12.08.2024
Как получить лицензию на оказание соцуслуг с проживанием? Минтруда рассказало алгоритм
Министерство труда и социальной защиты представило алгоритм получения лицензии на деятельность по оказанию социальных услуг с проживанием. Подробнее об этом рассказала начальник главного управления социального обслуживания и социальной помощи Министерства труда и социальной защиты Екатерина Коледа на круглом столе в
БЕЛТА на тему «Лицензирование в области социального обслуживания».
В Беларуси с 1 июля заработал институт лицензирования в отношении деятельности частных организаций, которые осуществляют деятельность по оказанию социальных услуг с проживанием. Лицензию нужно получить до 1 октября 2024 года. После этой даты деятельность без лицензии запрещается.
Екатерина Коледа пояснила, кто выступает лицензирующим органом. Это местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого располагается объект, где оказывают социальные услуги с проживанием. Непосредственно за проведение процедуры лицензирования ответственно структурное подразделение лицензирующего органа – органы по труду, занятости и социальной защите. В Минске это комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, в других регионах – управления по труду, занятости и социальной защите исполкомов.
Процедура лицензирования предусмотрена в перечне административных процедур, которые утверждены постановлением Совета Министров № 548.
Екатерина Коледа подробно разъяснила, какой порядок действий субъекта хозяйствования, который намерен обратиться за лицензией. Во-первых, нужно получить документы, подтверждающие выполнение долицензионных требований. В частности, заключение о соответствии одноквартирного жилого дома или капитального строения, где осуществляется деятельность, требованиям в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. За документом следует обращаться в территориальный орган государственного санитарного надзора по месту нахождения объекта.
Второй важный документ, который субъекту хозяйствования необходимо получить до подачи заявления на прохождение процедуры лицензирования, – информация о соответствии одноквартирного жилого дома (капитального строения) требованиям пожарной безопасности. Обращаться нужно в городской либо районный отдел по чрезвычайным ситуациям по месту нахождения объекта социального обслуживания.
После получения информации о соответствии зданий и сооружений всем этим требованиям субъект хозяйствования может обращаться в орган по труду, занятости и социальной защите с перечнем документов, необходимых для прохождения процедуры лицензирования. Он предусмотрен постановлением Министерства труда и социальной защиты № 45 от 26 июня 2024 года.
Перечень документов включает заявление по соответствующей форме, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (сегодня это 10 базовых величин), учредительные либо иные организационно-распорядительные документы. Нужно предоставить также сведения о планируемой укомплектованности работниками, которые будут оказывать социальные услуги, сведения о планируемой укомплектованности получателями социальных услуг, то есть потенциальной численности проживающих в социальном пансионате.
Кроме того, в перечне указаны сведения о планируемой организации питания, санитарно-бытовом и медицинском обслуживании. «Имеется в виду следующее: субъект хозяйствования включит в штатную численность соответствующих специалистов либо заключит соответствующие договоры с иными организациями для оказания тех либо иных дополнительных услуг», – сказала Екатерина Коледа.
Начальник главного управления заметила: бывают случаи, когда одному субъекту хозяйствования принадлежат несколько социальных пансионатов, предоставляющих социальные услуги с проживанием. И находятся они в разных административно-территориальных единицах, например, один в Минском районе, второй в Воложинском. В таком случае субъект хозяйствования подает все документы, проходит процедуры лицензирования в одном из райисполкомов, то есть выбирает либо Воложинский, либо Минский районный исполнительный комитет. Лицензирующий орган либо его структурное подразделение по месту нахождения второго объекта запрашивает соответствующую информацию. С заявлением субъекту хозяйствования туда обращаться не нужно.
Органы по труду, занятости и социальной защите после поступления заявления от субъекта хозяйствования с предоставлением соответствующего пакета документов, в свою очередь, запрашивают иные необходимые документы, оценивают соответствие возможностей соискателей лицензии долицензионным требованиям. Такая оценка проводится в течение не более 10 рабочих дней, но в пределах общего 25-дневного срока прохождения процедуры лицензирования.
После проведения процедуры оценки структурное подразделение лицензирующего органа составляет заключение о соответствии либо несоответствии соискателя лицензии долицензионным требованиям. Формируется пакет документов для принятия решения местными органами власти. О результатах рассмотрения и принятом решении органы по труду, занятости и социальной защите информируют соискателя лицензии в течение 3 рабочих дней со дня его принятия. Если выносится положительное решение о выдаче лицензии, соответствующие сведения вносятся в Единый реестр лицензий.
По информации
БЕЛТА
Какие документы молодые специалисты должны предъявить нанимателю, рассказали в Минтруда
Какие документы молодые специалисты должны предъявить при приеме на работу, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
Уже в августе организации и предприятия пополнятся новыми кадрами. В Минтруда напомнили, какие документы молодые специалисты должны предъявить нанимателю.
В первую очередь молодые специалисты должны предоставить документ, удостоверяющий личность. Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на воинскую службу, предъявляют документы воинского учета. Далее необходим документ об образовании или документ об обучении. Также предъявляется свидетельство о направлении на работу, направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников. Молодые специалисты должны предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья, а инвалиды – индивидуальную программу реабилитации, абилитации. Также предоставляются иные документы, предусмотренные законодательными актами.
Минтруда обращает внимание, что молодые специалисты, впервые поступающие на работу, трудовую книжку и страховое свидетельство не предъявляют.
В свою очередь принимающие приходящих по распределению специалистов организации и предприятия должны заключить с работником трудовой договор в письменной форме. Также оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под подпись. После чего ознакомить с порученной работой: должностными (трудовыми) обязанностями, условиями и оплатой труда. Далее молодым специалистам должны разъяснить их права и обязанности как работников. Потом ознакомить новые кадры с коллективным договором, документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок, провести вводный инструктаж по охране труда. Также наниматель обязан завести трудовую книжку и оформить, а в дальнейшем выдать страховое свидетельство.
Минтруда обращает внимание, что все ознакомления производятся под подпись работника.
По информации
БЕЛТА
Как будут платить пенсии отдельным категориям граждан. Минтруда о новациях законодательства
Как изменения законодательства коснулись лиц, находящихся в местах лишения свободы, рассказала начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова, передает корреспондент
БЕЛТА.
Елена Гоморова отметила, что новации закона, подписанного Президентом 12 июля, действительно внесли изменения в Закон о пенсионном обеспечении. «В большей части они обусловлены редакционными правками, связанными с принятием законодательства о предпринимательской деятельности. При этом хочу сделать особый акцент на том, что право на трудовую пенсию, как и ранее, предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее установленной продолжительности. С 2025 года это 20 лет», – отметила она.
Изменения коснулись порядка выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения свободы, – вопрос затронул упрощение администрирования. По старому законодательству пенсия приходила на счет заключенного сразу с вычетом расходов на его содержание. Иные удержания производились исправительно-трудовыми учреждениями. Однако с 1 октября 2025 г. вступают в силу изменения, согласно которым вся сумма трудовой пенсии будет перечисляться в исправительно-трудовое учреждение, и уже оно будет производить все удержания.
«Стоимость содержания, алиментные и другие обязательства будут производиться исправительно-трудовым учреждением. И уже оставшаяся часть суммы с учетом минимальной гарантии будет зачисляться на счет. Тем самым упрощается администрирование», – пояснила Елена Гоморова.
Заместитель управляющего ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Екатерина Лихачева добавила, что в части пенсионного страхования новации затронули еще одну сферу. «К нам приходили обращения от работодателей о том, что у них человек трудится в особых условиях и у него есть единовременные выплаты. Работодатель не понимал, нужно ли включать их в объект для профессионального пенсионного страхования. Для четкого понимания мы уточнили, что такое «объект» в целях профессионального пенсионного страхования, и теперь в законе прописано: все, что человек получает в период работы в особых условиях, идет в стаж для формирования его будущей досрочной либо дополнительной пенсии», – отметила она.
По информации
БЕЛТА
«Полная автоматизация процесса». Как ИП будут взаимодействовать с Фондом социальной защиты населения
Как будет строиться взаимодействие индивидуальных предпринимателей и Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), на брифинге сообщила заместитель управляющего ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Екатерина Лихачева, передает корреспондент
БЕЛТА.
Екатерина Лихачева отметила, что новации закона, подписанного Президентом 12 июля, коснулись и индивидуальных предпринимателей. «Во-первых, мы видели, что есть потребность в изменении сроков уплаты взносов. Ранее взносы уплачивались не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Согласно новому закону – до 31 марта года, следующего за отчетным. То есть сдвинут срок вперед на один месяц», – сказала она.
До изменений взносы уплачивались за период осуществления деятельности и составляли 35 % от минимальной заработной платы за каждый месяц деятельности. «Мы понимали, что если у ИП доходы небольшие и нет той минимальной заработной платы, то взносы были несоизмеримо большими по сравнению с получаемым доходом. Мы видели обращения и потребность в изменениях, поэтому, поработав с Министерством по налогам и сборам, немного изменили подходы», – поделилась Екатерина Лихачева.
Теперь ФСЗН будет ежегодно получать данные о чистом доходе. «Если этот доход не превышает 12 минимальных заработных плат в год, взносы будут выплачиваться из фактического дохода. Это та норма, которую просили ряд предпринимателей. При доходе 12 минимальных заработных плат и выше, взносы будут выплачиваться, как и раньше – 35 % от размера 12 минимальных заработных плат», – отметила она.
Рассказывая о том, как будет строиться взаимодействие, Екатерина Лихачева подчеркнула: «Вся информация поступает в фонд, он сам рассчитывает задолженность, индивидуальным предпринимателям не нужно предоставлять документы персонифицированного учета. Мы полностью автоматизируем процесс: рассчитываем задолженность, направляем уведомление индивидуальному предпринимателю, он ее оплачивает, и после этого мы предоставляем за него документы персонифицированного учета. То есть будет полное удаленное автоматизированное взаимодействие с индивидуальным предпринимателем».
Индивидуальные предприниматели могут вносить взносы ежемесячно. «То есть человек всегда может организовывать свою финансовую нагрузку. Это будут авансовые платежи, потому что в законе прозрачно указано, из чего мы берем взносы. Человек, работая в качестве ИП, видит свои доходы и понимает, достигнет ли он 12 минимальных зарплат. Поэтому платить взносы можно всегда, переплату мы вернем», – отметила Екатерина Лихачева.
Управляющий Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Вадим Шепелевич отметил, что основные нормы документа вступают в силу через месяц после его официального опубликования. Целью изменений является повышение социальных гарантий граждан, применение более справедливых подходов для всех участников обязательного государственного социального страхования, а также приведение норм законодательства о государственном социальном страховании в соответствие со смежным законодательством.
По информации
БЕЛТА
В ФСЗН объяснили изменения для плательщиков налога на профессиональный доход
Плательщики налога на профессиональный доход теперь смогут доплатить взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) для формирования страхового стажа. Об этом на брифинге сообщила заместитель управляющего ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Екатерина Лихачева, передает корреспондент
БЕЛТА.
Екатерина Лихачева напомнила, что, согласно закону, подписанному Президентом 12 июля, меняется порядок участия плательщиков налога на профессиональный доход в системе государственного социального страхования. Основные нормы документа вступают в силу через месяц после его официального опубликования.
Она пояснила, что для формирования года страхового стажа взносы в бюджет фонда должны уплачиваться на пенсионное страхование не ниже минимальной заработной платы. Это означает, что год страхового стажа формируется при уплате двенадцати минимальных заработных плат, умноженных на 29 %. «Мы заметили, что многие граждане, занимающиеся только одним видом деятельности и не имеющие трудовых отношений, не формируют свои пенсионные гарантии. Мы получили обращения от граждан, которые хотели бы доплатить взносы. Поэтому закон отразил себе такую норму и мы предоставили право доплаты взносов в бюджет фонда данной категории плательщиков», – отметила заместитель управляющего ФСЗН.
Ежегодно по истечении года ФСЗН будет рассчитывать необходимую сумму для минимального страхового стажа и предлагать плательщикам через личный кабинет возможность доплатить эту сумму. «Человек может решить, доплачивать или нет – это его выбор», – подчеркнула Екатерина Лихачева.
Таким образом, плательщики налога на профессиональный доход уже сейчас могут начать формировать свой страховой стаж за 2024 год. Для этого им необходимо доплатить нужную сумму не позднее 1 сентября 2025 г.
В свою очередь управляющий Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Вадим Шепелевич отметил, что среди новаций закона также предусмотрены дифференцированный порядок уплаты взносов в бюджет фонда индивидуальными предпринимателями, продление сроков уплаты таких взносов и полная автоматизация процесса взаимодействия с фондом социальной защиты населения. Кроме того, вводятся ужесточенные меры ответственности для работодателей, выплачивающих так называемую заработную плату в конвертах.
По информации
БЕЛТА
Продлевать или переносить? Что делать, если заболел во время отпуска, рассказали в Минтруда
Ключевые правила назначения больничных напомнили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В ведомстве указали, что минимальный размер больничных рассчитывается от МЗП (сейчас Br726). Во многом сумма больничного зависит от стажа. Так, если у сотрудника стаж более 10 лет уплаты взносов в ФСЗН, то он получает 100 % заработка с первого дня. Если стаж менее 10 лет – 80 % за весь период нетрудоспособности.
В расчет среднего заработка входят все выплаты за расчетный период, с которых выплачивались страховые взносы в ФСЗН на социальное страхование. Кроме того, учитываются доходы у всех работодателей (включая бывших) в расчетном периоде.
Больничный назначается только по основному месту работы (с учетом заработка у всех работодателей). При работе по совместительству больничный назначается только если нет основного места работы. При этом выплата идет только по одному месту совместительства (выбор за работником). Работодатель учтет ваш доход со всех мест работы, используя данные от ФСЗН. Важное условие: право на больничный возникает только при нетрудоспособности по всем местам работы одновременно.
Если работник заболел во время отпуска, то отпуск продлевается на дни болезни или (по желанию работника) неиспользованная часть отпуска переносится на другой согласованный с нанимателем срок текущего рабочего года.
Если же человек заболел перед началом отпуска, то отпуск (по желанию работника) переносится на другое время текущего рабочего года (срок согласовывается с нанимателем). Условия переноса отпуска из-за болезни: желание работника, договоренность с нанимателем о новом сроке, перенос только в рамках текущего рабочего года.
По информации
БЕЛТА