Подписан Указ об информационной системе обмена сведениями об иностранных гражданах и лицах без гражданства
Президент Беларуси Александр Лукашенко 12 марта подписал Указ № 107 «Об информационной системе обмена сведениями об иностранных гражданах и лицах без гражданства».
Указ принят в целях совершенствования подходов к формированию единого миграционного пространства на общих принципах государств – участников Договора о создании Союзного государства. Документ направлен на реализацию белорусско-российского межправительственного Соглашения о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств – участников Договора о создании Союзного государства.
Указом предусматривается создание информационной системы обмена сведениями о пересечении границы в пунктах пропуска, выданных и изъятых (аннулированных) документах на право въезда и выезда (транзита), а также удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Союзного государства.
Функционирование информационной системы позволит обмениваться сведениями в электронном виде в режиме реального времени о гражданах третьих стран, что повысит оперативность и упростит процедуры взаимодействия государственных органов и организаций в ходе обеспечения национальной и общественной безопасности.
Петр Миклашевич: продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации
БЕЛТА
Этические нормы, внедрение в экономику, безопасность: парламентарии СНГ одобрили закон об ИИ
В Таврическом дворце в Санкт-Петербурге состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию. Об этом
БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
Парламентарии одобрили проект модельного Закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он поможет создать единое пространство для экономического развития региона. Разработчики отметили, что в законе также предусмотрена государственная поддержка для внедрения ИИ в производство, экономику и повседневную жизнь.
«Начиная работу над этим модельным законом, мы договорились, что технологии искусственного интеллекта должны работать только в помощь человеку для развития науки, прогресса, движения вперед», – подчеркнула председатель Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова и добавила, что при разработке документа особая роль уделялась этическим и моральным нормам.
В проекте документа учтены предложения и замечания экспертов и парламентов стран Содружества. После сегодняшнего одобрения постоянной комиссией он будет направлен в Совет МПА СНГ для рассмотрения на пленарном заседании. Тема использования технологий ИИ также затрагивает проект изменений в модельный Образовательный кодекс для стран СНГ (аспект цифровизации).
ИИ активно внедряется в образование, но его использование может мешать развитию творческих способностей учеников и учителей. Поэтому важно применять ИИ так, чтобы он помогал учебному процессу, а не заменял его полностью. Несмотря на риски, необходимо учитывать стремительное развитие технологического процесса и невозможность полностью исключить инструменты искусственного интеллекта из образовательной сферы.
Разработчики документа включили понятие инклюзивного образования и изменили некоторые нормы, касающиеся образовательного процесса для людей с ограниченными возможностями, с акцентом на использование информационных и коммуникационных технологий.
«Нашим мотивом и подходом был посыл о том, что никакие технологии не заменят учителя. Он остается главным в процессе образования, воспитания. И, собственно говоря, наши разработчики тоже четко следовали этим принципам», – сказала председатель постоянной комиссии.
Парламентарии одобрили проект, его представят на заседании Совета МПА СНГ.
Еще один рассмотренный комиссией документ – проект Рекомендаций по нормативно-правовому регулированию системы развития и поддержки молодых талантов для стран СНГ. Формирование национальных систем поддержки талантливой молодежи Содружества позволит создать благоприятные условия для развития и реализации их деятельности на Родине, гарантируя создание рабочих мест и улучшение уровня жизни.
В ходе анализа национальных законодательств разработчики обнаружили большое количество мероприятий для талантливых детей и молодежи: олимпиад, конкурсов, фестивалей. Отмечалось, что информация о них весьма разрозненная, а механизмы поиска и отслеживания отсутствуют. Поэтому, на взгляд экспертов, создание единого информационного портала могло бы стать удобным инструментом для поиска мероприятий и развития талантов и мастерства детей и молодежи.
Кроме того, на портале могут быть представлены разделы для консультаций и обмена лучшими практиками в сфере поддержки молодых талантов. Такой информационный ресурс может быть интегрирован в уже существующие общие информационные пространства или создан как новый цифровой ресурс. Он также будет способствовать объединению талантливых детей и молодежи, включая перспективные научно-образовательные и творческие спортивные проекты.
Парламентариям рассказали о ходе работы над проектом Рекомендаций по нормативному регулированию академической мобильности. Документ регулирует подготовку участников академической мобильности, включая административные, правовые, культурные, финансовые и лингвистические аспекты, а также вопросы переноса грантов, использования кредитов, признания образования и оценки компетенций студентов.
Лилия Гумерова рассказала о подготовке к XI Невскому международному экологическому конгрессу. В этом году он пройдет 22–23 мая в Таврическом дворце. Девиз XI конгресса – «Планета Земля: гармония человека и природы». На площадке ассамблеи 27–28 ноября пройдет еще одно мероприятие – Международный научно-образовательный конгресс государств – участников СНГ.
В рамках экспертных сессий обсудят развитие креативности и предпринимательских навыков, роль образования в поддержке ментального здоровья, а также прогнозы и тренды в образовании на ближайшие 20 лет. Участники конгресса рассмотрят влияние на молодежь новых тенденций в искусстве и обменяются лучшими практиками между странами СНГ и другими государствами в области среднепрофессионального образования.
Завершена работа над проектом положения о Международном конкурсе дипломных проектов на соискание награды МПА СНГ. Конкурс призван стимулировать студентов к проведению высококачественных исследований и способствовать обмену знаниями и лучшими практиками в области модельной законотворческой деятельности.
По информации
БЕЛТА