Готовая квартира вместо долевого строительства. Как могут измениться подходы по обеспечению жильем
В Беларуси предлагают исключить участие граждан в процессе строительства жилья. Об этом заявил Министр архитектуры и строительства Беларуси Руслан Пархамович по итогам заседания Президиума Совета Министров, передает корреспондент БЕЛТА.
«На сегодняшнем заседании мы в очередной раз обсудили вопросы государственной поддержки при строительстве жилья, различные формы, виды, условия ее предоставления. Ряд из них требует корректировки. В частности, мы видим, что необходимо упростить, а лучше исключить участие наших граждан в процессе строительства. Указ № 240 подразумевает долевое участие при строительстве жилья граждан, которые имеют право на господдержку. Они берут кредиты в начале строительства и вынуждены сопровождать эту стройку. Люди не всегда довольны и продлением сроков, и допсоглашениями, которые приходится подписывать в процессе строительства. Поэтому нами предложено исключить такой процесс. Человек должен выбрать готовую квартиру, получить льготный кредит и за три-четыре месяца въехать в новое жилье», – сказал Руслан Пархамович.
По его мнению, у такого подхода есть ряд немаловажных плюсов. «Таким образом мы исключаем негативное отношение людей к процессу стройки, расширяем ассортимент (люди понимают, что выбирают). К тому же, это в какой-то мере упростит жизнь строителям. Будет четкое понимание в начале строительства, что работы обеспечены полным объемом финансирования. А впоследствии построенные квартиры будут переоформляться непосредственно на граждан, которые их приобретут», – отметил Министр.
По информации БЕЛТА
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации БЕЛТА
Министр архитектуры и строительства Александр Студнев рассказал на семинаре-совещании «О концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года», какие вопросы требуют совершенствования подходов к государственной жилищной политике, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
Принятие концепции государственной жилищной политики до 2030 года – очередной важный шаг для системного и устойчивого развития жилищной сферы, а также для увеличения благосостояния граждан и роста экономики, отметил Александр Студнев. По его словам, этот документ определяет ключевые приоритеты, механизмы и инструменты решения актуальных проблем в области обеспечения граждан доступным и комфортным жильем.
«За суверенную историю Беларуси жилищный фонд увеличился на 73,6 млн кв.м. При этом только в этой пятилетке планируется построить 21,4 млн кв.м жилья. В результате проводимой государственной политики количество очередников с 2010 года уменьшилось с 855,6 тыс. до 558,4 тыс. человек», – подчеркнул Министр. Если говорить в процентах, то очередников стало меньше почти на 35 %.
Объемы строительства жилья по итогам 2024 года позволили достичь обеспеченности квадратными метрами на одного человека в размере 30,4 кв.м, в то время как в 1995 году этот показатель составлял всего лишь 19,7 кв.м, добавил Министр. При этом соблюдается установленное Директивой Главы государства соотношение стоимости одного метра жилья с господдержкой к среднему уровню заработной платы.
«Ежегодно улучшают свои жилищные условия в среднем 25 тыс. семей. Проводимая государственная политика предоставляет возможность нуждающимся в улучшении жилищных условий построить жилье с использованием льготных либо субсидированных кредитов. А социально незащищенным гражданам, детям-сиротам, семьям, имеющим детей-инвалидов, и иным малообеспеченным гражданам – получить социальное либо арендное жилье. Для этого правительством ежегодно устанавливается задание по вводу жилья и определяются источники и объемы финансирования в рамках госпрограммы строительства жилья», – рассказал Александр Студнев.
Тем не менее в области реализации жилищной политики имеются вопросы. В частности, депутатский корпус отмечает среди них низкие темпы обеспечения жильем детей-сирот. Второй вопрос – недостаточные объемы строительства арендного жилья, потому что спрос на него опережает предложение, особенно в больших городах. «Вместе с тем арендное жилье является действенным механизмом, позволяющим в первую очередь решать задачи привлечения и закрепления востребованных кадров на местах. Такое жилье в Беларуси строится с 2012 года, и первый дом был построен в Минске. В последующие годы объемы строительства арендного жилья государственного жилфонда возрастали, но незначительно, поскольку оно строится исключительно за счет бюджетных средств», – объяснил Министр.
Следующий вопрос – необходимость улучшения жилищных условий очередников, не имеющих права на господдержку, при ограниченных объемах арендного жилфонда и высоких процентных ставках по коммерческим кредитам. Решением этой проблемы может стать система жилищных строительных сбережений, подчеркнул Министр. Реализация этой системы уже начата Белинвестбанком, в ближайшее время ожидается ее запуск Беларусбанком.
Устаревший жилфонд Александр Студнев также назвал одним из вопросов, требующих решения. «Выход из ситуации – обеспечение поэтапной реконструкции и реновации жилищного фонда», – подчеркнул он. Глава отрасли резюмировал, что все эти вопросы требуют совершенствования подходов к государственной жилищной политике.
По информации БЕЛТА
С 1 января 2023 года в единый реестр пустующих домов внесена информация примерно о 40 тыс. объектов, часть из них вовлекли в хозоборот, актуальной остается информация о приблизительно 26 тыс. домов. О востребованности ресурса в интервью телеканалу «Первый информационный» рассказала заместитель начальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра Госкомимущества Виктория Верина, сообщает БЕЛТА.
Работу с пустующими жилыми домами в Беларуси начали в 2006 году. С тех пор законодательство в области земельных отношений корректировалось не раз. В частности, последние правки, как заметила представитель комитета, вносились в 2021 году. Введенные тогда новшества остаются актуальными по сей день. Так, теперь пустующие жилые дома можно продавать со снижением цены вплоть до одной базовой величины либо со стартовой ценой, равной базовой. Кроме того, упрощен порядок сноса подобных домов – отныне для этого не требуется разработка проектной документации. Еще одним новшеством стало создание единого реестра пустующих домов, функционирующего с 1 января 2023 г.
«Ресурс пользуется достаточно большой популярностью и аккумулирует информацию о жилых домах, соответствующих признакам пустующих. Если ранее такие данные были разрозненными, велись в каждом районном исполнительном комитете, где составлялись отдельные списки пустующих и ветхих домов, то сегодня вся информация по стране собрана на одном ресурсе, – обратила внимание Виктория Верина. – Любой желающий может зайти на портал, просмотреть перечень и выбрать интересующий его дом, который уже продается или находится в стадии признания его пустующим и в последующем будет продан».
С начала функционирования на ресурсе была собрана информация примерно о 40 тыс. пустующих жилых домов. По словам замначальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра, часть из них продана или вовлечена в хозяйственный оборот другим способом. Актуальной же остается информация о 26 тыс. объектов. В течение 2024 года выявлено более 15 тыс. жилых домов, которые соответствуют критериям пустующих, а вовлечено в хозоборот 5340 жилых домов, из них снесено 3945, продано – 1369.
Согласно последним данным Госкомимущества, за три месяца 2025 года вовлечено в хозяйственный оборот и не только почти 1,1 тыс. пустующих домов, что на 34 % выше показателя первого квартала 2024-го. Вовлечено за это время и 247 га земель – плюс 38 % к аналогичному периоду прошлого года. Всего в 2025 году планируется вовлечь 5,5 тыс. пустующих домов и порядка 1180 га земель. С учетом проведения Года благоустройства в сравнении с 2024 годом плановые показатели увеличены на четверть.
По информации БЕЛТА
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказала, кто и где может получить господдержку на строительство жилья.
Далеко не все категории граждан, состоящих на учете нуждающихся в крупных городах, имеют право на господдержку, обратила внимание Инна Пинковская. «У нас определен закрытый перечень таких категорий граждан. А любой человек, который строит жилье в населенном пункте с численностью населения до 20 тыс. и в городах-спутниках, потенциально относится к числу получателей господдержки», – подчеркнула она.
Размер государственной поддержки при строительстве жилья зависит от количества членов семьи. К примеру, поддержка предоставляется на 15 кв.м или 20 кв.м на человека и в рамках предельного норматива, который ежегодно утверждается Правительством. «Это 20 кв.м, в пределах которых предоставляется государственная поддержка на каждого члена семьи во всех городах страны, кроме Минска (в столице субсидируется 15 кв.м на одного человека. – Прим. БЕЛТА), и для многодетных семей. То есть вне Минска на пять квадратных метров профинансирует больше, что довольно значимо», – пояснила представитель Минстройархитектуры.
Первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Алексей Дробышевский добавил, что точный размер господдержки не высчитать, потому что у каждой семьи она разная.
По информации БЕЛТА
Садоводческое товарищество основано на принципах корпоративного управления, важно помнить, однако, что члены товарищества имеют не только права, но и обязанности. Что входит в их число, в общении с журналистами уточнила консультант юридического управления Министерства экономики Ирина Скачкова, передает корреспондент БЕЛТА.
«В садоводческом товариществе все вопросы решаются сообща, на общем собрании, которое является высшим органом управления, – добавила юрист. – Кроме того, в товариществах образуются такие органы, как правление, ревизионная комиссия, возможно создание собрания уполномоченных и счетной комиссии».
Так, члены товарищества могут избирать и быть избранными в органы управления и знакомиться с документами товарищества, заниматься строительством садовых домиков и хозпостроек и другой деятельностью на предоставленном им земельном участке, распоряжаться имуществом, обращаться в суд с требованием признать недействительным решение, которое не устраивает членов товарищества, выйти из садоводческого товарищества по своему усмотрению. Перечень прав этим не ограничивается.
Вместе с тем консультант юридического управления заострила внимание и на обязанностях членов садоводческого товарищества. К ним можно отнести, например, обязанность выполнять решения общего собрания и правления членов товарищества, как и требования устава, приступать к освоению земельного участка в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, использовать участок в соответствии с его целевым назначением. Еще одна обязанность, которой, по словам Ирины Скачковой, члены садоводческого товарищества часто пренебрегают, – своевременное внесение взносов.
Как напомнила юрист, Министерство экономики выступает разработчиком законодательства о деятельности садоводческих товариществ.
По информации БЕЛТА