17.04.2024
Минстройархитектуры о мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности
Постановлением Правительства № 262 от 10 апреля 2024 года внесены изменения в постановление Совмина от 20 февраля 2007 года № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности». Более подробно о новациях документа рассказал заместитель Министра архитектуры и строительства Беларуси Александр Балашенко, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Любой строительный объект проходит ряд этапов до того, как будет введен в эксплуатацию. Начинается с идеи и заканчивается вводом в эксплуатацию. Министерством проведен анализ взаимодействий, которые осуществляют участники строительства на каждом из этих этапов – предпроектные работы, проектирование, строительство, ввод. Установлено, что от начала реализации проекта – разработки предпроектной документации до ввода объекта в эксплуатацию участники строительства осуществляют порядка 135 взаимодействий», – сказал Александр Балашенко.
По его словам, наибольшее количество (105) взаимодействий приходится на предпроектный этап и этап проектирования. «Это приводит к колоссальным затратам времени и ресурсов, необходимости хождения по огромному количеству инстанций для получения всевозможных согласований. Многие видели листы проекта, на которых нет свободного места из-за количества штампов установленных на них, – более 40 подписей и печатей. По отдельным объектам процесс затягивается на год и более, – рассказал заместитель Министра. – При этом, каждый из участников этих процессов решает свои задачи: один зарабатывает на избыточных процедурах и навязывает затратные решения, в том числе за счет бюджетных средств, для решения ведомственных проблем, другой – размывает свою ответственность количеством штампов на листе и прикрывает свою нерасторопность навязанным количеством согласований».
Минстройархитектуры ведет работу по упрощению процесса строительства объектов на всех стадиях реализации проекта. В частности, постановлением № 262 от 10 апреля 2024 года внесены изменения в постановление № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной строительной деятельности».
Как отметил Александр Балашенко, до начала проектирования заказчики проектной организации получают исходные данные, так называемые технические условия и технические требования. «Порядок выдачи исходных данных регламентирован постановлением № 223. Ранее в нем было 7 форм технических условий и ни одной формы технических требований. На сегодняшний день установлены и закреплены формы для 8 технических условий и 11 технических требований. Этих документов, исходных данных будет достаточно для разработки большинства объектов строительства», – сообщил он.
«Согласно новому постановлению, в технических условиях и технических требованиях закреплены конкретные поля, которые нужно заполнить (вписать нужную информацию), что, по нашему мнению, исключает возможность внесения в них дополнительных требований о согласовании, рассмотрении и иных взаимодействиях с теми, кто выдал эти технические условия. Изменение формы ТУ и ТТ недопустимо», – обратил внимание замминистра.
Кроме того, документом закреплена норма о том, что не требуются никакие дополнительные согласования, если объект запроектирован в соответствии с техническими условиями и техническими требованиями. Также введены определенные изменения в части упрощения сноса объектов. «Скорректированы – упрощены отдельные вопросы сноса неиспользуемых незарегистрированных построек – исключена необходимость предоставления отсутствующих правоустанавливающих документов на них», – добавил заместитель руководителя ведомства.
«Для людей, для заказчиков – это исключение необходимости многократного хождения в органы исполнительной власти, организации, которые выдают эти технические условия, а также сокращение времени на все эти процедуры», – подчеркнул Александр Балашенко.
Говоря о том, насколько сократится время согласований, он отметил: «Согласно тому анализу, который мы провели по реально реализуемым проектам, мы видим, что процедура согласований занимает от 2-3 месяцев до года по отдельным объектам. Конечно же, только этим постановлением мы не исключим все взаимодействия, все согласования, но значительную часть сократим. Предполагаем, что как минимум в два раза сократим все процедуры согласований, соответственно, и их срок».
По информации
БЕЛТА
Минстройархитектуры вырабатывает критерии для реновации жилья на ближайшие пять лет
Минстройархитектуры вырабатывает критерии для реновации жилья на ближайшие пять лет. Об этом рассказала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит».
Концепция государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года утверждена Правительством 13 марта. «Если говорить о подходах, то на эту пятилетку у нас как таковой жилищной концепции не было. Была программа строительства жилья, а сейчас уже идет последний год пятилетки», – отметила Инна Пинковская.
Концепция, по сути, отражает основные направления в жилищной политике государства, которые потом уже подробно расписываются в соответствующих программах. Что касается основных направлений жилищной концепции до 2030 года, это в первую очередь уклон на реновацию существующего жилищного фонда. «Ни для кого не секрет, что со временем существующий жилищный фонд морально и физически устаревает и его нужно, естественно, обновлять. Речь идет о том, что на уже существующей инженерной инфраструктуре строятся новые жилые дома. Например, уже начата работа, в том числе профильными институтами Минстройархитектуры, по разработке концепции реновации жилфонда в следующие пять лет. Это одно из направлений таких глобальных», – обратила внимание замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
По российскому примеру под реновацией жилых домов подразумевается не просто капитальный ремонт, а снос и строительство нового здания. «Наши институты работают по поводу того, чтобы определить основные направления. Обсуждаются критерии, которые нужно выработать для сноса того или иного дома, а также источники финансирования. Нужно определиться с тем, как будут реализовываться имущественные права граждан, которые проживают в этом фонде», – пояснила Инна Пинковская.
Если говорить о самой Концепции жилищной политики, то один из соответствующих предписаний постановления обязывает Минстройархитектуры совместно с заинтересованными в двухмесячный срок утвердить детальный план мероприятий. Поэтому в течение двух месяцев план будет составлен, подчеркнула замначальника главного управления. В нем будет четко прописано, какие нормативные документы должны быть приняты в рамках реализации концепции.
По информации
БЕЛТА
Минтруда утверждены 2 профстандарта, относящиеся к деятельности в области информационных технологий, телекоммуникаций, почтовой деятельности
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2024 г. № 116.
Так, утверждены 2 профессиональных стандарта, относящиеся к деятельности в области информационных технологий, телекоммуникаций, почтовой деятельности:
-
специалист по маркетингу телекоммуникационных услуг;
-
техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрооборудования объектов телекоммуникаций.
Справочно. Профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их исполнения.
На основании профессиональных стандартов определяются наименования профессий рабочих (должностей служащих), трудовые функции, наличие у работника соответствующей квалификации (статьи 1, 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Разработка профессиональных стандартов осуществлялась при координации Секторального совета квалификаций в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи при Министерстве связи и информатизации.
Утвержденные профессиональные стандарты содержат характеристики трудовых функций для:
-
должностей служащих «Специалист по маркетингу телекоммуникационных услуг» (код должности служащего согласно ОКРБ 014-2017 «Занятия» – 2431-006), «Электромеханик связи» (код должности служащего – 3522-003); «Инженер по ремонту и обслуживанию электропитающих установок связи» (код должности служащего – 2151-017);
-
профессии рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок» (3-7 разряды) (код профессии рабочего – 7412-079).
Одновременно постановлением исключены квалификационные характеристики должностей служащих «Инженер по ремонту и обслуживанию электропитающих установок связи», «Специалист по маркетингу телекоммуникационных услуг» и «Электромеханик связи», содержащиеся в выпуске 16 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых предоставлением услуг в области телекоммуникаций и почтовой деятельности», и тарифно-квалификационная характеристика профессии рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок», содержащаяся в выпуске 54 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих «Работы и профессии рабочих связи», с учетом того, что профессиональный стандарт является аналогом квалификационной (тарифно-квалификационной) характеристики.
Постановление вступило в силу 9 марта 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Александр Шваюнов рассказал, как будет упрощен процесс строительства жилья для нуждающихся
Заместитель Министра архитектуры и строительства Александр Шваюнов рассказал о том, как упростится процесс строительства жилья для нуждающихся категорий граждан, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства архитектуры и строительства.
Подписанные накануне Президентом указы № 94 и № 95 значительно упростят нуждающимся в улучшении жилищных условий процедуру приобретения собственного жилья.
«Уходим от одной из важнейших проблем: сегодня будем возводить жилье без участия дольщика. То есть человек будет приходить и оформлять на себя готовое жилье, не вовлекаясь в процессы строительства и всего того, что с этим связано, – отметил Александр Шваюнов. – В итоге он выбирает себе квартиру, которая ему подходит, заключает на нее договор и на него переоформляется кредитный договор».
Также заместитель Министра рассказал о том, вырастет ли цена на жилье в связи с новым подходом. Он обратил внимание, что разница в стоимости между котлованом и готовым жильем касается коммерческих застройщиков. «У государственных застройщиков цена не меняется с момента начала строительства и до окончания, – подчеркнул он. – Меняется цена только у коммерческих застройщиков, соответственно, на котловане они ставят ниже цену, а уже если выше готовность, цена повышается».
Для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, все останется как и прежде. «Механизмы кредитования на сегодняшний день известны и прозрачны. Поэтому все останется для нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан также, по погашению кредита и так далее», – сказал Александр Шваюнов. И преимущество будет в том, что человеку не придется включаться во все этапы строительного процесса.
По информации
БЕЛТА
Главой государства подписаны указы, которые меняют порядок строительства и кредитования жилья
Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 марта подписал указы, направленные на совершенствование подходов к порядку строительства и кредитования жилья.
Указ № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» принят в целях создания единого нормативного документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки.
Размеры господдержки установлены на действующем уровне. Категории лиц, имеющих право на нее (все гражданские и военные), порядок и условия ее предоставления сохраняются.
Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья:
-
льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан);
-
одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан);
-
финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей).
Отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу (при этом по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку). Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами.
В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 года № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья.
Суть госзаказа заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья.
В числе новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в настоящее время – только имеющим право на господдержку).
Все изменения вступают в силу с 1 июня 2025 года. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет осуществляться на прежних условиях.
Минздрав о совершенствовании подходов по регулированию тарифов на платные медуслуги по лабораторной и инструментальной диагностике
В целях совершенствования подходов по регулированию тарифов на платные медицинские услуги по лабораторной и инструментальной диагностике приняты следующие постановления Министерства здравоохранения:
от 28 января 2025 г. № 13 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
С целью совершенствования действующих нормативных документов для расчета тарифов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике, а также в связи с изменениями, связанными с внедрением новых методов лабораторной диагностики с использованием современного оборудования и материалов, исключения из практики устаревших методов исследования, изменения структуры документа в сторону оптимизации, упрощения, постановлением устанавливаются переработанные (актуализированные) нормы времени и нормы расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике, оказываемые юридическими лицами независимо от их формы собственности и подчиненности и индивидуальными предпринимателями;
от 28 января 2025 г. № 14 «О предельных максимальных тарифах на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
Постановление предусматривает введение обновленной номенклатуры услуг по лабораторной диагностике идентичной постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 января 2025 г. № 13 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
Постановление включает в себя 237 предельных максимальных тарифов.
Тарифы установлены с учетом внедрения новых методов, не учтенных ранее, автоматизации ряда исследований, исключения из практики устаревших методов;
от 19 февраля 2025 г. № 22 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 129».
Постановлением вводится обязанность субъектов хозяйствования снижать нормы расхода материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг по инструментальной диагностике, в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности, оказания услуг в комплексе, фактического расхода и других факторов.
Постановлением исключаются нормы времени и нормы расхода материалов на платные медицинские услуги по ультразвуковой диагностике на черно-белых ультразвуковых аппаратах с учетом исключения практики их использования;
от 19 февраля 2025 г. № 23 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 13».
Постановлением исключаются из постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 13 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лучевой и ультразвуковой диагностике» предельные максимальные тарифы на услуги по ультразвуковой диагностике на черно-белых ультразвуковых аппаратах с учетом исключения практики их использования.
Официальный комментарий: принятые документы Министерства здравоохранения актуализированы по ряду вопросов. Так, установлены новые нормы времени, расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной и инструментальной диагностике, предельные максимальные тарифы на новые услуги по лабораторной диагностике с учетом внедрения новых методов. Ряд внедренных в практику методов в предыдущих документах не был учтен. Так же, как и введение автоматизации ряда исследований. Исключены из практики устаревшие методы. Изменена структура документа в сторону оптимизации и упрощения.
В документах вводится обязанность субъектов хозяйствования снижать нормы расхода материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг по лабораторной и инструментальной диагностике, в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности, оказания услуг в комплексе, фактического расхода и других факторов.
В связи с необходимостью приведения прейскурантов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике в соответствие с установленными нормами, постановления вступают в силу через 3 месяца после официального опубликования.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь