/ / Общественно-политические
05.08.2024

Как внедрение государством и компаниями электронных сервисов и услуг меняет нашу жизнь

Цифровое развитие сегодня в приоритете у всех экономически сильных стран мира. Беларусь не исключение: мы делаем упор на развитие технологий, автоматизацию труда и перевод в онлайн-формат привычных бытовых действий – от оплаты проезда до покупки продуктов. Каких успехов уже удалось достичь в этом направлении, а что еще только предстоит сделать?

документы

Мимо кассы и кондуктора

В наше время практически нереально увидеть очереди на железнодорожных и автовокзалах – у касс обычно стоят 1–2 человека, а то и вовсе никого. К услугам пассажиров автоматы по продаже билетов. Но народ с каждым годом охотнее оформляет документы на проезд онлайн – через приложения или сайты. Оплатил картой, показал при посадке паспорт – и поезжай без проблем. Там же, в приложении, можно посмотреть маршрут следования, время остановок. При необходимости и сдать билет с минимальными финансовыми и нулевыми временными потерями. Поэтому неудивительно, что за прошлый год пассажиры БелЖД оформили более 10,5 млн электронных билетов с использованием новых информационных сервисов.

Или другой пример – городской пассажирский транспорт. Заходя в автобусы, троллейбусы и трамваи, столичная молодежь теперь по инерции тянет руку к смартфону – отсканировать QR-код на онлайн-оплату поездки. Звук компостера талонов сегодня слышится в салоне все реже и реже. Дальше – больше.

– В рамках подпрограммы автомобильного городского пассажирского электрического транспорта активно идет развитие сервисов по оплате проезда пассажиров. В Минске уже достаточно давно функционирует система автоматизированной оплаты. Аналогичные в ближайшем времени будут запущены во всех крупных городах Беларуси, – рассказал начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Андрей Гладкий. – Все организации и облисполкомы ориентированы на то, чтобы создать максимально комфортные условия для передвижения пассажиров.

Транспорт, финансы, здравоохранение, образование, торговля, государственное управление – все эти отрасли переживают серьезные трансформации при внедрении цифровых технологий. Но если мы хотим идти в ногу со временем по эволюционному пути, других вариантов для эффективного развития нет.

Города умнеют, а медицина виртуализируется

Сегодня в стране идет реализация Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы. Ее глобальная цель – внедрение информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий в отрасли национальной экономики и сферы жизнедеятельности общества. Проще говоря, уход в цифровое измерение. О масштабах программы можно судить по тому, что в ее рамках происходит как элементарное повышение цифровой грамотности населения, так и создание многоступенчатого сервиса электронного правительства.

Чего удалось добиться за несколько последних лет? Уже более 20 из 78 проектов в рамках госпрограммы завершены. Идет внедрение их результатов и переход на использование новых продуктов в профессиональной деятельности.

Так, с апреля 2024 года стала доступна для широкого круга Витрина цифровых проектов от Министерства связи. На портале объединена информация об отечественных информационных системах, информационных ресурсах и IТ-решениях. По сути, простые граждане, бизнес- и госструктуры могут видеть и вникать в то, как происходит цифровизация на самых разных уровнях в стране. Тут же собраны виртуальные тематические выставки, посвященные образованию, здравоохранению, госуправлению. Можно узнать больше о внедрении тех или иных цифровых проектов. Например, сервисом системы обращений в государственные органы и организации, созданным по инициативе Президента в январе 2023 года, воспользовались уже более 750 тысяч раз. Востребованность объясняется тем, что граждане и юрлица могут в любое время подать электронные обращения для решения своих вопросов, а затем фактически в режиме реального времени отслеживать результаты их рассмотрения, начиная с момента регистрации и заканчивая получением ответа.

Если говорить об узконаправленной цифровизации, то ею каждое ведомство занимается отдельно. Так, у Минприроды появилась Республиканская система автоматизированного мониторинга окружающей среды, Минстройархитектуры запустило в работу модернизированный Госстройпортал, Министерство по налогам и сборам внедрило более 10 новых информационных сервисов…

Не забывать о главном

Заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Олег Романов напоминает о том, что в прошлом году Глава государства подписал Указ «О кибербезопасности».

– Цифровое развитие меняет коренным образом устоявшиеся государственные и общественные институты, обеспечивает более динамичные отношения между государством, обществом и личностью, повышает эффективность экономики госуправления. Однако несет оно и новые вызовы и угрозы, – подчеркивает парламентарий. – Прежде всего речь идет о кибермошенниках, которые весьма активные в последние годы. Кроме того, технологии используются недобросовестными политическими игроками как элемент гибридных войн. На информационном фронте наша страна вынуждена противостоять деструктивному влиянию на умы и сердца людей, подрыву конституционного строя изнутри, очернению государственных институтов, искажению сути проводимой политики, исторических событий, национальных ценностей и традиций.

В ТЕМУ

Не так давно Премьер-министр Беларуси Роман Головченко назвал главные задачи в сфере информационных технологий, которые стоят перед нашим государством, бизнесом и обществом.

Строительство сетей 5G на принципиально новой архитектуре беспроводного широкополосного доступа. Это позволит внедрить новейшие мировые технологии в различных отраслях экономики и социальной сферы.

Создание платформы «Умный город», нацеленной на предоставление широкого набора цифровых сервисов для обеспечения комфортной среды проживания населения. На первом этапе – в 17 городах страны.

Перевод более 400 административных процедур в электронный вид. Например, планируется перевести в цифру процессы регистрации автомобильного транспорта, получения водительского удостоверения, аренды жилья и другие.

Обеспечение прослеживаемости товаров через объединение цифровых логистических сервисов на единой платформе, которая должна стать своеобразной службой «одно окно» для взаимодействия государства, перевозчиков.

Торгово-кооперационное взаимодействие через внедрение электронного документооборота в торговле. Это позволит персонализировать продажи, интегрировать данные о клиентах, управлять ценами и предсказывать потребительский спрос.

Переход от модели электронного правительства к модели цифрового государства. С помощью цифровых технологий обеспечить сопровождение граждан и бизнеса в любых ситуациях. Например, при рождении ребенка целесообразно в онлайн-режиме сразу оказывать комплекс связанных услуг – выдача свидетельства о рождении, предоставление социального пособия, резервирование места в детском саду.

Анна Курак, « Народная газета», 5 августа 2024 г.