09.08.2024
Руслан Пархамович о жилищной политике: разработан проект указа Президента с мерами по усилению господдержки
Министерство архитектуры и строительства разработало проект указа Президента, в котором предусматриваются меры по усилению государственной поддержки при строительстве жилья. О новых подходах в жилищной политике в интервью корреспонденту
БЕЛТА рассказал глава Минстройархитектуры Руслан Пархамович.
«Повышение уровня доступности жилья – то, над чем всегда работало и продолжает работать Минстройархитектуры. Подходы по достижению этой цели заложены в проекте Концепции государственной жилищной политики до 2030 года. В ней предусматривается в том числе поэтапное увеличение объемов строительства арендного жилья. Данный подход однозначно повысит доступность жилья для белорусов», – заметил Министр архитектуры и строительства.
Глава ведомства уточнил, что завершена работа над проектом указа Президента, предусматривающим меры по усилению господдержки. В конце августа планируется совещание у Главы государства, где будут рассмотрены предложения Минстройархитектуры. В случае их одобрения меры утвердят в установленном порядке.
Предложения Министерства касаются в том числе развития жилищного строительства на селе и совершенствования порядка и условий льготного кредитования граждан и госорганизаций при строительстве индивидуальных жилых домов в сельской местности. Что конкретно предлагает Минстройархитектуры?
«Во-первых, для людей, постоянно проживающих, работающих и строящих, реконструирующих или покупающих дома или квартиры на селе, мы предлагаем увеличить размер льготного кредита до 100 % стоимости общей площади (сегодня 90 %), снизить процентную ставку до 1 % годовых (сегодня 3 %), увеличить на 4 процентных пункта субсидию на уплату части процентов по кредиту по Указу № 240 (сегодня размер субсидии равен ставке рефинансирования, уменьшенной на 2 процентных пункта), – рассказал Руслан Пархамович. – Во-вторых, мы внесли предложение по предоставлению льготных кредитов на покупку квартир и домов, построенных госорганизациями и не проданных до завершения строительства, всем гражданам, имеющим право на господдержку, а не только многодетным семьям. Нами также внесено предложение предоставлять господдержку на строительство индивидуальных домов, возводимых с применением упрощенного порядка, а госорганизациям – субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам, выдаваемым на общих условиях для строительства арендного жилья».
Кроме того, Министерство архитектуры и строительства внесло предложение предоставлять дополнительную кредитную и финансовую поддержку молодым специалистам и гражданам до 31 года, если они относятся к категории молодых семей. Здесь также есть свои условия.
Семьям с детьми-инвалидами предложено давать право на повторное получение господдержки в связи с рождением последующих детей, а многодетным семьям с инвалидами с детства – первоочередное право на улучшение жилищных условий с господдержкой.
Наконец, для людей, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью до 20 тыс. человек, а также проживающих или работающих на селе и занимающихся реконструкцией или капитальным ремонтом индивидуальных домов, Минстройархитектуры предлагает увеличить размер льготного кредита на реконструкцию до 1 тыс. базовых величин (сегодня 300 БВ).
По информации
БЕЛТА
Минюст об изменениях законодательства в сфере страхования ответственности риэлтерских организаций
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).

Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Как построить жилье в Минске с помощью семейного капитала, подсказали в горисполкоме
Заместитель начальника отдела правового регулирования и реализации жилищной политики управления жилищной политики Мингорисполкома Татьяна Бухта рассказала в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, как построить жилье в Минске с помощью семейного капитала.
Практически каждая многодетная семья в Минске для строительства жилья использует семейный капитал, рассказала Татьяна Бухта. «Они используют его для того, чтобы покрыть разницу между господдержкой, которую предоставили по нормативу, и фактической стоимостью квартиры, – отметила она. – Семейный капитал сейчас составляет порядка Br30 тыс. – это достаточно большая сумма, которая может покрыть кусок затрат на строительство жилья, поэтому активно пользуются спросом разрешения на досрочное использование капитала при строительстве».
Нюанс в этом случае заключается в том, что многодетная семья должна состоять на учете нуждающихся, т.е. если они пошли самостоятельно покупать квартиру и не состояли на учете нуждающихся, досрочно семейным капиталом воспользоваться не разрешат. Но если строительство осуществляется по направлению администрации, тогда решение с высокой долей вероятности будет принято в положительную сторону.
Говоря о кредитах на строительство жилья с господдержкой, Татьяна Бухта отметила, что их предоставление зависит от того, по какому перечню возводится жилой дом. «Это может быть выдача субсидий по Указу № 240 или льготное кредитование, которым занимается только «Беларусбанк». Субсидии на погашение процентов за пользование кредитом выдает ряд банков – «Беларусбанк», «Белинвестбанк», «Белагропромбанк» и другие», – пояснила она.
По информации
БЕЛТА
Кто и где может получить господдержку на строительство жилья, пояснили в Минстройархитектуры
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» рассказала, кто и где может получить господдержку на строительство жилья.
Далеко не все категории граждан, состоящих на учете нуждающихся в крупных городах, имеют право на господдержку, обратила внимание Инна Пинковская. «У нас определен закрытый перечень таких категорий граждан. А любой человек, который строит жилье в населенном пункте с численностью населения до 20 тыс. и в городах-спутниках, потенциально относится к числу получателей господдержки», – подчеркнула она.
Размер государственной поддержки при строительстве жилья зависит от количества членов семьи. К примеру, поддержка предоставляется на 15 кв.м или 20 кв.м на человека и в рамках предельного норматива, который ежегодно утверждается Правительством. «Это 20 кв.м, в пределах которых предоставляется государственная поддержка на каждого члена семьи во всех городах страны, кроме Минска (в столице субсидируется 15 кв.м на одного человека. – Прим. БЕЛТА), и для многодетных семей. То есть вне Минска на пять квадратных метров профинансирует больше, что довольно значимо», – пояснила представитель Минстройархитектуры.
Первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Алексей Дробышевский добавил, что точный размер господдержки не высчитать, потому что у каждой семьи она разная.
По информации
БЕЛТА
С 22 марта 2025 г. изменяется порядок проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации
Изменения установлены в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2024 г. № 969 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 791 и от 24 сентября 2021 г. № 548».
Нововведения обусловлены, в первую очередь, приведением Положения о порядке проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 791, в соответствие с нормами Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Основные изменения касаются порядка предоставления документов для проведения государственной строительной экспертизы (далее – госстройэкспертизы) в связи с отменой с 22 марта 2025 г. административной процедуры по получению заключения государственной экспертизы по градостроительной, проектной документации.
Они исключат избыточные административные барьеры и позволят снизить нагрузку на деятельность субъектов хозяйствования за счет возможности использования более оптимальных подходов, учитывающих особенности и многообразие объектов строительства.
С подробной информацией о нововведениях и их применении заявители госстройэкспертизы могут ознакомиться на интернет-портале органов государственной строительной экспертизы
gse.by.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
«Широкая система финансовой поддержки». Эксперт об инструментах содействия молодым ученым
Председатель совета молодых ученых при Министерстве образования Анастасия Киселевич рассказала журналистам об инструментах поддержки молодых ученых в стране, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации, эффективной самореализации молодежи, качественного развития потенциала молодых людей и его использования в интересах развития нашей страны, – сказала Анастасия Киселевич. – Сегодня осознанно создается и используется широкий набор возможностей для реализации молодежи абсолютно во всех сферах ее деятельности. Большое внимание уделяется, конечно же, и работе с магистрантами, аспирантами, молодыми преподавателями, молодыми учеными в целом. Важно отметить, что в стране реализуется широкая система финансовой поддержки молодых ученых. Это в том числе конкурс по назначению стипендий Президента талантливым молодым ученым, аспирантам, конкурс по назначению грантов Президента Республики Беларусь в области науки, образования, молодежной политики и здравоохранения».
По словам председателя совета, президентские стипендии призваны стимулировать привлечение, закрепление молодых специалистов, исследователей в сфере науки, обеспечивать поддержку их инициатив, а также развитие отечественных научных школ.
«Стипендии Президента аспирантам назначаются ежегодно с 2007 года по результатам открытого конкурса. Такая стипендия назначается за конкретную разработку, которая имеет важное значение для отраслей экономики страны, а также предусматривает внедрение полученных результатов в производство или в образовательный процесс учреждений образования. На 2025 год было назначено 49 стипендий аспирантам, которые выполняют диссертационные исследования в учреждениях образования и различных научных организациях в области технических, медицинских, химических, экономических, педагогических и других наук. Также в нашей стране с 2005 года назначаются стипендии Президента талантливым молодым ученым в целях стимулирования творческой инициативы, интеллектуального поиска молодых ученых. Эта поддержка направлена на закрепление молодежи в сфере науки, укрепление кадрового потенциала научных организаций, а также на повышение количества присваиваемых ученых званий и прорывных разработок в отраслях реального сектора экономики и социальной сфере. На 2025 год был назначено 66 таких стипендий», – проинформировала Анастасия Киселевич.
Еще одним инструментом поддержки молодых ученых, аспирантов назван конкурс отдельных проектов научно-исследовательских работ. «Такие проекты выполняются в целях развития новых перспективных или имеющих важное значение для социально-экономического развития страны направлений научной деятельности. На сегодняшний момент акцент делается на их междисциплинарный характер, они должны быть обязательно направлены как на решение фундаментальных, так и задач прикладного характера. Новация этого года заключается в том, что акцент смещается на поддержку тех проектов, в состав научных коллективов которых будут входить именно молодые ученые. Кроме того, в вузах могут проводиться отдельные конкурсы на получение грантов для защиты кандидатских, докторских диссертаций. Например, с 2019 года в БГУ реализуется конкурс на получение грантов ректора», – рассказала председатель совета.
Также к мероприятиям по поддержке относится Форум молодых ученых учреждений высшего образования, Республиканский молодежный проект «100 идей для Беларуси», Школа молодого ученого и Премия Союзного государства молодым ученым.
По информации
БЕЛТА