03.12.2024
Кто может претендовать на получение арендного жилья, рассказали в Минстройархитектуры
В эфире телеканала
«Первый информационный» Министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович перечислил условия, которые необходимо соблюсти для получения арендной квартиры, отметив, что номинально на такое жилье может претендовать любой желающий, сообщает
БЕЛТА.
«Необходимо быть нуждающимся в улучшении жилищных условий – это дает первоочередное право. Однако номинально любой желающий при наличии в райисполкоме свободной арендной квартиры может претендовать на нее, – заметил глава Минстройархитектуры. – Кроме того, есть 11 категорий граждан, имеющих внеочередное право на получение арендного жилья. Райисполком, имея свободную арендную жилплощадь, демонстрирует ее на своих ресурсах, в течение определенного времени собирает заявления всех претендующих на нее, а затем, исходя из категорийности, предоставляет тем или иным гражданам. В первую очередь внеочередникам, потом нуждающимся в улучшении жилусловий, а после всем желающим».
Обратил внимание Руслан Пархамович и на адекватные цены на арендное жилье. По словам руководителя министерства, государственная политика диктует нормальные условия ценообразования, поэтому необоснованно зашкаливающих цен, которые можно было бы назвать спекулятивными, в Беларуси нет.
«Арендное жилье в мире получило довольно широкое распространение. Есть страны, имеющие в своем жилфонде как раз большую долю арендного жилья, а не жилья, находящегося в собственности, по той причине, что это наиболее доступный вид государственной поддержки в части обеспечения жильем, – подчеркнул руководитель ведомства. – На мой взгляд, мы должны идти примерно таким же путем с учетом необходимости обеспечения жильем наших граждан и выполнения экономических, демографических задач».
Министр архитектуры и строительства напомнил, что со следующего года вступит в силу подписанный в конце августа Указ Президента № 344 «О субсидировании юридических лиц при возведении или приобретении жилых помещений», принятый в целях стимулирования юридических лиц к обеспечению своих работников арендным жильем. Указ предоставляет юрлицам и хозяйственным обществам с 1 января 2025 года право на получение бюджетных субсидий для уплаты части процентов за пользование кредитами, привлекаемыми на строительство и приобретение арендного жилья. Предприятия будут самостоятельно определять порядок и условия предоставления арендных жилых помещений своим работникам и размер платы за такое жилье, однако не менее 20 % от общего количества жилых помещений, возведенных или приобретенных с использованием субсидий, подлежит предоставлению в первоочередном порядке молодым специалистам и гражданам до 31 года.
«Это неплохие условия для того, чтобы даже среднее предприятие с невысоким доходом могло построить несколько таких квартир, поэтому мы рассчитываем на серьезные подвижки в этом вопросе уже в следующем году», – добавил Руслан Пархамович.
Общая цель такова, чтобы не менее 10–12 % жилищного фонда Беларуси приходилось на арендное жилье. «Мы должны сделать так, чтобы люди могли обеспечить свое участие в экономике предприятий, в экономике страны. В этом нуждается и производство – в быстром получении компетентных специалистов. По этим причинам тему арендного жилья надо развивать», – подытожил Министр архитектуры и строительства.
По информации
БЕЛТА
Агентства по госрегистрации и земельному кадастру ко Дню Независимости проконсультируют бесплатно
В преддверии Дня Независимости сотрудники Национального кадастрового агентства 2 июля с 9.00 до 12.00 проведут единый день бесплатного консультирования, сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
В указанное время можно обратиться за консультацией как непосредственно в агентство, так и по телефону +375 (17) 285-39-26. Специалисты бесплатно проконсультируют граждан, их представителей, представителей юрлиц и индивидуальных предпринимателей по общим вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по основным новациям Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», который вступил в силу с 11 июня этого года. Можно будет также задать вопросы о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, а именно о порядке обращения с заявлением о госрегистрации, сроках и стоимости административной процедуры, общих вопросах нормативного регулирования государственной регистрации предприятий как имущественных комплексов Беларуси.
У специалистов Национального кадастрового агентства, кроме того, можно будет узнать о технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, попросить их о независимой оценке (квартир, недвижимости, бизнеса, оборудования и транспорта, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности) и экспертизе независимости оценки.
Сотрудники Национального кадастрового агентства также проконсультируют обратившихся о порядке предоставления сведений из информационных ресурсов, оператором которых является агентство: единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестра характеристик недвижимого имущества, реестра адресов, регистра стоимости земель, земельных участков, единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц, реестра цен на земельные участки.
В этот же день бесплатное консультирование по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, технической инвентаризации и оценки, установления границ земельных участков и другим вопросам, связанным с оформлением прав на недвижимость, будет вестись в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, их филиалах и бюро. Более подробная информация о проведении акции в каждом регионе размещена на официальных сайтах территориальных организаций.
По информации
БЕЛТА
Как работает белорусский рынок оценки после законодательных нововведений
Объективная стоимость активов и недвижимости – во главе угла работы любой организации. Потому компетенции тех, кто занимается этим делом, не должны подлежать сомнению. На это направлены новшества в белорусском законодательстве, которые укрепляют позиции сферы на пространстве Евразийского экономического союза.
Слово – за потребителем
Что касается белорусского рынка оценочных услуг, то в начале –2025-го он претерпел ряд концептуальных изменений – заработал указ по совершенствованию оценочной деятельности. Согласно документу оценку могут проводить исключительно юридические лица со штатом оценщиков не менее пяти специалистов.
– Такое изменение требовалось, чтобы повысить качество оказываемых услуг и сформировать в рамках оценочной организации большой коллективный опыт, который, безусловно, положительно влияет на результат оценки в части качества и безопасности для использующих этот результат, – прокомментировал первый заместитель генерального директора РУП «Институт недвижимости и оценки», член аттестационной комиссии при Государственном комитете по имуществу Дмитрий Корсунский на пресс-конференции в Национальном пресс-центре.
Кроме того, появилась норма, связанная с минимальным уставным фондом для исполнителя оценки. Речь не менее чем о 50 тысячах белорусских рублей, чтобы обеспечить минимальную материально-техническую базу для оказания услуг. Плюс исполнитель оценки должен быть включен в соответствующий реестр, который ведет Госкомитет по имуществу. Еще одно важное изменение затронуло архивирование и хранение документов. Так, у исполнителя оценки должно быть помещение, где будут всегда находиться результаты работы, либо, если речь идет об электронных данных или виртуальных копиях, то и соответствующее ПО. В конечном счете для сферы новшества должны сработать в плюс, ведь результат оценки должен быть на безоговорочно высоком уровне.
– Если давать характеристику рынку оценочных услуг Беларуси, то на сегодня здесь действуют 52 исполнителя оценки, в которых работают около 600 оценщиков. По сути, на рынке достаточно большое количество оценщиков и оценочных организаций. Как следствие, с моей точки зрения, его можно охарактеризовать как высококонкурентный. При этом в связи с таким количеством оценочных организаций он с небольшой доходностью. Скорее, это рынок потребителя услуг, – делится наблюдениями Дмитрий Корсунский.
Он также озвучил результаты маркетинговых исследований уровня цен на белорусском рынке. Так, услуги по оценке недвижимости в среднем стоят около 600 рублей, оборудования, транспортных средств – примерно 350 рублей. Впрочем, эти цифры могут несколько отличаться в зависимости от региона, организации, нюансов объекта оценки. Например, в Минской области цены чуть выше, но не кардинально.
Фокус – на ЕАЭС
Сравнение с соседним рынком неспроста: дело в том, что вот-вот будет создан единый рынок оценочных услуг в ЕАЭС. Так, соглашение об административном сотрудничестве регуляторов в странах «пятерки» в сфере услуг по оценке имущества уже разработано, находится в высшей степени готовности, ожидает подписания первыми лицами государств. А перспективы работы обсуждались на IV Евразийском экономическом форуме в Минске.
– В общем-то, решение о необходимости включения оценочной деятельности в режим единого рынка услуг ЕАЭС было принято в 2020 году. Сейчас уже в отношении более 140 сфер деятельности или услуг принято решение о необходимости их работы в общих условиях. Почему выбрали и наше направление? Это обусловлено необходимостью формирования единого финансового рынка, который без услуг оценщиков функционировать не может. Потому что надежные, объективные результаты оценочной деятельности помогают инвесторам и субъектам хозяйствования определять стоимость своих активов, принимать обоснованные решения о покупке, продаже, страховании, кредитовании и других финансовых операциях. Да и просто необходимы для определения стратегии развития и управления рисками, – пояснила председатель Ассоциации оценочных организаций, член аттестационной комиссии при Госкомимуществе, член рабочей группы в области услуг, связанных с недвижимым имуществом, и оценки имущества от Беларуси Светлана Юреня.
Основные подходы к работе на общем рынке утверждены решением Высшего совета Евразийской экономической комиссии и должны найти отражение в национальных законодательствах стран «пятерки». Смысл в том, что, имея разрешительные документы на оценку тех или иных видов имущества на территории своей страны, услугодатель не должен их подтверждать заново и может спокойно работать на территории другого государства.
Используя, разумеется, местное законодательство. При этом оценочная организация должна направить уведомление в адрес регулятора о том, что желает оказывать услуги в определенной стране, чтобы ее внесли в нужный реестр. Раз в год о результатах работы компания должна сообщать в свою вышестоящую организацию, чтобы, например, при наличии жалобы из-за рубежа Госкомитет по имуществу мог детально разобраться.
Если уже завтра заработает единый рынок оценочных услуг, что это принесет нам? Да, эксперты не отрицают – есть риски для местных игроков в части ценовой конкуренции, что для клиентов будет скорее в плюс. Но при этом расширится обмен опытом, возможностей у отечественных организаций станет больше.
– Уровень белорусских оценщиков, исходя из анализа участия в международных конференциях, выступлениях наших коллег, можно определить как один из самых высоких. Кому мы проигрываем? Единичным компаниям из Москвы и столичного региона, Санкт-Петербурга. А с остальными мы можем конкурировать. Наши коллеги опасаются, что мы выйдем на их рынки и какую-то часть объемов на себя можем перетянуть, – отметила Светлана Юреня.
При этом эксперты ожидают, что чуть позже появятся точечные законодательные нормы, которые обозначат тонкости работы на региональном уровне.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 28 июня 2025 г.
Главой государства подписан Указ об установлении единого тарифа на госрегистрацию недвижимости
Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 июня подписал Указ № 245, которым установлены единые тарифы на услуги по государственной регистрации недвижимого имущества независимо от того, оказываются они гражданам в агентствах по госрегистрации либо нотариусами. Размер таких тарифов рассчитывался с учетом экономически обоснованных затрат.
Данное решение Президента, как и недавно принятая новая редакция Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», позволит в полной мере обеспечить реализацию принципа «одно окно» при госрегистрации недвижимости.
Указ вступит в силу после его официального опубликования.
Главой государства подписан Указ, позволяющий гражданам приобретать в собственность арендное жилье
Президент Беларуси Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня подписал Указ № 235, направленный на расширение социально-правовых гарантий в области жилищных отношений граждан с предоставлением им права приобретения в собственность арендного жилья.
Гражданам наиболее востребованных профессий будет предоставляться право приобретать в собственность арендное жилье в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (кроме Минского района) при определенных условиях.
Такое приобретение будет возможно, в частности, при наличии оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, стажа работы в организации, предоставившей жилье, и срока проживания в таком жилье не менее 10 лет, а также неиспользовании указанными гражданами и членами их семей государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилья, отсутствии у них иных жилых помещений в собственности в населенном пункте по месту нахождения арендного жилья либо фактов их отчуждения в течение трех лет.
Оплату стоимости арендного жилья можно будет произвести в рассрочку на 15 лет, а также использовать на данные цели именные приватизационные чеки «Жилье» и средства семейного капитала.
Местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы (организации) будут наделены правом передачи в собственность нанимателей расположенных на селе одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах государственного жилого фонда, эксплуатируемых более 10 лет и требующих капремонта. При этом такое жилье, предоставленное на время трудовых отношений, может быть передано в собственность граждан, имеющих стаж работы не менее 5 лет в организации, выделившей жилое помещение.
Плюсы клиентоориентированного подхода в госрегистрации недвижимости назвали в кадастровом агентстве
Надежность, безопасность и удобство для заявителей можно считать главными проявлениями клиентоориентированного подхода в удостоверении сделок с недвижимостью регистраторами организаций по госрегистрации. Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
Регистраторы организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним удостоверяют документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сделок с недвижимостью, и оказывают услуги по составлению проектов договоров, заявлений и других необходимых документов по просьбе любой из сторон сделки. «Если вы покупаете, продаете или иным образом распоряжаетесь недвижимым имуществом, важно правильно оформить все документы для удостоверения сделки и ее последующей государственной регистрации», – напомнили в кадастровом агентстве.
Так, регистратор – это работник республиканской организации или территориальной организации по государственной регистрации, который обладает исключительными правами в сфере государственной регистрации недвижимости, определенными законом. В частности, он имеет право удостоверять документы, свидетельствовать верность копии, удостоверять форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, принимать документы для государственной регистрации. По словам специалистов, обращение к регистратору позволяет удостоверить сделку быстро, безопасно и с минимальными рисками для заявителей.
Чем помогает регистратор? Он анализирует все представленные документы и, во-первых, убеждается, что сделка соответствует законодательству, во-вторых, сверяет информацию с данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, в-третьих, проверяет наличие сведений об ограничениях прав на недвижимое имущество и сведений о перепланировках и неузаконенных постройках в отношении конкретного объекта недвижимости. Регистратор также предоставляет квалифицированную помощь при составлении проектов документов и согласовании условий сделки и гарантирует безопасность ее совершения.
Почему удостоверение сделки регистратором – это удобно? Речь идет об экономии времени, поскольку заявителям не нужно отдельно проверять юридическую чистоту сделки с недвижимостью, кроме того, сразу после процедуры удостоверения сделки стороны имеют возможность подать заявление о ее государственной регистрации. Участие регистратора гарантирует надежность сделки, так как он имеет доступ к актуальным сведениям государственных информационных ресурсов в отношении конкретного объекта недвижимости, и высокий уровень правовой защищенности.
По информации
БЕЛТА