30.04.2024
О реализации программы по развитию электротранспорта в Беларуси
Многие страны движутся к глобальной электрификации транспорта. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году мировой парк электромобилей может вырасти до 145 миллионов. Динамично обновляется и городской электротранспорт. В повышении электромобильности заинтересована и наша страна: в 2021–2025 годах реализуется Комплексная программа развития электротранспорта, утвержденная постановлением Совета Министров № 213. Ответственный заказчик – Министерство промышленности. Развитие электротранспорта, расширение сети зарядных станций обозначены Президентом как одни из важных задач в текущей пятилетке. Мы выяснили, как реализуется документ и что в планах.
Программа набирает обороты
Вопросы энергетики и экологии всегда были драйверами инноваций. Комплексная программа развития электротранспорта направлена на создание новой области экономического роста на основе формирования отрасли машиностроения – производства электротранспорта, условий для увеличения количества используемых транспортных средств на электрической тяге, расширения инфраструктуры электротранспорта и минимизации негативных влияний на экологию.
В 2023-м в рамках программы реализовано 48 мероприятий. Это 13 научных исследований и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, 12 мероприятий по созданию производств, 23 мероприятия, направленных на создание условий для разработки и внедрения электротранспорта. На финансирование ее мероприятий в прошлом году было выделено 29,8 миллиона рублей.
В Минпроме отмечают: программа в первую очередь нацелена на расширение и внедрение электрического общественного транспорта. Так, в 2023-м приобретены троллейбусы с автономным ходом в областные центры: десять единиц в Брест, десять – в Витебск, четыре – в Гомель, девять – в Могилев, десять – в Минск.
Реализация программы невозможна без новых материалов, технологий, накопителей энергии, которые сегодня разрабатываются и создаются. Начальник управления автомобильного машиностроения и металлургии Министерства промышленности Оксана Воскобович рассказывает:
– В прошлом году МАЗ провел испытания опытного образца электробуса для перевозки пассажиров в аэропортах, для создания опытного образца автомобиля-мусоровоза рассчитаны показатели прочности несущих и силовых конструкций кабины при эксплуатационном нагружении. Большая работа проделана и на БЕЛАЗе: разработана технологическая документация, доработана конструкторская документация образцов карьерных самосвалов грузоподъемностью 220 тонн (дизель-троллейвозного типа). «Белкоммунмаш» и МАЗ произвели 67 троллейбусов в обычном исполнении, 451 троллейбус с автономным ходом с учетом машинокомплектов, 34 электробуса и 38 трамваев с учетом машинокомплектов. Также «Белкоммунмаш» выпустил 263 изделия силовой электроники – это системы управления аккумуляторными батареями, инверторы, преобразователи напряжения. «Могилевлифтмаш» произвел 259 тяговых электродвигателей. «БЕЛДЖИ» поставил на рынок 100 электромобилей Geely Geometry С, три электромобиля Geely Geometry Е (всего с 2021-го – 193 единицы). «БЕЛЛИС» разработаны, приняты и введены в действие десять госстандартов – на электрическое оборудование, методы испытаний и другое.
Во всем мире пассажирский электротранспорт набирает популярность. Беларусь не отстает от этого экономического тренда. В прошлом году доля городского пассажирского электротранспорта в общем количестве составила более 37 процентов
Стратегический курс
Согласно мировым прогнозам доля электробусов к 2030 году вырастет до 30 процентов. Пассажирский транспорт в городах Беларуси тоже активно переводят на электричество. Стоит амбициозная задача – к 2025-му долю городского электротранспорта увеличить до 45 процентов. Специалисты подсчитали: эксплуатационные расходы на электрическое транспортное средство на 15 процентов ниже, чем на автобус, работающий на дизтопливе.
Минск считается одной из троллейбусных столиц мира, но этому виду транспорта уже мало места. В помощь электробусы, запаса автономного хода которых вполне хватает для прохождения бесконтактных участков. К слову, первый отечественный электробус появился на улицах в 2017 году. Он не нуждается в контактных сетях, строительство которых обходится государству довольно дорого, да и других преимуществ достаточно: плавность хода, комфорт. Машины нового поколения по достоинству оценены опытными водителями. Особенно они отмечают маневренность и удобство в управлении, которые значительно повышают контроль над дорожной обстановкой.
Сегодня никого не нужно убеждать в том, что развитие электротранспорта – современная тенденция, от которой нельзя уйти. Для нашей страны это актуально еще и в силу ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС, ее запуск – новые возможности для укрепления потенциала отрасли. Развитие атомной энергетики в стране существенно расширяет перспективы использования электроэнергии.
Как отмечают в Минэнерго, БелАЭС с момента включения в объединенную энергосистему первого энергоблока выработала 28,5 миллиарда кВт/ч электроэнергии:
– Проект стал стимулом для роста электропотребления в стране – в целом за 2023-й этот показатель вырос на 6,6 процента по сравнению с 2022 годом и превысил 41 миллиард кВт/ч, достиг максимального значения за историю независимой Беларуси.
Зеленая перспектива
Введение второго энергоблока Белорусской АЭС способствует реализации уникальных пилотных проектов по полному переводу общественного транспорта на электрический в двух белорусских городах – они уже на финальной стадии. Так, в соответствии с поручением Правительства в Жодино модернизирована электросетевая инфраструктура, реконструирована действующая и построена новая трансформаторная подстанция, мощность которой составляет 2 МВт. Также проложены кабельные линии. На городские маршруты вышли пассажирские электробусы – новая техника пришла на смену машинам первого поколения – автобусам МАЗ-103. Жодино передано 14 современных единиц техники МАЗ-303Е. Оксана Воскобович рассказывает:
– Электробусы оснащены кондиционером салона и системой микроклимата кабины водителя. В салоне предусмотрены видеокамеры, информационная система с табло и USB-порты для зарядки различных типов устройств. Аккумуляторные батареи емкостью 285 кВт/ч расположены на крыше автобуса, что обеспечивает максимальное количество мест для сидения. Общая пассажировместимость – 66 человек. Запас автономного хода электробуса – 250 километров.
Значимый, имиджевый для страны проект реализуется и в Шклове – проведены необходимые работы по модернизации электросетей, выполнена реконструкция и строительство трансформаторных подстанций. Недавно городу передано 15 современных единиц техники, новый общественный транспорт произведен на предприятии «Белкоммунмаш».
Электробусы рассчитаны на 31 место, транспорт может перевозить 67 пассажиров. Есть зоны для инвалидной и детской колясок. Также в салоне есть разъемы для зарядки гаджетов, кнопка для требования остановки. Для поддержания комфортной температуры в холодное время года установлены печки. Также в электробусах есть видеокамеры и маршрутоуказатели с подогревом стекол в этой зоне.
– Электробус «Ольгерд E321» – это самая продвинутая модель в линейке производителя, созданная в кузове пятого поколения, обладает современным дизайном и комфортным интерьером. Запас хода этих электробусов от одной зарядки составляет 200 километров, что позволяет обеспечить комфортную и безопасную перевозку пассажиров, – информируют в Минпроме.
Новые электробусы работают на трех городских маршрутах, а также курсируют по 19 пригородным.
Масштабный проект по обеспечению городов электротранспортом будет продолжаться на территории всей страны. Выделены деньги на производство и закупку техники в этом году. На очереди – Витебская область.
К слову, доля общественного электротранспорта в Минске в 2023-м в наземных перевозках увеличилась почти до 56 процентов, еще пять лет назад она составляла только около 40 процентов. По данным Минпрома, номенклатурный ряд средств электротранспорта по итогам прошлого года составляет девять наименований.
На полную мощность
В стране сформирована развернутая сеть зарядных станций – их уже более одной тысячи.
Строительство базовой инфраструктуры для электротранспорта входит в задачи национального оператора «Белоруснефть». Им создана сеть электрозаправочных станций Malanka, которая насчитывает уже 690 объектов – 134 Mode 3 и 556 Mode 4. Современные ЭЗС установлены во всех областях республики, что обеспечивает свободное и беспрепятственное передвижение современного электромобильного транспорта по всей территории страны. Оксана Воскобович озвучивает цифры:
– В Минске их 383, в Минской области – 49, в Брестской – 55, в Витебской – 48, в Гомельской – 58, в Гродненской – 62, в Могилевской – 35.
В Минпроме подытоживают:
– По результатам реализации комплексной программы, в 2023-м количество легковых электромобилей выросло за год в 2,5 раза (в январе 2024-го их зарегистрировано почти 9 тысяч, план – 8 тысяч). Доля электротранспорта в общем количестве городского пассажирского транспорта составила более 37 процентов. В нынешнем году реализация программы продолжится.
Юлия Ущенчик, «
Рэспубліка», 30 апреля 2024 г.
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА
Александр Турчин о перспективах предприятий Минпрома: эффективность работы ставится во главу угла
Эффективность работы предприятий ставится во главу угла, заявил Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, представляя коллективу Министерства промышленности Андрея Кузнецова, которого Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 июня назначил министром промышленности, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
До настоящего времени Андрей Кузнецов работал в должности заместителя Министра промышленности.
Александр Турчин пожелал новому министру успехов и отметил, что самое главное – нацеленность на эффективную работу. «Министерство промышленности как регулятор должно заниматься всеми направлениями деятельности и отрасли, и подведомственных предприятий – (это. – Прим. БЕЛТА) и объемы производства, и экспорт», – отметил Александр Турчин, добавив, что при выполнении определенных условий предприятия и Министерство могут рассчитывать на всеобъемлющую поддержку Правительства.
Бывший министр промышленности Александр Ефимов направлен руководить холдингом «АМКОДОР».
«Это одно из важнейших предприятий в отрасли машиностроения в нашей стране, которое оказалось в весьма непростой ситуации, – отметил Премьер-министр. – Благодаря Президенту, который прежде всего заботится о людях, работающих на этом предприятии, оно перешло под крыло государства. Но перешло с огромным количеством обязательств, которые нам надо будет вместе исполнять. Это весьма непростое решение».
Александр Турчин добавил, что для Александра Ефимова – дело чести вывести предприятие на успешную работу. Стоит задача выпускать конкурентоспособную продукцию и обеспечивать работников достойным уровнем заработной платы. Правительством готовится нормативный правовой акт, который будет комплексно решать проблемы «АМКОДОРА».
Говоря в целом о работе отрасли, Премьер-министр также нацелил руководителей на оптимизацию затрат, снижение расходов, диверсификацию экспортных поставок.
Кузнецов Андрей Евгеньевич родился 13 января 1977 г. в Гомеле. В 2001 году окончил Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, в 2020 году – Брянский государственный аграрный университет (РФ), в 2024-м – Академию управления при Президенте Беларуси.
Трудовой путь начал на Гомельском заводе литья и нормалей в 1996 году. Работал мастером, старшим мастером, начальником участка, заместителем начальника сборочного цеха, начальником механического цеха, начальником участка сборочного цеха, начальником экспортно-сдаточного цеха, начальником цеха по производству метизов.
В 2011 году стал заместителем директора Гомельского завода литья и нормалей по производству.
В 2013–2021 годах работал на предприятии «Брянсксельмаш» в должностях заместителя генерального директора по производству, главного инженера – заместителя генерального директора по производству и генерального директора.
В 2021 году был назначен директором Гомельского завода литья и нормалей.
С 2024 года занимал должность заместителя Министра промышленности.
30 июня 2025 года назначен Министром промышленности.
По информации
БЕЛТА
Что меняется в подходах к формированию госпрограмм на новую пятилетку, рассказал Министр экономики
Что меняется в подходах к формированию госпрограмм на новую пятилетку, рассказал журналистам Министр экономики Юрий Чеботарь перед заседанием Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент
БЕЛТА.
«Сегодня в Правительстве рассмотрим выполнение государственных программ и определим наши подходы по госпрограммам на будущую пятилетку. За прошлый год у нас реализовывалось 29 госпрограмм. Динамика в принципе положительная. У нас нет низкоэффективных программ: в начале пятилетки такие были, но мы приняли дополнительные меры. Видим, что основные целевые показатели в большинстве своем выполняются», – сказал Юрий Чеботарь.
По его словам, за 2024 год некоторые госпрограммы даже повысили свою эффективность, в том числе «Дороги Беларуси» и «Цифровое развитие Беларуси».
Госпрограммы являются основным инструментом выполнения пятилетней программы социально-экономического развития Беларуси. «Достигнуты весомые результаты, но есть и недостатки. Мы посмотрели на те показатели, которые сегодня не выполняются, и увидели, какие меры нужно принять. В первую очередь нужно повысить связку между показателями программы социально-экономического развития и госпрограмм. Каждый показатель, каждая задача должны дойти непосредственно до исполнителя. Второе направление – надо разобраться со стройками. Мы будем предлагать, чтобы все инфраструктурные проекты по строительству социальных объектов были внесены в программы. Что это значит? В программах здравоохранения, образования и так далее должны быть единые перечни, из которых мы будем знать, сколько, где, что будем строить. Третье направление – цифровизация. Будем предлагать со следующего года внедрять специальный информационный комплекс, через который будет осуществляться контроль, мониторинг и принятие дополнительных мер для исполнения оцениваемых показателей мероприятий, оценки эффективности госпрограмм», – проинформировал Министр.
По его словам, подготовлен проект перечня госпрограмм на следующую пятилетку. «Мы немного оптимизировали перечень исходя из того, что каждая госпрограмма должна работать на приоритеты и основные направления пятилетки. Таким образом, в будущей пятилетке у нас будет порядка 20 программ. Мы сконцентрировали наши усилия на основных направлениях, а менее приоритетные включили в другие проекты», – заключил Юрий Чеботарь.
По информации
БЕЛТА
Качество и эффективность. Александр Турчин дал оценку реализации госпрограмм в Беларуси
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин провел заседание Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
В текущей пятилетке реализуется 29 государственных программ, подлежащих оценке. За четыре года на мероприятия этих программ направлено около Br560 млрд. Треть из них – бюджетные средства. «Несомненно, достигнуты определенные результаты. В рамках выполнения госпрограмм построено более 17 млн кв.м жилья, в том числе более 1 млн кв.м арендного жилья. Введено в эксплуатацию 119 объектов здравоохранения, 48 детских садов и 21 школа. Построено и отремонтировано более 13 тыс. км дорог. Согласно отчету межведомственной комиссии при Минэкономики две трети госпрограмм признаны высокоэффективными и эффективными. Результаты значительные и в общем положительно характеризуют ход реализации госпрограмм», – отметил Александр Турчин.
Он предложил рассмотреть вопрос реализации госпрограмм прежде всего сквозь призму подготовки к программному циклу следующей пятилетки. «Сегодня становится очевидным, что действующие подходы к госпрограммированию нужно корректировать, – сказал Премьер-министр. – Госпрограммы должны демонстрировать тренд того, как правительство планирует достичь приоритетов пятилетки. Важно определить индикаторы, которые будут комплексно характеризовать выполнение приоритетов. Упор на качественную составляющую и эффективность вложенных средств. Например, реализация приоритета «арендное жилье» не должна свестись к доведению квадратных метров. Цель – закрепление кадров в регионах».
«Реализуя госпрограммы, мы должны видеть, как меняется жизнь в регионах. Обращаю внимание, что это задача не только отраслевых регуляторов. Местные органы должны активно включиться в этот процесс, обеспечив необходимую работу с населением», – заключил глава белорусского Правительства.
По информации
БЕЛТА
Состоялось одиннадцатое заседание Совета по промышленной политике государств – участников СНГ
4 июня 2025 года в г. Душанбе (Республика Таджикистан) состоялось одиннадцатое заседание Совета по промышленной политике государств – участников СНГ.
Мероприятие было организовано накануне заседания Совета глав правительств СНГ, что в очередной раз подчеркивает важность, которая предается вопросам развития промышленности и углубления кооперации в данном направлении на пространстве Содружества.
В работе заседания приняли участие члены Совета и представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ, научных и образовательных организаций государств – участников СНГ.
Приветствовал участников заседания Министр промышленности и новых технологий Республики Таджикистан Шерали Кабир.
Об итогах председательства Российской Федерации в Совете участников заседания проинформировал заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Груздев Алексей Владимирович.
От имени Исполнительного комитета СНГ с приветственным словом выступил заместитель Генерального секретаря СНГ Нематов Ильхом Туйчиевич. Он подчеркнул, что Содружество Независимых Государств на протяжении почти 35 лет продолжает выполнять важнейшую миссию по углублению добрососедских отношений и взаимодействию государств в политической, экономической, гуманитарной и других сферах на принципах равноправного партнерства и взаимной выгоды. Нематов И.Т. отметил, что деятельности отраслевых советов придается большое значение, поскольку они определяют перспективные направления дальнейшего сотрудничества, являются основными генераторами идей, новых проектов и вносят значительный вклад в формирование правовой базы СНГ. Советом по промышленной политике были подготовлены и внесены на рассмотрение высших органов СНГ весьма важные вопросы, касающиеся развития горно-металлургического комплекса, химической промышленности, нефтегазового машиностроения, использование природного газа в качестве моторного топлива. В 2024 году главами правительств государств – участников СНГ были утверждены Концепция сотрудничества в энергетической сфере и План мероприятий, которые будут действовать до 2035 года. Эти документы внесут вклад в обеспечение устойчивого развития энергетического потенциала стран и создание благоприятных условий для сотрудничества в этой важной области.
На заседании Экономического совета СНГ 29 апреля 2025 года утвержден Комплекс мер по привлечению и стимулированию развития взаимных инвестиций в рамках СНГ на период до 2030 года. Документ был разработан в связи с инициативой Президента Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.М. и направлен на развитие взаимодействия по улучшению инвестиционного климата, увеличение притока взаимных прямых иностранных инвестиций в экономику государств – участников СНГ, повышение эффективности осуществления инвестиций.
В своем выступлении заместитель Генерального секретаря СНГ в рамках деятельности Совета призвал провести глубокий анализ имеющихся возможностей в целях более эффективного задействования промышленного потенциала для обеспечения устойчивого роста экономики и повышения благосостояния граждан государств – участников СНГ.
Председателем Совета по промышленной политике государств – участников СНГ на очередной срок единогласно избран Министр промышленности и новых технологий Республики Таджикистан Шерали Кабир. Поблагодарив коллег за доверие, он выразил готовность оказывать всемерное содействие развитию промышленного сотрудничества на площадке Совета.
Повестка дня заседания Совета включала широкий спектр вопросов развития сотрудничества в различных отраслях промышленности.
НИЦ «Курчатовский институт» – базовой организацией государств – участников СНГ по научному и научно-техническому сотрудничеству в области разработки, исследования и применения конструкционных и функциональных материалов были представлены проекты Концепции развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области производства перспективных материалов для высокотехнологичных отраслей промышленности и Плана мероприятий по ее реализации.
Члены Совета одобрили проекты Концепции цифровой трансформации отраслей горно-металлургического комплекса государств – участников Содружества Независимых Государств и Плана мероприятий по ее реализации.
Была заслушана информация директора департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Мыскина Михаила Евгеньевича о реализации Концепции развития промышленной кооперации государств – участников СНГ и Комплекса мер по развитию промышленной кооперации государств – участников СНГ на период до 2030 года.
С информацией о деятельности в 2024–2025 годах и планах на предстоящий период выступили представители базовых организаций, курируемых Советом.
Одобренные проекты документов будут внесены Советом в Исполнительный комитет СНГ для дальнейшего рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
Очередное заседание Совета планируется провести в 2026 году в Республике Казахстан в очном формате.
По завершении заседания в присутствии членов Совета Министр промышленности и новых технологий Республики Таджикистан Шерали Кабир за вклад в развитие международных отношений в реальном секторе экономики государств – участников СНГ наградил Нематова Ильхома Туйчиевича медалью «Заслуженный работник промышленности Республики Таджикистан».
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
(фото – официальный портал Исполнительного комитета СНГ)