В Беларуси хотят пересмотреть подходы к господдержке при строительстве жилья
В Беларуси хотят пересмотреть подходы к господдержке при строительстве жилья. Об этом рассказал журналистам Министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович по итогам совещания Главы государства с руководством Совета Министров, передает корреспондент БЕЛТА.
«Мы отработали целый пакет документов в отношении жилищного строительства. Учитывая перегруженность и сложность нормативных правовых актов по оказанию господдержки при строительстве жилья, было принято решение до конца года подготовить один большой системный документ, который будет в том числе и пересматривать подходы к господдержке. Это будет касаться изменения Жилищного кодекса в отношении норм нуждаемости, категорий нуждающихся и порядка предоставления той или иной государственной поддержки», – рассказал Руслан Пархамович.
По его словам, особое внимание будет уделено строительству арендного жилья, поддержке многодетных семей, военнослужащих и других категорий. «Но, думаю, такого обширного перечня, как мы сегодня имеем, уже не будет. Господдержка будет сконцентрирована в более узкие и более профильные и актуальные направления», – подчеркнул Министр.
В целом, чтобы закрепить все предлагаемые новации, необходимо внести изменения в пять указов главы государства. При этом важно избежать юридических коллизий. Именно поэтому и предлагается подготовить единый комплексный документ, определяющий правила игры для всех. Глава государства поручил проработать этот вопрос до нового года. Это не исключает того, что некоторые вопросы будут решены в ближайшее время и закреплены в других нормативных правовых актах.
По информации БЕЛТА
Глава государства 11 марта подписал Указ № 104, который приводит ряд указов Президента Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2024 г. № 37-З «Об изменении законов по вопросам ветеранов».
Так, Указом предусмотрено:
1) предоставление бесплатного санаторно-курортного лечения и оздоровления (Указ № 542):
- бывшим узникам фашизма;
- ветеранам боевых действий на территории других государств из числа военнослужащих;
- супругам погибших военнослужащих, не вступившим в новый брак;
2) получение денежной помощи на оздоровление в размере 10 базовых величин (420 рублей в 2025 году) лицами, награжденными орденами или медалями СССР за безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, отнесенным к участникам войны, которые не использовали свое право на бесплатное санаторно-курортное лечение в течение года (Указа № 542);
3) отнесение к участникам войны лиц, награжденных орденами или медалями СССР за безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны для целей выплаты материальной помощи ко Дню Победы (Указ № 281).
Данные нормы вступают в силу с 1 мая 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Как государство поддерживает семьи, в которых одновременно родилось двое и более детей, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.
В ведомстве отметили, что при рождении двойни, тройни и более детей на каждого из родившихся предусмотрены единовременные пособия. Это пособие в связи с рождением первого ребенка – 10 БПМ (до 30 апреля это составляет Br4476,40) и пособие в связи с рождением второго и последующих детей – 14 БПМ (до 30 апреля это составляет Br6266,96). Также предусмотрена единовременная выплата на каждого ребенка – 2 БПМ (до 30 апреля это составляет Br895,28).
Таким образом, суммарно при рождении двойни выплачивается Br12,5 тыс. или 28 БПМ, если это первые дети в семье, или Br14,3 тыс. или 32 БПМ, если до рождения двойни в семье уже был ребенок (или дети).
Кроме того, семьям, воспитывающим двоих и более детей, родившихся одновременно до достижения ими возраста 3 лет, предоставляется возможность воспользоваться услугами няни: до 20 часов в неделю для ухода за двойней и до 40 часов в неделю для ухода за тройней.
По информации БЕЛТА
Заместитель Министра архитектуры и строительства Александр Шваюнов рассказал о том, как упростится процесс строительства жилья для нуждающихся категорий граждан, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Министерства архитектуры и строительства.
Подписанные накануне Президентом указы № 94 и № 95 значительно упростят нуждающимся в улучшении жилищных условий процедуру приобретения собственного жилья.
«Уходим от одной из важнейших проблем: сегодня будем возводить жилье без участия дольщика. То есть человек будет приходить и оформлять на себя готовое жилье, не вовлекаясь в процессы строительства и всего того, что с этим связано, – отметил Александр Шваюнов. – В итоге он выбирает себе квартиру, которая ему подходит, заключает на нее договор и на него переоформляется кредитный договор».
Также заместитель Министра рассказал о том, вырастет ли цена на жилье в связи с новым подходом. Он обратил внимание, что разница в стоимости между котлованом и готовым жильем касается коммерческих застройщиков. «У государственных застройщиков цена не меняется с момента начала строительства и до окончания, – подчеркнул он. – Меняется цена только у коммерческих застройщиков, соответственно, на котловане они ставят ниже цену, а уже если выше готовность, цена повышается».
Для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, все останется как и прежде. «Механизмы кредитования на сегодняшний день известны и прозрачны. Поэтому все останется для нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан также, по погашению кредита и так далее», – сказал Александр Шваюнов. И преимущество будет в том, что человеку не придется включаться во все этапы строительного процесса.
По информации БЕЛТА
Трудовые гарантии
При приеме на работу запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора или снижать им заработную плату по мотивам беременности или наличия детей в возрасте до 3 лет. Это правило распространяется также и на одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (детей с инвалидностью до 18 лет).
В случае принятия решения об отказе в приеме на работу оно должно быть мотивированными и может быть обжаловано в суде.
На период нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет за работником сохраняется рабочее место. Если срок действия контракта заканчивается в это время, наниматель обязан его продлить (с согласия работника) как минимум до окончания отпуска. После окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет обеспечивается защита занятости матери до достижения ребенком 5 лет.
Гарантируется недопущение расторжения трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, матерью, воспитывающей ребенка в возрасте до 3 лет. Это распространяется на такие случаи, как:
- сокращение численности или штата работников;
- несоответствие работника занимаемой должности служащего (профессии рабочего) или выполняемой работе по состоянию здоровья или недостаточной квалификации;
- длительное отсутствие на работе из-за болезни – более четырех месяцев подряд.
Аналогичный подход применяется в отношении одиноких женщин с более взрослым ребенком – в возрасте от 3 до 14 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
При желании женщины, ожидающей рождения ребенка или воспитывающей ребенка до 14 лет, наниматель обязан пойти ей навстречу и установить неполный рабочий день или неделю.
Работники с ребенком в возрасте до 16 лет (ребенком-инвалидом – до 18 лет) обладают преимущественным правом на заключение трудового договора о выполнении работы на дому.
Трудовым законодательством предусмотрена возможность дополнительных свободных дней для женщин, воспитывающих:
- ребенка с инвалидностью до 18 лет – дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения;
- троих и более детей до 16 лет либо ребенка с инвалидностью до 18 лет – дополнительный выходной день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств нанимателя. С 1 января 2024 г. вместо свободного дня может быть сокращен рабочий день (рабочая смена) на один час;
- двоих детей до 16 лет – дополнительный свободный от работы день в месяц. Оплата такого дня может предусматриваться в коллективном договоре или локальном акте нанимателя.
Развитие условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей
43,8 % занятых в экономике женщин имеют несовершеннолетних детей (57 % – одного ребенка, 33 % – двоих детей, 10 % – троих и более детей).
На содействие равному участию родителей в воспитании детей направлены нормы Трудового кодекса по предоставлению отпуска по уходу за ребенком работающему отцу, если мать выходит на работу или учебу. При этом на отца, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, распространяются те же гарантии, что и на мать.
Для расширения возможностей совмещения профессиональных и родительских функций, вовлечения отцов в воспитание детей в Трудовой кодекс внесен ряд изменений:
- предоставлено право отцам на отпуск при рождении ребенка (сроком до 14 календарных дней в течение 6 месяцев после рождения ребенка);
- для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, снят запрет на привлечение их к сверхурочным работам, направление в служебную командировку;
- предусмотрено выполнение работы дистанционно;
- учтены потребности родителей в гибких графиках работы.
В создание благоприятных условий для работающих родителей вовлекаются наниматели и профсоюзы, предусматривая в коллективных договорах более широкий перечень гарантий для своих работников.
Реализация механизмов реинтеграции женщин на рынке труда
В целях повышения конкурентоспособности безработных женщин на рынке труда организуется их бесплатное обучение в виде подготовки, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или освоения содержания образовательной программы обучающих курсов.
Благодаря принимаемым мерам численность безработных снижается. По данным обследования домашних хозяйств в 2024 году численность безработных составила 150,4 тыс. человек, что на 27 % меньше, чем в 2020 году. В общей численности безработных женщины составили 41,3 %.
На протяжении ряда лет уровень фактической женской безработицы ниже, чем мужской. В 2024 году уровень женской безработицы составил 2,7 %, мужской – 2,8 % (в 2020 году – 3,3 % и 4,8 % соответственно).
Востребованным механизмом для развития женского предпринимательства является выделение государством безвозмездных субсидий.
За последние три года (2022–2024) субсидии предоставлены 1,3 тыс. женщин (почти 50 % от общего количества получивших субсидию), из них в 2024 году субсидию получили 385 женщин (46,3 %). Размер субсидии составляет:
- 11 бюджетов прожиточного минимума (с 1 февраля 2025 г. – 4 924,04 рубля),
- 15 БПМ (6 714,6 рубля) – для сельской местности.
Дополнительные гарантии матерям при выходе на пенсию
Общий пенсионный возраст для женщин, на 5 лет ниже, чем для мужчин (58 лет / 63 года).
Периоды ухода за детьми в возрасте до 3 лет включаются в стаж (до 12 лет в общей сложности) и учитываются при определении размера пенсии.
Женщинам с 4 детьми минимальный страховой стаж с 01.01.2025 снижен с 10 лет до 5 лет (общее требование с 2025 года – не менее 20 лет).
Женщинам с 5 и более детьми пенсия назначается на 5 лет ранее общего пенсионного возраста (в 53 года) и при пониженном страховом стаже – 5 лет (более 22 тыс. женщин воспользовались гарантией).
Матерям с 9 и более детьми, имеющим государственные награды, устанавливается пенсия за особые заслуги (425 женщинам).
Социальная защита материнства и детства обеспечивается через предоставление:
- государственных пособий при рождении и воспитании детей;
- семейного капитала при рождении третьего либо последующего ребенка;
- адресной социальной помощи и социальных услуг;
- гарантий в сфере трудовых отношений;
- льгот в сфере образования, здравоохранения, жилищно-кредитных отношений и в иных сферах жизнедеятельности семьи.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 марта подписал указы, направленные на совершенствование подходов к порядку строительства и кредитования жилья.
Указ № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» принят в целях создания единого нормативного документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки.
Размеры господдержки установлены на действующем уровне. Категории лиц, имеющих право на нее (все гражданские и военные), порядок и условия ее предоставления сохраняются.
Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья:
- льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан);
- одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан);
- финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей).
Отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу (при этом по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку). Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами.
В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 года № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья.
Суть госзаказа заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья.
В числе новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в настоящее время – только имеющим право на господдержку).
Все изменения вступают в силу с 1 июня 2025 года. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет осуществляться на прежних условиях.