Обновлено Положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь
26 июля 2024 года Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 545, которое урегулировало ряд вопросов деятельности Министерства юстиции. В частности, указанным постановлением утверждено новое Положение о Минюсте.
Положение о Министерстве юстиции обновлено с учетом правоприменительной практики, а также в целях реализации положений отдельных законодательных актов (в том числе, Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2023 г. № 334-З «Об изменении законов по вопросам деятельности религиозных организаций», Закона Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности»).
С учетом принятого нового Положения признаны утратившими силу порядка шестидесяти актов Правительства (их отдельных положений).
Подробнее с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 июля 2024 года № 545 «Вопросы Министерства юстиции Республики Беларусь» можно ознакомиться на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
Основные положения названного документа вступают в силу со 2 августа 2024 года.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Ежегодно 7 ноября в Республике Беларусь в числе государственных праздников отмечается День Октябрьской революции. Традиционно в преддверии праздника Министерство юстиции организует проведение акции по бесплатному правовому консультированию.
Сотрудники центрального аппарата Министерства юстиции 6 ноября 2025 года с 10:00 до 12:00 в формате прямой телефонной линии проконсультируют граждан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства юстиции и не требующим ознакомления с документами, в сфере:
- регистрации актов гражданского состояния – тел. 8 (017) 200 06 18;
- нотариальной деятельности – тел. 8 (017) 200 89 71;
- легализации (апостилирования) официальных документов, составленных на территории Республики Беларусь, – тел. 8 (017) 211 01 93;
- принудительного исполнения исполнительных документов – тел. 8 (017) 210 40 49.
Информацию о формате и времени проведения консультаций можно также получить в главных управлениях юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Подробности о предстоящей акции можно найти по ссылкам:
Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета
Главное управление юстиции Брестского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гомельского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Минского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Могилевского областного исполнительного комитета
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
28 октября 2025 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 584 «Об изменении постановления от 14 сентября 2020 г. № 533», касающееся статистического декларирования товаров. На Национальном правовом Портале постановление опубликовано 30 октября 2025 г.

Постановлением определяется необходимость указания в статистической декларации сведений о регистрационном номере декларации на товары либо о регистрационном номере заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в отношении отдельных товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в государствах – членах ЕАЭС, страной происхождения которых не являются государства – члены ЕАЭС либо происхождение которых неизвестно (для импортных статистических деклараций).
Речь идет о товарах, указанных в перечне согласно приложению 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2020 г. № 533 (в редакции от 28 октября 2025 г.).
Отсутствие в статистической декларации сведений о вышеуказанных документах будет являться основанием для таможенных органов отказывать в регистрации статистической декларации.
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Следует отметить, что в отношении товаров, отгрузка (поступление) которых состоялась до 31 декабря 2025 г. включительно, представление, заполнение, регистрация статистической декларации, внесение изменений в зарегистрированную статистическую декларацию, ее аннулирование осуществляются в случаях и порядке, определенных актами законодательства по вопросам статистического декларирования, действовавшими на день отгрузки (поступления) таких товаров.
По сообщению единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
В Беларуси скорректирована государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы. Соответствующее постановление Совета Министров от 28 октября 2025 г. № 581 опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
Внесены изменения в постановление Совета Министров от 29 января 2021 г. № 56. Согласно документу, планируемый объем расходов по финансированию мероприятий программы в 2025 году увеличен примерно на Br2 млрд. Это будет сделано за счет кредитных ресурсов. Общая сумма составит более Br11,6 млрд. Ранее на эти цели в 2025 году предполагалось направить свыше Br9,6 млрд.
Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» направлена на создание благоприятной среды для развития бизнеса. Цель – стимулировать деловую активность, поддерживать стартапы и создавать инновационные организации. Программа включает создание института омбудсмена, совершенствование налогового законодательства и другую поддержку, в том числе финансовую – заем, лизинг или гранты на основе конкурсного отбора.
По информации БЕЛТА
В многофункциональном центре Белорусской нотариальной палаты прошло расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект готовится к рассмотрению во втором чтении. «Проект закона о внесении изменений в закон о нотариате направлен на улучшение уже существующей и эффективной системы, – отметил Министр юстиции Евгений Коваленко. – Прошло уже более 10 лет с момента реформы нотариата, когда была внедрена система самоуправления и самофинансирования. За это время изменились общественные отношения и технологии, и государство, в частности Министерство юстиции, не может игнорировать эти изменения. Мы стремимся интегрировать новые подходы в работу нотариата. Мы хотим тщательно рассмотреть каждое ключевое новшество законопроекта, чтобы оптимизировать внутренние процессы как в белорусской нотариальной палате, так и в территориальных палатах».
Министр подчеркнул, что встреча на площадке Белорусской нотариальной палаты – это разговор между Министерством юстиции, депутатами парламента и нотариусами. «Внедряемые новации, а это большая цифровизация нотариата, возможность удаленного совершения нотариальных действий, переход нотариусов из упраздняемых бюро в нотариальные конторы, должны быть реализованы на практике максимально плавно, выражаясь современным языком, бесшовно. Главной целью законопроекта является обеспечение доступности услуг для граждан и повышение качества работы нотариусов. Это включает в себя уменьшение очередей, равномерное распределение нагрузки и внедрение новых услуг, таких как удаленное совершение нотариусом исполнительных надписей. Эти изменения оптимизируют временные, организационные и кадровые затраты для заявителей. Например, новые процедуры, связанные с подтверждением достоверности электронных копий документов, позволят гражданам формировать пакеты электронных документов с такой же юридической силой, как у бумажных. Таким образом, они смогут осуществлять административные процедуры, не выходя из дома. Мы движемся в будущее с учетом современных тенденций и потребностей общества», – констатировал он.
Председатель постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Марина Ленчевская напомнила, что 15 октября законопроект был принят в первом чтении. «Все новеллы концептуально были поддержаны, но у депутатов возникли вопросы, в нюансы которых они хотели бы погрузиться более детально. Депутаты также хотят понимать, насколько переход в новые условия будет плавным, насколько нотариальное сообщество готово к таким новациям, и не повлияют ли эти изменения на две очень важные вещи – на качество и на доступность оказания нотариальных услуг. Мы понимаем, что эти структурные изменения приведут в систематизации нотариата, к упорядочиванию действий и самое главное – к равномерному распределению нагрузки среди нотариусов. Уверена, что этот процесс пройдет очень мягко, хотя сроки определены достаточно короткие. Мы к этому готовы, предварительная работа уже проведена, поэтому я думаю, что все пройдет плавно и комфортно. На качестве и доступности услуг это не отразится», – подчеркнула она.
По информации БЕЛТА
