05.12.2024
Почему вам могут отказать в выполнении админпроцедуры, пояснили в Минюсте
Заместитель Министра юстиции Валентина Якимович в проекте БЕЛТА «Страна говорит» на тему «Служба «одно окно»: векторы развития» рассказала, почему при обращении в «одно окно» специалисты могут отказать в принятии заявления или в выполнении админпроцедуры.
Причины могут быть разные, отметила Валентина Якимович. «В рамках закона об административных процедурах четко регламентированы основания для отказа классические и наиболее общие – если не представлены документы либо если это документы недействительные. Иные критерии отказа у нас могут быть установлены законодательными актами и постановлениями Совмина. Сегодня уполномоченный орган произвольно, по каким-то своим причинам не может отказать в осуществлении административной процедуры», – рассказала Валентина Якимович.
Есть конкретные админпроцедуры, когда отказать в выполнении могут по критериям, которым должно соответствовать заинтересованное лицо. «Например, если мы говорим о процедуре «постановка на учет нуждающихся», то должны быть соблюдены все требования. Если одного нет, то вот и основание для отказа», – рассказала замминистра, добавив, что отказ в приеме заявления может быть обжалован в вышестоящем органе (исполкоме). А если и там проблему не решили, то дальше – суд.
Несмотря на то, что Минюст не ведет статистики по отказам в целом по стране, в регионах такая практика есть. Как отметил первый заместитель начальника главного управления юстиции Гомельского облисполкома Андрей Гуржий, в области количество отказов составляет менее 1 %. «Из вот этого процента десятая часть – это отказы в принятии заявления, остальное – отказы в осуществлении административной процедуры. Отказы есть, и они обоснованы. Например, «постановка на учет нуждающихся» – очень распространенная процедура, и достаточно много граждан за ней обращаются. Тем не менее не всегда люди являются нуждающимися. Когда мы делали срез, то больше всего отказов было при выделении арендного жилья, и они объективны. На одну квартиру может быть подано до 20 заявлений. Естественно, арендное жилье получит только один – нуждающийся и тот, кто стал раньше на очередь. Соответственно, всем остальным в предоставлении данного жилья будет отказано», – пояснил он.
Чуть больше отказов в Могилевский области – немногим менее 5 %. Начальник главного управления юстиции Могилевского облисполкома Андрей Столяров рассказал, что службами «одно окно» в области за 2023 год было принято более 136 тыс. заявлений об осуществлении админпроцедур, было отказано в их осуществлении 6255 раз. Основная причина отказа – несоответствие требованиям админпроцедуры.
По информации
БЕЛТА
Минюст об изменениях законодательства в сфере страхования ответственности риэлтерских организаций
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).

Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Новые административные процедуры МВД доступны для получения на портале «Е-Паслуга»
С 19 марта на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга» размещены новые административные процедуры, органом-регулятором которых является Министерство внутренних дел, сообщили
БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
Так, теперь доступны процедуры 200.15.13.1 «Выдача свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности», 548.5.16.2 «Получение свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности» и 548.9.21.1 «Получение заключения о соответствии помещения, предназначенного для хранения наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, требованиям нормативных правовых актов по технической укрепленности и оснащению средствами охранной сигнализации».
Административные процедуры доступны для заказа со строгой аутентификацией (с использованием личной электронной цифровой подписи или ID-карты).
По информации
БЕЛТА
Скорректирована программа подготовки к сдаче аттестационного экзамена для получения свидетельства об аттестации риэлтера
Министерством юстиции во взаимодействии с риэлтерскими организациями проведена работа по оптимизации программы подготовки к сдаче аттестационного экзамена для получения указанного свидетельства.
По предложениям риэлтерского сообщества из программы исключены вопросы, с которыми специалисты рынка недвижимости практически не сталкиваются в повседневной деятельности. При этом программа дополнена актуальными на сегодняшний день вопросами налогообложения, ипотеки и др.
Разделы программы максимально детализированы, что позволит качественно улучшить процесс подготовки к экзамену, конкретизировать область изучаемого претендентами материала.
Обновленная программа размещена на сайте Министерства юстиции в разделе
«Риэлтерская деятельность».
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
На едином портале электронных услуг в прошлом году появилось более 150 новых сервисов
На едином портале электронных услуг в прошлом году появилось более 150 новых сервисов – админпроцедур и электронных услуг. Об этом на пресс-конференции рассказал директор Национального центра электронных услуг (НЦЭУ) Роман Градусов, сообщает
БЕЛТА.
По словам Романа Градусова, центр постоянно работает над увеличением количества новых, интересных, востребованных услуг в электронном виде. «Мы хотим, чтобы их число росло и чтобы любая жизненная или деловая ситуация легко и удобно могла быть разрешена в несколько кликов, будь то получение пропуска на право въезда в пограничную полосу, контрольной марки для дезинфекции автомобиля или справки об уплате подоходного налога с физических лиц. Все эти и многие другие сервисы уже реализованы на едином портале электронных услуг, который является единой законодательно определенной площадкой для заказа и получения государственных услуг», – рассказал он.
Если в 2022 году на едином портале электронных услуг появилось более 40 новых услуг, в 2023-м – уже 277. В прошлом году на портал был внедрен 151 новый сервис. «Не сбавляем темп и в текущем году: с января 2025 года на портале уже размещено 34 новых сервиса – в сфере страхования, налогообложения, гражданства и миграции, жилищного права, охраны природы. Сегодня на портале доступны для заказа порядка 700 электронных сервисов», – отметил директор НЦЭУ.
По информации
БЕЛТА
Евгений Коваленко: все изменения и дополнения в Конституции нашли реализацию в правовых документах
Изменения в Конституцию – это реакция развивающегося государства на события, которые происходят в мире, стране и обществе, заявил журналистам Министр юстиции Евгений Коваленко во время круглого стола, посвященного Дню Конституции, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
«Конституция – это правовая основа белорусской государственности. Каждое слово, которое закреплено в этом документе, находит свое развитие и реализацию в законах, кодексах, правовых актах. А те изменения, которые были внесены на республиканском референдуме 2022 года, пошли в жизнь, начали применяться, – сказал Министр юстиции Евгений Коваленко.
Евгений Коваленко акцентировал внимание на том, что было принято значительное количество правовых документов. «В частности, такие знаковые, как законы «Об основах гражданского общества», «О Всебелорусском народном собрании». Был юридически закреплен статус ВНС, это высший орган народовластия. В нем есть представительство, как органов власти и местного самоуправления, так и представители гражданского общества, – отметил Министр.
«Все те изменения в Конституцию – это реакция развивающегося государства на события, которые происходят в мире, стране и обществе. И эти изменения дают оценку происходящему вокруг нашей страны. В частности, придается еще большая значимость вопросам сохранения исторической правды, памяти о подвиге белорусского народа в Великой Отечественной войны», – заключил Евгений Коваленко.
По информации
БЕЛТА