12.08.2024
Как получить лицензию на оказание соцуслуг с проживанием? Минтруда рассказало алгоритм
Министерство труда и социальной защиты представило алгоритм получения лицензии на деятельность по оказанию социальных услуг с проживанием. Подробнее об этом рассказала начальник главного управления социального обслуживания и социальной помощи Министерства труда и социальной защиты Екатерина Коледа на круглом столе в
БЕЛТА на тему «Лицензирование в области социального обслуживания».
В Беларуси с 1 июля заработал институт лицензирования в отношении деятельности частных организаций, которые осуществляют деятельность по оказанию социальных услуг с проживанием. Лицензию нужно получить до 1 октября 2024 года. После этой даты деятельность без лицензии запрещается.
Екатерина Коледа пояснила, кто выступает лицензирующим органом. Это местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого располагается объект, где оказывают социальные услуги с проживанием. Непосредственно за проведение процедуры лицензирования ответственно структурное подразделение лицензирующего органа – органы по труду, занятости и социальной защите. В Минске это комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, в других регионах – управления по труду, занятости и социальной защите исполкомов.
Процедура лицензирования предусмотрена в перечне административных процедур, которые утверждены постановлением Совета Министров № 548.
Екатерина Коледа подробно разъяснила, какой порядок действий субъекта хозяйствования, который намерен обратиться за лицензией. Во-первых, нужно получить документы, подтверждающие выполнение долицензионных требований. В частности, заключение о соответствии одноквартирного жилого дома или капитального строения, где осуществляется деятельность, требованиям в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. За документом следует обращаться в территориальный орган государственного санитарного надзора по месту нахождения объекта.
Второй важный документ, который субъекту хозяйствования необходимо получить до подачи заявления на прохождение процедуры лицензирования, – информация о соответствии одноквартирного жилого дома (капитального строения) требованиям пожарной безопасности. Обращаться нужно в городской либо районный отдел по чрезвычайным ситуациям по месту нахождения объекта социального обслуживания.
После получения информации о соответствии зданий и сооружений всем этим требованиям субъект хозяйствования может обращаться в орган по труду, занятости и социальной защите с перечнем документов, необходимых для прохождения процедуры лицензирования. Он предусмотрен постановлением Министерства труда и социальной защиты № 45 от 26 июня 2024 года.
Перечень документов включает заявление по соответствующей форме, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (сегодня это 10 базовых величин), учредительные либо иные организационно-распорядительные документы. Нужно предоставить также сведения о планируемой укомплектованности работниками, которые будут оказывать социальные услуги, сведения о планируемой укомплектованности получателями социальных услуг, то есть потенциальной численности проживающих в социальном пансионате.
Кроме того, в перечне указаны сведения о планируемой организации питания, санитарно-бытовом и медицинском обслуживании. «Имеется в виду следующее: субъект хозяйствования включит в штатную численность соответствующих специалистов либо заключит соответствующие договоры с иными организациями для оказания тех либо иных дополнительных услуг», – сказала Екатерина Коледа.
Начальник главного управления заметила: бывают случаи, когда одному субъекту хозяйствования принадлежат несколько социальных пансионатов, предоставляющих социальные услуги с проживанием. И находятся они в разных административно-территориальных единицах, например, один в Минском районе, второй в Воложинском. В таком случае субъект хозяйствования подает все документы, проходит процедуры лицензирования в одном из райисполкомов, то есть выбирает либо Воложинский, либо Минский районный исполнительный комитет. Лицензирующий орган либо его структурное подразделение по месту нахождения второго объекта запрашивает соответствующую информацию. С заявлением субъекту хозяйствования туда обращаться не нужно.
Органы по труду, занятости и социальной защите после поступления заявления от субъекта хозяйствования с предоставлением соответствующего пакета документов, в свою очередь, запрашивают иные необходимые документы, оценивают соответствие возможностей соискателей лицензии долицензионным требованиям. Такая оценка проводится в течение не более 10 рабочих дней, но в пределах общего 25-дневного срока прохождения процедуры лицензирования.
После проведения процедуры оценки структурное подразделение лицензирующего органа составляет заключение о соответствии либо несоответствии соискателя лицензии долицензионным требованиям. Формируется пакет документов для принятия решения местными органами власти. О результатах рассмотрения и принятом решении органы по труду, занятости и социальной защите информируют соискателя лицензии в течение 3 рабочих дней со дня его принятия. Если выносится положительное решение о выдаче лицензии, соответствующие сведения вносятся в Единый реестр лицензий.
По информации
БЕЛТА
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в Минтруда
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.

В ведомстве пояснили, что изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, установление или отмена дистанционной работы и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Трудовым кодексом (ТК). В то же время изменение последовательности чередования работников по сменам не является изменением существенных условий труда.
В случае существенных изменений условий труда наниматель обязан предупредить работника об этом письменно не позднее чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
В Минтруда также представили алгоритм изменения существенных условий труда работников. Необходимо наличие оснований для изменения этих условий. Кроме того, наниматель обязан письменно предупредить работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за один месяц до введения новых условий. Работник продолжает работать по прежней профессии или должности в период уведомления и до введения новых условий, если он не отказывается от продолжения работы.
В случае отказа работников от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда увольнение работников происходит на основании п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. В то же время работодатель должен выплатить при увольнении выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом в случае прекращения трудового договора по основанию, указанному в п. 5 ч. 2 ст. 35 (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) ТК, по причине установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.
По информации
БЕЛТА
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА
Какие услуги может оказать социальный работник, рассказали в Минтруда
Какие услуги может оказать социальный работник, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
В Минтруда отметили, что перечень оказываемых социальных услуг зависит от индивидуальных потребностей, состояния здоровья – функционального класса по самообслуживанию, указанного в медицинской справке, и наличия близких родственников и их места жительства. Функциональные классы отражают степень выраженности ограничений категории жизнедеятельности человека и способности к самообслуживанию. Определяют класс врачи.
Так, «ФК1» означает ограничение способности к самообслуживанию легкое, незначительное. В таких случаях соцработник, как правило, не требуется. В тоже время «ФК2» – умеренно выраженное нарушение. В таком случае положен минимальный перечень услуг: покупка и доставка на дом продуктов питания, товаров первой необходимости, лекарственных средств, горячего питания, оплата ЖКУ, услуг связи и других платежей. А также оказание помощи в поддержании порядка в жилых помещениях, стирке, сушке, глажке белья, пользовании услугами телефонной и почтовой связи (уточнение и набор номера, написание и отправка отправлений письменной корреспонденции и другое).
Одиноким и одиноко проживающим с ФК2 дополнительно оказываются услуги по доставке воды, топлива из хранилища, помощь в растопке печей, доставке, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт и их доставка на дом, мытье окон, смене штор и гардин, уборке пыли со стен и потолков.
Категория «ФК3» – выраженное нарушение, а «ФК4» – резко выраженное нарушение, когда человек обездвижен и вообще не в состоянии что-либо делать. Поэтому им, помимо вышеперечисленного, окажут помощь в одевании, снятии одежды, переодевании, в смене (перестилании) постельного белья, приеме пищи, в выполнении ряда санитарно-гигиенических процедур, организации прогулки на свежем воздухе в течение 30 минут.
Одиноким и одиноко проживающим с «ФК3» и «ФК4», помимо вышеперечисленного, положено больше услуг по уборке жилых помещений и придомовых территорий. Это, например, подметание и мытье пола, чистка ванны (умывальника) и унитаза, чистка газовой (электрической) плиты и мытье раковины, холодильника и другие. Кроме того, социальные работники помогают приготовить пищу или готовят ее самостоятельно, но только простые блюда. Также в списке – доставка овощей из хранилища и подготовка к растопке и растопка печей.
Кстати, в среднем часовой тариф услуг социального работника – 80 копеек. Количество его визитов определяется исходя из пожеланий человека, а также перечня оказываемых ему социальных услуг – от одного до пяти раз в неделю.
По информации
БЕЛТА
О достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказали в Минтруда
Об основных достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказал заместитель Министра труда и социальной защиты Олег Токун на заседании Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
Так, замминистра отметил, что среди основных достижений 2025 года – выросшие за 8 месяцев реальные денежные доходы на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Покупательная способность всех видов доходов сохранена.
В то же время на рынке труда зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы: 2,4 % – среди трудоспособного населения и 4,5 % – среди молодежи. Занятость в самой продуктивной группе (25–49 лет) достигла 96,3 %.
Кроме того, были усилены социальные гарантии. Олег Токун отметил, что в ходе реализации Указа Президента «О социальной поддержке» от 29 октября 2024 г. был принят пакет мер по усилению социальной поддержки наиболее уязвимых категорий. Так, пенсии детям-инвалидам, потерявшим кормильца, увеличены вдвое, многодетные матери с четырьмя детьми получили право на пенсию при сниженном страховом стаже – 5 лет вместо 10. Также одиноким отцам, воспитывающим детей-инвалидов, предоставлено право на досрочный выход на пенсию. Для работающих пенсионеров сняты ограничения по выплате пенсии.
В стране особое внимание уделяется поддержке семей и молодежи. Увеличены пособия по беременности и родам для тех, кто только начинает трудовую деятельность, чтобы улучшить условия для рождения детей.
Кроме того, ведутся работы по цифровой трансформации. В 2025 году внедряется «Форсайт. Аналитическая платформа» для прогнозирования и анализа данных в социально-трудовой сфере. Также был модернизирован портал социальной защиты.
«Все наши усилия направлены на максимальное задействование внутренних ресурсов, обеспечение сбалансированности рынка труда и создание надежной системы социальной защиты для каждого гражданина», – подчеркнул Олег Токун в своем выступлении.
По информации
БЕЛТА
Размер пособия по уходу за человеком старше 80 лет или инвалидом I группы вырастет с 1 ноября
С 1 ноября вырастет пособие по уходу за пожилым человеком старше 80 лет или инвалидом I группы. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
Размер пособия составит 100 % бюджета прожиточного минимума (БПМ) (при уходе за одним нетрудоспособным до 31 января 2026 года) – Br491,09, а также 120 % БПМ (при уходе за двумя и более нетрудоспособными до 31 января 2026 года) – Br589,31.
За назначением пособия необходимо обратиться в службу «Одно окно» местного органа власти или в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства лица, нуждающегося в уходе. Из документов потребуются: заявление, документ, удостоверяющий личность, трудовая книжка заявителя, медицинская справка о состоянии здоровья заявителя, подтверждающая отсутствие психиатрического и наркологического учета, заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости в постоянном уходе. Пособие назначается со дня подачи заявления.
Можно ли работать и получать пособие по уходу? Да, но это касается родителей, детей, супругов, опекунов (попечителей) инвалидов I группы либо лиц 80 лет и старше, если они работают по трудовому договору на условиях неполного рабочего времени не более половины нормальной продолжительности рабочего времени суммарно, зарегистрированы в качестве ИП и не осуществляют деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности или деятельность которых приостановлена.
По информации
БЕЛТА