06.12.2024
Пакет бюджетно-налоговых законопроектов рассмотрен на заседании Палаты представителей
5 декабря 2024 г. на заседании Палаты представителей депутатский корпус рассмотрел пакет бюджетно-налоговых законопроектов.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Кулешова Н.Н. представила на рассмотрение во втором чтении проект Закона «Об изменении законов».
Законопроект предусматривает системные меры по совершенствованию налогового законодательства с учетом результатов его практического применения, достижению оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику, дальнейшее упрощение порядка исчисления и уплаты конкретных налогов.
В целях консолидации доходов бюджета планируется реализация следующих базовых мероприятий:
-
увеличение ставок акцизов на табачные изделия и алкогольную продукцию;
-
индексация налоговых ставок, установленных в абсолютных величинах, на прогноз роста потребительских цен. Ставки земельного налога, налога на недвижимость, экологического налога, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах будут проиндексированы на прогнозный среднегодовой уровень инфляции в 2025 году – 105,4 процента;
-
трансформация отдельных малоэффективных налоговых льгот в пониженные ставки и отмена малоэффективных налоговых льгот, пересмотрен порядок применения инвестиционного вычета;
-
приведение Налогового кодекса в соответствие с действующими нормами законодательства, затрагивающего различные сферы: архитектурную и градостроительную деятельность, вопросы деятельности религиозных организаций, предпринимательской деятельности и др.;
-
введены дополнительные преференции для физических лиц по подоходному налогу: снято ограничение в части однократного получения имущественного вычета для многодетных семей, осуществляющих строительство или приобретение жилого дома или квартиры;
-
расширен перечень молодых специалистов, молодых рабочих (служащих), получивших высшее, научно-ориентированное среднее специальное или профессионально-техническое образование и имеющих право на получение стандартного налогового вычета;
-
откорректированы права налоговых органов, а также статьи, регулирующие исполнение налогового обязательства и налогового контроля.
В рамках предложенных изменений налоговая нагрузка в 2025 году прогнозируется на уровне 24,6 процента к ВВП.
Также законопроектом предусматривается увеличение критерия выручки для применения упрощенной системы налогообложения до 3,5 млн. рублей и применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость по услугам по международной автомобильной перевозке грузов в части маршрута, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь.
Проект Закона принят во втором чтении.
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Панасюк В.В. выступил с докладом о проекте Закона «О республиканском бюджете на 2025 год».
Он отметил, что бюджетная политика в 2025 году будет направлена на решение таких задач, как:
-
обеспечение сбалансированности республиканского и местных бюджетов в пределах имеющихся доходов и источников финансирования дефицита бюджета;
-
сохранение социальной ориентированности расходов, в том числе за счет реализации мер, направленных на повышение качества жизни населения, благосостояния работников бюджетной сферы, поддержку многодетных семей;
-
концентрация бюджетных средств на направлениях, обеспечивающих достижение стратегических целей социально-экономического развития страны;
-
обеспечение всех обязательств по погашению государственного долга с учетом ранее выработанных механизмов по взаимодействию с недружественными странами.
Доходы по проекту республиканского бюджета на 2025 год предусматриваются в сумме 45 835,8 млн. рублей, что на 8,1 процента выше оценки поступлений 2024 года.
Основными источниками налоговых доходов республиканского бюджета являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.
Расходы по проекту республиканского бюджета на 2025 год сформированы в сумме 50 295,2 млн. рублей, или с ростом на 12,0 процентов к ожидаемому исполнению 2024 года.
В 2025 году основными задачами для сектора государственных финансов являются обеспечение экономического роста на основе повышения эффективности использования внешних и внутренних ресурсов и сокращения региональных диспропорций.
В 2025 году сохранится социальная направленность расходов бюджета.
В приоритете – финансирование образования и здравоохранения, а также реализация мер, направленных на повышение качества жизни населения, поддержку многодетных семей. Предусмотрено формирование семейного капитала в сумме 361,1 млн. рублей. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
На 2025 год формирование проекта республиканского бюджета произведено с дефицитом в размере 4 459,3 млн. рублей.
Законопроект принят во втором чтении.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Владимир Гусаков: мы стоим перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту
Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту. Это отметил Председатель Президиума Национальной академии наук, академик, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь Владимир Гусаков на заседании рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте (ИИ), передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«На вручении дипломов докторов наук и аттестатов профессоров Глава государства заметил, что сейчас все говорят об искусственном интеллекте, но мало кто понимает, что это такое. Мы в этой связи подготовили обстоятельную записку о сути, структуре, целях, задачах, результативности искусственного интеллекта и направили ее в Администрацию Президента. И в самом деле, сегодня мало кто понимает, что такое ИИ, поэтому сегодняшнее заседание можно назвать семинаром и мы таких семинаров должны провести много по разным направлениям и отраслям», – отметил Владимир Гусаков.
Он рассказал, что представителям всех отраслей – от образования и медицины до сельского хозяйства нужно понять ключевые моменты – что собой представляет ИИ и он чем отличается от биологического.
«Важно понять, что нужно сделать, чтобы искусственный интеллект эффективно работал, заменял человеческий мозг, какое требуется для этого программное обеспечение, технические комплексы, оборудование. Словом, что нужно сделать, чтобы наша страна была по-прежнему среди лидирующих стран (а она входит в 30) по использованию искусственного интеллекта», – отметил Владимир Гусаков, подчеркнув, что мы стоим перед огромной проблематикой и необходимостью развития данной технологии, которая будет заменять человека во всем – в бытовой сфере, во взаимодействии предприятий и организаций, в торговле, в производстве, транспорте и т.д.
«Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к ИИ, поэтому должны не только разобраться в его сути, но и разработать биологические и технические системы, чтобы в комплексе по аналогии с человеческим использовать ИИ», – отметил Владимир Гусаков.
Безусловно, искусственный интеллект – это изобретение человека и какую программу он в него заложит, так ИИ и будет работать. Например, создавать музыкальные произведения, стихи. И это только начало, по словам ученых, в перспективе у ИИ – безграничные возможности.
Отмечая актуальность разработки законопроекта об искусственном интеллекте, Владимир Гусаков подчеркнул, что в настоящее время нужно обсудить концепцию документа, который будет регулировать все отношения в сфере применения искусственного интеллекта.
По информации
БЕЛТА
Подготовку законопроекта о независимой оценке и сертификации квалификаций к первому чтению обсудили эксперты
24 марта 2025 г. состоялось выездное заседание рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О независимой оценке и сертификации квалификаций» к первому чтению.
Заседание организовано на площадке Министерства труда и социальной защиты с приглашением предприятий и организаций сферы производства и услуг.
В заседании приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, ОАО «МАЗ», ЗАО «Атлант», ОАО «МАПИД», ГПО «Минскстрой», РУП «Белстройцентр», УО «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Жилком», РУП почтовой связи «Белпочта», отеля «Минск».
На рассмотрение участников представлен доработанный проект Закона, предусматривающий:
-
введение процедуры аккредитации юридических лиц на предмет проведения ими оценки квалификаций;
-
полномочия и деятельность аккредитованных организаций;
-
порядок прохождения оценки квалификаций соискателями с получением сертификата о подтверждении квалификации или заключения о прохождении экзамена по признанию квалификаций;
-
права соискателей;
-
создание реестра аккредитованных организаций и реестра наименований квалификаций.
Подходы, заложенные в проекте Закона, позитивно восприняты представителями реального сектора. Отмечено, что внедрение института признания квалификаций по профессиям рабочих, полученных в том числе вне системы образования или самостоятельно, позволит создать еще один механизм по решению для нанимателей проблемы дефицита кадров, а для человека — расширит возможности для трудоустройства.
В процессе обсуждения поддержано предложение об изменении названия законопроекта «О признании квалификаций».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
МНС разъяснило нюансы налогообложения доходов физических лиц по ставке 25 %
Министерство по налогам и сборам разъяснило нюансы налогообложения доходов физических лиц по ставке 25 %. Об этом сообщили
БЕЛТА в МНС.
При рассмотрении вопроса об определении размера совокупного дохода за 2024 год в виде доходов по трудовым договорам, дивидендам, доходам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности, для целей налогообложения таких доходов по ставке 25 % используются начисленные за 2024 год доходы, а не фактически выплаченные в течение года. «Такой подход следует из порядка определения налоговой базы подоходного налога, который основан на принципе ведения учета, в котором первичным является действие, связанное с начислением дохода, а вторичным – исчисление подоходного налога и фактическая выплата его получателю», – отметили в ведомстве.
В соответствии с положениями статьи 199
Налогового кодекса налоговая база подоходного налога представляет собой денежное выражение начисленных физическому лицу доходов как в денежной, так и натуральной форме в совокупности за каждый месяц календарного года.
Таким образом, при определении налоговой базы подоходного налога за месяц используются начисленные физическому лицу за конкретный месяц доходы (а не фактически выплаченные), включая доходы прошлого и будущего периодов (например, доходы прошлых периодов в виде оплаченных больничных листов или доходы будущих периодов в виде оплаченных отпусков).
Аналогичный принцип применяется при определении доходов, подлежащих налогообложению по ставке 25 %, в отношении доходов физических лиц, начисленных за 2024 год в сумме, превышающей Br200 тыс. Согласно данному принципу в совокупность доходов, облагаемых по ставке 25 %, включаются начисленные за 2024 год доходы в виде доходов по трудовым договорам, дивидендам, гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности. Дата фактической выплаты таких доходов не влияет на принятие решения о включении (не включении) в совокупность доходов, облагаемых по ставке 25 %.
Например, начисленные в 2023 году дивиденды, которые фактически были выплачены только в течение 2024 года, не включаются в совокупность начисленных за 2024 год доходов, облагаемых по ставке 25 %. При этом начисленные в 2024 году дивиденды, которые фактически будут выплачены только в течение 2025 года, включаются в совокупность начисленных за 2024 год доходов, облагаемых по ставке 25 %.
Аналогичные подходы применяются к доходам в рамках трудовых отношений, где начисленная заработная плата и иные выплаты за декабрь 2024 года включаются в совокупность доходов, начисленных за 2024 год, несмотря на то, что фактическая выплата таких доходов была произведена только в январе 2025 года.
Следуя этому принципу, при определении суммы подоходного налога по ставке 25 %, подлежащего доплате физическим лицом в бюджет, налоговым органом производится зачет суммы исчисленного налоговым агентом подоходного налога с дохода, начисленного за 2024 год, а не суммы подоходного налога, перечисленной в бюджет в результате фактической выплаты такого дохода физическому лицу.
По информации
БЕЛТА
Парламентарии планируют рассмотреть на семинаре правоприменительную практику Кодекса о земле
Парламентарии планируют рассмотреть на семинаре правоприменительную практику Кодекса о земле, сообщил журналистам Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко по итогам приема граждан в Поставах, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Мы планируем в ближайшее время на семинаре рассмотреть вопросы правоприменительной практики Кодекса о земле, – рассказал Игорь Сергеенко. – На конкретных примерах конкретных территорий, областей с привлечением широкого круга специалистов, изучив почти в течении года проблемные аспекты реализации Кодекса о земле. Чтобы возможно выйти на какую-то точечную корректировку».
Как отметил спикер, Кодекс о земле соответствует реалиям сегодняшнего дня и «отражает все, что было накоплено практикой предыдущих лет», – подчеркнул он.
По информации
БЕЛТА
Без дефицита: Министр финансов о бюджете Беларуси в 2024 и начале 2025 года
Бюджет Беларуси в 2024 году исполнен сбалансированно. Об этом сообщил журналистам Министр финансов Юрий Селиверстов перед заседанием коллегии ведомства, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Прошлый год был закончен достаточно неплохо. Вы знаете, у нас был заложен дефицит бюджета. Но, можно сказать, что, в принципе, дефицита у нас не было. Бюджет исполнен сбалансированно, а это именно то, чего требует от нас Глава государства и Правительство. Экономика сработала так, как планировалось. Поступили соответствующие доходы. Прибыль, таможенные пошлины в связи с экспортом товаров – все поступило в таком объеме, как планировалось, даже с определенным плюсом. Благодаря этому мы получили сбалансированный бюджет», – сказал Юрий Селиверстов.
По его словам, в первые два месяца 2025 года дефицита бюджета также не наблюдается. «Нельзя сказать, что какие-то огромные поступления идут в бюджет. Просто мы, исходя из имеющихся задач и приоритетов, балансируем так, чтобы обеспечивать все то, что нам необходимо. В первой половине года основной упор делается на агропромышленный комплекс. К посевной нужно готовиться заранее. Поэтому, конечно, сейчас уделялся приоритет всему, что надо было агропромышленному комплексу, – удобрениям, топливу. Мы стараемся, чтобы у нас равномерно все платежи проходили. Нет такого, чтобы кто-то не получал ресурсов», – отметил Министр.
По информации
БЕЛТА