05.12.2024
Почему вам могут отказать в выполнении админпроцедуры, пояснили в Минюсте
Заместитель Министра юстиции Валентина Якимович в проекте БЕЛТА «Страна говорит» на тему «Служба «одно окно»: векторы развития» рассказала, почему при обращении в «одно окно» специалисты могут отказать в принятии заявления или в выполнении админпроцедуры.
Причины могут быть разные, отметила Валентина Якимович. «В рамках закона об административных процедурах четко регламентированы основания для отказа классические и наиболее общие – если не представлены документы либо если это документы недействительные. Иные критерии отказа у нас могут быть установлены законодательными актами и постановлениями Совмина. Сегодня уполномоченный орган произвольно, по каким-то своим причинам не может отказать в осуществлении административной процедуры», – рассказала Валентина Якимович.
Есть конкретные админпроцедуры, когда отказать в выполнении могут по критериям, которым должно соответствовать заинтересованное лицо. «Например, если мы говорим о процедуре «постановка на учет нуждающихся», то должны быть соблюдены все требования. Если одного нет, то вот и основание для отказа», – рассказала замминистра, добавив, что отказ в приеме заявления может быть обжалован в вышестоящем органе (исполкоме). А если и там проблему не решили, то дальше – суд.
Несмотря на то, что Минюст не ведет статистики по отказам в целом по стране, в регионах такая практика есть. Как отметил первый заместитель начальника главного управления юстиции Гомельского облисполкома Андрей Гуржий, в области количество отказов составляет менее 1 %. «Из вот этого процента десятая часть – это отказы в принятии заявления, остальное – отказы в осуществлении административной процедуры. Отказы есть, и они обоснованы. Например, «постановка на учет нуждающихся» – очень распространенная процедура, и достаточно много граждан за ней обращаются. Тем не менее не всегда люди являются нуждающимися. Когда мы делали срез, то больше всего отказов было при выделении арендного жилья, и они объективны. На одну квартиру может быть подано до 20 заявлений. Естественно, арендное жилье получит только один – нуждающийся и тот, кто стал раньше на очередь. Соответственно, всем остальным в предоставлении данного жилья будет отказано», – пояснил он.
Чуть больше отказов в Могилевский области – немногим менее 5 %. Начальник главного управления юстиции Могилевского облисполкома Андрей Столяров рассказал, что службами «одно окно» в области за 2023 год было принято более 136 тыс. заявлений об осуществлении админпроцедур, было отказано в их осуществлении 6255 раз. Основная причина отказа – несоответствие требованиям админпроцедуры.
По информации
БЕЛТА
Пропуски на действия в зоне отчуждения можно получить онлайн на портале «Е-Паслуга»
С 22 апреля на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга» размещены новые административные процедуры, органом-регулятором которых является Министерство по чрезвычайным ситуациям, сообщили
БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
Так, на портале стали доступны процедуры 200.14.3 «Выдача пропуска на пребывание граждан, въезд всех видов транспортных средств и другой техники на территории зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим»; 200.14.5 «Выдача пропуска на вывоз имущества, находящегося на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, за их пределы».
Также онлайн доступны админпроцедуры 548.19.12.1 «Получение пропуска на вывоз имущества, земли, полезных ископаемых, других материальных ценностей (за исключением образцов, отбираемых для научных целей при выполнении научно-исследовательских работ, проводимых в соответствии с законодательством), находящихся на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим» и 548.19.17.1 «Получение пропуска для въезда, пребывания на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим».
Административные процедуры доступны для заказа со строгой аутентификацией (с использованием личной электронной цифровой подписи или ID-карты).
По информации
БЕЛТА
Роль органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти обсудили представители стран СНГ
16 апреля 2025 г. в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялся Международный семинар на тему «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в работе которого приняли участие представители министерств юстиции и других заинтересованных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Семинар стал очередным международным мероприятием, организованным в соответствии с Планом работы Совета министров юстиции государств – участников СНГ на 2025 год.
Открывая семинар, ответственный секретарь Совета министров юстиции государств – участников СНГ Ирина Целиковец отметила, что под эгидой Совета на постоянной основе проходит экспертный обмен опытом, что позволяет проводить системный анализ проблемных вопросов, вносить предложения по развитию конкретных направлений сотрудничества в сфере юстиции и разрабатывать необходимые проекты документов.
С инициативой обсуждения вопросов взаимодействия органов юстиции и юридической службы органов государственной власти выступило Министерство юстиции Кыргызской Республики.
В своем приветствии первый заместитель Министра юстиции Кыргызской Республики Зарема Аскарова справедливо обозначила, что тема семинара актуальна для всего юридического сообщества государств – участников СНГ. В современных условиях эффективная юридическая служба – это неотъемлемая часть сильной государственной власти.
Представитель председательствующей стороны в Совете министров юстиции – заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Валентина Якимович подчеркнула значимость обмена наработанным опытом, теоретическими и практическими подходами министерств юстиции государств – участников СНГ к организации взаимодействия юридических служб.
В рамках состоявшейся дискуссии была представлена модель нормотворчества Кыргызской Республики, в том числе освещено направление методического руководства и правовой координации деятельности юридических служб. Особое внимание было уделено работе Института нормотворчества и верховенства права при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, деятельность которого направлена на институционализацию правового анализа, формирование единых подходов в нормотворческой практике, а также развитие экспертной поддержки органов государственной власти.
В ходе семинара обсужден порядок осуществления юридической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь, проводимой Министерством юстиции, а также территориальными органами юстиции. В частности, участие представителей главных управлений юстиции Минского облисполкома и Минского горисполкома позволило затронуть вопрос повышения качества юридической службы как на республиканском, так и на местном уровнях.
Вниманию участников международного семинара был представлен опыт обеспечения Минюстом России и его территориальными органами единства правового пространства Российской Федерации. В выступлениях спикеров были затронуты особенности ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также представлены разработанные Минюстом России в рамках оказания помощи правовым службам регионов и органам местного самоуправления муниципальных образований Методические рекомендации по подготовке проектов нормативных правовых актов, которые в свободном доступе размещены на официальном сайте Минюста России.
В рамках обсуждения Министерством юстиции Республики Узбекистан были продемонстрированы основные направления деятельности органов юстиции в налаживании и координации системы оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам посредством электронного взаимодействия. Представлена работа правовых консультативных бюро, где наряду с бесплатными консультациями для граждан осуществляется подготовка необходимых процессуальных документов. Детально раскрыт и продемонстрирован цифровой путь юридических служб Республики Узбекистан по электронному согласованию проектов нормативных правовых актов.
Опыт взаимодействия органов юстиции с общественными объединениями Республики Беларусь осветили представители Белорусского республиканского союза юристов. Отмечен ряд мероприятий, проводимых с участием юридического сообщества, в том числе обозначено ежегодное проведение Белорусского юридического форума «Право в современном мире», ключевая цель которого – в условиях открытого диалога между представителями государственных органов, гражданского общества и бизнеса обсудить текущее состояние правовой системы, проблемные вопросы применения правовых норм для учета при последующем совершенствовании законодательства.
Представители Белорусской нотариальной палаты, которая является базовой организацией государств – участников СНГ в сфере нотариальной деятельности, обозначили опыт сотрудничества нотариата с уполномоченными должностными лицами по организации нотариального обслуживания жителей агрогородков и оказанию методической помощи в вопросах совершения нотариальных действий, а также совместного участия в мероприятиях по повышению правовой культуры граждан. Отдельно подчеркнули, что данное сотрудничество – пример практической реализации роли органов юстиции во взаимодействии с местными исполнительными органами власти.
В целом стороны обменялись национальным опытом взаимодействия органов юстиции с юридическими службами государственных органов различных уровней, включая вопросы проведения правовых реформ, инвентаризации законодательства, осуществления различного рода экспертиз, методического обеспечения подготовки проектов ведомственных нормативных правовых актов, обучения специалистов. Материалы семинара будут размещены на специальной странице Совета министров юстиции на интернет-ресурсах Исполнительного комитета СНГ.
Итоги проведения Международного семинара «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в том числе предложения по дальнейшему укреплению сотрудничества в правовой сфере, будут представлены на девятнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников СНГ, которое состоится 25 июня 2025 г. в городе Минске под председательством Министра юстиции Республики Беларусь Коваленко Е.И.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Евгений Коваленко о Директиве № 11: это тонкие настройки уже существующей системы госорганов и организаций
Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины» можно сравнить с тонкими настройками уже существующей системы государственных органов и организаций. Об этом в эфире телеканала
«Беларусь 1» заявил Министр юстиции Евгений Коваленко, сообщает
БЕЛТА.
«Я бы сравнил этот документ с тонкими настройками для уже существующей, действующей, работающей системы государственных органов и организаций. Это тот случай, когда нужно устранить шероховатости, сгладить какие-то недочеты и, конечно же, обеспечить, чтобы каждое звено вращалось в нужном направлении с заданной скоростью и обеспечивало эффективность всего механизма», – сказал Евгений Коваленко.
Говоря о болевых точках и рисках, которые могут иметь место в деятельности государственных органов, Министр юстиции назвал слабую исполнительскую дисциплину, бесхозяйственность, размывание ответственности или затягивание принятия решений.
«У каждого государственного органа, государственной структуры есть широкий спектр инструментов, которые применяются в рамках управленческой деятельности. Временные, организационные, финансовые затраты, которые связаны и с совещаниями, и с командировками, должны быть обоснованы, – подчеркнул Евгений Коваленко. – Если брать нормотворческую деятельность, то в рамках нормативно-правовых актов предусмотрена такая процедура, как проведение согласительного совещания. Но до того, как согласительное совещание предстоит провести, проект должен быть подготовлен и направлен заинтересованным. Заинтересованные должны оперативно высказать свои мнения относительно подготовленного проекта будущего решения. Эти позиции нужно сблизить в рамках взаимодействия между государственными органами».
Министр пояснил, что согласительное совещание следует проводить только тогда, когда остаются один или два нерешенных вопроса по подготовленному проекту. Его протокол является частью пакета, вносимого в законодательный орган для принятия окончательного решения.
«Директива акцентирует наше внимание на необходимости более активного внедрения в работу информационных ресурсов и электронных средств коммуникации, электронных средств взаимодействия. В настоящее время в соответствии с директивой прорабатываются вопросы дальнейшей минимизации количества собираемых, например у субъектов хозяйствования, данных. Если есть какие-то сведения в одной из уже действующих государственных информационных систем, то другие государственные органы не должны обращаться к тем же субъектам хозяйствования за получением той же информации», – отметил Евгений Коваленко.
По его словам, у местной власти станет больше рычагов и полномочий для решения тех или иных проблем. «Надо рассматривать директиву как документ, направленный на дальнейшую реализацию ранее принятых решений Главы государства. Если говорить об усилении полномочий руководителей местных органов власти, то можно сказать, что каждый из них – это непосредственно лицо государства на земле. Это те структуры, с которыми граждане сталкиваются в своей повседневной деятельности. И нормы директивы также предполагают, что исполнительская дисциплина должна быть обеспечена на всех уровнях государственной власти», – подчеркнул он.
Министр юстиции добавил, что этот документ адресован всем слоям населения – как представителям власти, так и простым гражданам. «Можно условно разделить нормативные предписания директивы на два блока. Один адресован деятельности государственных органов, их внутренней работе, взаимодействию между собой. Второй же адресован всему обществу в целом. И ключевой момент – ответственность общества, наших граждан за то, как развивается страна», – заключил Евгений Коваленко.
По информации
БЕЛТА
(фото – скриншот видео «Беларусь 1»)
Справку о размере пособия по уходу за инвалидом I группы можно получить онлайн
На едином портале электронных услуг «Е-Паслуга» с 28 марта размещена новая административная процедура, органом-регулятором которой является Министерство труда и социальной защиты. Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
Так, стала доступна процедура 200.2.39 «Выдача справки о размере (неполучении) пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста».
Административная процедура доступна для заказа со строгой аутентификацией (с использованием личной электронной цифровой подписи, ID-карты или уникального идентификатора).
По информации
БЕЛТА