране у учителей.
На карандаше «бумажный» вопрос – обновлен перечень обязательных документов, которые нужно вести педагогам. Отчитываться за каждое мероприятие и встречу теперь нет необходимости. Всю информацию по воспитательной работе (об акциях, форумах и прочих активностях) школа будет предоставлять всего два раза в год: до 30 января и до 30 июня. Управлениям и комитетам по образованию запретили требовать у школ дополнительную информацию через электронную почту и мессенджеры. Недавно в очередной раз запустили горячую линию по этому вопросу – хотим проверить, сработал ли механизм. Продолжим укреплять престиж профессии через совершенствование профессионального мастерства педагогов.
– Девятиклассники активно штурмуют колледжи – в 2024 году зафиксированы рекордные цифры набора. Тенденция будет продолжаться?
– В прошлом году на уровень профессионально‑технического образования принято более 28 тысяч учащихся, что на 1,5 тысячи больше контрольных цифр приема. Сейчас около 50 процентов выпускников получают общее среднее образование совместно с получением профессии в колледжах. Тренд поддерживаем: это хорошая возможность получить рабочую профессию либо квалификацию специалиста среднего звена, а в последующем при необходимости продолжить обучение заочно в университете.
Подчеркну: в ближайшее время колледжи обретут новое звучание и потенциал, тесно сотрудничая с предприятиями реального сектора экономики. Уже в этом году более 50 учебных мастерских будет создано на базе промышленных предприятий.
– Удалось ли переформатировать структуру подготовки кадров под потребности реального сектора экономики?
– На уровне высшего образования фактически каждый четвертый студент – будущий инженер. Напомню, этот год станет годом первого выпуска учащихся классов инженерной направленности. Они смогут воспользоваться льготами и при соблюдении определенных условий поступить без экзаменов. Дополню: в структуре подготовки на уровне профтехобразования инженерное, строительное и промышленное направления составляют 75 процентов. На уровне среднего специального образования мы превысили 33 процента конкретно по инженерно‑техническому профилю.
В электронном формате
– С этого года начнет работать электронная очередь для подачи документов в приемные комиссии вузов. Какие еще цифровые нововведения планируются в ближайшем будущем?
– Стать на очередь и получить направление в детский сад можно будет с помощью онлайн‑сервиса – данные электронные услуги появятся уже до конца года. Стремимся создать максимально комфортные условия для родителей, чтобы им не пришлось даже обращаться в службу «Одно окно»
Уже с 1 апреля запускаем опытную апробацию республиканской информационно-образовательной среды «ЯДРО». Благодаря этой платформе со следующего года в пилотном режиме начнет работу сервис «Государственный электронный дневник». При этом хочу подчеркнуть, что от бумажных дневников не планируем отказываться.
– В этом учебном году выпускники 14 экспериментальных классов школ смогут сдавать ЦТ и ЦЭ по «Истории Беларуси в контексте всемирной истории», а со следующего года – все выпускники. У детей не будет сложностей с новым предметом?
– В 2025 году учащиеся 11-х классов, участвующие в апробации экспериментального проекта, могут выбирать, какой предмет сдавать: «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Историю Беларуси» или «Всемирную историю». Думаю, сложностей не возникнет. РИКЗ организовал РТ в том числе по новому предмету. При проведении репетиции ЦЭ выпускники также имели возможность попробовать свои силы, кстати, писали два человека. Для педагогов организуем семинары, в которых принимают участие авторы учебников. Также на Национальном образовательном портале в помощь учителю для работы в 10-м классе размещены методические рекомендации, примерное календарно-тематическое планирование изучения дисциплины. Аналогичные материалы для 11-го класса с учетом апробации подготовим к следующему учебному году.
Изменятся в лице
– После проведения репетиции централизованного экзамена анонсировали запрет видео- и фотосъемки на ЦЭ и ЦТ. Будет ли он действовать во дворах пунктов тестирования?
– В предыдущие годы, к сожалению, находились молодые люди, которые пытались проносить и использовать мобильные телефоны в коридорах и даже санузлах пунктов проведения ЦЭ и ЦТ, т. е. вне аудиторий. Поэтому ввели такой запрет. Но он будет действовать только в помещениях пунктов проведения ЦЭ и ЦТ. Использовать видео‑ и фотоаппаратуру во дворах пунктов тестирования не запрещено.
– Действительно ли территории, прилегающие к школам, изменятся в Год благоустройства внешне?
– Планируем, что к 1 сентября у них будет новое лицо, причем это касается не только детских садов, школ, но и колледжей, университетов. В ближайшее время объявим республиканский конкурс‑смотр, чтобы ознакомиться с лучшими решениями с точки зрения благоустройства прилегающей территории, оформления малых архитектурных форм, цветочных композиций.
Таисия Азанович, « Рэспубліка», 21 марта 2025 г.
Председатель совета молодых ученых при Министерстве образования Анастасия Киселевич рассказала журналистам об инструментах поддержки молодых ученых в стране, передает корреспондент БЕЛТА.
«Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации, эффективной самореализации молодежи, качественного развития потенциала молодых людей и его использования в интересах развития нашей страны, – сказала Анастасия Киселевич. – Сегодня осознанно создается и используется широкий набор возможностей для реализации молодежи абсолютно во всех сферах ее деятельности. Большое внимание уделяется, конечно же, и работе с магистрантами, аспирантами, молодыми преподавателями, молодыми учеными в целом. Важно отметить, что в стране реализуется широкая система финансовой поддержки молодых ученых. Это в том числе конкурс по назначению стипендий Президента талантливым молодым ученым, аспирантам, конкурс по назначению грантов Президента Республики Беларусь в области науки, образования, молодежной политики и здравоохранения».
По словам председателя совета, президентские стипендии призваны стимулировать привлечение, закрепление молодых специалистов, исследователей в сфере науки, обеспечивать поддержку их инициатив, а также развитие отечественных научных школ.
«Стипендии Президента аспирантам назначаются ежегодно с 2007 года по результатам открытого конкурса. Такая стипендия назначается за конкретную разработку, которая имеет важное значение для отраслей экономики страны, а также предусматривает внедрение полученных результатов в производство или в образовательный процесс учреждений образования. На 2025 год было назначено 49 стипендий аспирантам, которые выполняют диссертационные исследования в учреждениях образования и различных научных организациях в области технических, медицинских, химических, экономических, педагогических и других наук. Также в нашей стране с 2005 года назначаются стипендии Президента талантливым молодым ученым в целях стимулирования творческой инициативы, интеллектуального поиска молодых ученых. Эта поддержка направлена на закрепление молодежи в сфере науки, укрепление кадрового потенциала научных организаций, а также на повышение количества присваиваемых ученых званий и прорывных разработок в отраслях реального сектора экономики и социальной сфере. На 2025 год был назначено 66 таких стипендий», – проинформировала Анастасия Киселевич.
Еще одним инструментом поддержки молодых ученых, аспирантов назван конкурс отдельных проектов научно-исследовательских работ. «Такие проекты выполняются в целях развития новых перспективных или имеющих важное значение для социально-экономического развития страны направлений научной деятельности. На сегодняшний момент акцент делается на их междисциплинарный характер, они должны быть обязательно направлены как на решение фундаментальных, так и задач прикладного характера. Новация этого года заключается в том, что акцент смещается на поддержку тех проектов, в состав научных коллективов которых будут входить именно молодые ученые. Кроме того, в вузах могут проводиться отдельные конкурсы на получение грантов для защиты кандидатских, докторских диссертаций. Например, с 2019 года в БГУ реализуется конкурс на получение грантов ректора», – рассказала председатель совета.
Также к мероприятиям по поддержке относится Форум молодых ученых учреждений высшего образования, Республиканский молодежный проект «100 идей для Беларуси», Школа молодого ученого и Премия Союзного государства молодым ученым.
По информации БЕЛТА
Молодежь должна впитать дух поколения победителей, осознать вклад Беларуси в Великую Победу и ее значимость на международной арене. Таким мнением с журналистами поделилась Первый заместитель Главы Администрации Президента Наталья Петкевич во время торжественной церемонии вручения паспортов гражданина Республики Беларусь в Музее истории Великой Отечественной войны в рамках Всебелорусской акции «Мы – граждане Беларуси!», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
По словам Натальи Петкевич, сама идея проведения такой церемонии абсолютно правильная, ведь получение паспорта – это значимое событие, которое не должно проходить обыденно. «Особенно в этом году эта церемония приобретает особый смысл. Во-первых, она проходит накануне Дня Конституции, а это особенно важно, потому что наша Конституция принимается на референдуме – это всенародно одобряемый документ. А во-вторых, ребята получают паспорта в юбилейный год 80-летия Великой Победы», – подчеркнула спикер.
Первый заместитель Главы Администрации Президента обратила внимание на значение Музея Великой Отечественной войны как места проведения церемонии. «14 лет – это уже взрослый возраст, но очень важно с самого начала закладывать устои, чтобы ребята осознавали: они становятся полноценными гражданами, получают права, но самое главное – начинают нести ответственность за судьбу своей страны», – подчеркнула Наталья Петкевич.
Она также отметила, что важно сохранить преемственность поколений, чтобы молодежь осознала вклад Беларуси в Великую Победу и ее значимость в мировом сообществе. «К сожалению, с каждым поколением воспоминания уходят. И слава богу, что новое поколение знает об этом только по фильмам. Но нам важно сохранить дух великого вклада нашей страны, чтобы ребята понимали: Беларусь, может, и небольшая по размеру, но великая в силу того вклада, который она вносила и продолжает вносить», – заключила Наталья Петкевич.
По информации БЕЛТА
Быть гражданином – это не только масса прав, но и масса обязанностей, заявил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко во время торжественной церемонии вручения паспортов гражданина Республики Беларусь в Палате представителей в рамках Всебелорусской акции «Мы – граждане Беларуси!», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Вы сегодня получаете свой первый серьезный документ – паспорт гражданина Республики Беларусь. Это, по сути дела, один из таких основных документов, который открывает для вас дорогу во взрослую жизнь. Да, благодаря своему старанию, упорству, благодаря помощи государства, вниманию и заботе своих родителей, вы добились сегодня успехов в учебе, спорте, творчестве. И хотелось бы, чтобы вы уверенно шли по жизни, становились настоящими патриотами, гражданами нашей страны. Быть гражданином – это не только масса прав, но и масса обязанностей. Начиная с соблюдения Конституции – Основного закона – и уважения наших символов», – сказал Игорь Сергеенко.
«Чтите свою историю, уважайте и любите своих родных. Именно с отношения к малой родине формируется отношение в целом к нашей стране», – отметил спикер.
Главными героями торжества стали 14-летние юноши и девушки – представители всех областей и города Минска – всего 25 человек. Паспорт гражданина Республики Беларусь молодым людям вручили Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко и член Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности, первый секретарь ЦК БРСМ Александр Лукьянов. В подарок ребята традиционно получили государственный флаг и Конституцию Республики Беларусь, а также обложку на паспорт и книжное издание «Символы суверенной Беларуси».
Патриотическая инициатива была предложена БРСМ в 2004 году. За эти годы она приобрела широкую популярность среди молодежи и по праву считается одной из важных традиций нашей страны. Торжественное вручение национальных паспортов подросткам подчеркивает их переход во взрослую жизнь, позволяет еще лучше осознать, что теперь они стали полноправными гражданами Беларуси, ответственными перед ней и ее законами.
По информации БЕЛТА