Евгений Коваленко: говоря о Конституции, мы думаем о будущем
Положения Конституции являются источником развития нашего государства и рассчитаны на перспективу, заявил начальник главного государственно-правового управления Администрации Президента Республики Беларусь Евгений Коваленко во время семинара на тему «Законотворческий процесс в Республике Беларусь», передает корреспондент БЕЛТА.
«Парламентарии всегда находились в авангарде правовой деятельности. Подтверждением тому служит масштабная работа, проведенная предыдущим составом парламента сначала по подготовке изменений в Конституцию, затем по реализации конституционных поправок в законодательстве. В этих целях было принято два новых закона и внесены корректировки в 86 действующих. Также была обеспечена гармонизация еще 14 законов и 25 указов Президента. В результате принятых мер точно в срок заработал ряд новых конституционных положений на практике. Среди них – проведение выборов в единый день голосования, формирование Всебелорусского народного собрания. Меньше, чем через неделю состоится его первое заседание», – отметил Евгений Коваленко.
Вместе с тем, останавливаться на достигнутом нельзя. «И, когда мы говорим о Конституции, мы думаем о будущем, о том, что нам еще предстоит сделать. Ее положения являются источником развития нашего государства и рассчитаны на перспективу. Поэтому убежден, у нового состава парламента также будет много работы, – подчеркнул начальник управления. – Как отмечал Глава государства, парламенту пора выходить на принципиально иной уровень работы, создавать законы нового поколения, решать насущные проблемы».
По информации
БЕЛТА
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
24 марта 2025 г. состоялось выездное заседание рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О независимой оценке и сертификации квалификаций» к первому чтению.
Заседание организовано на площадке Министерства труда и социальной защиты с приглашением предприятий и организаций сферы производства и услуг.
В заседании приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, ОАО «МАЗ», ЗАО «Атлант», ОАО «МАПИД», ГПО «Минскстрой», РУП «Белстройцентр», УО «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Жилком», РУП почтовой связи «Белпочта», отеля «Минск».
На рассмотрение участников представлен доработанный проект Закона, предусматривающий:
- введение процедуры аккредитации юридических лиц на предмет проведения ими оценки квалификаций;
- полномочия и деятельность аккредитованных организаций;
- порядок прохождения оценки квалификаций соискателями с получением сертификата о подтверждении квалификации или заключения о прохождении экзамена по признанию квалификаций;
- права соискателей;
- создание реестра аккредитованных организаций и реестра наименований квалификаций.
Подходы, заложенные в проекте Закона, позитивно восприняты представителями реального сектора. Отмечено, что внедрение института признания квалификаций по профессиям рабочих, полученных в том числе вне системы образования или самостоятельно, позволит создать еще один механизм по решению для нанимателей проблемы дефицита кадров, а для человека — расширит возможности для трудоустройства.
В процессе обсуждения поддержано предложение об изменении названия законопроекта «О признании квалификаций».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Парламентарии планируют рассмотреть на семинаре правоприменительную практику Кодекса о земле, сообщил журналистам Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко по итогам приема граждан в Поставах, передает корреспондент БЕЛТА.
«Мы планируем в ближайшее время на семинаре рассмотреть вопросы правоприменительной практики Кодекса о земле, – рассказал Игорь Сергеенко. – На конкретных примерах конкретных территорий, областей с привлечением широкого круга специалистов, изучив почти в течении года проблемные аспекты реализации Кодекса о земле. Чтобы возможно выйти на какую-то точечную корректировку».
Как отметил спикер, Кодекс о земле соответствует реалиям сегодняшнего дня и «отражает все, что было накоплено практикой предыдущих лет», – подчеркнул он.
По информации БЕЛТА
Палатой представителей восьмого созыва во втором чтении принято уже 65 законопроектов. Об этом сообщил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко во время встречи с парламентской делегацией Республики Сербской Боснии и Герцеговины во главе с Председателем Вече народов Республики Сербской Сребренкой Голич, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Спикер проинформировал, что текущий созыв Палаты представителей – восьмой и работает уже почти год (с 22 марта 2024 года). «Всего в составе Палаты представителей работают на профессиональной основе 110 депутатов. Создано 14 постоянных комиссий, которые охватывают все сферы жизнедеятельности страны. За период функционирования Палаты представителей создана достаточно мощная законодательная база. За этот год во втором чтении принято 65 законопроектов. Из них примерно половина – ратификации международных договоров по различным направлениям», – рассказал Игорь Сергеенко.
По его словам, в течение этого периода внесены изменения в законодательство, которое регламентирует вопросы образования, предпринимательства, кредитования, аккредитации, национальной безопасности, ветеранов. «При разработке, корректировке законодательства мы исходим из реальной жизни, реальной практики, что сегодня востребовано государством, обществом, населением», – подчеркнул спикер.
По информации БЕЛТА
18 марта 2025 г. под председательством И.А.Костевич состоялось очередное заседание рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О независимой оценке и сертификации квалификаций» к рассмотрению в первом чтении.
В заседании приняли участие первый заместитель Министра труда и социальной защиты Астрейко Т.А., ректор УО «Республиканский институт профессионального образования» Голубовский В.Н., представители Администрации Президента Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, работники Секретариата Палаты представителей.
На заседании детально обсудили подходы к процедуре аккредитации юридических лиц на оказание услуг по признанию квалификаций, условиям и порядку осуществления деятельности аккредитованных организаций.
Выработаны позиции, касающиеся информационного обеспечения признания квалификаций.
В ходе обсуждения приняты согласованные решения.
Работа над законопроектом продолжается.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, « Рэспубліка», 15 марта 2025 г.