Алексей Богданов избран председателем Межгосударственного совета по антимонопольной политике СНГ
Министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Алексей Богданов избран председателем Межгосударственного совета по антимонопольной политике на период 2025-2026 годы, сообщили БЕЛТА в пресс-службе МАРТ.
«По итогам 57-го заседания МСАП в Самарканде было предложено и всеми участниками поддержано избрание главы МАРТ Алексея Богданова председателем Межгосударственного совета по антимонопольной политике на период 2025-2026 годов», – отметили в МАРТ.
Алексей Богданов поблагодарил руководителя ФАС России Максима Шаскольского за высокий вклад и работу в период его председательства в МСАП в 2023-2024 годах и вручил юбилейную медаль «100 год органам гандлю Беларусi» за многолетний труд и тесное взаимодействие с МАРТ, в том числе на двусторонней основе.
Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП) образован 23 декабря 1993 года государствами СНГ-участниками договора о проведении согласованной антимонопольной политики.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
(фото – МАРТ)
В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) напомнили, что только включенные в Торговый реестр оптовики могут участвовать в госзакупках, сообщили БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
МАРТ в целях недопущения субъектами торговли нарушений законодательства, а также исключения причин и условий, способствующих незаконному обороту мяса крупного рогатого скота, изучил информацию о договорах, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок, на поставку мясных полуфабрикатов учреждениям социальной сферы.
В результате установлено, что победителями процедур государственных закупок в I квартале 2025 года являлись как предприятия-производители, включенные в реестр производственных объектов, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, так и субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю мясной продукцией и не включенные в реестр производственных объектов.
При проведении мониторинга у 14 субъектов, осуществляющих оптовую торговлю, являющихся победителями процедур государственных закупок, установлено нарушение законодательства о торговле в части отсутствия сведений в Торговом реестре. Субъектам торговли выданы рекомендации об устранении нарушений законодательства, установлены сроки их исполнения.
В МАРТ напомнили, что если организация оптовой торговли осуществляет деятельность без использования торгового объекта, ей необходимо в установленном порядке представить в соответствующий уполномоченный орган уведомление для включения сведений в Торговый реестр Республики Беларусь. Дополнительно МАРТ проинформирует облисполкомы и МГИК о нарушениях законодательства о торговле.
По данным Торгового реестра Республики Беларусь количество розничных торговых объектов, функционирующих на территории республики, за 2024 год увеличилось на 2,5 %, или 3,2 тыс. единиц. На 1 января 2025 года составило 131,3 тыс. Торговая площадь розничных торговых объектов за 2024 год увеличилась на 3,1 %, или 243,9 тыс. кв.м и на 1 января 2025 года составила 8192,6 тыс. кв.м.
По информации БЕЛТА
Министерством антимонопольного регулирования и торговли проведена работа по актуализации сведений, содержащихся в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Включение хозяйствующего субъекта в Реестр доминантов осуществляется на основании установления его доминирующего положения на товарном рынке.
Основаниями для исключения хозяйствующего субъекта из Реестра доминантов являются:
- утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке;
- ликвидация (прекращение деятельности) хозяйствующего субъекта.
Исключение хозяйствующего субъекта из Реестра доминантов по указанным основаниям, осуществляется антимонопольным органом при:
- рассмотрении мотивированного обращения (предложения, заявления, жалобы) хозяйствующего субъекта, государственного органа, физического лица, не относящегося к хозяйствующим субъектам;
- проведении анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке;
- наличии у антимонопольного органа информации о ликвидации (прекращении деятельности) хозяйствующего субъекта, подтвержденной данными из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
За прошедший период некоторые из хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр доминантов, были реорганизованы в одной из предусмотренных законодательством форм, некоторые ликвидированы, а некоторые изменили свое наименование.
В целях актуализации такой информации антимонопольным органом была проведена комплексная корректировка сведений, содержащихся в Реестре доминантов, по результатам которой:
- включено 19 субъектов;
- исключено 55 субъектов;
- изменено наименование 55 субъектов.
При наличии информации о том, что положение соответствующего хозяйствующего субъекта на товарном рынке изменилось (возникновение/утрата доминирующего положения) или о ликвидации, реорганизации, изменении наименования включенного в Реестр доминантов субъекта – информируем о возможности направить в МАРТ обращение, которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленном законодательством порядке с принятием соответствующих мер при необходимости.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Иван Вежновец перед началом семинара по вопросам разъяснения норм постановления Совета Министров от 2 апреля 2025 года №713 (6) прокомментировал журналистам изменения, которые предусматривает этот документ, передает корреспондент БЕЛТА.
Основные изменения, по словам Ивана Вежновца, направлены в первую очередь на поддержку отечественных производителей. «Первое и самое главное изменение – отечественным производителям предоставлена возможность не согласовывать повышение цены в случае, если они применяют норму рентабельности при калькулировании соответствующей цены. Эта норма определяется производителями самостоятельно, исходя из фактических данных, которые у них есть за период с 2021 по 2024 год. Норма рентабельности определяется как максимальное значение рентабельности реализованной продукции за один из годов в этот период», – пояснил первый замминистра.
Также документом предусмотрено, что в случае, если у производителей в этот период была отрицательная рентабельность, то цены можно повысить до безубыточного уровня. «Таким образом, для производителей установлена возможность формировать самостоятельно цены и не обращаться в государственные органы за повышением цены», – подчеркнул он.
Кроме того, предусмотрены изменения по импортным товарам – установлена единая набавка. «Она будет применяться вне зависимости от количества звеньев. По сути, от границы до полки применяется одна набавка для всех субъектов, которые участвуют в цепочке поставки товара», – сказал Иван Вежновец.
Постановлением Правительства также утверждено сокращение перечня нерегулируемых товаров. «Сокращений глобальных не произошло, перечень подкорректирован. В первую очередь исключены товары, которые не являются товарами повседневного спроса, либо находятся в более высокой ценовой категории. Основные товары, которые входят в потребительскую корзину и востребованы у населения, остались под регулированием», – заявил представитель МАРТ.
«Несмотря на то, что прямое регулирование на товары, которые исключены из перечня, ушло, мы продолжим мониторинг ситуации, контроль динамики цен на рынке и при необходимости будем принимать меры с точки зрения защиты интересов граждан», – подытожил первый замминистра.
По информации БЕЛТА
Министерством антимонопольного регулирования и торговли подготовлены изменения в постановление Совета Министров от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен», сообщили БЕЛТА в пресс-службе МАРТ.
Планируется существенно сократить перечень товаров, цены на которые регулируются. А также предоставить право производителям устанавливать отпускные цены исходя из уровня рентабельности, сложившегося у предприятия в последние годы. Кроме того, в планах определить для отечественных товаров уровень торговой надбавки, как правило, не меньше, чем для импортной продукции.
Проект постановления подготовлен с учетом поручений Главы государства, данных на совещании 28 февраля 2025 года, предложений государственных органов и бизнеса.
Предполагается, что планируемые изменения в постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен» позволят значительно снизить административную нагрузку на производителей и торговлю, повысить их финансовые результаты, не оказав значительного влияния на изменение розничных цен для потребителей.
По информации БЕЛТА
Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта. В эту дату уместно поговорить о том, как же покупателям защитить свои интересы в спорных ситуациях, куда обращаться и что нужно знать, чтобы избежать проблем в следующий раз. Полезными советами поделились в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли и Национальном банке, сообщает БЕЛТА.
Куда лучше обращаться за защитой своих прав?
«В Беларуси выстроена очень хорошая, четкая система, кто, как и на каких стадиях защищает права потребителей. В досудебном порядке это делают государственные органы по компетенции. МАРТ является регулятором и координатором этой сферы. А другие государственные органы, например, в сфере здравоохранения, туризма, транспорта и так далее, в зависимости от того, какие услуги оказываются, защищают права потребителей по своим направлениям. Но первая ступенька, очень важная, это исполкомы на местах. Потому что законодательство и об обращениях граждан, и о защите прав потребителей говорит о том, что первоначально права потребителей подлежат защите на той территории, где было само событие», – отметила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик.
Если потребитель не согласен с итогами рассмотрения обращений на базовом уровне, он может обратиться в облисполком либо в Минский горисполком. На последней стадии уже подключается МАРТ. «Конечно, большую работу проводят общественные объединения потребителей. Это так называемая общественная защита. Минимальный уровень знаний, которыми должны обладать их работники, проходит проверку в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, выполняется аттестация. И именно такие специалисты, прошедшие аттестацию, вправе оказывать помощь потребителям в защите их прав», – отметила представитель МАРТ.
И государственные органы, и общественная защита оказывают помощь потребителям на безвозмездной основе. То есть если потребитель обращается в общественное объединение потребителей, с него не имеют права брать деньги.
«Местные исполнительные органы и общественные объединения потребителей имеют право составлять исковые заявления в суд. Если потребители к ним с такой просьбой обращаются, они это делают и активно отстаивают права в суде. Судебная защита – следующая ступень. Кстати, здесь тоже государство предусмотрело, чтобы потребитель не нес излишние затраты. Подача иска в суд по защите прав потребителей не предусматривает уплату государственной пошлины», – обратила внимание Инна Гаврильчик.
Почему не стоит совершать покупки в соцсетях
«Пока мы не можем достучаться до большинства потребителей на тему того, что не надо совершать покупки в социальных сетях и мессенджерах. Цены там, конечно, очень привлекательные, на контакт до покупки идут тоже прекрасно: и консультируют, и рассказывают, и показывают. А потом потребитель получает вместо товара кота в мешке – он не соответствует фотографии, нет той красоты, из-за которой его покупали. Начинаете писать претензию продавцу, а продавец просто блокирует. Не отвечает, деньги вернуть невозможно. И ведь по смыслу законодательства о защите прав потребителей и торговли это не продавец. И он заключает не договор розничной купли-продажи, а просто договор купли-продажи. Отстаивать свои права по этому договору нужно только через суд. Проблема еще в том, что зачастую найти такого продавца можно только с помощью правоохранительных органов», – обратила внимание представитель МАРТ.
Инна Гаврильчик посоветовала пользоваться зарегистрированными, работающими в правовом поле интернет-магазинами. «С приобретением товара в социальных сетях и мессенджерах вы приобретаете не только товар, но и проблемы», – сделала акцент она.
Как снизить риски оформления кредита мошенниками на ваше имя
Для снижения рисков с 5 января 2025 года физическое лицо имеет право установить запрет на предоставление пользователям своего кредитного отчета независимо от того, сформирована его кредитная история либо отсутствует. «Кредитный отчет представляет собой документ, сформированный на основании сведений, входящих в состав кредитной истории. В него включаются сведения о заключенных договорах и об исполнении обязательств по данным договорам, а также скоринговая оценка кредитной истории – система присвоения баллов, характеризующих способность клиента погасить вновь предоставленный ему кредит», – отметили в Нацбанке.
В случае установления запрета пользователь, запросивший кредитный отчет, получает сообщение о наличии соответствующего запрета. В этом случае кредитный отчет не предоставляется. Но есть и исключения. «Это случаи наличия в кредитной истории на дату запроса действующей кредитной сделки, заключенной между запросившим кредитный отчет пользователем и субъектом, либо действующего денежного требования, права по которому уступлены запросившему кредитный отчет пользователю по договору факторинга или факторинговой операции, по которому субъект является должником», – уточнили в Нацбанке.
Установить (снять) запрет можно следующими способами: в электронном виде посредством веб-портала Кредитного регистра после прохождения авторизации в личном кабинете; при обращении лично с заявлением по установленной форме в бумажном виде в управление «Кредитный регистр» Нацбанка; направить заявление по установленной форме на бумажном носителе в Нацбанк посредством почтовой связи.
Установление и снятие запрета возможно без уплаты вознаграждения неограниченное количество раз, но может быть подано не более одного заявления в течение одного дня.
Что делать, если нарушены права в области финансовых услуг?
Как пояснили в Национальном банке, если у потребителя возникают вопросы по оказанию услуги, он прежде всего должен обратиться в финансовую организацию, которая предоставит необходимые пояснения по условиям оказания, взимаемым комиссиям и другую информацию, которая его интересует. Обратиться можно по телефону, при личном посещении или с помощью письменного обращения, а также иным способом. При этом следует помнить, что финансовые организации, не являясь государственными, не обязаны принимать электронные обращения посредством системы учета и обработки обращений.
Если после консультации выяснилось, что ваши права нарушены, можно сразу обращаться в суд за их восстановлением и защитой. Однако иногда закон или договор может требовать первоначально урегулировать спор без суда. Например, при разногласиях с микрофинансовыми организациями перед обращением в суд потребитель обязательно должен подать претензию. Особенности направления претензий также установлены законодательством о деятельности операторов сервисов онлайн-заимствований.
«Но даже если такой порядок не предусмотрен как обязательный, рекомендуется сначала подать претензию в финансовую организацию и получить официальный ответ. Предъявление претензии дает возможность разрешить спор без суда, сэкономить время и деньги. Перед направлением претензии стоит прочитать условия договора, где описан порядок разрешения спорных ситуаций, процедура урегулирования споров. Как правило, претензия подается в произвольной письменной форме, в ней указываются требования к финансовой организации, например, вернуть уплаченную сумму и возместить причиненные убытки. Лучше отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы факт обращения был зафиксирован», – подчеркнули в Нацбанке.
Регуляторами на финансовом рынке являются Национальный банк и Министерство финансов. Нацбанк рассматривает обращения потребителей в отношении услуг, оказываемых банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, лизинговыми и микрофинансовыми компаниями, а также операторами сервисов онлайн-заимствований, поставщиками платежных услуг. При выявлении нарушений прав потребителей он направляет предписания об их устранении или принимает другие меры. Нацбанк также анализирует действия финансовых организаций и заключенные договоры на соответствие законодательству. Однако он не решает споры, возникающие при исполнении договоров, – это задача судов. Также важно помнить, что банки и другие финансовые организации не подчиняются Национальному банку, соответственно, он не является по отношению к ним вышестоящей организацией. Обращение в Национальный банк не является препятствием для обращения в суд.
Министерство финансов рассматривает обращения граждан в сфере страхования, а также в отношении услуг, предоставляемых на рынке ценных бумаг. Если выявляются нарушения, министерство направляет предписание об их устранении, привлекает к административной ответственности, принимает иные меры. Кроме того, оно может вступить в судебный процесс для защиты прав инвесторов. Обращение в Министерство финансов также не является препятствием для обращения в суд.
Если потребитель полагает, что его права нарушены, он может обратиться за судебной защитой. Однако несоблюдение предусмотренного законодательством порядка досудебного урегулирования спора влечет отказ в возбуждении дела. Для того чтобы понять, куда следует подавать иск о защите прав потребителей, необходимо обратиться к договору с финансовой организацией. Как правило, там указан конкретный суд. В ином случае следует учитывать, что по общим правилам заявление о возбуждении дела подается в суд по месту жительства ответчика. При этом иск о защите прав потребителя может быть предъявлен также по месту жительства или нахождения истца либо по месту исполнения договора или по месту причинения вреда. Суд рассматривает исковые заявления и принимает решения, в том числе о возмещении убытков, компенсации морального вреда.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА