08.08.2024
О нюансах первого кодекса в стройотрасли
Недавно вступивший в силу Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности содержит много изменений для отрасли и модернизирует ее. По ряду направлений работать станет проще. Такое мнение во время пресс-конференции «Инновации в строительной сфере: актуальные технологии и подходы в проектировании, строительстве и ремонте зданий» высказал заместитель председателя комитета архитектуры и градостроительства Минского городского исполнительного комитета Дмитрий Бабкунов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Специалисты комитета в работе, конечно, руководствуются нормами действующего законодательства, опираясь на них при рассмотрении проектной документации, поступающей к нам на согласование, – заметил Дмитрий Бабкунов. – К сожалению, до сих пор нередки случаи, когда поступает проектная документация, где указаны ссылки на давно неактуальные нормативы, претерпевшие ряд изменений».
Представитель городских властей считает, что в решении проблемы поможет свежий кодекс, первый в истории отечественной строительной отрасли, содержащий множество изменений в работе, в том числе затрагивающих модернизацию комплекса.
«С момента вступления в силу законодательного акта не требуется получать в местных исполнительных органах власти разрешение на проектно-изыскательские работы, что значительно упростит процесс. С точки зрения заказчиков это однозначно положительный момент, который скажется на уменьшении сроков получения документации, сократит сроки проектирования, а в итоге и поспособствует уменьшению сроков реализации объектов», – пояснил Дмитрий Бабкунов.
Зампредседателя комитета добавил, что всякий город – живой организм. Специалисты стройотрасли регулярно вносят изменения в градостроительную документацию, чтобы пространство развивалось, появлялись новые микрорайоны. Дмитрий Бабкунов рассказал, что сегодня столичный комитет проводит активную работу по пересмотру и корректировке действующих проектов детальной планировки Минска. Эксперты определяют территории, назначение которых неактуально в формате, в котором они были запроектированы 10 и более лет назад, чтобы выделить их под новые застройки.
«Черту Минска отодвигать никто не планирует. За МКАД начинается Минский район, который также активно застраивается, эти территории развиваются и без нас. В столице, разумеется, строительство продолжится – и жилья, и объектов соцкультбыта», – резюмировал заместитель председателя комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома.
По информации
БЕЛТА
Получить жилье станет проще, долгостроев будет меньше. Минстройархитектуры о новациях законодательства
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
О порядке предоставления господдержки на строительство жилья
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала изменения в порядке предоставления господдержки на строительство жилья.
Указ Президента № 95 от 6 марта 2025 г. объединил все формы господдержки, которые существуют в республике. Он предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан); одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан); финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей).
«В Указе предусмотрен универсальный порядок предоставления господдержки отдельным категориям граждан. Речь идет о том, что мы здесь определили конкретный перечень форм государственной поддержки, на которые граждане имеют право претендовать, – отметила Инна Пинковская. – В этом акте формы господдержки систематизированы, нормы изложены более понятным и доступным для граждан языком, чтобы любой, открыв нормативно-правовой акт, смог разобраться в тонкостях и нюансах и меньше обращался в госорганы. Объем установленных норм здесь значительно меньше, нежели на сегодняшний день предусмотрено законодательными актами».
Так, Указом предусматривается возможность строительства частных домов гражданами с привлечением льготных кредитов. Также в населенных пунктах с численностью до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. «Исключение составляют многодетные семьи, которые могут приобретать жилые помещения в иных населенных пунктах, но для очередников в населенных пунктах до 20 тыс. это существенно, ведь они могут не только построить, но и приобрести жилье. В некоторых малых городских поселениях стоимость квадратного метра на вторичном рынке в некоторых случаях ниже новостроя», – акцентировала представитель Минстройархитектуры.
В рамках этого Указа предусмотрено, что все категории граждан, которые имеют право на господдержку, сохраняются, как и условия предоставления господдержки. «Единственное исключение – она не будет предоставляться на строительство жилых помещений путем долевого участия в рамках жилищно-строительного потребительского кооператива (ЖСПК) для того, чтобы исключить граждан из процесса самого строительства. Люди будет приобретать готовое жилье, построенное по государственному заказу. Но все жилые дома, которые строятся в рамках долевого строительства, если проектная декларация опубликована до 1 июня 2025 года, будут достраиваются на тех условиях, которые предусмотрены долевым способом», – пояснила Инна Пинковская. Эти нововведения касаются жилья, которое начнут строить с 1 июня 2025 года, так как именно с этой даты Указ вступает в силу.
По информации
БЕЛТА
Госпрограмма по строительству жилья на 2026–2030 годы скоро будет принята в Беларуси
Госпрограмма по строительству жилья на 2026–2030 годы скоро будет принята в Беларуси. Об этом рассказала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит».
Совет Министров Беларуси постановил утвердить Концепцию государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года 13 марта этого года. По словам Инны Пинковской, один из соответствующих предписаний обязывает Минстройархитектуры совместно с заинтересованными в двухмесячный срок утвердить детальный план мероприятий по реализации концепции. Поэтому в течение двух месяцев план будет составлен, добавила она. В нем будет четко прописано, какие нормативные документы должны быть приняты.
«В плане будут отражены нормативные правовые акты, которые необходимо будет принять в рамках реализации концепции, – рассказала Инна Пинковская. – Одним из документов будет Государственная программа «Строительство жилья» на следующую пятилетку. В ней уже будут определены конкретные цифры: сколько мы будем строить, какое жилье мы будем строить, для каких категорий граждан. То есть это детализированные направления».
По информации
БЕЛТА
Минстройархитектуры вырабатывает критерии для реновации жилья на ближайшие пять лет
Минстройархитектуры вырабатывает критерии для реновации жилья на ближайшие пять лет. Об этом рассказала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит».
Концепция государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года утверждена Правительством 13 марта. «Если говорить о подходах, то на эту пятилетку у нас как таковой жилищной концепции не было. Была программа строительства жилья, а сейчас уже идет последний год пятилетки», – отметила Инна Пинковская.
Концепция, по сути, отражает основные направления в жилищной политике государства, которые потом уже подробно расписываются в соответствующих программах. Что касается основных направлений жилищной концепции до 2030 года, это в первую очередь уклон на реновацию существующего жилищного фонда. «Ни для кого не секрет, что со временем существующий жилищный фонд морально и физически устаревает и его нужно, естественно, обновлять. Речь идет о том, что на уже существующей инженерной инфраструктуре строятся новые жилые дома. Например, уже начата работа, в том числе профильными институтами Минстройархитектуры, по разработке концепции реновации жилфонда в следующие пять лет. Это одно из направлений таких глобальных», – обратила внимание замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
По российскому примеру под реновацией жилых домов подразумевается не просто капитальный ремонт, а снос и строительство нового здания. «Наши институты работают по поводу того, чтобы определить основные направления. Обсуждаются критерии, которые нужно выработать для сноса того или иного дома, а также источники финансирования. Нужно определиться с тем, как будут реализовываться имущественные права граждан, которые проживают в этом фонде», – пояснила Инна Пинковская.
Если говорить о самой Концепции жилищной политики, то один из соответствующих предписаний постановления обязывает Минстройархитектуры совместно с заинтересованными в двухмесячный срок утвердить детальный план мероприятий. Поэтому в течение двух месяцев план будет составлен, подчеркнула замначальника главного управления. В нем будет четко прописано, какие нормативные документы должны быть приняты в рамках реализации концепции.
По информации
БЕЛТА
Конституционный Суд инициировал принятие Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства
Конституционный Суд инициировал принятие Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент
БЕЛТА.
«С учетом динамичного общественного развития, трансформации многих сфер социальной жизни необходимо своевременное обновление законодательства, в процессе которого должно быть обеспечено его надлежащее качество, включая повышение уровня последовательности, предсказуемости, комплексности и правовой определенности. При установлении законодательных механизмов реализации прав и свобод граждан должны обеспечиваться одновременно необходимая полнота и компактность правовых механизмов, четкое и недвусмысленное изложение правовых норм, рамок возможного, должного и запрещенного поведения», – отметил Петр Миклашевич.
Конституционный Суд отмечает необходимость выработки новых подходов к кодификации законодательства, включая нормативное определение критериев регулирования общественных отношений на уровне законов и на уровне подзаконных актов, а также мер, обеспечивающих роль кодификации как инструмента согласованного развития законодательства в определенной сфере.
«Конституционный Суд считает целесообразным в целях устранения избыточной множественности нормативных правовых актов в сфере социальной защиты семьи осуществить кодификацию законодательства, направленную на укрепление института семьи и поддержку традиционных семейных ценностей, посредством разработки и принятия специального акта – Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства», – дополнил Петр Миклашевич.
По информации
БЕЛТА