16.08.2024
О реализации положений обновленного Закона «Об инвестициях»
Начальник управления клиентского менеджмента Банка развития Алеся Якимуш рассказала, как будут финансироваться инвестиционные проекты. Об этом сообщили корреспонденту
БЕЛТА в пресс-службе Банка развития.
Специалист отметила, что количество, качество и своевременность реализации инвестиционных проектов находится на постоянном контроле у руководства страны, а государственные органы и организации, которые являются регуляторами и своеобразными инструментами помощи для реализации таких проектов, инициируют процессы по актуализации форм и методов их поддержки. «К примеру, месяц назад вступил в силу обновленный Закон «Об инвестициях», который предусматривает три основных механизма реализации инвестиционных проектов: инвестиционный договор, специальный инвестиционный договор, преференциальный инвестиционный проект», – рассказала Алеся Якимуш.
Также в виде отдельного механизма стимулирования закреплено право юридических лиц на господдержку в виде бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, реализуемым на территории отдельных районов, и получение бюджетных займов для реализации инвестпроектов.
Порядок и размер оказания государственной финансовой поддержки в виде предоставления бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам зависит от территории, на которой будет реализовываться инвестиционный проект, а также в зависимости от удельного веса заемных ресурсов в капитальных затратах, и варьируется от 15 % до 35 % от них. Такие трансферты выплачиваются из бюджета Беларуси при условии выполнения инициатором определенных этапов по проекту и условий, установленных законодательством. Базой для исчисления размера бюджетного трансферта является стоимость основных средств, принимаемых в эксплуатацию без учета налога на добавленную стоимость.
Еще одним нововведением стало прохождение финансово-экономической оценки в Банке развития для определения целесообразности заключения инвестиционных или специальных инвестиционных договоров, а также инвестиционных проектов, претендующих на оказание государственной финансовой поддержки.
«Как и прежде, для реализации инвестпроекта необходимо провести соответствующую подготовительную работу, которая, помимо прочего, включает разработку бизнес-плана. После этого инициатор направляет документы в госорган в зависимости от ведомственной подчиненности или в местный исполком, – пояснила Алеся Якимуш. – После получения юридической экспертизы уполномоченного органа и согласования с госорганами документы поступают в проектный центр Банка развития, после чего при положительном заключении направляются в государственную комплексную экспертизу».
Начальник управления клиентского менеджмента обратила внимание, что проекты, самостоятельно финансируемые Банком развития, не проходят оценку в проектном центре, оценка их финансовой реализуемости и окупаемости осуществляется в рамках кредитной экспертизы Банка развития.
Алеся Якимуш также обратила внимание, что инвестиционное финансирование Банка развития осуществляется посредством прямого кредитования инициаторов проекта, а основные условия характеризуются прежде всего комфортной ставкой в размере от 8 % годовых, длительным сроком кредитования – до 15 лет и возможностью финансирования до 100 % капитальных затрат по проекту с учетом НДС.
По информации
БЕЛТА
Депутат: новации законопроекта по вопросам обеспечения прав детей – ответ на вызовы сегодняшнего дня
Новации законопроекта «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» – ответ на вызовы сегодняшнего дня, заявил журналистам председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Валерий Малашко, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Рабочее совещание по обсуждению отдельных положений проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» под председательством спикера Игоря Сергеенко проходит в Палате представителей. Законопроект принят в первом чтении 7 февраля и готовится ко второму чтению.
«Прошел месяц после принятия законопроекта в первом чтении, и мы активно работаем в избирательных округах, комиссиях, изучая те нормы, которые заложены в проект закона о правах ребенка. И очень важно, что они являются ответом на те вызовы сегодняшнего дня, которые наши дети, мы с вами – как родители, педагоги – испытываем в нашем открытом обществе. Это целый ряд таких негативных явлений, которые влияют на психику ребенка, и, к сожалению, не всегда мы можем доступными мерами ограничить их воздействие на наших детей», – рассказал Валерий Малашко.
В частности, законопроектом предусматривается следующее. Первое – лишение права заниматься педагогическими деятельностью лиц, совершивших преступления экстремистской направленности и преступления, связанные с оборотом наркотиков. Второе – установление обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе посредством контроля за использованием детьми ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет и применения программно-аппаратных и программных средств, позволяющих не допустить распространения среди детей такой информации. Третье – отнесение к информационной продукции игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, для присвоения им знака возрастной категории. Четвертое – закрепление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
«Сегодня мы будем говорить об агрессии взрослых в отношении ребенка, что тоже, к сожалению, имеет место быть в нашем обществе. Насилие разного рода – психологическое, сексуальное, физическое насилие над ребенком. Поэтому сегодня мы собрались таким большим экспертным советом: педагоги, медики, люди, которые в своей практической деятельности долгое время работали с детьми, в детских коллективах, чтобы выслушать все мнения. Чтобы норма действительно поставила преграду тем людям, которые наносят вред здоровью детей», – подчеркнул парламентарий.
По информации
БЕЛТА
«Региональная инициатива»: о критериях отбора инвестпроектов рассказали в Минэкономики
Какие критерии отбора предусмотрены на конкурсе инвестиционных проектов «Региональная инициатива», рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Министерства экономики.
(фото – БЕЛТА)
В перечень инвестиционных проектов «Региональная инициатива» могут включаться соответствующие критериям и преференциальные. Инструментом финансирования выступает кредитный продукт «Инвестиционное развитие». Процентная ставка – не более 8 % годовых, для аграрных районов – не более 6,5 % годовых. Валюта кредита – белорусский рубль, кредитный договор заключается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более 15 лет.
Перечень «Региональная инициатива» формируется на основании заявок организаций, подаваемых на онлайн-площадке Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей в виде скан-копии.
Среди критериев для включения в перечень инвестиционных проектов выделяются следующие: организация-заявитель является субъектом малого или среднего предпринимательства (внесена в соответствующий реестр) на дату подачи заявки, проект реализуется на территории регионов (за исключением областных центров и Минска, а также прилегающих к ним территорий).
Такие проекты должны обеспечивать создание новых производств (цехов) или модернизацию (техническое перевооружение, расширение) существующих. Либо создание коммерческих объектов транспортно-логистической инфраструктуры, туризма и отдыха, медицинского обслуживания. Также возможна реализация комплексных проектов, включающих создание объектов производственного назначения и общественного питания.
Еще один критерий – создание не менее пяти новых рабочих мест или трудоустройство дополнительно не менее пяти человек на существующие рабочие места для новых производств (цехов). Также проекты должны быть значимыми для социально-экономического развития региона (области, района) с учетом отраслевых особенностей.
«Самые активные уже воспользовались этой возможностью – в перечне шесть новых проектов», – отметили в Минэкономики.
Срок рассмотрения заявки организации о включении в перечень «Региональная инициатива» – не более 25 дней с момента ее подачи.
По информации
БЕЛТА
Петр Миклашевич: продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики: запрет на привязку аренды к валюте обеспечивает баланс интересов арендаторов и собственников
Запрет на привязку арендной платы к курсу иностранной валюты обеспечивает баланс интересов арендаторов и собственников. Об этом заявила заместитель Министра экономики Елена Болигатова в интервью телеканалу
«Первый информационный», комментируя новации Закона от 17 февраля 2025 года № 62-З «О потребительском кредите и потребительском микрозайме», предусматривающие определение в договорах аренды размера ставок исключительно в белорусских рублях, сообщает
БЕЛТА.
По словам замминистра, в Беларуси уже достаточно давно реализуется последовательный курс на девалютизацию экономики – это обозначено в стратегии повышения доверия к национальной валюте до 2030 года. Это подразумевает уход от валютного эквивалента в расчетах и в гражданско-правовых отношениях. Первым таким шагом стала аренда. Запрет на привязку иностранной валюты к арендной плате впервые был введен в 2022 году и носил временный характер, в этом году эта норма стала постоянной.
«Когда впервые было введено данное регулирование, мы столкнулись с многочисленными вопросами от субъектов хозяйствования относительно того, как же теперь в договорных отношениях выражать свои обязательства. Мы давали различные рекомендации: что привязываться можно к индексу потребительских цен, к базовой величине и так далее. И субъекты хозяйствования перестроились, приняли новые правила игры. Если раньше, когда действовал валютный эквивалент, все риски, которые могли реализоваться одномоментно, ложились на плечи арендатора, то сегодня мы видим баланс интересов», – сказала Елена Болигатова.
Замминистра также прокомментировала, как новый механизм влияет на деятельность бизнеса. «Для всех это решение не было легким, но стало полезным, особенно для малого и среднего бизнеса. Поскольку, когда присутствует валютный эквивалент, бизнес всегда держит подспудно в голове вариант изменения курса белорусского рубля, что автоматически скажется на арендной плате для малого и среднего бизнеса. Адаптироваться к этому крайне сложно. Поэтому принятое решение позволит нашим субъектам легче и более предсказуемо вести бизнес», – подчеркнула она.
Новации Закона затрагивают и интересы физических лиц в арендных отношениях, например, при приобретении авто в лизинг или сдаче жилья. «Объективно далеко не все граждане способны долгосрочно прогнозировать изменение макроэкономической конъюнктуры. Cоответственно, новые правила игры призваны устранить валютные риски, который ранее ложились на людей. Мы и в дальнейшем планируем рассматривать точечно, в каких конкретно гражданско-правовых отношениях необходимо уходить от валютного эквивалента», – отметила Елена Болигатова.
По информации
БЕЛТА
Вступил в силу Закон об обращении с генетическими ресурсами
9 марта 2025 г. вступил в силу Закон от 5 марта 2024 г. № 356-3 «Об обращении с генетическими ресурсами». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Законом комплексно определены: вопросы предоставления доступа к генетическим ресурсам, существенные условия договора о передаче генетических ресурсов, права и обязанности поставщиков и пользователей при обращении с генетическими ресурсами, вопросы мониторинга в области обращения с генетическими ресурсами, порядок распределения денежных и неденежных выгод от использования генетических ресурсов.
Закон направлен на определение национального правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения. Правовой акт учитывает основные положения Нагойского протокола к Конвенции о биологическом разнообразии, стороной которого Беларусь стала с 2014 года.
Под генетическими ресурсами понимается генетический материал (любой материал растительного, животного, микробного или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности), представляющий фактическую или потенциальную ценность, в том числе выраженный в виде цифровой информации о последовательностях нуклеотидов.
Законом закрепляются полномочия должностных лиц и государственных органов (Президента, Совета Министров, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальной академии наук Беларуси), отражены вопросы координации и научного обеспечения.
Действие Закона не распространяется на генетические ресурсы человека, условно патогенные и патогенные микроорганизмы; генетические ресурсы, передача и использование которых осуществляется в пределах Беларуси; а также на генетические ресурсы сельскохозяйственной и иной продукции животного, растительного и микробиологического происхождения, если не подразумевается дальнейшее проведение исследований.
Законом установлен порядок предоставления доступа. Так, во-первых, предусмотрено заключение между пользователем и поставщиком договора о передаче генетических ресурсов и (или) связанных с ними традиционных знаний, содержащий взаимосогласованные условия. Далее поставщик или пользователь обращается в Национальный координационный центр по вопросам доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, который функционирует при Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси. Национальный координационный центр в свою очередь изучает представленный договор на предмет его соответствия Нагойскому протоколу (цели передачи, наличие взаимосогласованных условий, ожидаемые результаты использования), направляет его на согласование в Минприроды и, в случае получения согласования, оформляет международно признанный сертификат, который направляется поставщику, пользователю и в контрольный пункт мониторинга.
Законом предусмотрен упрощенный механизм обмена селекционным материалом для создания новых сортов сельскохозяйственных культур. Такое решение принято с учетом стратегической важности отдельных сортов сельхозрастений и в целях содействия в обеспечении продовольственной безопасности.
Кроме того, правовой акт определяет содержание гражданско-правового договора о передаче генетических ресурсов, права и обязанности поставщиков и пользователей, порядок мониторинга использования данных ресурсов и полученных результатов, ответственность за нарушения законодательства, распределение денежных и неденежных выгод.
По информации
БЕЛТА