07.08.2024
Правительство внесло изменения в законодательство о биржевой торговле молочной продукцией на экспорт
С 9 августа 2024 года вступают в силу изменения в постановление Совета Министров от 16 июня 2004 года № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах», рассказали корреспонденту
БЕЛТА в пресс-службе Белорусской универсальной товарной биржи (БУТБ).
В частности, перечень молочной продукции, обязательной для продажи через БУТБ, дополняется сухим цельным молоком и сливочным маслом жирностью 72,5 %. Ранее использование биржи было обязательным только при экспорте сухого обезжиренного молока и сливочного масла жирностью 82,5 %.
Также, согласно изменениям, исключается внебиржевая схема экспорта молокопродуктов, не реализованных на биржевых торгах. Возможность внебиржевой реализации сохранится только в рамках межправительственных соглашений с другими государствами. Продавать молочку вне биржи можно будет также по решениям облисполкомов и Мингорисполкома с согласия МАРТ и Минсельхозпрода. В этом случае внебиржевые цены не будут привязаны к биржевым котировкам, сформированным по итогам торгов БУТБ.
Помимо этого, на БУТБ вводится механизм биржевых адресных сделок в отношении продукции молочной отрасли, поставляемой на внешние рынки. Как пояснили, в пресс-службе биржи, адресные сделки, в отличие от классических биржевых сделок, заключаются не анонимно, а с конкретным иностранным покупателем. При этом оба контрагента могут использовать биржевые инструменты управления рисками, такие как ценовые коридоры, задаток, расчеты через счета биржи. Заключение адресных сделок происходит во время дополнительного периода биржевых торгов по цене не ниже экспортной биржевой котировки, сложившейся по итогам основных периодов торгов с учетом всех ценообразующих факторов. В роли продавцов и покупателей могут выступать любые аккредитованные на бирже субъекты хозяйствования.
«В качестве стимулирующей меры для зарубежных покупателей молочной продукции вводится упрощенная процедура допуска к торгам, а биржевой сбор составит один белорусский рубль за каждую сделку. Для отечественных экспортеров ставка биржевого сбора будет равна 0,1 % от суммы совершенной биржевой сделки», – рассказали в пресс-службе БУТБ.
С помощью биржевых адресных сделок планируется решить такие актуальные для молочной отрасли вопросы, как обеспечение прозрачного рыночного ценообразования по внешнеторговым контрактам, повышение эффективности экспортных продаж и диверсификация рынков сбыта. Адресный механизм также позволит снизить ценовые риски при заключении долгосрочных сделок и предоставит в распоряжение белорусских переработчиков молока весь набор биржевых инструментов и сервисов, упрощающих работу на внешних рынках.
По информации
БЕЛТА
Информация в доступе и ответы на обращения. Что меняется в интернет-торговле с 11 июля
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре
БЕЛТА рассказала, что меняется в интернет-торговле с 11 июля.
С 11 июля вступает в силу следующее требование: владелец интернет-площадки или интернет-магазина обязан обеспечить функционирование инфраструктуры, в том числе и техническую возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товара либо выполнение иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправление ошибок до завершения оформления заказа. «Были такие проблемы у потребителей, когда невозможно было внести исправления в заказ. Потом в результате человек получал не то, что ему было нужно. Такая возможность должна быть обеспечена», – рассказала Инна Гаврильчик.
Кроме этого, появляется требование об обязательном принятии обращений покупателей в электронной форме. «Думаю, некоторые удивятся этой норме, ведь учитывая, как отлажена в Беларуси система работы с обращениями граждан и юридических лиц, все уже привыкли, что на все обращения отвечают в установленные законодательством сроки. Тем не менее обязанностей для негосударственных организаций принимать электронные обращения в законодательстве не было. Сейчас она появилась для интернет-площадок и интернет-магазинов, – пояснила она. – Сейчас обязаны обеспечить прием таких обращений. Более того, обязаны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращениях граждан направлять ответы в установленные законодательством сроки».
Ранее на сайтах интернет-площадок и интернет-магазинов появилась информация о лице, ответственном за рассмотрение обращений граждан. «Было очень много жалоб потребителей в чат-боты и так далее, где потребитель или через личный кабинет пишет претензию, но понимает, что ее не читают, либо бот отвечает красиво, вежливо, но ни одного слова по существу, кроме радостной новости о том, что обращение рассматривается. И так могло длиться на протяжении не одного месяца, что, наверное, больше раздражало потребителя. Наверное, с возможностями искусственного интеллекта это все-таки превратится в более или менее адекватное общение, потому рассмотрение обращений – это большие трудозатраты. Тем не менее площадки и магазины обязательно должны будут отвечать по существу и в установленные законодательством сроки», – пояснила начальник управления.
Владелец пункта выдачи заказов также обязан довести до сведения покупателя в доступном для обзора месте и удобной для покупателя форме полное наименование и местонахождение владельца, то есть юридический адрес, а если индивидуальный предприниматель, то место жительства, фамилию, имя, отчество. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы и название интернет-ресурсов, продавца и интернет-площадок, с которыми работает пункт выдачи заказов. Владелец также обязан оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
«Тоже были жалобы потребителей на то, что невозможно найти информацию о том, кому принадлежит эта точка и вообще с кем решать проблему. А сотрудники часто говорили, что они не в курсе, они не знают и так далее», – привела пример Инна Гаврильчик.
По информации
БЕЛТА
О расширении с 1 октября 2025 г. перечня товаров, подлежащих маркировке
МНС информирует о том, что Советом Министров Республики Беларусь 25.07.2024 принято постановление № 537 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» (далее – постановление № 537) и 25.11.2024 постановление № 877 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 877).

Постановлениями № 537 и № 877 с 01.10.2025:
расширяется перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250;
Справочно: В указанный перечень включены 36 товарных позиций, в том числе молоко и молочные продукты, крупы, чай, кофе, макаронные изделия, отдельные виды бакалеи, обувь, пылесосы, утюги, телевизоры, электрический чайники, фены и другие.
из перечня товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, исключаются безалкогольные напитки, соки, мобильные телефоны и ноутбуки с одновременным их включением в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Совет ЕЭК расширил возможности доступа промтоваров производителей стран ЕАЭС к госзакупкам
Совет Евразийской экономической комиссии внес изменения в правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе ЕЭК.
«В частности, правила дополнены условиями производства для труб, лазеров, микродисплеев, новыми товарными наименованиями медицинских изделий, оптических инструментов, компонентов железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры, товарами химической промышленности», – пояснили в пресс-службе.
В ЕЭК отметили, что это уже второй пакет изменений в 2025 году: в мае правила были дополнены 51 товарным наименованием для обеспечения доступа к участию в госзакупках.
«Принятые акты позволят производителям государств ЕАЭС включать сведения о себе и своих товарах в Евразийский реестр промышленных товаров и беспрепятственно участвовать в госзакупках. Правилами введен единый подход к определению и подтверждению страны происхождения товаров для целей госзакупок. Они помогут обеспечить национальный режим в госзакупках в случаях, когда государством установлены преференции для отечественных поставщиков или введены ограничения для иностранных товаров», – добавили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Для привлечения инвестиций. В Беларуси планируют скорректировать закон о потребкооперации
В Беларуси планируется скорректировать Закон о потребительской кооперации. Об этом сообщила председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ Инесса Короткевич на пресс-конференции, посвященной развитию потребительской кооперации, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В этом году мы начали очень большую работу по внесению изменений в этот закон. Это делается для того, чтобы в ближайшем будущем мы могли не только за счет привлеченных кредитных ресурсов или за счет помощи государства инвестировать в нашу систему (в материально-техническую базу, техперевооружение), а могли привлекать частных инвесторов, в том числе зарубежных», – отметила Инесса Короткевич.
По ее словам, потребность в развитии инфраструктуры велика и есть интерес в отдельных видах хозяйственной деятельности (заготовительной, торговле, общественном питании, реальном секторе экономики) создавать совместные предприятия. «Мы будем готовы к этому. Самое главное – заслужить положительную оценку у населения и выполнить нашу социальную функцию. Обслуживание должно быть на очень высоком уровне», – подчеркнула Инесса Короткевич.
Закон о потребительской кооперации определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ, их союзов в Беларуси.
По информации
БЕЛТА
МАРТ: интернет-магазины с 11 июля будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей
Интернет-магазины с 11 июля будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Об этом рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре
БЕЛТА.
Судя по обращениям в МАРТ, а также запросам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые пытаются разобраться, как правильно действовать в рамках законодательства, интернет-магазины в Беларуси пользуются большой популярностью, отметила Инна Гаврильчик. «Мы видим, что это очень популярно, покупок очень много. Об этом же свидетельствует рост количества интернет-магазинов в стране. По состоянию на 1 января 2025 года в Беларуси была зарегистрирована почти 31 тыс. интернет-магазинов – это в 2,6 раза больше, чем в 2020 году», – рассказала Инна Гаврильчик.
С ростом популярности взаимоотношения интернет-площадок с потребителями также начали строиться более активно. Возникла необходимость регулирования этой сферы деятельности. В чистом виде интернет-площадка не являлась до недавнего времени стороной во взаимоотношениях с потребителем. «У нас взаимоотношения такие: потребитель – продавец интернет-торговли. Но площадка – это тоже ресурс, который оказывает потребительские услуги, предоставляет информацию о товарах, возможность оплатить, заказать и так далее», – пояснила начальник управления.
Регулирование этой сферы уже началось: в правила дистанционной торговли были внесены изменения о том, какой ресурс является интернет-площадкой, кто является владельцем интернет-площадки, а также дано определение пунктам выдачи заказов, что тоже актуально для потребителей. «С 11 июля вступают в действие нормы, которые предусматривают обязанность интернет-площадок и интернет-магазинов отвечать на электронные обращения потребителей. До этого времени такой обязанности не было», – сказала представитель МАРТ.
Зачастую на интернет-площадках присутствуют продавцы не из Беларуси, что затрудняет разрешение потребительских споров, восстановление нарушенных прав. В связи с этим в перспективе планируется возложить на интернет-площадку такие же обязанности, как и у продавца. «Если продавца нет в Республике Беларусь, но через интернет-площадку потребитель заказал товары, он пытается обратиться к продавцу – тот не реагирует, значит, он имеет право обратиться к интернет-площадке. Например, сдать некачественный товар, потребовать возврат денег за этот некачественный товар», – пояснила Инна Гаврильчик.
По информации
БЕЛТА