29.04.2024
Законопроект об аккредитации в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь рассмотрели в Палате представителей
26 апреля 2024 года под председательством Ю.А.Панфилова состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи.
В мероприятии приняли участие Председатель Государственного комитета по стандартизации Моргунова Е.М., начальники управлений Госстандарта и Белорусского государственного центра аккредитации, работники секретариатов Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
На заседании был рассмотрен проект Закона Республики Беларусь «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь», принятый в первом чтении Палатой представителей седьмого созыва.
Перед присутствующими выступила Е.М.Моргунова с докладом о причинах и целях разработки законопроекта, а также его основных положениях. В частности, она отметила, что система аккредитации ведет свою историю с начала 90-х годов прошлого века, а начиная с 2010 года является «государственным инструментом доверия» к деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий. Новым же этапом развития аккредитации стало закрепление норм об аккредитации в Договоре о Евразийском экономическом союзе.
Е.М.Моргунова обратила внимание на большую значимость аккредитации для государства и общества. Институт аккредитации используется для внедрения и поддержания высоких стандартов работы организаций в областях оценки соответствия. Аккредитация способствует снижению барьеров в торговле, обеспечивает условия для экспорта, является эффективным инструментом для бизнеса в сфере принятия решений и управления рисками. Она также становится гарантом того, что заявления о соответствии товаров и услуг высоким стандартам качества и безопасности имеют под собой профессиональные обоснования и доказательства.
Несмотря на наличие общего Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» практика его применения, а также развитие иных отраслей законодательства выявили ряд существенных недостатков правового регулирования отношений в сфере аккредитации (пробелы, коллизии, наличие неэффективных норм).
Устранить имеющиеся проблемы призван рассматриваемый законопроект. Основная его задача – обновление сложившейся Национальной системы аккредитации Республики Беларусь с учетом интеграционных процессов в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза.
Глава Госстандарта уделила особое внимание новеллам документа, отметив, что законопроектом:
-
установлен ведомственный контроль за деятельностью органа по аккредитации, не связанный с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности: ежегодный анализ деятельности органа по аккредитации со стороны Госстандарта;
-
закреплена на правовом уровне цифровизация аккредитации;
-
определены случаи безвозмездности аккредитации (сокращение области аккредитации и отмена аккредитации);
-
упрощен порядок актуализации области аккредитации;
-
скорректированы в сторону четкой регламентации и уменьшения сроки проведения аккредитации;
-
определен круг заявителей на аккредитацию;
-
уточнено, что для проведения аккредитации необходимо наличие технического нормативного правового акта, на соответствие которому подтверждается компетентность аккредитуемого;
-
установлены требования к порядку принятия решения по аккредитации и основания для принятия решений по аккредитации.
Участники заседания задали представителям Госстандарта ряд уточняющих вопросов, касающихся законопроекта. В ходе состоявшейся дискуссии депутаты обсудили их с приглашенными, в частности:
-
обоснованность и оправданность выделения сферы аккредитации в отдельный закон из действующего Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия»;
-
финансово-экономическое обоснование к документу, предполагаемое влияние законопроекта на финансы организаций страны, в том числе в части возмездности процедур аккредитации;
-
порядок закрепления обязательности применения аккредитации в Национальной системе аккредитации в различных сферах общественных отношений;
-
количество аккредитованных субъектов в Республике Беларусь в отраслевом разрезе, их материально-техническую и кадровую обеспеченность;
-
практические аспекты реализации впервые закрепляемых на законодательном уровне подходов гибкости области аккредитации как средства противодействия санкционного давления на нашу страну;
-
сохранение в субъектном составе индивидуальных предпринимателей в связи с принятыми законодательными решениями по вопросам предпринимательской деятельности;
-
взаимосвязь отдельных процедур с административными процедурами, а также с работой систем менеджмента качества, внедренных на многих предприятиях республики;
-
и другие.
По итогам обсуждения Постоянной комиссией принято решение организовать проработку законопроекта с заинтересованными субъектами из различных сфер (производственные предприятия, испытательные лаборатории (центры), поверочные и калибровочные лаборатории и другие) и обеспечить совместно с разработчиками рассмотрение поступивших замечаний и предложений, в том числе на заседаниях рабочей группы, провести при необходимости доработку положений данного документа.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Законопроект о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования обсудили в Палате представителей
16 июля 2025 г. состоялось заседание рабочей группы по доработке проекта Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (второе чтение).
Заседание с участием членов Постоянной комиссии по экономической политике, представителей Министерства юстиции и Министерства труда и социальной защиты, Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь провел председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Николайкин В.П.
В ходе заседания были обсуждены варианты корректировки ряда норм законопроекта, касающихся в том числе урегулирования трудовых отношений при отмене реорганизации юридического лица, прекращения трудовых отношений с руководителем организации при создании ликвидационной комиссии, оснований для обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
В Беларуси будет принят новый национальный эталон
В Беларуси будет принят 69-й национальный эталон. Он был рекомендован к утверждению во время заседания научно-технического совета Госстандарта под руководством заместителя Председателя Ивана Кисленко, которое состоялось на базе БГУИР, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Госстандарта.
Заседание было посвящено приемке нового национального эталона единицы ослабления электромагнитных колебаний в диапазоне частот от 37,5 до 178,4 ГГц.
Разработка, выполненная БГУИР, представляет собой комплекс для измерений в четырех поддиапазонах миллиметровых волн. Как пояснили руководитель задания, главный научный сотрудник научно-производственно-образовательного центра сверхвысокочастотных СВЧ технологий и их метрологического обеспечения БГУИР Александр Гусинский и доцент кафедры информационно-измерительных систем БГУИР Татьяна Толочко, внедрение эталона особенно актуально для развития технологий 5G, радиолокации и спутниковой связи. Он позволит проводить высокоточные измерения при проектировании СВЧ-систем, выпуске радиоэлектронной продукции и обеспечит экономию валютных средств предприятий.
Члены совета единогласно рекомендовали утвердить разработку в качестве 69-го национального эталона Беларуси, отметив ее соответствие современным метрологическим требованиям.
По информации
БЕЛТА
Внесены изменения в план государственной стандартизации – 2025
Госстандарт утвердил изменение № 3 к плану государственной стандартизации Республики Беларусь на 2025 год (далее – план).
Оно сформировано на основании предложений-заявок, поступивших от ЗАО «Струнные технологии», Белорусского дорожного научно-исследовательского института «БелдорНИИ», республиканского унитарного предприятия «СТРОЙТЕХНОРМ», Научно-исследовательского института технической защиты информации, БелГИСС, проектно-изыскательского республиканского унитарного предприятия «БЕЛГИПРОЛЕС».
Так, дополнительно будет разработано 11 государственных стандартов и изменений к действующим государственным стандартам, касающимся цифровой трансформации, транспорта, строительства и др. Также запланировано проведение проверки научно-технического уровня 4 технических регламентов Таможенного (Евразийского экономического) союза и перечней стандартов к ним. Речь идет о технических регламентах на пиротехнические изделия, аппараты, работающие на газообразном топливе, аттракционы, оборудование для детских игровых площадок.
Кроме того, откорректированы отдельные темы, предусмотренные в плане.
Ознакомиться с изменением № 3 к плану можно на сайте Госстандарта в разделе «
Стандартизация/Программы работ».
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Беларусь будет развивать сотрудничество с ЮАР в области стандартизации, метрологии и аккредитации
Делегация из Южно-Африканской Республики посетила Госстандарт Беларуси с целью обмена опытом в сфере стандартизации, метрологии и оценки качества. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Госстандарта.
Визит начался с переговоров на площадке Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ). Первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак отметил роль стандартизации и метрологии как ключевых элементов белорусской системы качества. Он также предложил рассмотреть вопрос развития сотрудничества в области стандартизации, метрологии и аккредитации между профильными структурами двух стран. С этой целью Госстандартом подготовлены проекты соответствующих документов. «Надеемся, наша встреча будет полезной для развития взаимодействия наших стран во всех сферах», – добавил Александр Бурак.
Южноафриканскую делегацию представляли и.о. главного директора по международному сотрудничеству Сесил Масока и другие специалисты Департамента науки, технологий и инноваций.
Гости посетили лаборатории БелГИМ, где ознакомились с испытаниями пищевой продукции и национальным эталоном времени, а также объекты Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС), включая испытательные центры бытовой техники. Сесил Масока выразил уверенность, что белорусский опыт будет полезен для развития науки и повышения качества продукции в ЮАР, подчеркнув готовность к дальнейшему сотрудничеству.
Визит стал важным шагом в укреплении двусторонних связей между Беларусью и ЮАР в сфере стандартизации и контроля качества.
По информации
БЕЛТА
(фото Государственного комитета по стандартизации)
Депутат о регулировании услуг каршеринга: вопрос требует комплексного подхода
В Беларуси будут урегулированы услуги каршеринга, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей Владимир Боровенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
15 июля прошло расширенное заседание Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей по вопросу правового регулирования предоставления услуг краткосрочной аренды транспортных средств (каршеринга). В ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Республики Беларусь, проведенного 25 июня 2025 г. в Палате представителей, были выявлены пробелы правового регулирования при предоставлении услуг краткосрочной аренды транспортных средств. Это касается и шеринга средств персональной мобильности – велосипедов и электросамокатов.
В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия каршеринговых организаций и пользователей, в связи с чем их отношения регулируются положениями Гражданского кодекса, которые не в полной мере отражают специфику поминутной аренды автомобилей. В этой связи каждая шеринговая компания придерживается своей политики при взаимодействии с гражданами. Обычному пользователю сложно разобраться во всех тонкостях и различиях систем работы таких организаций, вариативности предусматриваемых штрафов и прочих взысканий за ненадлежащее пользование автомобилем.
«Этот вопрос был поднят в ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, – отметил депутат. – Были вскрыты моменты обеспечения безопасности при краткосрочной аренде автомобилей, самокатов, велосипедов. Вопросы касались законодательного регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Потому что зачастую каршерингом пользуются люди в состоянии алкогольного опьянения (это показывает статистика ДТП), а также лишенные прав, не имеющие опыта вождения. А за рулем машины, на которой никогда не ездил, вдвойне вырастает нагрузка на водителя, даже если он имеет права. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения стоит во главе угла».
По словам депутата, не мало вопросов и с кикшерингом (прокатом самокатов). «Указ № 145 в какой-то мере урегулировал использование самокатов, был установлен возрастной ценз. Но между тем ими пользуются и дети в возрасте до 14 лет, и двое людей одновременно, что тоже запрещено ПДД. Возникают также вопросы обеспечения мест парковки самокатов. И другие, вплоть до обеспечения скорости на различных участках дорог, – подчеркнул Владимир Боровенко. – Поэтому мы подойдем здесь комплексно. На заседание приглашены представители различных министерств и ведомств, чтобы обсудить и принять согласованное решение по обеспечению безопасности при использовании автотранспорта и средств персональной мобильности».
По информации
БЕЛТА