19.08.2024
В МНС разъяснили особенности уплаты налогов при приобретении услуг в электронной форме у иностранных продавцов
Министерство по налогам и сборам разъяснило особенности уплаты НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранных продавцов, сообщили
БЕЛТА в МНС.
В соответствии с порядком взимания в ЕАЭС косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме, который начал применяться с 1 апреля 2024 года, иностранные организации и ИП (государств – членов союза) при оказании услуг в электронной форме физическим лицам Беларуси (в том числе индивидуальным предпринимателям) обязаны встать на учет в инспекции МНС по Минску. А также производить исчисление и уплату НДС в бюджет Беларуси, представлять налоговые декларации по НДС в инспекцию МНС по Минску.
Если иностранный субъект хозяйствования не встал на налоговый учет в Беларуси, обязанность по исчислению и уплате НДС по услугам в электронной форме, оказанным белорусским индивидуальным предпринимателям, возлагается на таких ИП (до постановки иностранного продавца на учет в инспекции МНС по Минску).
По состоянию на 14 августа 2024 года среди субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС в инспекции МНС по Минску в связи с оказанием услуг в электронной форме белорусским покупателям состоят на учете 15 субъектов хозяйствования РФ. С их списком можно ознакомиться на сайте МНС.
В отношении российских организаций, которые стали на учет после 1 апреля 2024 года, в министерстве уточнили некоторые нюансы. Если белорусским ИП во втором квартале 2024 года приобретались услуги в электронной форме у российского субъекта хозяйствования, который встал на учет до 1 июля 2024-го, то такой покупатель услуг производит исчисление и уплату НДС по услугам, приобретенным в течение второго квартала до момента такой постановки на учет. С момента постановки российского продавца на учет в инспекции МНС по Минску у белорусского ИП отсутствуют обязанности по исчислению и уплате НДС по услугам в электронной форме.
При приобретении услуг в электронной форме в третьем квартале 2024 года у российского субъекта хозяйствования, который встал на учет после 1 июля 2024-го, белорусский ИП исполняет налоговые обязанности по НДС до даты такой постановки на учет.
Следует учитывать, что иностранные субъекты хозяйствования, состоящие на учете в инспекции МНС по Минску, уплачивают НДС только по оборотам по реализации услуг белорусским физическим лицам и (или) ИП. Обязанность по уплате НДС по услугам в электронной форме, оказываемым белорусским организациям, не возложена на иностранных продавцов (государств – членов ЕАЭС). Таким образом, независимо от того, состоит ли на налоговом учете иностранный продавец услуг в электронной форме, белорусская организация обязана исчислять и уплачивать в бюджет Беларуси НДС по таким услугам.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси готовят стандарты для технологий искусственного интеллекта
В стране около 32 тыс. стандартов, определяющих качество и конкурентоспособность продукции и услуг. Ежегодно они обновляются. Например, в 2024 году введены в действие 848 новых. В плане нынешнего года разработка 326 стандартов и изменений в действующие. Об этом в интервью журналу «Экономика Беларуси» сообщила Елена Моргунова, Председатель Государственного комитета по стандартизации, сообщает
БЕЛТА.
«В плане на 2025-й, который подготовлен на основе предложений предприятий промышленности, технических комитетов по стандартизации, 841 тема, в том числе по разработке 326 стандартов и изменений в действующие. Они касаются транспорта, строительства, в том числе дорожного, машиностроения, электро-, робото-, сельхозтехники и других. 217 государственных стандартов будут разработаны на основе международных и региональных, – уточнила Елена Моргунова. – Более 85 % обращаемых на рынке товаров регулируется обязательными техническими регламентами ЕАЭС. Обеспечивают их реализацию и оценку соответствия стандарты – 67 будет разработано для этих целей».
Также Госстандарт, Национальная академия наук и Министерство связи и информатизации обсудят подготовку десяти стандартов на основе международных для технологий искусственного интеллекта. Кроме того, при техническом комитете по стандартизации ТК BY 38 «Цифровая трансформация» появится подкомитет, который займется вопросами стандартизации в сфере интеллектуальных технологий.
«Наша страна – экспортно ориентированная, поэтому 65 % принимаемых стандартов – аналоги международных и региональных. В отдельных сферах они превосходят международные. Например, на молочную продукцию, кондитерские изделия, в том числе шоколад, товары легкой промышленности, потому что содержат требования в комплексе, включая именно те качественные характеристики, которые делают белорусскую продукцию узнаваемой. При этом методы испытаний гармонизированы с международными», – заметила руководитель Госстандарта.
Обновление стандартов – стратегическое направление развития, поэтому проверке их научно-технического уровня уделяется особое внимание. В 2025 году ревизии подвергнутся 513 стандартов. Задача новой пятилетки – активизировать и повысить эффективность технических комитетов по стандартизации – основного звена в разработке стандартов, где формируются правила игры на рынке.
«Принято решение о проведении опроса предприятий промышленности на отраслевом и региональном уровнях, а также вневедомственной подчиненности о том, удовлетворяет ли их имеющаяся нормативная база и что нужно разработать в перспективе. Также будет предложено высказать мнение о целесообразности применения тех или иных национальных стандартов Российской Федерации для облегчения доступа продукции на рынок этой страны и участия в кооперационных проектах. На основе этой информации планируем обозначить приоритетные направления в стратегии развития Госстандарта до 2030 года», – подчеркнула собеседница.
В основе качества и конкурентоспособности продукции и услуг лежат стандарты. Стандарт – единый язык, который понятен изготовителю и потребителю. Чем прогрессивнее уровень требований, тем лучше качество. Стандарты оказывают положительное влияние на экономику, стимулируя разработку новинок и совершенствование традиционного ассортимента, способствуя развитию рынка и улучшению условий поставок за пределы страны.
По информации
БЕЛТА
МНС о переходе с 1 июля 2025 г. на использование кассового оборудования и платежных терминалов в отдельных сферах деятельности
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. № 712/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 712/19) с 1 июля 2025 г. расширен перечень случаев, в которых субъекты хозяйствования обязаны использовать кассовое оборудование:
-
осуществление разносной торговли;
-
оказание услуг и продажа товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий в ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
-
оказание на дому услуг, а также осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
-
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности на территории сельской местности;
-
оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более одного человека в одну смену;
-
осуществление розничной торговли товарами в объектах бытового обслуживания населения (за исключением таких объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств), расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников не более одного.
Также с 1 июля 2025 г. расширен перечень объектов (видов деятельности), в которых субъекты хозяйствования используют платежные терминалы (приложение 1-1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (постановление № 924/16)):
-
разносная торговля;
-
оказание услуг и продажа в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
-
осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
-
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
-
автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси);
-
объекты бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену;
-
оказание от имени дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств услуг по приему заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом.
Справочно. Платежный терминал – программное или программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с последующим формированием платежного документа.
Включение предусмотренных постановлением № 712/19 объектов (видов деятельности) в приложение 1-1 к постановлению № 924/16 не подразумевает обязательное приобретение и использование карточного платежного терминала. Выполнение предлагаемой обязанности предполагает возможность использования в том числе программного обеспечения, позволяющего принимать безналичные платежи (например, приложение «Оплати»).
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Индивидуальным предпринимателям – плательщикам подоходного налога с физлиц об изменении формы налоговой декларации на 2025 год
МНС информирует индивидуальных предпринимателей-плательщиков подоходного налога с физических лиц, что постановлением Министерства по налогам и сборам от 31.01.2025 № 4 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2» (далее – постановление)
в форму налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро) (приложение 6 к постановлению) внесены изменения.
Так, на титульном листе форма дополнена признаком представления налоговой декларации (расчета) – «В связи с созданием индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом».
В связи с корректировкой условий применения ставки подоходного налога с физических лиц в размере 30 процентов, форма дополнена признаком применения в текущем налоговом периоде повышенной ставки – «В текущем налоговом периоде применяется ставка 30 % (пометить Х)».
Указанный признак в налоговой декларации проставляется индивидуальными предпринимателями, получающими доходы в 2025 году от осуществления предпринимательской деятельности в 2024 году (при условии, что в 2024 году доходы превысили 500 000 белорусских рублей).
Также раздел II налоговой декларации изложен в новой редакции.
Соответствующие изменения внесены в порядок заполнения этой налоговой декларации.
По новой форме налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро) представляется начиная с первого квартала 2025 года.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Владимир Гусаков: мы стоим перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту
Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту. Это отметил Председатель Президиума Национальной академии наук, академик, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь Владимир Гусаков на заседании рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте (ИИ), передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«На вручении дипломов докторов наук и аттестатов профессоров Глава государства заметил, что сейчас все говорят об искусственном интеллекте, но мало кто понимает, что это такое. Мы в этой связи подготовили обстоятельную записку о сути, структуре, целях, задачах, результативности искусственного интеллекта и направили ее в Администрацию Президента. И в самом деле, сегодня мало кто понимает, что такое ИИ, поэтому сегодняшнее заседание можно назвать семинаром и мы таких семинаров должны провести много по разным направлениям и отраслям», – отметил Владимир Гусаков.
Он рассказал, что представителям всех отраслей – от образования и медицины до сельского хозяйства нужно понять ключевые моменты – что собой представляет ИИ и он чем отличается от биологического.
«Важно понять, что нужно сделать, чтобы искусственный интеллект эффективно работал, заменял человеческий мозг, какое требуется для этого программное обеспечение, технические комплексы, оборудование. Словом, что нужно сделать, чтобы наша страна была по-прежнему среди лидирующих стран (а она входит в 30) по использованию искусственного интеллекта», – отметил Владимир Гусаков, подчеркнув, что мы стоим перед огромной проблематикой и необходимостью развития данной технологии, которая будет заменять человека во всем – в бытовой сфере, во взаимодействии предприятий и организаций, в торговле, в производстве, транспорте и т.д.
«Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к ИИ, поэтому должны не только разобраться в его сути, но и разработать биологические и технические системы, чтобы в комплексе по аналогии с человеческим использовать ИИ», – отметил Владимир Гусаков.
Безусловно, искусственный интеллект – это изобретение человека и какую программу он в него заложит, так ИИ и будет работать. Например, создавать музыкальные произведения, стихи. И это только начало, по словам ученых, в перспективе у ИИ – безграничные возможности.
Отмечая актуальность разработки законопроекта об искусственном интеллекте, Владимир Гусаков подчеркнул, что в настоящее время нужно обсудить концепцию документа, который будет регулировать все отношения в сфере применения искусственного интеллекта.
По информации
БЕЛТА
С 1 апреля в Беларуси появится базовый тариф на мобильную связь
Он будет обязательным для всех операторов. Воспользоваться им белорусы смогут с 1 апреля. Стоимость будет контролироваться государством.
Напомним, что в августе прошлого года был принят Указ Президента № 335 «Об оказании услуг сотовой подвижной электросвязи», который определил требования к качеству связи, к покрытию и в том числе к финансовой стороне вопроса (каждый оператор будет тратить не менее 20 % прибыли на развитие сети).
Система государственных социальных стандартов в области связи дополнена и предусматривает установление тарифного плана с базовым объемом услуг сотовой связи в течение календарного месяца, а именно:
-
200 минут голосового трафика во все сети электросвязи на территории Республики Беларусь;
-
2 Гб трафика передачи данных;
-
50 СМС-сообщений.
Данное изменение вступает в силу с 1 апреля 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь