Для белорусских суворовцев утверждена новая форменная одежда
Президент Беларуси Александр Лукашенко 26 августа подписал Указ № 338 «О форменной одежде и знаках отличия».
Документ принят в целях сохранения и развития исторических традиций Министерства обороны, повышения заинтересованности несовершеннолетних в обучении в учреждениях образования Минобороны и службе в Вооруженных Силах, других воинских формированиях.
Указом утверждена форменная одежда суворовцев и знаки отличия на ней – погоны. Для повышения комфорта и удобства, улучшения внешнего вида суворовцев в перечень предметов форменной одежды включены новые современные предметы. Например, повседневная форма одежды введена по образцу формы военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту.
Церемония вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко 25 марта начнется в 12 часов. Об этом БЕЛТА сообщила пресс-секретарь Президента Беларуси Наталья Эйсмонт.
(фото – БЕЛТА)
На церемонию приглашены более 1100 человек.
Церемония будет транслироваться в прямом эфире на сайте Президента Республики Беларусь, по телеканалам «Первый информационный», «Беларусь 1», ОНТ, СТВ, «МИР», а также на ресурсе videobel.by и на YouTube-канале БЕЛТА.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 марта принял с докладом председателя Могилевского облисполкома Анатолия Исаченко и помощника Президента – инспектора по Могилевской области Сергея Наливайко.
На рассмотрение Главы государства внесли ряд вопросов, которые касаются развития региона и реализации ряда перспективных проектов. При этом Президент сразу обозначил свои требования и подходы: в первую очередь необходимо решать наиболее актуальные вопросы. «И учитывая то, что лишних денег никогда не было, сейчас – тем более, – заметил он. – Все зависит от работы области: если область плохо работает, какой смысл вкладывать туда деньги бесперспективно? Я всем так говорю, не только вам. Поэтому это мы должны помнить, чисто по-человечески».
«Если политически – я могу вас послушать тут, покивать головой, поручить проработать эти вопросы и так далее. А если по-хозяйски, по-человечески – я должен исходить именно из таких позиций: рубль вложил – завтра два верни. Если должен – отдать. Если не отдаешь – какой может быть с кем-то разговор. Это касается всех, это принципиально, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Поэтому давайте рассмотрим все ваши вопросы, которые изложили мне в письме. Может быть, у вас еще есть какие-то вопросы. Я готов их рассматривать и оказывать поддержку, если это нужно. Но при этом, если вы будете просить какую-то поддержку, я просил бы вас учитывать то, что для области делается сегодня».
Глава государства обратил внимание, что юго-восток Могилевской области серьезно отстает от других районов. В 2015 году Президент подписал указ о социально-экономическом развитии этого региона. В 2020 году основные положения документа были продлены на очередной пятилетний период.
«Эта программа не «голая»: мы поддерживаем ее из центра, республиканского бюджета, – отметил белорусский лидер. – Поэтому начнем с того, какой у вас сегодня уровень производства в сельском хозяйстве, промышленности. Какие предприятия у нас работают слабее и недотягивают до того уровня, какими должны быть. А потом обсудим вопросы, которые вы ставите: поддержка, помощь, финансирование по госпрограмме из республиканского бюджета, реструктуризация задолженностей и так далее, и тому подобное».
«Я надеюсь, что в Могилевской области я не раз побуду. Мы побудем на предприятиях, и я послушаю, что вы думаете делать там на перспективу. И у вас, и в Гомеле, и в Витебске», – добавил Александр Лукашенко.
Анатолий Исаченко кратко проинформировал Главу государства об основных показателях работы Могилевской области. Президент заметил, что за прошлый год цифры неплохие, однако на данный момент валовой региональный продукт пока показывает скромные результаты. Так, в феврале показатели ниже, чем за январь.
«Мы идем выше уровня прошлого года – предварительно, 101,9 %, – доложил председатель Могилевского облисполкома. – Я думаю, что за первый квартал мы сработаем выше уровня прошлого года. В принципе, ситуация прослеживается».
Александр Лукашенко заострил внимание на одной из наиболее актуальных проблем в сельском хозяйстве региона – падеже скота: «Больше, чем у кого-либо, было в прошлом году».
«В этом году с падежом скота ситуация стабилизировалась. Мы уменьшили падеж скота на полторы тысячи к уровню прошлого года», – проинформировал глава региона.
«Так это ничто. Что такое полторы тысячи, – заметил в свою очередь Президент. – Мы с тобой не только из деревни, но и работали в одном хозяйстве. Ты мне не говори про молочно-товарные комплексы, что их не хватает, что когда будут молочно-товарные комплексы, тогда сохранность телят будет. В наши с тобой времена не было никаких комплексов, коровы и стельные, и растелившиеся содержались в жутких условиях, телята в том числе, но такого падежа не было. Почему? Потому что была организация дела и соответствующий досмотр молодняка. Поэтому дело здесь не только в молочно-товарных комплексах. Я хочу тебя сразу предостеречь, чтобы ты не пробовал меня на повороте обойти. Ты должен понимать, что мы с тобой вышли из одного и того же сельскохозяйственного производства и знаем, как это все развивалось».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Какие корректировки внесены в Кодекс об образовании, как изменяются колледжи страны, для чего формируют золотой фонд педагогов – об этом и не только разговор с Министром образования Андреем Иванцом.
(фото – БЕЛТА)
Кластер особого назначения
– В Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца не хуже Гарварда – такое поручение дал Президент на Республиканском педсовете. Раскройте интригу: как планируете все организовать?
– Образовательный хаб с современным студенческим кампусом может появиться на базе Белорусского государственного университета – концепция уже разработана. В кластер войдут учебные корпуса, научные лаборатории, общежития, культурно-спортивный центр. Лекции будут читать лучшие преподаватели страны – предлагаем использовать кадровый и научный потенциал не только БГУ, но и других университетов, а также научных и производственных организаций. Таким образом, проложим абсолютно уникальную дорогу для выпускников Национального детского технопарка, для талантливой и одаренной молодежи школ, гимназий, лицеев. По сути, организуем опережающую подготовку студентов.
Представьте: специалиста с высшим образованием мы подготовим уже в течение первых двух с половиной лет – в центре на 1–3-м курсах будут интенсивно изучаться фундаментальные дисциплины. На 4–5-м в приоритете будет практическая подготовка в базовых организациях. Каждого студента вовлечем в научно‑исследовательскую и практическую деятельность.
Стажировки для них будут проходить не только в белорусских образовательных и научных центрах, но и в зарубежных. Причем выпускник нового учреждения, например физик, будет обладать серьезными знаниями не только по своему профилю, но и в области химии, математики, информационных технологий – он сможет трудиться в любой инновационной сфере. Для этих целей разработаем образовательные стандарты нового поколения, которые существенно интенсифицируем по сравнению с нынешними. Запланированы четыре направления обучения: прикладная физика и информатика; прикладная математика, механика и информатика; фундаментальная и прикладная химия; фундаментальная география.
Безусловно, не каждый молодой человек сможет освоить предлагаемые объемы информации, поэтому процедура отбора для поступления на эти специальности будет особой. Важно понимать: мы намерены выпускать штучных специалистов с особыми компетенциями – будущих главных инженеров, технологов, конструкторов, руководителей научных организаций.
– Кодекс об образовании в январе 2025 года скорректировали – изменения начнут действовать с нового учебного года. По этому поводу уже слышала суждения из разряда «опять что-то придумали».
– Внесем ясность: никаких революционных изменений в кодексе не предусмотрено. Нововведения носят точечный характер, воспринимайте их как дошлифовку предыдущего документа с целью улучшения. Обозначу ключевые моменты. Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но к нам поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Вносимая норма решит вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Призывник может заболеть или воинские части будут укомплектованы – в этих случаях молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
Предусматривается обязанность вузов и колледжей согласовывать распределение и перераспределение своих выпускников с организациями – заказчиками кадров и исполнительными комитетами, а также с отдельными отраслевыми министерствами. Кроме того, вносятся корректировки, касающиеся подготовки целевиков. Если предприятие заключило такой договор с молодым человеком, а после не трудоустроило, то организация понесет ответственность и будет обязана возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения от ЦЭ одиннадцатиклассников по медицинским показаниям. В настоящее время такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов. Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не имеют возможности получить сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната.
Есть еще несколько важных новаций. У старшеклассников, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Исключается право реализации индивидуальными предпринимателями программ дошкольного и специального образования с учетом практики применения законодательства о лицензировании.
– Кстати, о последнем пункте. Недружественные ресурсы муссируют тему, дескать, добрались до частных садов, а условия лицензирования невозможно выполнить.
– На мой взгляд, идет некая подмена понятий со стороны тех, кому данную идею выгодно продвигать. Хочу отметить, что в Министерство поступают жалобы родителей с нареканиями в адрес нерадивых предпринимателей. Скажу откровенно: сегодня у нас достаточное количество непорядочных субъектов хозяйствования, которые под видом иных образовательных услуг или так называемых «развиваек» на самом деле реализуют программу дошкольного образования в полном объеме. Однако их деятельность ставит под угрозу безопасность и здоровье детей: отсутствует квалифицированный педагогический состав (с малышами занимаются люди с улицы), нарушаются санитарные нормы, нет надлежащих условий для сна и питания. Происходит банальное зарабатывание денег на наших детях! Поэтому тема на контроле.
Родителям надо донести мысль: наличие лицензии – гарантия, что учреждение соответствует установленным стандартам и требованиям, касающимся образовательной программы, условий пребывания детей, квалификации педагогов и медицинского обслуживания.
В Беларуси сейчас функционирует один частный детский сад – «Елисеевы поля», который посещают около 40 воспитанников. Но мы готовы к сотрудничеству и только рады новым добросовестным предпринимателям. Более того, гарантируем всяческую поддержку. Уже сейчас специалисты Департамента контроля качества образования проводят профилактическую работу, направленную на упреждение нарушений: перечисляют необходимые документы, разъясняют требования.
– Какова сейчас ситуация с обеспечением дошкольным образованием?
– На данный момент охват детей в возрасте от 2 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет около 89 процентов. По дошкольной подготовке ребят 5–6 лет – 100 процентов.
Мы ставим амбициозную задачу обеспечить стопроцентный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 6 лет. За пятилетку должны справиться.
Новый рубеж роста
– Вы ранее анонсировали, что профильные классы профессиональной направленности должны выйти на новый уровень...
– Сейчас работают пять типов профильных классов профессиональной направленности: аграрные, военно‑патриотические, инженерные, педагогические, спортивно‑педагогические. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник такого класса выбирал профессию именно по своему профилю. Алгоритм достижения цели составлен, перечислю по пунктам. Первый: абсолютно все классы закреплены за конкретными университетами. Второй: внесены изменения в учебные программы, позволяющие учащимся еще на этапе обучения в школе глубже понимать особенности направлений, которые они планируют выбрать для будущей профессии. Третий: каждая последняя суббота месяца отведена для занятий в университете либо на промышленном предприятии. В данных классах обучаются более 28 тысяч учащихся 10-х и 11-х классов. При этом хотелось бы успокоить остальных ребят: они могут обучаться в обычных профильных классах и изучать на повышенном уровне предметы, которые необходимы для поступления в университет. Количество таких классов будет расти, ведь уровень подготовки в них выше, чем в базовых, мы это видим по результатам ЦЭ.
– Как реализуется эксперимент, проходящий в 20 лицеях страны?
– С этого учебного года в 20 лицеях внедрены новые подходы к учебным планам. Проще говоря, профильные предметы изучаются на повышенном уровне, а непрофильные – в более сжатые сроки. Например, ученики физико‑математического профиля проходят курс биологии за 10–11-й классы не за 2 года, а быстрее. При этом они осваивают школьную программу в полном объеме, чтобы в случае изменения планов, допустим, при желании поступить на биологические или медицинские специальности, могли успешно пройти соответствующие испытания.
По результатам следующего учебного года планируем расширить эксперимент в профильных классах для апробации проекта.
Золотой фонд педагогов и правила по ИИ
– Из 8 тысяч участников первой очно-заочной круглогодичной школы олимпиадного движения выбрали всего 35 человек, которых пригласили в Национальный детский технопарк. У вас есть идея создать сообщество одаренных детей страны?
– И не только детей. Впервые мы провели дистанционную олимпиаду в том числе с привлечением учителей.
Планируем создать золотой фонд одаренных педагогов – они получат статус профессиональных тренеров и смогут на высоком уровне готовить к олимпиадному движению наших ребят.
– Искусственный интеллект стремительно входит в образовательную сферу, крайне важно не упустить этот момент не только на уровне вузов, но и на всех этапах обучения.
– Однозначно! Сейчас мы активно работаем вместе с Парком высоких технологий над созданием методик преподавания школьных предметов с применением технологий искусственного интеллекта. Учителя смогут использовать этот инструмент для подготовки учебных материалов и проведения контрольно‑аналитических мероприятий. Уже разработан пилотный обучающий блок для учителей информатики. В дальнейшем планируется внедрение аналогичных подходов в преподавание иностранных языков и естественно-научных дисциплин. Как результат, на общеобразовательном портале опубликуем методические копилки – они станут доступны каждому педагогу.
К сентябрю утвердим правила применения искусственного интеллекта как для учителей, так и для учащихся. Расставим точки над «i», четко обозначив, где допустимо использование нейросетей, а где от них стоит отказаться.
При этом отдельно подчеркну, что учитель всегда был и остается ключевым человеком в воспитании и обучении будущего поколения.
Бумажный вопрос – в фокусе
– Президент не раз подчеркивал: «Школа – храм, учителя – святое». Статус учителя в стране возводится в особый ранг?
– Работаем над повышением престижа профессии учителя комплексно. Как вы уже знаете, даже фильм снимаем. К слову, это была инициатива учителей, которую поддержал Глава государства. Существенно подняли заработную плату и уже перешагнули рубеж в 90 процентов от средней зарплаты по стране у учителей.
На карандаше «бумажный» вопрос – обновлен перечень обязательных документов, которые нужно вести педагогам. Отчитываться за каждое мероприятие и встречу теперь нет необходимости. Всю информацию по воспитательной работе (об акциях, форумах и прочих активностях) школа будет предоставлять всего два раза в год: до 30 января и до 30 июня. Управлениям и комитетам по образованию запретили требовать у школ дополнительную информацию через электронную почту и мессенджеры. Недавно в очередной раз запустили горячую линию по этому вопросу – хотим проверить, сработал ли механизм. Продолжим укреплять престиж профессии через совершенствование профессионального мастерства педагогов.
– Девятиклассники активно штурмуют колледжи – в 2024 году зафиксированы рекордные цифры набора. Тенденция будет продолжаться?
– В прошлом году на уровень профессионально‑технического образования принято более 28 тысяч учащихся, что на 1,5 тысячи больше контрольных цифр приема. Сейчас около 50 процентов выпускников получают общее среднее образование совместно с получением профессии в колледжах. Тренд поддерживаем: это хорошая возможность получить рабочую профессию либо квалификацию специалиста среднего звена, а в последующем при необходимости продолжить обучение заочно в университете.
Подчеркну: в ближайшее время колледжи обретут новое звучание и потенциал, тесно сотрудничая с предприятиями реального сектора экономики. Уже в этом году более 50 учебных мастерских будет создано на базе промышленных предприятий.
– Удалось ли переформатировать структуру подготовки кадров под потребности реального сектора экономики?
– На уровне высшего образования фактически каждый четвертый студент – будущий инженер. Напомню, этот год станет годом первого выпуска учащихся классов инженерной направленности. Они смогут воспользоваться льготами и при соблюдении определенных условий поступить без экзаменов. Дополню: в структуре подготовки на уровне профтехобразования инженерное, строительное и промышленное направления составляют 75 процентов. На уровне среднего специального образования мы превысили 33 процента конкретно по инженерно‑техническому профилю.
В электронном формате
– С этого года начнет работать электронная очередь для подачи документов в приемные комиссии вузов. Какие еще цифровые нововведения планируются в ближайшем будущем?
– Стать на очередь и получить направление в детский сад можно будет с помощью онлайн‑сервиса – данные электронные услуги появятся уже до конца года. Стремимся создать максимально комфортные условия для родителей, чтобы им не пришлось даже обращаться в службу «Одно окно»
Уже с 1 апреля запускаем опытную апробацию республиканской информационно-образовательной среды «ЯДРО». Благодаря этой платформе со следующего года в пилотном режиме начнет работу сервис «Государственный электронный дневник». При этом хочу подчеркнуть, что от бумажных дневников не планируем отказываться.
– В этом учебном году выпускники 14 экспериментальных классов школ смогут сдавать ЦТ и ЦЭ по «Истории Беларуси в контексте всемирной истории», а со следующего года – все выпускники. У детей не будет сложностей с новым предметом?
– В 2025 году учащиеся 11-х классов, участвующие в апробации экспериментального проекта, могут выбирать, какой предмет сдавать: «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Историю Беларуси» или «Всемирную историю». Думаю, сложностей не возникнет. РИКЗ организовал РТ в том числе по новому предмету. При проведении репетиции ЦЭ выпускники также имели возможность попробовать свои силы, кстати, писали два человека. Для педагогов организуем семинары, в которых принимают участие авторы учебников. Также на Национальном образовательном портале в помощь учителю для работы в 10-м классе размещены методические рекомендации, примерное календарно-тематическое планирование изучения дисциплины. Аналогичные материалы для 11-го класса с учетом апробации подготовим к следующему учебному году.
Изменятся в лице
– После проведения репетиции централизованного экзамена анонсировали запрет видео- и фотосъемки на ЦЭ и ЦТ. Будет ли он действовать во дворах пунктов тестирования?
– В предыдущие годы, к сожалению, находились молодые люди, которые пытались проносить и использовать мобильные телефоны в коридорах и даже санузлах пунктов проведения ЦЭ и ЦТ, т. е. вне аудиторий. Поэтому ввели такой запрет. Но он будет действовать только в помещениях пунктов проведения ЦЭ и ЦТ. Использовать видео‑ и фотоаппаратуру во дворах пунктов тестирования не запрещено.
– Действительно ли территории, прилегающие к школам, изменятся в Год благоустройства внешне?
– Планируем, что к 1 сентября у них будет новое лицо, причем это касается не только детских садов, школ, но и колледжей, университетов. В ближайшее время объявим республиканский конкурс‑смотр, чтобы ознакомиться с лучшими решениями с точки зрения благоустройства прилегающей территории, оформления малых архитектурных форм, цветочных композиций.
Таисия Азанович, « Рэспубліка», 21 марта 2025 г.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 20 марта встретился с председателем Вече народов Республики Сербской Боснии и Герцеговины Сребренкой Голич.
«Мне приятно видеть и встречать вас в Беларуси. Я хочу, чтобы вы знали, что вы приехали не просто в страну, близкую вашему народу, но вы приехали к своим друзьям, к своим родным, вы приехали в свою Беларусь, – сказал Александр Лукашенко. – Как я говорю своим друзьям, закрытых тем для вас в Беларуси нет, мы способны и готовы сделать для вас все то, на что мы способны и что вам интересно».
Глава государства отметил, что хорошо осведомлен о ситуации в Республике Сербской и был очень глубоко погружен в события, которые развивались в 1990-х годах в том регионе, когда заключались Дейтонские соглашения.
«Я видел серьезные недостатки этого соглашения. И я предупреждал тогда своего коллегу и друга Слободана Милошевича (президент Сербии в 1989–1997 годах, а затем президент Союзной Республики Югославия в 1997–2000 годах. – Прим.) о том, что нам надо быть очень осторожными, заключая по указке Запада, американцев этот договор. Что он может принести немало бед народу. Вы знаете, что что-то в этом плане и случилось. Те противоречия, которые существуют в вашем, казалось бы, общем государстве, никуда не делись. Они всегда были острыми, и когда-то это должно было выплеснуться наружу», – заявил Президент.
«Но я это говорю к тому, и вы должны это знать: насколько это возможно сегодня, мы рядом с вами, мы будем вас поддерживать, мы будем вам помогать. Опять же говорю: насколько это возможно, потому что мы не рядом, мы не граничим с Боснией и Герцеговиной, мы не граничим с вашим народом, но мы – от одного корня. Мы это помним. Поэтому постарайтесь на нас рассчитывать», – подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко уверен, что и российское руководство подобным образом понимает и оценивает ситуацию. «Знаем и прошлое, и настоящее, поэтому мы на вашей стороне», – добавил он.
Особую близость народов Беларуси и Республики Сербской также отражает тот факт, что в протокольной части встречи Глава государства в общении практически не прибегал к услугам переводчика, прекрасно понимая большинство из того, что говорила гостья на сербском языке.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Церемония вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко состоится 25 марта. Об этом БЕЛТА сообщили в Центральной избирательной комиссии.
Согласно Конституции Республики Беларусь, Присяга Президента приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Президиума Всебелорусского народного собрания, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного и Верховного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента.
По информации БЕЛТА