03.12.2024
В СНГ принята обновленная Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции
29 ноября 2024 года на заседании Экономического совета СНГ в Москве была рассмотрена актуализированная Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции государств – участников СНГ.
Документ разработан Консультативным советом по труду, занятости и социальной защите населения в соответствии с Планом мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 гг.) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года и был одобрен на заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 16 октября 2024 года.
Цель данной Концепции – дальнейшее развитие сотрудничества государств – участников СНГ в сфере социально-трудовых отношений, а также в выработке согласованных подходов к формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы.
В принципиальном плане указанное направление взаимодействия связано с задачей формирования в Содружестве общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, как это закреплено в статье 19 Устава СНГ от 22 января 1993 года.
В последние годы деятельность стран Содружества и интеграционных структур СНГ по формированию общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы осуществляется в соответствии с принятой в 2017 году Советом глав правительств СНГ Концепцией формирования общего рынка труда и соответствующего плана Приоритетных мероприятий по ее реализации (на период 2017–2020 гг.).
К настоящему времени указанный план в основном выполнен. Так, из предусмотренных планом 20 мероприятий полностью выполнены 12, а 7 мероприятий носят долгосрочный характер. Еще одна позиции плана находится в стадии выполнения (Соглашение о сотрудничестве в вопросах медицинского страхования трудящихся-мигрантов).
Актуализация концептуальных подходов к формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы позволит учесть новые реалии и возможности для выработки согласованных подходов к созданию правовых и институциональных условий для рационального использования трудового потенциала стран СНГ, а также свободного перемещения рабочей силы.
В частности, обновление Концепции учитывает произошедшие в последние годы изменения в нормативно-правовом поле наших стран, развитие практики двусторонних договоренностей в данной сфере, распространение цифровых технологий и ряд других факторов.
В актуализированной Концепции обозначена необходимость проработки вопросов информирования граждан о возможности трудоустройства в других государствах – участниках СНГ, обеспечения предварительной подготовки желающих выехать для трудоустройства, оказания необходимой правовой, информационно-консультационной помощи, материальной поддержки и социального обеспечения, проверки выезжающих для работы на предмет запрета въезда в государство трудоустройства или нахождения в международном розыске, использование механизмов биометрической идентификации.
В проекте Концепции отражены изменения в формах трудоустройства, в том числе, произошедших в связи с развитием цифровых технологий. В частности, вводятся понятия дистанционный труд, самозанятость и другие.
Разумеется, это далеко не все новации Концепции, текст которой изменен и дополнен почти на 40 процентов по сравнению с предыдущей Концепцией. Так, на первом этапе формирования общего рынка труда планируется согласовать подходы к признанию в государствах трудоустройства документов об образовании. На втором этапе – отработать механизмы связанные с процедурой сопоставления результатов обучения по программам профессиональной подготовки и переподготовки работников. На третьем этапе – завершить формирование единого правового пространства общего рынка труда с учетом основных положений международных правовых актов и договоров в сфере труда, занятости и миграции.
В проекте Концепции обозначено, что ее реализация будет обеспечиваться уполномоченными государственными органами, определяемыми государствами – участниками СНГ.
И важный момент: в целях реализации Концепции и для решения практических задач формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государствами – участниками Содружества будет разработана и принята соответствующая Комплексная программа совместных действий на данном участке взаимодействия. Данная позиция зафиксирована в принятом на заседании Экономического совета СНГ Решении «О Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ».
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
106-е заседание Экономического совета СНГ прошло в Москве
18 июля 2025 г. в Москве прошло 106-е заседание Экономического совета СНГ, в ходе которого рассмотрен широкий круг вопросов экономического сотрудничества государств – участников СНГ. Открыл и вел заседание Председатель Экономического совета СНГ, Первый заместитель Премьер-министра Республики Таджикистан Хоким Холикзода.
В заседании в качестве глав делегаций приняли участие Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Наталья Петкевич, Первый заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Данияр Амангельдиев, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук, Заместитель Премьер-министра – Министр экономики и финансов Республики Узбекистан Джамшид Кучкаров, Постоянный полномочный представитель при уставных и других органах СНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Республике Беларусь Размик Хумарян, полномочный представитель Республики Казахстан в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ Бекетжан Жумаханов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркменистана в Российской Федерации Эсен Айдогдыев, а также Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
В ходе заседания рассмотрен проект Декларации о сотрудничестве в сфере обеспечения региональной энергетической безопасности. Доклад на эту тему в узком составе сделал заместитель Министра энергетики Российской Федерации Петр Конюшенко.
В современном обществе с высоким потреблением энергии топливно-энергетический комплекс является не только фундаментом устойчивого функционирования и развития экономики, но и фактором, обеспечивающим национальную безопасность и социальную стабильность.
Сегодня, в условиях глобальных вызовов, меняющейся мировой инфраструктуры перед каждой страной остро встает вопрос обеспечения энергобезопасности, значительно возрастает роль межгосударственного сотрудничества, реализации совместных мер противодействия угрозам в энергетической сфере.
Проект Декларации планируется представить на рассмотрение Совета глав государств СНГ.
Члены Экономического совета рассмотрели информацию об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год, подготовленную Статкомитетом СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября
2010 года. Выступая перед собравшимися на эту тему, Председатель Статистического комитета СНГ Константин Лайкам отметил, что в 2024 году государства – участники СНГ, подписавшие указанное Решение, в целом придерживались рекомендованных значений показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность.
В соответствии со сложившейся практикой регулярных отчетов перед Экономическим советом органов отраслевого сотрудничества информацию о своей деятельности представила Комиссия государств – участников Содружества Независимых Государств по использованию атомной энергии в мирных целях. Заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Николай Спасский выступил с отчетом, в котором отметил, что Комиссия охватывает важнейшие направления взаимодействия в области атомной энергетики и вносит большой вклад в развитие атомной отрасли в наших странах, а также в обеспечение ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ.
На заседании одобрен проект Плана мероприятий по реализации второго этапа (2026–2030 годы) Рамочной программы сотрудничества государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях на период до 2030 года. Основные усилия предлагается направить на развитие и совершенствование ядерных инфраструктур, систем безопасности на объектах атомной энергетики, расширение применения ядерных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и других отраслях экономики.
Документ будет внесен на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.
Кроме того, на заседании одобрены проекты Концепции ценообразования в строительной деятельности государств – участников СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Целью Концепции является повышение экономического потенциала и конкурентоспособности государств – участников СНГ посредством гармонизации ценообразования на реализацию инвестиционных проектов в строительстве. Планом основных мероприятий по реализации Концепции предусмотрен комплекс мер, направленных на выполнение конкретных задач, определены их исполнители и сроки выполнения.
Проекты документов будут внесены на рассмотрение СГП СНГ.
В рамках заседания также одобрен проект Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года. Документ содержит информацию о состоянии и перспективах развития лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах – участниках СНГ, цели, принципы и основные задачи сотрудничества в этой области, важнейшие механизмы их решения.
Проект Основных направлений будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
В рамках заседания был представлен Отчет о деятельности Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности в 2021–2024 годах. В указанный период деятельность совета и его рабочих органов была направлена на совершенствование нормативно-правовой базы в области строительства, выработку рекомендаций по сближению законодательства, согласование и совместную реализацию межгосударственного сотрудничества в строительной деятельности, определение основных направлений совместных научных исследований и проектов.
Членами Экономического совета также одобрен Отчет о деятельности Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств в 2018–2024 годах. Отмечена эффективная деятельность Совета, направленная на координацию и развитие сотрудничества государств – участников СНГ в области селекции, сортоиспытания, сертификации, семеноводства, питомниководства, производства, межгосударственных поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда.
Рассмотрен вопрос о Международном конкурсе «Лучший молодой метролог СНГ». Проведение конкурса направлено на поддержку и поощрение молодых метрологов к участию в деятельности по развитию метрологии, будет способствовать более тесным профессиональным контактам и активному сотрудничеству между государствами – участниками СНГ, а также в масштабах глобального метрологического сообщества.
Принято Решение Экономического совета о внесении изменений в Решение Экономического совета СНГ от 8 декабря 2023 года о базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по вопросам развития национальных ядерных инфраструктур, и статус указанной базовой организации придан учреждению «Росатом – Международная сеть» (Российская Федерация).
Решением Экономического совета СНГ статус базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по повышению квалификации и переподготовке кадров хлебопекарной отрасли придан федеральному государственному автономному научному учреждению «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности» (Российская Федерация).
Членами Экономического совета одобрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2030 года. Комплекс направлен на предотвращение распространения на территориях государств – участников СНГ вспышек бешенства, сведение к минимуму экономического ущерба от заболевания и угрозы здоровью человека. Документ сохраняет преемственность в целях, задачах, направлениях и формах международного сотрудничества, определенных в Комплексе совместных действий на период до 2025 года.
Проект документа будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Рассмотрен проект Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2030 года. Реализация Комплекса направлена на обеспечение, минимизацию экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура, осуществление координации, гармонизации и оптимизации совместных действий ветеринарных служб государств – участников СНГ в этих направлениях.
Проект Комплекса совместных мер будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Представлен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2030 года. В документе изложены анализ эпизоотической ситуации в государствах – участниках СНГ и других странах мира, основные направления по реализации совместных действий, перечень мероприятий по профилактике и борьбе с этими особо опасными заболеваниями птиц, целевые показатели выполнения программы.
Проект Комплекса совместных действий будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Членами Экономического совета одобрен проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ по предупреждению развития саранчовых вредителей. Подписание и реализация Соглашения позволит снизить ущерб от саранчи, обеспечить благоприятную фитосанитарную обстановку и создать условия для устойчивого развития сельского хозяйства государств – участников СНГ.
Проект Соглашения планируется представить на рассмотрение СГП СНГ.
На заседании был рассмотрен и ряд вопросов, касающихся выполнения в 2024 году Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, а также Обзор торговой политики Республики Армения.
Следующее заседание Экономического совета запланировано на 5 сентября 2025 г. в городе Душанбе, Республика Таджикистан.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
В Статкомитете СНГ назвали показатели экономик стран Содружества за год
В Беларуси наблюдается устойчивость экономической ситуации, ее показатели характеризуются положительной динамикой. Об этом заявил журналистам председатель Межгосударственного статистического комитета СНГ Константин Лайкам, передает корреспондент
БЕЛТА.
На состоявшемся 18 июля в Москве заседании экономического совета СНГ Константин Лайкам представил информацию об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год.
«В целом по странам СНГ очень приличный рост ВВП – 4,5 % в сопоставимых ценах. В Беларуси тоже очень хороший темп – 4 %», – сказал он журналистам.
Председатель Статкомитета СНГ обратил также внимание на недавно опубликованный Всемирным банком рейтинг стран мира по паритету покупательной способности ВВП на душу населения. «Наши страны практически все укрепили свои позиции. Россия закрепилась на четвертом месте, у нее четвертая экономика мира. Беларусь тоже укрепила позиции. Ну и вообще практически все страны, кроме Молдовы, сохранили свои места или сильно их улучшили. То есть идет такая поступательная динамика», – отметил он.
По словам Константина Лайкама, в Беларуси хорошая динамика по показателю инвестиций. «А это залог будущих темпов роста», – пояснил он.
«В Беларуси неплохая ситуация с инфляцией – она у вас 5 %. Это выше, наверное, чем вы хотели бы, но тем не менее это ниже, чем в целом по СНГ, где она составляет порядка 8,5 %, – продолжил председатель Статкомитета СНГ. – Вообще динамика инфляции в СНГ, конечно, очень серьезная, она сильно различается по странам».
«Сокращается по-прежнему уровень безработицы. В целом в СНГ он достиг беспрецедентно низкого уровня – 3,4 %. В Беларуси – 3 %, в России – 2,5 %, это тоже исторические минимумы», – подчеркнул Константин Лайкам.
«Хочу сказать, что Беларусь занимает ведущее место по доле торговли со странами: практически две трети объема ее торговли приходится на страны СНГ. Потенциал Содружества далеко не исчерпан, мы можем ждать новых результатов», – добавил председатель Статкомитета СНГ.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Какие документы молодые специалисты должны предъявить нанимателю, рассказали в Минтруда
Какие документы молодые специалисты должны предъявить при приеме на работу, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
Уже в августе организации и предприятия пополнятся новыми кадрами. В Минтруда напомнили, какие документы молодые специалисты должны предъявить нанимателю.
В первую очередь молодые специалисты должны предоставить документ, удостоверяющий личность. Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на воинскую службу, предъявляют документы воинского учета. Далее необходим документ об образовании или документ об обучении. Также предъявляется свидетельство о направлении на работу, направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников. Молодые специалисты должны предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья, а инвалиды – индивидуальную программу реабилитации, абилитации. Также предоставляются иные документы, предусмотренные законодательными актами.
Минтруда обращает внимание, что молодые специалисты, впервые поступающие на работу, трудовую книжку и страховое свидетельство не предъявляют.
В свою очередь принимающие приходящих по распределению специалистов организации и предприятия должны заключить с работником трудовой договор в письменной форме. Также оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под подпись. После чего ознакомить с порученной работой: должностными (трудовыми) обязанностями, условиями и оплатой труда. Далее молодым специалистам должны разъяснить их права и обязанности как работников. Потом ознакомить новые кадры с коллективным договором, документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок, провести вводный инструктаж по охране труда. Также наниматель обязан завести трудовую книжку и оформить, а в дальнейшем выдать страховое свидетельство.
Минтруда обращает внимание, что все ознакомления производятся под подпись работника.
По информации
БЕЛТА
«Полная автоматизация процесса». Как ИП будут взаимодействовать с Фондом социальной защиты населения
Как будет строиться взаимодействие индивидуальных предпринимателей и Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), на брифинге сообщила заместитель управляющего ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Екатерина Лихачева, передает корреспондент
БЕЛТА.
Екатерина Лихачева отметила, что новации закона, подписанного Президентом 12 июля, коснулись и индивидуальных предпринимателей. «Во-первых, мы видели, что есть потребность в изменении сроков уплаты взносов. Ранее взносы уплачивались не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Согласно новому закону – до 31 марта года, следующего за отчетным. То есть сдвинут срок вперед на один месяц», – сказала она.
До изменений взносы уплачивались за период осуществления деятельности и составляли 35 % от минимальной заработной платы за каждый месяц деятельности. «Мы понимали, что если у ИП доходы небольшие и нет той минимальной заработной платы, то взносы были несоизмеримо большими по сравнению с получаемым доходом. Мы видели обращения и потребность в изменениях, поэтому, поработав с Министерством по налогам и сборам, немного изменили подходы», – поделилась Екатерина Лихачева.
Теперь ФСЗН будет ежегодно получать данные о чистом доходе. «Если этот доход не превышает 12 минимальных заработных плат в год, взносы будут выплачиваться из фактического дохода. Это та норма, которую просили ряд предпринимателей. При доходе 12 минимальных заработных плат и выше, взносы будут выплачиваться, как и раньше – 35 % от размера 12 минимальных заработных плат», – отметила она.
Рассказывая о том, как будет строиться взаимодействие, Екатерина Лихачева подчеркнула: «Вся информация поступает в фонд, он сам рассчитывает задолженность, индивидуальным предпринимателям не нужно предоставлять документы персонифицированного учета. Мы полностью автоматизируем процесс: рассчитываем задолженность, направляем уведомление индивидуальному предпринимателю, он ее оплачивает, и после этого мы предоставляем за него документы персонифицированного учета. То есть будет полное удаленное автоматизированное взаимодействие с индивидуальным предпринимателем».
Индивидуальные предприниматели могут вносить взносы ежемесячно. «То есть человек всегда может организовывать свою финансовую нагрузку. Это будут авансовые платежи, потому что в законе прозрачно указано, из чего мы берем взносы. Человек, работая в качестве ИП, видит свои доходы и понимает, достигнет ли он 12 минимальных зарплат. Поэтому платить взносы можно всегда, переплату мы вернем», – отметила Екатерина Лихачева.
Управляющий Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Вадим Шепелевич отметил, что основные нормы документа вступают в силу через месяц после его официального опубликования. Целью изменений является повышение социальных гарантий граждан, применение более справедливых подходов для всех участников обязательного государственного социального страхования, а также приведение норм законодательства о государственном социальном страховании в соответствие со смежным законодательством.
По информации
БЕЛТА
Продлевать или переносить? Что делать, если заболел во время отпуска, рассказали в Минтруда
Ключевые правила назначения больничных напомнили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В ведомстве указали, что минимальный размер больничных рассчитывается от МЗП (сейчас Br726). Во многом сумма больничного зависит от стажа. Так, если у сотрудника стаж более 10 лет уплаты взносов в ФСЗН, то он получает 100 % заработка с первого дня. Если стаж менее 10 лет – 80 % за весь период нетрудоспособности.
В расчет среднего заработка входят все выплаты за расчетный период, с которых выплачивались страховые взносы в ФСЗН на социальное страхование. Кроме того, учитываются доходы у всех работодателей (включая бывших) в расчетном периоде.
Больничный назначается только по основному месту работы (с учетом заработка у всех работодателей). При работе по совместительству больничный назначается только если нет основного места работы. При этом выплата идет только по одному месту совместительства (выбор за работником). Работодатель учтет ваш доход со всех мест работы, используя данные от ФСЗН. Важное условие: право на больничный возникает только при нетрудоспособности по всем местам работы одновременно.
Если работник заболел во время отпуска, то отпуск продлевается на дни болезни или (по желанию работника) неиспользованная часть отпуска переносится на другой согласованный с нанимателем срок текущего рабочего года.
Если же человек заболел перед началом отпуска, то отпуск (по желанию работника) переносится на другое время текущего рабочего года (срок согласовывается с нанимателем). Условия переноса отпуска из-за болезни: желание работника, договоренность с нанимателем о новом сроке, перенос только в рамках текущего рабочего года.
По информации
БЕЛТА